практика очищения кармы в буддизме
Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма
Буддизм, Дхарма, тайные учения, личный опыт, духовные победы, СМИ про Дхарму, буддийское учение, буддийская йога и медитация, Ваджраяна и Тантраяна, Алмазный путь, практика сутры и тантры в буддизме, нью-эйдж, иконы буддизма, бон и чод, неотантризм и шарлатанство, буддийские лидеры, тантра и тантризм
Практика очищения кармы
Практика очищения кармы — из книги Пандэ ламы «Уроки Дхармы»
Закон Кармы – это закон причины и следствия.
Карма – это энергия, которая накапливается беспрерывно 24 часа в сутки и закладывается в виде отпечатков в сознании. Может проявить себя в любое время, когда появится условие.
Карма – это моральный закон, который корректируется и поддаётся изменению.
Карму можно корректировать, так как она на 70% зависит от человека.
Для чего необходимо делать практику раскаяния? Причины для раскаяния
2. Незамедлительно нужно очиститься от совершенных злодеяний;
3. Нет потери содеянной кармы. Ужасные страдания и муки поджидают меня впереди;
4. Распознать и раскрыть свои негативные поступки. Проступки не будут разрастаться и увеличиваться, если вовремя делать практику раскаяния. Искреннее покаяние очищает сознание. Не стоит скрывать свои ошибки.
5. Негативные поступки влекут за собой неприятные поступки и явления. Раскаяние восстанавливает внутреннюю гармонию;
6. При раскаянии сознание обретает легкость, ум очищается от негатива, появляется разумное мышление. Улучшается понимание закона Кармы и взаимообусловленности всего бытия.
Четыре силы для практики очищения
Для очищения надо применить четыре силы:
Сила признания – это признание в том, что в прошлом совершил плохие проступки, начиная с прошедшей секунды до безначального времени
Сила противодействия:
а) чтение сутр Праджняпарамиты; размышление о Пустоте. Нет меня, нет его, нет того действия, нет истинного сотворения, все пустотно, этот процесс сам по себе не истинен, если бы этот процесс был истинным, он продолжался бы без остановки.
Поэтому как этот процесс начинается и заканчивается, он не истинный, если бы этот процесс был истинным, он продолжался бы без остановки. Потому как этот процесс начинается и заканчивается, он неистинный, не абсолютный, а относительный;
б) начитывание Стослоговой Мантры;
в) делать простирания, подношения;
г) помнить имена Будд и святых;
д) Раскаяние перед 35 Буддами.
Формула истинного очищения
Осознание + истинное раскаяние = Очищение
Самое трудное в практике очищения кармы
Самое трудное давать обещание не совершать этот проступок. Когда человек дает обещание, он признает. Что его проступок стопроцентно является неправильным, он видит минусы, поэтому дает обещание. А если он не боится этого проступка. Он не может дать обещание, то есть, полностью его не осознал.
Поэтому практикующие должны давать обещание. Эти четыре силы нужны для восстановления положительной энергии, силы восстановления внутреннего баланса четырех элементов, создания внутренней гармонии То есть освободиться от внутреннего груза. Очиститься, почувствовать свежесть духа, почувствовать свободу, легкость.
Когда очищаемся, мы не должны угнетать, унижать себя, не накручивать себя, думая:
Надо вовремя осознать, раскаяться, очисться и дать клятву больше не совершать плохих поступков. Очищение от плохих и дурных поступков должно быть постоянным, должно войти в привычку, в наклонности. Сразу же полностью все плохое убрать невозможно, убираем и очищаемся постепенно. Не стоит лениться и откладывать на потом.
О Пандэ Ламе
Пандэ лама (Олег Жигжитов 1977 — 2012 гг.) родился в 1977 году в с. Ноехон Республики Бурятия. В 1992 году он был принят в дацан Балдан Брэйбун, который находится недалеко от города Кяхта. В то время началось строительство согчен дугана, и после занятий, вместе с остальными хубараками, Пандэ лама принимал участие в строительстве храма.
В 1995 году ширээтэ лама дацана (ныне XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев) принял решение направить Пандэ ламу для продолжения обучения в знаменитый монастырь-университет Дрепунг Гоман дацана (Южная Индия, штат Карнатака). В течение 11 лет он изучал пять главных дисциплин: Логику, Праджняпарамиту, Мадхьямику, Абхидхарму, Винаю. Во время пребывания в Индии получил множество посвящений и Учений от Его Святейшества Далай ламы XIV.
Учителями Пандэ ламы были настоятель монастыря Дрепунг Гоман дацана досточтимый Лубсан Данба, а также многие другие досточтимые учителя Дхармы. По окончании учебы, вернувшись в Россию, Пандэ лама преподавал в Буддийском университете «Даши Чойхорлин» им. Д.Д.Заяева в Иволгинском дацане. Позже, будучи проректором по учебной работе университета, помимо преподавательской деятельности, принимал участие в развитии буддийского научно-популярного журнала «Легшед».
Под руководством Пандэ ламы издано первое учебное пособие для школьников «Жизнь Будды».
Библиотека
СУТРА И ТАНТРА
ТАНТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЧИЩЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРМЫ. ПРАКТИКА ВАДЖРАСАТТВЫ
На прошлых лекциях я рассказывал вам, о том как достичь состояния будды путем практики Сутры и Тантры. Это исходный материал, которого не достаточно для обретения состояния будды, но его нужно иметь в виду. Так опытный архитектор вначале собирает необходимый ему для работы материал, составляет проект и только потом приступает непосредственно к его осуществлению.
Сейчас мы с вами поговорим о том, как практически подойти к строительству здания, заложить прочную основу. Когда люди строят здание, они начинают не с 10 этажа, а с возведения фундамента. Практика, которая связана с созданием основы для дальнейших занятий, по-тибетски называется «Нендро», что означает «подготовительная практика». Смысл ее заключается в очищении негативной кармы и накоплении позитивной.
Как я уже говорил, существуют три уровня мотивации:
1. Мотивация, ориентированная на будущую жизнь (мотивация, нацеленная на достижение счастья в этой жизни, не имеет отношения к практике Дхармы).
2. Мотивация, связанная с желанием освободиться от сансары. Эта мотивация должна исходить из глубины вашего сердца. Чтобы такая мотивация действительно возникла, важно хорошо понять, что такое сансара и освобождение от нее.
3. Мотивация бодхичитты. Даже одно простирание с мотивацией бодхичитты создает очень большую духовную заслугу. Об этом говорят коренные тексты Учения.
Чтобы ваша практика была успешной, развивайте в себе мотивацию всех трех уровней (стремление к обретению будущей жизни, стремление к освобождению от сансары и, наконец, бодхичитту). Лишь развив мотивацию бодхичитты, приступайте к духовной практике. По окончании каждой практики обязательно нужно сделать посвящение заслуг. Посвятите их достижению вами в будущем состояния будды. Тогда любая ваша практика будет служить накоплению значительной положительной кармы.
Таким образом, решающую роль при накоплении позитивной кармы играют второй и четвертый факторы (мотивация и завершение). С тем, что касается первого и третьего факторов кармы (объекта и действия), дело обстоит проще, т.к. объект вы можете видеть, а действие не трудно совершить. Но всегда при этом помните о мотивации и завершении!
Перед тем, как приступить к практике Ваджрасаттвы, необходимо прочесть молитвы для ежедневных упражнений в медитации. Можно построить свои занятия следующим образом:
2. Практика Ваджрасаттвы.
В этом случае практика Пховы будет более эффективной.
После чтения молитвы и перед начитыванием мантр вы визуализируете Ваджрасаттву над макушкой вашей головы. Постарайтесь увидеть его единым с вашим духовным наставником, т.к. если вы будете представлять Ваджрасаттву как новое и незнакомое вам божество, эффект будет слабее. Лучше думать, что ваш духовный учитель, которого вы хорошо знаете, принял облик Ваджрасаттвы и помогает вам очистить негативную карму.
Итак, Ваджрасаттва находится у вас над макушкой. Затем вы призываете божеств из дхармакаи, Ваджрасаттв из всех чистых земель, а также вашего духовного учителя. Все Ваджрасаттвы со-бираются над вашей головой. Ваджрасаттву нужно представлять похожим на ребенка 10-12 лет. Затем вы произносите мантру (один раз):
Затем вы развиваете мотивацию бодхичитты. Вы говорите себе: «Если я не очищу свою негативную карму, то это плохо не только для меня. Не очистив кармы, я не смогу стать буддой и принести благо всем живым существам. Я должен очистить свою карму, чтобы помочь им».
Скажите себе: «Из-за своего неведения в этой и во многих предыдущих жизнях я создал большую негативную карму. Сейчас я действительно сожалею об этом». Таким образом, формируется первое противоядие.
ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ МАНУПАЛАЯ ВАДЖРА САТО ТИНОПА ТИТО ДЕНДУ МЕМБАВА СУТОКАЙЕ МЕМБАВА СУПУКАЙЕ МЕМБАВА АНУРАКТО МЕМБАВА САРВА СИДИМЕ ТРАЯЦА САРВА КАРМА СУЦАМЕ ЦИТАМ ЧИРИЯМ КУРУ ХУМ ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МАМИ МУНДЗА ВАДЖРАБХАВА МАХА САМАЯ САТТВА ХУМ ПЕ
Когда вы произносите эту мантру, из сердца Ваджрасаттвы исходит свет и нектар. Они стекают вниз по его ногам, входят в макушку вашей головы, а затем разливаются по всему телу.
Существуют три различных вида очищения негативной кармы. Все они очень важны и полезны.
1. Ниспадающее очищение. Оно состоит в том, что нектар и белый свет входят в вас сверху и стекают вниз. Это очищение подобно душу.
2. Восходящее очищение. Если в чашку с мусором налить воды, вся грязь всплывают наверх. Нектар наливается в вас, заполняя ваше тело снизу вверх, и все загрязнения выходят через макушку.
3. Спонтанное очищение. Если в темном доме включить свет, темнота исчезнет вся без остатка. Когда свет и нектар входят в ваше тело, они мгновенно очищают всю негативную карму. При этом, если у вас есть понимание пустоты, спонтанное очищение становится очень мощным.
Вы должны подумать: «Нет негативной врожденной кармы, нет обладающих самосущим бытием богов, нет самосущего меня, нет независимого от всех остальных факторов действия очищения. Все это взаимно обусловлено». При таком осознании вся отрицательная карма растворяется в пустоте. Посредством ума, познающего пустоту, негативная карма очищается в сфере пустотности.
В будущем мы будем очень подробно говорить о пустоте. Осознав ее, вы по-настоящему научитесь ценить буддизм. Лама Цонкапа говорил: «Я проникся уважением к Будде, когда узнал учение о пустоте и взаимозависимом возникновении. Я начал ценить его не только за все его достижения в духовном совершенствовании, но и за преподанное им учение».
Теперь мы подробнее поговорим о том, как выполняется очищение загрязнений в вашем теле.
Ниспадающее очищение. Из сердца Ваджрасаттвы исходит белый свет и нектар, и они очищают ваше тело сверху вниз. Представьте себе, что свет и нектар вымывают из вас сгустки грязи, змей, скорпионов и прочую нечисть. Вся эта грязь выходит из пор и стекает по вашему телу вниз. Внизу под землей нужно визуализировать огромного каннибала. Вся гадость, выходящая из вас, попадает к нему в рот, где превращается в нектар. Та ненависть, которую этот каннибал испытывает к вам, трансформируется в любовь. Таким образом достигаются две цели: очищение и устранение препятствий.
Восходящее очищение. Вы представляете, как нектар и свет, которые только что стекли вниз к вашим ногам, теперь поднимаются к макушке головы, выходит через поры, при этом также происходит очищение вашего тела. Затем они опять стекают вниз, вновь попадая в рот каннибала. Это упражнение полезно и для того, чтобы научиться концентрации.
Спонтанное очищение. Свет и нектар, исходящие от Ваджрасаттвы, проникают в ваш сердечный центр. В этот момент исчезает все негативное, что есть в вас, вся отрицательная карма растворяется в сфере пустоты вашего ума.
Таким образом, цикл очищения состоит из 3-х этапов: ниспадающее, восходящее и спонтанное очищение (по 1 разу).
Затем вы просите об очищении вашей речи. Из сердца Ваджрасаттвы исходит красный свет и нектар, и вы снова осуществляете цикл очищения, описанный ранее.
Затем вы просите даровать вам очищение ума. Из сердца Ваджрасаттвы струятся синий свет и нектар, и вы вновь делаете тот же самый цикл.
Далее вы просите об очищении одновременно тела, речи и ума вместе, поскольку вы создали много негативной кармы посредством их совместных действий. Представьте, как вы с кем-то деретесь: ваша рука двигается, при этом вы ругаетесь, а в вашем сознании возникает гнев. Итак, вы просите, чтобы вам было даровано одновременное очищение тела, речи и ума, и тогда из сердца Ваджрасаттвы исходят нектар и 3 луча: белый, красный и синий. Цвета переливаются подобно радуге. Вы вновь осуществляете цикл очищения. Процесс визуализации происходит одновременно с чтением мантры, которую желательно произносить вслух (негромко), если же обстоятельства не позволяют, произносите ее про себя.
Заканчивая практику Ваджрасаттвы, представьте, что рот каннибала закрывается двумя перекрещенными ваджрами, великан становится очень добрым и вместо того, чтобы причинять вам зло, хочет помочь вам. Вы видите, как он ложится на спину, на землю, его лицо обращено вверх, а рот запечатан двумя перекрещенными ваджрами.
После того, как вы выработали в себе стремление не совершать дурных поступков, ваша практика Ваджрасаттвы может считаться завершенной. Вы представляете, что та мудрость, которая была заключена в Ваджрасаттве, опять сливается с его образом, а сам Ваджрасаттва становится размером с ваш большой палец. Он входит в ваш центральный канал, опускается по нему в сердечный центр, принимая форму того божества, которое вам ближе, например, Тары, Ваджрайогини или какого-либо еще. После этого вы можете сделать практику Пховы или прочесть мантры Гуру-йоги. По окончании практики идет посвящение заслуг: вы посвящаете все накопленные во время этих занятий заслуги очищению вашей негативной кармы, что позволило бы вам достичь состояния будды.
Можно практиковать утром или вечером, как вам удобнее. Очистительная практика очень полезна: высокой реализации невозможно достичь без очищения кармы.
Если вы хотите достичь шаматхи, то, выполняя практику Ваджрасаттвы, вы скорее приблизитесь к желаемому результату. Так же и любая другая практика будет даваться вам легче.
Сейчас я дам вам устную передачу мантры (лунг). Без такой передачи произнесение вами мантры не будет иметь силы.
Итак, свет входит в ваш рот, опускается в сердечный центр и начинает вращаться там в виде мантры. Визуализируйте в вашем сердце диск луны, на верхушке которого находится слог «ХУМ», вокруг него вращается мантра Ваджрасаттвы. Пожалуйста, сложите руки, развейте в себе сильную мотивацию бодхичитты и скажите себе: «Я хочу заниматься практикой Ваджрасаттвы». Теперь получите передачу мантры.
Вы также получили разрешение заниматься практикой Ваджрасаттвы. Если во сне вы увидите себя совершающим омовение, убирающим дом или начнете летать, знайте, что это признаки очищения. Очень важно делать эту практику постоянно. Ритуал посвящения заслуг.
Послание тибетцев. Тантризм
Год выпуска: 1965
Выпущено: Франция
Режиссёр:Арно Дежарден
Перевод Дмитрия Петренко
Качество: DVD-Rip
Видео: DivX, 1497 Кбит/с, 720×406
Аудио: MP3, 2 ch, 128 Кбит/с
Продолжительность: 00:52:48
Формат:mpeg4
Размер:258 Мб
О фильме: Первая часть фильма «Послание тибетцев» под названием «Буддизм» была снята в 1964 году режиссёром Арно Дежарденом. Он пожелал, чтобы этот фильм был переведен безо всяких попыток его осовременить. Так этот фильм останется историческим документом, запечатлевшим мир Тибета после китайского вторжения и до его признания на Западе…
Описание: В этом фильме показывается обычная жизнь монахов-студентов монастыря-института высшего буддистского образования Карма Лекшей Линг традиции Карма Кагью (Катманду, Непал), и приводится интервью с Ламой Пунцоком, директором и основателем этого института.
Буддийские законы кармического очищения
Очистить свою карму — означает избавиться от моделей поведения, мыслей и поступков, которые делают вас должником судьбы. Ведь все негативные и позитивные вещи, которые вы приносите в этот мир, обязательно к вам вернутся.
Понятие кармы является одним из самых прекрасных элементов Вселенной. Согласны вы с этой философией или нет, но это довольно интересный способ отношения к жизни. Еще одно понятие буддизма — кармическое очищение, хотя оно и не настолько популярное. В данной статье мы поделимся с читателями несколькими отличным уроками, построенными именно на этой идее.
Буддисты говорят, что кармическое очищение включает в себя действия и подходы, исправляющие ошибки, допущенные вами в прошлом. Другими словами, это своего рода выплата символического долга, который накопился у вас за все прожитые годы.
Согласно такой философии, карма представляется в виде негативной причинно-следственной связи. То есть, ничто не случайно и является последствием ваших предыдущих поступков или действий. Суть кармического очищения заключается в том, чтобы освободить человека от последствий тяжелого прошлого или неприятных ситуаций. Кармическое очищение происходит по 12 законам, все они представлены ниже.
Если коротко, «золотое правило» кармы гласит: что посеешь, то и пожнешь. Но что происходит, когда вы знаете, что не посеяли ничего хорошего? Ответ прост. Постарайтесь компенсировать причиненный вами ущерб. Так и происходит очищение.
Креативность
Каждый человек смотрит на мир по-своему, что и определяет его жизненный опыт и впечатления. Учитывайте это и постарайтесь конструктивно изменить свое мировоззрение. Начните замечать в людях и происходящем вокруг только лучшее и ваши действия тоже будут автоматические направлены на добро.
Смирение — часть кармического очищения
Вам ничего не принадлежит. Вещи, которые вы получаете, никогда не станут действительно вашими, как и люди и все живое вокруг вас. Если вы это осознаете и начнете вести себя соответственно, то сможете достойно справиться с неизбежной утратой и разлукой.
Ответственность
Закон ответственности призывает вас никогда не винить кого-либо или что-либо в негативных вещах, которые с вами происходят. Если случилось что-то плохое, несите за это ответственность сами. Проанализируйте допущенные вами ошибки и не пытайтесь найти виновных. Чем ответственнее вы будете, тем меньше кармической силы будет в вашей жизни.
Взаимосвязь
Закон взаимосвязи гласит, что все в этой вселенной связано между собой. И чтобы очистить свою карму, необходимо осознавать, что каждое ваше слово или поступок будут иметь последствия как для вас, так и для окружающих. Помните об этом, когда вам вдруг захочется высказать свое мнение о вещах, которые вас не касаются. Если у вас недостаточно информации о чем-либо, держите язык за зубами.
Развитие
Любые перемены это форма развития, а все вокруг постоянно меняется. Думайте об этих трансформациях как о благословении, дающем вам возможность эволюционировать. Чем меньше вы противитесь переменам, тем меньшим будет участие кармы в вашей жизни.
Фокализация
Когда вы осознаете, что можете достигнуть желаемого только посредством приоритизации ваших действий в настоящем, а не ожиданиями от будущего, вы сможете достигнуть состояния кармической гармонии. Сосредоточьтесь на настоящем и делайте все необходимое прямо здесь и сейчас. Не отрицайте и не недооценивайте свои небольшие ежедневные достижения.
Щедрость
Вы получаете то же, что и отдаете. И суть здесь не в количестве, а в качестве. Но не забывайте и о том, что если вы отдаете много, это не гарантирует, что в ответ вы получите столько же (или больше). Другими словами, ваше вознаграждение это удовольствие, получаемое от самого акта дарения. Это переменная, которая, как правило, только повышает уровень щедрости при обмене.
Настоящее
Закон настоящего предлагает вам рассматривать настоящее мгновение как самое важное и ценное. Проживайте каждый миг как можно лучше. Все самое ценное в вашей жизни находится прямо перед вами прямо сейчас. Да, это непросто принять, учитывая сложность современной жизни. А все, чего сейчас не видят ваши глаза, есть иллюзия.
Перемены
Закон перемен гласит, что ваша реальность не меняется, если вы постоянно повторяете свои же решения и поступки. Если вы хотите измениться, изменить нужно и то, что вы говорите и делаете. Если вы пытаетесь оказаться в каком-то другом месте, не стоит идти тем же путем.
Терпение
Закон терпения учит нас тому, что у всего есть свой определенный процесс, а каждый процесс занимает время. Способность принять тот факт, что все вокруг идет своим чередом, является неотъемлемой частью кармического очищения. Терпеть означает верить, что все случится тогда, когда должно случиться.
Вдохновение
Закон вдохновения призывает вас полностью отдаться тому, что вам нравится и чего вы хотите достигнуть. Ваши тело, разум и дух должны работать сообща ради достижения ваших целей. Не храните энергию в себе. Вместо этого делайте все, чтобы добиться желаемого.
Буддисты верят, что если вы будете придерживаться законов кармы, то станете свободными. Никто не может полностью избежать совершения ошибок. Но если вы станете на путь эволюции, то ваши же ошибки станут источником вашего развития. Кармическое очищение подразумевает возвращение к своему внутреннему стержню.
Новое видео:
Понятие кармы в буддизме — как работает закон причины и следствия?
Приветствуем вас, дорогие читатели.
В западном мире буддизм – не самая распространенная религия, но она оказывает сильное культурное воздействие. Например, медитация быстро становится все более популярной. Идеи и термины из буддийских источников проникают в культуру. Однако при этом смысл понятий часто искажается.
Карма – одно из наиболее распространенных слов, значение которых толкуется неверно. Сегодня мы поближе познакомимся с его определением.
Итак, зачастую считается, что оно означает судьбу или некую космическую систему правосудия. Сталкиваясь с постоянными неудачами, человек задумывается над тем, что у него, возможно, плохая карма. Но буддисты вкладывают в это понятие более конкретный смысл. Это намеренное, сознательное, волевое действие, происходящее в сознании человека и производящее определенный эффект в будущем.
Сразу стоит сказать, что понятие кармы в буддизме никак не связано с «моральной справедливостью» или «вознаграждением и наказанием». Эти идеи возникают из концепции высшего существа, Бога, который судит и решает, что правильно, а что ошибочно.
Термин «справедливость» неоднозначен и опасен, и от него человечеству иногда больше вреда, чем пользы. Кармическое учение – это теория причины и следствия, деяния и реакции. У него нет ничего общего с идеей справедливости или вознаграждения и наказания.
Сталкиваясь с проблемами, такими как болезни, потеря близких, война, стихийное бедствие, человек задается вопросом: «Почему я?». Кармический закон не ищет причину, а объясняет, что страдания – это результат негативных поступков по отношению к другим, а счастье проистекает из деяний, направленных на помощь окружающим.
Разум человека подобен полю, а поведение сродни посеву. Добродетельные поступки – это семена будущего счастья. Неблаговидные деяния дадут плоды в виде страданий. Семена, которые были посеяны в прошлом, не прорастают до тех пор, пока условия, необходимые для этого, не сойдутся вместе. В некоторых случаях проходит много жизней после того, как было выполнено первоначальное действие.
У кармы есть свои четыре закона:
* Результаты схожи с причиной. Проще говоря, причиняя вред другим, притягиваешь страдания для себя.
* Нет результатов без причины. То есть вещи не появляются просто из ничего.
* Как только действие выполнено, результат не потерян. Аналогично предыдущему пункту, ничто никуда не исчезает.
* Карма расширяется. Как только появляется отпечаток деяния в сознании, формируется привычка. Так и психология часто объясняет поведение взрослых их детским опытом.
Тяжесть результатов действий зависит от нескольких факторов. Один из них – это намерение или мотивация. Пожалуй, этот аспект самый важный. Кармические эффекты неотъемлемо связаны с позитивным или негативным намерением. В числе других факторов:
* Характер действия. Очевидно, что по степени тяжести распускание слухов не сравнится с воровством.
* Фактический поступок. Между убийством при самообороне и садистским доведением до смерти разница огромная.
* Повторение. Важно, как часто производится действие, которое усиливает привычку. Как на войне, повторное убийство уже не кажется таким страшным.
* Обратный эффект. Негативное поведение по отношению к другим без попыток сделать хоть что-то положительное всегда приводит к серьезным последствиям.
Иногда можно услышать о «хорошей» и «плохой» карме. Буддийское понимание «добра» и «зла» несколько отличается от того, что западные люди обычно вкладывают в эти термины. Чтобы понять, лучше заменить эти слова определениями «полезный» и «вредный».
Что это означает на практике? Полезные действия происходят от бескорыстного сострадания, любящей доброты и мудрости. Вредные поступки проистекают от жадности, ненависти и невежества.
Карма также бывает нейтральной. Это действие без моральных последствий, совершаемое невольно или ненамеренно. Например, сон, ходьба, дыхание. То есть, если кто-то случайно наступит на муравья, это понимается как нейтральная карма, так как элемента намерения в этом случае нет.
Сравнение буддийской и индуистской философии
В отношении кармы оба учения схожи в том, что текущее состояние жизни человека отражает его поступки в прошлых жизнях. Последователи буддизма и индуизма верят, что можно освободиться, вырвавшись из цикла смерти и перерождений. Но в их убеждениях есть и различия.
Индуисты верят, что поступки в этой жизни определяют качество следующей. Когда люди начинают жить, карма накапливается на основе их действий. Умирая, они входят в процесс сансары и возрождаются снова в любой форме. Реинкарнация зависит от качества текущей жизни. Конечная цель – достичь освобождения, спасаясь от сансары в процессе, называемом мокша.
Все управляется системой причин и следствий, действий и реакции. Карма – это способ объяснить зло и неудачи в мире, даже для тех, кто вряд ли заслуживает этого. Несчастье в любом случае связано с неправильным поведением в предыдущей жизни.
В буддизме карма – естественный порядок вещей. Это не наказание или награда от всевышнего. Те, у кого карма отрицательная, могут возродиться в обличье животных или оказаться в аду, а те, у кого она положительная, возродятся на небесах. Даже в лучшем случае буддисты пытаются избежать цикла смерти и перерождений, поскольку считают, что ничто не длится вечно.
Индуисты верят, что, несмотря на процесс возрождения, во всех существах есть постоянная атма или «я». Это вечное неизменное сознание. Возрождение происходит до тех пор, пока есть разум и тонкое тело. Буддисты не верят в существование неизменного «я». Они просто утверждают, что все иллюзорно, что есть вещество/сознание, которое трансмигрирует в этом процессе.
Другое ключевое различие заключается в том, что буддизм не говорит о существовании Бога. Его последователи воспринимают кармические эффекты и возрождение как законы природы, лишенные вмешательства свыше. Индуисты, напротив, считают их чем-то инертным и движимым волей сверхсознания, то есть Бога.
Чтобы не страдать, нужно избавляться от негативного кармического потенциала. Каждый может попытаться применить следующие методы:
* Избегать мыслей, которые приводят к неправильным поступкам в будущем, контролировать свое поведение, разрушать негативные отношения.
* Наблюдать за своим разумом и изучать его, поощрять мысли, ведущие к позитивным действиям.
* Избегать отрицательных кармических семян, используя силы очищения.
* Осознавать пустоту напрямую и избавляться от заблуждений, выходя из-под контроля прошлой кармы.
Практика очищения в буддизме мало чем отличается от методов, применяемых в других религиях. Самый существенный ментальный фактор – это искренность по отношению к самому себе. Кроме того, важно действовать с правильной мотивацией.
Итак, силы очищения:
* Сила объекта. Помнить обо всех разумных существах, которые могут пострадать.
* Сила сожаления. Речь не идет о бессмысленных самообвинениях. Нужно рассмотреть себя и свои действия и признать, что негативные поступки в прошлом были неразумными.
* Сила обещания. Логическое следствие – постараться не повторять негативных деяний. Но если не быть честным с самим собой на этом этапе, практика будет бесполезной и даже вредной.
* Сила практики. Приветствуется любое действие с хорошей мотивацией. Например, поклоны (уничтожение гордости), подношения (противодействие жадности), чтение священных текстов (борьба с невежеством и негативными мыслями), повторение мантр.
Проще говоря, чтобы получить хорошие всходы, нужно очистить землю от корней и сорняков, то есть избавить разум от негативных мыслей. Затем посеять семена путем изучения и медитации. А потом полить и удобрить, совершая положительные деяния. Богатый урожай не заставит себя ждать.