практика на историческом факультете
Учебные практики
Учебными планами программ бакалавриата и магистратуры предусмотрено несколько видов практик.
По окончании I курса, обычно во второй половине августа, студенты отправляются на учебно-ознакомительную практику в Новгород Великий и Псков, где знакомятся с памятниками древнерусской архитектуры и изобразительного искусства.
По окончании II курса, обычно в первой половине июля, проходит учебно-ознакомительная практика в Санкт-Петербурге. Студенты знакомятся с произведениями русской архитектуры ΧVIII – начала XX вв., а также с выдающимися произведениями русского и мирового искусства в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др.
На 1 году обучения в магистратуре проходит музейная практика, где студенты постигают особенности, сложности и привлекательные стороны музейной жизни, работы современных художественных галерей или реставрационных мастерских. Распределение по музеям происходит в зависимости от направления научной деятельности студента, но согласовывается с руководством кафедры. Большинство студентов проходит музейную практику в таких организациях как ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей имени Андрея Рублева, ГЦСИ, Музей современного искусства, ГИМ, МУАР и др.
По желанию студенты могут принять участие в практике, организуемой в рамках сотрудничества с Везувианским международным институтом археологических и гуманитарных исследований в Италии, которая обычно проводится во второй половине июня.
По окончании каждой практики студенты сдают зачет.
Студенческие практики
Особенностью кафедры новой и новейшей истории является специализация в области изучения стран Европы и Америки. Эта специализация включает политическую, социально-экономическую проблематику, историю культуры и внешней политики этих стран. Для студентов, которые начинают обучение на кафедре, необходимость глубокого погружения в историю, культуру, традиции, обычаи, литературу и язык другого народа представляет определенную трудность.
А без углубленного знакомства с другой страной трудно рассчитывать на подготовку курсовых и дипломных работ на должном уровне понимания проблематики различных периодов истории этого народа. Это постижение «другого» в дилемме «свой-чужой» включает в себя не только знакомство с другой культурой и языком, но и с другим мировоззрением, другой точкой зрения на историю, с другим подходом к образованию, с другим образом жизни. Конечно, преподаватели кафедры новой и новейшей истории прилагают максимум усилий для того, чтобы помочь студентам в освоении истории, источниковедения и историографии стран Европы и Америки. Но одних усилий коллектива кафедры недостаточно.
Современный подход к образованию требует реального, а не только теоретического знакомства с проблемами глобализации. Именно поэтому на кафедре уделяется большое внимание развитию связей и контактов с зарубежными университетами и коллегами историками. Перед студентами кафедры регулярно выступают зарубежные историки с отдельными лекциями и лекционными курсами. Кроме того, руководство кафедры стремится к созданию необходимых условий для организации научной и учебной работы студентов и преподавателей в зарубежных университетах, библиотеках и научных центрах в целях повышения эффективности учебно-научного процесса.
Так возникла идея проведения летней практики студентов в США. Эта идея выросла из многолетнего опыта контактов с американскими коллегами по линии программы Фулбрайт и деятельности Фонда изучения США имени Ф.Рузвельта в МГУ. Многие американские коллеги, участвовавшие в совместных программах, поддерживают постоянные контакты с кафедрой новой и новейшей истории.
Одним из таких друзей МГУ и кафедры новой и новейшей истории является профессор Юджин Трани. Будучи президентом Вирджинского университета содружества (VCU) он предложил заключить договор о многостороннем сотрудничестве между нашими университетами. Через некоторое время процесс переговоров завершился успешно и такой договор был подписан, что и позволило преступить к организации летней практики наших студентов. Исторический факультет и кафедра новой и новейшей истории планируют развивать это сотрудничество, включая, например, организацию совместного чтения специальных курсов и летней практики американских студентов в МГУ.
Студенческие практики
Необходимым дополнением к теоретическому обучению на кафедре являются учебные практики, которые позволяют студентам оказаться внутри истории, ощутить реалии, ставшие неотъемлемой частью исторической памяти христиан.
Набор практик подобран с учетом особенностей нашего профиля. В бакалавриате наших студентов ждет археологическая и археографическая практика, а в магистратуре – архивная.
Археологическую практику студенты проходят после II курса, уже имея за плечами опыт полевой археологии. Но теперь им предстоит познакомиться с основами христианской археологии. Практика с 2009 г. проводится в древнем городе Херсонесе в Крыму на базе национального заповедника «Херсонес Таврический». Студенты знакомятся с Херсонесским городищем, слушают лекции по истории местных памятников, участвуют в изучении на раскопах остатков храмовой архитектуры ранневизантийского периода.
С 2010 г. наши студенты работают на так называемой «базилике Крузе» VI в. Считается, что именно с нее в 1828 г. началось археологическое изучение города, ее раскопками руководил подпоручик Карл Крузе. За последние годы получено большое количество материалов, позволяющих уточнить первоначальный план базилики. Планируется раскрыть прилегающую к ней территорию, это даст новые материалы для изучения древней топографии, в том числе важнейшей исторической проблемы перехода от города языческого к городу христианскому. Студенты посещают херсонесский музей и его библиотеку, отправляются в экскурсии в другие средневековые центры Крыма. Руководитель практики – д.и.н., профессор кафедры истории Церкви Л.Г.Хрушкова, на месте работу студентов курирует к.и.н. С.В.Ушаков (филиал МГУ в г.Севастополе).
Также студенты кафедры проходят археографическую практику, которую организует Археографическая лаборатория исторического факультета МГУ. Последнее время археографические экспедиции направлялись в Пермский край, Ярославскую, Костромскую области. Студенты знакомятся с традиционной культурой старообрядческих поселений, собирают и изучают памятники книжности, тесно связанной с богослужебной жизнью, работают с памятниками в книжных хранилищах.
В магистратуре студентам предстоит пройти архивную практику в Российском государственном архиве древних актов. Собрание РГАДА – одно из самых ценных в России, в т.ч. с точки зрения истории Церкви разных эпох. Здесь хранятся древнейшие славянские рукописи, фонды крупнейших монастырей, Московской синодальной конторы, дела о старообрядцах и др. Знакомство с архивными фондами, принципами поиска в архиве, работа с различными жанрами документов – важный опыт, необходимый для подготовки магистерской диссертации.
Студенческие практики
Процесс обучения на кафедре предусматривает прохождение студентами нескольких видов практик: архивной, педагогической и музейной.
Архивная практика
(III курс бакалавриата)
Есть учебные дисциплины, которые занимают особое место в процессе профессиональной подготовки историка. В их числе архивная практика, которой руководит профессор Н.В.Козлова.
И дело даже не в том, что в результате нее студенты углубляют свои знания по источниковедению, дипломатике, палеографии, хронологии. Не меньшее, а, возможно, и большее значение имеет приобретенный ими первый практический опыт работы с подлинными документами и материалами, опыт, столь важный и полезный для эффективности их будущей самостоятельной работы с источниками в период подготовки дипломных сочинений и в последующем научном творчестве. Соприкасаясь с повседневной работой архивохранилищ, узнавая их структуру, состав фондов, историю их образования, организацию научно-справочного аппарата, знакомясь с путеводителями, описями и принципами их составления студенты обретают надежную опору для собственных будущих эвристических поисков и находок.
На нашей кафедре в разные годы практика проводилась в музеях «Коломенское» и Новодевичьего монастыря, в отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМа). Там под руководством блестящего знатока архивных документов, профессора кафедры Нины Борисовны Голиковой студенты разбирали архивы приходских церквей, россыпи столбцов конца XVII – начала XVIII в. и различного содержания рукописные книги (вклады Новодевичьего монастыря, синодик разных монастырей и др.).
В последние почти 20 лет практика проходит в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), крупнейшем архивохранилище документов русского Средневековья и Раннего нового времени. В состав РГАДА входят документы пяти дореволюционных исторических архивов: Московского архива министерства юстиции (1852), Московского главного архива министерства иностранных дел (1724), Государственного архива Российской империи (1834), Московского дворцового архива (1869) и Центрального Межевого архива (1768). Сюда же были включены крупнейшие поместно-вотчинные дворянские архивы, а также архивы многих крупных монастырей России. Всякий историк-феодал знает красивый двухэтажный дом, расположенный на Большой Пироговской улице напротив зеленого массива сквера на Девичьем поле. Это первое в Москве специальное архивное здание, построенное в 1886 г. для Московского архива министерства юстиции. В его читальном зале занимались С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Н.П.Лихачев, И.Е.Забелин, В.И.Семевский, А.А.Шахматов и многие другие известные историки. К главному архивному зданию примыкает хранилище в форме замкнутого каре с внутренним двориком.
Обычно практика проходит в два этапа. На первом этапе, продолжающемся в течение 6 занятий марта–апреля, студенты на лекциях и практических занятиях, организуемых сотрудниками архива, изучают историю государственных учреждений России ХVI–ХVIII вв., ставших основой при комплектовании большей части коллекции РГАДА; знакомятся с видами и разновидностями документов этого времени, системой научно-справочного аппарата, методикой описания документов. На втором этапе (2,5 недели июня) также под руководством сотрудников Отдела научно-справочного аппарата студенты выполняют конкретные задания.
Материал, с которым работают студенты, а соответственно задачи, стоящие перед ними, самые разнообразные. Но всегда эти задачи являются частью повседневной работы архива по обработке ранее не описанных документов, по развитию и совершенствованию его научно-справочного аппарата. В этом плане архивная практика полезна не только для студентов, но и весьма результативна для самого учреждения. Например, в течение ряда лет, в том числе и силами студентов нашей кафедры, осуществляется сплошной просмотр входящих в коллекцию Госархива фондов и описание их дел. Поскольку современные описи Госархива глухие, то эта работа очень важна для совершенствования его научно-справочного аппарата. Другое направление практических занятий студентов связано с установлением современных архивных шифров документов, изданных в XIX в. без научных ссылок. Такая работа, в частности, проведена по письмам Екатерины II с разными лицами из фонда «Переписки высочайших особ с частными лицами». Помимо справочного значения она имела и практический выход. Ее материалы вошли в аннотированную библиографию публикаций текстов Екатерины II (Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост. И.В.Бабич, М.В.Бабич, Т.А.Лаптева. М.: РОССПЭН, 2004.).
Сотрудники архива, идя навстречу интересам студентов, стараются каждому из них подобрать материалы, соответствующие проблематике их дипломных работ. К примеру, для одного студента важны документы Ливонского ордена, для другого интерес представляют источники по русско-итальянским отношениям, а третий, работающий над темой «Иноземцы на российской государственной службе в XVIII в.», получает возможность в ходе практики осуществить археографическую подготовку к публикации никогда ранее не издававшейся рукописи видного чиновника барона Х.В.Миниха, написанной на немецком языке.
Высокая результативность практики наших студентов в РГАДА во многом определяется высочайшим уровнем профессионализма руководителей и сотрудников этого архивного учреждения, их вниманием, доброжелательностью и заинтересованным участием.
Итогом непосредственного общения студентов с подлинными историческими материалами становятся не только обретенные ими знания и умения, но и впервые прочувствованный аромат прошедших эпох. Он присутствует и в пожелтевших страницах старинных столбцов и книг, и в выцветших коричневых чернилах, и в застрявшем между страницами песке, служившем промокашкой, и в написанной разными почерками скорописи, и в подлинных рукоприкладствах людей знатных или никому не известных. Всё это вызывает особый трепет, особое чувство сопричастности с историей, которая, хотя и отошла в прошлое, но уже не кажется такой далекой и непознаваемой.
Музейная практика
(IV курс бакалавриата)
Практика представляет студентам уникальный шанс узнать музей изнутри. В ходе практики сотрудники музея проводят для студентов экскурсии по постоянной экспозиции, а также по некоторым музейным фондам. Эти экскурсии позволяют студентам взглянуть на музей уже не с точки зрения посетителя, а с точки зрения научного работника: ознакомиться с основными службами и подразделениями музея, понять главные принципы его внутренней организации и функционирования. Экскурсии обычно проходят не столько в форме лекции, сколько в форме живого диалога между сотрудниками и студентами. Это позволяет уделять внимание наиболее актуальным вопросам музейной работы, в особенности тем её аспектам, которые интересуют студентов.
На экскурсиях, проводимых в экспозиционных залах, студенты узнают об основных принципах построения музейной экспозиции, о ключевых этапах организации выставок, о возможных формах работы с посетителями. Во время бесед, проводимых в фондах, речь заходит и об особенностях формирования и организации музейного собрания и комплектования фондов, и о судьбе отдельных коллекций, и об особенностях реставрации, хранения и учета предметов. Все это сопровождается демонстрацией наиболее интересных экспонатов, хранящихся в богатейших фондах музея. Музейная практика предоставляет студентам возможность ознакомиться с обширными запасниками музея, материалы которых, как правило, доступны лишь сотрудникам и очень редко выставляются.
Особое внимание уделяется знакомству с разнообразными направлениями деятельности музея как научного учреждения. Речь идет и об ознакомлении с методами изучения различных типов предметов материальной культуры как исторического источника, и о взаимодействии музея и других научных организаций, как в нашей стране, так и за рубежом.
В качестве практических заданий студентам, как правило, предлагается принять участие в инвентаризации фондов, им поручается самостоятельно составить описания отдельных единиц хранения. Участие в инвентаризации, а иногда и помощь в организации выставок и каталогов, позволяет студентам не только в прямом смысле прикоснуться к прошлому нашей страны, но и овладеть навыками составления музейного описания и изучения конкретных предметов.
Таким образом, практика знакомит студентов с главными задачами музейной работы – хранением, описанием, изучением и демонстрацией самых разнообразных предметов материальной культуры.
Многие выпускники кафедры истории России до начала XIX века успешно работают в различных музеях Москвы и других городов.
Педагогическая практика
(IV курс бакалавриата, 1 курс магистратуры)
Педагогическую практику студенты проходят под руководством старшего преподавателя А.Е.Тарасова.
Педагогическая практика состоит из «пассивной» и «активной» частей. В ходе пассивной практики студенты посещают уроки школьных учителей, изучают коллектив класса; в ходе активной — проводят уроки самостоятельно. В заключение студенты совместно со школьным методистом и руководителем практики aнализируют проделанную работу.
По результатам практики студенты получают оценку и пишут отчет. Итоги проведения практики обсуждаются на одном из заседаний кафедры, на которое приглашаются студенты-практиканты.
Аспиранты кафедры проходят педагогическую практику в университете, участвуя в проверке Олимпиад, приеме экзаменов. Важной составляющей педагогической практики аспирантов является проведение семинаров на 1 курсе, как правило в группе своего научного руководителя.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Археологическая практика
Кафедра археологии обеспечивает организацию и проведение археологической практики как составной части учебного плана исторического факультета. Время проведения практики – июль-август.
По своим целям и задачам различаются 2 уровня археологической практики.
предусматривает знакомство студентов I курса дневного отделения с одним из археологических памятников как особым видом исторического источника. Объем археологической практики этого уровня составляет 2 недели.
Общеобразовательная практика проводится на базе одной из стационарных археологических экспедиций факультета. В настоящее время студенты I курса проходят археологическую практику в составе Новгородской, Смоленской, Крымской, Античной, Ставропольской, Южно-Уральской и Донской экспедиций.
Задачами общеобразовательной археологической практики являются:
проводится для студентов кафедры археологии. Ее объем составляет 8 недель для дневного обучения и не менее 4 недель для вечернего. Цель специализированной археологической практики – практическое закрепление знаний, полученных в ходе лекционных теоретических курсов, сбор материала для подготовки бакалаврских и магистерских работ.
Специализированная археологическая практика имеет определяющее значение в выборе студентами направления своей дальнейшей профессионализации. Этот жизненно важный для молодого человека шаг определяется рядом факторов и не в последнюю очередь своеобразием взаимоотношений «преподаватель-студент», сложившимся на кафедре.
За время обучения специализирующиеся студенты проходят обязательную практику (на I и II курсах) и индивидуальную (на III курсе).
На III курсе студентам кафедры предоставляется возможность самостоятельного выбора археологической экспедиции кафедры либо других учреждений (ИА РАН, ГИМ и др.). Индивидуализированная практика студентов III курса определяет дальнейшую узкую специализацию, выбор научного руководителя и тему выпускной квалификационной работы.
Задачами специализированной археологической практики являются:
Ознакомьтесь с информацией о распределении студентов I и II курсов очной (дневной) формы обучения по археологическим экспедициям для прохождения в 2021 году общеобразовательной археологической практики.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова