практика исторический факультет мгу
Учебные практики
Учебными планами программ бакалавриата и магистратуры предусмотрено несколько видов практик.
По окончании I курса, обычно во второй половине августа, студенты отправляются на учебно-ознакомительную практику в Новгород Великий и Псков, где знакомятся с памятниками древнерусской архитектуры и изобразительного искусства.
По окончании II курса, обычно в первой половине июля, проходит учебно-ознакомительная практика в Санкт-Петербурге. Студенты знакомятся с произведениями русской архитектуры ΧVIII – начала XX вв., а также с выдающимися произведениями русского и мирового искусства в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др.
На 1 году обучения в магистратуре проходит музейная практика, где студенты постигают особенности, сложности и привлекательные стороны музейной жизни, работы современных художественных галерей или реставрационных мастерских. Распределение по музеям происходит в зависимости от направления научной деятельности студента, но согласовывается с руководством кафедры. Большинство студентов проходит музейную практику в таких организациях как ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей имени Андрея Рублева, ГЦСИ, Музей современного искусства, ГИМ, МУАР и др.
По желанию студенты могут принять участие в практике, организуемой в рамках сотрудничества с Везувианским международным институтом археологических и гуманитарных исследований в Италии, которая обычно проводится во второй половине июня.
По окончании каждой практики студенты сдают зачет.
Археологическая практика – 2021
Распределение студентов I и II курсов очной (дневной) формы обучения по археологическим экспедициям для прохождения в 2021 году общеобразовательной археологической практики:
I курс (18.07-1.08, 1 смена), группы: 101, 104, 106, 122; из группы 191: Ван Линбо, Ли Сянсань, Чжан Ци
Археологический кружок (на срок до 1 месяца): Д.Геншпринг Дан Михайлович, М.Дмитрук, Д.Краснобаев, К.Булочников, Н.Смирнова, Д.Наджаева, Н.Михалкова, Н.Миронова
II курс (1.08-14.08, 1 смена), группы: 201, 206, 231, 241; из группы 291: Цзан Тяньци, Е Шухун; студенты, подавшие заявление на обучение по профилю кафедры археологии
I курс, группы: 112, 121; из группы 131: К.Рогулина, С.Сергеев, Д.Шведов; из группы 191: Ху Бохань, Лю Идин, Сунь Чуанкай, Ци Яньчао
Археологический кружок (на срок до 1 месяца): Л.Кулыгин, Е.Турина
II курс (1.08-14.08, 1 смена), группы: 204, 222, 232; из группы 291: Ван Пэнчен, Ван Синчень
I курс, группы: 102, 103, 105, 107; из группы 131: Д.Боряк, Ф.Васильев, П.Скоринова, П.Юдина
Археологический кружок (на срок до 1 месяца): И.Ушаков, М.Хохлова, А.Мальцев, М.Зеленский
II курс, группы: 202, 205, 212
I курс, группы: 101, 141; из группы 131: Д.Гудованная, И.Кнажев, Е.Ляпишева, Д.Пивкин; из группы 191: Юй Цзисян; из группы 107: Чжан Юйфань
Археологический кружок (на срок до 1 месяца): А.Шишкова, М.Федореев
II курс, группы: 213, 223; из группы 291: Чжао Ифань, Чжу Чжисянь, Ван Чжичжун, Се Мяоянь
I курс, группы: 113, 132; из группы 191: Цзинь Цзыхань, Хань Имин
Археологический кружок (на срок до 1 месяца): У.Новикова, К.Щеглова, Н.Федоренко
II курс, группы: 203, 211, 221
Для уточнения сроков конкретных практик и состава смен просьба обращаться к руководителям практик.
В связи с форс-мажорными обстоятельствами взаимный обмен студентами места проведения практики в этом году невозможен.
Медицинские справки об освобождении от практики по состоянию здоровья необходимо предварительно предъявлять руководителю соответствующей практики и затем сдавать инспектору курса. В этом случае вместо полевой практики для студента будет организована камеральная практика на кафедре археологии.
О времени и месте собраний конкретных экспедиций будет объявлено дополнительно.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Студенческие практики
Процесс обучения на кафедре предусматривает прохождение студентами нескольких видов практик: архивной, педагогической и музейной.
Архивная практика
(III курс бакалавриата)
Есть учебные дисциплины, которые занимают особое место в процессе профессиональной подготовки историка. В их числе архивная практика, которой руководит профессор Н.В.Козлова.
И дело даже не в том, что в результате нее студенты углубляют свои знания по источниковедению, дипломатике, палеографии, хронологии. Не меньшее, а, возможно, и большее значение имеет приобретенный ими первый практический опыт работы с подлинными документами и материалами, опыт, столь важный и полезный для эффективности их будущей самостоятельной работы с источниками в период подготовки дипломных сочинений и в последующем научном творчестве. Соприкасаясь с повседневной работой архивохранилищ, узнавая их структуру, состав фондов, историю их образования, организацию научно-справочного аппарата, знакомясь с путеводителями, описями и принципами их составления студенты обретают надежную опору для собственных будущих эвристических поисков и находок.
На нашей кафедре в разные годы практика проводилась в музеях «Коломенское» и Новодевичьего монастыря, в отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМа). Там под руководством блестящего знатока архивных документов, профессора кафедры Нины Борисовны Голиковой студенты разбирали архивы приходских церквей, россыпи столбцов конца XVII – начала XVIII в. и различного содержания рукописные книги (вклады Новодевичьего монастыря, синодик разных монастырей и др.).
В последние почти 20 лет практика проходит в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), крупнейшем архивохранилище документов русского Средневековья и Раннего нового времени. В состав РГАДА входят документы пяти дореволюционных исторических архивов: Московского архива министерства юстиции (1852), Московского главного архива министерства иностранных дел (1724), Государственного архива Российской империи (1834), Московского дворцового архива (1869) и Центрального Межевого архива (1768). Сюда же были включены крупнейшие поместно-вотчинные дворянские архивы, а также архивы многих крупных монастырей России. Всякий историк-феодал знает красивый двухэтажный дом, расположенный на Большой Пироговской улице напротив зеленого массива сквера на Девичьем поле. Это первое в Москве специальное архивное здание, построенное в 1886 г. для Московского архива министерства юстиции. В его читальном зале занимались С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Н.П.Лихачев, И.Е.Забелин, В.И.Семевский, А.А.Шахматов и многие другие известные историки. К главному архивному зданию примыкает хранилище в форме замкнутого каре с внутренним двориком.
Обычно практика проходит в два этапа. На первом этапе, продолжающемся в течение 6 занятий марта–апреля, студенты на лекциях и практических занятиях, организуемых сотрудниками архива, изучают историю государственных учреждений России ХVI–ХVIII вв., ставших основой при комплектовании большей части коллекции РГАДА; знакомятся с видами и разновидностями документов этого времени, системой научно-справочного аппарата, методикой описания документов. На втором этапе (2,5 недели июня) также под руководством сотрудников Отдела научно-справочного аппарата студенты выполняют конкретные задания.
Материал, с которым работают студенты, а соответственно задачи, стоящие перед ними, самые разнообразные. Но всегда эти задачи являются частью повседневной работы архива по обработке ранее не описанных документов, по развитию и совершенствованию его научно-справочного аппарата. В этом плане архивная практика полезна не только для студентов, но и весьма результативна для самого учреждения. Например, в течение ряда лет, в том числе и силами студентов нашей кафедры, осуществляется сплошной просмотр входящих в коллекцию Госархива фондов и описание их дел. Поскольку современные описи Госархива глухие, то эта работа очень важна для совершенствования его научно-справочного аппарата. Другое направление практических занятий студентов связано с установлением современных архивных шифров документов, изданных в XIX в. без научных ссылок. Такая работа, в частности, проведена по письмам Екатерины II с разными лицами из фонда «Переписки высочайших особ с частными лицами». Помимо справочного значения она имела и практический выход. Ее материалы вошли в аннотированную библиографию публикаций текстов Екатерины II (Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост. И.В.Бабич, М.В.Бабич, Т.А.Лаптева. М.: РОССПЭН, 2004.).
Сотрудники архива, идя навстречу интересам студентов, стараются каждому из них подобрать материалы, соответствующие проблематике их дипломных работ. К примеру, для одного студента важны документы Ливонского ордена, для другого интерес представляют источники по русско-итальянским отношениям, а третий, работающий над темой «Иноземцы на российской государственной службе в XVIII в.», получает возможность в ходе практики осуществить археографическую подготовку к публикации никогда ранее не издававшейся рукописи видного чиновника барона Х.В.Миниха, написанной на немецком языке.
Высокая результативность практики наших студентов в РГАДА во многом определяется высочайшим уровнем профессионализма руководителей и сотрудников этого архивного учреждения, их вниманием, доброжелательностью и заинтересованным участием.
Итогом непосредственного общения студентов с подлинными историческими материалами становятся не только обретенные ими знания и умения, но и впервые прочувствованный аромат прошедших эпох. Он присутствует и в пожелтевших страницах старинных столбцов и книг, и в выцветших коричневых чернилах, и в застрявшем между страницами песке, служившем промокашкой, и в написанной разными почерками скорописи, и в подлинных рукоприкладствах людей знатных или никому не известных. Всё это вызывает особый трепет, особое чувство сопричастности с историей, которая, хотя и отошла в прошлое, но уже не кажется такой далекой и непознаваемой.
Музейная практика
(IV курс бакалавриата)
Практика представляет студентам уникальный шанс узнать музей изнутри. В ходе практики сотрудники музея проводят для студентов экскурсии по постоянной экспозиции, а также по некоторым музейным фондам. Эти экскурсии позволяют студентам взглянуть на музей уже не с точки зрения посетителя, а с точки зрения научного работника: ознакомиться с основными службами и подразделениями музея, понять главные принципы его внутренней организации и функционирования. Экскурсии обычно проходят не столько в форме лекции, сколько в форме живого диалога между сотрудниками и студентами. Это позволяет уделять внимание наиболее актуальным вопросам музейной работы, в особенности тем её аспектам, которые интересуют студентов.
На экскурсиях, проводимых в экспозиционных залах, студенты узнают об основных принципах построения музейной экспозиции, о ключевых этапах организации выставок, о возможных формах работы с посетителями. Во время бесед, проводимых в фондах, речь заходит и об особенностях формирования и организации музейного собрания и комплектования фондов, и о судьбе отдельных коллекций, и об особенностях реставрации, хранения и учета предметов. Все это сопровождается демонстрацией наиболее интересных экспонатов, хранящихся в богатейших фондах музея. Музейная практика предоставляет студентам возможность ознакомиться с обширными запасниками музея, материалы которых, как правило, доступны лишь сотрудникам и очень редко выставляются.
Особое внимание уделяется знакомству с разнообразными направлениями деятельности музея как научного учреждения. Речь идет и об ознакомлении с методами изучения различных типов предметов материальной культуры как исторического источника, и о взаимодействии музея и других научных организаций, как в нашей стране, так и за рубежом.
В качестве практических заданий студентам, как правило, предлагается принять участие в инвентаризации фондов, им поручается самостоятельно составить описания отдельных единиц хранения. Участие в инвентаризации, а иногда и помощь в организации выставок и каталогов, позволяет студентам не только в прямом смысле прикоснуться к прошлому нашей страны, но и овладеть навыками составления музейного описания и изучения конкретных предметов.
Таким образом, практика знакомит студентов с главными задачами музейной работы – хранением, описанием, изучением и демонстрацией самых разнообразных предметов материальной культуры.
Многие выпускники кафедры истории России до начала XIX века успешно работают в различных музеях Москвы и других городов.
Педагогическая практика
(IV курс бакалавриата, 1 курс магистратуры)
Педагогическую практику студенты проходят под руководством старшего преподавателя А.Е.Тарасова.
Педагогическая практика состоит из «пассивной» и «активной» частей. В ходе пассивной практики студенты посещают уроки школьных учителей, изучают коллектив класса; в ходе активной — проводят уроки самостоятельно. В заключение студенты совместно со школьным методистом и руководителем практики aнализируют проделанную работу.
По результатам практики студенты получают оценку и пишут отчет. Итоги проведения практики обсуждаются на одном из заседаний кафедры, на которое приглашаются студенты-практиканты.
Аспиранты кафедры проходят педагогическую практику в университете, участвуя в проверке Олимпиад, приеме экзаменов. Важной составляющей педагогической практики аспирантов является проведение семинаров на 1 курсе, как правило в группе своего научного руководителя.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Студенческие практики
Необходимым дополнением к теоретическому обучению на кафедре являются учебные практики, которые позволяют студентам оказаться внутри истории, ощутить реалии, ставшие неотъемлемой частью исторической памяти христиан.
Набор практик подобран с учетом особенностей нашего профиля. В бакалавриате наших студентов ждет археологическая и археографическая практика, а в магистратуре – архивная.
Археологическую практику студенты проходят после II курса, уже имея за плечами опыт полевой археологии. Но теперь им предстоит познакомиться с основами христианской археологии. Практика с 2009 г. проводится в древнем городе Херсонесе в Крыму на базе национального заповедника «Херсонес Таврический». Студенты знакомятся с Херсонесским городищем, слушают лекции по истории местных памятников, участвуют в изучении на раскопах остатков храмовой архитектуры ранневизантийского периода.
С 2010 г. наши студенты работают на так называемой «базилике Крузе» VI в. Считается, что именно с нее в 1828 г. началось археологическое изучение города, ее раскопками руководил подпоручик Карл Крузе. За последние годы получено большое количество материалов, позволяющих уточнить первоначальный план базилики. Планируется раскрыть прилегающую к ней территорию, это даст новые материалы для изучения древней топографии, в том числе важнейшей исторической проблемы перехода от города языческого к городу христианскому. Студенты посещают херсонесский музей и его библиотеку, отправляются в экскурсии в другие средневековые центры Крыма. Руководитель практики – д.и.н., профессор кафедры истории Церкви Л.Г.Хрушкова, на месте работу студентов курирует к.и.н. С.В.Ушаков (филиал МГУ в г.Севастополе).
Также студенты кафедры проходят археографическую практику, которую организует Археографическая лаборатория исторического факультета МГУ. Последнее время археографические экспедиции направлялись в Пермский край, Ярославскую, Костромскую области. Студенты знакомятся с традиционной культурой старообрядческих поселений, собирают и изучают памятники книжности, тесно связанной с богослужебной жизнью, работают с памятниками в книжных хранилищах.
В магистратуре студентам предстоит пройти архивную практику в Российском государственном архиве древних актов. Собрание РГАДА – одно из самых ценных в России, в т.ч. с точки зрения истории Церкви разных эпох. Здесь хранятся древнейшие славянские рукописи, фонды крупнейших монастырей, Московской синодальной конторы, дела о старообрядцах и др. Знакомство с архивными фондами, принципами поиска в архиве, работа с различными жанрами документов – важный опыт, необходимый для подготовки магистерской диссертации.
Археологическая практика
Кафедра археологии обеспечивает организацию и проведение археологической практики как составной части учебного плана исторического факультета. Время проведения практики – июль-август.
По своим целям и задачам различаются 2 уровня археологической практики.
предусматривает знакомство студентов I курса дневного отделения с одним из археологических памятников как особым видом исторического источника. Объем археологической практики этого уровня составляет 2 недели.
Общеобразовательная практика проводится на базе одной из стационарных археологических экспедиций факультета. В настоящее время студенты I курса проходят археологическую практику в составе Новгородской, Смоленской, Крымской, Античной, Ставропольской, Южно-Уральской и Донской экспедиций.
Задачами общеобразовательной археологической практики являются:
проводится для студентов кафедры археологии. Ее объем составляет 8 недель для дневного обучения и не менее 4 недель для вечернего. Цель специализированной археологической практики – практическое закрепление знаний, полученных в ходе лекционных теоретических курсов, сбор материала для подготовки бакалаврских и магистерских работ.
Специализированная археологическая практика имеет определяющее значение в выборе студентами направления своей дальнейшей профессионализации. Этот жизненно важный для молодого человека шаг определяется рядом факторов и не в последнюю очередь своеобразием взаимоотношений «преподаватель-студент», сложившимся на кафедре.
За время обучения специализирующиеся студенты проходят обязательную практику (на I и II курсах) и индивидуальную (на III курсе).
На III курсе студентам кафедры предоставляется возможность самостоятельного выбора археологической экспедиции кафедры либо других учреждений (ИА РАН, ГИМ и др.). Индивидуализированная практика студентов III курса определяет дальнейшую узкую специализацию, выбор научного руководителя и тему выпускной квалификационной работы.
Задачами специализированной археологической практики являются:
Ознакомьтесь с информацией о распределении студентов I и II курсов очной (дневной) формы обучения по археологическим экспедициям для прохождения в 2021 году общеобразовательной археологической практики.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова