практика 4 тетрадей описание по каждой тетради
Какие тетради купить и сколько их принести в школу + бонус про дневники
Была сегодня в магазине, затаривалась шариковыми ручками (вечно припрется 1 сентября какой-нибудь одаренный «а я ручку забыл»). Видела, как мамы выбирали тетради, и решила написать здесь пару советов.
Самое главное. В Беларуси не «ученики», а «учащиеся». Наша ленивое производство уже несколько лет никак не может этого понять и продолжает выпускать тетради вот такие (см.ниже). Их лучше не покупать.
А если сверху напечатано только само слово «Тетрадь»? Можно брать на русскоязычные предметы (математику, физику, русский язык. ).
Контрольные тетради должны быть в обложках. Обычные, по идее, тоже, но финансы у семей разные, так что хотя бы контрольные обложите.
Теперь вроде все. Извините, что получилось много текста. Надеюсь, что мои советы кому-нибудь пригодятся.
P.S. БМ ругался на изображения тетрадок.
Все-таки до какого маразма скатывается любая страна, в попытка реанимировать и поддержать язык, который считается «родным» по тем или иным политическим причинам.
Какой-то маразм. Чем слово «ученик» белорусам не нравится? В школе тетрадь по английскому подписывал на русском и всем было по-барабану.
А если накупить только таких тетрадей, расстреляют или сразу на картошку?
По иностранному языку рабочие тетради только в линейку!
Контрольные тетради должны быть в обложках.
это стандарты такие или просто закидоны школы?
На литературу тетрадь в клетку. Однако.
я так понял, что вместо учеников, которые перенимали знания у преподавателей, все детки стали просто учащимися потому что учатся сами при помощи чего-то а не являются учениками кого-то?
Меня всегда бесил формализм. Кому какое дело, как я тетрадь подписываю?
Достаточно будет одной.
Ответ на пост «Разочарование»
Хорошо помню и эти покупки «того что было нужно в семью» на подаренные родственниками деньги, помню подарки от родителей на день рождения исключительно школьных вещей, в те времена из-за этого было печально, что оно в августе. Помню мои мечты о пышном розовом платье и грусти на празднике, когда я одна из девочек пришла в коричневом сарафане, за ночь до этого перешитого из маминого платья.
Сейчас у меня двое сыновей и когда я спрашиваю их, что подарить на праздники, они не знают. Я могу позволить себе баловать их бесполезными игрушками на один раз, не дарить вещи, обувь, технику, мебель, потому что не нужно копить на них. Я очень благодарна судьбе, что всё именно так: что не нужно думать, купить ему велик или осенние ботинки, куртку и новый ранец..
Поэтому читая посты из этой волны, мне грустно не за детей, чьи мечты растоптали, мне страшно ставить себя на место этих родителей, потому что я не знаю, как поступила бы я на их месте, искренне надеюсь, что смогла бы объяснить почему так, но больше чем уверенна, что вряд ли ребёнок сможет это понять.
Ответ на пост «Разочарование»
Все пишут про вещи. Это тлен.
27 декабря 1991 года я полюбил девушку. Начал вести дневник, описывал в деталях каждый прожитый день. 8 марта 1992 года я ступил и положил этот дневник под дверь девушки, будучи твердо уверен, что обьяснюсь с ней в этот день. Не объяснился. Дневник я продолжил писать. Скрупулезно и ответственно я переписывал почти каждый день своей жизни. День за днём, из года в год. Там был весь я, вывернуты наизнанку и рассмотренный под микроскопом.
К 1994 году было написано 5 общих тетрадок мелким почерком в каждой клетке.
Дневники нашла мама, прочитала и решила, что там слишком много негатива. Ночью они с папой пошли и сожгли дневники, возможно под танцы с бубном.
И вот это уже действительно не вернуть. Как кусок души вырезали.
Ответ на пост «Разочарование»
В начале нулевых было мне около 10-12 лет и в местности где мы жили удавалось за лето немного денег подзаработать (частный сектор бывшего военного городка). Как все дети я хотел скорее стать взрослым и видя, что у нас тяжёлое финансовое положение я не испытывал разочарования, когда добровольно отдавал заработанное. Чувствовал себя взрослым и значимым, ведь я тоже добытчик.
Ответ PaguocallIa в «Разочарование»
Не совсем ответ на пост «Разочарование»
Ответ Taifa в «Крик коровы»
Не, я, конечно, в свое время рассказывала это как анекдот. Но теперь думаю: это нам еще повезло что ли?
Когда старшую в первый класс записывали (эх, в этом учебном году уже и ЕГЭ. ) я несколько нервничала, мучила ребенка дня два арифметикой, географией, семейной генеалогией и стишками.Не пригодилось.
Зашли мы в кабинет, Саша робко присела на краешек стула и осмотрелась. Директриса перехватила ее взгляд и спросила:
— А ты знаешь, кто это? Вот ты смотришь на портрет, кто это?
Кто же этот прекрасный человек, этот выдающийся деятель? Чей портрет висит у директора школы над столом? Пушкин? Ландау? Эйнштейн? Ницше? Руссо? Макаренко, в конце концов?
— Это Наш Президент. Он управляет всей нашей страной. Вот у вас дома кто главный. Кто все решает?
Вот такая простая и изящная субординация.
А младшую мы записывали через Госуслуги и никакого цирка уже не было, ни с гусиными ушами, ни с треухими малахаями.
Ответ на пост «Крик коровы»
Когда повели меня в первый класс, там были схожие тесты на наличие серого вещества. Меня усадили перед проверяющей тёткой, и та начала показывать картинки с животными, ну и вопросы соответственно, это кто, это что.
Потом она показывает картинку гуся, примерно такую
И спрашивает: у гуся есть уши?
Естественно, ушей там не наблюдалось, поэтому я гордо помотала головой и со всей ответственностью сказала «Нет». Мне ещё пару раз задали это вопрос, в надежде, что я одумаюсь. Маме потом сказали, чтобы заняться обучением ребёнка, а то такие глупости говорит.
Если подойдёт для Лиги Тупых, с радостью подаю заявку.
Урок, который дал отец
Весь класс это я
Кто пойдет к доске?
7 класс: физика
По просьбам трудящихся продолжаем.
Основные изучаемые темы – введение в физику (в том числе, оформление и СИ), первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твердых тел и жидкостей, энергия (работа, мощность, КПД, ЗСЭ*), простые механизмы (рычаг и блоки).
Умения, необходимые для изучения – умение выполнять простейшие арифметические действия, умение решать линейные уравнения и системы линейных уравнений.
Прежде чем переходить к разбору каждой темы, поясню один момент. В 7 классе происходит ввод в физику, поэтому самое главная задача родителей и учителя – не отбить все желание заниматься этой прекрасной наукой. Забудьте по большей части про оценки – сейчас важно вызвать интерес. Помните, что в старших классах интерес вызывать уже поздно – либо идет полным ходом подготовка к экзаменам (там уже не до танцев и веселых опытов, там тонны задач и теоретических вопросов, которые нужно разобрать), либо идет подготовка к другим предметам и физика тем более по боку. Так что ловите момент! Поэтому постараюсь максимально насоветовать опытов, которые относительно легко можно проделать в домашних условиях.
Рекомендуемая литература – архив. В Кирик-7 рекомендую прорешать в обязательном порядке все задачи среднего и достаточного уровня. И в качестве дополнительного чтива не забывать открывать Занимательную физику.
Рекомендуемые материалы: максимально рекомендую общеизвестного физика Виктор Павел (Виктор записал классическую программу по физике, основанную на программе товарища Перышкина. Короче говоря, эта программа подойдет большей части школ со 100% совпадением. Объясняет он чрезвычайно хорошо и наглядно), сильно рекомендую канал с различными физическими опытами с очень приятной подачей и предлагаю посмотреть сайт с кучей решений задач с удобным разбиением по темам.
0) Оформление и международная система единиц (СИ)
Незаметным, однако очень важным элементом при изучении физики является умение правильно решать и оформлять задачи. Для этого полезно в первую очередь научиться:
А. Оформлять решение. Один раз учим и стараемся часто использовать для запоминания. Оформление может казаться несколько занудным, однако это значительно лучше ситуации, при которой решение представляет из себя набор хаотично разбросанных надписей.
Б. Запомнить основной принцип получения решения – сначала следует получить окончательную формулу, которую решающий будет использовать для вычисления ответа, только затем подставлять числа и получать ответ. Это так же относится к грамотному оформлению. Исключения – ситуации, в которых получение общей формулы излишне затруднительно (например, в системе уравнений).
В. Грамотно пользоваться системой единиц. Тут необходимо выучить, в каких единицах измеряется каждая величина, и проводить вычисления строго в этих единицах, то есть, нужно научиться переводить любую размерность в формат СИ (например, переводить литры в кубические метры).
Сразу отмечу, что эти знания и умения необходимы сразу, поэтому научить им лучше в начале 7 класса. Дальше ученик освоится и сам будет решать, как ему действовать удобнее (как вы понимаете, чтобы ходить влево-вправо, нужно сначала научиться ходить вперед).
1) Первоначальные сведения о строении вещества – тема теоретическая, поэтому долго на ней задерживаться не стоит.
А. Диффузия. Здесь также важно объяснить устройство тел в нашем мире.
2) Взаимодействие тел – тема напрямую связана с силами, а, значит, ее обязательно нужно щупать руками (в прямом смысле).
Учащимся предстоит изучить:
Б. Сила реакции опоры. Замечу, что в данном пункте также важно дать четкое определение понятию термину “Вес”, который многие понимают неправильно.
От себя замечу, что в данном пункте важно дать четкое понимание различия между силой трения покоя и силой трения скольжения. Вот неплохая статья.
Самое главное во всей этой теории – научиться видеть мир через призму известных сил. Чтобы сила Архимеда была не просто какой-то там силой про плавающие лодки, а чтобы ученик понял, где в реальности есть эти силы и почему устройства и механизмы на их основе устроены так, а не иначе. Картинка для наглядности сего.
3) Давление твердых тел и жидкостей.
Это моя любимая тема в 7 классе, потому что давление можно изучать на куче опытов и показать множество интересных штук. Обычно я показывал в обязательном порядке 2 опыта – гидравлический пресс и картезианский водолаз. Второй опыт просто демонстрировал (он вызывает большой восторг), а вот прежде чем разобрать тему гидравлического пресса я вызывал из класса мальчика (желательно покрупнее) и девочку (желательно похрупше). Макет пресса я делал из маленького шприца для инъекций, шприца Жане (здоровенный шприц) и резиновой трубки от капельницы. Мальчику давал большой шприц, девочке маленький и демонстрировал, что сила ничто против ума, ведь девочка с легкостью “передавливает” мальчика. Очень рекомендую именно эти опыты проделать с учеником.
Еще было бы замечательно продемонстрировать гидростатический парадокс (видео раз, видео двас), атмосферное давление (видео раз) и устройство различных приборов (приборы раз, два, три). Я думаю, родителям будет не менее интересно.
5) Правило моментов. Рычаг. Блоки.
Тема достаточно маленькая, но интересная и опять же максимально жизненная.
Маму с рублем вызывали?
Можно ли учителю ставить оценки за работу в рабочей тетради, которую купила мама ребенка? Как обойтись в начальной школе без такого удобного помощника? И есть ли цифровая замена? В ситуации разбирались корреспонденты «РГ».
В клеточку
В этом году региональные органы прокуратуры вынесли уже десятки представлений и предостережений директорам школ в регионах. А родители школьников Удмуртской Республики даже обратились к Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой. Причина? По настоянию школ родители приобретали рабочие тетради за свой счет. По итогам прокурорской проверки нарушения закона были выявлены в 55 школах региона.
А деньги чьи?
По словам эксперта, отдельных бюджетных средств на такие «расходники» школа не получает.
Кстати, еще в прошлом году вышло поручение президента о том, что нужно рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей, в том числе с учетом внедрения современных цифровых технологий. А еще провести анализ уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, теми же рабочими тетрадями, и при необходимости принять меры по оказанию адресной социальной помощи семьям.
Исполняя поручение, Министерство просвещения тогда же выпустило разъясняющее письмо. Из документа № ВБ-47/04: «Если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для закупки за бюджетные средства. В целях более углубленного изучения предмета учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Уже понятно: необходимо устранить дефицит бесплатных рабочих тетрадей в регионах. Это заключение Общероссийский народный фронт отправил в администрацию президента.
Что почем
Нового исследования ВЦИОМ пока не выпускал, но «Российская газета» провела свой опрос в соцсетях, в котором приняли участие несколько сотен родителей. Что показал наш опрос? По настоянию школы рабочие тетради покупают 68% мам и пап. Еще 17% тоже покупают, но решили так сами. 9% получили рабочие тетради бесплатно от школ. И у 6% рабочих тетрадей в школе нет.
Задачка в цифре
Решить проблему, как ни странно, поможет дистанционка, уверены эксперты. За пандемию многие рабочие тетради разработчики успели оцифровать и перевести в форму интерактивных онлайн-задачек. И это не считая огромного количества онлайн-платформ, которые предлагают самый разный контент в дополнение к школьной программе. Правда, многие из них имеют ограниченный доступ. Например, предлагают бесплатные занятия только днем, до 16.00. Хочет ребенок заниматься дома? Родителям придется купить подписку. Из бесплатных крупных государственных площадок есть портал «Российская электронная школа».
Цифровая образовательная среда сейчас проходит пилотную апробацию в 15 регионах России. Это и хороший интернет и техника в школах, разные полезные сервисы. Но главное: появятся интерактивные уроки и задания, синхронизированные с содержанием одобренных учебников, структурированные по классам, темам, уровню сложности.
Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:
— Чаще всего, как показывают наши опросы, к концу года рабочие тетради не используются даже на 50 процентов. А еще они добавляют килограммы (!) к школьным ранцам и рюкзакам. По сути, это такая скрытая форма поборов, о недопустимости которых мы говорим на Общероссийском родительском собрании каждый год. Но если вдруг родитель пытается отказаться, на него и на ребенка в школе начинают косо смотреть. Он становится белой вороной. Обостряется социальное неравенство. Пути, как правило, два: смириться и купить или отстаивать свои права.
Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:
Общая тетрадь как инструмент для саморазвития
«Для уроков вам будет необходима общая тетрадь… ― Тетра-адь?, ― дружно возмутились девицы с передних парт. ― Да, общая тетрадь, ― подтвердил Служкин. ― Для того, чтобы записывать свои умные мысли. Или глупые. Какие есть, в общем».
А. В. Иванов, «Географ глобус пропил»
Общая тетрадь (тетрадь для заметок, commonplace book) – это хранилище идей, цитат, рисунков, рассказов, диалогов, наблюдений и информации, которые попадаются вам в течение жизни. Она принципиально отличается от дневника тем, что не ограничивается записью своих мыслей, желаний и фантазий. Ее суть в том, чтобы хранить информацию, которую вы можете использовать позже, создавая тем самым огромную ее базу. Но в такой тетради можно вести и дневник, если так удобнее, то почему нет.
Возможно, вы хотите написать книгу, создать бизнес, улучшить навыки письма или риторики – в этом случае общая тетрадь будет просто незаменимой. Не стоит проявлять юношеский максимализм и твердить себе: «Я и так все могу запомнить» или «Мне не нужны знания других людей, я всегда поступаю оригинально». Все новые идеи – это переосмысление и объединения старых.
Если свести пользу общей тетради к трем ключевым моментам, то она позволяет:
Но, что самое интересное, ведение общей тетради мотивирует вас узнавать все больше и больше, находиться в осознанном поиске новой информации, обращать внимание на многие вещи, которые обычно остаются незамеченными.
Пример
Предположим, вы изучаете ведение бизнеса, читая массу книг и материалов. В общую тетрадь вы можете выписать самую ценную информацию и между тем записывать свои собственные соображения, делать наброски. Все это рядом, под рукой. Можно также распечатывать и вклеивать какие-то графики, фотографии.
Вам все еще может показаться вздором такой подход к саморазвитию. Но многие люди прошлого вели, скорее, не дневник, а общую тетрадь, куда записывали все подряд. Так поступали Аристотель, Мишель Монтень, Томас Джефферсон, Марк Твен, Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Джон Локк, Мартин Лютер Кинг, Леонардо да Винчи. Последний оставил больше десяти тысяч страниц дневников, снабженных рисунками, объяснениями и расписаниями дня. Вы можете найти часть дневников в Британской библиотеке или же прочесть книгу Оксаны Рымаренко «Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия», где многие из его рисунков тщательно разобраны и рассортированы по категориям.
Помимо этого, множество писателей и сценаристов признаются, что они каждый день записывают то, что может стать источником вдохновения в будущем, вплоть до забавного слова, услышанного в очереди за продуктами.
Вирджиния Вульф как-то написала: «Иногда писатель смотрит на пустую страницу и не может выдавить из себя ни слова. Но затем он достает свой дневник, открывает его на любой странице. Здесь список выдающихся писателей, которыми он восторгается. Здесь – цитаты из классики, которые привлекли его. А вот список книг, которые нужно прочесть. И вдохновение появляется само собой».
Как правильно вести общую тетрадь
Ниже мы собрали много разных советов о том, как это делать. Однако стоит понимать, что вы можете выработать свои правила и принципы – и они станут намного более эффективными.
В итоге вы должны выработать собственную систему. Она может кардинально отличаться от нашей, но суть ее останется той же – накопление наиболее ценной информации для того, чтобы в будущем ее можно было быстро находить и использовать.
Заведите общую тетрадь прямо сейчас. Не откладывайте это дело. Не размышляйте о том, какая это чудесная идея и что стоило бы ею заняться. Представьте, сколько нужной информации будет в ваших записях через 5 лет! А использовать вы ее сможете значительно раньше.
Об использовании и учете рабочих тетрадей
Автор: Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В образовательных организациях, расположенных на территории РФ, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам. Обязаны ли учреждения образования обеспечивать учеников рабочими тетрадями, прилагаемыми к учебникам? Включаются ли рабочие тетради в состав библиотечного фонда или являются расходными материалами? На каком счете их следует учитывать? Ответы на эти вопросы – в консультации.
Согласно ГОСТ 7.60-2003, введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 № 331-ст к учебным изданиям относятся учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник, учебная программа, учебный комплект.
Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
В основном рабочие тетради являются приложениями к учебникам, то есть содержание тетрадей соответствует разделам учебника и предназначено для закрепления знаний, полученных на уроках. Материал рабочих тетрадей может использоваться для самостоятельной работы, но, как правило, в 1 и 2-х классах учащиеся работают в тетради под руководством учителя. Каждый раздел тетради включает вопросы и задания, направленные на закрепление полученных знаний, их применение и использование в новых условиях.
Обеспечение учащихся рабочими тетрадями
До сих пор остро стоит вопрос о том, обязаны ли школы обеспечивать учащихся бесплатными рабочими тетрадями. Для ответа на него обратимся к нормам законодательства, разъяснениям профильных министерств и сложившейся судебной практике.
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС (п. 2 ст. 18 Закона об образовании).
В силу п. 4 ст. 18 названного закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 28.12.2018 № 345 (далее – федеральный перечень учебников);
Обратите внимание: не допускается приобретение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций (Письмо Минобрнауки РФ от 16.05.2018 № 08-1211).
С учетом вышеизложенного в целях реализации гарантий общедоступности и бесплатности образования образовательные учреждения обязаны обеспечить полную укомплектованность учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам согласно применяемой образовательной программе, в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию.
При этом недостаток финансирования не является оправданием того, что образовательное учреждение не смогло закупить рабочие тетради и они были приобретены за счет средств родителей (Определение Приморского краевого суда от 22.10.2014 по делу № 33-9404).
В то же время следует учитывать, что образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию (пп. 9 п. 3 ст. 28 Закона об образовании).
Таким образом, если использование рабочих тетрадей не предусмотрено учебными программами школы и она не включила их в список обязательных учебных изданий, то на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями (Апелляционное определение ВС Республики Коми от 22.05.2014 № 33-2365/2014г, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 08.04.2013 № 33-2014/2013).
На то, что образовательные организации свободны в выборе учебно-методического обеспечения по реализуемым ими образовательным программам, обращают внимание и представители профильных министерств. Так, в Письме Минпросвещения РФ от 23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей» сообщается, что если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
К сведению: использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику. Одновременно Минпросвещения считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды. Ключевыми мероприятиями федерального проекта являются разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.
Учет рабочих тетрадей
На сегодняшний день законодательством РФ не определены правила отражения в бухгалтерском учете таких объектов, как рабочие тетради, закупаемые образовательными учреждениями.
Разъяснения о порядке учета рабочих тетрадей приведены в Письме Минфина РФ от 17.01.2019 № 02-06-10/1927. В нем специалисты финансового ведомства, ссылаясь на положения ГОСТ 7.60-2003, отмечают, что учебным пособием (включая рабочие тетради) является учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Поскольку рабочая тетрадь функционально связана с учебником, полностью или частично заменяет или дополняет его, использование учебника без использования учебного пособия (рабочей тетради) не представляется возможным.
Учебники и учебные пособия, предназначенные для выдачи учащимся образовательного учреждения и обеспечения учебного процесса, включаются в библиотечный фонд образовательного учреждения.
В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» материальные объекты имущества (за исключением периодических изданий), составляющие библиотечный фонд субъекта учета, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.
Исходя из изложенного, Минфин считает целесообразным относить рабочие тетради к предметам библиотечного фонда и учитывать в составе основных средств. Согласно Инструкции № 157н учет объектов библиотечного фонда ведется на счете 0 101 08 000 «Прочие основные средства».
Следовательно, расходы на приобретение рабочих тетрадей нужно относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н).
В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике.
Для объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).
Поскольку срок полезного использования для обособленных частей объекта, функционально составляющих единое целое (учебник + рабочая тетрадь), определяется по наибольшему сроку использования одной из обособленных частей, по мнению Минфина, срок использования рабочей тетради следует определять исходя из срока использования учебника. В случае если использование учебного пособия (рабочей тетради) в течение всего срока полезного использования учебника не представляется возможным, для таких учебных пособий необходимо установить отдельные правила списания (замены) с бухгалтерского учета.
По нашему мнению, в данном случае Минфин имеет в виду рабочие тетради однократного использования (тетради, в которых ученики выполняют задания). Такие тетради, как правило, относятся к предметам библиотечного фонда временного характера. В отношении таких объектов в положении о порядке учета библиотечного фонда учебное заведение может отразить следующую формулировку: «Рабочие тетради, таблицы, прописи являются документами временного характера. Их библиотечный учет ведется в тетради учета документов временного характера».
В целях разработки особых правил списания (замены) рабочих тетрадей однократного использования в бухгалтерском учете надо учитывать следующие положения СГС «Основные средства»:
в случае если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, затраты на такую замену включаются в случаях, предусмотренных учетной политикой, в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств. При этом стоимость объекта ОС корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей (п. 27);
если после признания объекта основных средств (формирования его первоначальной стоимости) в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной (выбывшей) части объекта основных средств должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода (списана с бухгалтерского учета) вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно (п. 50).
Итак, существует учебный комплект (учебник + рабочая тетрадь). Срок службы учебника, к примеру, 5 лет, а рабочая тетрадь используется в течение 1 учебного года. На следующий учебный год такая тетрадь подлежит замене на новую. В этом случае (при приобретении новой тетради) стоимость комплекта увеличивается на стоимость новой рабочей тетради. При этом стоимость заполненных тетрадей списывается с бухгалтерского учета, тем самым на эту величину уменьшается ранее принятая к учету стоимость учебных комплектов.
Поскольку в бухгалтерском учете величина библиотечного фонда отражается в денежном выражении общей суммой, при поступлении новых рабочих тетрадей бухгалтер производит запись об увеличении стоимости библиотечного фонда (на основании первичных документов о поступлении тетрадей), при выбытии использованных тетрадей – запись об уменьшении стоимости библиотечного фонда (на основании актов о списании исключенных объектов библиотечного фонда). Одновременно отметки об увеличении (уменьшении) стоимости библиотечного фонда вносятся в инвентарную карточку (ф. 0504032).
Далее приведем корреспонденции счетов для отражения операций по поступлению и выбытию рабочих тетрадей:
1. Формирование первоначальной стоимости предметов библиотечного фонда на основании первичных документов о поступлении рабочих тетрадей:
Дебет счета 0 106 x1 310 «Увеличение вложений в основные средства»
Кредит счетов 0 302 31 73x «Увеличение кредиторской задолженности по увеличению основных средств», 0 208 31 667 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств»
Стоит отметить, что на принятых первичных учетных документах производится запись, подтверждающая, что поступившие документы приняты в библиотечный фонд как в объект особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) или как в объект иного движимого имущества.
2. Принятие к учету рабочих тетрадей по первоначальной стоимости:
Дебет счета 0 101 x8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств»
Кредит счета 0 106 x1 310 «Увеличение вложений в основные средства»
3. Начисление амортизации на введенные в эксплуатацию рабочие тетради:
Дебет счетов 0 109 60 271 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов», 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит счета 0 104 x8 411 «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств»
Поскольку стоимость рабочих тетрадей незначительна, амортизация на данные объекты начисляется в размере 100% в соответствии с пп. «в» п. 39 СГС «Основные средства».
4. Списание заполненных (использованных) рабочих тетрадей на основании акта об исключенных объектах библиотечного фонда:
Дебет счета 0 104 x8 411 «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств»
Кредит счета 0 101 x8 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств»
Обратите внимание: за каждый полученный учебник и рабочую тетрадь учащийся расписывается на специальном вкладыше читательского формуляра или в специальном журнале выдачи. В случае, если возврат в библиотеку заполненных рабочих тетрадей не предусмотрен, списание таких тетрадей может быть организовано в момент их выдачи ученикам. При этом момент списания рабочих тетрадей должен быть закреплен в учетной политике образовательного учреждения.
Школа (бюджетное учреждение) закупила у коммерческой организации за счет средств субсидии на госзадание 200 комплектов учебников с рабочими тетрадями для учеников 1 и 2-х классов на общую сумму 700 000 руб. Стоимость учебника составила 3 000 руб., рабочей тетради – 500 руб. Срок полезного использования учебников составляет 5 лет. Рабочие тетради предназначены для заполнения учениками в течение одного учебного года.
Поступившие предметы приняты к учету в составе объектов библиотечного фонда – иного движимого имущества учреждения.
Расходы на приобретение учебников и рабочих тетрадей согласно учетной политике включены в состав прямых расходов, формирующих себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания.
Все приобретенные комплекты выданы в пользование ученикам. В конце учебного года учебники и заполненные рабочие тетради возвращены в библиотеку.
Использованные рабочие тетради (200 шт. x 500 руб.) списаны с учета по акту, составленному библиотекарем.
В бухгалтерском учете школы произведены следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Поступили учебные комплекты (на основании первичных документов о поступлении)
Приняты к учету учебники и рабочие тетради
Введены учебные комплекты в эксплуатацию (переданы со склада в библиотеку)
Списаны использованные рабочие тетради (на основании акта о списании)
Образовательное учреждение самостоятельно формирует списки учебников и учебных пособий, необходимых для реализации учебной программы. В том случае, если рабочие тетради в качестве учебных пособий включены в эти списки, учреждение обязано их закупить и выдать ученикам бесплатно. Если такие тетради в списках не поименованы, то они не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющихся общеобразовательных программ. Учителя могут лишь рекомендовать такие тетради для домашнего самостоятельного использования.
По мнению Минфина, рабочие тетради функционально связаны с учебниками и не могут быть использованы отдельно от них. Такие тетради подлежат включению в состав библиотечного учебного фонда образовательного учреждения и должны учитываться как объекты основных средств на счете 0 101 08 000.
Согласно СГС «Основные средства» объекты библиотечного фонда принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока полезного использования этих объектов. Таким образом, рабочие тетради, составляющие библиотечный фонд учебного заведения, являются основными средствами независимо от того, предназначены они для многократного использования (в течение нескольких учебных годов) или однократного использования (в течение одного учебного года).
По общему правилу при приобретении рабочих тетрадей (как в комплекте с учебниками, так и самостоятельно) бухгалтер отражает увеличение стоимости библиотечного фонда, а при их выбытии – уменьшение стоимости библиотечного фонда.
Особенности принятия к учету и списания рабочих тетрадей устанавливаются в учетной политике образовательного учреждения.