практические методы обучения биологии
Формы и методы обучения на уроках биологии (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы и методы обучения на уроках биологии
Каждый ребенок индивидуален. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Поэтому так важно на уроке создать ситуацию успеха. Для меня важно, чтобы каждый ученик обязательно справлялся с работой. Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении помогает поддерживать комфортную обстановку на уроке для каждого ребенка. Например, при проведении проверочной работы предлагаю следующие задания по группам:
3 группа: подписывает строение растительной клетки;
2 группа: подписывает строение растительной и животной клетки и записывает основные отличия этих клеток друг от друга;
1 группа: подписывает строение растительной клетки и функцию каждому органоиду.
(1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности.
2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу. Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе необходимо уделять особое внимание: поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно).
Таким образом, дифференцированные задания позволяют каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, в то же время направленную на решение общих познавательных задач.
Активные методы обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д. Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы, уроки-презентации, семинары, исследовательские конференции, уроки-зачеты. Я стараюсь избрать виды деятельности, которые привлекают детей.
Прием «Верные и неверные суждения »
Время выполнения: 7-8 минут
Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.
В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;
Хромосомы – носители наследственной информации
В лизосомах происходит биосинтез белков;
Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи
1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань; (нет, механическая)
2. Проводящая ткань расположена в корне, стебле и листе; (да)
3. Основная функция проводящей ткани- проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.(да)
Конечно, это игра. Игровая технология незаменима на уроках биологии.
Результаты использования игровой технологии :
— формирование таких качеств личности, как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
— создание положительного психологического климата в классе для развития творческой личности;
— повышение уровня коммуникативных навыков учащихся.
Я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. Даже слабые ученики всегда включаются в работу.
Например, 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам » (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.)
10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:
1) ДНК, белки, крахмал, глюкоза;
2) РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты;
3) мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза.
10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»:
Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»;
Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды».
9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»:
Сильным учащимся часто предлагаю попробовать себя в роли учителя: ребята готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют биологические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.
На уроках биологии стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых ученики участвуют в создании того или иного правила. Проблемное преподавание биологии сегодня – это необходимость, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.
Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1).
Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду (Шаг 2).
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
Я использую практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно».
При изучении темы «Грибы» можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате (на макаронах или картофеле). При изучении темы «Крокодилы. Черепахи» (8-й класс) можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?»
Метод проблемного обучения создаёт наиболее благоприятные условия для формирования познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности, вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, заставляет задуматься над ней.
При создании ситуации успеха, какие бы технологии, методы и формы не использовал учитель, основным является:
1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка,
добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
ребенка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем?
4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5 Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!)
6 Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)
7 Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методы преподавания биологии
Понятие о методах и их классификации
В школьном обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока громадное значение имеют методы преподавания.
Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние.
«Метод в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».
Педагогическая теория и практика советской школы рассматривают учебно-воспитательный процесс как двусторонний, сочетающий обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся. Это вполне соответствует основному принципу советской школы — принципу воспитывающего развивающего обучения.
Определение метода применительно к обучению должно вытекать логически из признания единства деятельности учителя и деятельности учащихся в процессе обучения, т. е. содержать характеристику деятельности учителя и ученика. То и другое содержится в следующем определении учебного метода.
Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.
Это определение метода выражает понятие о двух его взаимосвязанных сторонах: передающая, воздействующая — учитель и воспринимающая, усваивающая — учащиеся. Характер этого взаимодействия зависит от источника знаний.
Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в процессе обучения.
В практике преподавания биологии сложились различные методы обучения. Однако их можно сгруппировать по наиболее существенным признакам:
— источники, из которых учащиеся черпают знания;
— характер деятельности учителя;
— характер деятельности учащихся в процессе обучения.
Эти три признака вытекают из понимания обучения и учения как единого процесса, в котором взаимосвязаны и обусловлены деятельность учителя (обучающего) и ученика (обучаемого), а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятельностью того и другого. Поэтому основой классификаций методов являются все три названных признака, а не один или два из них. Классификация по источникам знаний и единству деятельности учителя и ученика проста и удобна; она позволяет правильно выбрать и применить методы в зависимости от специфики содержания учебного материала.
Руководствуясь существенными признаками методов, следует выделить группу методов, применяя которые учитель передает знания учащимся главным образом через посредство слова с иллюстрацией наглядных пособий к излагаемому материалу по мере надобности.
При этом основным источником, из которого ученики черпают новые знания, является слово: рассказ, объяснение, лекция, беседа. Деятельность учащихся выражается преимущественно в слушании, осмысливании и последующих устных и письменных ответах.
При применении другой группы методов основную роль в передаче знаний играет показ, демонстрация учителем предметов и явлений, а слово учителя приобретает иное значение. Учитель направляет ход наблюдений и логику мышления учащихся, уточняет правильность их восприятия. Ученики, наблюдая, осмысливают факты, делают выводы, получают новые знания, а иногда и новые умения, например, как самостоятельно поставить продемонстрированный учителем опыт, приготовить микропрепарат и т. п.
Основным источником знаний, приобретаемых учащимися, является наблюдение, а не слово учителя, хотя за ним остается руководство всем познавательным процессом.
Деятельность учащихся направлена на зрительное восприятие демонстрируемых объектов или опытов. При ответах учащиеся рассказывают о том, что они наблюдали, иногда демонстрируют опыты, растения, животных, показывают по таблицам. Таким образом, деятельность учащихся выражается в наблюдении и рассказе о наблюдаемом и значительно меньше в слушании и ответах.
Наконец, учитель применяет такие методы, при которых передача знаний происходит преимущественно в процессе практической работы учащихся. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно рассматривают строение семени, плода, вскрытую лягушку, производят посевы на школьном учебно-опытном участке, работают на животноводческой ферме и т. п. и, работая, приобретают новые знания, умения, а потом и навыки, т. е, автоматизированные, привычные умения.
Практическая деятельность учащихся связана с применением орудий исследовательского (пинцет, скальпель, лупа, микроскоп и пр.) и производительного (лопата, секатор, опыливатель и пр ) труда.
Слово учителя необходимо и в этих случаях: он инструктирует, указывает, какова цель работы, какие теоретические знания важны для ее правильного проведения. Учитель проверяет ход работы, помогает сделать выводы — руководит познавательным процессом. В ряде случаев по указанию учителя в помощь проведению работы и приобретению знаний в процессе ее может служить книга (учебник, справочник и другая литература) как пособие к основному источнику знаний — практической работе, но не как самостоятельный источник знаний.
В деятельности учащихся имеет место слушание и наблюдение, но преобладает практическая работа, в ходе которой особенную роль играет самостоятельный мыслительный процесс, позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты такой работы являются основным источником знаний.
При ответах учащиеся показывают результаты проделанной работы и рассказывают о ней, делая выводы, записи, по требованию учителя повторяют ее еще раз.
Таким образом, на основании преобладающего характера источников знаний, деятельности учителя и учащихся методы преподавания биологии разделяют на три группы или рода: словесные, наглядные, практические.
При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других — показом и третьих в практической работе. Учащиеся же усваивают знания слушая, наблюдая и работая практически.
Каждая группа охватывает родственные виды методов. Например, беседа, рассказ, лекция являются различными видами словесных методов.
В свою очередь демонстрация натуральных объектов, опытов, а также демонстрация изобразительных наглядных средств (кино, таблиц, схем) составляют группу близких видов, относящихся к наглядным методам.
Практические работы учащихся, распознавание и определение объектов (например, расчленение, вскрытие, определение объектов), наблюдения самостоятельно проводимых опытов и постановка эксперимента для решения поставленных учителем вопросов — все это виды практических методов.
Всеми методами предусматривается возможность активного участия в уроке учащихся. При словесных методах учащиеся делают сообщение, доклад; при наглядных методах демонстрируют ранее поставленные ими опыты, монтируют схемы, демонстрируют объекты; при практических — предлагают варианты постановки опытов, которые они будут проводить, и обсуждают результаты работы. Работа с книгой проводится при применении любых методов.
В педагогике и методике долгое время не было единых общепринятых определений методов обучения и их классификации. В настоящее время уже имеет место общая точка зрения по этим вопросам. Попытки классифицировать методы преподавания биологии других авторов по существу сводятся к делению методов на две группы:
1.методы изложения учебного материала учителем;
2.методы самостоятельной работы учащихся.
Такое деление методов отрывает деятельность учителя от деятельности ученика, что приводит к делению методов на пассивные (методы изложения материала учителем) и активные (методы самостоятельной работы учащихся). Признание же деления методов на активные и пассивные давно считается в педагогике устаревшим.
Отрицание источников знания приводит к отделению методов от содержания, в то время как содержание определяет методы и служит решающим фактором при их выборе. Неправомерно выделять проблемный, поисковый, исследовательский «методы», так как все они выражают лишь различную степень самостоятельной работы учащихся, которые возможны при любых методах. Выделение особого «репродуктивного» (воспроизводящего)’ метода также нецелесообразно, потому что воспроизведение обязательно присутствует в каждом методе, если исходить из признания единства деятельности учителя и учащихся.
Применением каждого метода предусматривается степень самостоятельного мышления «учащихся, так как без пробуждения их мысли нет и понимания, и сознательного усвоения знаний. Применение всех методов связано с развитием мышления учащихся.
Методы обучения биологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методы обучения биологии
Автор – Новикова И.Д., к.п.н., доцент
Описание слайда:
План лекции
Общая характеристика методов обучения
Функции методов обучения
Словесные МО
Наглядные МО
Практические МО
Метод работы с тетрадью
Метод решения задач
Мультимедийные МО
Описание слайда:
Учебный метод
способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися, направленные на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности
Описание слайда:
Критерии классификации методов обучения
Источник знания (слово, образ-предмет, действие)
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся в процессе обучения
Описание слайда:
Типы МО по характеру преобладающего источника знаний
Словесные
Описание слайда:
Система МО по Б.Е.Райкову по способу получения знаний
Описание слайда:
Классификация МО по Н.М.Верзилину
Описание слайда:
Функции методов обучения
Описание слайда:
Обучающая функция МО направлена на формирование у школьников знаний, умений и навыков
Развивающая функция характеризуется формированием осознанности и произвольности психических процессов
Воспитывающая функция выражается в выработке мировоззрения, развитии оценочных суждений, выработке социальных установок
Описание слайда:
Методический приём
— элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
Виды методических приёмов
Описание слайда:
Словесные методы обучения
Беседа
Описание слайда:
Наглядные методы обучения
Демонстрация натуральных объектов
Демонстрация наглядных пособий
Описание слайда:
Практические методы обучения
Работа с раздаточным материалом по
А) расчленению
Б) распознаванию
В) определению биологических объектов
Наблюдение в природе биологического
объекта
Проведение эксперимента
Описание слайда:
Метод работы с тетрадью
Ведение рабочей школьной тетради по биологии:
-рисунок
-таблица
-схема
Работа с тетрадью на печатной основе
Описание слайда:
Мультимедийное обучение
сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер
Мультимедийная лекция
Мультимедийная практическая работа
Виртуальная экскурсия в природу
Описание слайда:
Особенности мультимедийных методов обучения
Носят комплексный характер
Для передачи мультимедийной информации необходимо несколько информационных каналов:
— зрительный
— слуховой
— тактильный
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Возможности и риски педагогической диагностики
Презентация на тему : «Этологическая теория»
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
Презентация на тему: Электрический ток. Анализ опасности поражения током
«Вред и польза жевательной резинки»
Статья «Нетрадиционные формы обучения столяров»
КОС ОП.09 Охрана труда
Презентация по предмету :Светская этика.»Ночные ведьмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5292347 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.