практические методы обучения биологии

Формы и методы обучения на уроках биологии (из опыта работы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и методы обучения на уроках биологии

Каждый ребенок индивидуален. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Поэтому так важно на уроке создать ситуацию успеха. Для меня важно, чтобы каждый ученик обязательно справлялся с работой. Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении помогает поддерживать комфортную обстановку на уроке для каждого ребенка. Например, при проведении проверочной работы предлагаю следующие задания по группам:

3 группа: подписывает строение растительной клетки;

2 группа: подписывает строение растительной и животной клетки и записывает основные отличия этих клеток друг от друга;

1 группа: подписывает строение растительной клетки и функцию каждому органоиду.

(1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности.

2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу. Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе необходимо уделять особое внимание: поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно).

Таким образом, дифференцированные задания позволяют каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, в то же время направленную на решение общих познавательных задач.

Активные методы обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д. Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы, уроки-презентации, семинары, исследовательские конференции, уроки-зачеты. Я стараюсь избрать виды деятельности, которые привлекают детей.

Прием «Верные и неверные суждения »

Время выполнения: 7-8 минут

Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.

В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;

Хромосомы – носители наследственной информации

В лизосомах происходит биосинтез белков;

Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи

1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань; (нет, механическая)

2. Проводящая ткань расположена в корне, стебле и листе; (да)

3. Основная функция проводящей ткани- проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.(да)

Конечно, это игра. Игровая технология незаменима на уроках биологии.

Результаты использования игровой технологии :

— формирование таких качеств личности, как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

— создание положительного психологического климата в классе для развития творческой личности;

— повышение уровня коммуникативных навыков учащихся.

Я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. Даже слабые ученики всегда включаются в работу.

Например, 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам » (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.)

10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:

1) ДНК, белки, крахмал, глюкоза;

2) РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты;

3) мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза.

10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»:

Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»;

Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды».

9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»:

Сильным учащимся часто предлагаю попробовать себя в роли учителя: ребята готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют биологические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.

На уроках биологии стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых ученики участвуют в создании того или иного правила. Проблемное преподавание биологии сегодня – это необходимость, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.

Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1).

Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду (Шаг 2).

Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Я использую практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно».

При изучении темы «Грибы» можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате (на макаронах или картофеле). При изучении темы «Крокодилы. Черепахи» (8-й класс) можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?»

Метод проблемного обучения создаёт наиболее благоприятные условия для формирования познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности, вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, заставляет задуматься над ней.

При создании ситуации успеха, какие бы технологии, методы и формы не использовал учитель, основным является:

1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка,

добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.

ребенка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем?

4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5 Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!)

6 Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

7 Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы преподавания биологии

Понятие о методах и их классификации

В школьном обуче­нии наряду с установлением объема содержания учебного пред­мета и отбором материала для урока громадное значение имеют методы преподавания.

Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Та­кие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние.

«Метод в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».

Педагогическая теория и практика советской школы рассмат­ривают учебно-воспитательный процесс как двусторонний, со­четающий обучающую деятельность учителя и учебную деятель­ность учащихся. Это вполне соответствует основному принципу советской школы — принципу воспитывающего развивающе­го обучения.

Определение метода применительно к обучению должно вы­текать логически из признания единства деятельности учи­теля и деятельности учащихся в процессе обучения, т. е. содер­жать характеристику деятельности учителя и ученика. То и дру­гое содержится в следующем определении учебного метода.

Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.

Это определение метода выражает понятие о двух его взаимо­связанных сторонах: передающая, воздействующая — учитель и воспринимающая, усваивающая — учащиеся. Характер этого взаимодействия зависит от источника знаний.

Источник знаний определяется содержанием учебного мате­риала, которое является ведущим в процессе обучения.

В практике преподавания биологии сложились различные ме­тоды обучения. Однако их можно сгруппировать по наиболее существенным признакам:

— источники, из которых учащиеся черпают знания;

— характер деятельности учителя;

— характер деятельности учащихся в процессе обучения.

Эти три признака вытекают из понимания обучения и учения как единого процесса, в котором взаимосвязаны и обусловлены деятельность учителя (обучающего) и ученика (обучаемого), а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятель­ностью того и другого. Поэтому основой классификаций методов являются все три названных признака, а не один или два из них. Классификация по источникам знаний и единству деятельности учителя и ученика проста и удобна; она позволяет правильно выбрать и применить методы в зависимости от специфики содер­жания учебного материала.

Руководствуясь существенными признаками методов, следует выделить группу методов, применяя которые учитель передает знания учащимся главным образом через посредство слова с иллюстрацией наглядных пособий к излагаемому материалу по мере надобности.

При этом основным источником, из которого ученики черпа­ют новые знания, является слово: рассказ, объяснение, лекция, беседа. Деятельность учащихся выражается преимущественно в слушании, осмысливании и последующих устных и письменных ответах.

При применении другой группы методов основную роль в пе­редаче знаний играет показ, демонстрация учителем предметов и явлений, а слово учителя приобретает иное значение. Учитель направляет ход наблюдений и логику мышления учащихся, уточ­няет правильность их восприятия. Ученики, наблюдая, осмысли­вают факты, делают выводы, получают новые знания, а иногда и новые умения, например, как самостоятельно поставить про­демонстрированный учителем опыт, приготовить микропрепарат и т. п.

Основным источником знаний, приобретаемых учащимися, яв­ляется наблюдение, а не слово учителя, хотя за ним остает­ся руководство всем познавательным процессом.

Деятельность учащихся направлена на зрительное восприя­тие демонстрируемых объектов или опытов. При ответах уча­щиеся рассказывают о том, что они наблюдали, иногда демон­стрируют опыты, растения, животных, показывают по таблицам. Таким образом, деятельность учащихся выражается в наблюде­нии и рассказе о наблюдаемом и значительно меньше в слу­шании и ответах.

Наконец, учитель применяет такие методы, при которых пере­дача знаний происходит преимущественно в процессе практи­ческой работы учащихся. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно рассматривают строение семени, плода, вскры­тую лягушку, производят посевы на школьном учебно-опытном участке, работают на животноводческой ферме и т. п. и, рабо­тая, приобретают новые знания, умения, а потом и навыки, т. е, автоматизированные, привычные умения.

Практическая деятельность учащихся связана с применением орудий исследовательского (пинцет, скальпель, лупа, микроскоп и пр.) и производительного (лопата, секатор, опыливатель и пр ) труда.

Слово учителя необходимо и в этих случаях: он инструкти­рует, указывает, какова цель работы, какие теоретические зна­ния важны для ее правильного проведения. Учитель проверяет ход работы, помогает сделать выводы — руководит познаватель­ным процессом. В ряде случаев по указанию учителя в помощь проведению работы и приобретению знаний в процессе ее может служить книга (учебник, справочник и другая литература) как пособие к основному источнику знаний — практической работе, но не как самостоятельный источник знаний.

В деятельности учащихся имеет место слушание и наблюде­ние, но преобладает практическая работа, в ходе которой осо­бенную роль играет самостоятельный мыслительный процесс, позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты та­кой работы являются основным источником знаний.

При ответах учащиеся показывают результаты проделанной работы и рассказывают о ней, делая выводы, записи, по требо­ванию учителя повторяют ее еще раз.

Таким образом, на основании преобладающего характера ис­точников знаний, деятельности учителя и учащихся методы пре­подавания биологии разделяют на три группы или рода: сло­весные, наглядные, практические.

При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других — показом и третьих в прак­тической работе. Учащиеся же усваивают знания слушая, на­блюдая и работая практически.

Каждая группа охватывает родственные виды методов. На­пример, беседа, рассказ, лекция являются различными видами словесных методов.

В свою очередь демонстрация натуральных объектов, опытов, а также демонстрация изобразительных наглядных средств (кино, таблиц, схем) составляют группу близких видов, отно­сящихся к наглядным методам.

Практические работы учащихся, распознавание и определе­ние объектов (например, расчленение, вскрытие, определение объектов), наблюдения самостоятельно проводимых опытов и постановка эксперимента для решения поставленных учителем вопросов — все это виды практических методов.

Всеми методами предусматривается возможность активного участия в уроке учащихся. При словесных методах учащиеся де­лают сообщение, доклад; при наглядных методах демонстрируют ранее поставленные ими опыты, монтируют схемы, демонстри­руют объекты; при практических — предлагают варианты поста­новки опытов, которые они будут проводить, и обсуждают ре­зультаты работы. Работа с книгой проводится при применении любых методов.

В педагогике и методике долгое время не было единых обще­принятых определений методов обучения и их классификации. В настоящее время уже имеет место общая точка зрения по этим вопросам. Попытки классифицировать методы преподава­ния биологии других авторов по существу сводятся к делению методов на две группы:

1.методы изложения учебного материала учителем;

2.методы самостоятельной работы учащихся.

Такое деление методов отрывает деятельность учителя от деятельности ученика, что приводит к делению методов на пас­сивные (методы изложения материала учителем) и активные (методы самостоятельной работы учащихся). Признание же де­ления методов на активные и пассивные давно считается в педа­гогике устаревшим.

Отрицание источников знания приводит к отделению методов от содержания, в то время как содержание определяет методы и служит решающим фактором при их выборе. Неправомерно выделять проблемный, поисковый, исследовательский «методы», так как все они выражают лишь различную степень самостоя­тельной работы учащихся, которые возможны при любых мето­дах. Выделение особого «репродуктивного» (воспроизводящего)’ метода также нецелесообразно, потому что воспроизведение обя­зательно присутствует в каждом методе, если исходить из признания единства деятельности учителя и учащихся.

Применением каждого метода предусматривается степень самостоятельного мышления «учащихся, так как без пробуж­дения их мысли нет и понимания, и сознательного усвоения зна­ний. Применение всех методов связано с развитием мышления учащихся.

Источник

Методы обучения биологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

практические методы обучения биологии. presentation bg. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-presentation bg. картинка практические методы обучения биологии. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Методы обучения биологии
Автор – Новикова И.Д., к.п.н., доцент

Описание слайда:

План лекции
Общая характеристика методов обучения
Функции методов обучения
Словесные МО
Наглядные МО
Практические МО
Метод работы с тетрадью
Метод решения задач
Мультимедийные МО

Описание слайда:

Учебный метод
способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися, направленные на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности

Описание слайда:

Критерии классификации методов обучения
Источник знания (слово, образ-предмет, действие)

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся в процессе обучения

Описание слайда:

Типы МО по характеру преобладающего источника знаний
Словесные

Описание слайда:

Система МО по Б.Е.Райкову по способу получения знаний

Описание слайда:

Классификация МО по Н.М.Верзилину

Описание слайда:

Функции методов обучения

Описание слайда:

Обучающая функция МО направлена на формирование у школьников знаний, умений и навыков
Развивающая функция характеризуется формированием осознанности и произвольности психических процессов
Воспитывающая функция выражается в выработке мировоззрения, развитии оценочных суждений, выработке социальных установок

Описание слайда:

Методический приём
— элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Виды методических приёмов

Описание слайда:

Словесные методы обучения
Беседа

Описание слайда:

Наглядные методы обучения
Демонстрация натуральных объектов

Демонстрация наглядных пособий

Описание слайда:

Практические методы обучения
Работа с раздаточным материалом по
А) расчленению
Б) распознаванию
В) определению биологических объектов
Наблюдение в природе биологического
объекта
Проведение эксперимента

Описание слайда:

Метод работы с тетрадью
Ведение рабочей школьной тетради по биологии:
-рисунок
-таблица
-схема

Работа с тетрадью на печатной основе

Описание слайда:

Мультимедийное обучение
сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер

Мультимедийная лекция
Мультимедийная практическая работа
Виртуальная экскурсия в природу

Описание слайда:

Особенности мультимедийных методов обучения
Носят комплексный характер
Для передачи мультимедийной информации необходимо несколько информационных каналов:
— зрительный
— слуховой
— тактильный

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Возможности и риски педагогической диагностики

Презентация на тему : «Этологическая теория»

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»

Презентация на тему: Электрический ток. Анализ опасности поражения током

«Вред и польза жевательной резинки»

Статья «Нетрадиционные формы обучения столяров»

КОС ОП.09 Охрана труда

Презентация по предмету :Светская этика.»Ночные ведьмы»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5292347 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

практические методы обучения биологии. 12ca 000988a9 e32712b1. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-12ca 000988a9 e32712b1. картинка практические методы обучения биологии. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

практические методы обучения биологии. placeholder. практические методы обучения биологии фото. практические методы обучения биологии-placeholder. картинка практические методы обучения биологии. картинка placeholder.

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *