практическая реализация в учебном процессе а систем интенсивного обучения связана в первую очередь
ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В данном вопросе мы рассмотрим открытые системы интенсивного обучения. В основе интенсивного обучения лежат инновационные технологии, которые следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая технология может быть открыта для широкого круга людей. Для разработки инновационных технологий существует ряд принципов, которые основаны на системных требованиях интенсивного обучения. Рассмотрим их более подробно:
– принцип целостности технологии, который представляет дидактическую систему;
– принцип воспроизводимости технологии в конкретной среде, которая позволяет достичь поставленной цели;
– принцип нелинейности педагогических структур и приобретение тех факторов, которые непосредственно влияют на механизмы самоорганизации и саморегуляции педагогических систем;
– принцип потенциальной избыточности учебной информации, которая позволяет создать оптимальные условия для формирования обобщенных знаний. Для более глубокого и полного применения этих принципов в реализации учебного процесса используют открытые системы интенсивного обучения. Такие системы дают учащимся возможность выбрать подходящую технологию обучения и разработать индивидуальный план программы формирования и актуализации личности. Для реализации синтеза открытых систем интенсивного обучения необходимо соблюдать ряд условий. Рассмотрим эти условия более подробно:
– всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет происходить процесс обучения;
– соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности каждого учащегося;
– ускорение индивидуального освоения учащимися общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, которое осуществляется благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.
Рассмотрим алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины:
– содержание представляется в виде системы отдельных элементов;
– составление алгоритма взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных понятий;
– проектирование базисных знаний в графической, символической или иной форме;
– систематизация модели базисных знаний для более четкого формирования знаний и выделения общих понятий и системных связей между ними;
– создание основных структур познавательной деятельности, которые характеризуют данную область научного знания;
– создание системы частных задач, которые будут использоваться для решения типовых задач. Усвоение знаний той или иной дисциплины требует от учащегося познавательной деятельности, которая будет адекватна принципам структурирования, а именно:
– выделение общих отношений, ключевых понятий, идей данной области знаний;
– моделирование этих отношений;
– осваивание процедуры перехода от общего к частному, от объекта к модели и наоборот.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что разработка и синтез открытых систем интенсивного обучения являются одним из самых перспективных направлений развития образовательных технологий, которые способствуют не только интенсификации обучения, но и самоорганизации, формированию и самоактуализации личности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В последние годы понятие «компьютерные технологии» стало вытеснять понятие «информационные технологии», хотя все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется:
– создать технические условия, систему компьютерных технологий, телекоммуникационных систем, которые будут обеспечивать выполнение требуемых условий;
– создать базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;
– обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;
– сформировать комплексное внедрение информационных технологий в науку, культуру и т. д.
Для создания перехода на информационные технологии международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности:
– совершенствуют базовые знания учащихся, студентов среднеспециальныхучебных заведений, вузов по информатике и новым информационным технологиям;
– проходит переподготовка преподавателей в области новых информационных технологий обучения;
– происходит информатизация обучения и воспитания;
– разрабатывается программа оснащения образовательных учреждений техническими средствами информатизации;
– создается новая информационная сфера и постепенно внедряется в сферу учреждения образования;
– выполняется программа создания на основе новых информационных технологий обучения единой системы дистанционного образования в России.
В современном мире стоит вопрос о внедрении России в мировую информационную систему и об обеспечении доступа к современным информационным супермагистралям, международным банкам данных в области образования, науки, промышленности, культуры, здравоохранения.
Интернет был создан в США в 70-е гг., и сейчас это система, состоящая из схем адресов и распределительных знаков, которая получила широкое распространение среди высших школ и научно-исследовательских учреждений. Изначально Интернет был необходим для обмена информацией между учеными, а также для общения студентов различных учебных учреждений. Сейчас же учащиеся могут использовать мультимедийные возможности Интернета.
Гипертекстовые системы в компьютерных технологиях – это одна из составляющих информационных технологий, которая применяется для разработок справочных систем, систем коллективного принятия решения, систем электронной документации, диагностики. Применение гипертекстовых систем привело к новой ступени использования информационных технологий в образовании – это создание электронных книг, электронных энциклопедий.
С 1995 г. в России существует система дистанционного образования, которая дополняет очную и заочную формы обучения.
Таким образом, информационные технологии способствуют образованию единого образовательного пространства в рамках всего общества. Информационные технологии оказывают воздействие на личность, которое способствует развитию саморегуляции, стимулирует познавательную деятельность учащихся; следствием всего вышесказанного является повышение эффективности учебного процесса.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В настоящее время встала проблема смены образовательной парадигмы.
Существующее противоречие современной системы образования заключается в противоречии между быстрым темпом формирования знаний, которые необходимо получить учащемуся, и ограничениями возможностей усвоения этого материала каждым учащимся индивидуально. Следствием этого противоречия является отказ от абсолютного образовательного идеала, который заключается во всесторонне развитой личности, и переход к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на первом месте в инновационном обучении стоит развитие способностей на основе образования и самообразования.
Основные черты новой парадигмы образования образует фундаментальность, которая направлена наряду с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности.
Для сравнения приведем формулу образования 1960-80-х гг. и современную. В 1960-70-е гг. формула образования заключалась в следующем: «Знать все о немногом и немного обо всем». В наше время мы видим небольшие изменения и формула образования звучит так: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Сущность формулы осталась прежней, а вот задачи уже ставятся другие.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель современного учащегося, особенно студента, заключается в познании сущности, т. е. сути множества дисциплин и большого обилия информации в каждой дисциплине.
Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных, технических наук.
Сущностный подход подразумевает системный, синергетический подход, который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей учащихся, в ходе которого формируются системные знания с установлением межпредметных связей и целостных представлений.
Акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом.
Акмеология – новая область научного знания, объектом которой является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения. Предметом акмеологии является творческий потенциал учащегося, закономерности и условия достижения человеком каких-либо результатов, развитие творческого потенциала, вершины самореализации. Задачей акмеологии является научить обучаемого работать профессионально в области своей деятельности. Работать профессионально – значит работать без срывов, грубых ошибок, промахов.
Сущность данного подхода заключается в изучении человека в динамике его развития, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различныхжизненных сферах.
У всех учащихся необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самоконтроля, так как это основной фактор достижения в акмео-логическом подходе.
Подведем итог. Инновационное образование заключается в личностном подходе, фундаментальности образования, творческом начале, сущностном и акмеологическом подходах, синтезе двух культур, использовании новейших информационных технологий, а главное, в профессионализме.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования Сахалинской области
Сахалинский областной институт переподготовки
И повышения квалификации кадров
Кафедра гуманитарного образования
Использование интенсивных технологий при обучении английскому языку в основной школе.
Слушатель ДПО по программе
Профессиональной переподготовки «Английский язык»
Базлуцкая Ирина Евгеньевна
Агеенко Инна Алексеевна
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению интенсивных методов обучения иностранному языку 5
1.1. Понятие интенсивных методов обучения 5
1.2. Подходы в интенсивном обучении 6
ГЛАВА 2. Методы обучения, базирующиеся на концепции активации психических резервов личности обучаемого 11
2.2. Отечественные модификации суггестопедического метода 14
2.2.1. Метод активизации резервных возможностей личности учащегося 15
2.2.2. Психотерапевтический метод 20
2.2.3. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых 23
2.2.6. Релаксопедия 24
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование и реализация элективного курса «Интенсивное изучение английского языка» в среднем звене общеобразовательной школы 29
3.1. Использование наиболее эффективных методов интенсификации обучения английскому языку 29
3.2.Итоги второго заключительного этапа эксперимента. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Сложно представить, как существовал бы современный мир, в его глобальном значении, если бы люди с разных концов света не имели возможности общаться друг с другом и понимать друг друга. И, вообще, возможен ли тогда был бы научно-технический прогресс? Вряд ли.
За последние годы методика преподавания иностранных языков претерпела огромные изменения. Это связано, в большей степени, с интенсивным развитием международных отношений России. Обществу нужны специалисты, свободно владеющие иностранными языками для работы с иностранными инвесторами или коллегами по бизнесу.
Кроме того, практика показывает, что учащиеся даже в одиннадцатом классе, не могут поддержать неподготовленный диалог или понять иноязычную речь более чем на 50%, и это после восьми лет обучения! А вот человек, который провел в среде изучаемого языка хотя бы месяц, с легкостью справится с этим заданием.
Возникает вопрос, как же создать в школе такую «языковую среду»? Именно на это направлены интенсивные методы изучения иностранных языков, которые с большим успехом применяются уже более пятидесяти лет в различных сферах нашей жизни (обучение, реклама, военное дело и т.д.). [Щукин, 2008]
Что же это такое? Интенсивные методы – это методы, которые обеспечивают овладение языком в сжатые сроки, ориентированы преимущественно на обучение общению и усвоение большого объема лексики в сжатые сроки и предполагают использование психических резервов личности учащегося и различных способов активизации учебной деятельности в процессе занятий.
В основе современных интенсивных методов лежат научные идеи основоположника суггестопедического метода обучения Г.Лозанова, предусматривающие в процессе занятий активизацию психических резервов личности обучаемого. Г.Лозанов считал, что резервы познания у человека огромны, они скрыты в неосознаваемой сфере его психики. В суггестии (т.е. внушении) Г.Лозанов видел пути повышения запоминания материала и ускорения формирования речевых навыков и умений. При этом, полагал Г.Лозанов, происходит и общая активизация интеллектуальных и творческих резервов личности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена осознанием необходимости решения проблемы поиска эффективных и ускоренных способов изучения английского языка и позволила нам выбрать тему исследования. Исследование проводилось с целью теоретически и экспериментально обосновать приемы интенсивных методов, способствующие эффективному процессу усвоения учебного материала в сжатые сроки.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку с помощью интенсивных методов.
Предмет исследования: технологии обучения иностранному языку.
Цель данной работы – проанализировать существующие методики интенсивного обучения иностранным языкам.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Изучить психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. На основании психолого-методической литературы определить наиболее эффективные и приемлемые для школьной программы интенсивные методы, составляющие основу интенсификации обучения.
3. Оценить эффективность использования интенсивных методов в школьной программе с использованием контрольной группы испытуемых.
4. На базе данных, полученных в результате эксперимента, способствующего эффективному и быстрому запоминанию лексики, развитию речи и навыков аудирования, разработать методические рекомендации для учителей английского языка, родителей, учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: предполагается, что использование интенсивных методов позволит достичь впечатляющих результатов в обучении иностранному языку как по объему усвоенного материала, так и по срокам обучения в среднем звене.
Для реализации цели и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по проблеме иссле- дования, а также учебников по английскому языку для учащихся средних клас- сов; наблюдение за ходом учебного процесса на уроках и во внеурочное время; беседы и анкетирование учащихся и учителей английского языка; психодиаг- ностические методы; опытно-экспериментальная работа.
На первом этапе (май 2009 г. – март 2010 г.) изучалась и анализирова- лась психолого-педагогическая, методическая литература, состояние проблемы. На этом этапе была разработана гипотеза, определялись задачи.
На втором этапе (март – май 2010г.) продолжалась опытно-эксперимен- тальная работа с целью проверки результатов исследования и осуществлен ее анализ. На этом этапе проходила систематизация и обобщение результатов ис- следования, завершение оформления материала.
Научная новизна исследования заключается в создании элективного курса «Интенсивный курс английского языка».
Теоретическая значимость состоит в том, что получили дальнейшее развитие научные представления о процессе ускоренного и эффективного изучения английского языка. Доказаны возможность и целесообразность использования интенсивных методов в обучении английскому языку.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и предложенных рекомендаций в процессе совершенствования изучения иностранных языков. Материалы исследования могут быть использованы на внеклассных уроках английского языка, специальных курсах, в процессе повышения квалификации учителей.
1.1. Понятие интенсивных методов обучения.
Интенсификация в дидактике рассматривается в связи с общей проблемой оптимизации обучения как одно из возможных направлений повышения эффективности занятий. Где оптимизация учебного процесса – это такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащихся.
Интенсификация обучения способствует его оптимизации. Интенсифицировать учебный процесс – значит увеличить количество прорабатываемого материала и обеспечить прочность его усвоения.
Однако необходимо учитывать, что наряду с интенсивным имеет право на существование и экстенсивное обучение.
Важнейшим методическим фактором интенсификации обучения справедливо считается плотность общения на занятиях, насыщенность урока видами и формами работы, которые требуют от учащихся активности участия в акте общения. Активизацию обучения рассматривают как важнейшую задачу в процессе занятий. Активизация – это процесс, направленный на достижение состояния активности личности и сохранения этого состояния на протяжении всего урока.
Интенсификация обучения обеспечивается в результате: а) воссоздания средствами наглядности (диафильмы, кино- и видеофильмы, компакт-диски) речевой среды, что особенно важно, когда язык изучается вне речевой среды; б) наиболее полной реализации дидактического принципа наглядности в процессе занятий; в)максимального использования аналитических и имитативных способностей учащихся, более полной реализации их внутренних резервов; г) создания благоприятных условий для контроля за формируемыми навыками и умениями, а также самоконтроля.
Интенсивное обучение обычно протекает в сжатые сроки и при большой ежедневной концентрации учебных часов.
От традиционного обучения интенсивное отличается в первую очередь способами организации и проведения занятий: повышенным вниманием к различным формам педагогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созданием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового и речевого материала.
1.2.Подходы в интенсивном обучении.
Интенсивные методы обучения – это специфическая система, которая по ряду параметров отличается от традиционных методов.
По целям интенсивные методы направлены на достижение максимального объема усвоения материала в минимальный срок.
Отличительными особенностями всех интенсивных методов являются: а) максимально возможная активизация учащихся в ходе занятий (с этой целью предлагаются специальные задания в форме этюдов, широко используются ролевые игры, аудиовизуальные средства обучения); б) мобилизация скрытых психологических резервов личности учащегося (это, в частности, способствует значительному увеличению объема усваемого материала); в) глобальное использование всех средств воздействия на личность учащегося (опора не только на зрительное и слуховое восприятие, что характерно для традиционных методов, но и на подсознательную сферу восприятия).
В то же время в использовании интенсивных методов есть и некоторые трудности, и нерешенные проблемы. Так как основное внимание сосредоточено на речевой деятельности и недостаточно времени уделяется работе над языковыми средствами и в речи учащихся наблюдаются устойчивые ошибки, которые с трудом поддаются коррекции. Данный недостаток стремятся преодолеть включением тренировочных упражнений и грамматических пояснений.
В средней школе, интенсивные методы чаще выступают как дополнение к традиционным методам.
Рассмотрим интенсивные методы в системе других методов обучения.
Понятие «метод» (греч. methodos – путь исследования или познания) в самом широком толковании означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность, направленную на достижение поставленной цели.
Общедидактические методы обучения. Это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся.
Общедидактические методы делятся на две взаимосвязанные группы методов: методы преподавания (используются преподавателем для изложения нового материала, организации его усвоения и контроля за усвоением) и методы учения (применяются учащимися в процессе познавательной и практической деятельности).
Общедидактические методы обучения
участие в тренировке
Метод показа используется преподавателем с целью введения нового материала (широко используется классная доска и средства наглядности). Объяснение протекает в форме использования приемов индукции (от наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к выводу, обобщению) и дедукции (правило, инструкцию преподаватель подкрепляет примерами, иллюстрирующими их применение в речи). Тренировка происходит при выполнении тренировочных упражнений. В результате формируются речевые навыки двух типов: а) навыки оформления (правильность произнесения звуков, интонирование фразы, оформление высказывания в соответствии с нормами языка); б) навыки оперирования, с помощью которых извлекаются из долговременной памяти иноязычные слова и языковые структуры в зависимости от содержания высказывания.
Однако владение навыками это лишь начальная стадия овладения языком, конечной же целью является формирование и развитие речевых умений, для этого используются методы применения, в основе которых лежит выполнение речевых упражнений.
Методы коррекции используются для исправления ошибок в речи учащихся, а с помощью методов оценки определяется степень сформированности знаний, навыков, умений и их соответствие требованиям Гос. Образовательного стандарта и программы.
Частнодидактические методы обучения. В отличие от общедидактических методов частнодидактические отражают специфику конкретного предмета или группы предметов. Это направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения. Метод обучения дает представление о стратегии обучения языку, на основании которой преподаватель разрабатывает тактику учебной деятельности в конкретных условиях обучения и на основе метод-направления, содержание которого должно отражаться в модели обучения. [Щукин, 2008]
Исходя из существующих в методике прямого, сознательного, деятельностного подходов к обучению языку, современные методы обучения можно подразделять на прямые (интуитивные), сознательные, комбинированные и интенсивные [Щукин, 2007].
Прямые методы: натуральный, прямой, аудиовизуальный, аудиолингвальный, армейский, «метод гувернантки».
Сознательные методы: переводно-грамматический, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный, репродуктивно-креативный.
Комбинированные методы: коммуникативный, метод чтения.
Интенсивные методы в свою очередь подразделяются на: а) методы, базирующиеся на идеях Г.Лозанова, предложившего практическое применение суггестологии (науки об использовании психических резервов личности человека и приемов внушения в учебном процессе) и б) методы, опирающиеся на иные концепции ускоренного обучения языку, ориентированные на деятельный подход к обучению и достижения коммуникативной лингвистики.
Классификация интенсивных методов (технологий обучения) приведена в таблице 1
Интенсивные методы обучения
Методы обучения, базирующиеся на концепции активации психических резервов личности (Г.Лозанов)
Методы обучения, базирующиеся на иных концепциях овладения языком
Интенсивный метод обучения устной речи взрослых
Обучение в сотрудничестве
Центрированное на ученике обучение
Языковой портфель как технология обучения и контроля
Технология обучения « case study »
2.1.Суггестопедический метод Г.Лозанова.
Суггестология – наука о внушении, суггестопедия – ее применение в педагогике.
Важнейшими принципами обучения стали идеи и средства суггестивного воздействия на учащихся [Лозанов 1971, 1973, 1982]:
Авторитет (от лат. autoritas – власть, влияние). Тот, кто пользуется общим признанием, влиянием, а также источники такого влияния. Процесс увеличения восприимчивости к информации в связи с повышением источника не всегда осознается обучающимися, однако оказывает огромное воздействие на процесс усвоения информации.
Инфантизация (от лат. – infantilis ). Одним из средств суггестивного воздействия является установление полного доверия между учащимися и преподавателем, который создает доброжелательную атмосферу, помогающую повышению восприятия и запоминания учебного материала, стимулирующего речевую активность. Одним из средств, способствующих инфантилизации, является ролевая игра.
Двуплановость. В это понятие включаются как паралингвистические элементы, так и ряд других неосознаваемых сигналов, воздействующих на окружающих.
Ритм. Ритм имеет большое психологическое значение при воздействии на психику. Известно, что эффективность усвоения во многом зависит от ритмичного повторения формул внушения.
Лозановский суггестопедический процесс обучения базируется на трех основных принципах:
1). «Принцип радости и ненапряженности». Обучение должно проходить в приятной атмосфере и не сопровождаться каким-либо напряжением.
2). «Принцип единства сознательного и подсознательного». « В захлестнутом информацией современном мире было бы неоправданно концентрировать наше внимание только на той информации, которая сознательно попадает в эту категорию. Вне ее имеется другая информация, которую мы усваиваем благодаря периферийной перцепции»,- убеждает нас Г.Лозанов [1982.С.92].
3). «Принцип суггестивной взаимосвязи» предполагает, что преподаватель должен по принципу обратной связи получать информацию об усвоении учащимися предмета урока, учитывая их индивидуальные способности.
Во время активного сеанса преподаватель читает текст, а учащиеся проговаривают его про себя в паузы. Текст разбивается на части, каждая часть читается с особой интонацией («интонационные качели»): интонация первой части – нейтральная, второй – мягкая, загадочно-нерешительная, третьей – торжественная.
Во время послесеансовой фазы происходит закрепление материала и его активизация в речи. Главными методическими приемами здесь являются: этюды, проблемные ситуации, мыслительные задачи, игры, парные диалоги.
Одним из главных достижений Г.Лозанова является создание учебника, принципы построения которого взяты на вооружение практически всеми интенсивными методами. Учебник построен по тематическому принципу и состоит из диалогов, каждый из которых имеет собственную фабулу и интригу. Каждая тема распределена на подтемы. К каждому тематическому диалогу добавлен текст на основе монологической речи и краткие грамматические комментарии. Все учебные тексты имеют подчеркнуто эмоциональный и занимательный характер, что облегчает суггестивность. Каждому ученику на занятиях присваивается коммуникативная роль.
Учебный материал в лозановском курсе подается «глобально», большими кусками, без предварительного запоминания отдельных элементов, без зазубривания лексики, грамматики и моделей. Преобладает смысловое начало и незамедлительное включение в коммуникативную практику, а запоминание отдельных составных частей подразумевается как бы «на втором плане», хотя это не означает, что преподаватель не следит незаметно за тем, как идет усвоение отдельных фонетических, лексических и грамматических элементов. Такой подход к обучению также является особой заслугой Г.Лозанова.
Суггестопедический курс предназначен в первую очередь для учащихся школ и вузов. Он рассчитан на 120 учебных часов, в результате которых человек овладевает примерно 1800 лексических единиц на основе всей нормативной грамматики.
Однако, несмотря на богатые возможности, заложенные в системе суггестопедического обучения, следует заметить, что применение его в массовых формах обучения при большом числе учащихся в группе затруднено, так как не обеспечивается должная индивидуализация обучения и поддержание дисциплины. В методе имеются спорные и недостаточно разработанные проблемы. Одна из трудностей – это направленность метода на формирование речевых умений при недостаточном внимании к речевым навыкам. Многие исследователи также возражают против отсутствия домашних заданий, системы тренировочных упражнений, обеспечивающих автоматизацию навыков, использования перевода при дешифровке материала.
В современном мире, где человек перенасыщен плодами научно-технического прогресса – от информации до зрелищности, для суггестии осталось не так много места и для получения хороших учебных результатов требует иных, более тонких и глубинных подходов к личности. Именно такие подходы предлагают другие методы, возникшие на базе суггестивного метода Г.Лозанова.
2.2. Отечественные модификации суггестопедического метода.
Попытки совершенствования суггестопедического метода привели к появлению следующих его модификаций.
Метод активизации резервных возможностей личности учащегося.
Метод разработан Г.А. Китайгородской и применяется в обучении иностранным языкам в условиях курсового и вузовского обучения.
Интегративный лингвопсихологический тренинг (ИЛПТ). Метод обучения иноязычной речи, разработанный И.М. Румянцевой на основе психотерапевтического подхода.
Эмоционально-смысловой метод. Разработан И.Ю. Шехтером (1973), который в качестве основного пути овладения речевым общением рассматривает опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры. Так как целью коммуникации считается обмен мыслями, то основной путь овладения речевым общением автор метода видит в опоре на смыслообразование и на специально стимулируемое эмоциональное соучастие обучаемого в процессе игровой деятельности.
Интенсивный метод обучения устной речи взрослых – Л.Ш. Гегечкори (ввел межцикловой этап для овладения языковыми средствами).
Суггестокибернетический интегральный метод. Метод разработан В.В. Петрусинским. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с помощью технических средств. Курс позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели начального этапа за ограниченный отрезок времени [Петрусинский, 1977].
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
2.2.1. Метод активизации резервных возможностей личности учащегося.
Метод разработан Г.А. Китайгородской и ориентирован прежде всего на обучение общению и на овладение языковым материалом.
Теоретические основы метода. Теоретические положения метода базируются на достижениях российской психологической школы и в первую очередь на психологии общения в рамках теории речевой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выгодский, А.В.Петровский), а также использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г.Лозанов).
Положения метода: а) создание на занятиях определенных взаимоотношений в коллективе и организация управляемого речевого общения; б) раскрытие творческих резервов личности обучаемого.
Приемом реализации указанной деятельности является непосредственное общение в форме игры.
Личностное общение – это качественно новый уровень обучающего общения, на котором учащиеся обмениваются своими идеями, взглядами и т.д. Это способствует более полному раскрытию личностного потенциала учащихся, создает благоприятные возможности для мотивированного овладения учебным материалом. С первого дня занятий преподаватель стремится установить между собой и учащимися отношения взаимного доверия, открытости, доброжелательности, поддержки, терпимости.
2 . Принцип ролевой организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип определяет средства и способы установления в группе личностного общения (как высшего уровня личностного общения). Ролевое общение организуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в различных формах группового взаимодействия.
Принцип ролевой организации общения относится не только к самому учебному процессу, но и к текстам-полилогам, в которых закладывается модель речевого общения между действующими персонажами. Каждый персонаж имеет роль(маску), включающая в себя набор самых необходимых сведений о том или ином персонаже: его имя и фамилия, профессия, место жительства, увлечения и т.д. Постоянная смена ролей в ситуациях общения способствует созданию и поддержанию мотивации речевых действий учащихся при большом количестве повторений одних и тех же языковых средств и грамматических моделей, что является важным условием для формирования прочных навыков и умений.
3. Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип отражает характер организации учащихся в различные формы группового взаимодействия на уроке. Вот основные их формы :
В микрогруппах из четырех человек;
В командах (две микрогруппы) ;
В системе учащийся-группа ;
В системе преподаватель-группа ;
В системе преподаватель-микрогруппа.
С психологической точки зрения постоянное учебное взаимодействие в различных формах с постоянно меняющимися партнерами порождает в каждом обучаемом потребность в более точном восприятии себя самого и других членов группы, дает возможность оценить и начать прогнозировать групповое поведение.
Организация групповой учебно-познавательной деятельности предъявляет особые требования к преподавателю. Его профессионализм определяется как умением управлять групповыми формами взаимодействия, так и умением устанавливать определенный стиль общения с группой.
4. Принцип полифункциональности в упражнении. Этот принцип отражает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в отличие от монофункциональных упражнений, характерных для традиционной методики и предусматривающих сначала овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью. Воснове каждого полифункционального упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения, таким образом, происходит тренировка их употребления.
Модель обучения. Введение нового материала в ряде курсов предусматривает четырехкратное предъявление текста.
Первое предъявление (дешифровка). Учащиеся знакомятся с текстом в исполнении преподавателя.
Второе предъявление. Чтение текста преподавателем фраза за фразой с переводом (в случае необходимости) на родной язык учащихся. Проводится также хоровое проговаривание текста учащимися за преподавателем.
Третье предъявление – «активный сеанс». Цель работы – закрепление нового материала путем его опознавания, для чего разрешается пользоваться текстом.
Четвертое предъявление – «музыкальный сеанс». На фоне специально подобранных музыкальных произведений преподаватель еще раз читает текст. В результате учащиеся получают законченное и цельное представление о его содержании.
После введения нового учебного материала следуют два этапа его активизации, получившие название «разработки».
Вторая разработка – этап свободного и творческого использования учебного материала в разных ситуациях общения. Задания носят творческий характер и представляют собой систему этюдов.
Оценка метода. Опыт работы по методу активации свидетельствует, что при квалифицированной организации учебного процесса с его помощью обеспечивается за короткий временной интервал овладение основами иностранного языка как средством общения в пределах тем и ситуаций отобранных для занятий и, как правило, представляющих практический интерес для учащихся. Благоприятным фактором оказывается и распределение учащихся по ролям, проблемный характер текстов, обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального сопровождения и т.д. И, несмотря на интенсивный характер занятий и значительный объем прорабатываемого материала, при правильной организации и квалифицированном ведении занятий студенты испытывают чувство удовлетворения от учебного процесса.
2.2.2. Психотерапевтический метод.
Психотерапевтический метод – это интенсивный метод обучения иностранным языкам, разработанный И.М. Румянцевой на основе суггестопедической теории интенсивного обучения Г. Лозанова и предусматривающий использование групповой психотерапии в форме психологических тренингов. [Румянцева,2004]
Теоретические основы метода. Термин «групповая психотерапия», введенный в научный оборот американским психотерапевтом Я.П. Морено, нашел применение в виде библиотерапии (благотворное воздействие книги в форме обсуждения прочитанного с целью положительного влияния на читателя), трудотерапии (использовалась А.С. Макаренко в системе обучения и воспитания), музыкотерапии, природотерапии, в «школе радости» В.А. Сухомлинского. Психотерапевтические приемы обучения нашли применение в суггестопедии Г. Лозанова (использование внушения), гипнопедии (обучение во время сна), релаксопедии (техника релаксационной разгрузки во время занятий), а также в интенсивных методах обучения Г.А. Китайгородской, И.Ю. Шехтера и др.
И.М. Румянцева разработала интегративный лингвопсихологический тренинг (ИЛПТ), представляющий собой комплекс упражнений и технологий их использования в учебном процессе. В число рекомендуемых для занятий тренингов входят следующие :
1) ролевые тренинги (предусматривают моделирование жизненных ситуаций, имеющих для участников обучения глубокий личностный смысл;
2) тренинги общения (направлены на приобретение знаний и формирование на их основе речевых навыков и умений);
3) тренинги сензитивности (развивают способности «предсказывать» мысли и чувства другого человека и прогнозировать его поведение);
4) тренинги перцептивности (направлены на развитие способности адекватного познания себя и других в общении);
5) тренинги ассертивности (направлены на повышение чувства уверенности в себе) и др.
К числу рекомендуемых для работы тренингов относятся также музыкотерапия (использование музыки в качестве психотерапевтического средства), хореотерапия (терапия танцем), арттерапия (терапия средствами искусства). Все перечисленные тренинги интегрируются в единый комплекс.
Принципы обучения: Первые три принципа базируются на суггестопедическом понимании процесса обучения в интерпретации Г. Лозанова:
а) «принцип радости и ненапряженности»;
б) «принцип единства сознательного и подсознательного в обучении»;
Считая перечисленные принципы важными, но недостаточными для повышения эффективности обучения в рамках метода, автор дает описание еще 13 принципов, положенных в основу метода:
Принцип единства обучения и развития личности на основе теории пожизненного развития психических функций (т.е. на протяжении всей жизни).
Принцип построения системы обучения как интегративной и междисциплинарной, что подразумевает как опору на интегративную модель речи, так и синтез междисциплинарных обучающих средств.
Данная система обучения базируется на двух правилах обучения взрослых, разработанных Г. Лозановым.
Правило первое: занятия организуются в последовательности: «понимание – говорение – чтение – письмо». Тем самым обучающийся прходит на иностранном языке путь овладения ребенком родным языком (эта идея еще до Г. Лозанова получила психологическое обоснование в работах сторонников прямого метода).
Правило второе: «синтез – анализ – синтез», означающее, что мы, сначала учимся воспринимать иноязычную речь в потоке речи, затем начинаем ее анализировать и вновь «складывать» в единое целое.
Три этапа обучения: 1) активный сеанс (однократное прочтение текста преподавателем, вводящего учащихся в новую ситуацию общения и «погружающая» их на уровне слухового восприятия в иноязычную речь); 2) активная разработка материала на уровне говорения с помощью тренингов; 3) закрепление материала в ходе выполнения домашнего задания (слушание текста с музыкальным сопровождением).
2.2.3. Суггестокибернетический интегральный метод ускорен- ного обучения взрослых.
Предложен группой исследователей под руководством В.В. Петрусинского (1977). Основу метода составляет суггестивное управление обучаемым с помощью кибернетических средств, обеспечивающих активизацию неосознаваемых компонентов мнемонической деятельности. Процесс обучения осуществляется с помощью технических средств. Учебный материал предлагается большими массивами для целостного запоминания во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и модели начального этапа за ограниченный отрезок времени.
Метод разработан сотрудниками Кишиневского университета и внедрен на занятиях по иностранным языкам в ряде вузов страны [Бурденюк и др., 1981].
Ритмопедия представляет собой методику интенсивного ввода иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимуляции в процессе группового общения. Ритмостимуляция понимается как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, цвета, света и музыкального сопровождения через слуховой и зрительный анализаторы и с помощью рече-двигательного восприятия. Это способствует образованию благопричтных условий для работы механизмов памяти и долглвременного хранения учебного материала в объеме, превышающем в 2-3 раза традиционные нормы: 75 фраз за 15 минут. Экспериментально доказано, что запоминание вводимого материала в виде фраз составляет в среднем 85%. Отсроченная проверка (через 1,5года) показала прочность и долговременность хранения информации.
Обучение во время сна было особенно популярно в иетодике 60-х – начала 70-х гг. XX в. Сущность его заключается в том, что обучаемый в процессе сна должен запомнить материал, вводимый с помощью магнитофонной записи. Но, несмотря на то, что гипнопедия позволяет вынести часть работы по развитию навыков опознавания и запоминания учебного материала за пределы урока и способствует ускорению формирования навыков, по мнению российских ученых, гипнопедия еще не может быть широко использована в учебном процессе, так как сначала следует изучить безвредность этого метода и доказать, что систематическое словесное воздействие во время естественного сна не приводит к переутомлению обучающихся и нежелательным психологическим последствиям.
Это комплекс дидактических приемов и форм обучения, использующих в учебных целях релаксацию, т.е. психическое и физическое расслабление, вызываемое внушением [Шварц, 1971]. Эксперименты, проведенные суггестопедической лабораторией Пермского педагогического института, показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут запомнить значительный объем информации. Релаксопедическое занятие состоит из: 1) предварительного знакомства с новой лексикой (8-10 минут); 2) ввод в состояние релаксации (7-10 минут); 3) релаксопедическое усвоение новой лексики (20-25 минут); 4) вывод из состояния релаксации и упражнения, активизирующие применение изученной лексики (5-10 минут).
По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, заменяющим традиционные методы обучения, однако она может служить одним из приемов интенсификации занятий.
Результаты экспериментов показали, сто в состоянии релаксации усваивается большой объем лексики (до 50-80-ти единиц на одном занятии[Пыстина, 1973]). Она прочно запоминается. Наблюдается хорошее извлечение лексики из памяти в процессе говорения.
В основу широко рекламируемой в наши дни системы обучения иностранным языкам «Интелл» (интеллектуальный метод), разработанной в 1987 г. В Академии наук СССР, положен эффект гипермнезии – сверхзапоминания, при котором информация усваивается с эффективностью, в 1000(!) раз превышающей норму. Институтом высшей нервной деятельности в 1987 г. Было дано заключение о безопасности и эффективности этого метода для обучения взрослых и школьников.
В основе метода лежит так называемый эффект 25-го кадра, суть которого заключается в следующем. Считается, что информация с экрана телевизора воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не свыше 24 кадров в секунду. Если же скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься и усваиваться не на сознательном, а подсознательном (субсенсорном) уровне.
Методика обучения по этому методу выглядит следующим образом. Урок происходит с использованием видеокассеты и телевизора и длится 45 минут. Первые 15 минут обучающийся смотрит на экран, где мелькают пары слов со скоростью 25 кадров в секунду (этап «вижу»). На следующем этапе («вижу» и «слышу»)слова подаются в обычном режиме в озвученном варианте. На третьем этапе («работаю») учащийся видит слова на экране и переводит их. Считается, что после 60-70 часов работы словарный запас может пополниться до 7000 иностранных слов и выражений. При этом они сохраняются в памяти долгие годы. В результате обучения память и внимание человека увеличиваются в 10-12 раз, а скорость чтения – в 3-5 раз.