последовательность обучения техническим приемам в баскетболе
Методика обучения ближних, средних, дальних бросков в корзину с места (о баскетболе) Содержание
Главная > Реферат
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
2.1. Последовательность обучения технике игры в баскетболе
Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определѐнной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учѐта возрастных особенностей студентов.
Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:
1. Обучение стойкам и передвижениям.
2. Обучение технике владения мячом в нападении.
3. Обучение технике противодействия и овладения мячом в защите.
4. Обучение игровым действиям в нападении и контрдействиям в защите [2].
Обучение игровым приемам целесообразно начинать поэтапно:
1. Ознакомление с приемом.
2. Изучение приема в упрощенных условиях.
3. Углубленное разучивание приема.
4. Целостное формирование двигательного навыка.
5. Ситуационное изучение приема.
6. Закрепление приема в игре.
Обучение игровым приемам нападения. Наиболее эффективная последовательность овладение игровыми приемами нападения:
1. Основная стойка баскетболиста в нападении.
2. Остановка двумя шагами.
3. Повороты на месте и в движении.
4. Держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом.
5. Ловля и передача мяча на месте.
6. Остановка двумя шагами с ловлей мяча после передачи.
7. Ловля и передача мяча в движении.
8. Броски мяча с места.
9. Бросок одной рукой сверху в движении.
10. Бросок одной рукой сверху после вышагивания.
12. Остановка двумя шагами после Ведение мяча.
13. Бросок одной рукой сверху в движении после ведения.
14. Остановка прыжком.
15. Бросок мяча в прыжке.
16. Разновидности бросков одной рукой в движении после ведения мяча.
17. Разновидности бросков в прыжке.
18. Финты без мяча и с мячом
19. Сочетание приѐмов [10].
Приемы игры в защите направлены на противодействие владеющей мячом команде. Обучение технике защитной стойки и передвижений следует начинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения студентами конкретных приѐмов нападения. Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ технике нападения. В связи с этим целесообразно обучать:
1. Вырывание мяча после освоения держания и ловли.
2. Выбиванию мяча после освоения ловли, передачи и ведения.
3. Перехватам мяча после освоения ловли, передачи и ведения.
4. Накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков.
5. Взятию отскока на своѐм щите после освоения бросков и добивания [2].
2.2. Особенности обучения ближних, средних, дальних бросков в корзину с места
Анализ средств, применяемых при совершенствовании точности бросков, позволил отобразить упражнения, наиболее часто встречающиеся в современной практике. К таким упражнениям в первую очередь следует отнести серийное выполнение бросков мяча в кольцо со средней и дальней дистанции. В практике баскетбола существует несколько разновидностей их выполнения. В основном все они сводятся к повышению интенсивности их выполнения, которая достигается за счет увеличения количества мячей, активного сопротивления защитника и различного количества участников их выполнения.
Наиболее часто применяются упражнения при совершенствовании бросков мяча в кольцо в сочетании с другими приемами. К ним можно отнести серию упражнений при совершенствовании «быстрого прорыва». При выполнении этих упражнений завершающей фазой является бросок со средней дистанции. Регуляция объема и интенсивности нагрузки при выполнении этих упражнений осуществляется за счет количества повторений, ограничения количества передач при прохождении баскетбольной площадки и времени их выполнения [15].
Весь процесс подготовки должен быть подчинен созданию наиболее благоприятных условий для развития навыков точного броска. Точность броска в значительной мере зависит от техники. Для правильной техники большое значение имеет исходное положение. На этом при обучении сосредотачивается внимание. Важны также согласованность движений и их направление. Параллельно с обучением движениям броска должен воспитываться навыка прицеливания. Занимающихся надо учить видеть одновременно и цель, и мяч, контролируя зрением свои движения до момента их завершения.
Поскольку корзина сама по себе является эмоциональным фактором, отвлекающим внимание начинающего баскетболиста, первые упражнения выполняются без нее в передачах с траекторией, соответствующей полету мяча при броске. В первых упражнениях с корзиной вначале внимание обращается на прицеливание, затем на траекторию полета мяча. Акцент на попадании следует делать лишь в том случае, если есть уверенность в правильности движения. Для облегчения задачи на первом этапе необходимо давать занимающимся игрокам дополнительные ориентировки, облегчающие прицеливание, а также позволяющие контролировать свои движения. Изучаются броски в такой последовательности: с близкой дистанции, штрафные, средние, дальние, а затем добивание мяча [6].
Для бросков с близкой дистанции применяются способы одной рукой. Первые упражнения выполняются под углом к щиту с использованием его в качестве дополнительного ориентира для прицеливания. Вначале выполняются упражнения для основной кисти, с тем чтобы занимающиеся почувствовали момент выпуска мяча и сами движения кисти, обеспечивающие попадание мяча в цель. Для этого игроки выстраиваются справа от кольца на расстоянии одного и, поочередно переводя мяч вверх и «скатывая» его с кисти, выполняют бросок с отражением от щита. Затем упражнения выполняются в движении. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: прыжок в длину, а не вверх, нарушение ритма шагов при ловле /подскок/. Первая ошибка исправляется путем объяснения и дополнительных упражнений в прыжках с разбега толчком одной ногой. Во втором случае занимающемуся игроку необходимо дольше упражняться в броске со снятием мяча с руки преподавателя. При изучении штрафного броска внимание концентрируется не только на технике, но и на процедуре подготовки и выполнения. На начальном этапе обучения лучше использовать способ двумя руками сверху, который позволяет в последующем быстрее перейти к броску одной рукой. Необходимо объяснить правила прицеливания /на передний край корзины/, уточнить исходное положение, научить расслаблению и подготовке к броску /сосредоточиться, освободиться от излишнего напряжения/, выполнению движений броска в постоянном ритме с постоянной амплитудой движений [6].
Броски со средних дистанций требуют специальной подготовки. Для броска выбирается один из наиболее эффективных способов /в настоящее время это бросок одной рукой сверху/. Дистанция устанавливается индивидуально. Основное внимание должно быть уделено правильному исходному положению и согласованной работе рук и ног. Затем обращается внимание на заключительное движение кисти.
Научиться не так то просто! Последовательность обучения техническим приемам нападения в баскетболе
Атака в баскетболе — стремительное нападение в игре, строго ограниченное по времени. Это называется правилом 24 секунд.
После того как команда овладеет мячом, начинается отсчёт этого времени на специальных часах, чтобы успеть совершить бросок по кольцу.
Техники передвижения в нападении при игре в баскетбол
Нельзя играть в баскетбол, не зная технических приёмов ведения игры. Правильное передвижение каждого участника на площадке лежит в основе баскетбола.
Это необходимо для осуществления эффективных действий в нападении. Однако прежде чем приступать к атаке, важно освоить определённые техники передвижения для её успешного выполнения. К ним относят:
Ходьба
Используется в игре реже всего. Это объясняется тем, что спортсмены шагают, лишь затем, чтобы занять определённую позицию на площадке или снизить темп самой игры. Перемещение ходьбой в баскетболе — осуществление шагов на полусогнутых в коленях ногах. Такая техника позволяет перейти на бег, не теряя времени, или осуществить прыжок для выполнения последующего определённого приёма.
Самая эффективная и известная техника передвижения, которая отличается не только скоростью, но и разнообразностью в выполнении. Игрок должен уметь бежать, помимо классического способа, спиной вперёд и боком. Ещё важно уметь резко ускоряться из любых стартовых положений в различных направлениях, при этом контролируя собственную скорость.
Фото 1. Ведение мяча в баскетболе. При этом игрок, владеющий спортивным снарядом, бежит по площадке.
В баскетболе можно находиться в 60—90 м от соперника и, получив мячик от товарища по команде, осуществить его успешный заброс в корзину с такого расстояния. К получению этого навыка ведёт освоение правильного бега, осуществляемого на полусогнутых ногах, чтобы при необходимости выполнить переход к другой технике, о которой и пойдёт речь дальше.
Последовательность обучения прыжкам в атаке
Эту технику стоит выделить, поскольку её выполнение либо является отдельным приёмом, либо сочетанием с другими элементами ведения игры. Исполнение прыжка возможно несколькими способами. Зависит от того, какой приём спортсмену нужно осуществить в процессе игры и сколько у него на это времени. Однако все виды прыжков равносильно важны и обучение каждому имеет место.
Баскетболисты прыгают, отталкиваясь от площадки одной или двумя ногами, с разбега и без него.
Чтобы избежать ошибок в обучении этой технике, следует дать объяснение о 3 основных способах прыжка:
Движение, осуществляемое из типичной стойки баскетболиста. Сгибая ноги в коленях, он быстро приседает и затем отводит поднятые руки назад, при этом приподняв подбородок. Следом он с силой отталкивается ногами от площадки и точно выбрасывает своё тело вперёд и вверх, а вскинутыми руками рассекает воздух.
Фото 2. Баскетболист выполняет прыжок при помощи толчка двумя ногами. При этом он забрасывает мяч в корзину.
Движение, обычно выполняемое игроком, когда требуется осуществить бросок мячика в кольцо или при борьбе за отскок. Техника его проведения аналогична описанной вышей, исключая сам разбег перед прыжком.
Сложный элемент, в принципе которого находится сила инерции, получаемая в процессе разбега. Сначала игрок разгоняется и, совершая последний шаг, перед отталкиванием в прыжок, делает его шире предыдущих. Затем та нога, с которой баскетболист собирается оттолкнуться, быстро и немного сгибается, посылается вперёд и ставится им для опорного толчка с пятки на носок.
Другую ногу он активно выбрасывает вперёд и вверх и, когда происходит сам толчок, игрок сгибает эту ногу в двух суставах: тазобедренном и коленном.
Дальше, когда после взлёта своим телом баскетболист достигает максимальной отметки, эту ногу он разгибает и соединяет с толчковой.
После всего необходимо осторожно приземлиться, чтобы не потерять равновесия, что можно осуществить амортизирующим сгибанием чуть расставленных ног.
Остановка
Техника, позволяющая сбавить темп игры, избавиться от опеки противника или же найти на площадке свободное место для осуществления дальнейших атакующих манёвров. Обычно баскетболист проводит остановку, резко сбавив скорость бега или, наоборот, совершив рывок в прыжке или двумя шагами.
Поворот
Техника, используемая игроками в процессе нападения, как финт, благодаря которому мяч будет укрыт от соперника, а затем брошен в кольцо или передан товарищу по команде.
Находясь в опоре на одну ногу, спортсмен толчком другой ноги совершает поворот, которых 2 вида:
Техники ловли мяча
Двумя руками
Фото 3. Положение рук и кистей спортсмена при ловле баскетбольного мяча двумя руками.
Ловля высоко летящего мяча. Чтобы совершить это действие, баскетболист отталкивается от пола и прыгает, вытягивая вверх руки с пальцами, разведёнными в виде «воронки». Когда мяч касается пальцев, игрок обхватывает его боковые стороны ладонями, затем опускает их вниз, а после притягивает к груди.
Важно! Низко летящий мяч является таким, только если он летит ниже пояса.
Ловля с полуотскока. Игрок двигается навстречу спортивному снаряду и ловит сразу.
Сначала он совершает рывок к мячику телом, следом подключает руки и держит их впереди себя, опустив кисти вниз на ширине плеч.
Одной рукой
Кроме того, в баскетболе различают ещё другие техники ловли мяча одной рукой:
Технические приемы передачи мяча
Передача — приём, благодаря которому передаётся мяч товарищу по команде для продолжения атаки. Поэтому эта техника должна быть выработана до автоматизма.
Справка. Этот способ передачи применяется при позиционном нападении из любой точки площадки.
Данную передачу можно осуществлять в комплексе с техникой ведения. В этой вариации игрок просто посылает мячик, задавая требуемое направление, непосредственно после его отскока от пола.
Броски в корзину, сколько секунд дается на них
Техники осуществления этого элемента игры бывают разными, но владеть ими нужно одинаково хорошо для проведения успешного нападения. Существуют такие способы бросков в корзину:
Фото 6. Заброс баскетбольного мяча в корзину сверху. При этом спортсмен совершает высокий прыжок.
Спортсмену, владеющему мячом, позволяется находится не более 3 секунд в пределах специально размеченной зоны под кольцом соперника. Далее он должен либо бросить мяч в корзину, либо покинуть эту зону.
Время, отведенное на ведение баскетбольного снаряда
Передвижение по площадке с мячом — основа баскетбола. В его принципах лежит реальный шанс дать игроку двигаться и владеть снарядом одновременно.
В основе классической техники работа локтевого и лучезапястного суставов. Ведя мяч, игрок сгибает колени, тем самым сохраняя равновесие.
Движения рук и ног выполняются попеременно, осуществляя владение мячом отскоками от пола.
Корпус же в положении лёгкого наклона, при котором свободная рука не позволяет противнику добраться до снаряда, хотя и не отталкивает его.
Передвигаясь таким образом, игрок выполняет сразу несколько задач: следит за своими товарищами по команде, наблюдает за поведением соперников и ориентируется на щит. Также ему нужно постоянно переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.
Общее время владения мячом одной командой не должно превышать 24 секунд, иначе фиксируется нарушение.
Внимание! При ведении нужно хорошо владеть как правой, так и левой рукой.
Игра атакующего защитника на площадке в нападении и накрывании
Атакующий защитник — игрок, который должен уметь атаковать, при этом набирая очки. Опека противников в нападении и завершение атак — главные обязанности на площадке.
В позиционном нападении такой защитник должен развивать атаку, участвуя в индивидуальных или смешанных атакующих манёврах своей команды
Ещё одна задача такого игрока — стать помехой при вылете мяча из рук соперника при броске, выполнив приём накрывания. Всё происходит в прыжке.
Для эффективного выполнения приёма, защитнику нужно определиться со своей позицией и адекватно оценить состояние конечностей. Последнее связано с тем, что такой высокий прыжок в сочетании с рациональным движением рук очень рискован, если защитник физически не готов.
Полезное видео
Посмотрите видео, в котором рассказывается об основных принципах нападения в баскетболе.
Заключение
Обучение техническим приёмам нападения осуществляется в целом или по частям. Простые элементы рекомендуется разучивать сразу, чтобы не усугублять дальнейший процесс. Обучение сложным — должно начаться с определённых упражнений. Они могут быть как основные, так и подводящие, поскольку дают базовые навыки для игры в баскетбол.
Методическая разработка « Последовательность обучения основным техническим приемам в баскетболе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
«Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
основным техническим приемам в баскетболе ».
Разработал:
руководитель физического
воспитания
Игра отличается зрелищным эффектом и большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств учащихся. Эти особенности делают её одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся.
Все эти факторы определили выбор моей темы. Эта работа написана на основе обобщения методической литературы и личного опыта и предназначена для преподавателей физического воспитания.
Изучение техники игры начинается с приёмов, которые чаще всего встречаются в игре. Это перемещение по площадке, затем изучение техники игры в нападении и постепенно вводятся элементы защиты.
Перемещения и остановки.
Обучение начинается в следующем порядке:
Бег по прямой, дугами, ломаными линиями (лицом, спиной вперёд).
Приставные шаги (в стороны, вперёд, назад).
Прыжки (в движении, с места).
Остановки (шагом, прыжками).
Упражнения выполняются в шереножном построении, в колонне, а затем в любых построениях, с различных исходных положений по звуковым, зрительным сигналам и ориентирам.
Особое внимание следует обращать на работу ног, так как начинающие баскетболисты физически подготовлены слабо, перемещаются на прямых ногах, с полной стопы, что входит в привычку и негативно влияет на изучение последующих технических приёмов.
Основные ошибки в перемещениях
В исходном положении прямые ноги или туловище.
Симметричное движение рук и ног во время бега.
При изменении направления бега нет наклона туловища в ту же сторону.
Недостаточно сгибаются ноги при остановках. Шаги выполняются постановкой ног с носка.
При остановке узко ставятся ноги.
Упражнения для обучения техники перемещения
Группа выстраивается в колонну по одному. Бег по прямой с изменением скорости.
Ускорение по ориентирам, звуковым и зрительным сигналам.
Перемещения приставным шагом влево, вправо, вперёд, назад, по звуковым, зрительным сигналам.
Группа в колонне по одному бежит вдоль площадки. По сигналу, последний в колонне выполняя рывок, обгоняя группу, становится направляющим и т.д.
То же, только по сигналу первый выполняет поворот влево (вправо) и рывком возвращаются в конец колонны.
Бег вокруг площадки в колонне по одному. По слуховому, зрительному сигналам выполняется двойной шаг, начиная с правой (левой) ноги.
То же, только остановка прыжком.
То же, только чередуя остановки в два шага и прыжком.
То же, только после остановки, поворот и бег в другую сторону.
Техника игры с мячом в нападении.
Изучение ловли начинается с имитации приёма перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого. Это позволяет приобрести навык амортизационного движения за счёт сгибания рук. Внимание занимающихся обращают также на образование сферической поверхности кистями.
Изучение ловли осуществляется в следующем порядке:
Приём несильной передачи, адресованной в заранее поставленные кисти рук на уровне груди.
Приём навесного мяча над головой.
Передача, стоя на месте.
То же, только занимающий выполняет шаг навстречу мячу.
Ловля мяча прыжком с двух ног.
То же, только прыжок толчком одной ноги.
Ловля касающегося мяча.
Ловля в движении с выходом вперёд, в сторону.
Ловля встречной передачи на уровне груди, выше головы, ниже пояса в движении.
Ловля мяча с уходом от защитника.
Основные ошибки при ловле мяча
Кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны: мяч проходит между рук. Свести большие и указательные пальцы так, чтобы ногтевые фаланги одноимённых пальцев касались друг друга.
Ладонь и ногтевые фаланги пальцев находятся в одной плоскости или отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу, (мяч отскакивает в обратном направлении, ударявшись о кисти рук). Обращать внимание на кисти рук перед каждой ловлей. Для усвоения амортизирующего движения осуществляется ловля мяча, подброшенного над собой и вынос его к груди в приседе.
Учащийся согнутыми в локтях руками старается схватить мяч в момент его прикосновения к ладони. Повторить рекомендации п. 2.
Учащийся не выходит (не бежит) навстречу летящему мячу. Повторить ловлю с мячом и прыжком вперёд в момент ловли.
передача двумя руками от груди с места;
передача одной рукой от плеча;
передача двумя руками от головы;
передача одной рукой сверху;
передача мяча одной рукой сбоку;
передача одной рукой снизу;
передача двумя руками снизу.
В начальной стадии обучения обращают внимание учащихся на согласованные движения рук, а затем ног и кистей.
Основные ошибки при передачах мяча
Движение рук не согласовываются с окончание движения ногами. Добиваться синхронного движения рук и ног.
Мяч касается ладони. Требовать удержания мяча пальцами.
Передача низкая или высокая (рано «закрываются» или «открываются» кисти). Передача в стенку на уровне груди.
Отсутствует «выталкивание» мяча (кисти остаются в положении указательными пальцами вверх). Выполнять удары мячом в стенку (по принципу ведения) двумя руками.
Упражнение для обучения техники
ловли и передачи мяча.
Имитация передачи мяча двумя руками от груди, головы и одной от плеча.
Учащиеся, стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой вперёд руки, перекладывают мяч в кисти партнёра, двумя руками от груди, головы и одной от плеча.
То же, только в движении.
Занимающиеся выстраиваются в 3 шеренги. С крайней идёт передача указанным учителем способом в среднюю шеренгу. После ловли мяча средний игрок на осевой ноге поворачивается кругом и передаёт мяч в противоположную шеренгу.
То же, только последний змейкой обгоняет стоящих.
То же, только передача после выполнения двух шагов.
То же только после передачи остановка и повороты.
Изучать ведение начинают из положения, стоя на месте. Движение во время ведения должны быть свободными, расслабленными за счёт сгибания рук в локтевых суставах и ног в такт ударом (при остановке ноги разгибаются). Кисть должна быть закреплена так, чтобы ладонь не касалась мяча.
Ведение изучают, изменяя высоту и направление отскока мяча: вперёд, назад, в стороны.
После усвоения этих приёмов переходят к изучению ведения в шаге, бегом, змейкой и переводом мяча с одной руки на другую впереди и сзади, а затем совершенствуют приёмы с пассивным и активным защитником. Последний изучают передачу мяча в одно касание после ведения.
Основные ошибки при ведении мяча
Ведение мяча перед ногами. Отрабатывать ведение вдоль линии.
Прямые ноги. Стоя на месте отрабатывать и.п. и сгибание ног синхронно с ударами мяча о площадку.
Опущена голова, игрок не видит площадку. Отрабатывать ведение с ограниченным обзором мяча.
Упражнения для обучения техники ведения.
Ведение мяча стоя на месте (шагом, бегом) в высокой, средней, низкой стойке правой, левой рукой, меняя направление.
Ведение с обводкой препятствий.
Ведение с переводом мяча с правой на левую руку.
Учащиеся становятся боком у гимнастических скамеек. Ведение, ударяя мячом с другой стороны скамейки.
Один играет роль защитника, другой, укрывая мяч от защитника осуществляет ведение.
Два учащихся осуществляют ведение в круге спорного броска и пытаются выбить друг у друга мяч.
Ведение мяча с закрытыми глазами.
Учащиеся стоят в две шеренги, между ними нужно провести мяч. Учащиеся пытаются его выбить.
(в парах) Защитник бежит вдоль площадки. Нападающий, выполняя ведение, движется сзади на расстоянии 1, 1,5 метра, так, чтобы не показать в поле зрения защитника. Как только защитник попытается повернуться, нападающий должен выйти вперёд.
(в парах) Нападающий, стоя на месте, ведёт мяч, применяя вышагивание, защитник пытается выбить мяч.
При изучении бросков мяча в корзину вначале необходимо освоить броски двумя руками от груди и одной от головы.
В первые занятия отрабатывают технику движений рук, ног, траекторию полёта мяча, броски по ориентирам на щите.
Методика обучения броску одной рукой
Как в первом, так и во втором упражнении можно дополнительно на полу, на расстоянии 4-х метров от щита написать мелом букву «Л», через 2 метра по направлению к щиту букву «П», через 1 метр букву «Л». учащийся должен стремиться на букву «Л» наступит левой стопой, на букву «П» правой и так далее.
Учащийся стоит на расстоянии 3-4 метров от щита в исходном положении, левая нога впереди, мяч удерживается на уровне груди. По сигналу преподавателя учащийся делает шаг правой ногой и одновременно ударяет мяч перед собой об пол и ловит его, шаг правой ногой (широкий), затем делает шаг левой ногой (укороченный) и бросает мяч в корзину.
То же самое, только бегом.
Первый учащийся стоит с мячом под щитом, второй учащийся стоит на расстоянии 10-15 метров от щита. По сигналу преподавателя второй учащийся начинает бежать по направлению к первому учащемуся. Как только он приблизится на расстояние 4-5 метров к нему, тот в свою очередь осуществляет передачу двумя руками от груди, второй учащийся ловит мяч с шагом правой ноги, затем делает шаг левой ногой и бросает мяч в корзину.
То же самое, только первый учащийся делает передачу с отскоком от пола.
Основные ошибки при бросках мяча
В корзину и их исправление.
В момент выпуска мяча руки не выпрямляются. Броски, стоя на прямых ногах.
Нет направляющего движения мячу кистью. Удары мячом в стенку кистью, не сгибая руку в локтевом и плечевом суставах.
Широкое разведение локтей в сторону. При выносе мяча коснуться локтями рёбер туловища.
Упражнения для обучения техники бросков мяча
в корзину двумя руками от груди
и одной рукой от плеча.
На три человека один мяч. Двое из них стоят перед щитом в затылок друг другу. Третий с мячом находится под корзиной. Он дважды подряд передаёт мяч впереди стоящему для выполнения броска с места двумя руками от груди (одной от плеча). После чего выполняющий бросок уходит под щит, а передающий мяч, становится в затылок для выполнения бросков.
То же, только игрок, поймавший мяч под щитом, с ведением приближается к бросающему и передаёт ему мяч.
То же, только игрок, передавший мяч для броска в корзину, подбегает к партнёру и останавливается в 1 метре от него с поднятой вверх рукой. Бросающий должен выпустить мяч в точке выше поднятой руки.
То же, только игрок, выполнивший бросок, обегает защитника, стоящего с поднятой рукой, ловит отскочивший мяч и передаёт партнёру.
На каждого занимающего мяч. С указанных точек он выполняет бросок с места, и сам подбирает мяч. Определяется самый результативный игрок за 5, 10 минут.
На каждого занимающего мяч на полу, вокруг области штрафного броска пишутся цифры от 1 до 10. Учащиеся по очереди бросают мяч в корзину с указанных точек. Попадание с 1-й точки даёт право перехода в другую точку. Кто быстрее дойдёт до 10 точки.
(в тройках) Первый игрок любым способом выполняет бросок с места. При попадании второй бросает с того же места. Если он попал, бросает третий и так продолжается, пока один из играющих не промахнётся. В этом случае очередной бросающий может перейти на другое место для броска, а не попавшему начисляется 1 штрафное очко. Упражнение продолжается до тех пор, пока два из трёх играющих не получат 5 штрафных очков.
То же, только победители троек встречаются между собой, а занявшие вторые и третьи места соответственно между собой. Определяется лучший снайпер группы.
Игроки выстраиваются в две колонны перед щитом. Под щитом находятся два игрока. Из-под щита идёт передача бегущему игроку, выполняется два шага и бросок в корзину, затем бегущий игрок подбирает мяч и передаёт следующему, выходящему из колонны, а сам переходит в другую колонну.
Финты (обманные движения).
Ложное движение надо выполнять так, чтобы соперник принял его за истинное и сделал соответствующее защитное движение. Вторую часть действия, нападающий осуществляет в другом направлении и значительно быстрее. Финты выполняют комплексными движениями руками, ногами, туловищем и головой, на месте и в движении, без мяча и с мячом.
Наиболее распространёнными являются финты имитацией передачи мяча, имитации броска в корзину, имитацией прохода.
Изучение финтов начинается после того, как приёмы, с помощью которых они осуществляются, уже хорошо освоены.
Обучение начинается с финтов без мяча. Финты с мячом начинают изучать без продвижения, прежде всего, овладевают финтом имитацией передачи. В основном работают над свободным движением рук с мячом в разных направлениях. На этом же делается акцент и при овладении финтом имитацией броска с места. Наибольшее время уделяется финтам имитацией прохода.
Разучивание игрового приёма (финта) делится на четыре взаимосвязанных этапа:
общее ознакомление с техникой финта;
разучивание его в упрощенных условиях;
разучивание в усложнённых (сначала с пассивным, а затем и с активным защитником) условиях;
совершенствование приёма в игре.
Упражнения для обучения финтам.
То же, только защитник не пассивный, а активный.
То же, только нападающему дано право броска с места, если защитник не реагирует, или прохода при попытке помешать броску.
«Пятнашки в тройках». Водящий использует финты для того, чтобы запятнать убегающего, путь к которому преграждает третий (пассивный) игрок.
То же, только третий (активный) игрок.
Финты имитацией передачи мяча в тройках. Игрок, стоящий с мячом в середине площадки, показывает передачу в направлении одного партнёра, а передаёт мяч другому.
Финты имитацией передачи при проходе к щиту. Нападающий во время первого шага выполняет финт имитацией передачи мяча партнёру, стоящему справа или слева от него, а затем выполняет бросок.
Игра 1 х 1 в одну корзину с применением финтов.
Техника игры в защите.
Современные приёмы игры в защите направлены на противодействие нападающей команды, чтобы овладеть мячом задолго до его броска в корзину. Защитник постоянно стремиться быть вблизи от нападающего, препятствуя передачам и ловле мяча, ведению и броскам в корзину. Защитник постоянно стремиться быть вблизи от нападающего, препятствуя передачам и ловле мяча, ведению и броскам в корзину.
Обучение техники защитной стойки начинается параллельно с изучением техники игры в нападении. Необходимо добиться хорошей маневренности, научиться наблюдать за действиями противника и обстановкой на площадке, вовремя реагировать и своевременно противодействовать игре нападающего.
Другие приёмы техники игры в защите изучаются после овладения техникой игры в нападении:
Изучив индивидуальную технику, постепенно переходят к групповым и командным действиям.
Основные ошибки и их исправления.
Перемещение на полной стопе. Обращать внимание на перемещение в боксёрском шаге.
Упражнения для обучения техники защиты.
В тройках. Один выполняет бросок по корзине. Перед ним защитник находится в средней стойке с выставленной вперёд ногой. Защитник должен определить момент броска и успеть выпрыгнуть вверх, пытаясь коснуться мяча. Игрок под щитом подбирает мяч и передаёт его бывшему защитнику, который сейчас будет выполнять бросок, а сам занимает место защитника. Бросивший мяч идёт под щит, подбирает мяч.
То же, только игрок с мячом может выполнять бросок с места или пройти с ведением. Защитник препятствует броску мяча и проходу игрока по боковой линии.
То же, только нападающий может дать передачу игроку под щитом. Защитник противодействует броску, а если нападающий отдал мяч партнёру, успевает отскочить назад и определить направление перемещения опекуна с тем, чтобы при получении им мяча опять препятствовать броску.
В парах. Оба занимающихся держатся за мяч. По сигналу преподавателя пытаются рывком на себя и поворотом кистей к большому пальцу одной из кистей вырвать мяч.
То же, только один из занимающихся подбрасывает вверх мяч и ловит его. Когда он будет подносить мяч к груди, другой должен схватить мяч и вырвать из рук первого.
То же, только один из занимающихся должен вырвать мяч, поворачивая туловище и кисти.
Два нападающих передают мяч друг другу. Одного из них держит защитник, выбирая удобную позицию для перехвата мяча сзади сбоку. Как только последует передача этому нападающему, защитник рывком пытается оказаться ближе к мячу и перехватывает его.
То же, только нападающий с защитником находятся в движении.
Нападающий с ведением приближается к щиту. Защитник его сопровождает. Когда нападающий сделает два шага и выполнит бросок в корзину, защитник прыгает и накрывает мяч.
То же, только нападающий выполняет бросок после остановки.
Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. Москва, «Физкультура и спорт», 1988.
Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. Минск «Полымя», 1989.
Коузи Б. Пауэр Ф. Баскетбол, консультации и анализ. Москва, «Физкультура и спорт». 1975.
Вуден Д. Современный баскетбол. Москва, «Физкультура и спорт». 1987.
Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. Москва, «Физкультура и спорт». 1978.
Ковалёв В.Д. Спортивные игры. Учебник для педагогических институтов. Москва, «Просвещение». 1988.
Попов А.В., Хапко В.Е. Спортивные игры в коллективе физкультуры. Киев, «Здоровье» 1989.