понятие о технологии обучения классификация технологий обучения
Реферат по теме:«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Современные технологии обучения физике.
Инновации в школьном физическом образовании».
« Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения».
Бусалаева Татьяна Николаевна
с. Русская Бектяшка 2020 год
История становления понятия «технология обучения»……………4-6
Понятие «педагогическая технология»……………………………. 6-7
3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко)……….8-9
4. Классификация технологий обучения………………………………9-14
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «Технология» определяется, как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Понятие «технология» возникло с развитием технического прогресса и поначалу относилось к производству.
Понятие «Технология обучения» вошло в педагогику в середине 50-ых годов 20 века, когда появился новый технологический подход к построению учебного процесса.
Технологические идеи образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.
Рассмотрение сущности данных понятий является актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые как В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.
Цель работы: рассмотреть понятие технологии обучения. Дать классификацию технологий обучения.
История становления понятия «технология обучения».
Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом.
2. отыскать средства достижения этих целей;
3. отыскать правила пользования этими средствами.
Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании». Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств.
С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг. появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения в педагогическом процессе гарантированного результата.
В целом, становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом опыте можно отразить в таблице 1.
До середины 50-х гг. XX в.
Технология в обучении
Под технологией в обучении понимается его технизация, т. е. применение различных ТСО, максимальное использование их образовательных возможностей
С середины 50-х гг. XX в.
Под технологией обучения понимается особый «технологический» подход к построению обучения в целом (т. е. технология самого построения учебного процесса). Первым детищем этого направления явилось программированное обучение.
«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения
«Технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения включает: составление полного набора целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения. Все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора
Под воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
2.Понятие «педагогическая технология».
Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили, как отмечают исследователи, более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.
На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:
3. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко).
В структуру технологии обучения входят следующие компоненты:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
• дидактические цели (общие и конкретные) и планируемые результаты обучения;
• содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности школьников;
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Исходя из обзора теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, можно выделить следующие характерные признаки технологии обучения:
– концептуальность: технология разрабатывается по конкретному педагогическому замыслу, в основе ее лежит определенная научная концепция;
– диагностическое целеобразование: наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения;
– системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата: (признаки системы) логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;
– экономичность: обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
– корректируемость: возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
– воспроизводимость: возможность воспроизведения технологии обучения в других образовательных учреждениях, другими учителями.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.
Специфические черты технологии обучения:
– разработка диагностично поставленных целей обучения;
– ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;
– оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов воспроизводимости обучающих процедур.
Классификация технологий обучения.
В настоящее время в российских школах существует множество вариантов организации образовательного процесса. Провозглашённый принцип демократизации для школы означает право на выбор и конструирование педагогического процесса по любой модели, включая творческие; право на составление различных вариантов содержания образования; право на выбор форм, методов и средств развития учащихся; право на проявление творческой индивидуальности каждого педагога; право на научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий.
Каждый педагог-новатор вносит в педагогический процесс что-то своё, поэтому её технологию можно назвать авторской. Вместе с тем, следует отметить, что по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам они имеют много общего.
В настоящее время проблема классификации технологий обучения привлекает постоянное внимание ученых. Существующие исследования позволяют выделить несколько подходов к данной проблеме.
Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:
1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;
2. По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;
3. По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);
4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.
6. По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).
Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью :
1.классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение);
2.обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств);
3.система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося);
4.обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
5.система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения;
6.компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров);
1.авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;
2.личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей;
3.гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка;
4.технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества;
5.технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
6.эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознанном», подсознательном) знании – истине и путям, ведущим к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В изотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
По преобладающему методу обучения педагогические технологии можно разделить на:
По категории обучающихся педагогические технологии делятся на:
1.традиционные технологии, рассчитанные на усреднённого ученика
2.технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
3.технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.д.);
4.технологии обучения трудных или одарённых детей в рамках массовой школы;
5.технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
По направлению модернизации существующей традиционной системы педагогические технологии можно квалифицировать в следующие группы:
2.педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся игровые технологии, технологии проблемного обучения, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова и др.;
3.педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, к которым относятся программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик). Технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), опережающее обучение с использованием опорных схем при коммпентируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дъяченко), информационные (компьютерные) технологии и др.;
4.педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, к которым относятся укрупнение дидактических единиц (УЕД) П.М. Эрдниева, технологии «Диалога культур» В.с. Библера и С.Ю. Курганова, ситема «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.;
5.природосообразные технологии, основанные на идеях народной педагогики (этнопедагогика) и опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. К ним можно отнести обучение по Л.Н. Толстому в Яснополянской школе, технологию обучения в школе М. Монтессори;
6.альтернативные педагогические технологии: свободного труда С. Френе, вероятностного образования А.М. Лобка, вальдорфская педагогика Р. Штейнера;
7.комплексные политехнологии, к которым можно отнести авторские школы И.Ф. Гончарова «Русская школа», А.Н. Тубельского «Школа самоопределения», Е.А. Ямбурга «Школа для всех», М.П. Щетинина «Школа будущего».
Итак, Технологии обучения – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося. С другой стороны технологии обучения представляют собой целую науку о тех способах, которые используются преподавателем для оказания воздействия на учеников посредством технических либо информационных средств.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Технологии обучения имеют свою структуру, придерживаются определенным методологическим требованиям, имеют классификацию.
В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (личностно ориентированные технологии).
Обновление педагогической системы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов.
В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки – создание личностно-ориентированных технологий обучения. Поэтому, разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.
1.Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993, с.385
3.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
4.Гузеев В.В. Технология XXI века. М.: Народное образование, 2004.
5.Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.
6.Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.
7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.
8. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. /Под ред. С.А. Смирнова/ М., 2000. с. 245 – 2633.
10.Питюков В.Ю. основы педагогических технологий. М., 1997.
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.
12. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М. – 2002. с.406-481.
13.Талызина Н.Ф. технология обучения и её место в педагогической теории.//Современная высшая школа. – 1997 №1.
Понятие «технологии обучения». Классификация технологий обучения в педагогике по Г.К.Селевко
Понятие «технологии обучения» появилось в педагогике в 50-х годах прошлого века. Изначально «педагогическая технология» относилась к обучению, а сама технология представляла собой обучение с помощью различных технических средств. Именно поэтому многими специалистами выделяется современный этап в педагогической технологии, под которым подразумевается переход от традиционных средств информации (телевидение, радио) к так называемым новым технологиям. Новые педагогические технологии обучения – это ЭВМ, микроэлектронные и лазерные устройства, компьютеризированные системы хранения информации, каналы связи и т.д.
Технологии обучения в педагогике – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося. С другой стороны технологии обучения в педагогике представляют собой целую науку о тех способах, которые используются преподавателем для оказания воздействия на учеников посредством технических либо информационных средств. Каждого преподавателя можно считать творцом технологии, пускай это творение и будет с заимствованиями. Для преподавателя, который научился обращаться с технологиями, в его развивающем состоянии главным процессом ориентиром будет познавательный процесс.
Классификация педагогических технологий
Исследуя педагогическую литературу, можно заметить, что технологии обучения в педагогике классифицируются по-разному. Ниже будет проведен способ классификации Г.К.Селевко, который является самым известным в педагогической науке.
В зависимости от уровня выделяют такие технологии, как общепедагогические, частнометодические и локальные.
· По философской основе выделяют следующие технологии: диалектические и метафизические, идеалистические и материалистические, религиозные и научные, теософские и антропософские, экзистенциалистские и прагматические, антигуманные и гуманистические, принуждения и свободного воспитания.
· По главному фактору психического развития: психогенные, социогенные, биогенные, идеалистские.
· По ориентации на личностные структуры – технологии саморазвития, информационные технологии, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, эвристические и приходные.
· По характеру структуры и содержания – воспитывающие и обучающие, религиозные и светские, технократические и гуманитарные, комплексные и проникающие, отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии.
· По типу управления и организации познавательной деятельности – классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, обучение с помощью учебной книги, программное обучение, а также системы «малых групп», «консультант», «репетитор».
Следует обратить внимание на то, что важной стороной педагогических технологий является отношения взрослых к ребенку, а также место (позиция) ребенка в образовательном процессе. Исходя из этого, выделяют следующие технологии обучения в педагогике:
· Авторитарные – педагог выступает в роли единоличного субъекта учебного процесса, у ученик – это лишь «объект».
· Дидактоцентрические – господствует субъект-объектные отношения между педагогом и учеником, при этом главенствующим выступает обучение перед воспитанием.
· Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей образовательной системы стоит личность ребенка, обеспечение бесконфликтных, безопасных и комфортных условий ее развития. Личность ребенка, исходя из этой технологии, субъект приоритетный.
· Гуманно-личностные отношения – гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности.
· Технологии сотрудничества – демократизм, партнерство, равенство в субъектных отношениях учащегося и педагога.
· Технологии свободного воспитания – делают акцент на предоставление учащемуся самостоятельности и свободы выбора в сфере его жизнедеятельности.
· Эзотерические технологии – в основе их лежит учении об эзотерическом знании – истине и тех путях, которые к ней ведут.
Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании технологии»
Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения.
Тигольских Татьяна Михайловна
Смысл всех технологий обучения 5
Классификация педагогических технологий ………………..7
Педагогическая образовательная технология — особый подбор форм, способов обучения и воспитательных методов, комплексно используемых в образовательном процессе.
Технология сильно связана: с конкретной системой деятельности, в которую входят нормативно закрепленные способы и средства занятия. Но введение новой технологии ведет к перестройке целевых установок, знаний, нужных для ее осуществления.
За последний десяток лет в истории образования России появилась отрицательная тенденция – у многих обучающихся наблюдается задержка психического и физического развития.
Причины этой тенденции разнообразные, например:
Распитие алкогольных напитков и наркотиков;
покупка лекарств в аптеке без рецепта;
питание женщины во время беременности оставляет желать лучшего;
последствия аварии на Чернобыльской АЭС;
«афганский» синдром и «чеченский» синдром;
Другая направленность – растет амплитуда показателя освоения материала обучающимися и использованными в общеобразовательном учреждении педагогическими технологиями. Около 20 процентов преподавателей ведут работу профессионально, применяя свой творческий потенциал. В результате выпускники образовательных учреждений:
Плохо считают или не умеют считать;
Элементарные правила русского языка не знают;
Литературные произведения практически не читают;
Запущены знания по предметам школьной программы:
Плохо представляют концепции естествознания.
Выше перечисленные причины указывают кардинально изменить свой подход и отношение к технологии общепедагогического занятия как инструмента для ведения обучающего занятия и актуально их изучить. Было очень много проведено исследований, чем и доказано, что качество знаний приобретенных обучающимися, во многом зависит от того, какая педагогическая технология выбрана, какова ее степень сообразности ситуации и подбору контингента.
Технология обучения – огромная область обучения, обладающая такими составляющими, как:
следствие процесса проведенного занятия;
организация и систематизация всех занятий;
составляющие совместной работы всех участников учебно-воспитательного процесса;
содержание занятий, на которых организуется процесс обучения;
цели курса обучающих занятий;
Рассмотрим многогранность педагогической технологии, как особое понятие, с 3 точек зрения:
с процессуально – описательной позиции,
с процессуально – действенной точки зрения.
У каждой образовательной технологии есть свой источник – достижения в таких науках, как психология, педагогика; лучший опыт современных передовых педагогов, и всё лучшее, что было накоплено в прошлом в отечественной педагогической науке и за рубежом.
2. Характеристики технологий в педагогической науке.
Разработка модели по заданной педагогической идее. Главной чертой служат четкие мнения педагогов-авторов, излагающих свои дидактические, психологические и философские методы;
Взаимосвязанный набор действий, которые составляют алгоритм технологической цепочки, осуществляется соответственно принятым установкам на конкретный результат и в соответствии с прогнозируемыми результатами своей деятельности;
У образовательных технологий в плане – учет возможностей каждого преподавателя, и каждого обучающегося. Каждый участник образовательного процесса что бы смог достичь и воспроизвести планируемые результаты;
В обучение обязательно входят разные способы диагностики и процедуры (например дидактическая, психологическая, социометрическая), они содержат нормы, меры и инструменты для измерения конечных результатов работы всех участников процесса обучения.
Конкретно задачу применения конкретной технологии на занятиях раскрыли многие педагоги, вот некоторые из них: А.С. Вербицкий, А.М. Воронин, В.В. Гузеев, А.Е. Денисов, Т.А. Ильин, М.В. Кларин, Г.В. Латышев, Е.И. Машбиц, Г.И. Михайлевский, В.В. Сериков, И.Ф. Талызина, А.И. Яковлев, Ф. Янушкевич.
Критерии, по которым можно различить педагогические технологии:
возникновение (основная составляющая – накопленный педагогический опыт, передовой научный замысел, определенная концепция),
цель (освоение предлагаемых знаний либо воспитание личности),
педагогические средства (такие средства, которые дают наилучшие результаты прошедшего занятия),
действия и функции преподавателя, (диагностика, управление конфликтом),
задачи, которые решаются в процессе получения образования.
При технологическом подходе к образованию выделяют:
постановку цели, её ориентир на конкретный результат;
содержимое, нацеленное на профиль;
совокупность обучения и воспитания, согласованных с планированием обучения;
корректировка тех составляющих частей учебно–образовательного процесса, которые нацелены на то, чтобы достичь конкретный запланированный результат;
окончательное оценивание формирование новых планов.
Я хочу технологию обучения определить вот таким образом: Это такой упорядоченный набор действий, направленный на порядок применения средств на занятии и методов обучающего мероприятия.
Классификация педагогических технологий.
В различных существующих источниках педагогической науки педагогические технологии в образовании разбиты по многим критериям, например:
Научная концепция получения и усвоения опыта – подразделяется на ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие.
Организация и управление познавательной деятельностью на занятии – дифференцируемы по тому или иному признаку в заимодействия участника образовательного процесса (при этом деятельность обучающихся на проходящем занятии не контролируется и не корректируется). Это взаимодействие может быть цикличным, происходящим под контролем преподавателя, рассеянным или направленным на поставленную цель, вербальным или автоматизированным управлением и организацией.
Ориентация на каждую личность, составляющую образовательный процесс – рассматривают такие группы педагогических технологий: информационные технологии, эмоциональные, художественные и нравственные, эвристические технологии и технологии саморазвития.
Еще одна группа педагогических технологий: фактор психического развития. Этом случае различают следующие технологии биогенные, социогенные, психогенные.
Группа педагогических технологий, направленная на содержание образовательного процесса. Р азличают обучающие и воспитывающие технологии, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические. Можно выделить и отраслевые, частнопредметные технологии.
Технологии, акцентирующиеся на применении – классифицируют технологии на общепедагогические, предметные и модульные.
Сочетание и комбинация вышеперечисленных признаков определяет такие занятия в той или иной педагогической технологии:
Обучение на уроке с помощью компьютера, и разнообразных компьютерных технологий ;
Самостоятельная работа по книге;
Обучение по запланированной программе действий;
Обучение на уроке, используя ТСО ;
Репетиторство (обучение с каждым индивидуально) ;
Практически же обычно встречаются на уроках различные сочетания этих систем в технологии обучения. Среди них широко распространены:
Особенно хочется отметить в педагогической технологии позицию ребенка в педагогическом процессе при обучении, а так же отношение взрослых к каждому ребенку. В этом случае подразделение происходит то же на несколько разновидностей технологий.
Таким образом, в образовательном процессе личностно-ориентированные технологии можно характеризовать антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью. Среди них выделяются гуманно-личностные технологии преподавания, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания обучающегося.
г) Гуманно-личностные технологии. При такой технологии наблюдается гуманистическая составляющая и психотерапевтическая поддержка обучающегося на уроке.
д) Технологии сотрудничества. – в ней присутствует демократичность, равенство в отношениях педагога и обучающегося. преподаватель и учащиеся вместе формулируют цели, содержание, и оценивают занятие
е) Технологии свободного воспитания. Такая технология предоставляет обучающемуся свободу выбора. Осуществляя выбор, ребенок определяет сам наилучший для него способ.
ж) Эзотерические технологии. Основой таких технологии определяется на подсознательном уровне знании. Ребенок становится центром взаимодействия со Вселенной.
Судя по названиям, многие педагогические технологий определяются способами, методами и средствами обучения:
Если учесть категорию обучающихся, то наиболее значимы следующие технологии:
традиционная. Эта технология, которая рассчитана на «середнячка»;
компенсирующее обучение – корректирует, поддерживает;
работа с трудными и одаренными детьми в массовой школе.
Рассмотрим еще одну классификацию современных педагогических технологий. Такая классификация определяется содержанием тех модификаций, которые испытывают существующая традиционная система образования и воспитания.
Комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
Укажем основные направления совершенствования деятельности в традиционной технологии:
а) гуманизация и демократизация педагогических отношений между участниками образовательного процесса.
б) активизация ученика и интенсификация деятельности обучающегося на занятии.
в) эффективность организации процесса обучения на уроке.
г) методическое и дидактическое усовершенствование преподавателем излагаемого материала.
д) опора на естественные пути развития ребенка
Профессор Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко предложил вот так классифицировать
учебная технология занятий на основе деятельностного подхода.
Она предполагает несколько направлений деятельности:
Учебно-образовательная технология, с концептуальной основой.
вычленение единой основы занятий;
вычленение сквозных идей всего курса;
вычленение межпредмстных идей на занятии.
Учебная технология курса изучения, построенная крупноблочно
Учебная технология образовательного процесса, прогнозирующая учебного процесс с опережением
Обучающая технология урока, построенная на отдельной проблеме
Обучающая технология занятий с альтернативной основой.
Обучающая технология занятия с элементами игры.
Технология преподавания на основе диалога.
Технологии занятий с программированной основой
Каждая классификация педагогических образовательных технологий раскрывается и складываться опытным педагогом, А их применимость на учебных занятиях напрямую зависят от множества факторов; к тому же многие технологии между собой могут быть тесно связаны.
Анализ деятельности конкретного обучаещегося: где продолжит обучение или выйдет на работу.
Определиться с содержанием образовательного процесса в каждой ступени обучения
Проверить нагрузку для обучающихся, что бы избежать перегрузок.
Выбрать формы обучения и воспитания на занятиях, более всего подходящих воплощения задуманного плана работы
Подготовить материал для применения в каждой отдельной теме и занятии.
Разработать комплекс упражнений и теоретического материала для составления учебного пособия.
разработать материалы для проверки качества освоения дисциплины.
Воплощение задуманного на практике, проверка и коррекция выполненного проекта.
Одна и та же технология может каждый раз выглядеть по-иному, если к ней приступают разные исполнители. При этом обязательно присутствует личностный компонент участника. Здесь же находятся и особенности поступивших учащихся, их многогранное настроение. Так же нельзя упускать и психологический климата аудиториях. Конкретный результат который достигается разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут неповторимыми. Но близкими к некоему среднему идеалу, характеризующему какую то технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами индивидуальности. Но не в коем случае не определяется одной личностью.
Беспалько В. П Слагаемые педагогической технологии М, Педагогика, 1989. 192с.