понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения

Цели и задачи процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность процесса обучения

Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.

Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.

Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.

Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:

Основные цели процесса обучения

Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.

Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:

Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.

Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.

Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:

Готовые работы на аналогичную тему

С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:

Основные задачи процесса обучения

Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности. Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.

В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.

Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.

В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал. Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.

Движущие силы в реализации целей и задач обучения

Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.

Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.

Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.

Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.

Источник

Сущность, задачи и функции обучения

Обучение – это в первую очередь активное взаимодействие педагога и ученика. Результатом этого общения является формирование у ребенка собственной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков.

Нельзя говорить, что роль учителя – это только передача знаний, а роль ученика – только их получение. Результат обучение определяется активным взаимодействием всех сторон процесса. Паскалю принадлежит высказывание, в котором он сравнивает ученика не с сосудом, который надо бездумно наполнить информацией, а с факелом, который необходимо зажечь.

Цель и основная задача педагога в процессе обучения заключается в том, чтобы направлять действия ученика в его познавательной деятельности, контролировать его успеваемость, предоставлять необходимые средства обучения и необходимую информацию.

В том случае, если учащиеся не имеют стимула к получению знаний и недостаточно мотивированы, то можно считать, что процесс обучения не налажен, а результат его будет достаточно низким.

Сущность, задачи и функции обучения

К числу основных задач, которые необходимо решить в процессе обучения, относятся:

Функция педагога и ученика

К числу основных функций учителя можно отнести:

Учащиеся также имеют ряд функций, которые должны выполнять в ходе учебного процессе:

С учетом функций каждого из участников процесса обучения можно сформулировать понятие сущности образования. Она заключается в получении новых знаний, формировании полезных навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Формы обучения

Выделяют следующие формы обучения:

На физиологическом уровне процесс обучения заключается в формировании в центральной нервной системе шаблонных стимулов, которые в дальнейшем будут основой для выбора сценариев реагирования на знакомые и новые ситуации.

Первым, кто попытался объяснить механизмы обучения, был П. К, Анохин. Он считал, что информация, полученная в ходе обучения, превращается из потенциальной в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Эта система представляет собой основу и ведущий из механизмов обучения.

Обучение может проводиться на различных уровнях. Тот уровень, на котором проводится обучение, носит название рефлекторного. Именно здесь идет усвоение стимулов и формирование реакций.

Рефлекторные уровни есть и у животных, и у человека. Характер подкрепления у разных живых существ может различаться, но механизмы, лежащие в основе обучения сходны. Выявление рефлекторного уровня обучения осуществляется бессознательно в ходе целенаправленного поиска и проб. Побуждение к поискам провоцируют нереализованные потребности.

На рефлекторном уровне можно выделить два вида обучения:

На практике мы редко имеет дело с изолированными видами обучения. Обычно оба эти направления объединены в сенсомоторное обучение. В основе сенсомоторного обучения лежит формирование автоматических способов выполнения действий, которые проводятся под контролем восприятия и представлений.

Следующим, более высоким уровнем обучения является усвоение знаний на интеллектуальном уровне. В этом случае знания базируются на не ощущениях и чувственных представлениях о предметах и действиях, а на системе понятий и действий, которые обозначены словами. Происходит выделение объективных связей, которые характеризуют структуру действительности или деятельности.

Активность в процессе обучения

По критерию активности обучение можно классифицировать следующим образом:

Неассоциативное обучение также носит название стимул-зависимого. Оно обуславливается средой и не требует проведения согласования внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически, это пассивная реакция человека на внешние сигналы.

В рамках неассоциативного обучения различают:

Благодаря привыканию, которые является наиболее простой и распространенной формой обучения, человек может научиться игнорировать некоторые стимулы, которые не имеют значения, дл того, чтобы сконцентрировать внимание на значимых раздражителях. Сенсибилизация используется для формирования поведенческой реакции по типу «Стимул-ответ».

Если говорить про импринтинг, то выделяют три основных его проявления:

Подражание, в свою очередь, можно разделить на:

Викарное обучение предполагает, что результат подражания оценивается. Чем старше становится обучаемый, тем чаще обычное подражание заменяется викарным обучением.

Ассоциативное обучение также в литературе может определяться как факультативное обучение. Оно представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счет выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды.

Выделяют две основные формы ассоциативного обучения:

Вторая форма факультативного обучения предполагает, что человек получает требуемый результат за счет выполнения активных действий. Эффективность оперантного обучения определяется подкреплением действий положительными или отрицательными эмоциями по поводу полученных в ходе отдельных проб результатов.

Когнитивное обучение является высшей категорией обучения. Оно приводит к формированию функциональной структуры среды.

Выделяют следующие формы когнитивного обучения:

Когнитивное обучение является одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.

Источник

Цели, задачи и функции обучения.

Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса. Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основным принципам обучения можно отнести:

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

• принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;

• принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;

• принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

• принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;

• принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;

• принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;

• принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 32 ; Нарушение авторских прав

Источник

Сущность развивающего обучения

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. 8be18d6c27d912684c039f4716f664b0. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-8be18d6c27d912684c039f4716f664b0. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка 8be18d6c27d912684c039f4716f664b0. Светлана Курик
Сущность развивающего обучения

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в разработках И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно этой гипотезе, знания являются не целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.

Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром и средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

— вне деятельности нет развития;

— знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

— воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

— Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанниками возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой задач, выбора «пространства» деятельности;

— Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

— Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе материалов разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность воспитанников.

В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у детей способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».

Таким образом, отметим,что:

2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

4. Цель деятельности- усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.

5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

6. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.

7. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность

9. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества.Широко используется все три вида общения:

а) сотрудничество детей между собой;

б) детей с воспитателем;

в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.

Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. detsad 1838191 1610532251. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-detsad 1838191 1610532251. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка detsad 1838191 1610532251.Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. detsad 475821 1610448615. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-detsad 475821 1610448615. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка detsad 475821 1610448615.Мастер-класс по изготовлению развивающего кубика из фетра Развивающий кубик для музыкальных занятий с дошкольниками Около года я начала работать с фетром. Хочу рассказать вам про те игрушки, которые.

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. detsad 453107 1603995477. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-detsad 453107 1603995477. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка detsad 453107 1603995477.Мастер-класс по изготовлению стороны «Птичка» для развивающего кубика Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 1515 см, 6 тканевых квадратиков 1515см,.

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. detsad 475821 1610701847. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-detsad 475821 1610701847. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка detsad 475821 1610701847.Применение развивающего куба из фетра в музыкальной НОД Музыкально-дидактические игры с развивающими игрушками из фетра Недавно я изготовила развивающий куб из фетра. Представляю вашему вниманию.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. detsad 64698 1586338965. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-detsad 64698 1586338965. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка detsad 64698 1586338965.Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Проблема и задачи формирующего обучения детей

Нейропсихология детского возраста, исследуя закономерности дизонтогенеза высших психических функций (ВПФ) у детей и его связи с мозговой организацией, решает широкий круг практических и теоретических задач.

понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. dT484qeGc. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения фото. понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения-dT484qeGc. картинка понятие формирующего обучения его задачи роль и принципы построения. картинка dT484qeGc.

Как показывает практика, недостаточная готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из главных факторов школьной дезадаптации учащихся. Вместе с тем, по разным данным, в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50 % детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач.

Понятие готовности к школьному обучению с психологических позиций имеет широкое содержание и включает определенный уровень сформированное™ общего поведения — его адекватности, полноценности, сформированное личности и эмоционально-волевых процессов, соответствующих этому возрасту, наличие мотивов деятельности, процессов организации контроля своей деятельности и др.

В качестве важных предпосылок готовности к школьному обучению рядом авторов рассматриваются формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации и др.

В настоящее время хорошо известно, что психическая деятельность человека, в т. ч. и ребенка, формируется и развивается при тесном взаимодействии с головным мозгом. Психические процессы не являются содержанием мозга, о чем говорилось уже выше, но являются его функцией.

Поэтому оценка готовности ребенка к обучению в школе только в психологическом ее аспекте необходима, но недостаточна. Процесс обучения — это сложная познавательная деятельность, и, как всякая психическая деятельность, она формируется и реализуется во взаимодействии с мозговыми структурами, т. е. с различными морфо-физиологическими образованиями и процессами.

Здесь важными являются своевременность созревания и полноценность образования состава функциональных систем, являющихся психофизиологической основой ВПФ и психических форм деятельности ребенка.

Теперь уже известно, что успешность осуществления познавательной и в целом учебной деятельности определяется рядом условий, одним из которых является уровень сформированности функциональных систем, задействованных в формировании высших психических функций, определенная степень развития которых, соответствующая возрастному этапу, должна быть готова к началу обучения в школе.

Формирование таких функциональных систем и их развитие и является одной из задач подготовки детей к школьному обучению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *