положение о разработке программ профессионального обучения

Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395);

от 21 августа 2013 г. N 977 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969);

от 20 января 2015 г. N 17 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36710);

от 26 мая 2015 г. N 524 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2015 г., регистрационный N 37678);

от 27 октября 2015 г. N 1224 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39682).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2020 г.

Регистрационный N 59784

Минпросвещения установило новые правила ведения образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Урегулирован порядок разработки программ профобучения, закреплена возможность проведения обучения в учебных центрах профквалификации и на производстве. Уточнен порядок получения квалификации по профессии рабочего, должности служащего.

Прописаны особенности профобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2020 г.

Источник

Положение о разработке и утверждении основной профессиональной образовательной программы по программам подготовки специалистов среднего звена

положение о разработке программ профессионального обучения. subscript. положение о разработке программ профессионального обучения фото. положение о разработке программ профессионального обучения-subscript. картинка положение о разработке программ профессионального обучения. картинка subscript.

Настоящее положение, разработанное на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письма Министерства образования и науки РФ 29 мая 2007 N 03-1180«О Рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным Базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Письма Минобрнауки РФ от 20.10.2010 N 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО». Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, определяет порядок разработки основных профессиональных образовательных программ по специальностям СПО.

1. Общие положения

1.1Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) среднего профессионального образования обеспечивает достижение обучающимися результатов обучения, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами.

1.2 ОПОП по программам подготовки специалистов среднего звена состоит из следующих разделов и документов:

1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки специалистов среднего звена

1.2. Нормативный срок освоения программы

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

2.1. Область и объекты профессиональной деятельности

2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции

2.3. Специальные требования

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

3.1. Рабочий учебный план

3.2. Календарный учебный график

3.3.- 3.7. Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей (аннотации)

3.8. Рабочие программы учебной и производственной практик, включая преддипломную (аннотации)

4. Ресурсное обеспечение программы подготовки специалистов среднего звена

4.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы подготовки специалистов среднего звена

4.2. Общие требования к организации образовательного процесса

4.3. Кадровое обеспечение программы подготовки специалистов среднего звена

4.4. Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы подготовки специалистов среднего звена

4.5. Информационное и учебно-методическое обеспечение реализации программы подготовки специалистов среднего звена

5. Оценка результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена

5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся

5.2. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы

5.3. Организация итоговой государственной аттестации выпускников

приложение 1. Рабочий учебный план ппссз

Приложение 2. Календарный учебный график

приложение 3. Программы учебных дисциплин и модулей

приложение 4. Программы учебной и производственной практик, включая преддипломную

Приложение 5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по специальности спо

1.3 Колледж перед началом разработки ОПОП определяет ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

1.4 При формировании ОПОП колледж:

1.5 Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (по профилю специальности и преддипломная).

1.6 Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

1.7 ОПОП обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

1.8 Качество освоения ОПОП, в том числе по общеобразовательному циклу, оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

1.9 Колледж ежегодно обновляет ОПОП в части состава дисциплин, профессиональных модулей, содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов.

2. Учебный план

2.1. Учебный план регламентирует порядок реализации ОПОП по специальностям СПО, в том числе с реализацией ФГОС среднего общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.2. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики ОПОП специальностей СПО:

2.3. При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормативы:

2.4. Объем обязательной учебной нагрузки в учебном плане в графе «Распределение обязательной учебной нагрузки по курсам и семестрам» показан в часах на весь семестр, безотносительно к распределению часов по неделям обучения.

2.5. При формировании учебного плана часы обязательной учебной нагрузки, включая вариативную часть ОПОП, используются в полном объеме.

2.5.1. Выделение объема времени для реализации дополнительного профессионального модуля может обоснованным в случае, если в качестве дополнительных требований к результатам освоения ОПОП выделены профессиональные компетенции и сформулирован новый вид профессиональной деятельности.

2.5.2. Выделение объема времени для реализации дополнительных учебных дисциплин в ОПОП может обоснованным в случае, если в качестве дополнительных требований к результатам освоения ОПОП сформулированы требования к умениям и знаниям обучающегося.

2.6. Для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, в том числе введенных за счет вариативной части ОПОП, обязательна промежуточная аттестация по результатам их освоения.

2.6.1. На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится суммарно 72 часа (2 недели) в году, в последний год обучения – 36 часов (1 неделя) (если иное не предусмотрено ФГОС).

2.6.2. Промежуточная аттестация может быть организована как концентрированно, так и рассредоточено, т.е. непосредственно после окончания освоения соответствующих программ.

2.6.3. Учет учебных достижений обучающегося производится при помощи балльной системы аттестации студентов СПО и других форм контроля.

2.6.4. Промежуточная аттестация в форме зачета, контрольной работы или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.

2.6.5. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к нему не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы.

2.6.6. В каждом учебном году количество экзаменов не должно превышать 8, а количество зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре).

2.6.7. Возможные формы промежуточной аттестации:

2.7. При реализации ФГОС среднего общего образования колледж выбирает профиль обучения в соответствии со спецификой ОПОП.

2.8. При разработке раздела общеобразовательного цикла учебного плана учитывается следующее:

2.9. Государственная итоговая аттестация выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. По усмотрению колледжа вводится Государственный экзамен.

2.9.1. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

2.10. Структура учебного плана:

2.11.Сводные данные по бюджету времени студента содержат полное количество недель обучения по специальности с выделением составляющих: обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам, учебная и производственная практики, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация, каникулы.

2.12. Учебный план является основным документом для составления расписаний учебных занятий и экзаменационных сессий, расчета годовой педагогической нагрузки преподавателей.

3. Рабочая программа учебной дисциплины

3.1. Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине на основании ФГОС по специальности на основе примерных программ или самостоятельно на срок действия учебного плана. Часовая нагрузка на все виды учебной деятельности прописывается в рабочей программе согласно учебному плану.

3.2. Рабочая программа учебной дисциплины должна:

3.3. В рабочей программе конкретизируется содержание учебного материала, практических занятий, видов самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия и др.

3.4. Рабочие программы учебных дисциплин рассматриваются на заседаниях цикловых комиссий и утверждаются директором в составе ОПОП по специальности.

3.5. Утвержденная рабочая программа хранится в методическом кабинете колледжа.

4. Рабочая программа профессионального модуля

4.1. Рабочие программы профессиональных модулей разрабатываются по каждому профессиональному модулю на основании ФГОС по специальности на основе примерных программ или самостоятельно на срок действия учебного плана. Часовые нагрузки на все виды учебной деятельности и все виды практик прописываются в рабочей программе профессионального модуля согласно учебному плану.

4.2. Рабочая программа профессионального модуля должна соответствовать требованиям к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с ФГОС по специальности. Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности (профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями).

4.3. Профессиональный модуль включает междисциплинарный курс (один или несколько) и практики – учебную (или) и производственную.

4.4. В рабочей программе профессионального модуля конкретизируется содержание учебного материала, лабораторно-практических работ, видов самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, приводятся данные о видах работ учебной и производственных практик, а также примерная тематика курсовых работ.

4.5. Рабочие программы профессионального модуля рассматриваются на заседаниях цикловых комиссий и директором в составе ОПОП по специальности.

4.6. Утвержденная рабочая программа профессионального модуля хранится в методическом кабинете колледжа.

5. Программа преддипломной практики

5.1. Программа преддипломной практики разрабатывается с учетом договоров с организациями на основании требований ФГОС в части формирования общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности.

5.2. Программа преддипломной практики содержит перечень заданий для углубления первоначального профессионального опыта студента, проверки его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы или дипломного проекта).

5.3. Программа преддипломной практики, планируемые результаты практики, задание на практику согласовываются с организациями, участвующими в проведении преддипломной практики.

5.4. Программа преддипломной практики утверждается директором колледжа.

6. Разработка, формирование и хранение ОПОП

6.1. На первом этапе разработки ОПОП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в части содержания и организации образовательного процесса. Основанием для этого являются требования ФГОС к компетентностной характеристике выпускника по специальности.

6.2. На втором этапе проектирования ОПОП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе решаются следующие задачи:

6.3. Третий этап формирования ОПОП включает разработку рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с данными учебного плана в части количества часов, отведенных на их изучение, и с ФГОС в части требований к умениям, знаниям, профессиональным и общим компетенциям по данной специальности. Также разрабатывается программа преддипломной практики.

6.4. Четвертый этап включает разработку ФОС.

6.5. Оформление ОПОП предполагает сбор всех организационно-методических материалов для реализации ФГОС специальности.

6.6. ОПОП согласуется с работодателем и утверждается директором колледжа.

7. О действии настоящего положения

В настоящее Положение в установленном порядке могут быть внесены, по мере необходимости, соответствующие изменения и дополнения.

Колледж информатики и дизайна Москва, 2004 — 2021

Источник

Положение о разработке программ профессионального обучения

положение о разработке программ профессионального обучения. gor doc obzor. положение о разработке программ профессионального обучения фото. положение о разработке программ профессионального обучения-gor doc obzor. картинка положение о разработке программ профессионального обучения. картинка gor doc obzor.Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабре 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

МинистрД.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный № 28395

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292)

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.*(1)

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования.

7. Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации*(2).

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. 10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена*(3).

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.*(4)

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.*(5)

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

*(1) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, № 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, 3616; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596; № 45, ст. 6333, 6335; № 48, ст. 6730, 6735; № 49, ст. 7015, 7031; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1164; № 14, ст. 1553; № 18, ст. 2127; № 31, ст. 4325; № 47, ст. 6399; № 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959, № 53, ст. 7605.

*(3) Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

*(4) Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

*(5) Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.

В связи с этим прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Речь идет о программах профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Профобучение осуществляется в образовательных организациях и в форме самообразования. Формы обучения организация определяет самостоятельно. Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения.

Содержание и продолжительность профобучения зависят от конкретной программы профобучения. Она разрабатывается и утверждается образовательной организацией на основе установленных квалификационных требований (профстандартов). Допускается обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Обучение несовершеннолетних должно предусматривать обязательное получение ими среднего общего образования.

Причем обучать женщин и лиц до 18 лет можно лишь по разрешенным для них профессиям (должностям).

Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация определяет сама. Итоговая аттестация проходит в виде квалификационного экзамена (практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний). К проведению экзамена привлекают представителей работодателей (их объединений).

Успешно сдавшим экзамен присваивают соответствующий разряд (класс, категорию) и выдают свидетельство о профессии (должности).

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *