политехнический принцип в трудовом обучении
Политехнический принцип
2.7 Политехнический принцип.
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования.
Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучения.
На современном этапе организации профессиональной подготовки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подготовкой предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, политехнизма и соединения обучения с производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения той или иной профессии или группе профессий, взаимосвязи между курсами обучения с учетом присущих им особенностей. Им нужно представлять весь ход развивающего и воспитывающего обучения по всему циклу общеобразовательной и профессиональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в методиках обучения в профессиональной школе является познавательная и профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на параллелизм разных видов деятельности, современная методика рассматривает обучение и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств обучения. Вся учебно-воспитательная работа педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в обучении учащихся профтехучилищ зависит от реализации методических закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных знаний, овладения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и систематичности процессов преподавания и учения[10]
В профтехучилищах сложилась определенная методическая система обучения, однако она имеет существенные недостатки (асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач; определение оптимального соотношения теории и практики, рационального построения системы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального мастерства, обоснование комплекса эффективных методов, разработки инструментальных методик по реализации целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить основные понятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и непрестанно держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном учебном материале и разных связях. Понятия, учения и навыки систематизируются постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет особое образовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их выявления и развития — важнейшая задача преподавателя, мастера производственного обучения.
Решение актуальных методических проблем обучений зависит от подготовленности обучающих. Готовить образованных, хорошо развитых и воспитанных будущих рабочих способен лишь преподаватель и мастер, которые постоянно расширяют свой кругозор, в совершенстве владеют педагогическим мастерством, методической системой обучения. Не владея методической теорией, преподаватель, мастер, увлекаясь, подчас, сторонами практического обучения, удачно освоенными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели воспитывающего обучения.
Проблемы создания методической системы деятельности преподавателей и мастеров, обоснование ее структурных компонентов в теоретическом и производственном обучении еще слабо разработаны и требуют новых научных подходов и обобщения передового инженерно-педагогического опыта.
Впервые в методической теории в области профтехобразования определена система методических пособий, в том числе и методик обучения в монографии коллектива ученых разных стран «Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования» (М., 1983), В ней сформулированы общие требования, которые необходимо соблюдать при разработке методик обучения.
Таким образом, осуществление политехнического принципа означает глубокое изучение основ материального производства, максимальное проникновение в их сущность на основе взаимосвязи объективных закономерностей, существующих в основах наук, техники, производства и в социальных явлениях, в интеграции профессиональной подготовки.
Тема 5 принципы трудового обучения (4 часа) лекция 5 2 основоположные принципы политехнический принцип принцип профориентационной направленности трудового обучения принцип соединения с производительным трудом
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Методика трудового обучения
Тема 5. ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ. (4 ЧАСА)
Лекция 5.2. Основоположные принципы. Политехнический принцип. Принцип профориентационной направленности трудового обучения. Принцип соединения с производительным трудом.
Политехнический принцип в трудовом обучении.
Термин «принцип» происходит от латинского слова «принципум» – основа, начало, а термин «политехнизм» – от греческих «поле» – много и «техно» – мастерство, ремесло. В соответствии с этим политехнический принцип в дидактике рассматривается как такая система обучения, в основе которой лежит теоретическое и практическое ознакомление учащихся с основными отраслями производства. Понятно, что этих отраслей может быть много.
Роль политехнического принципа в обучении школьников рассматривалась многими педагогами, учеными, деятелями образования и политики. Было установлено, что в основе политехнического принципа в обучении лежит приобретение политехнических знаний, связь обучения с работой школьников, с производством.
Знания, как известно, приобретаются при изучении основ наук. На базе основ наук – в первую очередь физики, химии, биологии, математики – основано и трудовое обучение школьников. Поэтому естественно, что первоначальные политехнические знания учащиеся получают при освоении основ наук. Как бы ни менялись их программы, они всегда основываются на современных достижениях науки, техники и производства, соответствуют целям общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся. Важно только в изложении их придерживаться политехнического ориентира, политехнической сферы их преподавания при целенаправленным и последовательным подчеркивании политехнической значимости знаний по основам наук.
Понятно, что частичные знания по основам наук, хотя логически и увязаны с отдельными звеньями техники и технологии, элементами производственной деятельности людей разных профессий, еще не формируют целостной картины политехнических знаний. Но они способствуют накоплению фактического материала для последующего анализа и обобщения, практического осмысления значения науки в производстве. Они лежат у истоков становления в сознании школьников системы политехнических знаний как совокупности отдельных элементов (основ наук, техники, технологии), что обусловливают познание сущности производственных процессов.
Как видно из этой модели, принадлежавшие политехнических знаний заключается во взаимосвязи законов наук, лежащих в основе современного производства. Политехнические знания имеют определенные оценки:
— они лежат в основе многих орудий труда и технологических процессов, что обеспечивает быстрый перенос их из одной производственной сферы в другую;
— эти знания формируются при освоении законов основ наук, именно тех, на которых основана современная техника и технология;
— политехнические знания всегда отражают содержание многих наук, а не одной какой-либо из них;
— политехнические знания носят подвижный характер в соответствии с развитием науки и производства;
— политехнические знания являются важным средством подготовки учащихся к труду в сфере материального производства и обслуживания.
Приобретение политехнических знаний и умений происходит через формирование научных понятий с политехническим содержанием. Усвоенные понятия – важная сторона мышления деятельности учащихся по практическому применению их в соответствующих технологиях, по переносу понятий на другие, смежные технологии. Это ведет к расширению познавательной деятельности школьников, при изучении разнообразной техники и орудий труда. Так складывается система политехнической подготовки учащихся со своими компонентами, где ведущая роль принадлежит трудовому обучению и общественно полезного труда школьников.
Работа школьников в мастерской, на пришкольном участке выступает средством повышения действенности политехнических знаний. При этом у школьников развиваются расчетно-конструкторские способности, умения понимать научные принципы деятельности машин и механизмов, искать пути совершенствования технологических процессов, анализировать процесс получения изделий.
Важным стороной реализации политехнического принципа в трудовом обучении является выполнение учащимися заданий расчетно-конструкторского, творческого содержания, участие школьников в рационализаторских, изобретательских делах. Творческая работа учащихся на базе полученных политехнических знаний – это предвестник высшего проявления мастерства будущего рабочего, инженера, технолога промышленного или сельскохозяйственного производства.
Реализация политехнического принципа в трудовом обучении обусловливает соответствующую политехническую деятельность учителя. Ю.К.Васильев охарактеризовал политехническую деятельность учителя четырьмя параметрами:
— проблемами (задачами) – набором наиболее существенных проблем, которые решает учитель в связи с политехническим обучением;
— функциями – обобщенной характеристикой основных профессиональных обязанностей учителя;
— видами деятельности, при помощи которых учитель решает задачи и реализует функции;
— способами и средствами осуществления политехнической деятельности.
В плане реализации организаторской функции учителя в политехническом обучении школьники включаются в разнообразные виды учебно-производственной деятельности, технического творчества, исследовательской работы. Учитель организует ученический коллектив на выполнение учебно-трудовых заданий, подведение итогов, определение лучших учеников. По мере возможности он организует деловые контакты с семьей и производственными коллективами, где работают родители.
Коммуникативная функция учителя (от латинского слова «коммуникация» – связь) предполагает установление педагогически эффективных взаимоотношений учащихся с родителями. Эта функция не исключает установления профессиональных, дружеских отношений учителя трудового обучения со своими коллегами, сотрудниками предприятий-шефов по морально-психологической и практической подготовке учащихся к будущей работе.
Информационная функция учителя в политехническом обучении реализуется через глубокое и свободное владение (через информацию) программным материалом, методами и приемами его преподавания. Учитель трудового обучения должен владеть способами показа и объяснения правил работы в мастерских, уметь донести до учащихся информацию при помощи технических средств обучения, плакатов, рисунков и т.д.
Для реализации развивающейся функции учитель должен постоянно развивать познавательно-творческую и рабочую активность школьников, их технико-технологическое мышление, политехнический кругозор. Эта деятельность учителя сочетается с поощрением и развитием у школьников интереса к основам наук, трудовой деятельности, умения переносить политехнические знания в разнообразные учебно-производственные ситуации.
В плане реализации ориентационной функции учитель ориентирует учащихся на общественно значимые мотивы будущей трудовой деятельности, выявляет и способствует формированию у школьников нужных обществу направлений ценностных ориентаций.
Мобилизационная функция учителя (от латинского слова «мобилис» – подвижный) заключается в динамичной деятельности его по обучению школьников применению полученных знаний для решения практических задач в работе, жизни. Учитель направляет свои усилия на становление и развитие школьного коллектива для выполнения общего дела.
Исследовательская функция учителя заключается в определении исследования и выбора наиболее оптимальных путей политехнического обучения. Учитель исследует и анализирует передовой педагогический опыт политехнического обучения в целях обобщения и использования наиболее деятельностных форм в преподавании. При этом он сопоставляет свой опыт с достижениями педагогической теории и практики политехнического обучения. На основании таких исследований учитель прогнозирует возможные направления и трудности в следующей работе по политехнизации учебного процесса.
Для реализации технико-технологической функции учитель постоянно совершенствует свою научную терминологию, повышает специальную квалификацию в расчетно-графическом плане, технико-технологической и сборочно-наладочной деятельности. Он изучает новые технологии промышленного и сельскохозяйственного производства.
Принцип профориентационной направленности трудового обучения.
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Цель профориентационной работы можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а также узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессии на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.
Основные задачи профориентации:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.)
3. Профессиональная диагностика: использование анкет, тестов, технических средств диагностики и обработка полученных данных.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений проводится по следующим направлениям:
— проведение общественно полезного труда;
— организация трудовой (производственной) практики;
— допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
— организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
— профориентационная поддержка взросления учащихся;
— использование современных информационных технологий;
— проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
— профориентационная работа с родителями.
Принцип соединения с производительным трудом.
Принцип соединения обучения с производительным трудом является одним из основных требований к содержанию и организации всей учебно-воспитательной работы в профессионально- технических школах. Нельзя практически подготовить человека к высокопроизводительной трудовой деятельности, не предоставив ему возможность освоить ее в процессе обучения.
Учителя строят процесс обучения так, чтобы учащиеся изготовляли хотя и простые, но все же полезные изделия, например, при обучении обще слесарным работам на первом этапе это будет слесарно-монтажный инструмент (зубило, ключи, молотки, с квадратным бойком, отвертки и др.), на последующих – комплексная продукция: плоскогубцы, тиски, приспособления, запасные части, товары народного потребления.
Обучение на такой продукции позволяет ознакомить учащихся с технологическим процессом, инструментом, приспособлениями и не только прививать навыки выполнения характерных для изучаемой профессии видов работ, но и воспитывать самостоятельность, производственную инициативу и другие профессионально важные качества.
Вместе с тем, производительный труд учащихся, как основа их профессиональной подготовки, должен быть полностью подчинен решению учебно-воспитательных задач.
Очень важной стороной организации трудового обучения на основе производительного труда является его экономический эффект, особенно, в условиях рыночной экономики; учащиеся приучаются работать по установленным нормам, экономно расходовать материалы, инструмент, электроэнергию, т.е. у них формируются качества бережливого современного рабочего.
Очень важной стороной организации трудового обучения на основе производительности труда является его экономический эффект, особенно в связи с переходом школ на хозяйственный частичный расчет.
Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связана одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность.
Контрольные вопросы по теме 5.
Проанализируйте возможности применения принципов обучения на примере конкретной темы, предусмотренной учебной программой по трудовому обучению.
Проведите политехнический анализ учебного материала какой-либо темы учебной программы по трудовому обучению.
Доклад «Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МАОУ «Гимназия «Тарасовка»
Выступление на ШМО учителей художественно эстетического объединения.
« Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни. »
докладчик : Панфилова В.В., учитель технологии.
Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества.
Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению, и знания его становятся формальными, а работа педагога обречена на безнадёжный формализм. В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), полученная путём усвоения содержания учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Учителю важно создать условия на уроке, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый. Предлагая учащимся познавательную задачу, учитель отправляет их в увлекательное путешествие за интересными находками. Методы, используемые на таких занятиях, основываются на партнёрских отношениях, диалогическом общении учителя с учащимися, самостоятельном открытии ими знаний, критическом отношении к информации, уважительном отношении к мнению других и т.п.
Итак, в разработанной технологии личностно адаптированного обучения была обоснована такая организация учебной деятельности, при которой осуществляется сотрудничество учителя и учащихся, создающее атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития участников учебного процесса. Изменения в личностном развитии сопровождаются повышением успеваемости, особенно учащихся с низким уровнем мотивации учения.
Трудовое обучение имеет целью не только дать учащимся соответствующие знания, умения и навыки, но и воспитать у них сознательное отношение к труду, общественной и личной собственности, к коллективу и отдельным его членам, готовность трудиться для общей пользы. В процессе трудового обучения школьников приучают к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружают умением планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, в труде у человека расширяется круг восприятий и представлений, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Хотя и «Технология» теряет своё значение как один из необходимых предметов, но, не смотря на это, решает всё те же задачи, что и раньше:
· осуществление в комплексе идейно-политического, трудового и нравственного воспитания;
· формирование у школьников готовности трудиться в сфере материального производства, а также качеств, присущих передовым труженикам социалистического производства,— коллективизм, общественно-трудовая активность, культура труда;
· расширение политехнического кругозора учащихся;
· знакомство учащихся с трудовым процессом, содержанием труда рабочих на производстве и соответствующей отраслью промышленности;
· вооружение учащихся первоначальными знаниями и умениями по обработке различных материалов (IV—IX классы);
· включение учащихся в процессе обучения в общественно полезный, производительный труд при оптимальном сочетании исполнительного и творческого компонентов;
· вооружение учащихся знаниями и первоначальными навыками труда по избранной профессии (IX классы);
· развитие у школьников творческих способностей;
· осуществление профессиональной ориентации учащихся и подготовка их к труду в сфере материального производства.
1. Политехническая направленность в трудовом обучении
Это достигается благодаря политехническому направлению в обучении, когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки на фоне общего представления об основах современного производства. Этому содействует также формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности.
Политехнический принцип требует так строить трудовое обучение, чтобы у учащихся формировались знания по общим научным основам современного производства, и они приобретали обобщенные умения, применяемые во многих областях производственно-технической деятельности. Иначе говоря, надо показать учащимся универсальность технических знаний и умений, которые они приобретают в процессе занятий в мастерских; показать, что эти знания и умения нужно уметь использовать в новых производственных условиях.
Углубление и расширение политехнического кругозора учащихся обеспечивается политехнической направленностью учебного процесса. Которая достигается правильным отбором учебного материала и соответствующим его анализом в процессе изучения.
Очень важно, чтобы на занятиях в мастерских подростки применяли и совершенствовали ряд политехнических умений, которые они приобрели в младших классах. Не мене важно с точки зрения политехнического образования показать преемственность трудовых приёмов (операций) различных профессий.
С целью политехнизма важно выбрать для рассмотрения объекты и процессы, с максимальной полнотой дающие представление об основах современного производства.
Программа трудового обучения, предусматривающая занятия в учебных мастерских, включает в себя четыре основных раздела: обработку древесины, обработку металла, электротехнические работы и ремонтные работы в быту. Причем последний раздел по сути представляет собой те же виды работ, что и в первых трех разделах, только сгруппированные вокруг определенных объектов труда.
Все названные в программе виды труда в современном производстве занимают большое место. Они встречаются в подавляющем большинстве предприятий как составляющие если не главных, то вспомогательных производственных процессов. Поэтому через эти виды труда учащиеся получают представление о материальном производстве в целом.
Содержание учебной программы должно быть подвергнуто каждым учителем политехническому анализу. Цель его—связать изучаемые объекты и процессы, как звенья, в цепочки, показывающие основы современного производства в разных ракурсах. Достраивать такие цепочки учащиеся будут в процессе последующей практической деятельности.
2. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Из курса педагогика известно, что в учебном процессе учитель играет руководящую роль. Тот факт, что основное время в трудовом обучении (до 80 %) занимают самостоятельные практические работы учащихся, ещё больше повышает роль учителя, так как самостоятельность учащихся в работе становится возможной тогда, когда учителем всё наперёд хорошо спланировано и продумано.
Учителю труда должны быть присущи:
любовь к своей профессии.
неординарность, самобытность, уникальность его личности (это будет способствовать развитию творчества студентов, привитию интереса к предмету и к самому преподавателю);
сформированность ценностей и ценностных ориентаций;
Осуществляя руководство коллективной работой, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях учащихся и на этой основе добиваться развития их положительных качеств, способностей.
В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, волевых и нравственных качеств.
При осуществлении индивидуального подхода к учащимся учителю рекомендуется:
-сочетать фронтальную и индивидуальную формы обучения;
-систематически и всесторонне изучать индивидуальные особенности учащихся;
— осуществлять организацию самостоятельных работ, производительного труда учащихся;
— проводить индивидуальный текущий инструктаж;
— использовать индивидуальные беседы и консультации;
-применять методы программированного обучения;