покровский хотьков монастырь сергиево посадский район

Покровский Хотьков монастырь

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. 300px %D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%A5%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-300px %D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%A5%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка 300px %D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%A5%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C.

Содержание

История [ править ]

Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.

До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.

С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.

Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.

В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».

В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.

Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.

Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.

В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.

В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.

Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.

В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.

Число насельниц монастыря год от года увеличивается.

Современное состояние [ править ]

Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.

В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.

На территории Хотьковского монастыря организован музей.

В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.

Источник

О монастыре

Точная дата основания Покровского Хотькова монастыря не известна, впервые он упоминается в 1308 году. Первоначально это была обитель для старцев и стариц. В 1330-х годах здесь приняли монашеский постриг родители преподобного Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В 1337 году они мирно почили и были похоронены в Покровском храме. К святым мощам преподобных Кирилла и Марии притекает множество верующих, надеясь на их помощь и молитвенное предстательство пред Господом.

Долгое время монастырь был бедным. В 1506 году обители, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами монастырь стал женским, и в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троице-Сергиевому монастырю. В 1580 году была построена деревянная Никольская церковь. В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Янова Покровский храм был отстроен в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 году Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживали, помимо 41 монахини, 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Монастырь долгое время был особножительным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году Русской Православной Церкви был передан Покровский собор, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Ныне при монастыре работают воскресная школа, 14 октября 2000 года открыт Православный детский пансион.

Источник

Покровский Хотьков монастырь

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. gokm n369 t31nmwDf2msy4KdDh28Db8jRrCT4uJQow5YMrLA9IvJcXRmm1z0ZSCQqUQt8ucLsA B5jHjk03nv8c. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-gokm n369 t31nmwDf2msy4KdDh28Db8jRrCT4uJQow5YMrLA9IvJcXRmm1z0ZSCQqUQt8ucLsA B5jHjk03nv8c. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка gokm n369 t31nmwDf2msy4KdDh28Db8jRrCT4uJQow5YMrLA9IvJcXRmm1z0ZSCQqUQt8ucLsA B5jHjk03nv8c.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. Wm1DzYujLzU. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-Wm1DzYujLzU. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка Wm1DzYujLzU.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. s0 SB Sp og. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-s0 SB Sp og. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка s0 SB Sp og.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT.

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT.

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT.

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ КАМЕНКИ

Сегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, в приписном храме Покровского Хотькова монастыря в селе Каменки молитвенно почтили Пресвятую Богородицу.

По окончании Святого Причащения состоялся молебен с крестным ходом.

К празднику была покрашена колокольня и закончена большая часть ремонтных работ.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT.

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка iILN2EFUsgw49NH3mIOgzrQopG4YwP9eWTgvOgYPhuNB9SptcOIaY8UvCVKzCpyLKGSIACT.

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

19 (31 по новому стилю) октября 1829 года родился святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев), канонизированный Русской Православной Церковью на Поместном Соборе 7–10 июня 1990 года.
Показать полностью.

Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Кронштадтский посвятил всю свою жизнь служению людям во имя Бога – и на церковном поприще, и на ниве благотворительности. В книге «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель» (1913) говорится, что он «…проявил особенную любовь к церковной проповеди, к частому совершению богослужения, к широкой и любвеобильной помощи бедным».

«Его проницательность и психологическая особенность укрепить веру и окрылить надежду в моменты недомоганий ставили на ноги и исцеляли часто таких больных, с которыми не могли сладить врачи, – рассказывается о нём в издании «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908). – О. Иоанн о себе мало заботился; всё, что получал, он раздавал неимущим или жертвовал на добрыя дела». Духовная сущность пастыря проявлялась в его внешности: «Особенно поразительны были глаза его с взглядом, проникающим вглубь собеседника и свидетельствовавшим о чарующей внутренней силе, доверчивости и неизмеримой доброте».

Истоки этой доброты, сострадания к людям и силы веры можно найти в детстве Иоанна Сергиева. Он родился на далёком севере, в селе Сурском Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его был бедный причётник. Мальчик родился очень слабым и болезненным, и родители не надеялись, что он доживёт до следующего дня, и «окрестили его в ночь рождения, дав ему имя Иоанна», но после крестин здоровье мальчика стало улучшаться.

«Невесёлая обстановка окружала о. Иоанна в детстве. Приходилось видеть лишь сцены безвыходной нищеты, почти голода. Представления о другой, более привольной житейской обстановке он не мог иметь. Отсюда возникла любовь к ближним и сострадание к людскому горю и несчастиям», – продолжает издание.

Сам Иоанн так рассказывает о своем детстве, о приобщении к религии и Церкви: «С раннего детства, как только себя я помню… родители приучили меня к молитве и своим собственным примером делали из меня религиозно настроенного мальчика». Труднее было мальчику с обучением: «По шестому году, отец купил для меня букварь и мать стала преподавать мне азбуку, но туго давалась мне грамота и много скорбел я по поводу своей неразвитости и непонятливости. …Когда меня на десятом году повезли в архангельское приходское училище, я с трудом разбирал и то только по-печатному».

Будущий священник думал в первую очередь не о себе: «Я понимал уже тягостное положение своих родителей и потому темнота моя в учении явилась для меня особо тяжким бременем. О значении учения для моего будущаго я мало думал и скорбел только о том, что отец напрасно тратит свои последния крохи, а учителя тщетно стараются растолковать мне уроки».

Но через некоторое время с Иоанном произошло чудесное событие, изменившее его жизнь и судьбу – он «по-прежнему плохо читал и не понимал и не запоминал ничего из рассказанного учителем», но однажды вечером, рассказывал он, «такая тоска на меня напала; я упал на колени и горячо принялся молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже о чём и что он говорил».

Утром, взяв книгу, он обнаружил, что гораздо легче читает, всё понимает и может пересказать, и в классе «сиделось уж не так, как раньше: всё понимал, всё оставалось в памяти». Иоанн стал успевать в науках чем дальше, тем лучше и к концу курса был переведён в семинарию одним из первых.

Многое испытавший в детстве, отец Иоанн всю жизнь сохранял особое отношение к детям. Его священнослужение в Кронштадте начиналось нелегко. «Встречают его первые дни и месяцы грубостями. Но у дорогого батюшки есть давно испытанное средство. Это – дети. Он не хотел действовать через детей, делая их средством. Нет, дети просто сблизили душу родителей грубую, но любящую по отношению к ним, детям, и душу пастыря, полнаго любви и к детям, и к родителям, о. Иоанн ласкает детей, и они доверчиво жмутся к батюшке, а за детьми потянулись и родители. В сущности эти дикари трущоб часто тоже дети, на ласки они рады откликнуться – только не сразу», – сказано в издании «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Протоиерей Иоанн Попов в книге «Незабвенной памяти дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского» (1908) приводит слова из дневника Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», обращённые к воспитанникам: «Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своём и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовныи чада мои. Вы дети мои, потому что я, действительно, как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Сказать искренно чужим детям: „дети“ можно только Духом Святым, Духом истины и любви».

Впечатления детства, когда сердце мальчика училось жалости и сочувствию к страданиям людей и проникалось искренней и глубочайшей верой, сформировали духовно-нравственный облик «молитвенника земли русской, всенародночтимого пастыря и праведника отца Иоанна Кронштадтского». «Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужны поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя бы эта душа была ему незнакома», – читаем в брошюре «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Источник

Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. osen pokrovskiy hotkov monastyr. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-osen pokrovskiy hotkov monastyr. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка osen pokrovskiy hotkov monastyr.

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.

Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.

Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.

Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое.

На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.

Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.

Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.

Расписание богослужений

Заказ треб

Справки по телефону 8 (496) 543-000-5.

Монастырь открыт для посетителей

Телефоны:

8 (496) 543-000-5 (храм),
8 (496) 543-05-18 (канцелярия).

Источник

Летопись

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. chronicle view monastery. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-chronicle view monastery. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка chronicle view monastery.Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре Митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной.

В 2008 году Покровский Хотьков монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2017 году исполнилось 25 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 25 лет общецерковного прославления и 680 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев.

Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублева и преподобного Максима Грека. Эти имена говорят православному человеку о том дорогом и незабвенном сокровище, общниками которого милостиво соделал нас Господь и имя которого — Святая Русь.

XIV век

Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. chronicle relics cyril mary. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-chronicle relics cyril mary. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка chronicle relics cyril mary.

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Над этой благодатной святыней помещена другая дорогая нам реликвия – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

Икона Сергиева рода. XX век

Святость семьи изначально была присуща православной Руси. Здесь целые семьи явили миру новый христианский уклад жизни, требующий самоотверженной любви и утверждения благочестия. Древнерусский семейный уклад с его праведностью сближал монашескую и мирскую жизнь. Подвиг праведной супружеской жизни часто увенчивался подвигом иночества. Характерным для того времени было образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.

В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим». В акафисте Преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hronicle relics yril mary sons. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hronicle relics yril mary sons. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hronicle relics yril mary sons.

«Святые Кирилл и Мария со чады из Варниц во град Радонеж преселишася»

Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну – преподобному Сергию удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.

Хотьковская обитель стала последним приютом благочестивой четы и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей. А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» – места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие. Настало время возрождения России.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. prepodobnyy sergiy u moshchey svyatyh roditeley. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-prepodobnyy sergiy u moshchey svyatyh roditeley. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка prepodobnyy sergiy u moshchey svyatyh roditeley.

Тогда же стало возрождаться и монашество, подвергнутое страшному разорению во время монгольского нашествия. Этому способствовали три взаимосвязанных благодатных события – возвышение Москвы, рождение преподобного Сергия и переезд боярина Кирилла в Московские пределы. Зародилась монашеская жизнь на Хотькове, у Покрова Матери Божией. Оттуда, получив долгожданное родительское благословение, начал свое восхождение в Горняя будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры, с которой тесными узами будет связано жительство Хотьковской обители.

XV век

Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители.

XVI век

В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Приём новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, утверждение игумении зависели от Троицких властей. Собором старцев избирался духовник монастыря, на которого возлагалось попечение о духовном окормлении инокинь. Можно сказать, что их духовное преуспеяние изначально и во все времена находилось в неразрывной связи со старческим руководством Троице-Сергиевой Лавры.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек. В этот период управляла игумения Петронида – первая хотьковская игумения, упомянутая в синодике Троице-Сергиева монастыря.

XVII век

Но период благоденствия не был продолжительным. В начале XVII века в Московском государстве началась долгая кровавая смута. Польско-литовские войска опустошили окрестности столицы и два года держали в осаде Троице-Сергиев монастырь. Разорению подверглась и Хотьковская обитель, насельницы которой укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В осаждённом Троицком монастыре скончался хотьковский священник отец Сергий. Четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады Хотьковская обитель находилась в полном запустении. Лишь в середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря, и в ней уже насчитывалось до пятидесяти стариц. Во главе стояла игумения Евфимия (Королевинская).

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hronicle siege trinity sergius lavra 1608 1610. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hronicle siege trinity sergius lavra 1608 1610. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hronicle siege trinity sergius lavra 1608 1610.

Осада Троице-Сергиевой Лавры. 1608-1610 годы

Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова – царского стольника, участника многих политических событиях страны. На его вклады был построен первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского. Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hronicle protection church in 1648. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hronicle protection church in 1648. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hronicle protection church in 1648.

В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих. Государственное содержание обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Выручали небольшие угодья, оставленные монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они прекрасно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hronicle clothes altar carrying cross 1796. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hronicle clothes altar carrying cross 1796. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hronicle clothes altar carrying cross 1796.

Одежда на Жертвенник. «Несение Креста». 1796 год

XVIII век

В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.

В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон Левшин. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век

Художник В.И.Соколов

XIX век

В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского. Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченная накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Покровский собор с монастырским кладбищем. XIX век

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. starinnaya sen. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-starinnaya sen. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка starinnaya sen.

Старинная сень над мощами преподобных Кирилла и Марии

в Покровском соборе. XIX век

После северных Святых ворот Покровский собор – второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809–1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Храм святителя Митрофана Воронежского. XIX век

Дело укрепления монастыря и совершенствования монашеской жизни продолжила преемница игумении Евпраксии, бывшая Хотьковская благочинная, игумения Магдалина. Современники отмечали её твёрдый волевой характер, настойчивость в достижении поставленных целей. Игумения Магдалина преумножила духовное и материальное наследие своей предшественницы. Особую заботу она проявляла о благочинном устроении жизни в монастыре. Послушниц она стала обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Матушка следила за тем, чтобы пение и чтение было неспешным и стройным, увеличила число клирошанок. Это обогатило духовную жизнь обители и способствовало её дальнейшему процветанию.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hronicle sergius relics of saints parents. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hronicle sergius relics of saints parents. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hronicle sergius relics of saints parents.

Ростовская финифть. Конец XIX века

Построили новые корпуса для келарских нужд и просторный келейный корпус (часть здания отвели для больницы). Расширились земельные угодья под посевы ржи и овса, появилась собственная рига для молотьбы, продолжало развиваться огородное хозяйство за рекой Пажей с оранжереями и парниками. Благодаря попечению игумении Магдалины у ворот обители возвели двухэтажный странноприимный дом, а дорогу к монастырю замостили камнем.

Примечательно воспоминание Елевферии, старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид, последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.
По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение». Преклонив колени пред святым образом, юная послушница пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней. Между тем старушка-монахиня начала торопить её идти к матушке игумении. В силу необходимости девушка поспешила за старицей.

Матушка Магдалина приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

В этот период укрепления монастыря и совершенствования монашеского жительства молитвенный подвиг несла известная хотьковская затворница Марфа (схимонахиня Мария), которую, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. zatvornica marfa. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-zatvornica marfa. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка zatvornica marfa.

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна).

XIX век

В это же время в обители подвизалась другая подвижница Евдокия, которая несла один из самых трудных подвигов – подвиг юродства.

Молитвенное стояние этих и других подвижниц, талант и мудрость в созидательной деятельности игумений обители снискали ей Божественную благодать, и множество боголюбивых паломников стали притекать под Покров Владычицы, испрашивая благословения и заступничества у преподобных Кирилла и Марии.

Количество насельниц обители значительно возросло, что вызвало затруднения в управлении. До сих пор в монастыре сосуществовала «жизнь общежительная, полуобщежительная и особожитийная», т.е. отдельно по келлиям. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры святитель Московский Филарет выражал беспокойство по поводу трудности утверждения общежительного устава для 400 сестер. Игумения Магдалина продолжила преобразование монастыря с особожитийного устава на общежительный, начатое при игумении Евпраксии. Этот процесс завершился при игумении Варсонофии I.

Игумения Варсонофия уделяла большое внимание благотворительной и просветительской деятельности. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа на 50-60 детей из окрестных селений. Школа занимала специально отстроенное двухэтажное здание (сохранилось до настоящего времени) вне ограды, на северной стороне монастыря. А с южной стороны возвели трёхэтажную гостиницу, нижний этаж которой был предоставлен бедным богомольцам, с бесплатным питанием по уставу благотворения преподобного Сергия.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Дом паломника XIX века (на реставрации). Фото 2009 года

Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, в том числе Дмитров¬ского, через посредство Кирилло-Мефодиевского братства и других благотворительно-просветительских обществ, помогал нуждающимся ученикам и учителям школ и духовных училищ. 30 октября 1876 г. игумения Варсонофия обратилась к митрополиту Московскому Иннокентию с прошением разрешить взять на воспитание в монастырь болгарских девочек, осиротевших во время освободительной войны на Балканах. Разрешение было получено. Через 6 лет, когда девочки уже выросли, обучились различным рукоделиям и смогли начать самостоятельную жизнь, Московская консистория объявила игумении Варсонофии благодарность. Во время войны на Балканах от монастыря шли пожертвования в адрес Красного Креста для помощи раненым и больным воинам.

Обитель не осталась безучастной к горю людей в русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста. В годы Первой мировой войны насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. sestry. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-sestry. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка sestry.

Насельницы монастыря помогали раненым

в качестве санитарок. XIX век

Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства, особенно если это касалось почитания преподобного Сергия Радонежского; так, была пожертвована большая сумма денег на строительство соборного храма в Риге по просьбе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря.

Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители; множество паломников приезжали сюда в праздничные дни. Никольский храм не мог уже вместить такого количества молящихся, поэтому было принято решение о постройке на его месте нового храма.

XX век

Уже через пять лет возвели огромный величественный собор по проекту архитектора А.А. Латкова. Новый храм, рассчитанный на 2000 человек, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера. «Московские церковные ведомости» написали о соборе: «. он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен [25,56 м], высота 20 сажен [42,6 м], пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Примечательно, что Никольский храм был первым в России, который ознаменовал возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. nikolskiy sobor. 1904 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-nikolskiy sobor. 1904 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка nikolskiy sobor. 1904 g.

Никольский собор,1904 год

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. vid hotkova monastyrya v den osvyashcheniya nikolskogo sobora. 1904 g. kartina n.a.habarova. 2008 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-vid hotkova monastyrya v den osvyashcheniya nikolskogo sobora. 1904 g. kartina n.a.habarova. 2008 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка vid hotkova monastyrya v den osvyashcheniya nikolskogo sobora. 1904 g. kartina n.a.habarova. 2008 g.

Вид Хотькова монастыря в день освящения Никольского собора в 1904 году.
Художник Н. А. Хабаров, 2008 год

В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также келлии клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос.

Во время торжеств освящения храма никто не мог предполагать, что наша православная держава вступила в эпоху революционных потрясений, разрушивших вековой уклад всей российской жизни. Началось время бед и испытаний и для Хотьковского монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, но в храмах еще продолжались службы. Власти оставили монахиням для жительства только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, остальные разошлись по окрестным деревням. Монастырь реорганизовали в артель кустарных изделий. Сёстры с большим мастерством изготавливали на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, игрушки и обучали своему искусству молодых артельщиц. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. poslednyaya igumeniya varsonofiya ii. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-poslednyaya igumeniya varsonofiya ii. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка poslednyaya igumeniya varsonofiya ii.

Последняя игумения Варсонофия II. Фото XIX века

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. monahinya evpraksiya lobanova. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-monahinya evpraksiya lobanova. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка monahinya evpraksiya lobanova.

Монахиня Евпраксия (Лобанова) после возвращения из ссылки

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. protokol doprosa monahini evpraksii 1931 god. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-protokol doprosa monahini evpraksii 1931 god. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка protokol doprosa monahini evpraksii 1931 god.

Протокол допроса монахини Евпраксии. 1931 год

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Разоренный Покровский собор. XX век

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. . покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка .

Разоренный Никольский собор. XX век

Российские монастыри явились видимым свидетельством глубины катастрофы, которая постигла наше Отечество в этот скорбный период. Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. u zahoroneniya moshchey prepodobnyh kirilla i marii do otkrytiya monastyrya. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-u zahoroneniya moshchey prepodobnyh kirilla i marii do otkrytiya monastyrya. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка u zahoroneniya moshchey prepodobnyh kirilla i marii do otkrytiya monastyrya.

У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)

Наконец, в 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. pervuyu bozhestvennuyu liturgiyu sovershil arhimandrit german hapugin. 1989 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-pervuyu bozhestvennuyu liturgiyu sovershil arhimandrit german hapugin. 1989 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка pervuyu bozhestvennuyu liturgiyu sovershil arhimandrit german hapugin. 1989 g.

Первую Божественную Литургию совершил архимандрит Герман (Хапугин) в 1989 году.

Он был первым настоятелем Покровского собора до открытия монастыря. Мученически скончался в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где впоследствии служил настоятелем.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. hotkov monastyr. 2006 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-hotkov monastyr. 2006 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка hotkov monastyr. 2006 g.

Покровский Хотьков монастырь. 2006 год

Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь. С самых первых дней восстановления обитель, получившая статус ставропигиального монастыря, находилась под попечительством Первосвятителя Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II. Возрождение и укрепление монастыря совершалось при постоянном его внимании и заботе.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. patriarh aleksiy ii. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-patriarh aleksiy ii. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка patriarh aleksiy ii.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2006 год

В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. vruchenie igumenskogo posoha nastoyatelnice monastyrya matushke olimpiade. 1993 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-vruchenie igumenskogo posoha nastoyatelnice monastyrya matushke olimpiade. 1993 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка vruchenie igumenskogo posoha nastoyatelnice monastyrya matushke olimpiade. 1993 g.

Вручение игуменского посоха настоятельнице монастыря Матушке Олимпиаде.

15 декабря 1993 год

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. abbess olimpiada. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-abbess olimpiada. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка abbess olimpiada.

Настоятельница монастыря игумения Олимпиада

Матушка Олимпиада вместе с игуменским жезлом получила в управление полуразрушенный разорённый монастырь. И если в древние времена монашеская жизнь созидалась в пустынных местах, то теперь её предстояло возрождать на развалинах былого величия. Обращение русских людей к монашеской жизни не прекращалось ни в один из периодов нашей истории. Возрождённые обители и сейчас влекут к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. bogosluzhenie v den svyatoy troicy. 2002. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-bogosluzhenie v den svyatoy troicy. 2002. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка bogosluzhenie v den svyatoy troicy. 2002.

На Богослужении в Покровском соборе в день Святой Троицы. 2002 год

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. monasheskiy postrig. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-monasheskiy postrig. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка monasheskiy postrig.

Монашеский постриг

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. peredacha opyta. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-peredacha opyta. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка peredacha opyta.

Передача опыта

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. igumeniya olimpiada s prepodavatelyami i detmi voskresnoy shkoly. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-igumeniya olimpiada s prepodavatelyami i detmi voskresnoy shkoly. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка igumeniya olimpiada s prepodavatelyami i detmi voskresnoy shkoly.

Игумения Олимпиада с преподавателями и детьми Воскресной школы

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. na ogorode. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-na ogorode. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка na ogorode.

На огороде

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. pekar. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-pekar. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка pekar.

В пекарне

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. senokos. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-senokos. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка senokos.

Сенокос

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. ikonopisec. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-ikonopisec. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка ikonopisec.

В иконописной

По милости Божией возобновилась монашеская жизнь и в Хотьковском монастыре. Много трудов несут сёстры с Матушкой Игуменией, чтобы восстановить прежнее благолепие поруганного монастыря и его духовные богатства, которыми он щедро делился с каждым приходящим, становясь центром религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности. При монастыре действует воскресная школа, и уже 15 лет существует пансион для девочек. Открыта большая библиотека духовной литературы для жителей города. Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы. В большие церковные праздники они навещают инвалидов, ветеранов труда и многодетные семьи.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. matushka igumeniya s detmi. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-matushka igumeniya s detmi. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка matushka igumeniya s detmi.

Матушка Игумения с детьми

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. dsc 0022f. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-dsc 0022f. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка dsc 0022f.

Современный вид монастыря

В 2009 году наследие Русской Православной Церкви, небольшой частицей которого является и Покровская обитель, принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Великую Среду на Страстной Седмице Первосвятитель впервые посетил Хотьков монастырь. Литургия Преждеосвященных Даров была совершена в Покровском соборе. Святейшему Патриарху сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с братией Лавры, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, духовенство Покровского монастыря и Москвы.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. svyateyshiy vladyko. 2010 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-svyateyshiy vladyko. 2010 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка svyateyshiy vladyko. 2010 g.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В своем слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что очень радостно видеть в храме много детей. Воспитанные в Православии дети, наши наследники, понесут дальше свет веры, особую христианскую любовь – за ними возрождение России. Святейший Владыка поблагодарил Матушку Игумению Олимпиаду за нелегкий труд по организации монастырского пансиона для девочек. (В 2015 году пансиону исполнилось 15 лет.) Его Святейшество высказал пожелание, чтобы все монастыри возрождали исконно русскую, православную традицию – воспитания детей при обителях. В истории России было немало случаев, когда выходцы из монастырских школ становились выдающимися политическими и общественными деятелями, а также были святыми подвижниками и учеными монахами. Святейший Владыка также уделил внимание монашеской жизни. По словам Его Святейшества, самым трудным из трех основных монашеских обетов – безбрачия, нестяжания и послушания – для сознания современного человека является обет послушания. «Но послушание не ограничивает человеческой свободы. Послушание Церкви – это свободная передача своей воли Господу».

Слово благодарности от Святейшего Патриарха Кирилла услышали также все паломники и благотворители, жертвующие свои средства на восстановление монастырей и храмов. «Вашими трудами, – отметил Предстоятель, – возрождается образ Святой Руси».

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. svyateyshiy patriarh kirill na propovedi. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-svyateyshiy patriarh kirill na propovedi. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка svyateyshiy patriarh kirill na propovedi.

Святейший Патриарх Кирилл на проповеди. 2010 год

11 марта 2012 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре впервые была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова). Насельницы и гости обители с радостью и благоговением участвовали в Божественной Литургии.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. svyateyshiy patriarh kirill u moshchey prepodobnyh kirilla i marii. 2012 g. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-svyateyshiy patriarh kirill u moshchey prepodobnyh kirilla i marii. 2012 g. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка svyateyshiy patriarh kirill u moshchey prepodobnyh kirilla i marii. 2012 g.

Святейший Патриарх Кирилл у мощей преподобных Кирилла и Марии. 2012 год

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. svyateyshiy vladyka na bozhestvennoy liturgii v pokrovskom sobore obiteli v den hirotonii episkopa filippa. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-svyateyshiy vladyka na bozhestvennoy liturgii v pokrovskom sobore obiteli v den hirotonii episkopa filippa. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка svyateyshiy vladyka na bozhestvennoy liturgii v pokrovskom sobore obiteli v den hirotonii episkopa filippa.

Святейший Владыка на Божественной Литургии в Покровском соборе обители.

Хиротония епископа Филиппа (Новикова). 11 марта 2012 года

Так в радостях и трудах продолжается возрождение обители родителей преподобного Сергия, всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями, обращение многих наших соотечественников к монашеству напоминает нашему российскому обществу о вечном образе Святой Руси.

покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. ikona prepodobnyh kirilla i marii s prepodobnym sergiem. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район фото. покровский хотьков монастырь сергиево посадский район-ikona prepodobnyh kirilla i marii s prepodobnym sergiem. картинка покровский хотьков монастырь сергиево посадский район. картинка ikona prepodobnyh kirilla i marii s prepodobnym sergiem.

Икона преподобных Кирилла и Марии с преподобным Сергием

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *