поклонение иконам в православии

Об иконопочитании и почитании святых

поклонение иконам в православии. 228940.p. поклонение иконам в православии фото. поклонение иконам в православии-228940.p. картинка поклонение иконам в православии. картинка 228940.p.

Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)

В догмате об иконопочитании говорится:

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» [1] (здесь и далее выделено мною. – прот. И.Б.).

Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6).

Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец – Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).

Источник

О почитании святых икон и мощей в Православии

Вопросы на эту тему иногда возникают, когда православному человеку приходится входить в общение, а порой и в дискуссии, с протестантами или другими людьми, не знающими основ Православной веры. На стихире в рецензиях и ответах также приходится замечать подобные вопросы в качестве нападок на верующих.
В поддержку православных авторов и в защиту Православия от неправых измышлений, в просвещение людей в этом вопросе и размещается здесь данный относительно краткий материал, сформированный из сведений, в свое время приобретенных из различных православных источников, особенно благодарен при этом протоиерею Олегу Стеняеву.
Заблуждения людей часто возникают от того, что в большинстве своем они не хотят и не пытаются разобраться с опытом и наследием Церкви, принимая на веру враждебные стереотипы мышления своих «наставников», а те же, кто пытался и искренне искал истину, – они находили её в святоотеческом наследии Православной Церкви. Мне приходилось встречаться с некоторыми такими людьми, бывшими членами протестантских организаций, которые, порой через многие годы своей жизни, путем изучения и познания святоотеческой мысли приходили к пониманию истины в Православной вере.
Кто хочет, – тот обычно находит пути, а кто не хочет, – тот находит себе причины.

Итак, рассмотрим типичный вопрос-обвинение:

«Почему Православие нарушает Божьи заповеди, в частности, во 2-й ясно сказано: не делай ни кумира и никакого изображения. и не поклоняйся им. (про «мощи» я вообще молчу). » (Александр Л. – Замечания к рецензии на стих «Церковь» (автор Александр Ясонас) 05.08.2019 23:58)

В Библии, в Ветхом Завете, конкретно в книге «Исход» в главе 20, в стихах, с 3-го по 6-й, сказано:
«3: да не будет у тебя ДРУГИХ БОГОВ пред лицем Моим.
4: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и что НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, и что в воде ниже земли;
5: не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6: и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

То есть, Господь говорит о том, чтобы человек перед взором Всевидящего Бога не почитал каких-либо других богов (кумиров), потому как есть один только Бог, Который создал всё живое и самого человека, и Который есть Первопричина всего существующего во вселенной.
И чтобы человек не делал никакого изображения этих ложных богов или кумиров, или идолов, выбирая формы этих ИЗОБРАЖЕНИЙ ИДОЛОВ из того, что на небе вверху, или из того что на земле внизу, или что в воде ниже земли.
И, естественно, чтобы человек не поклонялся ИЗОБРАЖЕНИЯМ ИДОЛОВ и не служил им ВМЕСТО БОГА.

«17: Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18: и СДЕЛАЙ ИЗ ЗОЛОТА ДВУХ ХЕРУВИМОВ: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19: сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20: и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21: И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».

То есть, Бог повелевает сделать изображение херувимов, которые НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и далее (ст. 31-36):

«31: И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; СТЕБЕЛЬ его, ВЕТВИ его, ЧАШЕЧКИ его, ЯБЛОКИ его и ЦВЕТЫ его должны выходить из него;
32: шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33: три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
34: а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35: у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];
36: яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота».

И здесь тоже понятно, что Бог повелевает сделать изображения ветвей с цветами и яблоками, то есть то, что НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ.

Так же и царь Соломон, когда строил Храм Богу, о чем сказано в «Третьей Книге Царств» глава 6, стих 29: «И на всех стенах храма кругом сделал резные ИЗОБРАЖЕНИЯ ХЕРУВИМОВ И ПАЛЬМОВЫХ ДЕРЕВ И РАСПУСКАЮЩИХСЯ ЦВЕТОВ, внутри и вне».
Херувимы где обитают? – На небе.
А пальмовые деревья и цветы где растут? – На земле.

Как мы видим, и в Священной Скинии, и в Иерусалимском Храме, которые были сделаны по воле Бога, были изображения и того, «что на небе вверху, и что на земле внизу».
Не может Бог противоречить Сам Себе, и здесь нет никакого противоречия, потому что Бог запрещает ДРУГИХ ложных богов и кумиров, и все ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ, а не просто все изображения.
И, тем более, не запрещает и даже ПОВЕЛЕВАЕТ ДЕЛАТЬ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПОЧИТАЕТСЯ Единственный Бог Творец всего мира, видимого и невидимого.

И царь-пророк Давид говорит в своих псалмах, которые являются частью Священного Писания:
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, ПОКЛОНЮСЬ СВЯТОМУ ХРАМУ Твоему в страхе Твоем». (Псалом 5, стих 8)
Пророк Давид поклонялся храму Божьему, поклоняясь при этом не камню, стенам и изображениям, а Самому Богу Невидимому.
Вот также и на иконах, которые православные почитают за священные изображения Господа Иисуса Христа, Его Божией Матери, святых, мы поклоняемся не дереву и краскам, а Тому, Кто изображен на них, т.е. Первообразу.
Если идол сам по себе является как бы “конечной точкой”, первопричиной в религиозных обрядах, то икона сама по себе – только “проводник” к изображенному на ней Первообразу.

Также и Вы, когда целуете фотографию своей любимой жены, кого Вы почитаете, – жену или фотобумагу? Если Вы доверяете мнению сектантов насчет икон, то должны признать, что Вы изменяете своей жене с фотобумагой, а жена должна устроить Вам «разборки», потому что Вы целовались с фотобумагой, а не с ней самой.

Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона(образ) Господа Бога, ведь в Библии сказано:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»(Книга Бытия, гл. 1, стих 26).
Слово «образ», по-гречески «икона», – означает образ, который указывает на первообраз. Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости.

В Ветхом Завете не было изображений святых, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. До Христа все жившие люди шли в ад. Ветхозаветных праведников Христос Сам сделал святыми, искупив на Кресте и потом – выведя из ада.
(Кстати, вопрос о святых Православной Церкви – это также целая тема для дискуссий с протестантами и сектантами всех мастей. По этому вопросу у меня размещен материал с реальным диалогом «Диспут с сектанткой о святых Церкви» https://www.stihi.ru/2018/03/26/4163)

В Ветхом Завете не было изображений Бога и оно строго запрещалось по той причине, что люди не видели никакого образа, а только слышали Его глас.
«И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас.… Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний» (Второзаконие, гл.4, ст.12,15,16).
Таким образом, причина запрета заключается в том, что израильтяне не видели образа Бога. Они слышали лишь Его голос, и потому всякая попытка создания Его образа была бы вымыслом и фантазией, не соответствующей реальности, ведь Бог попросту не изобразим. Здесь мы подходим к важному моменту: запрет на использование изображений Бога обусловлен принципиальной неизобразимостью Бога, как Он есть.
Богословие иконы неразрывно связано с признанием истинного Божества Христа, воплотившегося Слова (Ин. 1:1, 1 Ин. 5:20).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ИКОН

1.) Единородный Сын, будучи совершенным образом невидимого Бога (2 Кор. 4:4, Кол. 1:15, Евр. 1:3), видимо явил нам Его, став человеком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Сам Христос являлся иконой Бога Отца. Он свидетельствовал о Себе:
«Видевший Меня видел Отца» (Евангелие от Иоанна, гл.14, стих 9).
Апостол Павел говорит о Христе, что Он – есть «образ Бога невидимого» (К Коринфяном 2-е послание, гл.4, стих 4).
Таким образом, в тайне Воплощения Слова — Невидимый, Неизреченный, Непостижимый Бог становится близким и понятным, и это дает основания для изображения Христа.
«Если ты узрел, что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести Его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели» (св. Иоанн Дамаскин).

3.) ИКОНЫ НЕЛЬЗЯ ОБОЖЕСТВЛЯТЬ: «Обожествляющим святые иконы – анафема» (Постановление VII Вселенского собора 787 года). Православные поклоняются иконам «почитательным поклонением», т.е. иконам не поклоняются как богам, но поклоняются, почитая их, при этом честь возносится Тому, Кто изображен на иконах, т.е. Первообразу.
Когда мы встречаем, например, соседа или знакомого, мы ему кланяемся и с ним здороваемся, но мы ему кланяемся «почитательным поклонением», выражая знак своего почтения и уважения, а не покланяемся ему как Богу.
То же самое, мы почитаем святых и Божию Матерь не как каких-то богов, а как людей, которые своей жизнью прославили Бога и являются для нас, с одной стороны, примером, а с другой стороны, – помощниками, заступниками и ходатаями пред Богом за нас.

4.) «И мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем — не для того, чтобы обоготворять ее, но, чтобы взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего» (отрывок чина освящения иконы Пресвятой Живоначальной Троицы).
Стало быть, молятся не иконам, а перед иконами – Тому, Кто изображен.

5.) Формы почитания икон, такие как лобызание, коленопреклонение, склонение головы и возжжение свечей оказываются относительно того, кто на ней изображен: «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Основной смысл почитания икон полагается не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа – Невидимому Первообразу Богу.

О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Бог Вездесущий особо явно проявляет присутствие Своей Благодати в священных местах, в священных изображениях, которые освящаются особым чином молитвенным, а также в святых мощах угодников Божиих.
Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в об;жение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4-я Книга Царств, гл. 13, стих 21).
Что воскресило человека: кости или Божия благодать? Правильно – благодать! Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил».

Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»(Евангелие от Иоанна, гл.1,ст.17).
Известно о Христе, что «…просили Его чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». (Евангелие от Матфея, гл.14, ст.36)
Сектантские наставники, если они последовательны своим убеждениям, должны будут признать, что те люди – идолопоклонники, ибо они прикасались и почитали якобы одежду Христа, а не Его Самого. Вот такое получается очевидное недоразумение, как и в случае с фотобумагой.

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний Апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деяния святых Апостолов, гл. 19, стих 12).

Преподобный. Ефрем Сирин писал: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей.
И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб.

О КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ

Церковь в Своей истории пережила целую эпоху иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках. С другой стороны, иконоборчество на Востоке, как это ни странно, способствовало развитию богословия иконы, заставляя в этой борьбе оттачивать мысль, искать более веские аргументы, отчего само православие обретало все большую глубину.
В 787 году в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под названием VII Вселенского. В постановлениях собора даны четкие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания, но понадобилось еще более полувека, чтобы позиции иконопочитателей были закреплены. Окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843 года поставило точку в той долгой борьбе. Установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой, но свидетельством силы самого принципа ортодоксии. Иконопочитание явилось своего рода итогом догматического творчества Церкви, ибо богословие иконы вытекает непосредственно из христологии – учении об Иисусе Христе.
Прочно завоевав свое место в богослужении, иконы имеют аналогичное священным предметам литургическое значение. Через иконы, как и через другие святыни, происходит таинственное восприятие благодати Божественного Духа.

За века и тысячелетия христианства были явлены сотни чудотворных икон Божией Матери. События с Её заступничеством от врагов и бед по молитвам верующих, когда порой целые войска врагов обращались в бегство и были поражены от Божественного вмешательства, вошли в летопись и стали Историей Руси.
Не зная этой Истории, не желая познавать духовный опыт жизни Церкви многие люди, попавшие под влияние учения протестантских и других сект, остаются «глухи» и «слепы» даже к очевидным аргументам и фактам, продолжая всё также «наступать» на те же «грабли», которые давно уже обозначены Церковью как ереси, и «изобретая» каждый раз себе всё новый свой «велосипед» – «церковь», хотя одну единственную истинную Свою Церковь Господь создал уже однажды в День Пятидесятницы по слову Своему: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее»(Мф.16:18), которая живет и существует почти две тысячи лет несмотря на все гонения, ереси, расколы, лжеучения, о которых предупреждал и Сам Господь, и Его ученики-апостолы.
Что ж, – нам не было поручено Богом, чтобы Истина восторжествовала в умах всех людей, нам было поручено лишь свидетельствовать о Ней, – что и предпринято мною по мере моих сил в данном материале.

Источник

Иконопочитание

Иконопочита́ние – чество­ва­ние и почи­та­ние святых пра­во­слав­ных икон, осу­ществ­ля­е­мое в соот­вет­ствии с дог­ма­ти­че­ским уче­нием, литур­ги­че­скими и кано­ни­че­скими нор­мами Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Все­лен­ского собора).

поклонение иконам в православии. ikonopochitanie. поклонение иконам в православии фото. поклонение иконам в православии-ikonopochitanie. картинка поклонение иконам в православии. картинка ikonopochitanie.

Гре­че­ское слово икона пере­во­дится как «образ». Икону назы­вают «живо­пис­ным Еван­ге­лием» (т.к. она опи­сы­вает в крас­ках то, что Св. Писа­ние опи­сы­вает сло­вами), «бес­сло­вес­ной про­по­ве­дью», «бого­сло­вием в крас­ках» (см. Сим­во­лика икон), «окном в неви­ди­мый мир».

Чество­ва­ние покло­не­ние иконам отно­сится не к самому мате­ри­алу иконы (не к дереву и крас­кам), а к лич­но­сти того, кто изоб­ра­жён на иконе. Основ­ной тезис ико­но­по­чи­та­ния: «Честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит на Пер­во­об­раз».

Ико­но­бор­че­ство ставит под сомне­ние основ­ной догмат хри­сти­ан­ства – учение о Бого­во­пло­ще­нии, т. е. фак­ти­че­ски пред­став­ляет собой раз­но­вид­ность доке­тизма (отри­ца­ние реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния).

Не нару­шает ли прак­тика ико­но­по­чи­та­ния 2‑ю запо­ведь Вет­хого Завета?

Вторая Запо­ведь Вет­хого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им”. Эта запо­ведь направ­лена против идо­ло­по­клон­ства, а не ико­но­по­чи­та­ния, и её сле­дует вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, а не отрыве от 1‑й Запо­веди “Я есть Гос­подь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.

Немного исто­рии. Вет­хо­за­вет­ный бого­из­бран­ный народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в еди­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами. Чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, чтобы ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские веро­ва­ния в идолов (почи­та­ние живот­ных, обо­жеств­ле­ние мате­ри­аль­ных объ­ек­тов), Бог уста­нав­ли­вает эту запо­ведь.

Можно вспом­нить зна­че­ние слова «кумир» – это скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние язы­че­ского боже­ства. Для нас это слово стало иметь более широ­кий смысл – пред­мет обо­жа­ния.

Эта запо­ведь была дана в Ветхом Завете в про­ти­во­вес язы­че­ским идолам и под­чёр­ки­вала, что Бог неопи­суем, неизоб­ра­зим. Мы же живём уже во вре­мена Нового Завета, когда Бого­во­пло­ще­ние открыло воз­мож­ность ико­но­по­чи­та­ния. Бог стал чело­ве­ком (воче­ло­ве­чился) и это поз­во­ляет нам его изоб­ра­жать в образе чело­века.

Можно ли быть пра­во­слав­ным, но не почи­тать иконы?

Отказ от ико­но­по­чи­та­ния не так без­оби­ден для хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, как это может пока­заться на первый взгляд.

Во-первых это отказ от Сим­вола веры в части веры в единую, святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. Про­ти­во­по­став­ле­ние себя всей Церкви, почи­та­ю­щей иконы – явный при­знак гор­до­сти.

Во-вторых, это иска­жён­ное, ере­ти­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого Завета Новому, отри­ца­ние их пре­ем­ствен­но­сти.

В‑третьих, это непо­ни­ма­ние дог­ма­ти­че­ского учения Церкви.

В‑четвёртых, отри­цая ико­но­по­чи­та­ние, про­тив­ники свя­щен­ных изоб­ра­же­ний отсе­кают от себя и источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, и сред­ство молит­вен­ного обще­ния.

Что явля­ется осно­ва­нием дог­мата об ико­но­по­чи­та­нии?

Догмат ико­но­по­чи­та­ния сфор­му­ли­ро­ван так: взирая на образ (икону), умом вос­хо­дим к пер­во­об­разу (Богу-Троице), к лич­но­сти Христа, Бого­ро­дицы и свя­того (в т.ч. ангела).

Догмат ико­но­по­чи­та­ния имеет своим осно­ва­нием догмат о Бого­во­пло­ще­нии и явля­ется его бого­слов­ским раз­ви­тием. «Бога не видел никто нико­гда. Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем Он явил» ( Ин.1:18 ); явил образ – икону Бога. Таким обра­зом, чрез вопло­ще­ние Бога Слово – Иисус Хри­стос, будучи сия­нием славы и обра­зом Ипо­стаси Его (Отца) ( Евр.4:3 ), являет миру в Боже­стве Своем и Образ Отчий, и славу Его ( Ин.1:14-15 ). В другом случае, на просьбу апо­стола Филиппа: «Гос­поди, покажи нам Отца», Гос­подь отве­чает: «Сколько вре­мени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видев­ший Меня видел Отца» ( Ин.14:8-9 ). Так же при исце­ле­нии сле­по­рож­ден­ного Гос­подь на вопрос послед­него: «А кто Он (Сын Божий), Гос­поди, чтобы мне веро­вать в него?» – сказал ему: «И видел ты Его и Он гово­рит с тобою» ( Ин.9:36-37 ). Поэтому как в «недре Отчем», так и по вопло­ще­нии Сын – Гос­подь наш Иисус Хри­стос – Еди­но­су­щен Отцу, и подобно тому, как сын явля­ется есте­ствен­ным обра­зом отца, так живой, есте­ствен­ный и неиз­мен­ный образ неви­ди­мого Бога есть Сын – Иисус Хри­стос, – нося­щий в Себе всего Бога Отца, во всем подоб­ный Ему (Отцу), кроме нерож­ден­но­сти и оте­че­ства, свой­ствен­ных Отцу. Таким обра­зом, эта рас­крыв­ша­яся в Новом Завете истина – Бого­во­пло­ще­ние – лежит в основе хри­сти­ан­ского изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, то есть ико­но­гра­фии. «В древ­но­сти Бог, – пишет пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин, – бес­те­лес­ный и не име­ю­щий вида нико­гда не изоб­ра­жался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с чело­веки поживе, изоб­ра­жаю види­мое Бога». Воче­ло­ве­че­ние Христа не только «лега­ли­зо­вало», сде­лало воз­мож­ным изоб­ра­же­ние гор­него мира, но в силу неве­ро­ят­ного Откро­ве­ния Божия в Сыне пре­об­ра­зило бого­по­зна­ние, выстро­ило и орга­ни­зо­вало собой новое пони­ма­ние миро­устрой­ства, пре­об­ра­зило сам взгляд чело­века на мир, на себя самого, на свою дея­тель­ность в мире, как линза, собрало все и вся в единый хри­сто­ло­ги­че­ский фокус.

Что значит почи­тать образ Божий?

Истин­ным почи­та­те­лям и твор­цам икон оче­видно: ико­но­пи­са­ние не заклю­ча­ется в порт­ре­ти­ро­ва­нии, в иллю­стри­ро­ва­нии. Ико­но­по­чи­та­ние не сво­дится к лобы­за­нию икон, каж­де­нию им, воз­жи­га­нию свечей, затеп­ли­ва­нию лампад перед ними. Почи­тать образ Божий в духе и истине ( Ин.4:24 ) озна­чает для всех хри­стиан – стре­миться вос­со­зда­вать Его в самих себе и в мире, воз­вра­щая мир Богу, обо­жи­вая его. Глав­ной же свя­ты­ней в мире Божием явля­ется чело­век. В этом смысле всем хри­сти­а­нам над­ле­жит быть твор­цами – ико­но­пис­цами и рестав­ра­то­рами образа Божия. По мысли Святых Отцов, «каждый из нас есть ико­но­пи­сец соб­ствен­ной жизни». И ста­но­вится понят­ной связь запо­веди о любви к Богу и к ближ­нему с почи­та­нием образа Божия, явлен­ного в чело­веке, то есть с любо­вью к Нему. Истин­ными ико­но­пис­цами, твор­цами Цер­ковь и назы­вает поэтому не худож­ни­ков, а Святых Отцов, испол­нив­ших эти запо­веди, явив­ших нам образ Божий в самих себе. Ответ­ствен­ность цер­ков­ных худож­ни­ков при ико­но­пи­са­нии состоит в том, чтобы быть вер­ными Пре­да­нию, то есть вос­со­зда­вать в самих себе образ Божий, шествуя свя­то­оте­че­ским путем, и, как след­ствие, дать Церкви и миру воз­мож­ность созер­цать то, что сами уви­дели. Это значит – точно явить образ Божий на иконах во всей пол­ноте, данной худож­нику в Пре­да­нии, частью кото­рого явля­ется ико­но­пис­ное насле­дие.

Какова связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием?

Цен­тром, серд­це­ви­ной слу­же­ния Церкви явля­ется Литур­гия в ее евха­ри­сти­че­ском – бла­го­дар­ствен­ном и жерт­вен­ном – пони­ма­нии. Все в Церкви свя­зано с Евха­ри­стией и нахо­дит в ней свое начало. Какова же сущ­ност­ная связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием? В Евха­ри­стии мы бла­го­да­рим Гос­пода, при­нося Ему в жертву все, что можем, из своего «я», то есть, воз­можно, более полно сми­ря­емся, ума­ляем себя для осво­бож­де­ния от себя. И при­ни­маем Святые Дары, Источ­ник истин­ной жизни – Тело и Кровь Хри­стовы. Но не погре­баем ли мы их? Про­ис­хо­дит ли в нас Вос­кре­се­ние Хри­стово, о кото­ром гово­рят и чино­по­сле­до­ва­ние Литур­гии, и под­го­то­ви­тель­ные и бла­го­дар­ствен­ные молитвы, про­из­но­си­мые каждым при­част­ни­ком? Чтобы чаемое вос­кре­се­ние мерт­вых про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти, этот дар и подвиг При­ча­ще­ния должны иметь своим след­ствием и нахо­дить кон­крет­ное выра­же­ние в даре и подвиге рас­кры­тия нами в себе образа Божия, в обо­же­нии – воз­вра­ще­нии своей икон­но­сти. Для этого дару­ется чело­веку сво­бода кре­сто­но­ше­ния – жизни по замыслу Божию. Для испол­не­ния боже­ствен­ного замысла жизни, этого страш­ного дара и подвига обре­те­ния икон­но­сти, и даются нам Святые Дары в таин­стве Евха­ри­стии. Про­яв­ляя их в своей жизни, то есть вновь бла­го­даря Бога и при­нося Ему в жертву свою жизнь, мы являем свое ико­но­по­чи­та­ние как почи­та­ние Пер­во­об­раза Бога (что и запо­ве­дано нам – честь бо образа на Пер­во­об­раз­ное вос­хо­дит). Почи­тая же Пер­во­об­раз – при­об­ща­емся, вос­со­здаем, храним Его в себе и отоб­ра­жаем Его в мире Божием. И если в ико­но­по­чи­та­нии мы реально покло­ня­емся Христу, то в Таин­стве Евха­ри­стии мы при­ни­маем Христа как реаль­ную снедь. При этом жиз­ненно важно исклю­чить созна­ние нату­ра­ли­стич­но­сти про­ис­хо­дя­щего и выявить реаль­ность при­об­ще­ния чело­века Богу силой и наи­тием Духа Свя­таго. Таким обра­зом, икона есть види­мое соот­вет­ствие реаль­но­сти про­слав­лен­ного Тела Хри­стова – Евха­ри­стии. Это соот­вет­ствие иконы нашему основ­ному таин­ству и выде­ляет ее из вся­кого дру­гого худо­же­ствен­ного твор­че­ства. То, чем Святые Дары явля­ются реально, но таин­ственно, – образ пока­зы­вает наглядно.

К кому обра­щены иконы?

Икона обра­щена прежде всего к Церкви, к ее литур­ги­че­ской, молит­вен­ной жизни. Но она, будучи одно­вре­менно тайной и хри­сти­ан­ским Откро­ве­нием, несет свое слу­же­ние и для мира. В наши дни нередко гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти для Пра­во­слав­ной Церкви ее еван­гель­ского бла­го­ве­стия всему миру. Своим явле­нием миру икона сама есть сви­де­тель­ство, сама есть пра­во­слав­ная миссия. А потому везде, где нет созна­тель­ного попра­ния свя­тыни, где люди покло­ня­ются Еди­ному Истин­ному Богу или хотя бы только стре­мятся к истин­ному покло­не­нию Ему, ищут Его, там везде сле­дует при­вет­ство­вать появ­ле­ние пра­во­слав­ных икон как сви­де­те­лей Истины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *