поездка на каменный спас устье
Поездка на каменный спас устье
Откуда: Череповец Когда: 06/2009
По маршруту: село Архангельское, село Усть-Кубенское (Устье), остров Спас-Каменный
(817-53) 2-17-29 секретарь администрации (Наталья Николаевна)
(817-53) 2-16-18 МЧС Зеленин Николай Александрович
(817-53) 2-16-59 Музей
Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу (http://bit.ly/d1Msd6), выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.
На первом этаже роспись была совершенно «неискусная», от неё ничего не сохранилось.
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.
с. Устье. Дом купца Никуличева.
с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова
с. Устье. Дом с мезонином.
с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.
с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.
с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
д.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)
Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.
д.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)
Выход из реки Кубена в Кубенское озеро
Вдали показался остров Спас-Каменный
Спас-Каменный в прямой видимости
Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.
Высадка на остров Спас-Каменный
Надежда Александровна Плигина
Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.
В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось.
. Петр I спрыгнул на берег, подивился просебя малости острова и древности церквей, которая была вилна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. «. Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой.» Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях.
. Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём «дышит» в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах на разрушенные стены собора, не замерзает даже в сильные морозы.
—————
Надежда Александровна остается на острове совсем одна.
Спас-Каменный остров позади.
27 февраля 2010 года
оригинал статьи размещён по адресу: http://furgon.ucoz.com/publ/1-1-0-136
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.
Поездка на каменный спас устье
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Спас каменный — остров отшельников
Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере.
Она расположена на клочке суши длиной всего 120 метров.
Здесь подвизались святые, жили предстоятели Русской Церкви и бывали государи.
Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы
Вологодский Афон
Широкая, почти бескрайняя водная гладь и постоянный шум волн, разбивающихся о камни. С незапамятных времен крошечный остров на Кубенском озере стал местом уединения и молитвы. В 1260 году, когда здесь нашел спасение от бури Белозерский князь Глеб Василькович, он встретил на берегу монахов-отшельников. В благодарность Богу князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи – так возник Спасо-Каменный монастырь, на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.
Вид на монастырь до революции
Во времена великого князя Московского Дмитрия Донского игуменом обители стал пришелец из Царьграда (Константинополя) Дионисий Грек, постриженик горы Афонской. Он ввел здесь строгий афонский устав, а позднее стал епископом Ростовским. В его настоятельство на Спасе Каменном приняли постриг и некоторое время подвизались будущие основатели обителей Северной Фиваиды – преподобные Дионисий Глушицкий (прославившийся и как иконописец), Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.
Кельи на волнах
В разгар борьбы за великокняжеский престол на Спасе Каменном побывал Великий князь Василий Темный с семьей. По преданию, именно здесь он получил духовную поддержку и впоследствии одарил обитель землями. Его сын, вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой, в 1481 году построил на острове каменный двухэтажный пятиглавый собор в честь Преображения Господня – это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы. Жаловали монастырь и преемники Василия Темного Василий III и Иван Грозный – при них возвели каменный Успенский храм-колокольню, каменную трапезную и каменный храм Иоанна Предтечи.
Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере
В XVI веке братии стало так много, что деревянные кельи решили строить на сваях прямо в озере, вокруг острова. Паломнику еще с берега открывался сказочный вид на монастырь – он парил над волнами, словно огромный корабль с деревянными бортами из сплошного ряда бревенчатых изб, а вместо парусов – три белоснежных храма.
Князь-чудотворец
Главным небесным покровителем монастыря считают преподобного Иоасафа Каменского. Он был сыном удельного князя Заозерского Дмитрия Васильевича Меньшого, потомка князей Ярославских. Политической борьбе и междоусобным распрям он с юности предпочел монашеский путь в Спасо-Каменном монастыре.
По преданию, постригал его игумен Кассиан, позднее причисленный к лику местночтимых святых. На острове Иоасаф прожил всего пять лет, успев заслужить любовь всей братии, и скончался совсем молодым, «преуспев в труде иноческом». Это было в сентябре 1453 года, день памяти святого – 23 сентября по новому стилю. Его мощи оставались нетленными, прославились многими чудесами и стали главной святыней монастыря. Позднее они пострадали от страшного пожара.
В советские годы, когда монастырь закрыли, мощи спасли прихожане, и сейчас они находятся в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. Церковью прославлены и родители преподобного – святой благоверный князь Димитрий Заозерский и святая благоверная княгиня Мария Заозерская.
На святой земле Спаса-Каменного под спудом находятся мощи местночтимых святых Петра чудотворца и Василия юродивого (Блаженного) Спасокаменского. Здесь похоронены и два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.
Секретная служба
Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVII веке. На острове жили тогда около сотни человек, из них только треть монашествующих, а остальные – слуги и рабочие. Обители принадлежало около ста сел и деревень в окрестностях, два подворья в Вологде и соляные варницы в Тотьме.
В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей
Спас-Каменный, как и другие северные монастыри, нес и особую «службу» – был местом заточения опальных церковных деятелей. На острове был в ссылке один из лидеров старообрядцев Иван Неронов, вице-президет Синода Георгий Дашков.
Позднее, уже в екатерининские времена, на остров стали привозить простых узников-колодников. Один из них стал виновником страшного пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен и находился в запустении несколько десятилетий.
Обитель возродили в начале следующего столетия, но под другим названием – как Белавинскую Спасопреображенскую пустынь. Монастырь назывался так почти сто лет. В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.
Хранители острова
После революции монастырь закрыли и хотели разместить на острове колонию для малолетних преступников, да помешал пожар. В 30-х взорвали Спасо-Преображенский собор. От взрыва обрушились своды, но нижняя часть сохранилась – настолько прочной была кладка. После войны на острове недолго действовал пункт по переработке рыбы, а к 60-м годам здесь остались лишь руины – уцелел не только Успенский храм под колокольней. Еще немного, и она бы рухнула…
На рубеже 80–90-х Божий Промысел свел двух замечательных людей, московского архитектора и уроженца этих мест Александра Асафова и директора вологодского завода, инженера и мастера на все руки Александра Плигина. Вместе они взялись за возрождение Спаса, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Но вскоре начались испытания – в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие.
Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове – поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей, которых с каждым годом у острова становилось все больше.
Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.
К началу 2000-х удалось восстановить гостиницу, создать музей монастыря и начать серьезную реставрацию колокольни. До полного ее восстановления Александр Николаевич не дожил – в 57 лет сердце полностью выработало свой ресурс… По благословению владыки Максимилиана хранителя острова похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.
На «ветровой тяге»
Сейчас дело Александра Плигина продолжают его вдова, Надежда Александровна, и дети. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм – сейчас здесь регулярно проходят богослужения.
Сбылась еще одна давняя мечта Александра Николаевича – с помощью благотворителей на острове установили ветрогенератор. На старом месте, как до революции, воссоздается здание спасательной станции. Недавно появилось новое судно для перевозки паломников и, заработал свой сайт. Полным ходом идут реставрационные работы, и как розовые лучи восхода над озером, засияла мечта о возрождении самого древнего храма – Преображения.
Путешествия с Иваном да Марьей
Белые ночи на Вологодчине: Вологда – Прилуки – Кадников – Ильинский погост – Архангельское – Заднее – Стафилово* – Чирково* – Устье – Кубенское озеро – остров Каменный (с водной прогулкой по Кубенскому озеру)
НАБОР В ГРУППУ ОТКРЫТ
4-5 июня 2022
ВОЛОГДА – ПРИЛУКИ – КАДНИКОВ – ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ – АРХАНГЕЛЬСКОЕ – ЗАДНЕЕ – СТАФИЛОВО* – ЧИРКОВО* – УСТЬЕ – КУБЕНСКОЕ ОЗЕРО – ОСТРОВ КАМЕННЫЙ
Поездка выходного дня
2 дня / 3 ночи
Выезд 3 июня в 20.35
Возвращение 6 июня в 6.22
В первые выходные лета Иван да Марья приглашают всех любителей изысканных маршрутов по Русскому Северу на Вологодчину! Этот маршрут отличается от всех прочих: мы едем в гости к известному вологодскому историку, этнографу, краеведу и по совместительству писателю Александру Быкову!
Вместе с ним мы проведём два плодотворных дня в разгадках тайн вологодских особняков и храмов, проедем по Кадниковскому уезду дорогами Василия Кандинского (о которых художник поведал в своих дневниках) и, наконец, придём Кубенским озером на место, где возник первый каменный монастырский храм Русского Севера! Кульминация поездки – авторский вечер с писателем-краеведом на уютной базе: «домашний» музей Заднесельской округи, антикварная мебель в домиках-номерах и великолепный свежий карп с домашней настоечкой на ужин! Маршрут для истинных ценителей прекрасного: только этим летом и только с Иваном да Марьей!
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Вологда – один из старейших северных городов, ворота Русского Севера, крупнейший политический и культурный центр региона, столица ажурного кружева и город резного палисада. Нашу пешую экскурсию по Вологде возглавит выдающийся знаток края Александр Владимирович Быков! Он проведёт авторскую прогулку «Неизвестная Вологда», которая откроет город с новой стороны даже для тех экскурсантов, кто многократно бывал в городе.
Часть повествования будет посвящена посадским храмам старой Вологды. Вспомним предания, легенды и быль минувших эпох!
Сердце Вологды – городской кремль, сохранивший комплекс зданий архиерейского двора и здание собора Святой Софии – древнейшую постройку Вологды эпохи Ивана Грозного. В ходе прогулки по городу мы поднимемся на колокольню Софийского собора, чтобы насладиться панорамой окрестностей.
Гордость Вологды – ансамбль деревянных зданий, нанизанных, как жемчуг, на нити парадных городских улиц XIX века. Наиболее представительной в старой Вологде была Большая Дворянская улица: о ней, о её жителях и о вологодских традициях богатых семей начала XX века мы расскажем во всех подробностях.
Дворянские, купеческие и мещанские особняки старой Вологды – наследие, равных которому нет ни в одном городе России, кроме Томска. Вологодскому деревянному зодчеству мы посвятим изрядную часть прогулки!
На экскурсии мы увидим лучшие дома старой Вологды, в том числе дом Засецких, дом Левашова, дом Волковых и особняк Пузан-Пузыревского. Вам откроются история вологодского наличника и ажурной пропильной резьбы.
Музейная программа в Вологде предусматривает посещение двух экспозиций. В качестве первой предлагаем музей «Мир забытых вещей»: в стенах исторического особняка, где кропотливо воссозданы интерьеры конца XIX столетия, экспонаты словно оживают, перенося посетителя на сто и сто пятьдесят лет назад: так и хочется присесть за хозяйский рабочий стол, завести старинные японские часы и попросить горничную принести чаю из самовара… А ещё лучше – сыграла бы барышня на рояле!
Символ Вологды и всей вологодской земли – вологодское кружево, прославленное с XVII столетия, поэтому второй экспозицией, куда мы сходим, станет именно музей кружева! Вы узнаете, как зарождался и развивался знаменитый на всю Россию промысел. Дамы смогут побаловать себя покупками! Закупившись кружевом, отправимся из Вологды дальше, в Прилуки!
ОБЩАЯ ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ
3 июня
Сбор на Ярославском вокзале в 20.15. Отправление поездом в Вологду в 20.35.
4 июня
Прибытие в Вологду в 4.53. Экскурсионная программа в Вологде: авторская экскурсия А.В.Быкова «Неизвестная Вологда». Начало музейной программы в Вологде. Завтрак и обед в Вологде. Посадка на микроавтобус. Переезд в Прилуки. Экскурсионная программа в Прилуках. Переезд в Кадников. Экскурсионная программа в Кадникове. Переезд в Заднее с остановками в Ильинском погосте и Архангельском. Размещение в гостевых домах. Экскурсионная и музейная программа в Заднем. Ужин в Заднем. Вечерняя программа в Заднем: творческий вечер с А.В. Быковым «В гостях у писателя-краеведа». Время для отдыха и вечерних прогулок.
5 июня
Подъём. Возможно расширение программы для желающих: ранний подъём, пешая прогулка в Стафилово* и к Белавинскому озеру (4 км туда-обратно). Завтрак в Заднем. Посадка на микроавтобус. Переезд в Устье. Экскурсионная программа в Устье. Посадка на катер. Переход по Кубенскому озеру на остров Каменный. Экскурсионная программа на острове Каменный. Обед на острове Каменный. Обратный переход на катере на материк. Переезд в Вологду. Продолжение экскурсионной и музейной программы в Вологде. Ужин в Вологде. Пеший переход к ж.д. вокзалу. Отправление на поезде в Москву в 21.44.
6 июня
Прибытие в Москву в 6.22 на Ярославский вокзал.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТАЛИ
1. Транспорт
Переезды Москва – Вологда и Вологда Москва – мы организуем поездами дальнего следования (плацкарт или купе – по выбору). Все междугородние переезды — заказным микроавтобусом туристского класса. Условия переезда в поезде и автобусе традиционно комфортные. Автобусные переезды умеренно длительные (до 2 часов). По городам, сёлам, деревням организуем пешие прогулки.
2. Ночёвки
На маршруте три ночёвки. Первая – в фирменном поезде «Поморье» Москва – Вологда. Вторая – в гостевых домах в Заднем, на берегу маленького пруда. Размещение по умолчанию двух-, трёх-, четырёхместное. По запросу – одноместное размещение. Третья ночёвка – в обратном фирменном поезде «Поморье» Вологда – Москва.
3. Тематика маршрута
Летнее путешествие на Кубенское озеро, в Вологду и по Кадниковскому уезду – это поездка для тех, кто ценит редкие маршруты и хочет за один раз увидеть максимум интересного в не посещаемых туристами местах. Тематика маршрута – история Вологодчины, история северных обителей, история православной церкви, архитектура XVI-XIX веков, народное деревянное зодчество, краеведение, отдых на природе. Интерес к маршруту найдут и все те, кто интересуется историей Русского Севера, кто ценит северную архитектуру, кто любит красивые северные пейзажи.
4. Подходит ли вам эта поездка?
В поездку мы приглашаем прежде всего тех, кто понимает ценность этого редкого авторского маршрута, основанного на научных изысканиях краеведа А.В. Быкова. Программа специально спроектирована так, чтобы охватить не только наиболее интересные места в Вологде, но и редко посещаемые, а также вовсе не посещаемые достопримечательности вологодской земли, включая множество природных, исторических, инженерных объектов. Для двух дней это спокойный маршрут низкой сложности. Он подойдёт как детям, так и людям старшего возраста. Уровень комфорта в поездке достаточно высокий: будет две ночёвки в поезде, хороший гостевой дом, комфортабельный заказной транспорт. Автобусные переезды по маршруту могут составить лишь до полутора-двух часов без остановок. Количество пеших прогулок – среднее, уровень сложности пеших прогулок подходит каждому. Темп поездки – умеренный, количество свободного времени – достаточное. Это отличный вариант отдыха в кругу семьи или друзей.
5. Сроки принятия решения
Основная группа набирается до момента исчерпания мест в гостевом доме. Чтобы гарантировать себе место в группе, принимайте решение как можно быстрее!
6. Как стать участником
Хотите стать участником этого путешествия? – Тогда вам сюда. Если вы уже знаете Правила нашего Клуба и готовы записаться в поездку, просто заполните форму для записи. Она находится в конце этой страницы.
7. Дополнительная информация
Вологодчина уже не раз становилась местом, куда ездили путешественники Клуба «Иван да Марья». Предыдущая поездка в Кадниковский уезд и на Спас-Каменный была в 2017 году. Обязательно посмотрите подробный фотоотчёт о той поездке!
Всю дополнительную информацию о путешествии по Заднесельской округе и Кубенскому озеру мы готовы рассказать вам и вашим друзьям по почте. Пишите нам, и поезжайте вместе в нами в наш любимый край!
Всегда ваши,
Иван да Марья
В анонсе использованы фотографии участников Клуба и неизвестных авторов. Все снимки принадлежат их авторам. Если вас нет в списке авторов фото, но в этом анонсе вы обнаружили свою фотографию, напишите нам, и мы укажем ваше авторство. Если вы не согласны с использованием вашей фотографии в этом анонсе и/или считаете, что нарушены ваши авторские права, напишите нам, и мы удалим фото по вашему первому требованию.
* * *
ЭКСПРЕСС-ЗАПИСЬ В ПОЕЗДКУ
Поездка на каменный спас устье
Церковь Николая Чудотворца в Филисово — православная церковь в деревне Филисово Усть-Кубинского района Вологодской области. Каменная, трёхпрестольная, в русско-византийском стиле[1][2]. В 1930-е годы закрыта, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. Является единственным храмом в Вологодской области, выложенным из разноцветного облицовочного кирпича[3].
[править] История
* Филисово, Плющево, Останково, Климушино, Борисково, Белавино, Ивакино — до этого принадлежали к Устьянской Воскресенской церкви.
* Порохово, Лагирево, Наволок — до этого принадлежали к Космо-Дамиановской Кихтенской церкви[4].
В 1930-х годах церковь была закрыта и долгие годы использовалась как складское помещение[5]. В настоящее время храм наполовину разрушен.
[править] Внешний вид храма
* «во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского» — средний (главный).
* «во имя бессребренников Космы и Дамиана» — правый
* «во имя благоверного князя Александра Невского» — левый[4].
Иконостас был золочёным, все иконы находились в особых киотах за стёклами[5].
Репная Спасская мужская пустынь
Современное местоположение: ур. Поповка на северном берегу оз. Вондожское, Усть-Кубинский р., Вологодская обл.
Называлась также: Репная Спасо-Преображенская мужская пустынь.
Местоположение
Находилась на северном берегу озера Вондожское, ныне – урочище Поповка Богородского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области *.
Краткие сведения о пустыни
Основана ранее 1613 года.
В 1630 году в пустыни стояли две деревянные церкви: холодная во имя Спаса Нерукотворного образа и тёплая с трапезой во имя святителя Николая Мирликийского.
В келье жил один старец, за оградой напротив ворот находился скотный двор, при котором жили монастырские служебники (монастырские работники из крестьян, работали на монастырь без заключения договора) и детёныши (сироты, принадлежащие монастырю с детства; став взрослыми, всё-равно назывались в документах монастырскими детёнышами).
Пустынь владела пашней, сенокосами, пастбищами и лесом вокруг Вондожского озера.
За монастырём числилось 4 двора крестьянских (10 крестьян) и 2 двора бобыльских (2 бобыля). Вотчинная деревня Любивцева у Вондожского озера в 1630 году была пуста: одного крестьянина убили разбойники, другой «сидел» в вологодской тюрьме, жены и дети ушли побираться. Вторая вотчинная деревня Гляденова располагалась на южном берегу Вондожского озера. В 1678 году дворов было уже 10.
В 1732 году в Репной пустыни жили 3 старца. В 1744 году имела 48 душ крестьян.
В 1748 году монахами построена новая Спасская деревянная однопрестольная церковь, освящена в честь Преображения Господня.
Управляли пустыней строители.
Упразднение пустыни
В 1764 году Репная пустынь упразднена. Церкви сначала были бесприходные, позже образовался Репнопустынский приход из деревень Гляденево, Замошье, Починок. Репнопустынский приход по причине небольшого количества прихожан был объединен с соседним Яхренгским приходом.
В 1853 году прихожанами построена каменная однопрестольная, с колокольней в одной связи, Николаевская Репнопустынская церковь, главной церковью по-прежнему оставалась деревянная Спасо-Преображенская (Спасская) Репнопустынская.
Информация для туристов
В 1910 году в Репно-Пустынском погосте Богородской волости Кадниковского уезда проживали 14 жителей, в Гляденево – 173, в Замошье – 233, в Починке – 95 жителей.
Приписные деревянные часовни стояли в деревнях Замошье (Борисо-Глебская) и Починок (Спаса Нерукотворного образа).
В настоящее время на месте бывшей пустыни в Поповке стоит полуразрушенная каменная церковь, деревянные церковь и часовни разрушены в советское время. В деревнях Гляденево, Замошье и Починок жителей нет.
Н. М. Македонская
Примечания
* Вондожская Богородицерождественская пустынь находилась на притоке реки Вондожь, на Вондожском озере находилась Репная Спасская пустынь. Местоположение обеих пустыней показано на фрагменте современной карты Вологодской области (смотреть описание Вондожской пустыни).
Современное местоположение: ур. Вондаж, Усть-Кубинский р., Вологодская обл.
Называлась также: Вондашская Рождественская мужская пустынь.
Местоположение
Находилась в глухом заболоченном месте на левом берегу речки Масленка – притоке реки Вондожь, вытекающей из Вондожского озера. Ныне урочище Вондаж в Усть-Кубинском районе.
Не следует путать описываемую пустынь с находившейся на Вондожском озере Репной Спасской пустынью. На фрагменте листа 48 из «Церковно-исторического атласа Вологодской области» показано местоположение Вондожской (шифр на карте 17-21) и Репной (шифр на карте 8-21) пустыней.
Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Краткие сведения о пустыни
Возникла пустынь после 1630 года.
В обители стояли две деревянные однопрестольные церкви: холодная Богородицерожественская и теплая Всехсвятская.
Пустынь была бедна, вотчины не имела. Монахи кормились подаянием.
Управление было строительское.
В 1658 году братия и трудники, проживающие в Вондожской пустыни, подавали жалобу архиепископу Вологодскому и Белозерскому на строителя старца Иова и старца Игнатия. Монахи описывали самодурство, воровство и пьянство Иова и Игнатия: «ездят по волости на праздники, свадьбы да поминки, песни бесовские поют да пляшут с бабами, привозят в монастырь вино да пиво, напиваются, братию ругают да бьют; казной распоряжается сам строитель, казначея выбрать не даёт, ни за что перед монахами с 1651 года не отчитывается, распродаёт монастырский скот, монастырь всё беднеет». Архиепископ Маркел велит сделать обыск у Иова и Игнатия, а самим безобразникам приказано явиться к Владыке с приходными и расходными книгами.
Иов и Игнатий сбегают, прихватив казну и всё общественное имущество.
В 1659 году новый строитель старец Геласий, иеромонах Димитрий, казначей старец Матвей и все монахи и трудники (работники) просят архиепископа Маркела благословить трудника Григория на поиски Иова и Игнатия. Поиски были безуспешны. А в 1665 году старец Иов как ни в чём ни бывало появился в Вондожской пустыни.
Ещё в 1551 году на Стоглавом церковном соборе царь Иван Грозный возмущался «безмерным упиванием» в обителях. В главах 49 и 52 (все соборные решения были поделены на сто глав, отсюда и название стоглавый) написано «горячего вина по монастырям не курить и не пить и хмельного пива и меда не держать, а пить только квас житный и медовый; фряжские вина не возбраняются, если испивать их во славу Божию, а не в пьянство…». Неизвестно, трезвенниками или любителями бражничать были последующие строители, но процветающей Вондожская пустынька так и не стала. В 1732 году в обители жил один монах.
Упразднение пустыни
В 1764 году Вондожская пустынь упразднена. Монастырские церкви со временем разрушились. О бывшей здесь пустыни в начале 20-го века напоминали часовня в деревне Вондаш (до революции так писалось название деревни) и старинный подсвечник.
Деревянная часовня Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к приходской Георгиевской Шурбовской церкви Кадниковского уезда, построена в 1891 году в память о бывшей здесь в 17-18 веках пустыни. Старинный подсвечник из Вондожской пустыни, выдолбленный из цельного дерева, хранился в этой же приходской церкви.
Информация для туристов
Деревня Вондаш стояла на дороге из деревни Бобынино Томашской волости Кадниковского уезда в деревню Гляденево Богородской волости этого же уезда. В Бобынино в 1910 году проживали 147 человек, в Гляденево – 173 человека. Деревня Вондаш относилась к Богородской волости, в ней в 1910 году было 25 жителей. Все они являлись прихожанами Георгиевской Шурбовской церкви в Томашской волости. В настоящее время деревня Вондаж не существует, дороги на место бывшей пустыни нет.
Н. М. Македонская