подворье краснодарского женского монастыря иконы богородицы всецарица ст пластуновская
Подворье женского монастыря «Всецарица» в ст. Пластуновская
Подворье монастыря «Всецарица» в Пластуновской станице знают уже далеко за пределами Краснодарского края. В этом нет ничего удивительного, ведь он – единственный в мире, посвященный почитаемому чудотворному образу Богородицы, по молитвам у которого происходят исцеления от различных недугов, включая онкологические.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится подворье на карте ст. Пластуновская
Его точное местоположение – северо-восточное направление от Краснодара. Но он располагается не в самой Пластуновской, а на окраине станицы – у того места, где шоссе «М-4» пересекает реку Ставок. Поблизости вы сможете обнаружить Хитрый рынок, кафе «Согдиана» и гостиницу «Золотая корона».
История зарождения женской обители
Образовалась она благодаря стараниям игуменьи Неониллы. Начиналось все с возведения церкви при онкодиспансере в Краснодаре, который со временем получил статус монастыря, а потом появилось желание построить и монастырское подворье.
В поисках места для строительства, промыслом Божьим, матушка заехала в один из районов Краснодара, где пустовал участок заброшенного садоводческого товарищества. Люди, которым принадлежали земельные паи, откликнулись на ее просьбу построить тут монастырь. Одну часть территории садоводчества ему передали в дар, а остальную он арендует.
Подворье монастыря «Всецарица» – это архитектурный комплекс в станице Пластуновская, включающий:
Благовещенский храм – это уменьшенная копия константинопольского собора св. Софии, а часовенка-звонница Георгия Победоносца внешне повторяет одну из колоколен московского Кремля. Часовня Иоанна Богослова обустроена баптистерием для совершения таинства крещения взрослых с полным погружением. В дни празднования памяти святого (21 мая и 9 октября) здесь совершают водосвятный молебен.
В течение нескольких лет на территории созданы: сестринский корпус, игуменский домик, паломническая гостиница с трапезной, кухня, просфорня.
Обзор монастыря в Пластуновской
Святыни
Женский монастырь в Пластуновской – сокровищница многочисленных святынь. В Благовещенском храме, в трех ковчегах-мощевиках, собрано около 70 частиц мощей: Серафима Саровского, Спиридона Тримифунтского, апостолов Петра и Павла, Дмитрия Ростовского, Григория Паламы и других мучеников, святителей, проповедников и преподобных, которые прославляли Бога, а теперь стали нашими небесными ходатаями и заступниками.
Во время строительства прихода в честь преп. Саввы Освященного в Москве (в Софрино) заказали образ с его ликом. В 2007 г. в новой церкви начали совершать богослужения и он замироточил. В Саввинской церкви также хранится и вторая мироточивая икона – св. Пантелеймона Целителя. Чудо ее мироточения началось во время образования Священного источника на подворье.
Источник
В 2007 г. в монастыре произошло знаменательное событие – забил ключ. Во время работ по благоустройству прудов из-под земли появились три фонтана воды. Работы приостановили, так как игуменья вместе с правящим архиереем решили соорудить здесь купель.
Сначала установили крест, а в 2008 г. приступили к обустройству источника с купелью. В этом же году состоялось его освящение – посвящен он иконе Божьей Матери «Тихвинской».
Ежегодно в день, когда совершается память образа Богородицы «Тихвинской» (9 июля), а также на престольный праздник (31 августа), на подворье совершаются архиерейские службы, по завершению проходит крестный ход и служится водосвятный молебен.
Гефсиманский сад
Подворье монастыря – место необычное, ведь на всем его периметре, кроме собранных святынь воссоздали еще и подобный иерусалимскому Гефсиманский сад. Матушка рассказывает, что в будни тут монахини молятся, а в праздничные дни ходят крестным ходом с прихожанами, пришедшими сюда.
Красивый мини-парк создавался не только для насельниц, но и для паломников – далеко не у каждого есть средства и возможность поехать в Иерусалим. Поэтому игуменья командировала на Святую Землю (в Гефсиманию) ландшафтных дизайнеров для изучения и измерения «оригинала». Оттуда были привезены как фотографии и замеры объекта, так и растения, которые могут переносить климатические условия Краснодарского края. Некоторые виды заменили внешне похожими, адаптированными к местным погодным особенностям.
Вблизи раскинулась ограда с пещерой, символизирующая местечко из Гефсиманского сада, где молился Спаситель. Здесь же, около полости, разместили барельефы, напоминающие два евангельских события – моление Иисуса Христа о чаше и взятие его под стражу. Внутри хранятся пять списков с икон, находящихся в Гефсиманском гроте в Иерусалиме.
Посещение
Женский монастырь в станице Пластуновская ухоженный, красивый, одним словом «небо на земле». Сложно представить, что кромка, где расположилось это подворье, когда-то была заброшенной. Молитва и физический труд – это два «крыла», помогающие духовному росту монахинь и процветанию обители.
Так, на территории обустроены два пруда: в одном плавают лебеди, а в другом растут разнообразные кувшинки. Тут же инокини разбили садок с фруктовыми деревьями и кустами, сажают на грядках овощи. Есть здесь и теплица, где выращивают рассаду, в том числе цветочную для клумб. Храмовый комплекс утопает в зелени ароматных трав и цветов.
Как добраться (доехать)?
Доехать до Пластуновского подворья краснодарского монастыря «Всецарица» нетрудно городским транспортом, например автобусом, идущим от автовокзала «Краснодар-2» в сторону Кореновска.
На машине добираться тоже просто, от столицы Кубани путь предстоит преодолеть такой:
Контактная информация
Некоторые паломники, приехавшие в эту обитель, говорят, что увидели здесь Афон, только женский. Глубину и красоту богослужениям придают древние знаменные и византийские распевы в исполнении сестринского хора. В этом уголке Кубани душа отдыхает, наполняется благодатью. После посещения монастыря у посетителей остаются незабываемые впечатления.
Подворье монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в станице Пластуновской знают далеко за пределами Краснодарского края. В выходные здесь много паломников.
Женский монастырь – единственный в мире, посвященный почитаемому чудотворному образу Богородицы, по молитвам у которого происходят исцеления от различных недугов, в том числе онкологические.
Образовалось подворье стараниям игуменьи Неониллы. Начиналось все с возведения церкви при онкодиспансере в Краснодаре, который со временем получил статус монастыря, а потом появилось желание построить и подворье.
Подворье монастыря «Всецарица» – это архитектурный комплекс в станице Пластуновская. Он включает: храм Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Саввы Освященного, три часовни, освященные в честь святых Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и Иоанна Богослова.
Благовещенский храм – это уменьшенная копия константинопольского собора Святой Софии, а часовенка-звонница Георгия Победоносца повторяет одну из колоколен московского Кремля. Часовня Иоанна Богослова обустроена баптистерием для совершения таинства крещения взрослых с полным погружением.
В Благовещенском храме в трех ковчегах-мощевиках собрано около 70 частиц мощей: Серафима Саровского, Спиридона Тримифунтского, апостолов Петра и Павла, Дмитрия Ростовского, Григория Паламы и других мучеников, святителей, проповедников и преподобных, которые прославляли Бога, а теперь стали нашими небесными ходатаями и заступниками.
Подворье монастыря – необычное: на всем его периметре воссоздали подобный иерусалимскому Гефсиманский сад.
На территории обустроены два пруда: в одном плавают лебеди, а в другом растут кувшинки.
Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря.
Храмы подворья:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Монастырская стена Подворья Всецарицынского монастыря в честь иконы Божией Матери Всецарица находится на территории Динского района Краснодарского края на окраине станицы Пластуновской. Оно расположено на берегу реки Ставок и удалено от города Краснодара на 40 километров.
Комплекс монастырского Подворья состоит из храма во имя Саввы Освященного, строящегося Благовещенского храма, деревянной звонницы, домика игуменьи, целебного источника, освященного во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вся территория Подворья обнесена высокой каменной стеной. Длина монастырской стены Подворья Всецарицынского монастыря составляет приблизительно 300 метров, толщина около 1 метра, высота составляет 3 метра 20 сантиметров. Монастырская стена Подворья Всецарицынского монастыря представляет собой белоснежную стену со Святыми воротами и четырьмя угловыми башнями, которые покрыты остроконечными металлическими крышами. На остриях крыш установлены Ангелы, которые вращаются от ветра на золотистых шарах, как флюгера. Имеется трое металлических кованых ворот. Стена Подворья Всецарицынского монастыря построена по проекту архитектора из города Переславль Залесского Вячеслава Николаевича Ижикова. Строительство длилось один год и три месяца, закончено в декабре 2010 года.
Всецарицынский монастырь имеет подворье с 25 га пахотной земли в Динском районе, севернее станицы Пластуновская на берегу реки Ставок, на месте упразднённого колхоза, от которого достался огромный фруктовый сад. В августе 2007 года на подворье был освящён храм во имя святого преподобного Саввы Освящённого, по проектам Вячеслава Ижикова возводятся начатые строительством в конце апреля 2012 года каменные храм во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Ей Благовещения, часовня во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и часовня-колокольня во имя святого великомученика Георгия Победоносца, высота которой должна составить 42 метра.
Открывшийся в 2007 году во время строительных работ на монастырской земле источник получил посвящение в честь Тихвинской иконы Божией Матери, память которой совершалась в день его открытия. В пределах подворья устроены также деревянная звонница с семью колоколами, монастырская лавка, игуменские покои, келейный корпус с трапезной и библиотека. В 2012 году близ монастырских стен был высажен вишнёво-черешневый сад, в апреле 2013 года на подворье были установлены первые 20 пчелиных ульев.
Во время работы экскаватора с целью соединения двух прудов (матушка Неонилла решила благоустроить их для разведения рыбы, лебедей, лотосов) неожиданно из-под земли с сильным шумом забили 3 фонтана воды. Вода оказалась очень холодной, чистой и вкусной. Получив такое известие от рабочих и осмотрев место явленного чуда, матушка Неонилла приостановила работы и сразу же сообщила о происшедшем по телефону правящему архиерею, митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору. На следующий день для освидетельствования этого «знамения» на подворье прибыл епископ Ейский Тихон. Он побеседовал с рабочими, осмотрел место, вознёс свои молитвы ко Господу и благословил настоятельницу обители, матушку Неониллу водрузить на этом месте Святой Крест и соорудить купель для всех страждущих православных христиан нашего края, путешествующих и паломников, так как место это находится в нескольких сотнях метров от федеральной трассы М 4 «Дон» Москва – Сочи.
В течение почти целого года за источником велись наблюдения, для этого были приглашены специалисты из краснодарского объединения «ПромБурВод». Было определено устье источника. Перед обустройством источника в мае 2008 г. в храме прп. Саввы Освященного был отслужен водосвятный молебен, освящено место источника. В первой половине лета 2008 г. была построена и облагорожена диким камнем купель для погружения, крыша сделана по афонскому образцу. Работу вели квалифицированные специалисты.
9 июля 2008 г. после архиерейского Богослужения в храме прп. Саввы Освященного состоялось торжественное освящение епископом Тихоном источника в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Осенью 2008 г. был обустроен (закрыт) и облагорожен диким камнем колодец источника. При въезде на подворье установлена ажурная арка с надписью «Святой источник».
К 9 июля 2009 г. на крышах колодца и купели были установлены византийские Кресты, благоустроена территория у источника. Осенью рядом с источником была построена и стала работать монастырская лавка. В купели источника горит лампада перед иконой Божией Матери «Тихвинская» и постоянно звучит запись знаменного пения акафиста Тихвинской иконе Божией Матери, исполняемого хором сестер Ново-Тихвинского монастыря.
По материалам: http://vsetsaritsa.ru/compound/history/spring1.php
И вот на 12-м году существования подворья женского монастыря «Всецарица», когда замысел его окончательного облика близок к завершению, стало видно, что содружество нескольких творческих личностей дало свой плод в достижении единства природы и архитектуры. Матушка Неонилла, посетившая многие русские и зарубежные монастыри, уже при получении участка для монастырского подворья в 2005 г. представляла, что будущий прекрасный храмовый архитектурный комплекс на берегу реки Ставок обязательно будет гармонировать с красиво оформленной территорией, как это принято в лучших женских монастырях. Еще до строительства монастырской стены была посажена аллея из плакучих ив, ведущая от федеральной автотрассы М4 «Дон» к подворью; сейчас ивы разрослись, сомкнулись кронами, и эта живописная аллея Покаяния украшает подъезд к монастырю.
Путь к подворью монастыря «Всецарица» от федеральной автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи лежит через густую аллею из плакучих ив, называемую Аллеей Покаяния. Об этом сообщает нам беломраморная табличка на въездной арке. Эта аллея была посажена зимой 2008/2009 гг. по замыслу матушки Неониллы. В то время на подворье действовал только маленький каменный храм прп. Саввы Освященного и источник Тихвинской иконы Божией Матери. Шло благоустройство территории, устройство сестринского корпуса. В планах было возведение монастырской стены и храмового комплекса внутри стены. Строительство должно было занять несколько лет, и ивовую аллею посадили заранее, чтобы к полному завершению обустройства подворья кроны деревьев в аллее успели сомкнуться. Время показало, что расчет матушки Неониллы оказался точным – за 9 лет деревья выросли такими высокими и раскидистыми, что кроны сомкнулись, ветви ив свисают до земли. Аллея Покаяния посвящена убиенным насельницам Покровского женского монастыря, который был недалеко от этого места, примерно в 10 км, за станицами Динской и Пластуновской на берегу реки 2-я Кочеты, по другую сторону от ростовской автотрассы. Аллея словно соединяет два монастыря – уничтоженный в 20-е годы XX века и созданный неподалеку в начале XXI века.
В архитектурном комплексе монастырского подворья в Динском районе Краснодарского края вблизи ст.Пластуновской большое значение имеет монастырская стена. Она построена в стиле XVI в. Образцом служили стены старых монастырей Золотого Кольца России. Проект монастырской стены для природных условий Краснодарского края был разработан Заслуженным архитектором России, кандидатом архитектурных наук Ижиковым Вячеславом Николаевичем из г.Переславль-Залесский. По его проектам возведены все постройки монастыря – как в г.Краснодаре, так и в ст.Пластуновской.
Архитектурный монастырский комплекс подворья с юга органичен берегом реки Ставок, с запада – прудом и источником, с востока – близостью федеральной автотрассы М4 Дон «Москва – Сочи». Стена построена по рельефу местности (он слегка холмистый). Очертания стены представляют собой почти правильный квадрат, по углам которого расположены 4 угловые башни с остроконечными металлическими крышами и Ангелами прапорцами на них (прапорец – означает «флюгер на копье»). Белоснежная монастырская стена имеет общую длину около 300 м. Толщина стены – 1 м, въездной арки с восточной стороны – 1,5 м. Высота стены – 3,2 м, высота угловых башен с Ангелами – 5,2 м. В стене 3 металлических кованых ворот – с востока въездная арка с медным куполом и Крестом, с севера – хозяйственные ворота, с запада – калитка, ведущая к храму прп. Саввы Освященного со стороны пруда и источника.
Всё строительство стены длилось 1 год и 3 месяца, с начала сентября 2009 г. по начало декабря 2010 г., практически не прекращаясь даже в непогоду. Завершающим штрихом в строительстве монастырской стены явилась установка на угловых башнях золотистых Ангелов прапорцев, при ветре вращающихся на золотистых шарах. Белоснежная стена со стройными угловыми башнями хорошо видна с федеральной автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи и красиво отражается в водах реки Ставок.
ЭКСКУРСИЯ ПО СВЯТЫНЯМ ПОДВОРЬЯ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕЦАРИЦА»
От оживленной автодороги М4 «Дон» Москва – Сочи путь к нашему подворью ведет через аллею из плакучих ив, называемую Аллеей Покаяния, она посвящена убиенным насельницам Покровского женского монастыря. Аллея посажена в 2009 году, ивы выросли высокими, их ветви свисают до земли. Аллея словно соединяет два монастыря – уничтоженный в XX веке и созданный неподалеку через 90 лет в XXI веке.
Все архитектурные храмовые сооружения нашего монастыря построены в древнем стиле (древнерусском и византийском) по проектам Заслуженного архитектора России Ижикова Вячеслава Николаевича, который живет в самом центре Золотого Кольца России – городе Переславле-Залесском. Основные иконописные работы для монастыря выполнял и выполняет иконописец Поляков Валерий Александрович, член Московского Союза Художников, также в древнем стиле. С этими специалистами матушка Неонилла сотрудничает почти 15 лет.
А теперь давайте пройдем по территории и посетим святыни, которые есть на нашем подворье.
Дорожки сада окаймлены известняком из Гуамского ущелья, этот камень аналогичен иерусалимскому. Им облицован и устроенный в юго-западной части сада колодец. Он также является точной копией своего иерусалимского оригинала. В этом колодце у нас хранятся баллоны с Крещенской водой, а полив производится по шлангам из скважины, которая находится в 50 м от сада, за православной клиникой. У восточной ограды среди аккуратно подстриженного иссопа установлены четыре каменные белые скамейки, как в Гефсиманском саду в Иерусалиме.
А теперь зайдем во дворик пещеры.
В пещере Апостолов в Великий пост в прошлом и в этом году монашествующие читали Неусыпаемую Псалтирь и списки поминания, а у барельефов в прошлом году после Великого поста до поздней осени 3 раза в неделю читали акафист Страстям Христовым священник и сестры, и к ним часто присоединялись паломники. Чтение акафиста мы возобновим после открытия Благовещенского храма. Крестный ход по Гефсиманскому саду мы совершали также в Страстную Пятницу и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, это становится традицией нашего монастыря. Итак, здесь мы можем помолиться, приложиться к Камню Моления и представить себя в 1 веке в Иерусалиме. Ведь Спаситель молился и за нас тоже, чтобы мы могли спастись в вечности.
Из дворика Пещеры Апостолов хорошо виден почти весь монастырский храмовый комплекс.
А теперь давайте пройдем к источнику. Выложенная плиткой дорожка ведет к нему вдоль южной стены. Слева – берег реки Ставок, на берегу посажены плакучие ивы, разные кустарники, устроен розарий, лагуны (озерца) с красивыми водными растениями. Вообще, на территории много красивых уголков, где цветут разнообразные растения, благодаря знаниям и умениям специалистов – наших садовников-дизайнеров Олега и Эльвиры, которые берут пример с русских женских монастырей Святой Земли и старых российских монастырей.
Но вот мы подошли к источнику.
2) ИСТОЧНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Он обустроен по типу греческого древнего чудотворного источника Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон, где, по преданию на морском берегу забил источник в тот момент, когда на афонскую землю (один из Своих уделов) ступила Богородица в 48 г. по Р.Х., потом там был построен мужской монастырь и в начале XI в. явилась по волнам Иверская икона Божией Матери.
Наш источник посвящен Пресвятой Богородице, т.к. он забил в Богородичный праздник 9 июля – в праздник явления Тихвинской иконы Божией Матери на Руси. Это было в 2007 году, когда здесь из колхозной кузницы мы сделали первый маленький храм и стали в нем молиться, намаливать эту запущенную землю. При попытке соединить два ранее вырытых пруда экскаватор зачерпнул первый ковш земли, а из-под земли забили три мощных фонтана воды – холодной, чистой и вкусной. Об этом событии матушка Неонилла сообщила митрополиту, и он прислал епископа Тихона посмотреть. Владыка Тихон подтвердил наше предположение, что это источник, и спросил, какой же вчера был праздник. В календаре нашли, что Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда он благословил установить Крест на этом месте, назвать источник Тихвинским и обустроить его, сделать купель, и чтобы водой пользовался не только монастырь, а все жители Кубани и паломники, едущие по автотрассе М4 «Дон» (Москва – Сочи), и это было сделано. Гидрологи определили устье источника и то, что он бьет из подземного озера. Температура воды от 4 до 8 градусов, зимой источник не замерзает. Источник и купель отделали диким камнем, на крышах установили византийские кресты. 9 июля 2008 г. епископ Тихон освятил источник и купель при стечении православного народа.
Внутри купели на восточной стене – Тихвинская икона Божией Матери и перед нею горит лампада, а также звучит запись пения акафиста Тихвинской иконе (поют сестры Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге). С тех пор уже 10-й год этот источник дает нам воду, и в книге отзывов о чудесах от источника, которая хранится в монастырской лавке рядом с ним, уже много записей о случаях исцеления – от болезней суставов, псориаза, рожи, гипертонии, бронхиальной астмы, даже от менингоэнцефалита, от бесплодия… Если Вы захотите почитать эту книгу, можете это сделать после экскурсии. У источника и в купели размещены правила поведения на источнике и погружения в купель.
Каждый год 9 июля здесь у нас бывает большой праздник – после литургии из малого храма все идут к источнику, здесь бывает молебен, потом – Крестный ход вокруг монастыря, а затем для всех присутствующих трапеза в паломнической трапезной.
Источник был первым чудом на нашем подворье, и его дала нам Сама Пресвятая Богородица. После того, как забил источник, решено было на подворье заниматься только растениеводством, а животноводством не заниматься, чтобы не было запаха.
Итак, здесь мы можем не только окунуться и набрать воды, но и представить себя у Богородичного источника на Святой Горе Афон. Паломники, которые побывали в Греции, приехав к нам, говорят, что в Греции они видели именно такие источники.
История Покровского монастыря близ станиц Динской и Пластуновской Кубанской области
«Кровь праведников – единственное на земле писание, которое стереть невозможно»
святитель Николай Сербский
Предлагаем вашему вниманию текст исследования игумении Неониллы (Кузьминой), настоятельницы женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара о судьбе одной из женских обителей Кубани.
Кубанская земля не богата монастырями. На Кубани в годы жестоких богоборческих репрессий против РПЦ были закрыты и разрушены все монастыри, но до настоящего времени не все восстановлены. Тем дороже для сердца православного человека, а тем более монашествующего, история каждой обители, даже если ее уже нет. Ведь у Бога все живы. Один из полностью разгромленных богоборцами на Кубани и до сих пор не восстановленных монастырей – Покровский женский. Для восстановления его истории игумения Неонилла и насельницы женского монастыря «Всецарица» г.Краснодара, имеющего подворье в Динском районе, провели литературный и архивный поиск, побеседовали с потомками очевидцев событий.
История Покровского монастыря вблизи станиц Динской и Пластуновской была короткой. Всего 25-30 лет (с конца XIX века по 20-е годы XX века) просуществовал он. Точной даты его разрушения и убиения подвизавшихся в нем монахинь пока не удалось найти. Так же, как и фотографий (по-видимому, строители «светлого будущего» позаботились уничтожить эти документы). В изданном в 2000 г. фотоальбоме «Кубань православная – первозванная», посвященном истории Православия и восстановлению на Кубани былой духовности, о Покровском женском монастыре нет ничего, кроме названия. Однако имеются опубликованные в печати и хранящиеся в государственных архивах пока никем не обобщенные сведения о создании Покровского монастыря, его развитии, духовной и хозяйственной деятельности. А также о деяниях богоборческой власти в 20-е годы, приведших к разграблению, а затем полному уничтожению этой большой, красивой и богатой женской обители.
Выражаем глубокую благодарность сотруднику Государственного архива Краснодарского края Александру Владимировичу Бабичу за оказанную нам помощь.
Образование и расцвет обители
Пожелтевшая от времени брошюра с подробным описанием торжественного открытия Покровской общины в 1899 году преосвященным Агафодором сохранилась по промыслу Божию у одной прихожанки нашего монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Сестра ее бабушки, Евсеева Фекла, была насельницей Покровского монастыря и умерла в возрасте 18 лет. Узнав, что мы создаем в Динском районе подворье, женщина подарила нам эту брошюру – их семейную реликвию. Называется она «Открытие Покровской общины близ станицы Динской, Кубанской области», состоит из 16 страниц и издана в 1899 году в типо-литографии Т.М. Тимофеева (Ставрополь-Кавказ). Перепечатана она из «Ставропольских Епархиальных Ведомостей». Адрес общины указан такой: чрез Пластуновскую станцию Ростово-Владикавказской железной дороги в Покровскую общину. Эта территория тогда относилась к Ставропольской епархии. При открытии общины в ней уже было 50 насельниц, управляла ею сестра Татиана Кончакова, впоследствии ставшая игуменией Рафаилой.
Найдены нами и еще насколько опубликованных исторических сведений о монастыре. Среди них – статья О.И. Шафрановой «Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв.». Здесь начало создания общины описано так: «Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказались монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 года монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 года. Молитвенный дом был сделан из соснового леса, с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 году здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 году кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для детей из окрестных хуторов, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители, при монастыре действовала школа смешанного типа. В 1914 г. в монастыре насчитывалось 114 монахинь».
В «Ставропольских епархиальных ведомостях» № 20 за 1899 г. говорится, что участок земли, пожертвованный Анной Радченко для устройства женского монастыря «для вечного поминовения ее и ее присных», был солидный – 123 десятины (мы пересчитали на гектары – около 135 га). На первых порах, при участии Радченко, монахиней Архелаей быстро был устроен небольшой деревянный храм с келлиями при нем и другие необходимые постройки. Скоро записалось в общину и поселилось на участке до 50 сестер, был временно назначен и священник; но дальнейший рост общины приостановился: монахиня Архелая оказалась слишком старой и дряхлой, чтобы понести столь тяжелый труд, как изыскание средств и устроение обители. Увидев это и опасаясь, что ее надежды могут не сбыться, жертвовательница Радченко уничтожила дарственную на имя Архелаи и завещала весь участок проживавшей в числе сестер общины девице крестьянке Татьяне Федотовой Кончаковой, которая и довершила дело, начатое Архелаей. (Анна Радченко почила в 1898 г., и мы в монастыре «Всецарица» молимся за нее, т.к. она, жертвуя землю для устройства Покровского монастыря, завещала молиться о ней).
Из статьи С.А. Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» (опубликована в Южнороссийском обозрении в Ростове-на-Дону, выпуск 33) мы узнали важные подробности о строительстве главного храма монастыря – величественного и великолепного Покровского собора. «…На правом берегу реки Кочети, среди офицерских участков, где находились хутора, располагалась Покровская женская община. Сама община находилась на некотором возвышении, а на самом высоком месте был построен храм. Общину возглавляла мать Татиана со старшими сестрами. В храме служили три священника, старшим из которых был отец Филипп Николайченко. При закладке храма в основание главного алтаря была положена цинковая доска, на которой написано: «При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, в лето 1901 года, в 10 день сентября, совершена закладка сего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы преосвященным Агафодором, епископом Ставропольским и Екатеринодарским, в управлении общиной начальницы матери Татианы (Федотовой Кончаковой)». Планировалось, что закладываемый храм должен стать одним из лучших в епархии и по своим архитектурным достоинствам, и по своим размерам. Общая стоимость здания, исчисленная по смете, составляла 100 тысяч рублей, не считая иконостаса, утвари и украшений. Размеры храма составляли 65 х 40 аршин (мы пересчитали на метры – примерно 46 х 28 м). Архитектура выдержана в византийском стиле. В подвальном полуэтаже размещался еще один храм – теплый, который использовали в зимнее время. Постройку храма планировалось закончить в пять-шесть лет. Храм строился на пожертвования местных жителей, часть средств расходовалась на самые неотложные нужды и возведение подсобных помещений. Украшен же храм был ценной утварью, пожертвованной черноморцами. Самым известным благотворителем был крестьянин из Ставропольской губернии, села Ново-Егорлыкского, Гавриил Захарович Петров. Он вручил 10 000 рублей на постройку храма, не отказываясь впредь помогать в случае нужды…»
А о завершении строительства монастыря мы нашли сведения в статье О.И. Шафрановой «Деятельность женских северокавказских монастырей и общин во второй половине XIX – начале XX веков». «В 1903 году община купила 16 десятин земли, подворье с домом в Екатеринодаре, 27 десятин леса в станице Ставропольской, устроила кирпичную церковь на участке Волошина в станице Корсунской. С 12 апреля 1904 года община стала называться Покровским женским монастырем. В 1909 году на благотворительные пожертвования построена новая двухэтажная кирпичная церковь с тремя престолами: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – в честь Архангела Гавриила, левый в честь Евангелиста Иоанна Богослова и св. праведной Анны…»
Государственный архив Краснодарского края предоставил нам возможность узнать о составе насельниц Покровского монастыря. В «Послужном списке настоятельницы, монахинь и послушниц Покровской женской общины Кубанской области за 1902 год» приведены подробные данные о 85 насельницах монастыря: возраст, образование, из какого звания, мирское имя, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где, какие послушания выполняет в монастыре, награждения, отпуск, имела ли штрафы, какие имеет способности. В диссертационной работе по отечественной истории Горбовой И.А. «Монастыри Кубани в конце ХVIII – начале ХХ в.» приведен анализ возраста насельниц Покровского монастыря: до 15 лет – 2, до 20 лет – 18, от 21 до 30 – 49, от 31 до 45 – 5, от 45 и более – 6 человек; настоятельницей была монахиня в возрасте 39 лет. Характерно, что в те годы на Кубани в отличие от мужских монастырей, контингент женских обителей был довольно молодым, большей частью до 30 лет. В Покровском монастыре казачки составляли 30% насельниц, крестьянки – 60%, мещанки – 8%.
В Справочнике «Православные монастыри Российской империи» (составитель Л.И. Денисов. Москва, 1908 г.) Покровский общежительный нештатный женский монастырь близ станицы Динской Кубанской области стоит под № 370. Основными занятиями сестер названы пчеловодство, садоводство и хлебопашество.
Число насельниц монастыря постепенно увеличивалось. Так, в «Справочнике по Ставропольской епархии», который составил Екатеринодарский священник Н.Т. Михайлов в 1911 году, указывается, что в Покровском женском монастыре – 116 монашествующих. К этому времени в обители имелся дом из шести комнат для монастырских священников, было большое здание школы с квартирой для учительницы. В школе грамоты для хуторских детей занятия вела дочь священника, окончившая курсы в Екатеринодарском епархиальном училище – Екатерина Барыкинская. Закон Божий преподавал священник Леонид Вишневский.
В статье В.А.Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» сообщаются многие точные данные: при преосвященном Агафодоре в Покровской женской общине была возведена деревянная, обложенная кирпичом пристройка к храму размером 29х20 аршин. В ней, кроме помещения начальницы, находились 8 келий. Стоимость этой постройки составила 4000 рублей. Также было построено здание школы, с помещением для учителя и особой комнатой для приюта детей отдаленных хуторов. Содержание этих детей община взяла на собственный счет. В 1900 г. в школе обучалось 20 детей: часть из них проживала в общине постоянно, а часть приходила из близко расположенных хуторов, приписанных к храму общины. Из сумм училищного совета учительница получала в год 240 руб., а община предоставляла ей квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой.
У Покровского монастыря была иконно-книжная лавка (Воскресенский А. Покровский женский монастырь в Кубанской области Ставропольской губернии // Ставропольские епархиальные ведомости, 1908). В этой же работе сообщается, что монастырь имел мельницу, а также выращивал лошадей для продажи. В монастыре были ковровые мастерские, которые давали хороший доход. Кроме этого, здесь было налажено вышивание шелком, швейное дело, работала живописная мастерская. Ежегодно весной организовывалась Вознесенская ярмарка, и монастырь выставлял на продажу товары своего производства (Бороденко В.Е. Периоды и основная деятельность монастырей Северного Кавказа (конец ХVIII – начало ХХ вв.).
В диссертационной работе Горбовой И.А. отмечено, что созданная на Динской земле Покровская община пользовалась огромным уважением среди казаков и казачек. Многие стремились побывать в ее стенах, сюда ходили на богомолье паломники, стремились подарить что-нибудь на поминовение своей души и своих близких, жертвовали деньги, иконы. Особенно многолюдно в монастыре было в день Покрова Богородицы. Это был престольный монастырский праздник. По-праздничному торжественно звенел благовест с колокольни храма Покрова. В монастырской гостинице не хватало мест для многочисленных паломников. Все пространство у стен монастыря было заставлено арбами, повозками, телегами, колясками. Приезжали из ближних станиц: Пластуновской, Динской, Васюринской, Старомышастовской; а также из Новотитаровской, Старокорсунской, Нововеличковской, Сергиевской, Медведовской, Кореновской, Марьинской, Елизаветинской, Пашковской и других. Все спешили посетить обитель в ее главный храмовый праздник.
Таким образом, монастырь процветал и духовно, и экономически.
В годы первой мировой войны, когда православные монастыри были призваны участвовать в сборе пожертвований на лечение раненых и помощь солдатским семьям, Покровский женский монастырь выделил на это 500 рублей (данные из сборника «Православная церковь на Кубани». Краснодар, 2001).
Разрушение
Но наступили годы тяжких испытаний для всей страны. А для монастырей – оплотов Православия – особенно. Октябрьская революция, установление советской власти, гражданская война, власть белых на Кубани. В 1919 году, при генерале Деникине, землеустроительная комиссия Екатеринодарского отдела ведомства земледелия Кубанского краевого правительства постановила оставить Покровскому монастырю близ станицы Пластуновской из принадлежащей ему земли в бесплатное пользование 12 десятин, а за остальные 108 десятин своей земли монастырь должен был платить арендную плату в среднем размере.
Но настоящую беду принесло монастырю восстановление на Кубани советской власти. Об этом тоже говорят архивные документы. 5-м мая 1921-го года датировано письмо, адресованное Отделу юстиции, за подписью Председателя Кубано-Черноморского облисполкома. Вот содержание этого письма, хранящегося в архиве: «Кубчероблисполком предлагает вне всякой очереди сделать распоряжение о немедленном и безоговорочном выселении монахинь из Покровского монастыря близ станицы Пластуновской, взять на учет все монастырские угодья с живым и мертвым инвентарем и передать таковые в распоряжение Кубано-Черноморского Областного Приюта». 24 июля 1921 года в присутствии понятых – священника и монахинь – заведующих ризницами – было описано все имущество храмов обители – от драгоценной алтарной утвари и облачений до швабр, ведер, совков и свечных огарков. Изъяты были также большие суммы денег. В акте от 28 июля 1921 года, подписанном секретарем Ликвидационного П/отдела и казначеем Отюста, указана сумма: «нашли их в количестве одного миллиона четырехсот тридцати семи тысяч восьмисот двадцати восьми рублей 26 коп. бумажными знаками, серебряной монетой 1 р. 05 к. и 2 монеты в 10 и 5 пфеннигов и медной монетой 14 р. 21 к.». Большевиками были изъяты все монастырские земельные угодья. Сделан обыск хозяйственных и жилых помещений (в том числе кельи игумении и жилья священника) и территории. Найдены и изъяты большие запасы зерна – всего было вывезено приблизительно пять с половиной тысяч пудов. Зерно вывозилось на ссыпной пункт станицы Динской и увозилось автомобилями в город Краснодар.
25 июля 1921 года, на основании ст. 12 декрета об отделении церкви от государства и инструкции к нему, были изъяты и переданы в отдел юстиции Кубчероблисполкома печать монастыря и угловой штемпель. А на следующий день у монастыря был отобран малый храм («как совершенно излишний») для устройства библиотеки и театра в колонии малолетних преступников, которая была переведена в Покровский монастырь. Монахини вынуждены были проживать на одной территории с преступниками. Из монастырских храмов для приют-колонии были изъяты мебель, платки, полотенца, ткани, занавески (даже завесы с Царских врат). На этом доступные архивные сведения о Покровском монастыре обрываются, т.к. без печати и штампа организация официально не существует.
Поскольку малолетние преступники не могли ухаживать за посевами на такой большой площади и убирать урожай, на базе монастыря была образована сельхозартель «Правда». Это мы узнали из хранящегося в краевом госархиве постановления коллегии Кубано-Черноморского областного Земельного отдела: в июле 1921 года коллегия Облземотдела постановила «уборку урожая 1921 года произвести в так называемой Покровской трудовой с/х земледельческой производственной артели «Правда», устранить от всякого вмешательства в дела земледельческого хозяйства колонию малолетних преступников, забрать по акту у колонии всё имеющее отношение к сельскому хозяйству артели, как то с/х орудия, живой инвентарь, складочные помещения и т.п. и т.д.» Несколько лет существовала сельхозартель, в ней трудились насельницы монастыря. Затем сведения об артели в архивах прерываются.
В жизнеописании архиепископа Краснодарского и Кубанского Феофила (Богоявленского) среди информации о жестоких репрессиях на Кубани мы нашли о Покровском монастыре следующее: «…В 1924 всех монахинь (300 человек) Покровского женского монастыря, находившегося около станицы Пластуновской, насильно вывезли и на их глазах расстреляли монастырское начальство, кроме игуменьи, которая в это время отсутствовала».
Об уничтожении остальных насельниц мы в настоящее время имеем только устное свидетельство – одна из монахинь Апшеронского женского монастыря, родом из станицы Динской, рассказала нам, что знает от своих предков следующее: со всех монахинь Покровского монастыря сняли монашеское облачение и раздели до сорочек, и в таком виде их, плачущих, пригнали в станицу Динскую, где в одном из домов мучили, а затем всех расстреляли. Основываясь на этом устном свидетельстве, мы молимся на каждой панихиде в нашей обители об убиенной игумении Рафаиле с сестрами.
Монастырские храмы были разрушены. Из статьи в Динской районной газете за 24 октября 2013 г.: «…В 20-е годы монастырь был закрыт, помещения стали использовать для хозяйственных нужд. В эти же годы монастырь был частично разрушен выстрелами из тяжелых орудий с ближних курганов прямой наводкой. ».
В 2005 года у краснодарского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в 10 км от разрушенного большевиками Покровского монастыря появилось подворье.
Как у монастыря «Всецарица» появилось подворье в Динском районе
История подворья удивительна. Началась она 12 лет назад. Вот воспоминания о тех событиях. Окончив строительство монастыря в городе, я стала подумывать об устройстве монастырского подворья. В поисках места под него объехала много районов на Кубани, но безрезультатно: земля дорогая, купить нам ее невозможно. Да и не приглянулось ничего. В очередной приемный день митрополита Исидора я решила поехать к нему и посоветоваться, как приобрести подворье. И здесь не обошлось без Божиего Промысла. Собиралась поехать дважды, но не получалось, как будто что-то меня удерживало. А на третий день утром рано встала, почему-то очень быстро собралась и быстро поехала к Владыке. Он был еще в своих старых покоях. В кабинете я взяла благословение у Владыки. Приготовила и разложила свои бумаги. Вдруг стук в дверь. Владыка пригласил войти. Заглянули двое мужчин, один из них с огромным букетом белых роз. А я только что произнесла: «Владыка, у нас проблема, ничего не получается с подворьем». Мужчины вошли, и Владыка говорит: «Это матушка Неонилла, а это вице-губернатор края Кондратьев Вениамин Иванович, вот он и поможет вам с землей». Я изложила свою проблему, он сказал: «На какое место покажете, то мы вам и выделим, лишь бы оно было не занято». Я тут же написала заявление на имя губернатора края о выделении нам земли под подворье.
Быстро решив с Владыкой другие вопросы и даже не заезжая в монастырь, я отправилась дальше в поисках участка. Приехали в Динской район. Побывали у поселка Украинский, но там неприятный запах от действующего свинарника и, кроме того, рядом нет ни воды, ни деревьев. Здесь нам сказали, что монастырь был на месте нынешнего свинарника. Я молча изумилась этому, и мы поехали дальше. Впереди река Ставок. Подъезжаем к сад-бригаде «Красная Звезда», к конторе. Рядом с ней видим группу недовольных людей, сидящих на перевернутых ведрах. Я спрашиваю: «Кому вы подчиняетесь?». – «Никому, нас уже разогнали, и зарплату не платят». – «Будете работать в монастыре? Идите ко мне в монастырь». А картина вокруг была плачевная: лают голодные собаки, кругом высокая амброзия, запущенный 45-летний сад, по берегам реки бурелом и заросли сорняков, строения ветхие, и все очень неприглядно. Но это меня не испугало, и я стала заниматься в этом месте устройством подворья. Понравилось и то, что рядом река, в зеркальной глади которой будут отражаться храмы. Кроме того, поблизости отсюда на хуторе Бойкопонура (сейчас это село Бойкопонура соседнего, Калининского района) жили и пострадали в тяжелые для страны годы мои родственники, за которых я молюсь. Впоследствии пайщики (бывшие труженики «Красной Звезды») официально передали эту землю монастырю – всего 220 га посписочно. И Владыка Исидор освятил эту землю: отслужили водосвятный молебен и установили крест. Только воспользоваться этим огромным участком нам не пришлось: в конце концов с горем пополам нам оставили 3 гектара в собственность и 4 гектара в аренду на 49 лет (позже там мы посадили сад). А из работников сад-бригады остался у нас только агроном Николай Пантелеевич.
Поначалу у нас был конь и две коровы с телятами, курочки. Но после открытия источника всю живность мы раздали и стали заниматься только растениеводством, а позднее и пчеловодством. Решили также создать здесь храмовый архитектурный комплекс, занялись строительством. Теперь на подворье совершаем богослужения, принимаем паломников. По прошествии десяти лет определились три основные цели нашего подворья в этом месте: 1)возрождение монастырской духовности в Динском районе, 2) создание целого ряда подобий мировых православных святынь Древней Руси, Палестины, Иерусалима, Византии, Греции, 3) выращивание плодов, ягод, овощей, цветов.
Информация о женском Покровском монастыре, разрушенном богоборцами в 20-е годы прошлого века, располагавшемся совсем недалеко от нашего подворья, нам стала открываться уже после создания подворья, и новые общие черты мы продолжаем открывать до сих пор. И вместе с открывшейся историей все яснее и яснее становилось осознание чудесного духовного единства двух обителей.
Посаженная в 2009 г. на подъезде к подворью монастыря «Всецарица» Аллея Покаяния из плакучих ив посвящена уничтоженному Покровскому монастырю и его насельницам. Сестры монастыря «Всецарица» посвятили им стихотворение:
Что стоите грустные, ивушки плакучие?
Отгремели выстрелы, улетели тучи,
Заросли могилки, их не видно боле.
Имена запомнили лишь река да поле…
Было или не было? И погоста нет.
Мерзость запустения царила много лет,
Не давала строить монастырь и храм…
На месте разрушения явися, Ангел, нам!
Шепчут ветры: «Где же вы,
Те, кто здесь молились?
Где собор Покровский,
Чтоб люди поклонились?»
И о том шептались, какой была обитель,
Умоляли Ангелов: «Матушке помогите!»
Вырастали стены, ангелы на башнях,
Храмы и часовни встали настоящие.
Звону колокольному вторит здесь Псалтирь.
Привела аллея в новый монастырь!
Память убиенных к нам, живым, взывает:
Бог от века поругаем не бывает!
Радуются речки, радуется лес,
Ангелы ликуют: «Монастырь воскрес!»
Пусть Хранитель Ангел нас ведет всегда,
Где сияет яркая спасения звезда!
Единство двух обителей
При сравнении Покровского монастыря и нашего монастырского подворья выявляется очень много общего. Приходится только удивляться и снова и снова благодарить Господа, не оставляющего нас Своим дивным Промыслом. Итак: Оба монастыря женские. Оба в честь Пресвятой Богородицы: Покровский и в честь иконы «Всецарица». Оба в Динском районе. Оба на берегу речек: Кочеты и Ставок, ее приток. Оба не содержались за счет казны, а строились и жили на пожертвования благодетелей. В обоих монастырях сначала был построен малый храм (молитвенный дом) с пристройками. Пристройки в обоих из пяти комнат. Через несколько лет рядом с малым храмом построен главный храм обители. Главные храмы в обоих монастырях в честь Пресвятой Богородицы – Покровский и Благовещенский, – оба белые кирпичные с синими куполами. Оба построены в византийском стиле. Откуда мог знать наш архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков, что его проекты для нашего подворья будут напоминать разрушенный Покровский монастырь?!
Игумения Покровского монастыря Рафаила и игумения монастыря «Всецарица» Неонилла очень похожи по характеру, хотя монастыри во времени разделяет целое столетие! Об этом сходстве говорят найденные нами в Ставропольских Епархиальных Ведомостях за 1906 год слова: «Замечательно, что собор и все другие постройки производятся без всяких определенных средств: на одни собираемые пожертвования по мере их поступлений; но, благодаря энергии настоятельницы, работы кипят безостановочно, потому что настоятельница и сама не покладает рук и других будит к деятельности…». В обоих монастырях ведущие направления сельского хозяйства – садоводство и пчеловодство. В обоих с восточной стороны от главного храма посажен сад. Сад Покровского монастыря описывается как «дивный». Созданные недавно наши сады – Гефсиманский сад на Кубани и вишневый сад рядом с ним – тоже можно назвать дивными. В описании территории Покровского монастыря описывается «колодезь с необыкновенно вкусной водой» среди тенистых лиственных деревьев, над которым была устроена сень; а в нашем монастыре в 2007 г. в Богородичный праздник забил источник с чистой вкусной холодной водой, его окультурили диким камнем и устроили купель, он окружен березами и плакучими ивами. Сестринские корпуса – в основном на северной стороне усадьбы. В обоих монастырях большинство сестер – молодые. Совпало даже имя старшей просфорницы в обоих монастырях – Евдокия. В 1903 году Покровский монастырь приобрел землю и подворье с домом в Екатеринодаре. И ровно через 100 лет – в 2003-м году в Екатеринодаре был построен наш монастырь «Всецарица»! Общие черты мы продолжаем открывать до сих пор. По мере изучения исторических документов этот список можно будет продолжить. Дивны дела Твои, Господи! Покров Пресвятой Богородицы да пребывает всегда с нами!
А на месте, где был Покровский монастырь, в небольшом поселке Украинском, до сих пор нет даже достойного храма. По инициативе жителей в 2013 году здесь начали строить небольшую церковь, частично заложили фундамент, но из-за недостатка средств работы вскоре прекратили, об этом рассказывалось в газете Динского района от 24 октября 2013 года. А весной 2015 года в той же газете «Трибуна-нео» была информация о том, что собрана примерно десятая часть средств для строительства Покровского храма. В настоящее время богослужения стали там проходить в приспособленном здании, но о восстановлении монастыря нет даже речи.
Господь и Пресвятая Богородица управили так, что преемниками уничтоженной обители в Динском районе Краснодарского края стали храмы подворья нашего монастыря. Мы верим и знаем, что убиенные монахини Покровского монастыря молятся за нас, за наш молодой монастырь. И на каждой панихиде в нашей обители – как в храме «Всецарица» в Краснодаре, так и в храме преподобного Саввы Освященного на подворье – мы поминаем убиенную игумению Рафаилу с сестрами. Вечная им память! У святителя Николая Сербского в его «Молитвах на озере» есть одна коротенькая молитва, которую всем нам надо чаще повторять: «Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!»
Примечание: Недалеко от нашего монастырского подворья был полностью уничтожен и до сих пор не восстановлен еще один монастырь в честь Пресвятой Богородицы – мужской Казанский; сейчас на его месте село Суворовское с большой психиатрической больницей. Но об этом монастыре мы подготовим отдельную статью.