подписные и датированные иконы три квадрата
Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века
ЭкспонатыСобрание икон Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» – одно из самых представительных в России. Музей, основанный в 1961 году, получил в наследие небольшую коллекцию икон из Архангельского краеведческого музея. С тех пор она выросла многократно, благодаря активной собирательской работе. В её составе иконы, деревянная скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Иконы с авторскими и историческими надписями – редкие и уникальные памятники. В собрании музея выявлено 103 подписных и датированных произведений XVI – начала ХХ в.: иконы живописные, резные, литые и печатные. Наибольшее число подписных икон относится в XVIII – ХIХ векам. Самая древняя датированная икона, «Богоматерь Одигитрия со святым Василием Великим», относится к 1527 году (ил. 1). Подписные иконы отражают творчество иконописцев, происходящих из разных слоев населения Русского Севера. Одни мастера проживали в северных городах: Архангельске, Холмогорах, Белозерске. Известны художники из крестьянской среды. В частности, известной в Поонежье артели, возглавляемой иконописцем Иваном Ивановым Богдановым-Карбатовским (1716 – 1801; ил. 13, 14). Уникально наследие Соловецкого монастыря, где иконописная палата существовала с XVII века. Оно представлено памятниками: «Плоды страстей Христовых» 1689 года (ил. 5), «Филарет Милостивый» 1783 года, «Воскрешение Лазаря» 1791 года (ил. 12), «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святой отрок Константин» 1915 года и другие. Надписи размещены как на лицевой стороне икон, так и на оборотах. Суть текстов разнообразна. Встречаются вкладные надписи с указанием даты, имени вкладчика или иконописца. Благодаря этому иконы становятся важным историческим документом эпохи. Дата вклада иконы в храм могла быть приурочена к одному из праздников церковного календаря. Для северян важны были праздники народного месяцеслова, связанные с промысловыми и сельскохозяйственными традициями. Подписывали, в первую очередь, крупные образы, которые стояли на виду: на клиросе или в составе местного ряда иконостаса, в том числе, храмовые иконы. Надписи могут быть краткими и довольно пространными. В XVIII веке содержание надписей становится более информативным: в них зафиксированы не только имена иконописцев, чьими «трудами» созданы иконы, но также заказчиков, чьим «радением» мы обязаны появлению образа. Подписные иконы являются основополагающими произведениями для атрибуции церковной живописи. Это очень важная часть музейного фонда России. Представленная коллекция подписных и датированных икон не претендует на исключительную полноту. Реставрация музейного фонда продолжается, можно ожидать новых открытий. Музеем подготовлен и издан иллюстрированный каталог: Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века в собрании Государстенного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»: Каталог // Сост. О.Н. Вешнякова, Т.М. Кольцова. М: Три квадрата, 2000. 224 с. БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ, СО СВЯТИТЕЛЕМ ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ Новгород, северная провинция Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото. Резьба и тиснение по левкасу. АОМИИ. КП 490-65 г. Инв. 545-држ Вывезена из церкви Рождества Богоматери (1678 г.) деревни Бережная Дуброва Плесецкого района Архангельской области в 1965 году экспедицией АОМИИ (В.А. Беднов, Г.В. Цируль). На нижнем поле, на фоне кpасной опуши, горизонтальная надпись в одну строку, выполненная крупными золотыми буквами: «…7035 ГО НАПIСАНА БЫ[СТЬ] СIЯ IКОНА ПОВЕЛЕНИЕМЪ PАБА БОЖИЯ IАКОВ[А]…А С[Ы]НА НА ПОКЛОНЕНIЕ ВСЪМЪ КР…». СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, С ЖИТИЕМ (НИКОЛА ВЕЛИКОРЕЦКИЙ) 55 х 49 х 4 – рама; 32,5 х 17,8 х 2,2 – средник. Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото. АОМИИ. КП 300/1,2-66г. Инв. 810/1,2-држ Происходит из Преображенской церкви г. Сольвычегодска. Поступила из СИХМ в 1966 г. Состав клейм (в строчном порядке):
1. Приведение во учение; 2. Явление царю Константину во сне; 3. Спасение Димитрия от потопления; 4. Служба святителя Николая Чудотворца (надпись на записи, удалённой при реставрации: «Святой Николае созда храм себе»); 5. Чудо о корабельниках; 6. Избавление трех мужей от казни; 7. Возвращение Агрикова сына Василия родителям 8. Преставление святителя Николая. На обороте средника надпись, выполненная по темно–коричневому фону черными буквами, в семь строк (вторая строка полностью утрачена): НАПИСАН [Н]ИКОЛА // … // ЛЕТА 7066 [1558] ГО МАИ//Я ВО КИ [28] ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА // ГРЕШНАГО РУКОЮ // АНДРЕЙЦА ВАСИЛЬЕВА // СЫНА ТОГДЫ БЫДЬ ЗЕМСКИ. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота, цветные лаки АОМИИ. КП 860-65г. Инв. 314-држ Вывезена из Никольской церкви д. Покшеньга (1844) Пинежского района Архангельской области в 1965 г. совместной экспедицией ГРМ и АОМИИ (Э.С. Смирнова, Е.Д. Мальцев, В.А. Беднов, Г.В. Цируль). Внизу на поземе с черным орнаментом – надпись, выполненная полупрозрачными белилами в две строки: «Лета семь тысяч девяностого девятого[1581] октября в 6 день написана бысть сия икона повелением рабы Божией Марии вановы дочере // Феодоровские жены Киселева в дом Николе Чудотворцу да великомученику Георгею, на Усть Пукшенге по душе своей». Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото АОМИИ. КП 2493. Инв. 1441-држ Вывезена из церкви Богоявления на Ухтострове (1886 г.) Холмогорского района Архангельской области экспедицией АОМИИ в 1970 г. (О.Н. Башловкина, Ю.П. Саблин). Надпись выполнена строчными буквами белой краской в одну строку вдоль нижнего края иконы: «Лета… написанъ сi о(б)ра(з)…при… князе Фе(о)доре Iоа(н)новиче Всiа Росiи. И пр(и) с(вя)теише(м)ъ п(атрiар)хе Иове… о[свя]щен… При Огепите 1589 … на поклоненiе пр[а]в[о](с)л[ав]ныхъ хр[и](с)тiанамъ». ПЛОДЫ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота АОМИИ. КП 982-65 г. Инв. 334-држ Вывезена из Георгиевской часовни д. Кирилова Лодыгинского с/с Каргопольского района Архангельской области в 1965 г. экспедицией АОМИИ и АОКМ (М.В. Миткевич, Д.Н. Морозова, Т.Н. Яковлева). Надпись в правом нижнем углу черной краской: «ИЗОБРАЗИСЯ ВО С(ВЯ)ТОИ ЧЮ//ДОТВОРНОИ ЛАВРЕ СОЛОВЕ//ЦКАГО М(О)Н(АС)Т(Ы)РЯ ПРИ АРХИМА//НДРИТЪ ФИРСЪ В ЛЪТО // 7198 М(ЕСЯ)ЦА НОЕВРИА». ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, С ВИДОМ МОНАСТЫРЯ И С ЖИТИЕМ АОМИИ. КП 1336-61 г. Инв. 154-држ Дерево, паволока, левкас, темпера, Сусальное золото, твореное серебро Поступила из АКМ в 1961 г.
1. Зосима прогоняет силой креста бесовские полки; 2. Видение Зосиме церкви; 3. Перенесение мощей Савватия; 4. Савватий водружает крест на Соловецком острове; 5. Ангелы секут жену рыбака, поселившегося на острове; 6. Чудо преподобного Зосимы об умершей жене; 7. Ангелы привозят Зосиме кережу с хлебом; 8. Исцеление бесноватого Никона у гроба Зосимы; 9. Исцеление Мелетия Зосимой; 10. Исцеление слепого ребенка от образа Зосимы и Савватия; 11. Явление Зосимы и Савватия князю Иоанну Оболенскому; 12. Зосима исцеляет старца Стахия от зубной болезни; 13. Чудо Зосимы и Савватия о двух пленных братьях; 14. Исцеление Зосимой и Савватием отрока Иакова; 15. Исцеление Зосимой и Савватием монаха Макария; 16. Чудо Зосимы и Савватия об иноке Василии; 17. Чудо Зосимы и Савватия о бесноватом Илье; 18. Перенесение мощей Зосимы 19. Явление Зосимы на море «страждущим человекам»; 20. Чудо Зосимы и Савватия об умершем отроке. ПРЕПОДОБНЫЕ ВАРЛААМ ПУСТЫННИК И ИОАСАФ, ЦАРЕВИЧ ИНДИЙСКИЙ Дерево, левкас, темпера, позолота АОМИИ. КП 1300-61 г. Инв. 190-држ Происходит из Михаило-Архангельского монастыря г. Архангельска. Поступила из АКМ в 1961 г. Надпись белой краской в правом нижнем углу: «НАПИС… 1722 ГОДУ М[Е]С[Я]ЦА МАIЯ». Пинежский уезд. Иконописец Иван Зубов Дерево (сосна), паволока, левкас, темпера, цветные лаки, позолота АОМИИ. КП 913-65г. Инв. 309-држ Вывезена из Никольской церкви д. Покшеньга Пинежского района Архангельской области в 1965 г. экспедицией АОМИИ (В.А. Беднов, Г.В. Цируль). Надпись на нижнем поле справа: «ТРУДЫ ИКОНОПИСЦА ИВАНА // ЗУБОВА 1729 ГОДУ». Ярославль. Иконописец Иван Горин Дерево, левкас, темпера, позолота. Серебро, чеканка, гравировка. АОМИИ. КП 7962/1. Инв. 1917/1-држ. СУ СБ 85 Вывезена из д. Великое поле Тавреньгского с/с Коношского района Архангельской области в 1981 г. экспедицией АОМИИ (Н.И. Просвирнина). Надпись белой краской на нижнем поле: «СПИСАН СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗ С ПОДЛИННАГО ЧЮДОТВОРНАГО WБРАЗА ПРЕС(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ НАРИЦАЕМЫЯ ТОЛСКIЯ ЯВИСЯ ТОИ С(ВЯ)ТЫИ // ОБРАЗ ТРIФОНУ АРХIЕП(И)СК(О)ПУ РОСТОВСКОМУ I ЯРАСЛАВСКОМУ В ЛЕТО 6822 [1314] ГОДУ И ПРАЗНОВАНIЕ ПРЕДЛОЖЕНО М(Е)С(Я)ЦА АВГУСТА И [8] ДЕН // НАПИСАНЪ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ WБРАЗ В ЛЕТО 1740 ГОДУ. ПИСАЛЪ СЕИ ОБРАЗ ГРАДА ЯРОСЛАВЛЯ IЗОГРАФЪ IВАНЪ ГОРИНЪ». Пинежский уезд. Иконописец Григорий Попов Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота АОМИИ. КП 1332-61г. Инв. 158-држ Икона происходит из каменной церкви Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех г. Архангельска (1740-е гг.). После закрытия храма в 1930 г. поступила в Северный краевой музей (позднее – АКМ), откуда в 1961 г. передана в АОМИИ. Надпись в правом нижнем углу средника: «НАПИСАСЯ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗЪ // АМГ [1743] ГОДУ ТРУДЫ КЕВРОЛЬЦА: Г: П:». ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, С ВОЛОГОДСКИМИ ЧУДОТВОРЦАМИ Москва. Мастерская Лазаря Климова Ершева Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото АОМИИ. КП 1778. 145-држ Происходит из кафедрального Троицкого собора г. Архангельска (1765 г.). Поступила в музей в 1961 г. из АКМ. На нижнем поле по зеленому фону белилами: СIЯ С(ВЯ)ТАЯ ИКОНА НАПИСАСЯ В ЦРСТВУЮЩЕМ ВЕЛИКОМЪ ГРАДЕ МОСКВЕ ПВКНИБ СОТВОРИШИ В ЛЪТО ОТ Р(О)Ж(ДЕ)СТВА ХР(И)СТОВА 1778: Е А ПИСАЛЪ ИКОНОПИСЕЦЪ ЛАЗАРЬ КЛИМОВЪ ЕРШЕВЪ СТОВАРИЩИ». Имя заказчика в авторской подписи на иконе скрыто под литерами П В К Н И Б, раскрывается как «повелением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина». Поморье, Сумский посад. Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 – после 1791) Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота АОМИИ. КП 1436-61г. Инв. 68-држ Поступила из АКМ в 1961 г. Надпись в правом нижнем углу: «СОЛОВЕЦКОИ // ПИСАЛ САЛДАТ ВАСИЛЕИ // ЧАЛКОВЪ. 1791 ГОД». Иконописец Иван Иванов Богданов–Карбатовский (1716–1801) Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото АОМИИ. КП 1074-67г. Инв. 1077-држ Вывезена из Троицкой церкви (1888) д. Мондино Онежского района Архангельской области в 1967 г. экспедицией АОМИИ (В.П. Соломина, Е.И. Фокин). Надпись в правом нижнем углу черной краской в четыре строки: «НАПИСАН СЕИ С(ВЯ)ТЫИ ОБРАЗ ПО РАДЕНIЮ НИЖНО//МУТЮЖСКОИ В(О)Л(О)СТИ НИЖНОИ Д(Е)Р(Е)ВНИ Д(Е)В(И)ЦЫ ЕВДОКI[И] // IЛАРIОНОВОИ ТАРАСОВЫХ. ПИСАЛ IКОНОПИСЕЦЪ // IВАНЪ ИВАНОВ БОГДАНОВ КАРБАТОВСКIИ АЧИ [1798] ГО ГОДУ». ИОАНН ПРЕДТЕЧА АНГЕЛ ПУСТЫНИ, СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ Северное Поонежье. Иконописец Иван Иванов Богданов-Карбатовский (1716–1801) Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото, твореное золото и серебро АОМИИ. КП 1075-67г. Инв. 995-држ Вывезена из Троицкой церкви (1888 г.) д. Мондино Онежского района Архангельской области в 1967 г. экспедицией АОМИИ (В.П. Соломина, Е.И. Фокин). В правом нижнем углу надпись, выполненная черной краской в три строки: «1800 ГОДА ПИСАЛЪ СЕИ С(ВЯ)ТЫИ // ОБРАЗ ИКОНОПИСЕЦЪ ИВАНЪ БО//ГДАНОВ КАРБАТОВСКЇИ». ВОСКРЕСЕНИЕ – СОШЕСТВИЕ ВО АД Вологодская губерния, г. Белозерск. Иконописец Онисим Ласточкин Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота АОМИИ. КП 10433. Инв. 2589-држ Происходит из Вознесенской церкви с. Данилово (1800) Тихманьгского сельского совета Каргопольского района. Вывезена из г. Каргополя в 1986 г. (командировка О.Н. Вешняковой). В нижней части иконы, на черном фоне белая надпись в две строки: «Написанъ Сей С(вя)тый Образ 1801 го Году Сентября 4 го Дня Радениемъ Деревни Обушины // Крестьянiна Лазаря Фаддеева. Писалъ Города Белозерска Иконописец Онисим Ласточкiнъ». СКЛАДЕНЬ ДВУХСТВОРЧАТЫЙ «ДЕИСУС, С ПРЕДСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ» Москва. Мастер Егор Иванов Закаткин Сплав меди, эмаль. Литье. АОМИИ. КП 18344 / 93 г. Инв. 1222-м. Приобретена в 1993 г. у частного лица, проживающего в пос. Поморье Приморского р-на Архангельской области. На обороте правой створы в клейме неправильной формы рельефная надпись: «СIЯ ИКОНА ВЫ//РИЗАНА ЗТН (1842) ЛЕТА // МЕСЕЦА IЮНЯ МАС//ТЕР ЕГОРЪ ИВА//НОВЪ ЗАКАТКИНЪ // КУПЦОВЪ ГУЧКОВЫХЪ». Иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры. Руководитель – Иван Матвеевич Малышев (1810 – 1880) Дерево, левкас, масло, твореное золото АОМИИ. КП 18299. Инв. 2211-држ Поступила в музей в 1992 г. Надпись вдоль нижнего края, выполнена черными печатными буквами: «ПИСАНА СIЯ ИКОНА ВЪ СЕРГIЕВОЙ ЛАВРЕ, ВЪ ШКОЛЕ ИКОНОПИСИ, ПОД РУКОВОДСТВОМЪ Г: М: ИВАНА МАЛЫШЕВА // 1859 ГОДА». БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ Дерево, паволока, темпера, масло, сусальное золото. Живопись, золочение. Металл, штамповка, гравировка (венцов) АОМИИ. КП 6743. Инв. 1864-држ Вывезена из Никольской церкви (1762) с. Ненокса Архангельской области в 1976 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова, В.А. Пятых, Ю.П. Саблин). В нижней части ионы, под текстом Тропаря надпись черной краской: «ЛЪТА. ЗУЕ. [1897] IЮНЯ. И [8]». ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, С ЖИТИЕМ Архангельск. Живописец Парфений Емельянов Максимов (?) Дерево, паволока, левкас, масло, твореное золото. Живопись, позолота АОМИИ. КП 18689. Инв. 2283-држ Вывезена из Никольской церкви (1762) с. Нёнокса Архангельской области в 1976 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова, В.А. Пятых, Ю. П. Саблин). Порядок клейм (в строчном порядке): 1. «Рожденiе С. Алексiя». 2. «Крещенiе С. Алексiя.». 3. «Благослов. С. Алексiя». 4. «Бракъ С. Алексiя». 5. «Прощанiе С. Алексiя». 6. «С. Алексiй соб. в дорогу». 7. «С. Алексiй входи. в кораб.». 8. Спас Нерукотворный (надписи: «IИС ХРС»). 9. «С. Алексiй въ городъ». 10. «С. Алексiй на молитвъ». 11. «С. Алексiй разда. милос.». 12. «С. Алексiй получ. от рабовъ». 13. «С. Алексiй молится». 14. «С. Алексiй въ кораблъ». 15. «С. Алексiй предсказы отцу». 16. «От(е)ц С. Алексiю даётъ слу.». 17. «С. Алексiй терпитъ от слугъ пор.». 18. «С. Алексiй хартiю пишетъ». 19. «С. Алексiй представися». 20. «Слышенъ Гл(а)съ ищитъ Чел. Б.». 21. «От(е)цъ проситъ хартiю». 22. «Архiерей получилъ харт.». 23. «Перенесенiе мощей. А. Ч. Б». 24. «Положенiе мощей C. А.Ч. Б». На обороте иконы надпись на синем фоне, заключенная в черную рамку, выполнена печатными буквами: «СIЯ ИКОНА СООРУЖЕНА СТАРАНIЕМЪ // СВЯЩЕННИКА ОТЦА ПАВЛА // АРКАДОВА ПРИ ЦЕРКОВНОМ СТАРО-//СТЪ ВАСИЛIЕ ГЕОРГIЕВИЧЕ КОЛОГРЪЕВЕ. // Написана 1900 года М. Февраля 11-го дня Ж. Парф. Емель Максим. Г. Ар.». ПРЕПОДОБНЫЕ ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ И БЛАЖЕННЫЙ ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ Иконописная мастерская Соловецкого монастыря АОМИИ. КП 18690. Инв. 2284-држ Поступила в 1986 г. от частного лица из г. Архангельска. На обороте, выкрашенном серовато-голубой краской с коричневыми разводами, надпись черными буквами в четыре строки: БЛАГОСЛОВЛЯЮ СЕЮ ИКОНУ. // ПРОКОПИЮ МАКСИМОВИЧУ.// ОТ МОНАХА НАРКИССА. // 25 ГО СЕНТЯБРЯ 1904». Дерево, паволока, левкас, смешанная техника (масло, темпера); позолота, чеканка и гравировка по левкасу АОМИИ. КП 612-65 г. Инв. 559-држ Происходит из церкви пр. Иова Многострадального (1794, перестроена в 1889) д. Ущелье Лешуконского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ (Е.И. Ружникова, В.Ф. Шереметьевский). На нижнем поле надпись коричневого цвета: «Сiя икона пожертвована Тихвин монаст. Iером. Парфенiемъ 1904 г.». На обороте надпись коричневыми чернилами: «Получена 27 Генваря // 1904 // При ( ) монахин ( )». Левкас, масло, сусальное золото. Живопись, позолота, чеканка и гравировка по левкасу, роспись под эмаль АОМИИ. КП 12961. Инв. 2250-држ. Вывезена из Введенской церкви (1858) д. Кузьмино на Княжестрове Приморского района Архангельской области в 1988 г. экспедицией АОМИИ (О.Н. Вешнякова). Удалена покровная пленка со всей поверхности иконы. Покрыта лаком. Реставратор А. П. Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 1997 г.) На обороте между шпонками надпись, выполненная белыми печатными буквами, в четыре строки: «СЕЙ ОБРАЗ СВ[Я]ТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА IОАСАФА БЕЛГОР( ) // ОСВЯЩЕНЪ ВЪ БЪЛГОРОДСКОМЪ СВ. ТРОИЦКОМЪ МОНАСТЫРЪ // НА ЧЕСТНЫХЪ МОЩАХЪ СВЯТИТЕЛЯ, ПРЕОСВЯЩЕННЫМЪ // НИКОДИМОМЪ ЕПИСКОПОМЪ Б[Е]ЛГОРОДСКИМЪ. 1917 г. ФЕВР. 25 ДНЯ» СВЯТЫЕ ЕЛИЗАВЕТА, СОФИЯ, АННА ПРОРОЧИЦА, МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ, ЦАРИЦА ЕЛЕНА, ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА, АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ Дерево, резьба по дереву; картон, стекло. 44,5 х 24, 5 х 7,5 АОМИИ. КП 11844. Инв. 184-дрс Поступил из ВХПО им. Е.В. Вучетича в 1987 г. На лицевой стороне в нижней части вырезана дата: «1842 год». На обороте иконы – надпись, выполненная чернилами: «Освященъ въ Московской Екатерининской церкви, что на Ордынке, 13 июня в малое повечерие при молебномъ служении тысяча восемьсот сорок втораго года». Вышла в свет книга об уникальных иконах в собрании архангельского музейного объединенияВ издательстве «Три квадрата» вышел в свет каталог «Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера«». Сборник посвящен редким и уникальным памятникам — русским иконам с авторскими и историческими надписями в коллекции архангельского музейного объединения. «Аннотированный каталог подписных и датированных икон включает 103 произведения ХVI–ХХ веков: иконы живописные, резные, литые и печатные. Большинство из них впервые вводится в научный оборот. Открыты новые имена русских иконописцев, дополнены творческие биографии известных мастеров Русского Севера и Центральной России. Текст сопровождается богатым иллюстративным материалом», — говорится в описании книги. Сборник также содержит вступительную статью «Исторические надписи на иконах Русского Севера» заслуженного работника культуры России, доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств Татьяны Кольцовой. В каталоге имеются примечания и ссылки на литературу, географический, именной и иконографический указатели. Составители — О.Н. Вешнякова, Т.М. Кольцова. Сборник предназначен для историков, искусствоведов и всех интересующихся культурой Русского Севера. Подписные и датированные иконы три квадрата17 апреля Аукционный дом Литфонд проведет очередные торги, на которых будет представлено более 300 лотов редкой и распроданной букинистики. Представляем вашему вниманию 12 топ-лотов предстоящих торгов: Предаукционный показ проходит с 30 марта по 17 апреля (кроме воскресенья и понедельника) с 12 до 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6/2. Торги состоятся 17 апреля в 19 часов на портале bidspirit.com; каталог аукциона, заочные и телефонные ставки на litfund.ru. Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год. «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек. «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства. Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы. Регистрация для участия в торгах: Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке. Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона. Способы участия в торгах: Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.
|