подключение к газу судебная практика
Подключение к газу судебная практика
Я обратился в ГРО по вопросу присоединения жилого дома к сетям газоснабжения. В подключении мне было отказано ввиду того, что газопровод, проходящий по границам моего участка, находятся в собственности Потребительского Кооператива. ГРО потребовала согласие указанного кооператива, как основного абонента, на подключение к его газопроводу.
При обращении в кооператив, мне было озвучено, что за согласие на подключение я должен уплатить кооперативу 180 тыс. руб. Обоснования данной суммы предоставлено не было. Законны ли требования кооператива?
В настоящее время порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
Согласно п. 34 Правил № 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.
На основании изложенного, субъектом, уполномоченным на выдачу технических условий, является газораспределительная организация. При этом для подключения к сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента заявителю необходимо представить в ГРО согласие основного абонента на такое подключение.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Согласно части 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицом, привлекаемым к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям является субъект естественной монополии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам.
Основной абонент, согласно п. 2 Правил № 1314 – это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Не оказывая услуги по транспортировке газа, основной абонент не является субъектом естественной монополии, следовательно, он не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
ФАС России в ответ на обращение Новосибирского УФАС России по вопросу взимания платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газопотребления основного абонента письмом исх. № АГ/44288/16 от 30.06.2016 г. разъяснила следующее.
Правилами № 1314 предусмотрена возможность подключения к сетям газопотребления основного абонента (владельца сети газопотребления, не осуществляющего транспортировку газа) не принадлежащим ГРО, в соответствии с пунктом 34 Правил № 1314.
При этом, Правилами № 1314 не регламентирован порядок и условия выдачи согласия основным абонентом на подключение заявителя к сети газопотребления.
Вместе с тем, имущественные споры, в том числе, связанные с предоставлением собственником права пользования принадлежащим ему имуществом другим лицам, являются предметом регулирования гражданского, а не антимонопольного законодательства. В этой связи, разрешение указанных споров не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Учитывая изложенное, споры, связанные с требованием основного абонента о внесении заявителями, желающими подключиться к принадлежащим такому абоненту газопроводам, платы за согласование подключения объектов заявителей, а также с отказом основного абонента в таком согласовании, имеют гражданско-правовой характер.
При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение исковых дел с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относится к компетенции судебных органов.
Таким образом, гражданско-правовые споры по вопросу подключения к сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, в том числе, споры относительно условий такого подключения, должны разрешаться заинтересованными лицами в гражданско-правовом порядке, путем переговоров либо обращения в суд.
О стандарте доказывания статуса основного абонента при подключении к сетям газоснабжения
Очень печально, что такой наболевший для практики вопрос, обязаны ли газораспределительные организации давать точку врезки (начало будущей трассы подводящего газопроода) не в свой газопровод так мельком рассмотрен Верховным судом по делу А65-38705/2017.
Теперь стандарт доказываения вопроса, кто помимо ГРО вправе решать вопрос о подключении в спорный газопровод, то есть что является основным абонентом в смысле п. 34 Правил подключения (1314) уточнен.
Итак насколько я понял ВС РФ предлагает следующий алгоритм доказывания статуса основного абонента, в том числе по идее и антимонопольным органам:
1. Газопровод может быть как движимым так и недвижимым имуществом, поэтому суд обязан установить с чем мы имеем дело.
2. Далее если объект недвижимый исследуем вопрос о том, на кого зарегистрированы права на него и зарегистрированы ли.
3. Далее если права на газопровод не зарегистрованы, но об этом ВС РФ не говорит, надо исследовать вопрос, кто был или есть застрощик и правообладатель земли под газопроводом (отсылка к п. 38 Пленума ВС №25), то есть кто его законный влаеделец.
4. Если установлено что газопровод вешь движимая то также устанавливаем законного владельца (исследуем акты, догворы на обслуживание, договоры подряда и т.д.)
5. Если указанный алгоритм не вывел нас на какое-то лицо, осуществление покдлючения к спорному газопроводу производит ГРО без получения какого-либо согласия правопритязателя, даже если он физически имеется или объявился.
Собственно, вопрос актуален и для других сетей, которые можно квалифицировать, как движимую или недвижимую вешь.
Как подать заявку на бесплатное подведение газа к участку
В России работает программа догазификации, и теперь подать заявку на подведение газопровода к своему участку можно онлайн, а работы проведут бесплатно.
Вот как работает эта программа, кому она подходит и чем социальная догазификация домовладений отличается от бесплатной газификации населенных пунктов.
Что такое догазификация
Догазификация — это подключение домовладения к газораспределительным сетям. При этом бесплатно подводят газ только к границам земельного участка, а в населенном пункте уже должен быть газопровод.
Например, по поселку идет газопровод — его проложили за счет бюджета. Но от трубы до каждого дома подключение проводилось уже за счет владельцев участков и домов. Не у всех семей были на это деньги: работы и материалы зачастую обходились в несколько десятков тысяч рублей. В результате газ в населенном пункте был, но в некоторых домах его не подключили и люди продолжали отапливать дома углем и дровами, а газ для приготовления пищи покупали в баллонах.
Для решения проблемы была разработана программа догазификации. Теперь трубу от газопровода до границ участка подведут бесплатно, а дальше — уже за деньги.
Курс о больших делах
Кто может участвовать в программе
Вот основные условия:
Если в населенном пункте нет газа, программа не подходит. Тогда будет использоваться газификация — это когда газ бесплатно подводят к населенному пункту. А вот если его подведут, уже можно будет догазифицироваться за счет бюджета.
Если дом находится в СНТ или ОНТ, трубу подведут только до их границы, но не к самому домовладению.
Проверить свой населенный пункт можно на сайте оператора программы. Например, деревня Стеклянная Радица Брянского района Брянской области входит в программу догазификации: там есть общая труба и газ в большинстве домов. Те, кто еще не подключен, теперь могут провести его до участка за счет государства.
А вот в деревнях Блохи и Бздюли Кировской области трубы газопровода пока нет — и догазификация их жителям не положена. Поселок Армейский в Омске и город Находка Приморского края остались без догазификации по той же самой причине.
Проверьте свой населенный пункт. Если он участвует в программе, можно подать заявку.
Как подать заявку на догазификацию
Проще всего сделать это онлайн. Вот что понадобится.
Посчитайте примерную стоимость подключения. Бесплатно газ подведут только к границам участка. А дальше, к дому, его нужно вести уже за свой счет. Придется оплатить проект, план, оборудование. С помощью онлайн-калькулятора можно узнать, в какую сумму это примерно обойдется. Возможно, придется заплатить 70—100 тысяч рублей — и подключение все равно будет слишком затратным. Но подать заявку все равно можно, это ни к чему не обязывает. Пока не подписали договор, ничего платить не нужно.
Подайте заявку на подключение. Онлайн это можно сделать:
В любом случае понадобится подтвержденная учетная запись на госуслугах.
При заполнении заявки персональные данные подтягиваются из профиля. Затем нужно выбрать работы, которые понадобятся в границах участка: их тоже могут выполнить, но уже за деньги.
Также заявки принимают в офисах газовых компаний и МФЦ.
К заявлению нужно приложить:
И можно отправлять заявление. На госуслуги придет только подтверждение приема заявки. Следить за статусом нужно в личном кабинете на сайте единого оператора газификации.
В течение месяца должен прийти проект договора на подключение, но срок может увеличиться, если не хватает документов, сведений или нужна доработка. Если не подписать договор в течение 30 дней, заявку просто аннулируют, платить ничего не придется.
Конкретных сроков, когда подключат газ, нет. Заявки будут обобщать, потом подготовят технические условия и проложат газопроводы до участков. Ориентировочные сроки — от месяца до года. Мособлгаз, например, отводит на подключение до 8 месяцев. Но программа рассчитана на несколько лет, поэтому рано или поздно газ проведут.
Дополнительную информацию нужно получать в местных газораспределительных организациях. В каждом населенном пункте могут быть свои нюансы.
Если договор уже заключен
Если договор на присоединение заключен до 21 апреля, а акт еще не подписан, можно требовать внесения изменений, чтобы за подведение трубы к участку не брали денег. А если взяли — должны вернуть.
Чем догазификация отличается от газификации
Это две разные программы. На газификацию повлиять нельзя: это дело властей и «Газпрома». Они составляют план, к каким населенным пунктам будет подводиться газ за счет бюджета. К 2030 году обещают газифицировать почти всю страну. Если у вас в поселке нет газа, в ближайшие годы он должен появиться.
Догазификация проводится по заявлению владельца участка и подходит только для тех населенных пунктов, где газ уже есть. Это тоже бесплатно, и на это можно повлиять — вас подключат по заявлению, но какие-то расходы все равно будут. Подключить всех обещают до 2030 года.
Верховный суд РФ подтвердил недопустимость навязывания невыгодных условий при подключении жилого дома к газу
20 апреля текущего года Верховный суд Российской Федерации оставил в силе решение Арбитражного суда Центрального округа об отказе в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании частично недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 сентября 2014 года.
Напомним, ранее, 1 сентября 2014 года, в Управление поступило заявление гражданина на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», выразившиеся в необоснованном навязывании ему невыгодных для него условий договора подключения (технологического присоединения) жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления Управление установило, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» необоснованно навязывает гражданину при заключении договора подключения (технологического присоединении) жилого дома к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» невыгодные для него условия. А именно: о выполнении заявителем проектных работ по созданию сети газопотребления; о порядке внесения платы за подключение; требования, содержащиеся в технических условиях, связанные с необходимостью согласования точки подключения с ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» и ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в с. Новая Усмань. Такие условия проекта договора подключения и технических условий являются экономически и технологически необоснованными и прямо не предусмотрены действующим законодательством, в том числе ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, а также Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314. В связи с этим, в действиях ОАО «Газпром газораспределении Воронеж» были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»). На основании изложенного ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» Управление выдало предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения договора подключения в соответствии с положениями действующего законодательства.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» пыталось частично оспорить предупреждение Воронежского УФАС России.
17 марта 2015 года Арбитражный суд Воронежской области признал предупреждение антимонопольного органа от 15.09.2014 г. незаконным и отменил его. Затем Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Воронежской области без изменений.
Однако, арбитражный суд Центрального округа отменил решения судов первой и апелляционной инстанции и принял по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о признании частично недействительным предупреждения Воронежского УФАС России.
Верховный суд Российской Федерации поставил точку в этом деле, отказав ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения.
Подробнее на сайте Воронежского УФАС России.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.08.2017 N 18-КГ17-141
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 августа 2017 г. N 18-КГ17-141
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Рыженкова А.М., Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» к Байбиковой Е.И. о взыскании задолженности за поставленный природный газ
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения Байбиковой Е.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
В обоснование исковых требований Общество указало, что является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд граждан на территории Краснодарского края, в том числе ответчику (абонент), с которым с момента первого фактического подключения газового оборудования был заключен договор поставки газа и открыт лицевой счет. Поскольку абонент в установленный договором срок не сообщал сведения о показаниях прибора учета газа, поставщиком газа осуществлено определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 июня 2016 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 14 июля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 3 февраля 2005 г. Байбикова Е.И. является собственником жилого дома общей площадью 150,1 кв. м по адресу: (л.д. 10, 41).
Общество (поставщик газа) производит Байбиковой Е.И. (абонент) подачу газа через присоединенную сеть на газопотребляющее оборудование, установленное в названном жилом доме, что подтверждается лицевым счетом N открытым на имя абонента (л.д. 9, 48).
В жилом доме установлен прибор учета газа.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Пунктами 24 и 32 Правил поставки газа предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении технических требований к данному прибору; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 15 Правил поставки газа в договоре поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан указываются в числе прочих сведений размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений, сведения об абоненте, его фамилия, имя, отчество и место жительства, а также случаи и порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа.
Таким образом, объем потребленного абонентом газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в зависимости от вида потребления рассчитывается исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и общей отапливаемой площади жилого помещения (дома).
Однако при разрешении спора о взыскании с абонента задолженности за потребленный газ, рассчитанной исходя из объема его потребления в соответствии с нормативами потребления, приведенные нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций учтены не были.
Судом определена задолженность за газ в соответствии с нормативами потребления исходя из площади жилого дома 280 кв. м и двоих проживающих в доме граждан.
Между тем согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 2 февраля 2016 г. (л.д. 10), приложенной Обществом к расчету задолженности, общая площадь жилого дома составляет 150,1 кв. м. Сведения о зарегистрированных по месту жительства или пребывания в жилом доме лицах в материалах дела отсутствуют.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Между тем судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций указанным требованиям закона не отвечают.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Байбиковой Е.И., в связи с чем решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.