подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики

Подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe.

Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. AnNWaWZOtPcAm7xOPcYa zYWxIrpd 6WyU8uMNqzHcmFKH0CJzzDV1uuZxC vaH3z6g RbXJumELqdM5GJFqa ad. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-AnNWaWZOtPcAm7xOPcYa zYWxIrpd 6WyU8uMNqzHcmFKH0CJzzDV1uuZxC vaH3z6g RbXJumELqdM5GJFqa ad. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка AnNWaWZOtPcAm7xOPcYa zYWxIrpd 6WyU8uMNqzHcmFKH0CJzzDV1uuZxC vaH3z6g RbXJumELqdM5GJFqa ad.

Добрый день! Помогите, пожалуйста)

Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. jq3SvhHMbSo6Uw18SuvtymfzVFNtmiW CBMsvdTkhVFk7Jr12D p HRFspOD5DldNjA. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-jq3SvhHMbSo6Uw18SuvtymfzVFNtmiW CBMsvdTkhVFk7Jr12D p HRFspOD5DldNjA. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка jq3SvhHMbSo6Uw18SuvtymfzVFNtmiW CBMsvdTkhVFk7Jr12D p HRFspOD5DldNjA.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка mpf2W2NX8iRznRP OgRZ5zW6m2sqsIHe.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. gy2QiYE4AGu9uEwMOChP1Lqo0LfZDkdkEBS5lRdy. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-gy2QiYE4AGu9uEwMOChP1Lqo0LfZDkdkEBS5lRdy. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка gy2QiYE4AGu9uEwMOChP1Lqo0LfZDkdkEBS5lRdy.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. Tc7 0UpZINizrosffvpFYWEIClnehoWrB6b 21pE. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-Tc7 0UpZINizrosffvpFYWEIClnehoWrB6b 21pE. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка Tc7 0UpZINizrosffvpFYWEIClnehoWrB6b 21pE.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. . подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка .

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md.

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. . подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка .

подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. . подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики фото. подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики-. картинка подходы методологии педагогики применимые в практике преподавания математики. картинка .

Добрый вечер, помогите, пожалуйста.
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми в социальной педагогике? Ответ аргументируйте.

Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практической работе социального педагога. Приведите примеры их реализации.

Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения.

Задание 4
Охарактеризуйте социально-педагогические технологии работы социального педагога.

Задание 5
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Источник

Основные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в преподавании математики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «методология»

Методология – это совокупность принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология науки – это система исходных теоретических положений, лежащих в основании исследования природных или общественных явлений, решающим образом влияющих на интерпретацию сущности и развития этих явлений.

Подход – это сумма приемов, способов воздействия на кого-либо в процессе изучения чего-либо, побуждения к чему-либо.

Педагогика математики базируется на собственных специфических методологических принципах.

Принципы преподавания математики

Принцип универсальности математического образования вытекает из универсальности математической науки, всеобщности ее методов, которые могут быть успешно применены в разных областях деятельности людей. В математике специально развиты целые разделы, необходимые для обслуживаний приложений. Например, математической статистикой предоставлен аппарат по обработке экспериментальных данных независимо от того, какая наука их получила. Также отдельные частнонаучные методы математики могут перерастать свое узкое назначение и превращаться в общенаучные.

Универсальность методов математики проявляется интенсивной математизацией всех областей знаний. Обычно рассматривают три уровня использования математики в других науках:

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, математика – универсальный, общенаучный метод познания, служащий инструментом построения теории других наук, а математические законы и теории обладают всеобщим характером. Все это должно отражаться в содержании математического образования и методах изложения учебного материала.

Принцип единства фундаментального и прикладного математического образования. Характер математического образования тесно взаимосвязан с его содержанием. В вузах математику изучают студенты разных специальностей, но уровень освоение различных фрагментов математического содержания отличается у студентов разных специальностей.

*Принцип единства теоретических и практических математических знаний.* Математическое знание обычно разделяют на теоретическое и практическое, но такое разделение условно. Изначально математическое знание возникло в качестве практического, представляющего сумму приемов решения задач организации торговли, сбора налогов, календарных подсчетов и измерения линейных параметров и пр. Уже позже появилась необходимость систематизации найденных математических фактов, выяснения их взаимосвязи, объединения в единую теорию, появилось теоретическое знание. Позже, сочетанием теоретических и практических исследований оказывается взаимное стимулирующее воздействие, то есть расширяются рамки применения математических методов в других науках, а с другой стороны идет развитие собственно математического аппарата.

*Принцип межпредметности математического образования.* Универсальность математических методов – одна из особенностей математики, так как она представляет собой язык других областей знания, позволяя обнаружить существующие объективные взаимосвязи разных наук, которые порождает единство и целостность материального мира, свойства которого изучаются.

Межпредметность образования – условие и средство комплексного подхода к воспитанию, обучению и развитию учеников. Это можно объяснить тем, что на межпредметной основе идет формирование современной картины мира, которая представляет базу научного мировоззрения.

Межпредметность при обучении математики дает возможность показать различные области ее приложения, повысив мотивацию студентов при изучении данной дисциплины. Межпредметность помогает развивать мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность учащихся.

Принцип единства математического и профессионального мышления. В общеобразовательных школах математическое мышление формируют в первую очередь в качестве части общей культуры, а в вузе оно превращается в базу для развития профессионального мышления будущего специалиста.

Обычно говорят, что у инженера мышление техническое, у архитектора – пространственное, работников искусства – художественное и пр. Но при этом подразумевают особенности мышления специалиста, которые помогут ему быстро решить разного рода проблемы в выбранной предметной области. Иными словами, процесс развития математического мышления способствует формированию профессионального мышления студентов.

Принцип профессионально-прикладной направленности математического образования вместе с принципом гуманизма – ведущий методологический принцип в преподавании математики. Он предполагает, что в вузе математическое образование рассматривается с двух точек зрения:

Принцип профессионально-прикладной направленности дает возможность ориентироваться в методах и средствах преподавания математики, с новых позиций пересматривать традиционные дидактические принципы, а также формулировать ряд специфических принципов, характерных только процессу обучения математике в вузах, что обеспечит целостный и полноценный образовательный процесс. В системе дидактических принципов обучения математике в вузах профессионально-прикладная направленность – основной, системообразующий принцип, вокруг которого группируются все остальные принципы.

Источник

Статья «Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания математики»

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания математики.

Как и каждая методика, МПМ опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся.

· содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;

· знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;

· учить школьников обосновывать и замечать математические закономерности;

· внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;

· раскрывать динамику развития самой науки математики;

· следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;

· приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки. Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:

· воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;

· добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;

· помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;

· внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;

· внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;

· использовать при учении различные виды взаимопомощи;

· расширять методы и формы самостоятельной работы учащихся;

· учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;

· не допускать чрезмерной опеки учащихся;

· учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.

Принцип систематичности и последовательности:

· выделение системы понятий и наиболее важных теорем, правил, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;

· выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;

· систематическое использование различных видов наглядности: схем, таблиц и т.д.;

· осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; использование алгоритмов;

· обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от знаний к умениям, от известного к неизвестному, а от них – к навыкам. Принцип доступности:

· использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);

· опираться в процессе обучения на индивидуальные и возрастные особенности учеников;

· выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;

· опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;

· не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.

Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:

· объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;

· раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования, но и для творческой деятельности в сферах материального производства;

· развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;

· стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;

· развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;

· предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.

Принцип прочности знаний:

· во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;

· изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;

· частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;

· важной формой закрепления, пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.

· при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);

· не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;

· нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;

· во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;

· во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности; · необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.

Принцип индивидуализации обучения:

· постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);

· устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие – нейтрально;

· использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).

Таким образом, из дидактических принципов вытекает ряд методических требований к процессу обучения математике в общеобразовательной школе. Комплексное использование дидактических принципов и методических требований является методологической основой МПМ для разработки целей и задач математического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса. Без их знания учителю математики нельзя планировать и осуществлять эффективную работу по обучению, воспитанию и развитию учащихся. Они являются основными критериями при анализе урока математики и при определении надежной методической системы преподавателя.

Возможны различные подходы к определению последовательности в изучении теоретического материала и решении задач:

1) изучается небольшой блок теоретического материала, затем решаются задачи, связанные с ним (традиционный подход);

2) ведётся “опережающее” изучение теоретического материала, после изучения крупного блока теории решаются задачи сразу по всему материалу этого блока;

3) ведётся “опережающее” решение задач (теоретический материал темы рассматривается вначале на ознакомительном уровне, теоремы пока не доказываются; после ознакомления с формулировками определений и теорем сразу переходят к решению задач; по мере приобретения навыков решения задач обращаются к изучению доказательств теорем теоретической части курса, причём многие из этих доказательств проводятся учащимися самостоятельно).

Различают стандартные, имеющие определённый алгоритм решения (алгоритмически разрешимые задачи) и нестандартные задачи, не имеющие общего алгоритма решения.

Нестандартные задачи имеют отчётливо выраженную развивающую функцию.

Функции решаемой стандартной задачи зависят от того, какими теоретическими знаниями обладают учащиеся к моменту её решения. Если учащимся известен алгоритм решения этой задачи, то её можно считать шаблонной.

Если к моменту решения стандартной задачи общий метод её решения неизвестен, то такая задача является нешаблонной (при её решении необходимо обнаружить общий метод решения или применить какой-либо искусственный приём).

Нестандартные и нешаблонные задачи объединяются в группу творческих задач.

Например: произведение трёхзначного числа а на 7 является кубом натурального числа, найти число а.

Источник

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания математики.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания математики.

МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся.

 содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;

 знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;

 учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;

 внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;

 раскрывать динамику развития самой науки математики;

 следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;

 приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки. Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:

 воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения; добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;

 помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;

 внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;

 шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;

 использовать различные виды взаимопомощи при учении;

 расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;

 учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;

 не допускать чрезмерной опеки учащихся;

 учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.

Принцип систематичности и последовательности:

 выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;

 выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;

 систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;

 осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;

 обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному, от знаний к умениям, а от них – к навыкам. Принцип доступности:

 использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);

 опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников;

 выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;

 опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;

 не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.

Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:

 объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;

 раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования, но и для творческой деятельности в сферах материального производства;

 развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;

 стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;

 развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;

 предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.

Принцип прочности знаний:

 во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;

 изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;

 частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;

 важной формой закрепления, пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.

 при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);

 не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;

 нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;

 во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;

 во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности; необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.

Принцип индивидуализации обучения:

 постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);

 устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие – нейтрально;

 использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).

Таким образом, из дидактических принципов вытекает ряд методических требований к процессу обучения математике в общеобразовательной школе. Комплексное использование дидактических принципов и методических требований является методологической основой МПМ для разработки целей и задач математического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса. Без их знания учителю математики нельзя планировать и осуществлять эффективную работу по обучению, воспитанию и развитию учащихся. Они являются основными критериями при анализе урока математики и при определении надежной методической системы преподавателя.

Возможны различные подходы к определению последовательности в изучении теоретического материала и решении задач:

1) изучается небольшой блок теоретического материала, затем решаются задачи, связанные с ним (традиционный подход);

2) ведётся “опережающее” изучение теоретического материала, после изучения крупного блока теории решаются задачи сразу по всему материалу этого блока;

3) ведётся “опережающее” решение задач (теоретический материал темы рассматривается вначале на ознакомительном уровне, теоремы пока не доказываются; после ознакомления с формулировками определений и теорем сразу переходят к решению задач; по мере приобретения навыков решения задач обращаются к изучению доказательств теорем теоретической части курса, причём многие из этих доказательств проводятся учащимися самостоятельно).

Различают стандартные, имеющие определённый алгоритм решения (алгоритмически разрешимые задачи) и нестандартные задачи, не имеющие общего алгоритма решения.

Нестандартные задачи имеют отчётливо выраженную развивающую функцию.

Функции решаемой стандартной задачи зависят от того, какими теоретическими знаниями обладают учащиеся к моменту её решения. Если учащимся известен алгоритм решения этой задачи, то её можно считать шаблонной.

Если к моменту решения стандартной задачи общий метод её решения неизвестен, то такая задача является нешаблонной (при её решении необходимо обнаружить общий метод решения или применить какой-либо искусственный приём).

Нестандартные и нешаблонные задачи объединяются в группу творческих задач.

Например: произведение трёхзначного числа а на 7 является кубом натурального числа, найти число а.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *