подходы к управлению процессом обучения
Сущность и основные подходы к управлению образовательными системами
Как легко дать предмету новое назва-
ние, так трудно изменить его сущность.
В богатейшем наследии мировой социальной мысли имеется множество направлений исследования проблем социального управ-
С.209
управления. Концепции управления — это научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией. В XX столетии было разработано значительное количество научных концепций управления, наиболее значительными из которых являются школа научного менеджмента (Ф. Тейлор), школа человеческих отношений (Э. Мэйо), эмпирическая школа (П. Друкер), школа социальных систем (Г. Саймон, Р. Каерт, Д. Марч), новая школа теории управления (Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев, Дж. Форрестер, Р. Акофф и др.), управление в кризисных ситуациях (Ч. Перроу), марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и отечественная социология труда (А.К. Гастев, Н.А. Витке, П.М. Керженцев).
Значительный вклад в развитие теоретических основ управления внесли многие отечественные исследователи. Среди них М.К. Бочаров (общая теория управления), В.Г.Афанасьев, В.А. Зверев (социальное управление), Ю.К. Васильев, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, П. В. Худоминский, В.А. Якунин (управление образовательными системами), С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Соколов, Р.Х. Шакуров (управление профессиональным образованием).
Современная теория управления учреждениями образования развивается как часть общей теории управления социальными организациями. Она имеет свои существенные особенности, отличающиеся от теорий управления организациями других видов. Однако в ее основе лежат общеуправленческие подходы (модели). Рассмотрим те из них, которые представляют определенный интерес для организации управления образовательными системами. Это механистическая модель (Ф. Тейлор, начало XX в.), классическая модель (А. Файоль, 1916), поведенческий подход к управлению (Э. Мэйо, 1930), системный и ситуационный подходы к управлению (П. Лоуренс, Дж. Лорш, 1992), процессный подход к управлению.
Ф. Тейлор показал, что управление, осуществляющееся на научных принципах (выработка истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; научное обучение их и тренировка; тесное, дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями), позволяет получать значительно более высокие результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте. Существенным недостатком теории управления Ф. Тейлора является то, что в ее основе лежит механистическая модель организации, работающей по принципу отлаженного часового механизма. Научная организация труда предполагает выработку многочисленных правил, законов, формул, которые должны заменять собой личное суждение индивидуального работника. Теория ориентирована на создание стабильно функционирующей, а не развивающейся организации.
С.210
Первую целостную модель управления организациями предложил А. Файоль, впоследствии эта теория получила название классической. Собственно управленческая деятельность — это способы и шаги в рациональной организации систем управления. Управление, по Файолю, предполагает необходимость учета значительного количества факторов. Таким образом, А. Файолем была заложена идея ситуационного управления. Способами рациональной организации систем управления, по Файолю, являются: предвидение (учет будущей перспективы и разработка программы действий); хорошая организация (необходимость строить двойной материальный и социальный организм предприятия); умение распоряжаться (заставлять персонал предприятия, учреждения надлежаще работать); координация (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия руководства и подчиненных); контроль (следить за тем, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).
А. Файоль впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. В центре классической теории управления находится формальная структура учреждения, т.е. способ группировки работ и распределения полномочий и ответственности субъектов. Однако, так же как и Ф. Тейлор, А. Файоль не рассматривал вопросы управления в связи с развитием организации.
Основателем поведенческого подхода к управлению стал американский социолог и психолог Э. Мэйо. Главными факторами, по Э. Мэйо, оказывающими влияние на эффективность деятельности организации, являются социально-психологические, прежде всего отношения в коллективе. В центре теории человеческих отношений (поведенческий подход) находится неформальная структура организации (совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также различные внутренние связи в группе и между группами). Теория человеческих отношений, сосредоточивая внимание на неформальной структуре малых групп, хотя и продемонстрировала их важность, но оказалась односторонней, поскольку организационное поведение людей зависит не только от характера неформальной структуры, но и от формальной структуры и психологических особенностей самого человека.
Системный подход к управлению возник в начале 1960-х гг. На процесс его становления в теории управления повлияли широко распространенное в то время в науке «системное движение» и стремление исследователей соединить достоинства классического и поведенческого подходов, преодолеть их ограниченность. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение организации не как суммы отдельных компонентов, а как системы. Система — совокупность частей, связанных и взаимодействующих
С.211
между собой таким образом, что возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Организация рассматривается во взаимодействии с внешней средой; ее эффективность определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно изменяются, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться и приобретать новые качества.
В качестве компонентов системы чаще всего выделяют следующие: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию, людей. Центральным компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят и технология, и структура, и другие компоненты. Идеи системного подхода оказали большое влияние на развитие управленческого мышления. Их значение особенно велико при выработке решений стратегического характера.
Основанием для разработки ситуационного подхода к управлению в 1960-е гг. стала резкая критика стремлений ряда исследователей найти универсальные принципы управления, применимые к любым организациям и условиям их деятельности.
Сторонниками ситуационного подхода к управлению были поставлены задачи разработки типовых управленческих решений (систем управления) для определенных ситуаций. В связи с этим появилась необходимость исследовать, какие модели управления в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными.
В контексте разработки ситуационного подхода к управлению американский ученый Ф. Фидлер в своих исследованиях показал, что не существует одного, самого лучшего стиля деятельности руководителя; эффективность стиля руководства зависит от структуры задачи, решаемой коллективом, от объема полномочий руководителя и его отношений с подчиненными (В.С. Лазарев, 1997).
Зарубежными и отечественными специалистами в области управления разработаны следующие модели социального управления:
— линейная модель — прямое воздействие на объект управления и сосредоточение в одних руках всех функций руководства;
— функциональная модель — действует в пределах определенных функций, при этом создаются управленческие подразделения;
— целевая модель — обеспечивает всю полноту линейных полномочий в рамках проекта;
— проектная модель — деятельность распределяется по двум группам: группа развития отвечает за стратегическое планирование, ресурсное и кадровое обеспечение; проектная группа занимается реализацией планов, анализирует окончательные результаты деятельности по всему проекту;
С.212
— матричная модель — наряду с функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем;
— адаптирующая модель — обеспечивает привлечение специалистов функциональных отделов во временные проектные группы для решения возникающих задач;
— дивизиональная модель — ей присуща множественность принципов дифференциации при создании отделений в данном учреждении;
— модель «венчурная организация» — отличается высокой степенью самостоятельности руководителей подразделений. Это небольшие организации, в кратчайшие сроки осуществляющие научные идеи, создающие на их основе продукты или технологии, например экспериментальные педагогические площадки.
Процессный (функциональный) подход развивает положения классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов. Управление рассматривается представителями этого подхода как целостный процесс реализации управленческих функций: планирования, организации, руководства, контроля. Сторонниками процессного подхода признаются в равной степени важными для эффективности управляющей системы как формальная, так и неформальная структуры организации.
При системном подходе к управлению в основе построения управляющей системы лежит обобщенная модель процесса выработки решений, при процессном — управленческие задачи решаются на основе моделей реализации функций управления. При этом принимаются разнообразные решения, выработка которых осуществляется по разным схемам. Признается, что не существует одного, самого лучшего состава управленческих функций для разных систем управления и не существует какого-либо лучшего способа реализации функций каждого типа. Все зависит от ситуации.
Теория принятия решений и количественный подход (эмпирическая школа) активно разрабатывались в 1950— 1970-е гг. П. Друкером, В. Леонтьевым, У. Плоуменом и др. Этой школой также предложены экономико-математические методы и модели производственных процессов.
В 1970—1990-е гг. силами М. Портера, Р. Акоффа, А. Маслоу разработана теория стратегий, инноваций и лидерства. Разработка стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор ее конкурентоспособности; исследована роль инновационного менеджмента; разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом.
Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» создана в 1980— 1990-е гг. учеными Дж. Грейсоном, Т. Питерсом, Р. Уотерменом и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды. Разработаны модели оптимального функционирования экономики, глобализации и интернационализации менеджмента. Активно используются гибкий стратегический и инновационный менеджмент, ресурсосберегающие технологии и др.
Условно концепции управления можно разделить на две группы, приведенные в табл. 7.
Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования
В последние два десятилетия в школьном образовании произошли существенные изменения в структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах. Перестройка школьного образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая с необходимостью влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области
Кафедра «Управления и качества образования»
Тема: Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования
Слушатели: Герасимова И.Г., заместитель директора по инновациям Гимназия №1, г.Шахтинск
Тукмакова О.В., заместитель директора по УВР Гимназия №1, г.Шахтинск
Цей Л.Ю., заместитель директора по УВР ОШ №3 г.Шахтинск
Антощук Л.А. заместитель директора по инновациям Гимназия №5, г.Шахтинск
(Ф.И.О. преподавателя, должность)
Дата сдачи работы 08.04.2016г
Основная часть. Планирование и управление проектом.
В последние два десятилетия в школьном образовании произошли существенные изменения в структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах. Перестройка школьного образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая с необходимостью влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием. С помощью этого разнообразия возможно осуществление изменений в характере учебного труда обучающихся, учебно-воспитательной работе педагога, деятельности руководителя образовательного учреждения. Рассматривая логику управления педагогическими системами и образовательными процессами с позиции современных подходов, в первую очередь выделим функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности. Виды деятельности, которые осуществляет управляющий субъект, называют управленческими функциями (М.Альберт, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.Х.Мескон, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, А.Файоль, Ф.Хедоури, Т.К.Чекмарева, В.А.Якунин). Каждая такая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.
Необходимо отметить, что функциональный подход к управлению педагогическими системами и образовательными процессами позволил практикам целостно представить свою деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов.
Актуальность: сегодня разработка проблем управления в педагогике немыслима без методологии системного подхода. Если мы признаем школу и образовательный процесс системами, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер. Считается, что применение данного подхода снижает случайность и стихийность в управлении.
Цель: совершенствование системы управления на основе реализации идей новой философии образования для повышения качества образовательного процесса.
Идея: Принятие управленческих решений на основе новых философских идей «Мәнгілік ел», инклюзивный подход в образовании, трехъязычие, развитие функциональной грамотности, …
Проведен проблемно-ориентированный анализ системы управления образовательным процессом
Разработана новая модель системы управления образовательным процессом.
Осуществлен мониторинг эффективности новой модели системы управления
Представлены Рекомендации по внедрению новой модели системы управления
Изучение и оценка нормативно-правовой базы, определяющие концептуальные идеи новой философии образования.
Изучение состояния системы управления образовательным процессом школы и определение проблем.
Разработка новой модели системы управления образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования.
Мониторинг эффективности новой модели системы управления образовательным процессом.
Разработанная модель системы управления образовательным процессом позволит достичь следующих результатов:
90% педагогов используют новые подходы к обучению.
70% учащихся вовлечено в творческую, интеллектуальную деятельность.
40% учащихся вовлечены в патриотическое движение «Жас үлан».
Внедрение инклюзивного образования.
Повышение качества знаний на4-8%.
Эффективная и качественная деятельность современного образовательного учреждения возможно только при планировании собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества, государства. В таких условиях, необходимым выступает принятие за основу развития образовательного учреждения какого-либо методологического подхода. В работах указывается, что исторический анализ развития науки управления позволяет выявить три наиболее общих подхода в теории управления — процессный, системный и ситуационный. Процессный подход рассматривает управление как процесс, серию непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Анализ литературы позволяет выделить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров или заключение сделок и другие. Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. При системном подходе специфика объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей отношений между ключевыми элементами. В соответствии с этим подходом руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным моментом является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Он пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом на первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Таким образом, развитие науки управления предлагает разные подходы и содержание управленческой деятельности. Остановимся на некоторых подходах управления развитием образовательного учреждения. К распространенному подходу управления образовательным учреждением следует отнести системный подход. В работе указывается, что образовательное учреждение представляет собой целостную социально-педагогическую систему, управление ею требует адекватного, системного подхода. Они рассматривают образовательное учреждение как социально-педагогическую систему в нескольких аспектах: системно-структурном, системно-функциональном, историческом, системно-коммуникативном, информационном и управленческом. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (между звеньями школы, учителями, учениками и т. д.). На основе системного подхода, построены и другие подходы к управлению образовательным учреждением. В работе указывается, что в качестве основных подходов к управлению развитием образовательного учреждения могут выступать следующие: системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем разного уровня. Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы. Коммуникативно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов. Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности. Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития. В исследовании [3] обоснован интегративно-вариативный подход к управлению развитием образовательного учреждения, который предполагает построение системы управления на основе выбора вариантов интеграции между элементами ее внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности для обеспечения ее разнообразия, разноуровневости, интегративности, преемственности в рамках системы. Педагогический аспект интегративно-вариативного подхода предполагает реализацию этого подхода на уровне управляемой подсистемы управления — объекта управления — педагогический системы образовательного учреждения. Управленческий аспект предполагает реализацию этого подхода на уровне управляющей подсистемы — субъекта управления. На уровне педагогической подсистемы учреждения создание вариантов интеграции должно определяться следующими факторами: потребностями детей, выраженными в социальном заказе; направленностями образования; образовательными программами; уровнями их освоения; формами организации деятельности; ожидаемыми результатами. Можно выделить несколько оснований для выбора вариантов интеграции: социальный заказ на дополнительное образование, в том числе интересы и потребности детей; цели образования детей, а также приоритеты деятельности образовательного учреждения. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративно-вариативного подхода к управлению учреждения. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам, по внутреннему и внешнему управляющему воздействию и др. Кроме подходов к управленческой деятельности большое внимание следует уделить принципам управления развития образовательного учреждения. В исследованиях выделены принципы управления качеством образовательного учреждения дополнительного образования детей, а именно: комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов; объективности — все то, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно; преемственности соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ; перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования; тотальности — вовлеченность в процесс управления всех; оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей; уровневости — принятие решений на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне; рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. В качестве современных принципов управления, в работе отмечаются такие, как лояльность к работающим, ответственность — обязательное условие успешного управления, коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали, атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих, своевременная реакция на изменения в окружающей среде, честное отношение и доверие к людям, этика и другие. Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения). Субъекты управления развитием образовательного учреждения: координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, педагогический состав. Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения. Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.
Планирование и управление проектом
Этапы реализации проекта
Изучение и оценка нормативно-правовой базы, определяющие концептуальные идеи новой философии образования.
1.1. Изучение нормативных документов МОН РК, содержащих концептуальные основы новой философии образования.
1.2. Издание приказа о создании целевых микрогрупп по реализации проекта
2.1. Определение стратегических ориентиров в образовательной политике.
2.2. Создание планов работы руководителями микрогрупп.
Стратегические направления совершенствования системы управления образовательным процессом.
Критерии показателей качества образовательной деятельности по направлениям
Изучение состояния системы управления образовательным процессом школы и определение проблем.
1.Анализ состояния системы управления образовательным процессом школы
3. Выбор инструментариев для создания модели.
4. Разработка новой модели системы управления
5. Разработка критериев оценки эффективности новой модели
1.Проблемно-ориентированный, SWOT-анализ состояния системы управления.
2. Стратегические направления совершенствования системы управления образовательным процессом в школе. 3.Новая модель системы управления образовательным процессом
Апробация новой модели системы управления образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования.
Изучение новых подходов к обучению, активных методов обучения (коучинги, семинары, мастер-классы, тренинги, подход LS, менторинг).
Проведение серии открытых уроков, участие в вебинарах, проведение вебинаров, предметных недель.
Участие в проектной деятельности, олимпиадах, международных конкурсах.
Система воспитательной работы на основе общенациональной идеи «Мәңгілік ел».
Включение учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс.
Обобщение методического опыта.
Административные срезы, ВШК.
Критериальное оценивание деятельности педагогов, предметных кафедр, школы в целом.
Обсуждение предварительных результатов в целевых микрогруппах.
90% педагогов используют новые подходы к обучению.
70% учащихся вовлечено в творческую, интеллектуальную деятельность.
40% учащихся вовлечены в патриотическое движение «Жас үлан».
Внедрение инклюзивного образования.
Повышение качества знаний на4-8%.
Мониторинг эффективности новой модели системы управления образовательным процессом.
1.Сбор и обработка результатов для определения эффективности новой модели системы управления.
2.Обсуждение эффективности новой модели системы управления на педагогическом совете.
3.Разработка выводов и рекомендаций по внедрению новой модели системы управления.
Выводы и рекомендации по внедрению новой модели системы управления
Модель системы управления образовательным процессом
Предметные кабинеты, в том числе новой модификации;
Интерактивное оборудование (доски, подиум, проекторы, компьютеры, копировальная техника);
Доступ к интернету;
Учебно-методическая, научная, художественная литература;
Бумага, канцтовары, мел;
Краска, маркеры, флипчарты;
Бланки (грамоты, дипломы, сертификаты);
• знание английского и государственного языка, основ информационно-поисковой грамотности для самостоятельного учения и непрерывного образования;
• стремление и готовность к саморазвитию и самореализации;
• здоровый образ жизни;
• умения работы в команде, быть лидерами и исполнителями в различных ситуациях делового и межличностного общения;
• толерантность и развитые чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
• готовность к творческой деятельности;
• умения ответственного выбора в образовательных и жизненных ситуациях;
• социальный оптимизм и социальная мобильность, готовность к преодолению трудностей в профессиональной и жизненной карьере.
Высокий уровень сдачи ЕНТ;
Языковые результаты (успешное участие в программах FLEX, Ielts);