подготовка мест занятий и организация обучения

Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.

К вопросам организации занятий относятся: материально-техническое обеспечение, выбор и подготовка мест занятий, учет метеорологических условий, профилактика травм и руководство учебной группой на занятии.

Выбор и подготовка мест занятий. Лучше всего, если район, в кото­ром проводится учебно-тренировочное занятие, представляет собой пересеченную лесистую местность. Надо составить план этой местнос­ти и отметить в нем ряд секторов, соответствующих задачам урока. На местности надо определить учебные площадки, учебные склоны, учебные лыжни и тренировочные лыжни.

Учебная площадка — это место, где проводятся занятия по обучению технике и ее проверке. Для этой цели пригодна большая лесная поляна, защищенная от ветра деревьями. Желательно, чтобы одна половина площадки была горизонтальная, а другая имела уклон 3—4°. Лыжня с таким уклоном, хотя бы и вне площадки, необходима для того, чтобы разучивать скользящий, накатистый шаг и одновре­менные ходы.

В зависимости от возраста, пола и подготовленности зани­мающихся и задач урока учебная площадка подготавливается по-разному. Некоторые виды учебных площадок для занятий пока­заны нниже:
подготовка мест занятий и организация обучения. 4. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-4. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка 4.

Лыжни на учебной площадке прокладываются преподавателем, они должны быть ровными и узкими; на широкой, плохо проложенной лыжне трудно изучать технику движения.

Размер площадки для учебной группы 12—15 человек — 100×40 м. На площадках меньших размеров частые повороты нарушают ритм и темп передвижения, мешают освоению и закреплению необходимых навыков. Но не рекомендуется и площадка больше чем 120х60 м, так как преподавателю на большом расстоянии трудно замечать ошибки и давать указания, а обучающимся издали не слышно замечаний преподавателя.
подготовка мест занятий и организация обучения. 5. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-5. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка 5.
Внутри площадки или рядом с ней преподаватель прокладывает для себя отдельную лыжню, на которой показывает различные движения и ход в целом.

Учебный склон — место, на котором проводится изучение спусков, подъемов, торможений и поворотов на лыжах. Учебных склонов должно быть несколько, так как изучение этих способов дви­жений требует различных условий местности.

При выборе склонов необходимо учитывать снежный покров и профиль: крутизну, длину, наличие неровностей и растительности. По крутизне склоны подразделяются на: малой крутизны (5—15°), сре­дней крутизны (15—25°), большой крутизны (25° и более); по протя­женности на: короткие (до 50 м), средние (до 150 м), длинные (свыше 150 м); по характеру местности: на гладкие и пересеченные; по наличию деревьев и кустарников: на закрытые и открытые.

В зависимости от подготовленности группы и задач урока лыжни на учебных склонах прокладываются по-разному.

Желательно, чтобы местность от учебной площадки до учебного склона была пересеченной. Это позволит передвигаться от площадки к склону среди деревьев, кустов, беспрерывно меняя направление, прео­долевая небольшие.

Учебная лыжня служит для передвижения определенными способами с целью закрепления навыков. При закреплении навыка в передвижении попеременными ходами учебная лыжня подбирается на слабопересеченной местности; при закреплении навыков в передвиже­нии одновременными ходами — на открытой местности с уплотнен­ным снежным покровом. Учебные лыжни представляют собой замкнутые вытянутые кривые протяженностью 2,5—3 км.

Маршруты учебных лыжней должны быть подобраны так, чтобы преподавателю удобно было наблюдать за участниками на дистанции. Кроме того, на отдельных отрезках надо проложить для преподавателя параллельную лыжню.

Тренировочные лыжни служат для совершенствования навыков, изученных на учебных площадках и склонах и учебных лы­жнях. Для этого лыжники в зависимости от местности сами выбирают подъемы и спуски.

Выбирают наиболее рациональный способ передвижения, учатся переходить с одного хода на другой, изменять стойку спусков, выбирать наиболее эффективные способы подъема, отрабатывают элементы тактики и техники в зависимости от условий (снежный покров, рельеф, направление ветра и т. п.)- Маршрут тренировочной лыжни проклады­вается по пересеченной местности. От занятия к занятию он усложняется и по мере надобности увеличивается.

Форма тренировочных лыжней может быть различна: круг, эллипс, два круга (один внутри другого), восьмерка и т. п. Дистанции 3 и 5 км рекомендуется прокладывать в виде одной замкнутой кривой, 10 км — в виде двух кривых, 20 км — в виде трех кривых (2 круга по 5 км и один—10 км). При таком разнообразном сочетании отрезков экономится время на выбор местности и измерение дистанции, создаются условия для того, чтобы научиться распределять силы на дистанции, а преподавателю чаще делать указания своим ученикам.

Источник

Подготовка мест занятий и организация обучения

подготовка мест занятий и организация обучения. image088. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image088. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image088. подготовка мест занятий и организация обучения. image088. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image088. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image088.проходят в близлежащих скверах, парках, зонах отдыха и т.п. Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе. Для учащихся I—IV классов порой достаточно подготовить лыжню на пришкольном участке.

Учебные лыжни служат для закрепления совершенствования техники изученных способов передвижения. Для совершенствова­ния техники попеременных ходов лыжня должна иметь ровные участки и пологие уклоны, для закрепления навыков передвиже­ния одновременными ходами целесообразно подобрать участки с более крутыми склонами и твердой опорой для палок, при совер­шенствовании техники преодоления подъемов крутизна склонов увеличивается. Трассы учебных лыжней должны быть проложены в виде петли и замкнутых кривых, близко подходящих друг к дру­гу в нескольких местах, чтобы учителю или тренеру было удобно наблюдать за учащимися, делать замечания, отмечать и исправ­лять ошибки. В зависимости от количества, подготовленности, возраста учащихся, задач урока или тренировочного занятия дли­на учебных лыжней может быть от 400 до 1000 м.

Учебные склоны служат для изучения спусков, торможений и поворотов в движении, а также способов преодоления подъемов. Если есть возможность, необходимо подобрать не один, а два-три склона различной крутизны, рельефа и длины. Это позволит ре­шать любые задачи урока и внеклассного занятия в зависимости от возраста и подготовленности учащихся и постепенно перехо­дить от пологих склонов к более крутым. На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут

подготовка мест занятий и организация обучения. image088. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image088. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image088. подготовка мест занятий и организация обучения. image088. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image088. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image088. подготовка мест занятий и организация обучения. image088. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image088. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image088.послужить причиной травм. Все эти предметы должны быть уда­лены еще осенью при подготовке склона.

Источник

Подготовка мест занятий и организация обучения

подготовка мест занятий и организация обучения. 1259991542 5. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-1259991542 5. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка 1259991542 5.Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту, точно как и в большом теннисе во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий. Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки — это близость их расположения к школе, что позволяет до минимума сократить время», затрачиваемое на переход от школы до учебных площадок, склонов и учебно-тренировочных трасс. В сельских школах подбор мест занятий не представляет большого труда. Обычно лес, луга, склоны оврагов располагаются в непосредственной близости от школы, но лучше проводить занятия в лесистой местности, защищенной от ветра. В городских школах уроки проходят в близлежащих скверах, парках, зонах отдыха и т. п. Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе. Для учащихся I—IV классов порой достаточно подготовить лыжню на пришкольном участке.

В любом случае качество учебной работы во многом зависит от тщательной подготовки лыжни. Лыжня всегда прокладывается ровной (без извилистости), достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается. Места для отталкивания палками с обеих сторон лыжни также уплотняются. Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту. При прокладке и накатывании лыжни группа должна пройти в две колонны: каждый лыжник прокатывает лыжню, чуть сместившись вправо или влево, т. е. один лыжник идет правой лыжей по месту толчков правой палкой, а левой — по лыжне для правой лыжи; второй — наоборот и т. д. При таком размещении сразу хорошо подготавливаются и лыжня, и места опоры для палок. Впереди для группы прокладывает лыжню опытный лыжник или учитель, который может наметить ее ровной и узкой. В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах).

Учебные площадки — это места, где проводится первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка. Для подготовки учебной площадки наиболее пригодна поляна в лесу или в парке. Можно ее подготовить и на опушке леса, но при этом необходимо учитывать господствующее направление ветра в этой местности в зимний сезон. Защищенность от ветра — это важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, выслушивать объяснение или следить за показом, а зимой, на пронизывающем ветру, это недопустимо. Желательно, чтобы половина площадки была горизонтальной, а другая имела небольшой уклон (2—3°), что позволит разучивать и совершенствовать скользящий шаг и одновременные ходы под уклон. В зависимости от наполняемости класса выбираются и размеры учебной площадки (для группы учащихся в 12—15 человек — 100X40 м). Меньшие площадки снижают эффективность обучения: частые повороты нарушают темп и ритм. Нецелесообразно значительно увеличивать размер площадок (более 120X60 м), так как большие расстояния не позволяют учителю заметить отдельные ошибки и дать своевременные указания. При большом количестве учащихся школьников следует располагать на внутренней лыжне. При передвижении друг за другом расстояние между учащимися не должно быть меньше 8—10 м, отсюда в зависимости от общего количества учеников и рассчитываются размеры площадки. Формы учебной площадки могут быть самые разнообразные в зависимости от местности — лучше в виде вытянутого четырехугольника с закругленными углами. Но можно и в виде эллипса или неправильного «круга». На площадке в зависимости от. количества и подготовленности школьников прокладывается одна или несколько лыжней (внутри площадки — лыжня для учителя).

Источник

Подготовка мест занятий и организация обучения

Эффективность лыжной подготовки во многом зависит от правильного выбора, своевременной и тщательной подготовки мест занятий. На первом этапе обучения овладение способами передвижения на лыжах происходит на учебных площадках и склонах, подготовка которых в естественных условиях вполне доступна самим занимающимся.

При выборе поляны и склона следует руководствоваться следующими требованиями: безопасностью для занимающихся (отсутствие, особенно на снежном полотне склона, деревьев, кустарников, пней, выравнивание чрезмерно крутых бугров, впадин, других неровностей); максимальная защищенность от ветра расположенными по периметру поляны и склона деревьями или кустарником; возможностью обеспечить контроль, чтобы занимающиеся постоянно находились в поле зрения педагога.

Многолетняя практика позволила накопить достаточно много разновидностей учебных площадок, обеспечивающих благоприятные условия для овладения избранным лыжным ходом. Готовят или раздельные площадки для коньковых и классических ходов, или общие, когда лыжню прокладывают сбоку, вдоль снежного полотна, как и на лыжной трассе. Чаще всего площадка имеет форму замкнутого прямоугольника с закругленными углами. При большом количестве занимающихся готовят две такие площадки, располагая их либо восьмеркой, либо одну внутри другой. Лыжню для преподавателя прокладывают в середине площадки. Удобны, особенно для классических ходов, 4-6 параллельных лыжни. Размер площадки определяют из расчета 6-7 метров для классических ходов и 9-10 метров для коньковых ходов на одного занимающегося. Слишком большие размеры затрудняют обучение из-за неудобств в общении педагога с учениками (рис. 35).

подготовка мест занятий и организация обучения. image075. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image075. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image075.

Рисунок 35. Учебные площадки

Для учебных целей используют склоны чаще всего не больше средней крутизны, на которых обучают спускам, подъёмам, поворотам, торможениям, преодолению неровностей (рис. 36). При проведении занятий на склоне надо быть особенно требовательным к его подготовке. На плохо укатанном склоне лыжи проваливаются и останавливаются, а лыжник при спуске продолжает двигаться, что может привести к тяжелейшим травмам суставов и связок ног. Наличие на склоне под снегом пней, камней также чревато тяжелыми последствиями. Необходимо неукоснительно соблюдать установленный и заранее оговоренный маршрут и порядок спуска и подъёма, чтобы исключить столкновение лыжников, идущих в разных направлениях, из-за пересечения направления спусков и подъёмов. Внизу склона должна быть площадка для выката.

подготовка мест занятий и организация обучения. image077. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image077. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image077.

Рисунок 36. Учебные склоны

Для закрепления двигательных навыков на втором этапе обучения используют учебную лыжню протяженностью чаще всего до 1,5 км. Она прокладывается по пересеченному рельефу, включающему подъемы, спуски и равнинные участки. На ней определяют участки, которые лыжники должны проходить заданным способом. При этом педагог делает им замечания и пояснения относительно правильности выполнения упражнений (рис. 37).

подготовка мест занятий и организация обучения. image079. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-image079. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка image079.

Рисунок 37. Учебные лыжни

Тренировочную лыжню используют на третьем этапе обучения для совершенствования навыков, приобретенных на учебной площадке, склоне и учебной лыжне, а также для развития функциональных способностей организма лыжника. Тренировочная лыжня (рисунок 38), в зависимости от решаемых задач, должна проходить по местности с разной степенью пересеченности и прокладываться в виде одной или нескольких замкнутых петель (кругов). Как учебная, так и тренировочная лыжни обязательно начинаются и заканчиваются недалеко друг от друга.

Источник

Лыжная подготовка

подготовка мест занятий и организация обучения. cover. подготовка мест занятий и организация обучения фото. подготовка мест занятий и организация обучения-cover. картинка подготовка мест занятий и организация обучения. картинка cover.

«…Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий. Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации…»

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лыжная подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Организация и методика проведения занятий

Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д.

Для обучения способам передвижения на лыжах должны быть подобраны и соответствующим образом подготовлены учебная площадка, склоны и тренировочные лыжни.

Пренебрежение организационной стороной урока и дисциплиной при проведении занятий по лыжному спорту может привести к нежелательным последствиям — травмам, обморожениям, а подчас и к несчастным случаям.

Непременные условия занятий — систематичность и плановость. Для этого необходимо иметь соответствующую программу, рабочий план и конспекты занятий.

При планировании обучения важно, чтобы содержание, форма работы и ее методика соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому раз-витию и технической подготовленности.

Успешность обучения технике передвижения на лыжах зависит не только от методики преподавания, но в значительной мере и от организации и условий проведения занятий: как подобран инвентарь, как выбраны места занятий, учтены ли метеорологические условия, выбрано ли место для преподавателя и все ли предусмотрено для предупреждения травм и обморожений.

В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей.

Учебная площадка — место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2–3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение.

На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3–5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами.

Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12–15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или женщины (когда группа смешанная). Кроме того, при занятиях однородной группы педагог вызывает на внутреннюю лыжню тех, кому следует дать индивидуальные замечания по технике выполнения отдельных элементов.

Внутри четырехугольника прокладывают лыжню для преподавателя — здесь он демонстрирует технику, отсюда руководит занятием.

Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок.

Учебно-тренировочные склоны — места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.

Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость.

Принимая все меры предосторожности для предупреждения травматизма, нельзя, однако, снижать воспитательного значения не-которого элемента риска на спусках и поворотах на скорости.

Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т. д.), несоблюдение гигиены тела и одежды.

Во время занятий в сильный мороз или ветер преподаватель должен осуществлять неослабный надзор и контроль за занимающимися и организовывать их взаимонаблюдение.

При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла.

Для начального обучения лучше подготовить склоны со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотной снежной основе. Если такой возможности нет, склон следует подготовить, пройдя его всей группой несколько раз «лесенкой».

При обучении спускам, подъемам, поворотам очень важно правильно организовать группу, строго определив, где спускаться и где подниматься.

Для закрепления и совершенствования техники передвижения, тактически правильного ее использования в различных условиях необходимо прокладывать тренировочные лыжни протяженностью 1–3 или 1–5 км и желательно в виде петель. Это позволяет лучше использовать рельеф местности, чаще наблюдать за занимающимися и давать им указания.

В процессе занятий преподаватель демонстрирует те или иные упражнения. Поэтому большое значение имеет правильный выбор преподавателем места. Он должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые им объяснения и видеть показываемые упражнения.

При обучении способам подъемов преподаватель дает объяснения у подножия горы, а следит за их выполнением, несколько поднявшись в гору.

При обучении торможениям и поворотам педагог строит группу на площадке у подножия горы. Здесь занимающиеся выполняют под-водящие упражнения. Далее он поднимается несколько вверх, чтобы видеть, как они делают повороты вокруг него.

В процессе занятий педагогу нужно следить за метеорологическими условиями — температурой воздуха, ветром, влажностью, снежным покровом. В зависимости от этих условий, их влияния на организм лыжников необходимо вносить коррективы в организацию и методику проведения урока.

Так, в дни с резко пониженной температурой воздуха занимающимся надо порекомендовать соответствующим образом одеться, в занятиях уменьшить паузы и объяснения на месте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *