подготовка к школе ктп обучение грамоте

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

подготовка к школе ктп обучение грамоте. 8566f4c2d02125bca90868a19516299e. подготовка к школе ктп обучение грамоте фото. подготовка к школе ктп обучение грамоте-8566f4c2d02125bca90868a19516299e. картинка подготовка к школе ктп обучение грамоте. картинка 8566f4c2d02125bca90868a19516299e. Галина Владимировна Васильева
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте

№п/п Тема ООД Программное содержание Методический источник

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» №1 с. 12

2 Гласный звук У, буква У, у. Определение места звука в словах утка, арбуз, кенгуру.

Определение количества слогов в словах. Дидактическая игра «Телеграф».

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» №2, с. 15

3 Закрепление звуков А, У

Закрепление звуков А, У; соответственно — букв и слогов. Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог. Соотнесение произносимых и составленных. слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой схемой Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» № 3, с. 18

4. Гласный звук О, буква О.

1.Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Используются загадки и иллюстративный материал.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» № 4, с. 19

1 Согласный звук М (М’, буква М.

Определение места Календарно — тематическое планирование образовательного процесса в подготовительной группе Календарно – тематическое планирование образовательного процесса в подготовительной группе на июнь. 1. Тематическая неделя «Мир детства».

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе Сентябрь 1. Мир звуков. Всегда ли человек умел говорить? Познакомить детей с миром звуков; дать понятие о «звуке»; учить инсценировать.

подготовка к школе ктп обучение грамоте. detsad 13421 1553624158. подготовка к школе ктп обучение грамоте фото. подготовка к школе ктп обучение грамоте-detsad 13421 1553624158. картинка подготовка к школе ктп обучение грамоте. картинка detsad 13421 1553624158.Календарно-тематическое планирование по теме «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Календарно-тематическое планирование по теме «Народная культура и традиции» (2-4 неделя марта) Цель:расширение представлений у детей об.

Календарно-тематическое планирование недели «Наше здоровье в наших руках» в подготовительной группе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»ПонедельникУтро Игровая деятельность.

Календарно — тематическое планирование «Моя страна» в подготовительной группе Тема: «Моя страна» Цель: Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что на Земле.

Календарно-тематическое планирование недели «Физкультура и спорт» в подготовительной группе День недели Понедельник» Режимные моменты Программные задачи Формы работы Индивидуальная работа Развивающая среда Утро: Развивать любовь.

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Осень» Тема: «Осень» (21.10-25.10.2019). Задачи: Расширять представления детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять.

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Водные просторы родного края» Понедельник. Организация нод: 1. ОГ. Закрепление звука Г. Сопоставление Г и К. Чтение слов на слоговой таблице. 4-119. 2. ХЭД. Тема: «Азбука.

Календарно-тематическое планирование «Народы Байкала» в подготовительной группе Тема: «Народы Байкала» Цель: расширить представление детей о народах Байкала, их традициях. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную.

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Правила движения достойны уважения» Календарно-тематическое планирование Группа подготовительная Тематический блок «Основы безопасной жизнедеятельности» Тема недели: «Правила.

Источник

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения.

Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование понятия о предложении.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Формирование сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление с буквой М. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.

Формирование представления о предложении.

Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Знакомство с буквой К. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.

Формирование представления о предложении.

Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слухового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Знакомство со звуками ( б), (б’), буквой Бб, формирование понятий о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуками (д ), (д’), буквой Дд. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, грамотных навыков, координации речи с движением.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.

Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуками (з) –(з’ ) и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуком (ш) и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуком (ж) и буквой Жж. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Жж. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуком (э) и буквой Ээ. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ээ. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление со звуком (й) и буквой Йй. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление с буквой Ее. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ее. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление с буквой Юю. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ознакомление с буквой Яя. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Закрепление пройденных букв.

Закрепление навыков чтения слогов, слов, предложений, текстов с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Формирование представлений о русском алфавите. Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Источник

Рабочая программа. Подготовка к школе по грамоте.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

от__________ 2016 года

__________ И.К. Ходанич

Подготовка к школе.

«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

платное дополнительное образование

Разработана на основе программы

Н. А. Федосовой «Преемственность.

Подготовка детей к школе».

Пояснительная записка стр. 4-9

Учебный план стр. 10

Нормативные документы стр. 11-12

Используемая литература стр. 13-14

Содержание программы (совершенствование и развитие устной речи) стр. 15-22

Годовое тематическое планирование стр. 23- 33

Планируемые результаты стр. 34- 35

Содержание программы (введение в математику) стр. 36-38

Годовое тематическое планирование стр. 39- 41

Планируемые результаты стр. 42- 47

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира . В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.

Цель данной программы: в сестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Адаптация к школьному обучению проходит через:

формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

логическую и символическую пропедевтику.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

— единство развития, обучения и воспитания;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— систематичность и последовательность;

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— доступность и достаточность.

обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

формирование его готовности к систематическому обучению.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;

наполняемость групп от 10 до 20 человек;

форма проведения занятий – игровая, двигательная.

режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут.

график занятий: вторник, четверг с 16-16-30ч.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» (УМК «Школа России»).

Обучение в школе осуществляется с помощью учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.

Программа «Школа России» доступна для учащихся, гарантирует достижение положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.

Комплект
«Школа России»

Горецкий В. Г. и др. «Русская азбука»

Федосова Н.А. «Прописи 1-4»

Канакина В. П.,Горецкий В. Г. «Русский язык»

Моро М. И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

на 2016-2017 уч. год

Количество часов в неделю

«Введение в математику»

«Совершенствование и развитие устной речи»

Максимальный объём учебной нагрузки

Учебный план занятий «Школы будущего первоклассника» составлен на основе:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » ;
— Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;

В соответствии с общими целевыми установками деятельности образовательного учреждения учебный план «Школы будущего первоклассника» обеспечивает реализацию следующих задач:
1. обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
2. развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;

Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Данная программа имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при которых учитываются следующие тенденции развития:

от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Авторы программы «Преемственность»:

Концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция базируется на следующих принципах : непрерывности развития ребенка; общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; развития творческих способностей у детей; развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; развития и укрепления здоровья личности; развития духовно-нравственных убеждений личности; развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.

В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Раздел «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет программу «От слова к букве». Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

Раздел «Введение в математику» представлен программой курса «Математические ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Развитие слухового и зрительного восприятия

Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

Развитие слуховой и зрительной памяти

Развитие мышления и речи

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование коммуникативных навыков

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

Совершенствование навыков монологической речи

Совершенствование навыков диалогической речи

Развитие мимики и пантомимики

Развитие фантазии и воображения

Развитие способностей к глубокому образному мышлению

Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

Развитие творческих способностей

Формирование эмоционально-волевой сферы

Формирование этических представлений

Повышение уверенности в себе

Научить принимать решения

Рабочая программа «Совершенствование и развитие устной речи» и «Подготовка к обучению чтению и письму»

Рабочая программа по русскому языку для дошкольников (в рамках дополнительных

платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

Помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.

Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка

(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне

навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими,

является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— формирование грамматического строя речи ребенка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,

предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной

литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в

процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.

При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и

осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.

Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны

познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.

Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,

— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с

эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных

действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства

— эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

— разучивание наизусть и выразительное чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом

слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику,

развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте

фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;

обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,

предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к

самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.

Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,

артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков.

Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Годовое тематическое планирование

«Совершенствование и развитие устной речи»

краткое содержание занятия

Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.

Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых.

Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки)

Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)

Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками.

Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука. Д/и «Для кого картинка?»

Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)

Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки)

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа звука «О». Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова)

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки)

Знакомство со звуком «Ы» (его символом).

Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны..)

Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы)

Д/и «Разложи картинки к символам»

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами.

Рисование символов звуков пальчиком на манке.

Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах)

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами.

Д/и «Подарки для Ани и Оли» (подбор картинок с нужным звуком)

Д/и «Назови словечко с нужным звуком»

Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ…)

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного.

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)

«Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение фишками синего и зеленого цвета)

Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова)

Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Магазин» (картинки)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН)

Звук «Н». Характеристика звука «Н»

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ…

Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем мы во двор слов особенных подбор»

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом

Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ

Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?»

Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ.

Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом.

Игровой момент: приход в Гости Буратино.

Характеристика звука (по таблице).

Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б»)

Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО…

Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино» (картинки)

«Разные загадки от кота Васятки»

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.

Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «П»

Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П»)

Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки)

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез звукосочетаний

краткое содержание занятия

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез звукосочетаний

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез звукосочетаний

Закрепление полученных навыков

Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги)

Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных)

Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком)

Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»)

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

краткое содержание занятия

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Выбери словечки из стихотворения»

Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..

Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП)

Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом)

Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков)

Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «Т»)

Дифференциация звуков «Д-Т»

Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Подарки для Тима и Димы»

краткое содержание занятия

Закрепление полученных навыков

Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ

Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»)

Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Магазин» (подбор слов)

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Цепочка слов» (подбор слов)

Д/и «Вспомним сказку»

Дифференциация звуков «Г-К»

Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…)

Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК)

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Синтез звукосочетаний, коротких слов

Закрепление полученных навыков

Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех)

Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?»

Разгадывание ребусов, кроссворда

краткое содержание занятия

Звук и буква «Л».Д/ упр. Чтение слогов.

Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов

Звук и буква «Ю». Звукобуквенный анализ (ЮУИ, ЮИУ, юУА…)Работа с предложением

Звук и буква «З» Характеристика звука «З» Отгадывание «загадок от кота Васятки»

Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»; печатание буквы З», чтение слогов

краткое содержание занятия

Звук и буква «С» Характеристика звука «С» Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов.

Звук и буква «Ш» Характеристика звука «Ш» Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов.

Звук и буква «Ж» Характеристика звука «Ж» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж». Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик.

Звук и буква «Л» Характеристика звука «Л» Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель»

Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов., определение местонахождение звука Л» в слове.

краткое содержание занятия

Дифференциация «Р-Л» Д/упр. «Найди лишнее слово», «Хлопни в ладоши», « Повтори слоговой ряд», «Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь). Составь предложения со словами: корабль, камель, лагерь, ларек, зеркало, карусель.

Преобразование слов с помощью разрезной азбуки: игла- игра,: иглы- игры, лак- рак; лама- рама; жил-жир;

Звук и буква «Ч» Характеристика звука «Ч» Отгадывание «загадок от кота Васятки

Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»; печание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача. Правила «ЧА»

Звук и буква «Е-Ё» Характеристика звуков «Е-Ё» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён.

Звук и буква «Щ» Характеристика звука «Щ». Скороговорка» Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит, плащ)

— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо,

быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;

— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая

дикция способствуют эффективному общению;

— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

— правильно произносить все звуки;

— отчетливо и ясно произносить слова;

— выделять из слов звуки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

— соблюдать элементарные гигиенические правила;

— ориентироваться на странице тетради.

Дошкольники должны знать :

Отличие буквы от звука.

Конфигурацию печатных букв.

Назначение прописной и строчной буквы

Отличие прописных букв от печатных. 10

Дошкольники должны уметь :

Ориентироваться на странице тетради

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Отличать заглавные и строчные буквы.

Рабочая программа «Введение в математику»

Курс «Математические ступеньки» (автор С. И. Волкова)

Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

Просвещение, 2013 г.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей

познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем

(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого

элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить

последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и

— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их

использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Годовое тематическое планирование

«Введение в математику»

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа)

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

Ориентация на плоскости: слева, справа.

Длина. Длиннее – короче.

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше.

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

Число и цифра 2. Понятие «пара».

Число и цифра 3. Состав числа 3.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Понятие «равенство». Знак «=».

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +.

Число 10. Особенности записи числа 10.

Десяток. Образование и название чисел от 10 до 20

Числа от 10 до 20. Чтение и запись чисел.

Числа от 10 до 20. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Числа от 10 до 20. Сравнение чисел.

Табличные случаи сложения.

Табличные случаи вычитания.

Табличные случаи сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Числа от 1 – 10. Последовательность и состав чисел.

Величины. Действия с величинами.

Числа от 10 – 20. Сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Величины. Масса. Килограмм.

Величины. Объем. Литр.

Сложение и вычитание величин.

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),

различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Дошкольники должны знать :

— состав чисел первого десятка;

— как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

— название текущего месяца, последовательность дней недели;

— монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Дошкольники должны уметь :

— называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

— соотносить цифру с числом предметов;

— пользоваться арифметическими знаками действий;

— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— измерять длину предметов с помощью условной меры;

— составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

— делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

— ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

— сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и

— понимать относительность свойств объекта;

— делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

— уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника» , которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

— наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

— заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

— наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

Модель выпускника дошкольного отделения.

Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.

Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *