под чьим руководством осуществляется индивидуальное обучение сотрудника
Обучение персонала: ставим цели — выбираем методы
Затраты на обучение персонала — это не пустые расходы, а вложения в развитие сотрудников, а значит, и всего предприятия. К этой мысли уже давно пришли руководители крупных корпораций и все чаще задумываются представители среднего бизнеса. При таком подходе организация обучения становится отдельным трудоемким участком работы кадровой службы.
Сформулируем цели
Задумываясь о системе обучения персонала, руководители чаще всего решают круг вполне понятных управленческих задач:
Из существующего многообразия видов и форм обучения персонала можно выбрать несколько наиболее эффективных для достижения конкретной цели. Нужно только оценить, насколько она своевременны с точки зрения этапа решения задачи и приемлемы для уровня развития группы/сотрудника. Немаловажный фактор — экономическая оправданность выбранных методов.
Виды и подвиды
В зависимости от цели, которую ставит перед собой руководитель в отношении группы работников, выделяют три вида обучения:
Потребность в переподготовке и повышении квалификации может также возникнуть, когда меняются требования к профессии или должности.
Иногда выделяют еще адаптационное обучение. Его цель — комфортная адаптация новых работников, освоение ими своих трудовых функций.
Оформляйте документы по подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников в программе Контур-Персонал.
Классификаций методов обучения персонала существует множество. Чаще всего выделяют активные и пассивные (по степени вовлеченности обучаемого в процесс), групповые и индивидуальные, длительные и краткосрочные, очные и заочные методы.
Еще одно основание для деления методов на две большие группы — возможность совмещать учебу с работой. Будет ли достигнута поставленная цель, если обучение пройдет без отрыва от производства?
Учеба вне рабочего процесса позволяет сотруднику абстрагироваться от текущих задач, выйти за рамки привычных алгоритмов действий. Широко используются формы лекций, семинаров, тренингов, деловых игр и пр. Обучение на рабочем месте более специфичное, оно отличается практической направленностью, напрямую связано с производственными функциями сотрудника. В этом случае применимы наставничество, делегирование полномочий, ротация, копирование, метод усложняющихся заданий и пр.
Неправильно подобранные методы могут свести на нет положительный эффект от проведенного обучения. И здесь надо отталкиваться от поставленных целей и задач.
«Важно правильно снять информацию с руководителя и оценить исходную ситуацию. Бывает так, что пришел запрос на навыковое обучение для сотрудников, а после анализа вводных мы понимаем, что надо прорабатывать бизнес-процессы. Такое тоже случается», — предостерегает руководитель корпоративного университета компании СКБ Контур Александра Лузина.
Свои или чужие?
Задумавшись об обучении сотрудников, руководитель должен четко представлять, как будет организован процесс, какие ресурсы будут задействованы. И здесь тоже есть варианты: обучать персонал самостоятельно (внутреннее обучение) или пользоваться услугами сторонних компаний (внешнее).
Несомненный плюс внутреннего обучения — погруженность наставника в производственные процессы и корпоративную культуру, возможность оперативно получать обратную связь и наглядные результаты. Кроме того, внутри компании специалисты кадровых служб или учебных центров имеют определенный простор для творчества, выбирая методы обучения.
«Постоянно ищем и пробуем новые методы. Не так давно разработали и провели бизнес-игру. Форма оказалась очень трудоемкой и энергозатратной как в подготовке, так и в проведении, но себя оправдала. Мы получили очень хорошие результаты. Мы начали активнее использовать модульный формат: предтренинговая диагностика — составление программы обучения — серия тренингов, мастер-классов, семинаров и пр. — посттренинг», — делится своим опытом Александра Лузина.
Однако если компания опирается только на внутреннее обучение, она должна понимать, что результат мероприятий во многом зависит от уровня подготовки наставника.
С этой точки зрения выбор в пользу сторонних компаний-провайдеров кажется оправданным: рынок образовательных услуг насыщен, и в большинстве случаев можно найти программу, которая будет соответствовать запросам заказчика. Приглашенный наставник сможет оценить ситуацию объективно и предложить оптимальные методы обучения. К сторонним организациям имеет смысл обращаться за специальными знаниями и навыками, которые требуют глубокой профильной подготовки тренера. Впрочем, есть и обратная сторона вопроса: программы внешнего провайдера не всегда можно адаптировать под специфику бизнеса.
«В нашей компании мы примерно в равных пропорциях используем формы внешнего и внутреннего обучения. Для разных целей выбираем разные методы. Если надо замотивировать сотрудника, поддержать его в стремлении развиваться, познакомить с новыми профессиональными трендами, то, конечно, это разного рода выездные конференции и семинары. Если цель — освоение навыков, углубление профессиональных знаний, уместны наставничество, внутренние семинары и практикумы», — рассказывает Александра Лузина.
Действительно, наиболее эффективной станет система, сочетающая внешнее и внутреннее обучение. При верном соотношении она позволит сотрудникам осваивать новые компетенции и бизнес-процессы, оставаясь при этом в рамках корпоративной культуры и профессиональных стандартов. Чтобы создать такую систему, руководителю организации совместно со специалистами кадровой службы придется провести масштабную работу: тщательно проанализировать исходную ситуацию, сформулировать цели и задачи, отобрать методы, найти провайдеров.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
О порядке организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядке оценки результатов индивидуального обучения стажера
Приказ МВД России от 22.12.2016 № 876 «Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и Порядка оценки результатов индивидуального обучения стажера»
Индивидуальное обучение проводится с момента утверждения плана и заканчивается не позднее чем за 25 дней до окончания срока испытания, установленного при поступлении на службу в органы внутренних дел.
Приказом определены и разграничены конкретные полномочия непосредственного руководителя (начальника) и наставника при организации индивидуального обучения стажера, а также основные обязанности стажера, выполняемые им в рамках индивидуального обучения. Кроме того, установлено обязательное участие сотрудника подразделения по работе с личным составом в индивидуальном обучении стажера по следующим направлениям: ознакомление с историей и традициями органов внутренних дел, разъяснение правил служебного поведения, изучение во взаимодействии с непосредственным руководителем личных качеств стажера и др.
Индивидуальное обучение осуществляется стажером в служебное время (не менее 3 часов в день). На это время стажер освобождается от выполнения служебных обязанностей. По окончании индивидуального обучения наставником составляется отчет с выводом о выполнении (невыполнении) плана.
По окончании индивидуального обучения проводится оценка результатов индивидуального обучения. Копии плана и отчет наставника выдаются стажеру при его направлении для прохождения оценки.
Результаты оценки индивидуального обучения стажера учитываются непосредственным руководителем при подготовке письменного заключения о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания.
Начальникам территориальных органов, организаций, подразделений системы МВД России предписано обеспечить индивидуальное обучение стажеров, изучение личных и деловых качеств, оценку результатов индивидуального обучения в соответствии с утвержденным Порядком с 01.03.2017.
Под чьим руководством осуществляется индивидуальное обучение сотрудника
от 22 декабря 2016 года N 876
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 апреля 2018 года на основании
приказа МВД России от 1 февраля 2018 года N 50
____________________________________________________________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2016, N 27, ст.4233.
1.1. Порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств (приложение N 1).
1.2. Порядок оценки результатов индивидуального обучения стажера (приложение N 2).
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечить индивидуальное обучение стажеров, изучение их личных и деловых качеств и оценку результатов индивидуального обучения в соответствии с требованиями Порядков, утвержденных настоящим приказом, с 1 марта 2017 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев
в Министерстве юстиции
20 января 2017 года,
регистрационный N 45330
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 22 декабря 2016 года N 876
Порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств
2. Задачами индивидуального обучения стажера являются:
2.2. Формирование первичных знаний и умений, необходимых для дальнейшего профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».
2.3. Развитие профессионального интереса и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
2.4. Совершенствование уровня общей физической подготовки стажера.
3. В период индивидуального обучения стажера сотрудниками подразделений по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России осуществляется дальнейшее изучение его деловых и личных качеств.
5. Наставник назначается из числа опытных сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит индивидуальное обучение стажер, либо иного руководителя (начальника), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, в течение 10 дней с момента назначения гражданина стажером по должности, на замещение которой он претендует.
6. Индивидуальное обучение стажера включает в себя изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в органах внутренних дел, организацию работы подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, совершенствование уровня общей физической подготовки стажера.
7. Содержание индивидуального обучения стажера определяется планом индивидуального обучения стажера, который разрабатывается и подписывается наставником, непосредственным руководителем (начальником) и утверждается руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, либо иным руководителем (начальником), поименованным в пункте 5 настоящего Порядка.
8. При необходимости план индивидуального обучения стажера может быть скорректирован и представлен для доклада руководителю (начальнику), его утвердившему.
9. Индивидуальное обучение стажера проводится с момента утверждения плана индивидуального обучения и заканчивается не позднее чем за 25 дней до окончания срока испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел.
10. Непосредственный руководитель (начальник):
10.1. Принимает участие совместно с наставником в подготовке плана индивидуального обучения стажера.
10.2.1. Наставнику и стажеру условия и порядок индивидуального обучения в период испытания стажера.
10.2.2. Стажеру его служебные обязанности, особенности деятельности органа, организации, подразделения МВД России.
10.3.1. Собеседования со стажером по изучаемым вопросам.
10.3.2. Инструктаж наставника, обеспечивает ему возможность совместного со стажером несения службы и выполнения обязанностей по индивидуальному обучению стажера.
10.4. Организует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, позволяющих в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные планом индивидуального обучения.
10.5. Консультирует стажера по вопросам выполнения служебных обязанностей.
10.6. Осуществляет систематический контроль за ходом индивидуального обучения стажера и работой наставника в процессе подготовки стажера.
10.7. Заслушивает стажера и наставника по результатам индивидуального обучения.
11.1. Осуществляет планирование работы со стажером.
11.2. Знакомится с материалами и документами, характеризующими стажера.
11.3.1. Методическую и практическую помощь стажеру в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов, разъясняет вопросы выполнения служебных обязанностей.
11.3.2. Всестороннюю помощь стажеру в овладении профессиональными приемами и методами выполнения служебных обязанностей, своевременно выявляет и устраняет ошибки в служебной деятельности.
11.4. Контролирует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правильность применения полученных знаний и навыков на практике.
11.5. Подготавливает предложения по корректировке плана индивидуального обучения, связанные с изменениями законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения.
11.6. Изучает личные качества стажера, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение.
11.7. Составляет по окончании индивидуального обучения отчет наставника.
11.8. Знакомится с оценкой результатов индивидуального обучения стажера.
12. Сотрудник подразделения по работе с личным составом:
12.1. Проводит ознакомительную беседу со стажером, знакомит с историей и традициями органов внутренних дел и подразделения, в котором он проходит индивидуальное обучение, разъясняет ему правила служебного поведения, а также ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
12.2. Проводит во взаимодействии с непосредственным руководителем (начальником) стажера дальнейшее изучение его личных качеств, интересов, потребностей, способностей, а также воспитательную работу, направленную на развитие профессионально-значимых качеств личности стажера, решение проблем профессионального становления, подготовку к самостоятельному выполнению им оперативно-служебных задач.
13.1. Изучает законодательные и иные нормативные правовые акты, предусмотренные планом индивидуального обучения.
13.2. Выполняет поручения и указания непосредственного руководителя (начальника) и наставника, отданные в рамках их полномочий, по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения, ведению служебной документации, выполнению служебных обязанностей.
13.3. Посещает спортивные объекты и использует спортивное оборудование органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу.
13.4. По окончании индивидуального обучения проходит оценку результатов индивидуального обучения.
13.5. Знакомится с оценкой результатов своего индивидуального обучения.
14. Индивидуальное обучение осуществляется стажером в служебное время (не менее трех часов в день). На это время стажер освобождается от выполнения служебных обязанностей.
15. По окончании срока индивидуального обучения стажера наставник составляет отчет наставника, в котором должен содержаться один из следующих выводов:
15.1. План индивидуального обучения выполнен.
15.2. План индивидуального обучения не выполнен.
16. План индивидуального обучения стажера и отчет наставника хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проводилось индивидуальное обучение стажера.
17. При направлении стажера для прохождения оценки результатов индивидуального обучения ему выдаются копии плана индивидуального обучения и отчета наставника.
Приложение N 1
к Порядку организации индивидуального
обучения стажера, изучения его
личных и деловых качеств
(должность, специальное звание, инициалы, фамилия)
Приказ МВД России от 27.12.2016 N 900 «Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, переведенного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45421)
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 декабря 2016 г. N 900
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПЕРЕВЕДЕННОГО
НА ВЫШЕСТОЯЩУЮ, РАВНОЗНАЧНУЮ ИЛИ НИЖЕСТОЯЩУЮ ДОЛЖНОСТЬ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ
ИНОМУ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
ЛИБО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях реализации положений части 11.1 стадии 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «1» приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2016, N 27, ст. 4233.
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, переведенного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности.
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечить изучение и соблюдение требований Порядка, утвержденного настоящим приказом.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
к приказу МВД России
ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКА
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПЕРЕВЕДЕННОГО
НА ВЫШЕСТОЯЩУЮ, РАВНОЗНАЧНУЮ ИЛИ НИЖЕСТОЯЩУЮ ДОЛЖНОСТЬ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ
ИНОМУ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
ЛИБО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность по организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, переведенного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности «1».
2. Индивидуальное обучение сотрудника осуществляется под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника и направлено на подготовку сотрудника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
3. Сотрудник, назначенный на должность в органах внутренних дел по окончании образовательной организации системы МВД России, проходит индивидуальное обучение в соответствии с настоящим Порядком.
4. Индивидуальное обучение сотрудника осуществляется по месту его службы в соответствии с планом индивидуального обучения сотрудника.
5. Индивидуальное обучение сотрудников, назначенных на должности руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России или его структурного подразделения, территориального органа МВД России или его структурного подразделения, образовательной, научной, медицинской (в том числе санаторно-курортной) организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, иной организаций и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации «2», их заместителей, а также на должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, не осуществляется.
6. Наставник назначается из числа опытных сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, либо иного руководителя (начальника), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, в течение трех дней с даты назначения сотрудника на должность.
7. Срок индивидуального обучения сотрудника устанавливается планом индивидуального обучения на период от одного до трех месяцев в зависимости от уровня образования сотрудника и стажа его службы в органах внутренних дел.
8. План индивидуального обучения сотрудника составляется наставником совместно с непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в произвольной форме и должен содержать перечень мероприятий, сроки и результат их выполнения.
9. При подготовке плана индивидуального обучения сотрудника учитываются уровень образования сотрудника, стаж его службы в органах внутренних дел, специфика деятельности органа, организации, подразделения МВД России.
10. План индивидуального обучения сотрудника подписывается наставником, непосредственным руководителем (начальником) сотрудника и утверждается руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, либо иным руководителем (начальником), поименованным в пункте 6 настоящего Порядка.
11. При необходимости в план индивидуального обучения сотрудника могут вноситься изменения.
12. Непосредственный руководитель (начальник) сотрудника:
12.1. Принимает участие совместно с наставником в подготовке плана индивидуального обучения сотрудника.
12.2. Разъясняет сотруднику его служебные обязанности, особенности деятельности органа, организации, подразделения МВД России.
12.3. Проводит собеседования с сотрудником по изучаемым вопросам.
12.4. Заслушивает сотрудника и наставника по результатам индивидуального обучения.
12.5. Совместно с наставником принимает участие в подготовке заключения о прохождении сотрудником индивидуального обучения.
12.6. Осуществляет контроль за работой наставника и сотрудника в соответствии с планом индивидуального обучения сотрудника.
13.1. Принимает участие совместно с непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в подготовке плана индивидуального обучения сотрудника.
13.2. Определяет для сотрудника перечень соответствующих нормативных правовых актов для изучения, проверяет теоретические знания, контролирует их применение в практической деятельности.
13.3. Консультирует сотрудника по вопросам ведения служебной документации и выполнения служебных обязанностей.
13.4. Оказывает сотруднику необходимую методическую и практическую помощь в изучении вопросов, предусмотренных планом индивидуального обучения сотрудника.
13.5. Вносит предложения непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника о создании условий для совместного выполнения оперативно-служебных задач.
14. По окончании индивидуального обучения наставник совместно с непосредственным руководителем (начальником) сотрудника подготавливает заключение о прохождении сотрудником индивидуального обучения.
15. Заключение о прохождении сотрудником индивидуального обучения составляется в произвольной форме и должно содержать сведения о качестве выполнения сотрудником мероприятий, установленных планом индивидуального обучения сотрудника, результатах оперативно-служебной деятельности, вывод о готовности сотрудника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей, а также рекомендации по совершенствованию уровня его профессиональных знаний и навыков.
16. Заключение подписывается непосредственным руководителем (начальником) и наставником.
17. Сотрудник знакомится с заключением о прохождении индивидуального обучения в течение трех дней с даты его подписания под расписку до представления его соответствующему руководителю.
18. Заключение о прохождении сотрудником индивидуального обучения в течение трех дней с даты ознакомления сотрудника с заключением о прохождении индивидуального обучения представляется для утверждения руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, либо иному руководителю (начальнику), поименованному в пункте 6 настоящего Порядка.
19. В случае отрицательного вывода о готовности сотрудника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей, содержащегося в заключении о прохождении сотрудником индивидуального обучения, руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, либо иной руководитель (начальник), поименованный в пункте 6 настоящего Порядка, принимает решение о возможности продления срока индивидуального обучения сотрудника на период до трех месяцев.
20. Заключение о прохождении сотрудником индивидуального обучения приобщается к личному делу сотрудника.