почему тюпа не ловит птиц чему учит
Тюпа читательский дневник краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв, пословицы.
Евгений Иванович Чарушин, автор рассказов для детей из жизни животных, выполнял иллюстрации к собственным книгам. В 1940 году была издана серия рассказов о котёнке по кличке Тюпа. Знакомство читателя с подросшим котёнком происходит на страницах рассказов «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
Краткое содержание для читательского дневника
1) Тюпа получил свою кличку из-за привычки двигать губами и издавать звук «тюп-тюп».
2) Он уже немного подрос, учится охотиться, ходит гулять.
3) Его мама – кошка Непунька – родила новых котят, поэтому отгоняла от себя Тюпу и даже отшлёпала его.
4) Но котят у Непуньки отобрали, и она вновь зовёт к себе Тюпу, кормит его, вылизывает – заботится о нём, как о маленьком.
5) Когда Тюпа выбрался из маминого бока и пошёл ловить бабочку, Непунька побежала за ним, схватила за шиворот и потащила с крыши, как маленького.
6) Сам Тюпа не считает себя маленьким, но вот птиц боится ловить – они его обижают: воробьи кричат, а дрозд клюётся!
Главные герои
1) Тюпа – сын кошки Непуньки, любопытный, пока ещё неловкий, боязливый, глупый котёнок.
2) Непунька – мама-кошка. Когда у неё отобрали новорождённых котят, приняла Тюпу за потерявшегося сосунка.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие рассказы Чарушина для читательского дневника.
Главная мысль
Мир животных – удивительный и интересный, чем-то похож на мир людей. Любая мама всегда остаётся мамой, и даже для кошки подросший сынок всегда остаётся маленьким. Животные воспитывают своих детей так же строго, как люди. Если прислушиваться к советам взрослых, то не попадёшь в неприятности.
Чему учит
Рассказы про Тюпу учат понимать мир животных. Быть внимательными к животным, которые находятся рядом с нами. Они тоже хотят любви и заботы.
Пословицы
1) Не выучит школа, выучит охота.
2) Ошибся, что ушибся – вперёд наука.
3) Без строгости и щенка не вырастишь.
Отзыв
Мне очень интересно было следить за тем, как котёнок Тюпа познавал мир. Он считал себя взрослым, а вёл себя по-детски, он еще совсем малыш! Хотел охотиться, залезал на крышу, а сам боялся громких птичьих голосов. Оказывается, даже у кошек детки очень любопытные, немного неловкие и не всегда слушают маму.
Полный список произведений для читательского дневника для 1 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль) можно посмотреть здесь.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему: «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушин. Чтение рассказа.
Конспект НОД по речевому развитию
«Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушин. Чтение рассказа.
продолжать учить слушать художественное произведение, правильно воспринимать содержание, сопереживать героям ;
формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, поддерживать беседу.
развивать внимание, усидчивость, положительные эмоции;
развивать слуховое восприятие и память.
воспитывать у детей интерес к чтению, умение внимательно слушать.
воспитывать интерес и бережное отношение к домашним животным, к природе.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Веселый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.
Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)
Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)
Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)
Поскакал на лошадке, (цокают языком)
Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Веселый Язычок принес нам почитать интересный рассказ. Вы узнаете, о ком этот рассказ, если отгадаете загадку:
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Я царапаюсь ужасно. Мяу-у! (Кот)
Воспитатель. Отлично! Скажите, ребята, а вы дразните котят? Хорошо так поступать с домашними животными? (ответы детей)
А я вам прочитаю про другого котенка, который пока всех боится. Может, вы догадались, как его зовут? (Тюпа) Этот рассказ написал Е.Чарушин. Называется он «Почему Тюпа не ловит птиц».
Ребята, давайте вместе повторим название рассказа. (ответы детей)
Молодцы, а кто помнит автора, который написал для нас такой замечательный рассказ?
Физминутка : На поляне дом стоит, (руки над головой в виде крыши)
Только вход к нему закрыт, (руки скрещены на груди)
Мы ворота открываем, (руки разводим в стороны)
Всех вас в сказку приглашаем. (движения кистями, приглашая в гости)
Беседа по содержанию рассказа:
Воспитатель. Почему Тюпа не ловит птиц? (он их боится)
Как воробьи напугали Тюпу?
Какие были воробьи? (воробьи были храбрые, смелые)
А Тюпа какой? (боязливый, трусливый, неуклюжий, маленький)
Кто еще прогнал Тюпу? (дрозды)
Расскажите, как они это делали. (если дети затрудняются, зачитать отрывок)
На что обиделся Тюпа? (На то, что его клюнули дрозды)
Воспитатель. А как вы думаете, когда Тюпа вырастет, он будет бояться птиц? Почему? Каким он станет? (большим, сильным, храбрым, смелым)
А сейчас он какой? (маленький, неуклюжий, не дорос еще птиц ловить)
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Дети играют 2-3 раза, выбирая кота считалочкой.
Дидактическая игра «Опиши котенка»
Воспитатель. Ребята, к нам пришел в гости котенок, посмотрите, какой он? (воспитатель достает игрушку кота) Дети называют цвет, материал, его качества и характер: веселый, забавный, задорный и т.д.
Давайте придумаем ему имя.
Что умеет делать наш котенок?
Кто есть в семье у нашего котенка? (ответы детей)
Подведение итогов (рефлексия):
Воспитатель. Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?
Как называется рассказ, который мы читали?
О ком этот рассказ?
Ребята, есть у вас дома книги с рассказами о животных? Приносите свою самую любимую книгу в садик, и мы все вместе с удовольствием почитаем ее.
Почему Тюпа не ловит птиц — Чарушин Е.И.
Рассказ про то, как Тюпа ловил птиц. Он охотился на воробьев, только хотел схватить одного, как налетела целая стая воробьев и как начали кричать, галдеть, чирикать, что Тюпа быстро убежал от них. Потом прилетели дрозды и пока Тюпа раздумывал, на кого напасть, один дрозд подлетел и клюнул Тюпу.
Почему Тюпа не ловит птиц читать
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать:
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.
Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.
И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.
Вот почему Тюпа не ловит птиц.
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 259
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 1320 раз(а)
Другие рассказы Чарушина
Кот и рыбки — Чарушин Е.И.
Про зайчат — Чарушин Е.И.
На нашем дворе — Чарушин Е.И.
Все рассказы Чарушина
Рекомендуем Вам прочитать
Шень-шень-шень — Коваль Ю.И.
До первого дождя — Осеева В.А.
Дед Архип и Лёнька — Горький М.
Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой.», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
Технологическая карта урока
Тема: Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой.», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
· Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: изучение особенностей творчества Е. Чарушина на примере произведений «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
Знать: особенности творчества Е. Чарушина ;
Понимать: чем привлекают произведения Е. Чарушина читателя ;
Применять: узнавать произведения Е. Чарушина среди других произведений о животных ;
Регулятивные:
— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно ;
Познавательные:
— отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы ;
— наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
Коммуникативные:
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки ;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций ;
— читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное .
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «мир» ;
— оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм ;
— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Межпредметные связи: окружающий мир
Основные понятия: произведение, животные, сухая кисть
Для учителя: тексты с произведениями
Для учащихся: презентация, текст с произведениями
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1. Актуализация необходимых знаний
Проверка домашнего задания
На дом было задано выразительное чтение стихотворения « Я маму мою обидел» Е. Благининой.
Кто готов его прочитать?
2. Мотивация познавательной деятельности
Скажите, что объединяет рисунки на слайде?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
А какую цель мы поставим с вами на этот урок?
Все эти рисунки созданы Евгением Чарушиным.
Что вы знаете, помните о Е. Чарушине? Что читали?
— Они о животных, их нарисовал Е. Чарушин.
— Произведения о животных Е. Чарушина.
— Изучить особенности произведений Е. Чарушина.
— Читали «Страшный рассказ», «Зверята», «Цапля», «Про Томку», «Кто как живет».
3. Организация познавательной деятельности
Как вы думаете, кем Е. Чарушин стал раньше писателем или художником?
Отец Е. Чарушина был архитектором. Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной книжкой.
Первой работой художника в области детской иллюстрации стали рисунки к повести В. Бианки «Мурзук».
А что рисовал Е. Чарушин?
Он рисовал всё, что видел вокруг, что окружало его во дворе.
Но он не только рисовал, но и учился.
Как вы думаете, у кого он мог учиться?
В шесть лет Е. Чарушину захотелось летать. Кто у нас летает?
Птицы летают, потому что у них пища другая, подумал Е. Чарушин. Решил он однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. После этого он очень серьёзно заболел.
Е. Чарушин жил в городе Вятка. На том берегу на котором он жил, коровы постоянно переплывали реку Вятку, чтобы добраться до другого берега, на котором находилось пастбище.
Е. Чарушин захотел научиться плавать. Он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать.
Давайте уточним, кого в основном рисовал Е. Чарушин?
Сегодня мы с вами прочитаем произведения Е. Чарушинапро Тюпу.
Знаете кто это?
(чтение детьми и чтение учителем) «Почему Тюпу прозвали Тюпой.», «Тюпа маленький.» «Почему Тюпа не ловит птиц.»
( после каждого рассказа учитель показывает обучающимся иллюстрации к произведениям)
Есть ли в рассказах описания Тюпа?
А почему нет описания Тюпы?
Как изображается герой?
Правильно, то он бежит за бабочкой, то за птицей крадется, то просто куда-то бежит.
Когда мы читали с вами произведения, какое у вас отношение сложилось к котёнку Тюпе?
Чего хочет добиться Е. Чарушин?
Он хочет вызвать интерес, чтобы пригляделись к животным. И наконец, чтобы мы их любили.
Какое желание у вас возникает, когда вы видите рисунки животных Е. Чарушина?
Все животные Е. Чарушина на рисунках пушистые. Автор использует специальный прием – «Сухая кисть» Слегка намоченной кистью мы макаем в краску и не двигаем кисть, а слегка хлопаем по бумаге. И создается такое ощущение, что животное пушистое.
Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа»
Ольга Смирнова
Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа»
Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина.
1. Воспитывать бережное отношение к миру зверей и птиц.
2. Знакомство с рассказом «Почему Тюпу прозвали Тюпа»
3. Формировать у детей способность замечать яркость цветовых образов в иллюстрациях Е. И. Чарушина.
4. Развивать интерес к книгам.
5. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, умение называть действия персонажей, их настроение и характер, замечать цвет.
Оборудование: портрет Е. Чарушина, книги Е. Чарушина с авторскими иллюстрациями, книга С. Я. Маршака «Детки в клетке»
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня я познакомлю вас с художником и писателем.
Педагог выставляет на мольберт портрет Е. Чарушина.
Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзик».Позднее иллюстрировал собственные книги : «Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Про Томку», 1957. И произведения других авторов, например «Детки в клетке» С. Я. Маршака
В 1930 году начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных.До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». При этом продолжал также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Он очень любил рисовать разных животных и птиц.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Е. Чарушин был хорошим анималистом. Наблюдал за животными с детства. Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населен всевозможной живностью. Это был настоящий зоопарк – кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий, лающий. Во дворе жили поросята, индюшата, кролики, цыплята,котята и разные птицы: чижи, свиристели, щеглы. В доме жили кошки, пес Бобка на трех лапах, на окнах стояли аквариумы и банки с рыбками. Кроме того, рядом была мастерская чучельника. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя. Е. Чарушин часто бывал в зоопарке, где наблюдал за животными и выполнял рисунки с натуры.
Е. Чарушиниллюстрировал книги и других авторов: С. Я. Маршака, В. В. Бианки, М. М. Пришвина. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака.
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы превратились в детенышей зверей. Повторяйте за мной слова и движения.
Физкультминутка. Н. В. Нищева «На водопой».
Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом.)
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамой белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают
движения языком – «лакают».)
Воспитатель. Взрослым, в 29 лет Е. Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. В книжках рассказывалпро своих домашних любимцев и про зверей живущих в лесу: волчат, медвежат, лисят. Его произведения добрые, простые и правдивые, хорошо понятны детям. Произведения Е. Чарушина относятся к жанру рассказ-быль.
На всю жизнь художник и писатель Е. Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родителям за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и впечатлительными.И если я сейчас: художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Воспитатель. Послушайте внимательно рассказ Евгения Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»:
«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…»
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползет Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос еще Тюпа птицу ловить.
Тюпа – ловкач неуклюжий».
Воспитатель. Как вы думаете, кто такой Тюпа?
Воспитатель. Почему котенка так назвали?
Дети. Он смешно тюпал губами, как будто разговаривал.
Воспитатель. Какой Тюпа?
Воспитатель. Тюпа любит играть. Какой он?
Воспитатель. Тюпе все интересно. Какой он?
Воспитатель. Объясните словосочетание «ловкач неуклюжий».
Воспитатель. Посмотрите на авторский рисунок и опишите котенка.
Дети. Пушистый котенок, ушки торчком, глаза широко открыты.
Воспитатель. К какому жанру можно отнести это произведение? Почему вы так считаете?
Дети. Это рассказ-быль. Автор рассказывает, что было в жизни.
Воспитатель. Как называется рассказ? Кто его автор? Чьи рисунки в книге?
Воспитатель. Умер Чарушин Евгений Иванович в Ленинграде 18 февраля 1965 года, похоронен на Богословском кладбище. Произведения Е. И. Чарушина любят все дети. Они понятны им. Учат любить волшебный мир зверей и птиц. Вечером нарисуйте забавного котенка Тюпу. Подготовим выставку ваших рисунков и пригласим родителей.
Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина» Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях Ю. Д. Коровина к русским народным сказкам, к произведениям С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Л. Барто.
Фотоотчёт о выступлении цирковых артистов в ДОУ «Клоуны Тяпа и Тюпа» Дети всегда рады приезду цирковых и театральных артистов в детский сад. Включившись в процесс,дошкольники начинают отвечают на вопросы героев,.
Проект на тему «Знакомство с творчеством Виталия Бианки» Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения. Вид проекта: групповой. Продолжительность:.
Проект в старшей группе «Знакомство с творчеством В. В. Бианки» Проектная деятельность воспитателя Ереминой Ольги Леонардовны Тема: Знакомство с творчеством В. В. Бианки. По продолжительности: долгосрочный.
Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова» Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова». Автор: Гулак Е. Н. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.
Проект «Знакомство с творчеством В. В. Бианки» Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на.
Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно-музыкальная встреча «Знакомство с творчеством С. А. Баграмян» Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно- музыкальная встреча. «Знакомство с творчеством Сусанны Аганезовны Баграмян». Цель:.
Литературная гостиная «Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина» ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО УМЕНИЕ ПРИВОДИТЬ СЕБЯ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. С прошлой пятницы мы начали проводить «литературную.
Конспект занятия «Знакомство с творчеством Бориса Заходера» Здравствуйте, сегодня мы продолжаем говорить о творчестве детского писателя Бориса Заходера. Стихи и сказки Заходера, веселые, умные, ироничные,.
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова» Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».