почему на 1 сентября дарят цветы учителям
Москвовед рассказал, как появилась традиция дарить цветы учителям 1 сентября
Виктория Федотова
Новый учебный год не за горами, а с ним и традиция нести букеты педагогам. Откуда пошла традиция дарить цветы учителям, разбирались корреспонденты сетевого вещания «Вечерней Москвы».
Москвовед Михаил Коробко сообщил, что это послевоенная традиция.
— С 1944 по 1954 школы делились на мужские и женские, в женских школах появились учительницы, и вошло в привычку дарить им цветы. Можно сказать, что это традиция хрущевско-брежневская. Возникла традиция спонтанно, как реакция на послевоенное детство. Цветы дарили не всем. Моя мама считалась популярной учительницей физики, и она раздаривала цветы тем, кому их не досталось, — сообщил Коробко.
По его словам, в современных школах учителям — мужчинам, как правило, дарят цветы, и они не всегда знают, что с ними делать, но принимают. Традиция отблагодарить педагога в конце учебного года была всегда, но ей не все пользовались.
— Цель таких подарков — украсить послевоенную жизнь, — подытожил москвовед.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Цветы учителям — это святое
Колонка обозревателя Ольги Кузьминой:
За неделю до 1 сентября и наш родительский чат взорвался известной темой.Группа мам-активисток, продвинутых таких, ведет поиски единомышленников: хватит, мол, «соблюдать ритуалы», не стоит дарить учителям цветы, нечего деньги тратить «на пустое», (далее. )
Не дарите учителям мусор
Колонка обозревателя Оксаны Крученко:
И снова родители завели заунывные споры о цветах для учителей.Нужно дарить — не нужно, большие букеты — маленькие. Это стало едва ли не главной приметой осени — если в соцсетях началась бойня на цветочную тему, значит скоро сентябрь. (далее. )
Как сэкономить на 1 сентября и почему учителям всё-таки надо дарить букеты
Конечно, в последнюю неделю перед новым учебном годом в блогах «Мела» было много текстов про 1 сентября, букеты учителям и обучение. Причем не только школьное, но и дошкольное. А ещё немного поговорили о прошлом и «трудовых лагерях» в 90-е.
«Школа — черная дыра, пожалейте деньги и силы»: 6 советов, как сэкономить на сборах в школу
На подготовку к школе уходит много денег, нервов и сил. Избежать этого невозможно, зато можно минимизировать. Например, покупать все не в последнюю неделю, а заранее (лучше — на распродажах). А еще постоянно надо держать в голове, что красивый ранец и модная рубашка — это просто картинка для родителей. И дети все эти вещи беречь и сохранять не будут.
«Годы школьного шопинга научили меня ценить те деньги, что я зарабатываю тяжелым трудом. Деньги эти превращались в школьные аксессуары, которые с легкостью терялись, пачкались, рвались, утрачивали товарный вид. Расходы в итоге удваивались или утраивались. Однажды это школьное платье в горошек дочь просто испортила каким-то ядовитым лизуном».
Как организовать акцию «Дети вместо цветов» и не перессориться со всеми в классе
Одна из трат перед 1 сентября — покупка букетов учителю. Последние несколько лет деньги, которые вы бы потратили на букет, предлагают перечислять на благотворительность. Правда, нравится это не всем. В блоге фонда «Живи» рассказывают, как стать инициатором акции и почему не надо настаивать, если кто-то из родителей активно протестует и всё-таки бежит в цветочный ларек.
«Нужно понимать, что участие в акции добровольное. Если подарить букет учителю для родителя и ребенка действительно важно — пусть дарят. Уважайте чужой выбор. В конце концов, отказ от участия не делает никого плохим, малодушным или жадным. Возможно, человек выберет для себя другой способ поддержки».
«Ваза на учительском столе была пустая. Мне было тошно»
А в этом тексте наш блогер Ольга Графт объясняет, почему считает важным подарить букет учителю на 1 Сентября. Среди причин — поддержка статуса и авторитета учителя, который падает с каждым годом (об этом даже недавно говорили на встрече с президентом).
«В мои школьные годы редко какое 1 Сентября обходилось без букета гладиолусов. Так принято — вручить учителю цветы. Кем и когда принято — непонятно. Сначала гладиолусы были выше меня, потом — я выше гладиолусов, потом: „Зачем мне эти дурацкие гладиолусы?! Ни за что их не возьму!“ и наконец: „А как же гладиолусы? Надо обязательно подарить! В последний раз всё-таки“».
Бараки и работа на жаре: как школьники в 90-е ездили в «трудовые отпуска»
А вот наш блогер Вадим Мелешко считает, что сегодня положение учителя (да и детей) изменилось в лучшую сторону. Например, педагоги куда больше знают о своих правах и обязанностях. А 30 лет назад их вместе со школьниками можно было загнать в лагерь и заставить выполнять «тяжелую и неблагодарную работу».
«Почему мы не взбунтовались, не развернулись все разом и не уехали? Сейчас в это трудно поверить, но тогда, в 90-е, почему-то даже у нас, учителей, было представление, что это просто полоса тягот и невзгод, которую надо стоически преодолеть, пережить и после этого обязательно настанет облегчение. Сегодня бы ни один педагог, угодив в подобную историю, не решился бы подвергать детей опасности».
«А когда мама придет?» Кому на самом деле нужны детские сады
Каких только детских садов сейчас нет! И с английским, и с бассейнами, театральными кружками, по методикам Монтессори, Зайцева, Домана и кого-то ещё. Кажется, что детский сад сегодня — однозначное благо для ребенка. А вот наш блогер Надежда Королева работает воспитателем и каждый день проводит с детьми по 12 часов. И видит, что ребенок — даже увлеченный игрой и общением с друзьями — всё равно тоскует по родителям и дому.
«Мальчику 3 года, в детский сад он ходит несколько месяцев. Тоска у детей раннего возраста по самому близкому человеку особенно острая. Как думаете, какой самый долгожданный и любимый звук у моих малышей? Звук домофона. На него сломя голову бегут из самых дальних углов игровой комнаты».
Фото на обложке: Shutterstock / Alina Tanya
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Неувядающая традиция: откуда пошел обычай дарить цветы на 1 сентября
Цветы для учителя в День знаний – добрая традиция, которая передается из поколения в поколение. А знаете ли вы, откуда она пошла? Портал Amic.ru решил разобраться, когда начали преподносить педагогам первые букеты и в чем смысл этого довольно непрактичного, но очень красивого подарка.
РОДОМ ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО
Подарки педагогам начали вручать еще в дореволюционной России, где учитель пользовался огромным уважением и непререкаемым авторитетом, являясь своеобразным «лучом света в темном царстве». Вместо цветов тогда дарили небольшие презенты в виде книг, конфет, а сельским учителям часто преподносили натуральные продукты: хлеб, мясо, молоко. Традиция же идти в школу с цветами и дарить их учителям относительно «молодая»: она зародилась в 80-е годы ХХ века, а именно в 1984 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен Всенародный День знаний как государственный, официальный праздник. А там, где праздник, должны быть цветы. Правда, их выбор в те годы был более чем скромен, зато стоили они весьма демократично – от 10 до 70 копеек за штуку. Как правило, школьники делали один букет от всего класса и ставили его на учительский стол. С развитием рыночных отношений разнообразие пришло и в цветочную сферу: помимо привычных роз, астр, гвоздик и гладиолусов, появились хризантемы, герберы, нарциссы, лилии, а значит, букеты для учителей стали более замысловатыми, экзотическими и индивидуальными.
«БУКЕТНЫЙ» ЭТИКЕТ ПРИВИВАЕМ С РАННИХ ЛЕТ
Но разве букет на 1 сентября – лишь дань традиции? Прежде всего, это приятный и ни к чему не обязывающий знак внимания, повод выразить трепетное отношение к учителю, почтение и благодарность за его непростой труд. Это символ любви, признательности и, пожалуй, самый уместный подарок для женщин, которыми являются большинство учителей.
Однако только ли педагогам важно получать цветы в День знаний? Психологи единодушны во мнении, что букеты, которые школьники несут на первое сентября, нужны, прежде всего, самим детям: они прививают уважение к учителям и формируют восприятие начала учебного года как торжественного события. Ведь праздник только тогда считается праздником, когда он соответствующим образом оформлен, когда на нем присутствуют непрактичные, но яркие атрибуты — банты, цветы, воздушные шары… Настроение сразу поднимается – и у тех, кто садится за парты впервые, и у тех, кто переходит в новый класс.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРАЗДНИК!
Поддерживая добрую традицию вручения букетов и помогая создавать торжественное настроение в День знаний, торговый центр «Соцветие» 1 сентября организовал на Нулевом километре нашего города грандиозную выставку цветов, где были представлены эксклюзивные композиции от талантливых флористов центра. «Изюминкой» выставки стали увеличенные в размерах школьные принадлежности – карандаш и блокнот, а также гигантская цветочная корзинка: дети и взрослые с удовольствием фотографировались с этими необычными экспонатами, получая массу положительных эмоций.
Торговый центр «Соцветие» постарался превратить День знаний во всеобщий праздник для барнаульцев, и ему это удалось: улыбки людей говорят сами за себя. Кроме того, специалисты центра с удовольствием делились секретами выбора цветов и грамотного ухода за ними: теперь жители нашего города точно знают, где приобрести свежий, красивый и неординарный букет для любого события и где со вкусом оформить торжество любого уровня. Конечно, в «Соцветии» не только знают все о цветочных традициях, но и умеют создавать настоящий праздник!
«Соцветие»
г. Барнаул
ул. Челюскинцев, 143, тел. 8 (3852) 504-503
пр. Красноармейский, 51а, тел. 8 (3852) 52-97-67
ул. Молодежная, 50, тел. 8 (3852) 72-01-73
Инстаграм
«Ваза на учительском столе была пустая. Мне было тошно»
Дети на 1 сентября всегда несли в школу охапки букетов. В последнее время от этой традиции отказываются. Наш блогер Ольга Графт вспомнила свою школу, педагогов, которые учили детей в 90-е, и злосчастные гладиолусы, которые сопровождали её каждый год 1 сентября.
В мои школьные годы редко какое 1 сентября обходилось без букета гладиолусов. Так принято — вручить учителю цветы. Кем и когда принято — непонятно. Сначала гладиолусы были выше меня, потом — я выше гладиолусов, потом: «Зачем мне эти дурацкие гладиолусы?! Ни за что их не возьму!» и наконец: «А как же гладиолусы? Надо обязательно подарить! В последний раз всё-таки».
«Гладиолусы хоть постоят подольше! Розы — хрупкие, быстро завянут. Флоксы вообще уже к вечеру опадут» — говорила моя мудрая практичная бабушка. Гладиолусы стойкие. Держат лицо, когда другие уже не могут. Как и наши педагоги: строгие, сдержанные, статусные.
Это сейчас я поняла, каково это — учить детей в 90-е. Начинать, например, третий урок с новой темы. Третий, потому что было какое-то время, когда первый и второй отменяли в связи с забастовкой. Им не платили зарплату, кажется, по 4 месяца. А может, и дольше.
Сейчас в голове выстраивается почти абсурдная неправдоподобная картина: постояли-постояли молча пару часов зимой на морозе и вернулись вести очередной урок. Хорошо хоть было у них (может, до сих пор есть?) всегда готовое и спасительное начало: «Число. Классная работа». Хоть дух перевести перед тем, как снова быть здесь и сейчас. Снова что-то вытаскивать из себя и отдавать другим.
На днях увидела на канале «Ностальгия» повтор программы «Тема», которую вел Владислав Листьев как раз в то, «перестроечное», время. Так называемые эксперты говорили о частной собственности, о ваучерах, о приватизации. Среди гостей в студии была пожилая учительница. Листьев дал ей микрофон: «Знаете, я всю жизнь работаю в бюджетной сфере. Я — учитель. Вот вы тут говорите всякие новые слова, а я сижу и думаю: а зачем мне частная собственность. Зачем мне эти ваучеры? Что мне с ними делать?» — недоумевает искренне и наивно (Смех в студии). Сильные.
Воспитание. Его тоже приписывают им. Когда удобно и когда угодно. Когда не совсем удобно — не лезь! В нашей школе (больно вспоминать) случилось убийство. Не то за плеер с наушниками, не то за диски. Оба парня учились в одном классе. Что тогда говорили их классному руководителю? Неужели у кого-то ума хватило сказать, что про «не убий!» тоже должна была разъяснять она?!
«Можно, конечно, и астры подарить. Тоже устойчивые. Но гладиолусы все-таки торжественнее — продолжала бабушка выдвигать аргументы в защиту своих любимых цветов. — А какое их разнообразие как раз к сентябрю! Поистине, учительские цветы!»
Я тогда о цветах не думала, гладиолусы так гладиолусы. Меня больше волновало, не выгляжу ли я 1 сентября полной дурой в этой белой шифоновой блузке. Ребёнок — человек растущий. Потому — эгоист. Тот, кто растет, обязан по природе своей брать больше, чем отдавать. Взял, что хотел или на что был способен, и пошел дальше, не оглядываясь. Часто — даже не вспоминая. Некогда — своя жизнь, своя дорога. А у них хоть и другое число, но всё та же классная работа.
«Цветы есть цветы — даже самые устойчивые всё равно умрут. Но пока живут, знай, порадуют человека!» Да, бабушка, ты была права. Делают вид, что сильные. А внутри — хрупкие и ранимые. Я видела, как они умирают.
Был у нас в старших классах историк: глаза добрые, глубокие, речь интеллигента. Какая судьба занесла его к нам, в провинциальную школу из МГУ, не знаю. Влюблял в историю, объяснял историю, жил историей. Учил интерпретировать исторические факты. Дарил книжки из личной библиотеки.
Жестокие подростки сразу чувствуют «тонкокожих». Так и не смог он ни на кого из них прикрикнуть. Не смог никого выставить из класса. Самые оторванные его допекали. Самые деликатные не противостояли. Он молчал. Делал вид, что не замечает. Через год после нашего выпуска умер от инфаркта. У него, к слову, трое своих детей было.
Однажды я не взяла гладиолусы. Подростковый каприз — «Не хочу тащить цветы!». Так совпало, что в то первое сентября никто из нашего класса цветы не принес. Ваза на учительском столе стояла пустая. Я не знаю, волновала ли в тот момент пустота этой вазы нашего классного руководителя. Мне было тошно. У меня дома стояли никому не нужные гладиолусы, которые, оказавшись вот в этой вазе, могли согреть кому-то душу.
Были и плохие учителя, отвратительные — об этом тоже нельзя не сказать. Были нервные, были формалисты., были профнепригодные. Были тогда и есть и сейчас. Есть неопытные, слишком молодые, слишком старые, приспособленцы — всякие бывают.
Но есть профессионалы. И они слышат сейчас из уст телеведущего государственного канала: «С какой пьяной радости учитель должен получать много?», «Я что, всех учителей вспоминаю добрым словом?».
Есть плохие — потому давайте ударим по хорошим. Нездоровая логика нездорового общества. Из этого общества 1 сентября к ним снова придут дети, с которыми снова «классная работа».
«Какие всё-таки яркие гладиолусы! Ух, красотища! Даже если и не очень нравится тебе учитель, возьми да подари ему цветы. С тебя не убудет. Благородные не сожалеют о том, что зря подарили что-то плохому человеку. Зато потом ой как сожалеют, что не успели что-то сделать для человека хорошего!». Верно, бабушка, верно.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото на обложке: Shutterstock / NataliyaBack
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Неувядающая традиция: откуда пошел обычай дарить цветы на 1 сентября
Цветы для учителя в День знаний – добрая традиция, которая передается из поколения в поколение. А знаете ли вы, откуда она пошла? Портал Amic.ru решил разобраться, когда начали преподносить педагогам первые букеты и в чем смысл этого довольно непрактичного, но очень красивого подарка.
РОДОМ ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО
Подарки педагогам начали вручать еще в дореволюционной России, где учитель пользовался огромным уважением и непререкаемым авторитетом, являясь своеобразным «лучом света в темном царстве». Вместо цветов тогда дарили небольшие презенты в виде книг, конфет, а сельским учителям часто преподносили натуральные продукты: хлеб, мясо, молоко. Традиция же идти в школу с цветами и дарить их учителям относительно «молодая»: она зародилась в 80-е годы ХХ века, а именно в 1984 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР был введен Всенародный День знаний как государственный, официальный праздник. А там, где праздник, должны быть цветы. Правда, их выбор в те годы был более чем скромен, зато стоили они весьма демократично – от 10 до 70 копеек за штуку. Как правило, школьники делали один букет от всего класса и ставили его на учительский стол. С развитием рыночных отношений разнообразие пришло и в цветочную сферу: помимо привычных роз, астр, гвоздик и гладиолусов, появились хризантемы, герберы, нарциссы, лилии, а значит, букеты для учителей стали более замысловатыми, экзотическими и индивидуальными.
«БУКЕТНЫЙ» ЭТИКЕТ ПРИВИВАЕМ С РАННИХ ЛЕТ
Но разве букет на 1 сентября – лишь дань традиции? Прежде всего, это приятный и ни к чему не обязывающий знак внимания, повод выразить трепетное отношение к учителю, почтение и благодарность за его непростой труд. Это символ любви, признательности и, пожалуй, самый уместный подарок для женщин, которыми являются большинство учителей.
Однако только ли педагогам важно получать цветы в День знаний? Психологи единодушны во мнении, что букеты, которые школьники несут на первое сентября, нужны, прежде всего, самим детям: они прививают уважение к учителям и формируют восприятие начала учебного года как торжественного события. Ведь праздник только тогда считается праздником, когда он соответствующим образом оформлен, когда на нем присутствуют непрактичные, но яркие атрибуты — банты, цветы, воздушные шары… Настроение сразу поднимается – и у тех, кто садится за парты впервые, и у тех, кто переходит в новый класс.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРАЗДНИК!
Поддерживая добрую традицию вручения букетов и помогая создавать торжественное настроение в День знаний, торговый центр «Соцветие» 1 сентября организовал на Нулевом километре нашего города грандиозную выставку цветов, где были представлены эксклюзивные композиции от талантливых флористов центра. «Изюминкой» выставки стали увеличенные в размерах школьные принадлежности – карандаш и блокнот, а также гигантская цветочная корзинка: дети и взрослые с удовольствием фотографировались с этими необычными экспонатами, получая массу положительных эмоций.
Торговый центр «Соцветие» постарался превратить День знаний во всеобщий праздник для барнаульцев, и ему это удалось: улыбки людей говорят сами за себя. Кроме того, специалисты центра с удовольствием делились секретами выбора цветов и грамотного ухода за ними: теперь жители нашего города точно знают, где приобрести свежий, красивый и неординарный букет для любого события и где со вкусом оформить торжество любого уровня. Конечно, в «Соцветии» не только знают все о цветочных традициях, но и умеют создавать настоящий праздник!
«Соцветие»
г. Барнаул
ул. Челюскинцев, 143, тел. 8 (3852) 504-503
пр. Красноармейский, 51а, тел. 8 (3852) 52-97-67
ул. Молодежная, 50, тел. 8 (3852) 72-01-73
Инстаграм
Цветы учителям — это святое
Группа мам-активисток, продвинутых таких, ведет поиски единомышленников: хватит, мол, «соблюдать ритуалы», не стоит дарить учителям цветы, нечего деньги тратить «на пустое», все такое.
История эта начала развиваться несколько лет назад, и хоть каленым железом жгите, для меня, например, ничего за ней, кроме обычной «жабы», не стоит. Да, если бы было можно, может, и приняли бы учителя вместо букета конверт с денежкой. Но не все, уверяю вас. Потому что 1 сентября и правда день, сплошь состоящий из символов. И не самых плохих!
«Хватит соблюдать ритуалы». Тьфу, какая гадость. У нас есть такое в крови: давайте по-новому, «по-продвинутому» подойдем к делу, избавимся от всего старого и тогда, дескать, заживем. Глупости! Очень от многих «ритуалов» избавляться нельзя, ибо это не ритуалы, а традиции, нормальные, светлые и по-хорошему «преемственные». Именно поэтому немного странно всегда, когда 1 сентября сдвигается и «переваливает» на 2-е число: именно первое число для многих своего рода новый год, старт года. И абсолютная норма в этот день — линейка с песнями и море цветов. И никто в нем не тонет, в этом море!
Зачем цветы? Это выражение признательности, веры и надежды. Признательности учителям за их труд, выражение уважения, почитания, в старших классах — любви. А еще со стороны родителей дарение цветов — это некий аванс, но не материальный, а моральный: мы вверяем вам своих детей и верим, что пока они в школе, под вашим присмотром, с ними не произойдет ничего дурного и что учить вы их будете хорошему. Сегодня со школы сняты воспитательные функции, но что бы ни говорил школьный устав, мы подсознательно надеемся на то, что именно там научат наших чад понимать, что такое хорошо и что такое плохо и быть людьми в высшем, гуманитарном и гуманистическом смысле этого слова. Цветы — это наше «ритуально» высказанное «люблю», только и всего.
Для демонстрации красивой жизни можно арендовать букет даже самых экзотических роз / Фото: Kozhokhin Alexander
Поразительно, что когда началась тема отмены «цветодарения» — да-да, я встретила такое слово в обсуждениях! — в качестве альтернативы и разумной траты возникла благотворительность. Вы знаете, тот, кто тратит деньги на благотворительность, сделает это и так, и вовсе не как некое альтернативное вложение. Мне, например, совсем не близка мысль такой замены, когда впопыхах, просто из желания выпендриться, а не по зову сердца, неизвестно на чьи счета полетят якобы «разумно вложенные» рубли. И принцип «лучше в нас, чем в таз» мне вообще не близок. Не надо смешивать котлетный фарш с мухами, давайте они будут существовать отдельно?
Благотворительность — это благо, особенно если вы уверены, что избранный вами фонд действительно тратит деньги туда, куда нужно, а выражение почтения нелегкому учительскому труду — другое. Может, лучше кое на чем ином сэкономить? На безумных выпускных, например, которые год от года все больше пугают своим чудовищным размахом? Или на «промежуточных» детских праздниках, когда с помпой отмечается переход из первого класса во второй, а из второго в третий? Далеко не все учителя приветствуют эти шабаши на автобусах и пароходах.
Почему же надо поджимать губки и строить из себя разумных людей-рацио, не желающих тратить деньги на «глупости в виде цветов» (это тоже цитата), но потом устраивать настоящее безумие с явно в никуда выброшенными деньгами. Или траты на ублажение и без того облизанных со всех сторон деток — это хорошо и тут не нужны поиски альтернативной благотворительной замены, а цветы для учителей — плохо просто потому, что плохо?
Делайте как хотите. Мои дети цветы 1 сентября носили и будут носить. Да, дороги они в эти дни. Но тут уж, как говорится… И мне для учителей — не жалко.
Оксана Крученко: Не дарите учителям мусор
Колонка обозревателя «ВМ» Оксаны Крученко:
Сколько можно-то? Хорошее дело – традиция, прекрасны воспоминания о скромных букетиках астр, обернутых в слюду, в маленьких ручках розовощеких первоклашек, но пусть эта ностальгия останется в прошлом. Не пора ли раз и навсегда объявить школы 1 сентября зоной, свободной от цветов? (далее. )
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
Учителя — о том, почему цветы на День знаний не нужны И что можно сделать вместо букета
Первое сентября — один из ежегодных пиков на розничном рынке цветов. «Если сравнивать праздничные дни по выручке, 8 Марта мы получаем больше, чем за 1 Сентября, но, безусловно, для цветочного бизнеса этот день очень важен. В один день мы можем окупить выручку нескольких дней, а то и месяцев», — говорит Ольга, администратор цветочного отдела в торговом центре в СВАО. Однако в последние несколько лет все меньше родителей покупают громоздкие букеты на линейку — The Village узнал, нужны ли вообще цветы на Первое сентября в 2018 году и что учителя думают об этой традиции.
«Одного букета было бы достаточно»
учитель начальных классов
В первом классе все дети приходят с цветами, во втором-четвертом — от 40 до 70 %. Я немного оставляю в классе для красоты и уюта, да и детям приятно видеть, что их букеты украшают кабинет. Цветы — это всегда приятно, думаю, что одного букета от всего класса было бы достаточно.
Вообще, не считаю нужным что-то получать в праздники. Если у родителей все же есть желание сделать приятное своему учителю, то лучшим подарком была бы покупка различных развивающих игр для детей: перемены у нас по 20 минут, многим было бы интересно, да и это сплачивает коллектив.
учитель литературного чтения, школа «Макарун»
Раньше цветов было больше, но, я думаю, это скорее традиционная установка «так полагается». Часть я обычно оставляю в школе, часть забираю домой. На самом деле я бы предпочла конфеты или банку соленой карамели — мне подарили такую на 8 Марта, и она была моим лучшим другом всю последнюю четверть. Вообще, наша школа участвует в акции «Дети вместо цветов», и мне как человеку, работающему с детьми, эта идея кажется лучшей на свете — отдать сумму, потраченную на цветы, людям, которые действительно в этом нуждаются. Думаю, я закончусь как учитель, если начну измерять любовь детей и их уважение количеством букетов.
учитель истории, московская школа № 57
Некоторые классы решают подарить учителю один букет, некоторые приносят деньги и цветы, потому что считают, что букет — все равно обязательный атрибут праздника, зачем лишать ребенка радости. Но обычно это в младших классах, старшие уже спокойнее относятся. Наша школа уже несколько лет участвует в акции фонда «Вера» «Дети вместо цветов». Так что букетов становится меньше, а пользы больше.
учитель начальных классов школы № 2120
Цветов обычно дарят много, раньше я оставляла их в классе, они заполняли все подоконники в кабинете и быстро увядали. С прошлого года мы участвуем в акции «Дети вместо цветов» и собираем деньги, которые могли бы пойти на букеты, на помощь больным детям. Теперь на Первое сентября я получаю один букет, и мне не нужны другие подарки. Это праздник для детей в первую очередь, а не для учителей.
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 1500
В этом году мы с родительским комитетом решили, что нужно принять участие в акции «Дети вместо цветов». Цветы жалко, а так деньги пойдут на доброе дело. Родители регистрируются на сайте, указывают количество детей, которые принимают участие, а после могут самостоятельно отправить любую сумма на счет фонда.
Приятно, что эта акция не из разряда тех, которые приходят по разнарядке. В данном случае я просто предложил родителям, а они с удовольствием поддержали эту идею. Букеты — мимолетное удовольствие, от которого не очень много пользы. А с этой акцией есть надежда, что мы хоть какую-то каплю помощи окажем нуждающимся.
учитель начальных классов
В нашей школе есть инициативная группа родителей, которая курирует все вопросы. Система в целом такая: родители закупают по букету классному руководителю и учителям-предметникам, то есть история про то, что у кого-то Первого сентября будет 20 букетов, у нас в принципе невозможна. Вообще, тема с подарками учителям — довольно скользкая. Часто родители делают какие-то презенты учителям (и про цветы примерно та же история) из страха, что к их ребенку будет какое-то пренебрежительное отношение. То есть это даже не подарок формально, а решение каких-то проблем, способ для родителей разобраться со своим внутренним беспокойством. Учитель чувствует себя обязанным — ситуация в целом нелепая. По сути это форма давления. Опять же, все это передается через ребенка — и если взрослому я могу отказать, то ребенку этого не объяснишь никак.
«Мы помогаем детям независимо от дат в календаре»
PR-директор фонда «Вера»
Когда мы года три назад говорили, что традиция 1 Сентября меняется, это казалось немножко преувеличением: все-таки правило приходить с букетом как-то очень глубоко в нас сидит. В этом году нашей акции «Дети вместо цветов» исполняется уже пять лет. Мы предлагаем школьникам приходить на линейку с одним цветком и складывать потом из этих цветов один большой красивый букет для учителя. Главное — мы не устаем подчеркивать это из года в год — участие в акции должно быть со всеми согласовано: и учитель, и родители должны быть не против.
С каждым годом к акции присоединяется все больше участников — в этом году уже 330 городов, — следовательно, все больше семей с тяжелобольными детьми получают помощь от фонда. В прошлом году таких детей было 463 — это дети не только из Москвы, но и из самых разных городов России.
Август для нас — очень горячая пора: нам звонят родители, учителя, уточняют какие-то детали. Например, есть родители, которые давно помогают фонду или просто участвуют в благотворительности и знают, как это важно. Увидев акцию, они предлагают ее в родительском чате. И это повод вообще начать разговор о том, почему существуют фонды, каким фондам стоит доверять, а каким нет, — это нормальные вопросы, которые обычно возникают у людей. Мы рады, что эти вопросы есть, потому что это — начало нашего диалога с людьми.
Мы помогаем детям независимо от дат в календаре — 1 декабря, 30 сентября или 10 марта, этим детям нужна помощь постоянно. Расходные материалы для аппаратов, специальное питание — на одного ребенка в среднем уходит от 30 до 50 тысяч рублей. И это, конечно, неподъемные деньги для многих семей, где один из родителей должен постоянно находиться с ребенком. Часто в таких семьях еще есть дети. Поэтому мы безмерно благодарны всем, кто к этой акции присоединяется.
В работе над текстом принимал участие Иван Ануфриев
Москвовед рассказал, как появилась традиция дарить цветы учителям 1 сентября
Виктория Федотова
Новый учебный год не за горами, а с ним и традиция нести букеты педагогам. Откуда пошла традиция дарить цветы учителям, разбирались корреспонденты сетевого вещания «Вечерней Москвы».
Москвовед Михаил Коробко сообщил, что это послевоенная традиция.
— С 1944 по 1954 школы делились на мужские и женские, в женских школах появились учительницы, и вошло в привычку дарить им цветы. Можно сказать, что это традиция хрущевско-брежневская. Возникла традиция спонтанно, как реакция на послевоенное детство. Цветы дарили не всем. Моя мама считалась популярной учительницей физики, и она раздаривала цветы тем, кому их не досталось, — сообщил Коробко.
По его словам, в современных школах учителям — мужчинам, как правило, дарят цветы, и они не всегда знают, что с ними делать, но принимают. Традиция отблагодарить педагога в конце учебного года была всегда, но ей не все пользовались.
— Цель таких подарков — украсить послевоенную жизнь, — подытожил москвовед.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Цветы учителям — это святое
Колонка обозревателя Ольги Кузьминой:
За неделю до 1 сентября и наш родительский чат взорвался известной темой.Группа мам-активисток, продвинутых таких, ведет поиски единомышленников: хватит, мол, «соблюдать ритуалы», не стоит дарить учителям цветы, нечего деньги тратить «на пустое», (далее. )
Не дарите учителям мусор
Колонка обозревателя Оксаны Крученко:
И снова родители завели заунывные споры о цветах для учителей.Нужно дарить — не нужно, большие букеты — маленькие. Это стало едва ли не главной приметой осени — если в соцсетях началась бойня на цветочную тему, значит скоро сентябрь. (далее. )
Дети вместо цветов: зачем заменять традиционные букеты на 1 сентября?!
Первое сентября… Наверное, все помнят те огромные букеты из садовых гладиолусов, которые занимали половину кадра на фотоснимке? Эх, времена…
С особой любовью вспоминаю свои школьные годы. Белые бантики, новое платье, громкая музыка на линейке, посиделки после школьного торжества. Время летит, и я все реже замечаю садовые цветы в руках учеников, а вы?
Может, это стало не модно и даже в какой-то мере стыдно? Не знаю, но в любом случае День знаний всегда сопровождался огромным количеством цветов. С одной стороны, это хорошо. Первое сентября — праздник, и цветы — это один из главных атрибутов школьного торжества.
Но с другой стороны, это огромное количество букетов, которые простоят в классе и завянут, так и не дождавшись, когда их заберут домой. Учителя не могут чисто физически забрать все подаренные цветы.
Об этой проблеме задумывались многие педагоги. И вот в 2014 году московский преподаватель Ася Штейн предложила отличную идею «Дети вместо цветов».
Смысл акции заключается в том, что ученики дарят всего 1 букет, а остальные деньги переводят на благотворительность.
Идею Аси сразу поддержали фонды, некоторые школы, учителя и ученики. В акции стали принимать участие и детские сады, и сузы, и вузы. Теперь «Дети вместо цветов» — это ежегодная акция, в которой принимают участие школы со всей страны.
Очень важно, что у мероприятия нет единого организатора.
Правило для всех одно — пожертвования идут на помощь детям, а участие — добровольное.
Собрать таким образом можно действительно много. Так, один из благотворительных фондов в 2018 году собрал 2 356 458,00 рублей! И это только один фонд.
Я просмотрела сайт акции от фонда «Вера» и детского хосписа «Дом с маяком» и нашла карту участников, где я обнаружила тульские образовательные учреждения. Представляете?! Это так здорово, что кто-то, несмотря на стереотипы и традиции, находит силы, чтобы поменять ситуацию.
Там я обнаружила Центры образования 2, 8, 17, 19, 56. Выражаю огромную благодарность тульским педагогам, школьникам и родителям в участии столько нужного дела!
Есть множество альтернативных вариантов подарков учителю: это и карты памяти, и набор ручек (да-да, вещь банальная, но незаменимая — я тоже работала в школе, знаю, о чем пишу), коврик для компьютерной мыши, томик любимого писателя, лазерная указка, которой удобно пользоваться на уроках.
Можно подарить что-то солиднее: подарочный сертификат, принтер, роутер, если в образовательном учреждении есть проблемы с интернетом. А еще можно сходить на детский квест большой компанией. Такой подарок несомненно запомнится! Выбор огромный! Главное — договориться между собой и знать потребности любимого учителя!
Первого сентября можно помочь не только детям, но и природе. И в этом вам поможет другая, экологическая акция с похожей направленностью — «Лес вместо букета», организатором которой является Зеленое Движение России «ЭКА». Экоактивисты предлагают в День знаний вместо срезанных цветов дарить учителям будущие деревья. Для этого на сайте PosadiLes.ru можно выбрать определенное количество деревьев, внести пожертвование на их посадку и оформить специальный подарочный сертификат к 1 сентября, посвятив будущий лес любимому учителю, своему классу или школе.
Деревья будут высажены осенью и весной волонтерами движения «ЭКА» на пострадавших лесных территориях в регионах России. После посадки все обладатели подарочных сертификатов получат фото и GPS-координаты леса.
Акция «Лес вместо букета» проходит четвертый год подряд. Благодаря ее участникам были собраны средства на посадку более 5 тысяч деревьев в российских регионах.
Я провела опрос среди знакомых учителей по поводу того, хотели бы они получить сертификат на дерево вместо традиционных букетов, и я хотела бы поделиться с вами результатами.
Большинство ответило, что им было бы приятнее получить цветы.
Вот комментарий одного из них:
«…пусть меня закидают камнями- я так мечтаю о красивых букетах на 1 сентября, чтобы валились из рук. И да, я выкину их на помойку через неделю, но неделю они будут стоять и в моем кабинете и квартире и дарить мне положительные эмоции. »
ВЫБОР ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ ЗА ВАМИ! Участие в подобных акциях добровольное, но прежде, чем что-то решить, подумайте вот над чем:
2 300 000 000 руб. — такую сумму можно сэкономить, если скорректировать традицию дарить тонны цветов на 1 сентября и сократить количество букетов до одного на учителя.
2 300 000 000 руб. — такая сумма может улучшить или спасти несколько жизней.
Участвуя в подобных инициативах, вы делаете маленькую революцию.
Будьте уверены — ваша помощь не завянет.