почему монастыри владели крестьянами

Новое в блогах

ЦЕРКОВЬ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО-РАБСТВО НА РУСИ

почему монастыри владели крестьянами. tmpZIIc03. почему монастыри владели крестьянами фото. почему монастыри владели крестьянами-tmpZIIc03. картинка почему монастыри владели крестьянами. картинка tmpZIIc03.почему монастыри владели крестьянами. tmpoqPbs1. почему монастыри владели крестьянами фото. почему монастыри владели крестьянами-tmpoqPbs1. картинка почему монастыри владели крестьянами. картинка tmpoqPbs1.

Дорогие друзья!
Монахи и попы сами имели рабов, торговали ими и грабили их Труд, Свободу, Здоровье, Радость и Счастье.
И вы сегодня находитесь в этой секте и пустили её в школы?

почему монастыри владели крестьянами. tmpqmu5ur. почему монастыри владели крестьянами фото. почему монастыри владели крестьянами-tmpqmu5ur. картинка почему монастыри владели крестьянами. картинка tmpqmu5ur.

Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» – пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали». Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную: «Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие». У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.

«В 40—50-х годах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола, принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80 десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк (скот, птицу и т.п.). Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин. Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений. Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по полфунту с души мужского пола.

Монастырская система управления вотчинами имела множество мелких, но отвратительных кровососов и пиявок в лице приказчиков, сотских, различного рода посыльных от монастырской братии и т.д. Пожалуй, нигде в это время так не расцвело взяточничество и лихоимство, как в монастырских деревнях. Произвол и угнетение монастырских крестьян в 50-е годы достигло высшей точки. В это время резко увеличивается и число крестьянских волнений. В 50-х годах их втрое больше, чем в 30-х (свыше 60 восстаний).

Крестьянские выступления в качестве главного «программного пункта» обычно выдвигали отказ от выполнения повинностей. Так, крестьяне Боровенского монастыря в сентябре 1730 г. отказались от выполнения всех своих повинностей в пользу монастыря. В 1734 г крестьяне огромной Присёкинской вотчины Троице-Сергиевой лавры также отказались подчиняться монастырским властям. В 1742 г. крестьяне Боголюбского Владимирского монастыря начали волнения с отказа от работ и т.д.

В 50-х годах основным требованием почти всех крестьянских выступлений был уже переход на положение государственных крестьян (волнения крестьян Ново-Спасского, Иосифо-Волоколамского, Троице-Калязинского, Спасо-Преображенского, Хутынского Новгородского и других монастырей).

Во всех этих волнениях крестьянский отказ от работ обычно завершался жестокими порками и экзекуциями присланных воинских команд. Однако в некоторых случаях возникали острые схватки и с солдатами. Крестьяне Шацкого уезда Ново-Спасского монастыря, например, взяли в плен всю воинскую команду и сумели удержаться с августа 1756 по февраль 1757 г., когда восстание было жестоко подавлено.

В 1756 г. взбунтовались крестьяне Николо-Угрешского монастыря. Прежде всего, крестьяне подали на монастырского игумена Иллариона челобитную: 1. «всегда содержит в тяжких и непрестанных работах… и в святую пасху и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни… приставленные к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, беспощадно. И от таковых всегдашних и беспрестанных работ и своей крестьянской исправлять нам некогда»; 2. «берет с нас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые денежные взятки [перечисляются восемь видов незаконных денежных поборов]… и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов станет объявлять в платеже невозможность, тех бъет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи» (Прошение в Синод монастырских крестьян села Копотни с деревнями и сельца Михайлова о притеснениях, причиняемых им игуменом Николо-Угрешского монастыря Иларионом // Вслед подвигам Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 425-430). Крестьяне силой освободили арестованных из монастырской тюрьмы, напали на присланную в помощь монахам воинскую команду и осадили монастырь. В конце-концов, игумен Иларион был переведен в другое место, монастырю запретили незаконные поборы, но новый игумен Варлаам сурово преследовал крестьян, жаловавшихся на его предшественника.

Ещё пример статистики: за 30-50 гг. есть данные об открытых восстаниях по 7 губерниям. Они следующие: помещичьи крестьяне – 37 восстаний, монастырские – 57, т. е. в полтора раза больше (притом, что церковных крестьян в тех же губерниях, напротив, было в два раза меньше, чем помещичьих) (Вслед подвигам Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 402). В начале правления Екатерины бунтовало более 100 000 монастырских крестьян (Вслед подвигам Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 17). Решению Екатерины о секуляризации церковных земель предшествовали многочисленные челобитные монастырских крестьян о переводе в государственные или дворцовые (Там же. – С. 402-403). И церковные земли были секуляризированы. Екатерина сослалась на то, что «управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тем самым домам архиерейским и монастырским тягостное, а временем, или за расхищением служками, или и за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное» (из Указа Екатерины о секуляризации).

Источник

Незамоленный грех РПЦ. Монастырские крепостные на Руси

Рабы веры | Монастырские крепостные на Руси

В 12-17вв огромные площади русских земель принадлежали монастырям. Целые деревни относились к их зоне управления, где жили подневольные люди, по положению сходные с римскими рабами. Посмотрим на неудобную правду религиозного рабовладения.

Так, в 1747 г. общее число крепостных крестьян, находившихся во владении церкви, равнялось 906.305 д. м. п (домов монастыского приказа).; из них монастырям принадлежало—728.738, архиерейским домам—116.376, синоду—37.426, соборам и приходским храмам—23.767 что при средней численности семьи 7 чел. составляло порядка 6 млн крепостных. Для справки: численность населения Российской империи в 1722 году составляла 14 млн чел. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 Таким образом, больше всего крепостных крестьян сосредотачивалось в руках монастырей, из которых особенно крупными крепостниками являлись следующие (1744 г.) все в д.м.п.:

Из общего количества монастырей таких

крупных крепостников владевших;

имевших от 100 до 5000 д. м. п.—64,3%,

В среднем на каждый монастырь приходилось по 1445 д. м. п.

Что касается архиерейских домов, то все они являлись крупными владельцами. На каждого из них в среднем приходилось по 7.474 д. м. п. крепостных крестьян.

Как появились монастырские крепостные

Нищие около церкви. Картина И. Творожникова.

Почти два миллиона монастырских крепостных встретили 18 век!

Огромные массы населения находились под владычеством церковных иерархов.

Самым большим землевладельцем был Трифонов монастырь, владения которого доходили аж до Нолинского уезда Вятской губернии.

В отличие от помещиков, церковь владела крестьянами коллективно, то есть без привязки к личности владельца. Любой назначенный патриархом церковный лидер мог управлять наделом и людьми, передавать их в пользование, миловать и карать.

Практика церковного рабовладения ( что вообще-то прямо запрещено в Библии) сложилась сама собой: монархи жаловали церкви земли, во искупление грехов или по более прозаическим причинам, а для их обслуживание отдавали и людей, для управления которыми, применялись привычные методы крепостничества. В монгольский период, русская церковь стала столь могущественной, что площади ее земель и их население немногим уступал и государственным! Как жилось крестьянам при монастырях Монастыри выглядели внушительнее иных крепостей Монастыри быстро стали не только религиозным учреждением, но и аналогом тюрьмы. Когда было неудобно кого-то казнить или это могло иметь негативные последствия, такого отправляли в монастырь, якобы замаливать грехи, где тот жил под стражей до скончания века, обычно недолгого. Атмосфера изоляции, религиозного фанатизма и навыки обращения с заключенными, формировало крайне агрессивную и эксплуататорскую практику к крестьянам. Крестьяне в монастырях обязывались платить оброк (налог), отрабатывать барщину (обрабатывать церковные поля), предоставлять по первому требованию работников или охрану для церковных проектов, служивых людей для охраны границ, принимать на себя долги монастыря. В итоге, они чрезвычайно облагались непосильной работой, зачастую придуманными долгами, выйти из которых им было не под силу. Жестокая эксплуатация крестьян была такой беспощадной, что уже в 14 веке вспыхнуло первое крестьянское восстание, впрочем, быстро подавленное. Но восстания будут происходить едва ли не ежегодно. На помощь монастырям приходили царевы слуги: опричники, стрельцы, а иногда и регулярные войска. А когда те были заняты войной, сами монахи брали в руки оружие

Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали».

Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.

В 1605-1614 гг. из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского уезда – более четверти всех крестьян уезда.

Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло за «детей боярских», в дворянские имения

Надо сказать, что в самой церкви были противники такого подхода, считавшие, что негоже монастырям иметь рабов и монахи должны сами себя кормить. Движение «нестяжателей» было стихийным, но немногочисленным и быстро сошло на нет. «Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами»

Монастыри активно захватывали новые земли, преодолевая сопротивление крестьян.

В. О. Ключевский, крупнейший дореволюционный историк и автор диссертации «Жития святых как исторический источник», отмечал что «рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях». К примеру, основатель монастыря Симон строит церковь, крестьяне сжигают ее. Симон строит другую церковь, тогда крестьяне захватывают монаха и просьбами, угрозами и даже пытками стараются выманить у него жалованную князем грамоту и наконец убивают его. В. О. Ключевский говорит, что крестьяне с большим опасением следили за деятельностью устроителей новых монастырей: «. сей старец близ нас поселился, по мале времени завладеет нами и селитвами нашими; на нашей земле монастырь поставил и пашню строит и хочет завладеть нашими землями и селами, которые близ монастыря» (См. В. О. Ключевский Курс русской истории, т. I. – С. 265-266). В 18 веке Екатерина Великая умерила монастырские аппетиты, отрезав у монахов земли в пользу государства. После этого большинство монастырей прекратило свое существование. По видимому, без огромных земельных наделов и сотен крепостных, отцы духовные не смогли жить. Монастыри исчезли, но память об их крепостничестве сохранилась в названиях десятков населенных пунктов

Источник

Новое в блогах

Незамоленный грех РПЦ. Монастырские крепостные на Руси

Рабы веры | Монастырские крепостные на Руси

В 12-17вв огромные площади русских земель принадлежали монастырям. Целые деревни относились к их зоне управления, где жили подневольные люди, по положению сходные с римскими рабами. Посмотрим на неудобную правду религиозного рабовладения.

Так, в 1747 г. общее число крепостных крестьян, находившихся во владении церкви, равнялось 906.305 д. м. п (домов монастыского приказа).; из них монастырям принадлежало—728.738, архиерейским домам—116.376, синоду—37.426, соборам и приходским храмам—23.767 что при средней численности семьи 7 чел. составляло порядка 6 млн крепостных. Для справки: численность населения Российской империи в 1722 году составляла 14 млн чел. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1​%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 Таким образом, больше всего крепостных крестьян сосредотачивалось в руках монастырей, из которых особенно крупными крепостниками являлись следующие (1744 г.) все в д.м.п.:

Из общего количества монастырей таких

крупных крепостников владевших;

имевших от 100 до 5000 д. м. п.—64,3%,

В среднем на каждый монастырь приходилось по 1445 д. м. п.

Что касается архиерейских домов, то все они являлись крупными владельцами. На каждого из них в среднем приходилось по 7.474 д. м. п. крепостных крестьян.

Как появились монастырские крепостные

Нищие около церкви. Картина И. Творожникова.

Почти два миллиона монастырских крепостных встретили 18 век!

Огромные массы населения находились под владычеством церковных иерархов.

Самым большим землевладельцем был Трифонов монастырь, владения которого доходили аж до Нолинского уезда Вятской губернии.

В отличие от помещиков, церковь владела крестьянами коллективно, то есть без привязки к личности владельца. Любой назначенный патриархом церковный лидер мог управлять наделом и людьми, передавать их в пользование, миловать и карать.

Практика церковного рабовладения ( что вообще-то прямо запрещено в Библии) сложилась сама собой: монархи жаловали церкви земли, во искупление грехов или по более прозаическим причинам, а для их обслуживание отдавали и людей, для управления которыми, применялись привычные методы крепостничества. В монгольский период, русская церковь стала столь могущественной, что площади ее земель и их население немногим уступал и государственным! Как жилось крестьянам при монастырях Монастыри выглядели внушительнее иных крепостей Монастыри быстро стали не только религиозным учреждением, но и аналогом тюрьмы. Когда было неудобно кого-то казнить или это могло иметь негативные последствия, такого отправляли в монастырь, якобы замаливать грехи, где тот жил под стражей до скончания века, обычно недолгого. Атмосфера изоляции, религиозного фанатизма и навыки обращения с заключенными, формировало крайне агрессивную и эксплуататорскую практику к крестьянам. Крестьяне в монастырях обязывались платить оброк (налог), отрабатывать барщину (обрабатывать церковные поля), предоставлять по первому требованию работников или охрану для церковных проектов, служивых людей для охраны границ, принимать на себя долги монастыря. В итоге, они чрезвычайно облагались непосильной работой, зачастую придуманными долгами, выйти из которых им было не под силу. Жестокая эксплуатация крестьян была такой беспощадной, что уже в 14 веке вспыхнуло первое крестьянское восстание, впрочем, быстро подавленное. Но восстания будут происходить едва ли не ежегодно. На помощь монастырям приходили царевы слуги: опричники, стрельцы, а иногда и регулярные войска. А когда те были заняты войной, сами монахи брали в руки оружие

Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали».

Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем.

В 1605-1614 гг. из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского уезда – более четверти всех крестьян уезда.

Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло за «детей боярских», в дворянские имения

Надо сказать, что в самой церкви были противники такого подхода, считавшие, что негоже монастырям иметь рабов и монахи должны сами себя кормить. Движение «нестяжателей» было стихийным, но немногочисленным и быстро сошло на нет. «Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами»

Монастыри активно захватывали новые земли, преодолевая сопротивление крестьян.

В. О. Ключевский, крупнейший дореволюционный историк и автор диссертации «Жития святых как исторический источник», отмечал что «рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях». К примеру, основатель монастыря Симон строит церковь, крестьяне сжигают ее. Симон строит другую церковь, тогда крестьяне захватывают монаха и просьбами, угрозами и даже пытками стараются выманить у него жалованную князем грамоту и наконец убивают его. В. О. Ключевский говорит, что крестьяне с большим опасением следили за деятельностью устроителей новых монастырей: «. сей старец близ нас поселился, по мале времени завладеет нами и селитвами нашими; на нашей земле монастырь поставил и пашню строит и хочет завладеть нашими землями и селами, которые близ монастыря» (См. В. О. Ключевский Курс русской истории, т. I. – С. 265-266). В 18 веке Екатерина Великая умерила монастырские аппетиты, отрезав у монахов земли в пользу государства. После этого большинство монастырей прекратило свое существование. По видимому, без огромных земельных наделов и сотен крепостных, отцы духовные не смогли жить. Монастыри исчезли, но память об их крепостничестве сохранилась в названиях десятков населенных пунктов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *