почему хорошо быть учителем
«Круто, когда я сам на свой урок бегу». Педагог Дима Зицер о том, какими должны быть учителя
Ɔ. Меня в редакции попросили обязательно узнать у вас, какой педагог должен учить наших детей. Каким должен быть учитель?
Мне кажется, все жанры хороши, кроме скучного. Мы сделаем совсем дурацкую работу, если сведем разных, ярких и отличающихся друг от друга учителей в какой-то единый скелет. Сразу станет скучно и появится ощущение, что учителем должен быть робот, совершающий определенные действия. Это совершенно не так. Педагогика — творческая профессия. Как и любая другая творческая профессия, она не терпит единомыслия. Поэтому, боюсь, ваш вопрос сродни вопросу: «Какой актер должен играть на сцене?» Если не останавливаться на очевидном — что, например, учитель не должен унижать учеников, — то, думаю, ответ — разный. Совершенно разные учителя нужны.
Ɔ. Но какими-то критериями вы руководствуетесь, когда нанимаете педагогов в школу «Апельсин»?
В первую очередь учитель должен сомневаться. Если учитель уверен, что он прав, ничего хорошего из этого не получится. Учитель должен быть человеком рефлексирующим — это раз. Учитель должен быть очень-очень любознательным. Не суй свой нос в чужой вопрос, а то барбос откусит нос — это не про учителей. И не про детей, кстати. В противном случае учителями окажутся люди, которые когда-то что-то такое выучили и вообще не в курсах, как устроена сегодняшняя музыка, видео, сленг, как вообще устроен сегодняшний мир. Это очевидная штука номер два.
Очевидная штука номер три, без которой не обойтись: учитель должен уметь провести урок. То есть сделать так, чтобы человек, который принимает участие в этом уроке, — ученик — мог объяснить, что он здесь делает и зачем. Самое сложное — сделать так, чтобы ученик не отвечал, что он просиживает на уроке штаны и хотел бы заняться чем-то другим. У него должна быть причина находиться на уроке, помимо причин, которые так любят взрослые: «ты должен», «а куда же ты денешься» и «это твое дело — учиться и быть нам благодарным».
Знаете, Маяковский сказал когда-то про театр: «Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтобы действие мчало, а не текло». Эти слова можно отнести и к образованию.
Ɔ. Что вы имеете в виду?
Представьте себе детскую ролевую игру: ее участники интуитивно строят рамки так, что дальше все начинает крутиться само. Отчасти это похоже на хороший урок: когда рамки — правила игры — настолько понятны, настолько сами по себе увлекательно организовывают процесс, что дальше все происходит почти само. Конечно, не само: на занудном профессиональном языке это называется «структурировать образовательный процесс». Это и есть профессия.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
Ɔ. Но разве сама специфика профессии не мешает этому? Ужасно трудно, рассказывая из года в год одно и то же по школьной программе, оставаться сомневающимся и любознательным.
Если учитель рассказывает из года в год одно и то же, он непрофессионален. На таком уроке дышать не хочется ни детям, ни самому учителю. Мы меняемся, значит, и рассказываем мы иначе. Сущность материала может быть похожей, но вы же не посмотрите один раз в жизни «Чайку» Чехова и не скажете: «Я больше никогда на “Чайку” не пойду»? Ведь пойдете: сыграют другие артисты, поставит другой режиссер, а иногда, между прочим, — через какое-то время — сыграют те же артисты в постановке того же режиссера, но совершенно иначе. Урок устроен так же.
Ɔ. А как родителю отличить хорошего учителя от плохого?
А зачем родителю это делать?
Ɔ. Например, я отдаю ребенка в первый класс, у него там все время будет один учитель, и мне важно, что это за учитель.
Если мы используем глагол «отдаю», то у нас уже есть некоторая проблема, мы уже отнеслись к ребенку как к багажу. Это очень взрослое слово. Если вместо того, чтобы сказать «ребенок идет в первый класс», назвать это «я отдаю ребенка», из такой постановки вопроса следует, что ребенок — бездумный кусок уж не знаю чего и мне, родителю, нужно понимать, какой у него учитель и какое все остальное. А вот если ребенок идет в первый класс, то можно эту ответственность с ним разделить. И тогда надо научить его — или научиться вместе с ним — определять хорошего учителя. И это надо делать до, а не после поступления в первый класс.
Если вы спросите меня, что делать родителю, я отвечу, что надо поболтать с учителем. Если вам интересно болтать, если учителю интересно болтать с вами, если он рассказывает, какие у него чудесные планы и что нового он хочет сделать, то велики шансы, что будет прикольно.
Дальше проверка довольна проста: если ребенок бежит в школу бегом — хотя, конечно, бывают разные дни и иногда хочется поваляться дома, — но если в основном он хочет находиться в школе, то, вероятнее всего, уж в первом-то классе точно, речь идет об учителе, который сумел построить такие образовательные рамки, в которых ребенку прикольно.
Это, может, и непрофессиональное слово, но на мой взгляд — профессиональное. Ну вот прикольно должно быть ученику на уроке. Он должен стремиться в школу, потому что там происходит что-то, чего не происходит дома или в другом месте. Там он понимает что-то про себя и про мир, там он строит взаимосвязи с другими людьми и с самим собой.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
В этом смысле я призываю полагаться на ребенка. Если ваш любимый человек не хочет идти куда-то, куда вы его отправляете каждый день, это довольно странно — запихивать его туда всеми силами, еще и приговаривая мантру, что, мол, все через это проходили. Но это не так. Не все, и не обязательно через это, и ничего хорошего в этом нет. Мне кажется, если человек проводит где-то большую часть дневного времени в течение 11 лет, он имеет право проводить его хорошо.
Ɔ. В школе должно быть хорошо и прикольно, в ней не должны отбить желание учиться — а что еще? Должны ли учителя готовить к взрослой жизни?
А что такое взрослая жизнь? Что принципиально меняется, когда ребенок оканчивает школу? Самое-самое главное, мне кажется, — это понимать систему координат, в которой человек находится, и уметь строить ее. Приходит это умение, только если у человека есть выбор и этот выбор осознанный. И если он учится при помощи и при поддержке старших, в том числе учителей, понимать, чего он хочет, где заканчивается он и начинается кто-то другой.
Ɔ. Что в таком случае для вас лично педагогическая удача? Успех?
Когда можно сказать себе после урока «ай да Пушкин, ай да сукин сын», мне кажется, это успех. Когда детей не нужно загонять на урок. Когда они приходят сами и, желательно сразу, начинают делиться мыслями, которые пришли им в голову по итогам прошлого урока, мне кажется, это круто. Мне кажется, круто, когда я сам на свой урок бегу.
Беседовала Евгения Соколовская в рамках поддержки тульского регионального конкурса для педагогов «Призвание — учить!»
Конкурс проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. «Призвание — учить!» направлено на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.
8 причин стать учителем. Советует старшеклассница
Десятиклассница Ева уже писала о том, что совсем недавно решила сменить направление в учёбе и перешла из биолого-химического класса в другую школу. Сейчас она делает упор на словесность и литературу, как всегда и мечтала. Ева ещё не знает, какую именно специальность выберет, но уже задумывается о том, что профессия учителя — совсем неплохой вариант.
Всерьёз об этой профессии я не задумывалась ни разу за свою жизнь, мне казалось, что «учитель» и «Ева» — вещи диаметрально противоположные. Почему я так считаю? Да потому, что это огромная, как десять индийских слонов, ответственность за каждого ребёнка, а таких в классе как минимум 19! К великому счастью, есть люди, которые готовы нести это бремя. Итак, какие плюсы есть у профессии учителя?
1. Возможность повлиять на будущее страны, направляя учеников в нужное русло и обучая их разумно мыслить. «Это что же получается, жизнь страны в руках учителей?», — возможно, спросите вы. Вопрос риторический, но подумать об этом можно и нужно. Согласитесь, неплохой бонус в пользу выбора профессии, если всё же это так.
2. Постоянный контакт с умными детьми. У них столько идей! Порой даже гениальных. Ну, а если дети пока не всё знают (это же нормально), то их всегда можно научить. Это и есть работа учителя.
3. Непрерывное развитие в интересующей тебя сфере. Не каждый человек может похвастаться постоянным саморазвитием, а вы сможете! При слове «дети», у всех, я думаю, возникают разные ассоциации. Но все согласятся, что дети задают очень много вопросов, и на эти вопросы учителям нужно находить ответы (чтобы жизнь не казалась такой сладкой).
Вместе со своим классом, да и не только со своим, учитель может ходить на экскурсии в музеи, выставки и театры… бесплатно, как сопровождающий. И дети культурно обогащаются, и сам педагог.
4. Поощрение своего эго. Всегда можно вырастить гения, а потом ходить с ним по олимпиадам и говорить что-то вроде: «Это мой! Мой ученик! Именно я его воспитала!». Да, вот так, делая акцент на «мой» и «я» и поглаживая по голове покрасневшего то ли от удовольствия, то ли от стыда, ученика.
5. Место для укрытия. У учителей есть своё местечко, которое называется «учительская». Туда можно сбежать, если все достали, выпить зелёного чаю для успокоения. Это несомненный плюс, ведь не на каждой работе есть такое место для уединения и передышки.
6. Тренировка для будущего родителя. У учителей больше опыта общения с детьми, чем у обычных смертных, а это значит, что когда они сами станут родителями, проблем будет куда меньше. Ну, есть такой шанс. Хотя «дети» и «проблемы» — это слова-синонимы.
7. Работа как праздник (много праздников). Праздников в жизни учителя, как детских криков на переменках, множество. 1 сентября, День учителя, день, когда Пушкин пошёл в лицей, 8 марта (ну, это для дам, которых в школе большинство). Праздники это всегда радость, улыбки, смех детей и сладости.
8. Знакомства с интересными людьми. Это могут быть писатели, великие математики, физики или астрономы, а может быть, просто успешный человек, который пришёл в школу поделиться своим опытом с детьми.
Ну и напоследок, дети — это люди, которые всегда посмеются над любой вашей шуткой. Разве это не чудесно — иметь благодарных слушателей на удачных или неудачных выступлениях?
Пока писала, в голове не раз мелькнула мысль: «Хм, а может, я и не так уж далека от всего этого?».
Учитель: минусы и плюсы профессии, борьба с выгоранием
Светлана Лаврентьева
Готовя этот обзор советов, которые в последний месяц давали опытные педагоги на Педсовете, я решила обратить внимание на те, которые напрямую касаются учительской профессии. Итак, что в работе педагога самое плохое, стоит или не стоит выбирать профессию учителя и как справляться с психологическим выгоранием?
Обратная сторона учительской профессии
Среди множества вопросов о том, как воспитывать, обучать ребенка, справляться с проблемами, которые возникают у современных детей, встречаются и вопросы, связанные с учительской профессией. Например, недавно членов сообщества Педсовета попросили перечислить плохие стороны учительской профессии помимо небольшой зарплаты. В ответах лидирует «необходимость заполнять множество отчетов». Хотя и других «темных» аспектов учительской профессии педагоги назвали немало.
«Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».
«Если дети не признают тебя учителем и как человека».
«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».
«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».
«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».
«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».
«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»
Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:
«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».
«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»
«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».
Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии.
Стоит ли идти в учителя?
К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»
Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов:
«Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».
«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: «А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?» В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя. Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».
«Есть такое понятие «призвание», звучит, может быть, и старомодно. Вам нравится «возиться» с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»
«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»
«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: «Как дела, где учишься?» Она отвечает: «В педухе». Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.
Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.
Мне никогда не нравилась наша школа. Но только «встав к доске», я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.
А зачем Вы собираетесь в «пед»?»
«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать. »
«Да отличная работа».
Справиться с эмоциональным выгоранием
Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.
«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете:
— Сменить обстановку(поездка куда-нибудь).
— Сходить в кино.
— Отдохнуть с друзьями.
— Взять отпуск.
— Заняться любим делом».
«Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».
«Посещаю психологические тренинги, очень помогает».
«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»
«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени. Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»
«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».
«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».
«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы:
1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.)
2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье).
3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.
4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе. »
Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:
«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».
«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».
«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».
Почему учителем быть плохо, а педагогом хорошо
Справочникам всё равно, кем вы станете, но между учителем и педагогом разница есть. Зарплата, карьера и престиж — антипричины, чтобы быть учителем, и аргументы в пользу выбора профессии педагога. В чём различие — объясняет онлайн-школа «Фоксфорд».
Толковые словари не поясняют отличий между понятиями «учитель» и «педагог», но в русском языке разница есть. Понятие «педагог» шире, оно включает всех, кто воспитывает и обучает людей от рождения до старости. Слово «учитель» закрепилось за преподавателями в школе и в дополнительном образовании: «учитель танцев», «учитель музыки».
Зарплата учителя
Уровень зарплат учителей — общеизвестная проблема. Предпринимаются отдельные попытки материально поддержать и привлечь учителей в школу, но системных решений вопроса нет. Официальные цифры заработных плат учителей в России завышены на 35-60%. Молодой учитель начальных классов может рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей в месяц, предметник в средней школе — на 12 тысяч. Есть региональные различия, но они касаются и расходов, поэтому суть явления не меняется.
Работа учителя — это не только уроки, тетради и воспитание. Подготовка к занятиям, особенно у молодых преподавателей, занимает в несколько раз больше времени, чем проведение. Если учесть это «невидимое» время, то стоимость часа молодого школьного учителя составит 30 рублей.
Учителя нужны и в школе, и тем, кто выбрал семейное образование или хочет улучшить свои результаты. Если приложить усилия, со временем зарплата станет выше. Например, за счёт дополнительной нагрузки: кружок, подготовка детей к олимпиадам, заведование кабинетом. Можно пройти курсы и готовить детей к ЕГЭ в свободное от работы время, если вам не нужен отдых. Через несколько лет пойдёте работать в частную школу, если возьмут.
Зарплата педагога
Педагоги для детей с 6 месяцев востребованы в частных образовательных центрах. Это не только раннее развитие, но и детский фитнес, сенсорные погружения, творчество, театр, английский. За услуги для детей родители платят напрямую, а не через государство. Поэтому зарплаты педагогов и на старте и через три года работы выше, чем у учителей.
Педагогическая профессия предполагает несколько входов на разных этапах. Можно примерить на себя работу с детьми, не имея образования и опыта. В крупных городах молодёжь приглашают на постоянные и сезонные вакансии аниматоров и педагогов-организаторов в сфере детского досуга. Подростки получают от 800 рублей за смену, то есть 80 рублей в час. Кажется, мало? Сравните со стоимостью часа дипломированного учителя.
Студенты даже непрофильных специальностей могут подойти к детям с другой стороны. Если вы умеете ладить с людьми и присматриваетесь к преподаванию, вас ждёт работа администратора в детском центре. Стартовая зарплата администратора в Москве от 25 тысяч рублей. Администратор тесно общается с детьми, родителями, преподавателями и помогает в занятиях. В такой работе вы погружаетесь в процесс и понимаете, насколько педагогика вам подходит.
Педагог легче, чем учитель, адаптируется к родительскому спросу. Пришла мода на ментальную арифметику — осваивайте методику и зарабатывайте на преподавании курсов от 50 тысяч рублей в месяц в Москве. Дети испытывают речевые трудности? Получите квалификацию логопеда. Учиться придётся от 6 до 12 месяцев, но работу вы найдёте всегда. Стоимость часа занятий (от 400 до 2000 рублей) растёт вместе с мастерством, а довольные родители передают ваши контакты знакомым как эстафетную палочку.
Конечно, легче укрепиться в профессии тем, кто окончил педагогический вуз. Поэтому учителя могут стать педагогами и получать высокую зарплату независимо от специальности. И «физрук» и «химичка» востребованы в сфере частного образования и детского досуга. Только диплом не гарантирует успеха. Намного важнее быстро развивать необходимые навыки.
Карьера учителя
Карьера учителя в России — понятие фантастическое, сами учителя смеются, когда слышат об этом. Эффективный учитель станет разве что завучем — сомнительная вершина. И для школы пользы никакой: в штате появляется неопытный администратор и исчезает опытный преподаватель. Других способов поощрить и повысить учителя нет.
Разработчики государственного профессионального стандарта педагога предлагают решение: ввести дополнительные должности старшего и ведущего учителя. Первый будет разрабатывать индивидуальные образовательные программы для детей и помогать коллегам, второй — координировать работу всех участников образовательного процесса. Когда и в каком виде будет реализован стандарт, пока не известно.
Профессия учителя не относится к числу вымирающих, но и в атласе профессий будущего такого слова вы не найдёте. Значит, карьерных перспектив у учителей не было, нет и не будет.
Карьера педагога
Сегодня успешные педагоги либо находят инвесторов и открывают свои детские центры, либо получают приглашения присоединиться к управленческим командам в сфере досуга и развлечений. Эта область называется edutainment и включает все возможные формы педагогической работы с детьми и взрослыми.
Хорошие педагоги становятся
Карьеру сделает тот, кто развивает навыки управления проектами, работы с людьми и обладает системным мышлением. Это только начало, кандидатский минимум. Чтобы остаться востребованным педагогом через десять лет, понадобятся дополнительные компетенции:
Специалист с такими навыками легко освоит профессию тьютора, менеджера образовательной платформы или даже экопроповедника.
Престиж учителя
И самое загадочное — престиж. Словарь Ожегова определяет его как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо». По запросам престижных профессий поисковики выдают списки самых высокооплачиваемых. То есть уважением пользуются те, кто много зарабатывает. Значит, не учителя. При этом профессии электрогазосварщика с зарплатой от 40 до 100 тысяч рублей в месяц в списках нет.
Нужно ли обращаться к гуглу в таком вопросе? Все мы учились в школе, живём рядом или воспитываем школьников и отлично знаем, как относятся к учителям.
Престиж педагога
Работа педагога частного центра не является наиболее желанной для выпускников вузов и школ (вспомните электрогазосварщика), но она не вызывает и сочувствия.
В некоторые детские центры, несмотря на высокую стоимость услуг, родители записывают малышей с рождения, чтобы в год-полтора попасть в группу. Работать в таком центре действительно престижно. Родители представляют, сколько зарабатывает педагог, что он умеет, и, главное, хотят водить детей на занятия.
Работа преподавателей модных курсов, например, робототехники, детской йоги или ментальной арифметики — высоко ценится родителями. Постоянная критика системы школьного обучения и возрастающее значение неформального образования только укрепляют престиж педагога.
Есть три причины быть учителем: июнь, июль, август. Быть педагогом — высокое качество жизни, карьерные перспективы, возможности для саморазвития. Но как и в любой профессии важно сделать этот выбор по зову сердца.