по своему назначению и целям комплексные учения подразделяются на

Основы организации командно-штабных учений

1. Основы организации командно-штабных учений

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое «уплотнение» аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Учения организуются и проводятся по принципу «старший начальник обучает своих подчинённых». Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.

Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

Источник

Подготовка работающего населения по вопросам ГО и ЧС.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учения и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Обучение и практическая подготовка руководящего состава и специалистов органов власти и управления, руководителей и персонала предприятий и учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм и видов собственности, а также всего населения способам защиты от опасностей природного, техногенного и военного характера являются одними из приоритетных направлений совершенствования системы защиты населения и территорий. При этом особое внимание уделяется отработке необходимых навыков и умений в процессе учений и тренировок.

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций является высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерств и ведомств, городов, районов и объектов экономики в целом, их органов управления, руководящего состава, гражданских организаций гражданской обороны, сил областной территориальной подсистемы (ОТП) РСЧС, рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, к решению задач гражданской обороны и ОТП РСЧС.

Они позволяют проверить реальность планирующих документов на выполнение мероприятий гражданской обороны и ОТП РСЧС на мирное и военное время, а также дают возможность практически отрабатывать весь комплекс мероприятий гражданской обороны и ОТП РСЧС с учетом особенностей территориального размещения, специфики производства объектов экономики и других особенностей.

Непременным условием успешного проведения учений и достижения поставленных целей является детальная проработка при их подготовке всех организационных и учебно-методических вопросов, а также необходимый уровень подготовки самих участников (руководителей и участников).

«Виды учений и тренировок, основы их организации и

Учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерства, ведомства, территорий и объектов экономики в целом, их руководящего состава, органов управления по делам ГОЧС, НАСФ, рабочих и служащих, не входящих в формирования, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания к решению задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 утвержден единый для страны «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Этим постановлением фактически введена система всеобщего обучения различных возрастных и социальных групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждены соответствующие формы обучения руководителей, специалистов, командно-начальствующего состава сил РСЧС и гражданской обороны (в том числе объектового уровня) с целью выработки у них умений и навыков по управлению силами и средствами для действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Установлены периодичность и порядок проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок.

Командно-штабные учения (КШУ) продолжительностью до трех суток проводятся:

Тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до восьми часов проводятся:

с формированиями повышенной готовности (6 часов) – один раз в год;

с остальными формированиями (12 часов) – один раз в три года,

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года проводятся:

в органах местного самоуправления;

в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.

На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более КУ проводятся по производствам, цехам, группам цехов.

КУ с органами управления сельских администраций проводятся один раз в три года в ходе КШУ, проводимых органами местного самоуправления.

В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки (ОТ) продолжительностью до восьми часов.

«Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ)».

Командно-штабные учения являются одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава, органов управления по делам ГОЧС, спасательных служб, командно-начальствующего состава сил гражданской обороны (звена ТП РСЧС).

Сущность командно-штабных учений заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки, обучаемые выполняют комплекс задач в составе органов управления, присущих их функциональным обязанностям по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учений.

Они позволяют руководящему составу приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения.

Командно-штабные учения в зависимости от числа привлекаемых на них звеньев управления могут быть одностепенными и многостепенными:

на двухстепенных учениях обучаются две инстанции, при этом во второй инстанции принимают участие командиры формирований, руководители и органы управления структурных подразделений.

Командно-штабные учения министерства, ведомства, города, района, объекта экономики могут проводится в виде самостоятельного учебного мероприятия или в порядке привлечения на учения, проводимые в старших инстанциях.

Основная задача при проведении командно-штабных учений – выработка у руководителей и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основные цели командно-штабных учений:

— совершенствование практических навыков руководящего состава и органов управления по делам ГОЧС в принятии решений и планировании действий сил и средств при проведении всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время);

— проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени (мероприятий звена ТП РСЧС с введением соответствующих режимов функционирования);

— проверка реальности Плана гражданской обороны (Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

— отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР;

— исследование проблемных вопросов ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

«Сущность и цели тактико-специальных учений (ТСУ)».

Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований, сил ТП РСЧС ЧР для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время.

По своему назначению тактико-специальные учения подразделяются:

Плановые учения проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке в целях достижения слаженности в действиях при проведении АСДНР, а также проверки их готовности к действиям согласно предназначению.

Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях определения уровня подготовки формирований.

Показные учения проводятся в целях обеспечения единства взглядов на применение формирований, организацию и методику проведения учений, а также показа наиболее целесообразны.

Опытные учения проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, совершенствования их организационно-штатной структуры, а также использования штатного имущества и техники.

совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в управлении формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и меро­приятий по защите населения;

— слаживание формирований как для самостоятельного выполнения за­дач ГО (ТП РСЧС ЧР), так и во взаимодействии с другими формированиями и воин­скими подразделениями;

— подготовка и проверка готовности формирований к действиям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также применения противником современных средств поражения согласно предназначению;

— выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств;

— совершенствование организационно-штатной структуры формирований;

— при­емов и способов их действий.

«Сущность и цели комплексного учения (КУ)».

Комплексные учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится в качестве формы обучения, в ходе которой отрабатывается весь комплекс вопросов (мероприятий), предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в единой тактической обстановке.

Основными вопросами гражданской обороны, отрабатываемыми в ходе комплексных учений, являются:

— осуществление мероприятий по защите населения от современных средств поражения;

— разработка и осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования экономики (организаций) и объектов жизнеобеспечения населения;

— организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения;

— организация обучения населения действиям по сигналам гражданской обороны;

— обеспечение взаимодействия с органами военного управления.

Комплексные учения могут проводиться как самостоятельное учебное мероприятие министерства, ведомства, города (района, организации), а также в качестве составной командно-штабных учений гражданской обороны более высокого уровня.

Обычно комплексные учения планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки командно-начальствующего состава, органов управления, спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и других категорий обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.

В ходе комплексного учения используются формы и методы подготовки, характерные для каждой группы обучаемых, участвующих в учениях:

— для нештатных аварийно-спасательных формирований и профессиональных подразделений спасательных служб – тактико-специальные учения;

По своему назначению и целям комплексные учения подразделяются на плановые, проверочные и опытные.

Плановые учения завершают цикл подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Они проводятся в целях определения степени готовности министерства, ведомства, территории и объекта экономики и уровня подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям руководящего состава, органов управления ГО и звена ТП РСЧС, личного состава формирований, рабочих и служащих и остального населения.

Показные учения проводятся для руководящего состава ГО и ТП РСЧС ЧР, командно-начальствующего состава формирований в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения комплексных учений, показа наиболее эффективных методов организации управления, оповещения и связи, перевода ГО с мирного на военное положение, осуществления взаимодействия между формированиями и воинскими подразделениями (частями) гражданской обороны.

Перед показными комплексными учениями проводятся тренировки с руководящим и командно-начальствующим составом, органами управления по делам ГОЧС, спасательными службами, нештатными аварийно-спасательными формированиями (силами ТП РСЧС ).

Руководят показным комплексным учением, как правило, руководители ГО (председатели КЧС и ОПБ) республики, городов и районов, а также ответственные работники министерств, ведомств и производственных объединений.

Опытные учения проводятся в целях:

проверки положений наставлений и руководств, выработки наиболее целесообразных способов выполнения мероприятий гражданской обороны (звена ТП РСЧС ЧР);

исследования комплекса мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время;

изучения вопросов, определяющих состояние и готовность объектов к решению задач ГО в военное время и задач звена ТП РСЧС в мирное время.
В целях всестороннего проведения исследований, особенно по вопросам повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, на каждое учение привлекаются постоянно действующие на объектах экономики или специально создаваемые на период учения исследовательские группы, состоящие из наиболее подготовленных работников органов управления по делам ГОЧС, спасательных служб, специалистов объекта экономики. В состав этих групп могут включаться представители отраслевых научно-исследовательских и проектных учреждений.

Общими задачами всех исследовательских групп являются:

а) Проведение анализа достигнутого уровня устойчивости работы объекта экономики в военное время.

б) Исследование новых практических мероприятий в этой области.

Непосредственное руководство работой исследовательских групп осуществляет заместитель руководителя учения по инженерно-техническому обеспечению (по исследованиям), которым, как правило, является главный инженер (технический директор) объекта экономики.

Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач гражданской обороны, защиты населения от ЧС.

На объектовых тренировках отрабатываются, по возможности, весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта экономики.

Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ) ОЭ, так и в составе групп объектов, организуемых по территориально-производственному принципу под руководством руководителей ГО управлений, объединений и т. д. по единому плану.

2. Обучение работников организаций и населения основам гражданской обороны и защиты в ЧС. Под общ. ред. М.И Фалеева. М.: Институт риска и безопасности, 2002 г.

4. Учения и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (методическое пособие). Под общ. ред. М.И. Фалеева. М.: Институт риска и безопасности. 2001 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *