по современной методике обучение плаванию осуществляется за занятий
Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы
При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.
В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.
Основные принципы
Что учитывать?
Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:
Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.
Возраст
Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.
Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.
Методы и средства обучения
Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.
Методы делятся на три вида:
К средствам, которые применяются для учебы, относятся:
Виды упражнений
При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:
Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.
Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.
Имитация движений на суше
Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.
С чего начать освоение
Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.
Она включает в себя следующие начальные шаги:
Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.
Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.
Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.
Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.
Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.
Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.
Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.
Этапы
Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.
Первый этап – общее представление
Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).
Второй этап – разучивание элементов и их соединение
Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.
Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок
Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.
При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.
Задачи этого этапа:
Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование
Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.
Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.
Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.
Кроль на груди
Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.
В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.
Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.
На суше
В воде
Соединение дыхательной техники с двигательной:
Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:
Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.
Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:
Брасс
Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.
Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.
Алгоритм движений ногами в брассе
Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.
На суше
В воде
Тренировка рук
Важно поставить правильную технику гребка:
Гребок в брассе
Тело наклонено, гребки руками:
Повторить все на тренажере с амортизатором.
На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.
Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.
Координация отработанных элементов на суше
Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.
Совершенствование
Кроль на спине
Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений.
Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.
Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка.
По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.
Особенности обучения детей дошкольного возраста
В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:
Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.
Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.
Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.
Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.
Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.
Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео:
Обучение плаванию взрослых и детей (методики)
Содержание
Теория и методика обучения плаванию [ править | править код ]
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области физической культуры
в качестве учебника для образовательных учреждений
высшего профессионального образования, осуществляющих
образовательную деятельность по направлению «Физическая культура».
Содержание [ править | править код ]
ГЛАВА 5. Основы методики обучения плаванию (Е.В. Ивченко, А.А. Литвинов)
ГЛАВА 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А.В. Козлов, А.А. Литвинов)
ГЛАВА 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)
ГЛАВА 9. Прикладное плавание (А.В. Козлов, Е.Ф. Орехов)
ГЛАВА 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б.В. Синев)
ГЛАВА 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е.В. Ивченко, Е.А. Ивченко)
ГЛАВА 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р.В. Кууз)
Предисловие [ править | править код ]
Плавание как учебная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных разделов: спортивное и прикладное плавание, плавание на открытой воде, синхронное плавание, водное поло и прыжки в воду, скоростное плавание в ластах, подводный спорт и оздоровительные технологии. Основная задача учебной дисциплины по плаванию — это передать студентам теоретические знания, привить умение и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в самостоятельной практической деятельности.
Учебная дисциплина «Плавание» включает в себя теоретические и практические разделы. В теоретические разделы входят: история развития плавания, основные понятия о свойствах воды и их влияние на формирование движений пловцов, правила выполнения движений в различных спортивных способах плавания. В практические разделы входят: освоение студентами методов и приемов, применяемых при изучении техники плавания и спортивной тренировки.
Все теоретические разделы спортивного плавания разработаны специалистами отечественной школы. У истоков создания теоретических разделов стояли такие известные советские педагоги и ученые, как Н. А. Бутович, В. С. Васильев, Н. Ж. Булгакова, Л. П. Макаренко, В. Н. Платонов и др. Они стали создателями системы отправных теоретических положений, определяющих дальнейшую направленность развития практических умений и навыков обучения и спортивной тренировки.
В разработке практических разделов, включающих в себя набор основных упражнений и порядок их применения при обучении спортивным способам плавания, стартам и поворотам, а также методов спортивной тренировки, участвовали преподаватели спортивных вузов: В. Ф. Китаев, К. А. Инясевский, С. М. Вайцехов-ский, А. М. Шумин, А. К. Дмитриев, Т. Г. Менынуткина и тренеры Б.Д.Зенов, И. М. Кошкин, А. Ф. Красиков, Г.В.Яротский и многие другие.
В предлагаемом учебнике в достаточном объеме представлены теоретические и практические разделы, которые позволят студентам, не специализирующимся в спортивном плавании, обеспечить полноценную практическую работу по обучению плавательным навыкам людей разного возраста.
Настоящий учебник написан коллективом авторов кафедры плавания Национального государственного университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта в составе: А. А. Литвинова, А. В. Козлова, Е. В. Ивченко, Е. Ф. Орехова, Е. А. Ивченко, Т. В. Рыбьяковой, Р. В. Кууз и Б. В. Синева.
Учебник состоит из двенадцати глав.
В учебнике представлен материал, который позволяет сформировать теоретические знания и практические навыки плавания, методики начального обучения плаванию, прикладному плаванию, подготовить бакалавра к педагогической деятельности в области преподавания дисциплины «Плавание» в образовательных учреждениях всех типов, организациях, относящихся к организационноуправленческой деятельности в сфере дисциплины «Плавание», с учетом оздоровительных, рекреационных, восстановительных задач в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, реабилитационных и профилактических учреждениях.
Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, не специализирующихся в спортивном плавании, при подготовке бакалавров по направлению «Физическая культура».
Издание учебника имеет большое практическое и теоретическое значение для студентов, обучающихся в вузах физической культуры. Объем учебного материала, включенного в учебник, достаточен для бакалавров, изучающих дисциплину «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание» как базовую часть профессионального цикла физкультурно-спортивных дисциплин.
Достоинством предлагаемого издания является рассмотрение вопросов по теории и методике плавания, базирующихся на материалах педагогических исследований и изданных ранее учебных и учебно-методических пособий.
Список литературы [ править | править код ]
Алексеева О. А. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе / О. А. Алексеева, В. И. Григорьев. — М. : Теория и практика физической культуры, 2003.
Борисов Е.Г. Плавание : Организация и судейство соревнований / Е. Г. Борисов, О. А.Горлов. — СПб., 2006.
Булгакова Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. — М. : ФиС, 2001.
Водные виды спорта / [Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.
Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. — Одесса : Друк, 2006.
Дмитриев А. В. Плавание /А. В. Дмитриев. — М.: ФиС, 1966.
Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации / Е.А.Ивченко. — СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.
Ивченко Е.В. Оздоровительная направленность занятий плаванием : Теория и методика здорового образа жизни /под ред. Г. П. Виноградова, А. К. Кульназарова, В. Ю. Салова. — Алматы, 2004.
Козлов А. В. Спортивное плавание юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.
Козлов А. В. Спортивная тренировка юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб., 2011.
Козлов А. В. Спортивные способы плавания : учеб.-метод. пособие / А. В. Козлов. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.
Козлов А. В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания : монография / А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов. — СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта. — 2010.
Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2003.
Литвинов А. А. Азбука плавания (для детей и родителей, бабушек и дедушек) /А.А.Литвинов, Е.В.Ивченко, В.М.Федчин. — СПб.: Фолиант, 1995.
Литвинов А. А. Как научить своего ребенка плавать : Самоучитель для детей и родителей / А.А.Литвинов, В.М.Федчин. — СПб.: Спортклуб плавания Ленинградского ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1992.
Литвинов А. А. Маленький пловец : Самоучитель для детей и родителей /А.А.Литвинов. — СПб. : Олимп, 2006.
Менъшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т. Г. Меньшуткина. — СПб., 1999.
Меныиуткина Т. Г. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Меныиуткина, А. А. Литвинов, А. В. Орехова. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004.
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.
Основы спортивной тренировки пловцов / [Агеевец А. В. и др.]. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001.
Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. — М. : Просвещение, 1991.
Плавание и легководолазная подготовка/ под общ. ред. А. М. Тихонова. — Л. : Изд-во Военного дважды Краснознаменного ин-та физ. культуры, 1983.
Плавание. Программа / под ред. А. А. Кашкина, О. И. Попова, В. В. Смирнова. — М., 2004.
Спортивное плавание / [Н.Ж. Булгакова и др.]. — М. : ФОН, 1996.
Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие/ [Т. Г. Меныиуткина и др.]. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.
Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста / М. Г. Шибалкин. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.
Содержание
1. Введение – значимость умения плавать в жизнедеятельности человека …2
2. Методика начального обучения плаванию. 3
3. Обучение детей плаванию в условиях глубокого бассейна. 10
1. Введение – значимость умения плавать в жизнедеятельности человека
Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, прикладного, оздоровительного и фигурного (художественного) плавания.
Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 01.01.01м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.
В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.
Игровое оздоровительное плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, укреплению физического тела и нервной системы в целом, воспитанию чувства товарищества, выносливости, быстроты, гибкости, и т. д.
Очень велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу
человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.
Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3—4 раза и достигнуть 150—200уд/мин..
При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.
Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военнослужащим.
Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.
В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях,— это дети.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Плавание — жизненно важный навык. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств системы физического воспитания.
2. Методика начального обучения плаванию
Методическая схема обучения одному способу плавания или элементу техники выглядит следующим образом:
—демонстрация способа или элемента в целом;
—краткий анализ техники выполнения;
—методические указания с постановкой двигательных задач;
—практическое выполнение: а) на суше; б) в воде.
Фундаментальной задачей, которую прежде всего нужно решить занимающемуся, является обеспечение оптимального положения тела в воде. Это — исходное положение, рабочая поза для плавания. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (подвижная опора, особенности дыхания, высочайшая плотность воды и т. д.). Такая задача успешно решается во многом благодаря движениям ногами (попеременным, одновременным — в принципе, любым).
Другой не менее важной является задача обучения правильному, согласованному с движениями дыханию. Принципиально отличный в водной среде паттерн дыхания требует при обучении большого внимания к этому элементу техники, постоянного изучения и совершенствования дыхания. Не случайно говорят: «Кто научится дышать в воде, тот научится и плавать».
Учитывая это, схему последовательного соединения элементов техники в единое целое рекомендуется строить следующим образом:
—изучение движений ногами;
—изучение движений руками;
—изучение движений ногами в согласовании с дыханием;
—изучение движений руками в согласовании с дыханием;
—плавание с помощью движений руками и ногами без дыхания;
—плавание в полной координации.
Учитывая специфические особенности плавания (движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении), каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях. Огромный опыт обучения плаванию отражен в продуманном переходе от выполнения упражнений в привычном вертикальном положении на суше к выполнению в непривычном горизонтальном положении в воде при постепенном уменьшении площади опоры и увеличении динамичности выполнения.
Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:
—ознакомление с движением в общих чертах (проводится на суше);
—изучение упраж-я в воде, с опорой, на месте (у бортика, используя дно, берег и т. д.);
—изучение упражнения в воде, с опорой, в движении (в ходьбе, с поддержкой партнера, с плавательной доской и т. д.);
— изучение упражнения в воде, без опоры, в движении (скольжение, плавание).
В развитии методики обучения плавания обозначились два направления: методика массового обучения плаванию как жизненно важному навыку и методика обучения плаванию с задачей достижения высокого спортивного мастерства.
Разумеется, обучение следует строить строго в соответствии с задачами; вместе с тем это никак не может изменить систему изучения техники спортивного плавания.
В процессе обучения двигательному действию традиционно выделяют три этапа:
Каждый этап различается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей двигательного действия.
Этап начального разучивания. На этом этапе в первую очередь формируется знание о предмете, происходит осознание двигательной задачи, формирование представления об условиях выполнения двигательной задачи и способах ее решения. Двигательная задача может быть описана языком символов, существовать символически, однако такую задачу нельзя реализовать, ее нужно перевести на язык той деятельности, которая позволит ее успешно решить. Таким образом, термины «двигательная задача» и «задача обучения» отличны. На данном этапе идет формирование «ориентировочной основы действия» (ООД) (по ).
ООД — образ системы условий, на которые необходимо опираться, реализуя двигательное действие. ООД — категория субъективная, существующая в сознании или (и) в подсознании как отражение условий действия. Конечная задача начального этапа обучения — освоить движение на уровне умения. Она реализуется следующим образом. Преподаватель ставит задачу, дает краткое ее обоснование, демонстрирует способ решения. Затем выделяются смысл и основные элементы двигательного действия (или двигательной задачи), анализируется способ решения. После объяснения движение демонстрируется еще раз.
Следует заметить, что большое количество демонстраций зрительного восприятия не улучшает. Вместе с тем, используя показ, нужно помнить о том, что через систему зрительного анализатора проходит преобладающая доля информации. Однако обучение через показ (через подражание) — самая простая, исходная система обучения. Подражание тем успешнее, чем проще движение, в сложных же двигательных действиях гораздо важнее осознать механизм движения, понять его суть, смысл. Для формирования зрительного и логического компонентов целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией ки-нокольцовок, видеозаписей, допускающих замедление, остановку, повтор. Формированию представления помогает анализ фотоснимков, кинограмм, схем, таблиц, графиков, рисунков. Демонстрация и анализ обязательно должны сопровождаться комментариями педагога, причем речь последнего должна быть образная, яркая, эмоциональная. Формирование представления должно быть направлено не на воспроизведение и копирование, а на осознание и постижение способа решения двигательной задачи.
00Д включает в себя:
— сущность двигательной задачи;
— описание способов ее решения;
— перечень основных опорных точек (ООТ);
— описание ощущений, возникающих при правильном выполнении двигательного действия;
— описание возможных ошибок и способов их устранения.
На основе составленной ООД обучающемуся предлагается устная или письменная инструкция. Он многократно проговаривает вслух (а потом и «про себя») содержание инструкции, особенно те ощущения, которые возникают при выполнении двигательного действия, и лишь после того, как он понял и запомнил инструкцию, делает попытку выполнить двигательное действие (пробует). В первых попытках обучаемый трансформирует систему образа в соответствии со своими собственными кинестезическими ощущениями. Здесь может исчезнуть прежняя ООД и появиться своя собственная. Отработка сопровождается многократным повторением упражнения и громким проговариванием. Словесная формула сначала не ассоциируется с нужными ощущениями, но помогает фиксировать внимание на исполняемом элементе и быстрее почувствовать, осознать его. Формирование двигательных представлений и способов решения двигательной задачи реализуется в следующих методических приемах:
—выполнение подводящих упражнении;
—применение ограничителей движения (указателей направления, фиксаторов внимания, стимуляторов усилий и т. д.).
На начальном этапе возможны отклонения. Их сразу нужно исправлять. Типичны следующие группы ошибок:
—лишние, ненужные движения;
—искажения амплитуды и направлений;
—движения выполняются медленно;
—движения выполняются скованно.
Причины ошибок могут быть разными, наиболее типичные из них:
—неправильное понимание занимающимися двигательной задачи;
—неправильное понимание задачи обучения;
—неверное исходное положение для выполнения движения;
—психологическая неуверенность занимающегося в успешности выполнения;
—нарушение требований и принципов педагогического процесса (к примеру, принципов доступности и последовательности);
— нарушения требований к организации занятий.
Ошибки, возникающие при обучении технике плавания, можно классифицировать следующим образом:
— в конкретных двигательных действиях и движениях общего характера;
—типичные и нетипичные;
—грубые и незначительные (в деталях техники).
Основные правила исправления ошибок:
—сначала исправляются грубые ошибки, существенно искажающие структуру техники, потом
— незначительные, нарушающие детали техники;
—обязательно должна учитываться готовность занимающегося к исправлению ошибки (его возможности);
—очень важно понимание занимающимся причины своей ошибки.
К способам исправления ошибок относят:
—повторение учебного материала;
—применение подводящих и подготовительных упражнений;
—изменение исходных положений и условий выполнения двигательного действия.
Принято считать, что отклонения на начальном этапе обучения — это своего рода «прощупывание» обстановки, ее градиентов, оптимальных направлений действия, поиск эталона. В традиционной методике разброс характеристик практически не ограничивается, поиск эталонного способа выполнения двигательного действия ведется с самого начала его освоения, когда еще не сформированы адекватные разучиваемому упражнению ощущения и восприятия, ориентировочная основа действия (00Д), правильные нервно-мышечные координации. Это существенно затрудняет процесс формирования двигательного действия с заданными параметрами, неизбежно приводит к ошибкам. Для решения задач обучения следует широко использовать тренажеры «искусственной управляющей среды». Они помогут полнее составить ООД и определить ее соответствие объективно существующим условиям решения задачи.
На начальном этапе обучения плаванию закладывается фундамент двигательных умений и навыков, составляющих основу техники плавания. Подготовительные упражнения, используемые на этом этапе, помогают решить важнейшие проблемы, существующие в связи с передвижениями в воде. К их числу можно отнести такие: водобоязни; дыхания; ориентировки в пространстве; неустойчивого положения тела; создания опоры в подвижной среде.
Все подготовительные упражнения классифицируются на группы:
1. Элементарные передвижения в воде
3. Всплывания и лежания.
4. Упражнения на дыхание.
5. Прыжки и спады в воду.
7. Опорные упражнения.
Упражнения каждой группы имеют свои смысловые задачи, отличные по содержанию.
Элементарные передвижения в воде
Они служат началом адаптации к водной среде и в данном случае выступают как форма взаимоотношений с водной средой. Через движения и в движениях ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся. Вот некоторые из упражнений.
1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, индивидуально и в группе, с разными положениями рук. Элементы ходьбы используются и в различных игровых заданиях.
2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью, индивидуально и в группе. Элементы бега используются и в игровой форме.
Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:
1. Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.
2. Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.
3. Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.
4. Сколько пальцев? Погрузиться в воду, сосчитать, сколько пальцев показывает товарищ.
5. Гримасы под водой. Строить гримасы под водой. Упражнение выполнять в парах: один партнер рассматривает гримасы, другой— строит.
6. Собери предметы. Собрать со дна все предметы.
Всплывания и лежания
Смысл упражнений этой группы — испытать действие выталкивающей силы. Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».
1. «Медуза». Глубина воды — по пояс. Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.
2. «Поплавок». Глубина воды по пояс. Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.
3. «Звезда». Глубина воды по пояс. Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине.
Упражнения на дыхание
Известно, что паттерн дыхания в воде отличен от паттерна дыхания на суше. Проблема заключается и в том, чтобы согласовать дыхание с движениями. Формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип) необходимо уже на этапе знакомства с
водой. Вот некоторые из предлагаемых упражнений.
1. Глубина воды по пояс. Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды. Повторить задание.
2. И. п. — полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхности воды, как на столе. Сделать вдох, опустить лицо в воду — выдох — поднять голову — вдох. выдох. и т. д.
3. То же, что и в предыдущем задании, но вдох и выдох выполнять поворотом головы в сторону; при этом подбородок должен касаться проксимальной части плеча. Плечи стараться удерживать на месте, не раскачивать.
4. Те же задания (2,3) можно выполнять, медленно передвигаясь по дну. *
5. Могут быть использованы различные игровые задания. Главное, на что приходится обращать внимание при выполнении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный выдох в воду, выдерживать паузу.
Чем больше заданий будет на этапе начального обучения, тем больше окажется «дыхательный» опыт.
Прыжки и спады в воду
Использование учебных прыжков ускоряет процесс освоения с водой, эмоционально окрашивает занятия, подготавливает занимающихся к освоению техники плавания. Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, при этом следует предупредить детей, что, попав в воду, они должны согнуть ноги в коленях и развести руки в стороны. Это предохранит от удара о дно. К спадам в воду головой вниз рекомендуется переходить после освоения навыков скольжения. Желательно, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания. Так, например, после спада в воду головой вниз целесообразно продолжить движение в скольжении, пробовать и изучать не просто спад, а требовать, чтобы он был плоским.
Если элементарные соскоки выполняются в неглубоком учебном бассейне, то более сложные прыжки — на более глубокой части или в глубоком бассейне.
Прыжки и спады могут быть включены как составляющий элемент в содержание комплексных занятий, им может быть посвящен целый отдельный урок.
Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы выработать устойчивое положение тела в воде, «почувствовать свое тело». Для этого используется серия скольжений на груди, на спине, на боку, ногами вперед, с разным положением рук и т. д. Все это позволит
организму самому дифференцировать нужное положение, что особенно важно в условиях неустойчивой опоры. Первые упражнения, которые могут быть выполнены в рамках задач
настоящей группы, вероятно, должны быть отработаны на месте. Занимающемуся необходимо прежде всего зафиксировать в своем сознании исходную позу, положение, а это — сложнейший двигательный навык.
Поэтому следует начинать с упражнений на суше. Вот несколько заданий:
Упр. 1. Лечь на пол в положение на спине, ноги соединить, в воде носочки оттянуть, руки вытянуть вперед, соединить ладонями вверх, голова находится между руками. Закрыть глаза, напрячь все тело, вытянуться — запомнить ощущения от этой позы.
Упр. 2. Тоже, что и 1, но в положении на груди.
Упр. 3. То же, что и 1, но в положении на правом боку, правая рука вытянута вперед, голова лежит на руке, левая рука вдоль бедра. То же выполнить на другом боку. Эти же упражнения можно попробовать выполнить стоя, прижимаясь к стенке.
Упр. 1. С помощью партнера зафиксировать исходное вытянутое положение для последующего скольжения на месте. Выполнить это сначала в положении на груди, потом — на спине.
Упр. 2. С помощью партнера принять исходное для скольжения положение, после чего партнер легким толчком сообщает телу небольшое скольжение. Стараться до полной остановки остаться в исходном положении.
Все упражнения, выполняемые в группе «скольжения», делать с двигательной установкой: «Тянуться как можно дальше вперед! Как можно дальше проскользить!»
Упр. 3. То же, что и 2, но выполнить в положении на спине.
Упр. 4, 5. Скольжение выполнять на груди и на спине, отталкиваясь ногами от дна.
Упр. 6, 7. Выполнять скольжения в положении на спине, на груди, на боку, отталкиваясь от бортика.
Упр. 8. Выполнить скольжение на груди после спада с низкого и бортика.
Упр. 9. Выполнить серию скольжений на груди с разным положением рук.
Упр. 10. То же, что и 9, но на спине.
Элементы скольжения совершенствовать в игровой и соревновательной формах.
Упр. 1. И. п. — стоя у стола или сидя на гимнастической скамейке. Сгребать воображаемые крошки или песок.
Упр. 2. Стоя у вертикальной стенки, лицом к ней, одна рука вытянута вперед, средним пальцем касается стенки. «Нарисовать» на стенке сначала обычную, потом лежащую горизонтально, затем — наклонно и вертикально вытянутую «восьмерки».
Упр. 3. И. п. — стоя у стола или сидя на гимнастической скамейке, выполнять движения рукой по заданному рисунку: «волна» («змейка») с изменяющейся длиной и высотой гребня, «полувосьмерка», «дуга», «угол», «вопросительный знак».
Упр. 4. И. п. — о. с. Выполнять движения руками, подобно взмахам крыльев птицы.
Упр. 5. И. п. — о. с, руки впереди, ладони вниз, кисти соединены. Развести руки до положения вперед-в стороны, вместе с руками ладони движутся большими пальцами вниз. После этого повернуть ладони большими пальцами вверх — сомкнуть руки.
Упр. 6. И. п. — о. с, руки впереди. Развести руки до положения вниз-в стороны, большими
пальцами назад. Повернуть ладони большими пальцами вперед — сомкнуть руки.
Упр. 7. И. п. — о. с, руки вперед-вниз, ладони наклонно, большими пальцами вперед-вниз (ладонь развернута по продольной оси тела). Отвести руки назад до отказа, повернуть ладони большими пальцами вверх-наружу — руки в и. п. Упр. 8. То же, что и упр. 7, но в и. п. — ладони наклонно, большими пальцами вверх-внутрь (ладонь развернута от продольной оси тела).
Упр. 9. То же, что и упр. 7, но, чтобы выполнить упражнение, нужно прежде всего согнуть руки в локтевых суставах (насчет «раз»).
Упр. 10. То же, что и 8, но на счет «раз» и во время выполнения удерживать руки согнутыми в локтевых суставах.
Упр. 11.И. п. — о. с, одна рука впереди. Движения прямой рукой перед грудью в форме горизонтально вытянутой «восьмерки».
Упр. 12. То же, что и 11, но движение в форме вертикально вытянутой « восьмерки ».
Упр. 13.То же, но в форме наклонно вытянутой «восьмерки».
Упр. 14. Выполнить упр. 11—13, согнув руки в локтевых суставах.
Упр. 15.Выполнить упр. 11—14 одновременно обеими прямыми руками.
Упр. 16. То же, что и 15, но согнув руки в локтевых суставах.
Упр. 1. И. п. — стоя или в положении приседа, руки в стороны на поверхности воды, плоскости наклонно по направлению движения. Повороты туловища налево-направо, меняя положение плоскости.
Упр. 2. И. п. — стоя в полунаклоне. Поочередные движения руками, как в упражнении 3 на суше.
Упр. 3. Те же движения обеими руками одновременно.
Упр. 4. И. п. — стоя или в положении приседа (глубина на уровне плечевых суставов), руки в стороны. Ходьба с движениями руками, подобными взмахам крыльев птицы.
Упр. 5. Выполнить упр. 5—16 на суше (в зависимости от глубины водоема — стоя или в положении приседа, туловище прямое).
Упр. 6. И. п. — стоя или в положении приседа, руки вытянуты вперед по направлению движения. Выполнять горизонтально вытянутые «восьмерки».
Упр. 7. И. п. — то же. Выполнять наклонно вытянутые «восьмерки».
Упр. 8. И. п. — то же. Выполнять вертикально вытянутые «восьмерки». Упр. 9. Выполнять упражнения 6—8, но по ходу выполнения движения сгибать и разгибать руки в локтевом суставе.
Упр. 10.То же, что и 9, но изменять темп движений, амплитуду, длину «восьмерок».
Упр. 11.Выполняя горизонтальные «восьмерки», попытаться оторвать ноги ото дна, согнуть ноги, оказаться, таким образом, в безопорном положении («сижу на стуле»).
Упр. 12. И. п. — «сижу на стуле». Выполнять горизонтальные «восьмерки», передвигаясь
Упр. 13.И. п. — «сижу на стуле». Энергично выполнять наклонные или вытянутые «восьмерки», продвигаясь ногами вперед.
Упр. 14.И. п. — «сижу на стуле». Выпрямиться, лежать на спине, выполняя горизонтально
вытянутые «восьмерки» у бедер, немного продвигаясь вперед; при этом регулировать амплитуду, темп движений, угол сгибания рук, величину прилагаемых усилий.
Упр. 15.Выполнить упражнение «Поплавок», приподнять рот к поверхности воды, удерживать это положение. Дыхание задержано или произвольно.
Упр. 16. И. п. — стоя спиной к бортику, выполнить положение «поплавка», поставить стопы на стенку, лицо опущено в воду, дыхание задержано. Вытянуть обе руки вперед и одновременно выполнять горизонтально вытянутые «восьмерки». Стараться сохранить
положение группировки и оставить стопы «приклеенными» к стенке бортика.
Упр. 17.И. п. — «поплавок у стенки». Удерживая стопы на стенке, принять положение растянутой группировки — полностью выпрямиться — снова принять положение группировки и т. д. Регулировать положение движениями рук в форме горизонтальных «восьмерок».
Упр. 18.Стоя лицом к бортику, выполнить «поплавок», поставить стопы на стенку, затылок лежит на воде. Выполнять одновременные движения двумя руками в форме наклонных и вертикальных « восьмерок », сохраняя группировку и стопы «приклеенными» к стенке.
Упр. 19. Выполнить упр. 17 в положении «поплавок на спине».
Упр. 20.То же, что и упр. 16, но приподнять голову и держать рот у поверхности воды.
Плавание в дошкольных учреждениях
Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т. е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения.
Задачи обучения плаванию следующие:
— содействие укреплению здоровья;
— привитие гигиенических навыков пользования водой;
— адаптация к водной среде;
— расширение фонда двигательных умений и навыков;
— обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью
Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей. Наиболее удобное время проведения занятий:утром, до завтрака, — с 7.30 до 8.30;после завтрака — с 9.30 до 12.30;после дневного сна — с 15.30 до 16.30.
Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависимости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе — 6—8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10—12 человек. Продолжительность одного занятия — от 15—20 до 30 мин. Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Основной метод — игровой.
Плавание в общеобразовательной школе
Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности. Содержание физического воспитания в школе регламентировано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.
Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.
Учитывая климатические условия и экологическую обстановку в большинстве регионов Российской Федерации, обучение плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.
Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразовательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:
— высокие требования к оборудованию мест занятия;
— высокие требования к технике безопасности занимающихся;
— преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;
— относительно небольшое количество занимающихся в одной группе;
— эффективный индивидуальный подход;
— высокая моторная плотность урока (главная причина — значительные потери тепла);
— необычные условия работы анализаторных систем, а отсюда — точность подаваемых команд и распоряжений (речь педагога должна быть кратка и лаконична);
— широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;
— высокая эффективность игрового метода;
— быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;
— строгий учет состояния здоровья занимающихся на текущий момент;
— хорошее знание преподавателем личностных качеств каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особенностей.
Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, поможет успешно решить поставленные задачи.
3. Обучение детей плаванию в условиях глубокого бассейна
Основным местом для проведения занятий по плаванию является плавательный бассейн.
Плавательные бассейны бывают открытого и закрытого типов. Современный крытый плавательный бассейн — это грандиозное спортивное сооружение с комплексом различных помещений и служб. Сюда входят: душевые, раздевалки, туалеты, холлы, буфеты, места для зрителей, массажные кабинеты, раз-миночные залы, залы атлетической гимнастики, медицинский кабинет или служба и многое другое. Длина и ширина учебных ванн не нормируются, а глубина воды устанавливается следующая:
— для детей старше 14 лет и взрослых — 0,9 м в мелкой части и 1,25 м в глубокой; 5м2 поверхности/чел.;
— для детей от 11 до 14 лет — 0,8 м на мелкой части и 1,15 м на глубокой; 4 м2 поверхности воды/чел.;
— для детей от 7 до 11 лет — 0,6 м на мелкой части и 0,85 м на глубокой; 3 м2 поверхности воды/чел.
Для обучения дошкольников плаванию и проведения закаливающих процедур в последнее время все чаще используются крытые малоразмерные бассейны, расположенные в основных зданиях или в пристройках.
Для начального обучения младших дошкольников удобны бассейны размером 7 х 3 м с глубиной 0,8 м. Для организации занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать бассейны с ваннами больших размеров: 10 x6 м; 12,5 х 6 м с глубиной 1,2—1,6 м.
С целью обеспечения безопасности такие бассейны должны быть оборудованы удобными лестницами для входа детей в воду и выхода из воды. Лучше, если они расположены вертикально, без значительного выступа в ванну бассейна. Обязательное условие: наличие поручней. Лестницы должны быть покрыты ребристой резиной или другим материалом с нескользкой поверхностью. На пол укладываются резиновые коврики. На противоположных — длинных — сторонах устраиваются поручни. Обязателен также сливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны.
Хорошо, если помещения бассейнов художественно оформлены. Это может быть мозаичное панно или сюжетная роспись. Пол и стены отделываются однотонной плиткой. В целом общий вид помещения должен располагать к положительным эмоциям — необходимому условию обучения плаванию.
Бассейны должны быть оборудованы душевыми и раздевалками. Они располагаются, как правило, рядом с ванной — для того, чтобы при переходах избежать лишнего переохлаждения детей. В непосредственной близости от ванны бассейна размещаются туалеты, при этом необходимо учитывать, что произвольный контроль естественных отправлений у детей еще очень слаб, а общее охлаждение организма в воде вызывает рефлекторное сокращение гладкой мускулатуры мочевого пузыря и позыв к его освобождению.
Помещения крытых бассейнов оборудуются вентиляцией, в них поддерживаются достаточная освещенность и температура воздуха, чистота и порядок. Пол оборудуется подогревом.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами качество воды, подаваемой в бассейн, должно соответствовать ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая». Температура воды для занятий младших дошкольников — 30— 32°С, старших дошкольников — 27—28°С. Температура воздуха — 24—28°С. В бассейне поддерживается должная санитарно-гигиеническая обстановка. Независимо от типа бассейна и притока свежей воды (на 10—15 % от ее объема), ванны емкостью до 200 м3 каждые 10 дней полностью сливаются и проводится дезинфекция. Чашу бассейна тщательно моют мыльно-содовым раствором, чистят щетками и ополаскивают из шланга горячей водой.
Контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений плавательного бассейна, правильностью и регулярностью дезобработки воды и чаши бассейна, оборудования осуществляют медицинские работники санэпидемстанции.
Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребенка остается открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно.
Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно удалить. Для этого — склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте). Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повышенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно — с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой.
Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой. В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизистую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закрывают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами.
Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже нужно привыкнуть.
Такой же трудностью становится неопределенность звука. Звук с высокой скоростью распространяется во все стороны одновременно. Соответственно возникают неприятные ощущения. Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду.
Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ребенком, требуют сосредоточения, а с другой — длительное нахождение в одной позе, ограничение движений быстро вызывают озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи. Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач.
Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, — но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах. При знакомстве с водой нужны последовательность и постепенность.