плюсы и минусы профильного обучения

Профильное образование в школе: за и против

плюсы и минусы профильного обучения. 1. плюсы и минусы профильного обучения фото. плюсы и минусы профильного обучения-1. картинка плюсы и минусы профильного обучения. картинка 1.

Ваш ребенок мечтает стать юристом или врачом, поможет ли профильное образование поступить в желаемый ВУЗ? Какой профиль выбрать ребенку, если он пока не определился с будущим направлением профессиональной деятельности? И как быть, если профиль будет выбран неверно? Ответы на эти и многие другие вопросы о профильном образовании Вы найдете в нашей статье.

Вопрос профильного обучения в школе – на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов системы современного образования и одна из самых спорных тем как для учеников и родителей, так и для педагогов. Как помочь школьникам с выбором направления? Как дать весь необходимый материал, если ваш предмет непрофильный и количество часов ограничено? Среди педагогов такая инновация успела приобрести как сторонников, так и противников.

Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.

Типы обучения по профилям

Тема профильного обучения достаточно популярна на сегодняшний день: год от года ее практикуют все в большем количестве учебных заведений. Однако необходимо учитывать, что типов обучения могут разительно отличаться. В современных школах типы профильного обучения разделяют на несколько групп.

Плюсы и минусы профильного образования

Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.

Практика профильного обучения за рубежом

Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.

Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.

Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.

Профили: как выбрать верное направление?

Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.

Профильное образование: вылавливаем подводные камни

С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.

Источник

Профильное обучение: за и против

Полезно ли профильное обучение или приносит только вред? Мнения специалистов и простых обывателей учебных заведений уже давно разделились. В России профильное обучение появилось в середине 2000-х. Самыми популярными считаются такие программы образования старших классов, как гуманитарные науки, физмат, экономика и естественные науки. Каждый учащийся может выбрать любой интересующий его профиль и продолжить обучение с уклоном на ту или иную область знаний.

Чтобы повысить уровень знаний и навыков, многие школы предлагают ученикам элективные курсы. Они дают возможность заострить внимание на конкретном предмете, а не на профильной программе. Однако такие курсы считаются дополнительными. Они лишь расширяют кругозор школьника, не отменяя важность основного профиля.

Цели и задачи

Профильное обучение призвано дать учащимся углубленное знание выбранных предметов, с которыми они хотят связать свою жизнь и работу. Это реальная возможность для построения индивидуального плана образования. Многие рассматривают профили в качестве подготовки к поступлению в ВУЗ.

Выбор направления

Родители не должны играть первостепенную роль при выборе профиля. К примеру, мама и папа очень хотят видеть свое чадо через 10 лет преуспевающим хирургом. Они отдают ребенка на биохимическое направление и ждут результатов. Однако школьник терпеть не может химию, да и с биологическими науками у него нелады. Ему интереснее алгебра, физика, геометрия. В этом случае от профильного обучения не будет толка. При выборе программы всегда нужно опираться на мнение самого учащегося.

Источник

Профориентация в школе: плюсы и минусы

Старшая школа призвана обеспечить предметную и социальную адаптацию старшеклассников, потому одним из приоритетных направлений модернизации общего образования стала организация профильного обучения на старшей ступени. Но всех ли устраивает подобная модернизация школьного образования?

плюсы и минусы профильного обучения. Cocugunuz Hangi Meslekte Mutlu ve Basarili Olur. плюсы и минусы профильного обучения фото. плюсы и минусы профильного обучения-Cocugunuz Hangi Meslekte Mutlu ve Basarili Olur. картинка плюсы и минусы профильного обучения. картинка Cocugunuz Hangi Meslekte Mutlu ve Basarili Olur.

В России в настоящее время мы наблюдаем грустную статистику: 70% выпускников не работают по профессии. В связи с этим, Министерство образования и науки России планирует введение в школах дополнительного урока по профориентации в школах.

И одним из важных шагов к профессиональному самоопределению, по мнению экспертов, должно стать введение профильных классов – к примеру, технических, гуманитарных, естественнонаучных и т.д.

Многие школы готовы распределить ребят по «направлениям» чуть ли не с 5 класса. Но специалисты высшей школы не готовы поддержать такую инициативу, так как средняя школа должна давать школьнику полное представление обо всех сферах человеческой деятельности. И из них ребенку предстоит выбрать, чем заниматься в дальнейшем. А раннее распределение по профильным классам, по мнению эксперта, нецелесообразно.

За раннее введение профильных классов выступают не более 30% родителей, причем они чаще всего сами готовы определить за детей, куда им следует идти и чему учиться – сами же ребята, по мнению психологов, в возрасте 10–14 лет такой выбор самостоятельно сделать еще не готовы. Еще один важный вопрос, который редко задают себе школьники и их родители, но активно обсуждают педагоги: не будет ли обучение в профильных классах идти за счет других предметов?

В ходе диспутов эксперты выявили следующие плюсы и минусы профильного образования:

Таким образом, специалисты советуют не торопиться с ранней профориентацией и дать возможность школьнику определиться со своими предпочтениями, выявить способности. Важно понять, что хочет ребенок и познакомить его со всеми видами деятельности, чтобы свой путь он выбрал сам, независимо от мнения родителей, общества и преподавателей.

Источник

Все плюсы и минусы профильного обучения

плюсы и минусы профильного обучения. 3. плюсы и минусы профильного обучения фото. плюсы и минусы профильного обучения-3. картинка плюсы и минусы профильного обучения. картинка 3.Обучение по профилям наша страна впервые увидела в 2006 году. Моментально было введено три базовых профиля: математический, гуманитарный и естественный. И расписание уже составлялось в зависимости от выбранных направлений и личных пожеланий учеников.

Еще одним плюсом такого обучения являются дополнительные элективные курсы, где каждый ученик будет более детально изучать выбранные науки. Таким образом, профилирование ставит перед собой цель углубленного изучения предметов для последующего поступления в ВУЗ по выбранной ребенком профессии. И это, несомненно, большое достижение, ведь учащийся вникнет в суть выбранной им профессии, будет целенаправленно учиться и готовиться к Единому Государственному Экзамену, изучая предметы второстепенного плана всего лишь 1–2 часа в неделю, тогда как профильные — 4–5.

Все эти плюсы хороши для тех детей, кто уже давно определился с выбором своего дальнейшего пути. Для них профильное обучение идет «на ура». Они с энтузиазмом проучиваются оставшиеся два года, успешно пишут ЕГЭ и поступают в желаемый университет. Хорошая перспектива, не правда ли?

Но как быть тем детям, которые затрудняются выбрать тот или иной профиль, количество которых год года только увеличивается. Как может ребенок в 15 лет знать, кем он будет в 25? Тем более, что выбор профессий сейчас на столько велик, что дети просто физически не могут не то, что выбрать, но даже познакомиться с разными современными и оплачиваемыми на сегодня профессиями! Здесь-то и проявляются все негативные стороны профилирования.

Во-первых, это невозможность поменять выбранный профиль. Да-да, не удивляйтесь. Если в 10 классе еще и можно было переметнуться с одного профиля на другой, то в 11 такие маневры будут невозможны.

Во-вторых, профилирование разбивает даже самые дружные классы. Из-за этого учиться становится некомфортно. Ребенок и так напуган перед предстоящим ЕГЭ, а новый коллектив еще больше усиливает состояние стресса.

Таким образом, нужно обязательно провести с ребенком соответствующую беседу по поводу его дальнейшего пути. Не стоит давить и приказывать. Может ваш ребенок захочет посещать курсы японского, а вы будите настаивать на математике. Поэтому не стоит давить на ребенка и дать ему право выбора. Для наилучшего выхода из ситуации, учитывайте природные наклонности, способности и интересы вашего чада. Это позволит не только избежать в будущем «ненужного диплома» и работы не по специальности, но и оградит от ненужных стрессов, нервотрепок и напряженности.


Нужно ли профильное обучение в старшей школе?

Источник

Человек? Мы его теряем! Чем грозит профильное обучение

плюсы и минусы профильного обучения. 40059443. плюсы и минусы профильного обучения фото. плюсы и минусы профильного обучения-40059443. картинка плюсы и минусы профильного обучения. картинка 40059443.

«Потерянный Человек в образовании» — так называлась статья в одном из американских журналов. В образовательных инновациях Человек с его жизненными проблемами «теряется» с фатальной периодичностью. Так же неизбежно, как зима сопровождается эпидемией гриппа. И теперь, с введением профильного обучения, мы вновь ощущаем симптомы знакомой болезни.

О том, что профильное обучение необходимо и перспективно, написано довольно много. В отечественном образовании накоплен достаточный опыт такого обучения — прежде всего в гимназиях и лицеях. Именно анализ этого опыта позволяет понять, что часть проблем обостряется, а некоторые внезапно возникают, когда профильное обучение распространяется из специализированных образовательных учреждений (профильных школ, гимназий, лицеев) в массовую школу. И если в вашей школе открываются профильные классы, педагоги должны очень хорошо представлять себе проблемы и возможные подводные камни такого нововведения.

Гуманитарным называется все, что связано с правами и интересами человека, с сохранением его самобытности. Гуманитарность в образовании — это утверждение права ребенка (и педагога!) на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений. Гуманитарная стратегия предполагает педагогическую деятельность как совместное преодоление проблем в развитии.

В обыденной речи термин «проблема» воспринимается только в негативном смысле как ситуация, требующая разрешения. Но внимательный анализ позволяет обнаружить в проблеме и позитивное начало: противоречие мы обнаруживаем в сопоставлении реального положения дел с желаемым, возможным, с перспективами. Без такого сравнения проблему обнаружить невозможно.
Среди гуманитарных проблем, возникающих при переходе к профильному обучению, можно выделить семь основных. Трудно сказать, какая из них более значима, но все они закономерны. В то же время они разрешимы.

«Специалист подобен флюсу»

Однонаправленность воздействий при профильном обучении, когда усилия концентрируются на узком круге предметов, когда и внеурочная работа подчинена специфике этих предметов, когда (спонтанно и осознанно) ребенку навязывается образ «физика», «лирика», «естественника», «технаря», — все это провоцирует разрушение целостности развития ребенка.

Педагог переходит в режим функциональной подготовки — ребенок для него становится обучаемым, а себя педагог представляет в роли реализатора программы.
Из всего многообразия педагогической деятельности учитель выбирает лишь одно направление — специалист в предметной области. Недаром для преподавания зачастую в школы стремятся приглашать представителей спецкафедр вузов с научными степенями.

В педагогической науке эту тенденцию провоцирует официальный подход: сведение оценки результативности работы школы к проценту победителей олимпиад и поступивших в вуз выпускников школы.

Непосильный труд

Воспитание в условиях профильного обучения всё более сводится к профориентации, а фактически — к профадаптации. Причем «проф-» все более означает не профессию, а профиль обучения, т.е. приспособление ребенка к особенностям изучения соответствующих предметов.

Среди педагогов такая ситуация приводит к кастовости. Статус педагога определяется уже не его мастерством, а преподаваемым предметом. Классный руководитель подбирается из числа специалистов по профильным предметам, чтобы понимал педагогов из своей «касты» и понуждал к пониманию других предметников. В результате создается атмосфера, в которой ребенок живет с постоянным комплексом «недоосвоения» профильных предметов.

Большинство старшеклассников (да и учеников средних и даже младших классов) занимаются с репетиторами, причем именно по профильным предметам, по которым они (казалось бы) получают углубленную подготовку в школе, посещая кроме уроков дополнительные занятия (в последние годы даже появился термин «обязательные факультативы»). Такая система приводит к перегрузкам, стрессам, нервным срывам.

Предметы второго сорта

Жесткое разделение предметов на «профильные» и «непрофильные» ведет к разделению предметов на «перво-», «второ-» и «проче»-сортные.

Преподаватели «непрофильных», видя пренебрежительное отношение к своему предмету и к себе самим, стремятся перебороть его повышенными требованиями. При сокращении количества уроков они сохраняют (а часто увеличивают!) объем изучаемого материала. Причем делается это за счет увеличения доли самостоятельной работы (по 2–4 реферата в день — обычное задание для ученика профильной школы). А на проверку этих заданий уходит все время урока, который в результате превращается в контроль за выполнением самостоятельных заданий. «Чтобы не портить отношения», а по сути — оценку, ученик нередко вынужден выполнять эти задания не только за счет уменьшения времени сна (другого отдыха у него уже нет), но и в ущерб профильным дисциплинам.

Так зависимость от спонтанных внешних условий ведет к потере смыслов, к разрушению индивидуальности, самосознания, самореализации, самоутверждения.

Выбор без выбора

Профильное обучение в педагогической науке связывается с профессиональным или профессионально-личностным самоопределением. На практике же в школе организуется один-два профильных класса. Причем один из них становится «престижным» (потому что в него собираются наиболее авторитетные учителя и подбираются наиболее успешные ученики), а другой — «отстойным».

Даже если девятиклассникам предоставляют возможность выбора, то это «выбор без выбора». По сути дела, им дают возможность проситься в престижный класс. Делается это не для того, чтобы принизить учеников. При попытке предоставить реальный выбор педагоги обнаруживают неготовность выбирать у абсолютного большинства девятиклассников.

Недоодаренность

Как это ни парадоксально звучит, профильное обучение провоцирует учителей на применение преимущественно репродуктивных методов обучения, не развивающих, а снижающих уровень способностей учеников.

Профильное обучение провоцирует учителей на применение репродуктивных методов обучения

В профильных классах учитель предполагает, что в учениках развиты способности, необходимые для освоения соответствующих предметов, поэтому не заботится об использовании развивающих методов обучения. Вместо этого многократно увеличивается объем выполняемых заданий (к примеру, вместо двух задач за урок предлагается решить восемь – десять). Причем этот объем постоянно возрастает, доходя до таких размеров, при которых дети физически не успевают выполнить предлагаемые задания. От учеников требуется, чтобы они выполняли эти задания «как семечки щелкали», а если они не успевают сделать это или затрудняются в выполнении, учитель обвиняет их в неспособности: «Зачем тогда шли в гуманитарный (физико-математический, естественно-научный) класс, если нет способностей?! Тупых понабирали, что мне с вами делать?»

А в непрофильных классах учитель сразу же объявляет учеников неспособными к усвоению своего предмета («Вы же гуманитарии, какая вам математика!»). Если методика углубленного изучения предмета хоть сколько-нибудь разработана, то методика непрофильного преподавания (типа «математики для гуманитариев») остается экзотикой.

Жить или готовиться к жизни?

Профильное обучение, совершенно очевидно, задумано и реализуется как подготовка к поступлению в вуз соответствующего профиля. Не освоение основ наук, не формирование научной картины мира, не самоопределение учеников — подготовка становится основным содержанием образовательной деятельности школы. В связи с этим вспоминается устоявшееся выражение «подготовка к жизни, к труду».

В системе профильного обучения под жизнью понимается обучение в вузе (то есть опять подготовка, но уже к профессиональной деятельности).

Эта логика из старших классов распространяется на средние как «предпрофильная подготовка», затем на начальную школу («подготовка к систематическому изучению основ наук») и дошкольное образование («подготовка к школе»).

В результате обесценивания жизни в образовательных учреждениях она вытесняется из сферы образования, то есть из сферы внимания педагогов, из сферы культуры. И разве удивительны в связи с этими тенденциями многочисленные случаи вандализма, немотивированной агрессии, жестокости, проявляемых учениками «престижных» (профильных) школ?

Быть, а не иметь

Кому не знаком призыв древних, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который следует зажечь»? Но при массовом внедрении профильного обучения как подготовки к поступлению в вуз ученик предстает исключительно в виде «сосуда»: дискутируются вопросы о том, какое содержание он должен усвоить, какими компетенциями овладеть, что знать и уметь… Эти дискуссии совсем заглушили мысли о том, как себя чувствует ребенок, что ценит, какие смыслы вкладывает в свои действия и поступки…

Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек состредотачивается на средствах существования, при второй — на содержании жизни.

Профильное обучение в теории и практике образования большей частью рассматривается с позиций обладания: знаниями, умениями, компетенциями… Только воспитательный характер педагогической деятельности переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности — в сферу бытия. Однако и здесь обнаруживаются все более настойчивые попытки «приспособить» воспитание под задачи обучения, перевести его из бытийного пространства в плоскость функциональной подготовки. Яркий пример этого — критерии, предлагаемые для оценки эффективности воспитания при аттестации школы. Такой «накопительный» подход делает воспитание не только излишним, но и вредным.

Очевидно, что выделенные проблемы взаимосвязаны и даже «перекрывают» друг друга. Объединяет их ориентация не на ребенка, не на закономерности и особенности его становления и развития, а на программу, которую учитель реализует в обучении. При этом в образовательном процессе теряется Человек — не только ребенок, но и педагог тоже, поскольку его личность, профессионализм, педагогическая подготовка оказываются невостребованными.

Делается это под лозунгами «технологизации», «управления качеством образования», «диагностичности», а по сути — образование сводится к обучению. Даже видя эти проблемы и соглашаясь с ними, часть педагогов справедливо замечают, что они относятся к недостаткам, которые являются продолжением достоинств профильного обучения. Это, несомненно, так. Однако, игнорируя проблемы профильного обучения, мы рискуем не только снизить его эффективность, но и не получить никаких преимуществ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *