платнировская храм свято троицкий
Свято-Троицкий Храм в станице Платнировской
Важно: с 20 июля 2018 года нашим проектом прекращена поддержка панорамирования улиц города Кореновска. Теперь панорамы улиц видны только администраторам проекта. Однако панорамы памятников и памятных мест по-прежнему доступны для вашего просмотра. Приятного вам просмотра и приятного нахождения на нашем проекте
Храм Святой Троицы в станице Платнировской
Церковь посвящена Святой и Живоначальной Троице. Построена в 1906 году. Главным архитектором храма был И. Мальгерб, спроектировавший Свято-Екатерининский собор в г. Екатеринодаре. Место для строительства храма выбрано самое высокое в станице. Храм построен из красного кирпича, привезенного из Ростова-на-Дону. Архитектурный стиль здания – византийский с русским завершением (купола – русские «маковки»). В настоящее время храм является единственным храмом, сохранившимся с начала XX века в Кореновском районе.
При храме было построено первое учебное заведение в станице – Церковно-Приходская школа, которая успела сделать несколько выпусков своих воспитанников.
Сообразуясь с современной географией станицы, можно сказать, что храм расположен в 2 км от центра станицы на пересечении улиц Пушкина и К.Маркса. Территория, отведенная в ведение храма в 1993 году – 0,9 га.
В 1933 году храм был закрыт. Были снесены купола и шатер колокольни. Председатель колхоза В.Г. Долгих выкупил у государства церковь за 28 тысяч рублей и использовал ее как хранилище для зерна.
В 1942 году храм вновь был открыт для богослужений. В 1943 году верующие станицы собрали три тысячи рублей для строительства танковой бригады «Защитник Юга». Через полгода в адрес Свято-Троицкого храма пришла благодарственная телеграмма от И.В. Сталина. Эта телеграмма хранилась в храме до 1963 года. Дальнейшая ее судьба не известна.
С 1951 по 1959 год в храме служил протоиерей Николай Терентиенко, всячески защищая храм от закрытия и разорения. В этот период Приход Свято-Троицкого храма имел хор численностью до 50-ти человек, и пользовался уважением правящего архиерея, который посещал храм каждый год и не один раз. В это время храм был духовным центром всех близлежащих станиц, в которых вообще не было действующих храмов. А в Свято-Троицком храме 37 пудовый колокол возвещал станичникам о московском времени, «отбивал часы», как говорили прихожане.
Однако в 1963 году храм вновь был закрыт по настоянию директора СОШ № 25 Дудника Н.Ф. Совместно с секретарем комсомола Колесником А. и председателем сельсовета Гришко К.М. в октябре 1963 года директор школы перепилил замок храма, в который с 1962 года не назначался священник, и вывез церковную утварь на колхозные амбары. Книги в большинстве были сожжены, а утварь и иконы разнесли по домам жители станицы, сохраняя от поругания. Храм вновь превратился в зернохранилище. Некоторое время в нем был устроен тир для учеников школы, построенной в 1950 году рядом с храмом.
Прихожанам разрешили купить частный дом для возможности совершать богослужения. Этот дом был куплен на окраине станицы по ул. Казачьей, 42. В 1975 году из-за пожара, устроенного на деревянных сводах храма учащимися школы, сгорели все кровельные конструкции храма. До 2000–го года храм простоял без единого окна и двери, без крыши.
В 1990 году церковь была передана Кореновским Районным советом депутатов в собственность Прихода Свято-Троицкого молитвенного дома. Настоятель храма с прихожанами стали пытаться проводить посильные восстановительные работы. Поставили временные металлические двери, покрыли кровлей малые помещения храма. Предпринимались попытки создать проект восстановления храма. Однако существенного продвижения восстановительного процесса, в силу различных причин, не получилось. Богослужения в храме возобновились лишь в 2000-году. Первая служба в храме, спустя 37 лет, состоялась на Престольный праздник – в День Живоначальной Троицы. Самый первый и самый тяжелый шаг в направлении восстановления храма был сделан именно прихожанами храма, пенсионерами в большинстве своем. Однако именно они восстановили боковые кровли колокольни и соединительного корпуса, возвели временные перегородки и алтарь, оштукатурили первый этаж притвора и сделали его пригодным для богослужений, тем самым показав пример жертвенного труда рабочим строительных организаций, которые выполняли те или иные работы в храме за деньги.
С 2007 года собственником здания храма и прилегающей территории является Приход Свято-Троицкого храма ст. Платнировской Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
В современной общественной жизни прихода выделяются два исторических события. 11 июня 2006 года Свято-Троицкий храм праздновал столетие со дня своего открытия. На Престольный праздник прибыло много гостей и паломников со станиц Кореновского района и г. Краснодара. Храм удостоился внимания губернатора края Александра Николаевича Ткачева, который направил поздравительное письмо в адрес настоятеля храма и прихожан. Самым ярким даром к 100-летию храма стала звонница из 8 колоколов, отлитая мастерами г.Каменск-Уральского (ЗАО «Пятков и К») специально для храма. Дар сей был преподнесен храму от семьи руководителя Международного Промышленного Банка г. Москвы Пугачева В.В. Таким образом, в день своего юбилея, храм впервые за долгие годы призвал станичников на службу своим новым колокольным голосом.
Высочайшим повелением Императора Александра III, 2 августа 1890 года, ст. Платнировская была назначена сборным пунктом 1, 2 и 3 казачьих полков Кавказского отдела. 24 августа 1914 года на молебне в Свято-Троицком храме, казаки 2-го Черноморского кавалерийского полка получили благословение на защиту Российского Отечества в I Мировой войне. Спустя 93 года, 29 сентября 2007 года, по инициативе Кореновского районного казачьего общества, состоялось чествование-поминовение казаков Кавказского отдела, участвовавших в 1-ой Мировой войне, которое прошло в Свято-Троицком храме и состояло из установки и открытия Мемориальных досок на западной стене храма с именами всех казаков Кавказского отдела отдавших свои жизни в войнах 19-20 столетий, и панихиды по погибшим казакам с поименным поминовением последних. Возглавил это мероприятие атаман Кубанского Казачьего Войска генерал Громов В.П.
Таким образом, Свято-Троицкий храм в ст. Платнировской, который Божиим Промыслом сохранился до нашего времени, признан Памятником истории и культуры Краснодарского края. Он является для казаков символом возрождения казачества, а его воссоздание – воспринимается и осознается всеми как восстановление исторической справедливости в отношении православной веры и Кубанского казачества.
Восстановительный процесс, начатый в 2000 году развивался следующим образом:
В 2001–ом году воссоздание храма поддержал первый заместитель главы Администрации Краснодарского края Хворостина Николай Иванович. При его непосредственном участии Свято-Троицкий храм был признан Памятником истории и культуры Краснодарского края.
В октябре 2001 года главой Кореновского района Козицким А.Г. был сформирован попечительский совет по восстановлению храма. 26 января 2002 года в Платнировском доме культуры прошел благотворительный концерт Кубанского Казачьего хора.
В январе 2003 года завершились исследовательские работы на предмет возможности восстановления храма. Эту работу провели специалисты кафедры оснований и фундаментов Кубанской Сельхозакадемии под личным руководством академика Шадунца Константина Шовгеновича. Результаты этих исследований дали положительный ответ на вопрос о возможности воссоздания храма, при условии проведения усиления несущих конструкций здания.
В июне 2003 года на благотворительную помощь Администрации Краснодарского края, в размере 300 тысяч рублей, был заказан проект воссоздания храма Научно-творческой мастерской «Памятники Кубани» г. Краснодара. Параллельно с этой работой проводились мероприятия по усилению несущих конструкций здания храма, восстанавливались верхние ряды стен и арок храма, строилась кровельная система основного четверика храма.
В апреле 2004 года рабочий проект был одобрен Комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.
К Пасхе 2005 года строителями были полностью возведены центральный и четыре малых барабана храма, заменены кровельные покрытия центрального алтаря, карнизов и кокошников на фасадах здания, восстановлены все существующие окна храма. К 100-летнему юбилею храма в 2006 году, были полностью отреставрированы наружные фасады здания.
В период 2006-2007 годов в процессе воссоздания храма приняла участие администрация Кореновского района, осуществившая финансирование строительства центрального купола храма. При поддержке предприятий Кореновского района в 2008 г. начато восстановление утраченной части колокольни, отремонтирован верхний хор (2 этаж здания), заложена система орошения зеленых насаждений на территории храма.
Столкнувшись с отсутствием здания, необходимого для миссионерской и просветительской деятельности, Приход храма обратился в Администрацию Кореновского района с просьбой вернуть некогда принадлежавшее храму здание приходской школы, расположенное в 6 метрах от храма, в собственность прихода. В настоящее время (2010 г.) здание используется для обучения начальных классов общеобразовательной школы № 25.
В 2009 году продолжились работы по воссозданию колокольни храма: водружен колокол весом 3,3 тонны, продолжалось строительство шатра колокольни, воссоздание декоративных кирпичных элементов внешнего убранства колокольни. Жертвователем колокола стал директор детского оздоровительного центра «Кавказ» п. Лазаревское (на побережье Черного моря) Каравайный Владимир Васильевич.
В Праздник Живоначальной Троицы в 2010 году шатер колокольни был увенчан куполом и крестом. Таким образом завершилось воссоздание колокольни.
16 октября 2010 года состоялось освящение и воздвижение Крестов на малые купола храма, начат разбор лесов.
В условиях отсутствия регулярного финансирования, строительная фирма Капитель-2 продолжает строительные работы в долг.
Следующими этапами восстановления храма являются:
1. Восстановление интерьеров храма, иконостаса, полов, дверей
2. Газификация, электрификация храма, проведение охранно-пожарной сигнализации
3. Строительство административного здания
4. Завершение строительства часовни для св. воды
5. Строительство нового забора с аркой главного входа
6. Завершение благоустройства территории
Источники: Справочник Ставропольской епархии, Ставрополь 1913 г.,
Архивные выписки Архива Краснодарского края,
Архивные выписки музея Культурно-Досугового центра ст. Платнировской
С 2001 года Свято-Троицкий храм признан Памятником истории и культуры Краснодарского края
Сведения о Храмовой Иконе Свято-Троицкого Храма в станице Платнировской
«Троица» (также «Гостеприимство Авраама»)— икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.
«Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Св. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39).
Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.
Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской)»).
Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православных мистиков XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.
Свято-Троицкий храм
Местная религиозная организация православный Приход храма Святой Троицы ст. Платнировской Кореновского района Краснодарского края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Кореновское ОСБ № 1814, г. Кореновск
ИНН 2335007925 / КПП 233501001
Р/С 40703810130140100111
К/С 30101810600000000602
В Юго-Западном банке СБ РФ г. Ростов-на-Дону
БИК 046015602
Свято-Троицкий храм ст. Платнировской Кореновского района.
Церковь посвящена Святой и Живоначальной Троице. Основана в 1900 году. Главным архитектором храма, согласно предания, был И. Мальгерб, спроектировавший Свято-Екатерининский собор в г. Екатеринодаре.
Прежде начала строительства, казачий атаман Шевченко обратился к платнировцам со словами: «Постройка начата на Ваши, дорогие платнировцы, пожертвования, и потому покорнейше просим не отказать и впредь в посильной помощи!»
Перед началом возведения храма были построены мосты через реку Кирпили, по которым на лошадях и быках подвозили строительный материал. А когда церковь была выложена на высоту 10 метров, со всех концов станицы жители подвозили землю, чтобы насыпать земляной вал. Н а этом валу были опять построены леса, для продолжения работ. Руководил этими работами богатый казак Г. Ляшенко, владелец обозного завода.
Свято-Троицкий храм построен из красного кирпича, привезенного из Ростова-на-Дону. В строительстве храма принимала участие вся станица. Люди были разделены на кварталы, и, по очереди, каждый квартал жертвовал яйца для добавления в раствор, На своих подводах станичники ездили в Ростов–на-Дону за кирпичом. Строили храм профессиональные каменщики, жившие в доме священника Стефановского. Теперь этот дом занят СОШ № 25. Содержали бригаду мастеров и оплачивали их труд жители станицы. Имена мастеров не сохранились. Единственная сохранившаяся фотография храма была сделана в 30-ых годах прошлого века.
В храм был отлит колокол весом в 135 пудов. Полы храма были выложены керамической плиткой с орнаментами, красного и желтого цвета. Строительство завершено в 1906 году. Тогда же началась и богослужебная деятельность ее.
В 1942 году храм вновь был открыт для богослужений. В 1943 году верующие станицы собрали три тысячи рублей для строительства танковой бригады «Защитник Юга». Через полгода в адрес Свято-Троицкого храма пришла благодарственная телеграмма от И.В. Сталина. Эта телеграмма хранилась в храме до 1963 года. Дальнейшая ее судьба не известна.
С 1951 по 1959 год в храме служил Прот. Николай Терентиенко, всячески защищая храм от закрытия и разорения. В этот период Приход Свято-Троицкого храма имел хор численностью до 50-ти человек, и пользовался уважением правящего архиерея, который посещал храм каждый год и не один раз. Прот. Николай Терентиенко был благочнным 2-го церковного округа. В это время храм был духовным центром всех близлежащих станиц, в которых вообще не было действующих храмов. А в Свято-Троицком храме, 37 пудовый колокол возвещал станичникам о московском времени, «отбивал часы», как говорили прихожане.
Однако в 1963 году храм вновь был закрыт по настоянию директора СОШ № 25 Дудника Н.Ф. Совместно с секретарем комсомола Колесником А. и Председателем сельсовета Гришко К.М. предположительно в октябре 1963 года, директор школы перепилил замок храма, в который с 1962 года не назначался священник, и вывез церковную утварь на колхозные амбары. Книги в большинстве были сожжены, а утварь и иконы разнесли по домам жители станицы, сохраняя от поругания.
Храм вновь превратился зернохранилище. Некоторое время в нем был устроен даже тир для учеников 25-ой школы. А прихожанам разрешили купить частный дом для возможности совершать богослужения. Этот дом был куплен на окраине станицы по ул. Казачьей 42. В 1975 году из-за пожара, устроенного на деревянных сводах храма учащимися школы, сгорели все кровельные конструкции храма. После этого жители станицы стали разбирать кирпичную кладку для своих нужд. Тащили все, что еще можно было унести.
К 1990 году храм стоял без единого окна и двери без единой крыши. В 1990 году церковь была передана Кореновским Районным советом депутатов в собственность Прихода Свято-Троицкого молитвенного дома. Настоятель храма с прихожанами стали пытаться что-то сделать с храмом. Поставили временные металлические двери, покрыли кровлей боковые апсиды алтаря и соединительный корпус между основным зданием и колокольней. Предпринимались попытки создать проект восстановления храма.
Только в 2000 году, прихожане вновь вернулись в храм, оборудовали временный алтарь и встретили Престольный Праздник впервые за 37 лет в храме. Самый первый и самый тяжелый шаг в направлении восстановления храма был сделан именно прихожанами храма, пенсионерами в большинстве своем. Однако именно они восстановили боковые кровли колокольни и соединительного корпуса, оштукатурили первый этаж и сделали его пригодным для богослужений, показали пример жертвенного труда рабочим строительных организаций, которые выполняли те или иные работы в храме за деньги. Прихожане переносили на своих руках десятки тысяч кирпича, закупаемого для восстановления храма.
В 2000–ом году этот первый и самый трудный шаг в направлении воссоздания храма поддержал Первый Заместитель Главы Администрации Краснодарского края Хворостина Николай Иванович. При его непосредственном участии Свято-Троицкий храм был признан Памятником истории и культуры Краснодарского края. Помимо справедливого признания исторического и архитектурного значения храма, теперь стало возможным обращаться к власти за финансовой поддержкой. В октябре 2001 года Главой Кореновского района Козицким А.Г. был сформирован Попечительский совет по восстановлению храма. 26 января 2002 года в Платнировском доме культуры прошел благотворительный концерт Кубанского Казачьего хора. Вел этот концерт лично Захарченко В.Г. Совет обратился ко всем предприятиям Кореновского района с просьбой о помощи. На собранные средства – около 173 тысяч рублей, были поставлены внутри здания леса высотой 18 метров.
Начались исследовательские работы на предмет возможности восстановления храма. Эту работу провели специалисты кафедры Оснований и фундаментов Кубанской Сельхозакадемии под личным руководством академика Шадунца Константина Шовгеновича. В январе 2003 года были получены результаты этих исследований, которые дали положительный ответ на вопрос о воссоздании храма.
В июне 2003 года на благотворительную помощь Администрации Краснодарского края, в размере 300 тысяч рублей, был заказан проект воссоздания храма фонду «Памятники Кубани». Параллельно с этой работой, проводились мероприятия по усилению несущих конструкций здания храма, восстанавливались верхние ряды стен и арок храма, строилась кровельная система основного четверика храма.
В апреле 2004 года Эскизный проект был одобрен Комитетом по охране памятников истории и культуры, и благословлен Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.
Вы тоже можете помочь восстановлению храма, перечислив часть своих средств на расчетный счет храма
Но если у вас нет средств для пожертвований, вознесите ко Господу молитву о воссоздании дома Божия и это будет принято Богом как ваша жертва:
Платнировская храм свято троицкий
К 110-й годовщине Свято-Троицкого храма.
1. Обитель Бога на земле
Прежде начала строительства казачий атаман Шевченко обратился к платнировцам со словами: «Постройка начата на Ваши, дорогие платнировцы, пожертвования, и потому покорнейше просим не отказать и впредь в посильной помощи!».
Перед началом возведения храма были построены мосты через реку Кирпили, по которым на лошадях и быках подвозили строительный материал. На своих подводах станичники ездили в Ростов–на-Дону за кирпичом. Руководил строительством богатый казак Г. Ляшенко, владелец обозного завода.
В строительстве храма принимала участие вся станица. Люди были разделены на кварталы, и по очереди каждый квартал жертвовал яйца для добавления в раствор. Возводили здание храма профессиональные каменщики, жившие в доме священника Стефановского. Содержали бригаду мастеров и оплачивали их труд жители станицы. Имена мастеров не сохранились. Единственная сохранившаяся фотография храма была сделана в 30-х годах прошлого века.
Для храма был отлит колокол весом в 135 пудов. Полы храма были выложены керамической плиткой с орнаментами, красного и желтого цвета. Строительство завершено в 1906 году.
На освящение церкви приехало много народа, в том числе и из Екатеринодара. В слове на открытии церкви, регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклониться тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но, во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придет в этот храм после нас!». Архитектурный стиль здания – византийский, с русским завершением (купола – русские «маковки»). Храм этот – удивительной красоты, редко где встретишь разноцветные купола, и этим он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Это – единственный в районе храм, сохранившийся с начала XX века.
Согласно метрическим книгам, в 1907 – 1918 годах в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоанн Соколов, ставший с 1916 года диаконом. 24 августа 1914 года после церковной службы на площади у Свято-0Троицкого храма прошли проводы 2-го Черноморского полка Кубанского казачьего войска, который отправлялся воевать на фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной истории храма также известен случай, когда в 1914 году в нем отпевали умершего в станице болгарского подданного Ивана Панайлова Генова.
В 1934 году церковное здание площадью 500 квадратных метров продано местному колхозу имени Кирова. Председатель колхоза В.Г. Долгих выкупил у государства церковь за 28 тысяч рублей и использовал ее как хранилище для зерна. И так продолжалось до 1942 года.
2. И поплыл над станицей колокольный звон
Второе рождение Свято-Троицкого храма произошло в самые трагичные для нашей страны времена. Как и повсеместно, в годы войны власть ослабила гонение на Русскую Православную Церковь. И в станице Платнировской в 1942 году храм вновь был открыт для богослужений и использовался по его прямому назначению как обитель Бога на земле до 1962 года. В 1943 году верующие станицы собрали три тысячи рублей для строительства танковой бригады «Защитник Юга».
Через полгода в адрес Свято-Троицкого храма пришла благодарственная телеграмма от И.В. Сталина. Эта телеграмма хранилась в храме до 1963 года. Дальнейшая ее судьба не известна.
13 декабря 1944 года религиозная община Русской Православной Церкви в ст. Платнировской была зарегистрирована уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю.
С 1951 по 1959 год в храме служил протоиерей Николай Терентиенко, всячески защищая храм от закрытия и разорения. В этот период приход Свято-Троицкого храма имел хор численностью до 50 человек, и пользовался уважением правящего архиерея, который посещал храм каждый год и не один раз. В это время храм был духовным центром всех близлежащих станиц, в которых вообще не было действующих храмов. А в Свято-Троицком храме, 37 пудовый колокол возвещал станичникам о московском времени, «отбивал часы», как говорили прихожане.
В соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 26 октября 1962 г. здание церкви православного религиозного общества ст. Платнировской было изъято.
В октябре 1963 году по настоянию директора местной средней школы № 25 Н.Ф. Дудника, секретаря комитета комсомола А. Колесника и председателя сельсовета К.М. Гришко был перепилен замок храма, а церковная утварь перевезена в колхозные амбары. Книги в большинстве были сожжены, а утварь и иконы разнесли по домам жители станицы, сохраняя от поругания. Храм вновь превратился зернохранилище. Некоторое время в нем был устроен тир для учеников школы, построенной в 1950 году рядом с храмом.
В 1975 году из-за пожара, устроенного на деревянных сводах храма подростками, сгорели все кровельные конструкции храма. До 2000–го года храм простоял без единого окна и двери, без крыши. Для возможности совершать богослужения платнировцам разрешили купить частный дом на окраине станицы. Там и молились верующие станицы почти 30 лет кряду.
НА СНИМКЕ: настоятель храма Николай Терентиенко с прихожанами после праздничной службы в день Святой Троицы. Фото конца 50-х годов.
Мнение прихожанки. Бабушкина церковная наука
Наша семья переехала в станицу Платнировскую в 1948 году, когда мне шел восьмой год.
Родители с утра до ночи были заняты на работе, и я почти все время жила с бабушкой, Соломеей Яковлевной Шевченко. Женщина она была очень верующей. И хотя времена стояли безбожные, она не просто молилась себе тихо в углу, а соблюдала все церковные правила и отмечала все православные праздники. В Сергиевской, где мы жили до переезда в Платнировскую, церкви не было, а здесь открыто работал храм, люди собирались на богослужения не только по праздникам и воскресеньям, но и в другие дни, а прийти в церковь можно было в любое время. Но об этом я узнала позже, когда меня бабушка стала постоянно водить в наш Свято-Троицкий храм, рассказывать о правилах поведения в нем. А главное – именно она вселила в мою душу веру в Бога, в Его промыслительную заботу о каждом из нас, научила меня молиться Богу и уповать на Него.
В те времена храм в станице посещало много людей. Еще чувствовались времена, когда власти дали послабление церкви и верующим, как это было в годы войны. И много было инвалидов и просто очень бедных людей, которые сидели на ступеньках храма, прося милостыню. Мне бабушка тогда говорила, что нельзя проходить мимо таких людей, надо дать хотя бы копеечку или кусок хлеба. И мы давали, а люди искренне радовались подаянию и благодарили нас.
На службах я стояла рядом с бабушкой, внимала голосу батюшки (его, кажется, звали отец Николай), слушала пение церковного хора. И с каждым годом во мне крепла вера в Бога. Думаю, что именно вера помогала мне преодолевать жизненные тяготы и испытания. Одним из таких испытаний для нас стала тяжелая болезнь бабушки. Когда она слегла, мне пришлось и за ней ухаживать, и по хозяйству управляться, и в школе хорошо учиться. И хотя с болезнью бабушки я стала реже посещать храм, но вера не позволяла мне роптать на жизнь, гневить Бога. А вот когда в 1963 году храм наш сначала просто закрыли, а потом разграбили его и разбили, в душе появилось тяжелое чувство обиды и недоумения. Ну как же можно, думалось мне, жечь церковные книги, бить и жечь иконы? Кому они мешают? Пусть бы себе сохранялось как память, как история… А там, где мы с бабушкой стояли и молились, стали дымить машины, ссыпая на церковный пол зерно, поднимая тучи пыли.
Но что мы могли изменить? Пришлось смириться и жить дальше, не афишируя своей веры, но продолжая уповать на Господа нашего Иисуса Христа, по мере возможности отмечать православные праздники. И тысячи станичников поступали так же долгие годы.
И вот, слава Богу, наступили времена, когда любой человек в любое время может пойти в храм, помолиться за себя или родных. Потихоньку, может, не так быстро, как хотелось бы, но наш храм восстанавливается. Как вспомнишь, что там было до 2000 года, душа кровью омывается, а как сравнишь с тем, что уже сделано, душа радуется. Свой 110-летний юбилей храм отмечает в достойном виде. Молодцы, люди, которые возрождают храм. Теперь бы еще и веру в душах платнировцев возродить, чтобы не только в престольный праздник, но и на всех богослужениях в храме было так же многолюдно, как в те, первые послевоенные годы.
Варвара ВИНЕЦКАЯ, жительница ст. Платнировской (на снимке).
3. Возрождение
Третье рождение храма началось в 90-е годы прошлого столетия. В 1990 году решением Кореновского районного Совета депутатов здание храма было передано в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома. Настоятель храма с прихожанами стали пытаться проводить посильные восстановительные работы. Поставили временные металлические двери, покрыли кровлей малые помещения храма. Предпринимались попытки создать проект восстановления храма. Богослужения в храме возобновились лишь в 2000 году, на Престольный праздник – в День Живоначальной Троицы. Самый первый и самый тяжелый шаг в восстановлении храма был сделан именно прихожанами, пенсионерами в большинстве своем. Именно они восстановили боковые кровли колокольни и соединительного корпуса, возвели временные перегородки и алтарь, оштукатурили первый этаж притвора и сделали его пригодным для богослужений, тем самым показав пример жертвенного труда рабочим строительных организаций, которые выполняли те или иные работы в храме за деньги.
В июне 2003 года на благотворительную помощь администрации Краснодарского края в размере 300 тысяч рублей был заказан проект воссоздания храма Научно-творческой мастерской «Памятники Кубани» г. Краснодара. Параллельно с этой работой, проводились усиление несущих конструкций здания, восстанавливались верхние ряды стен и арок, строилась кровельная система основного четверика храма.
К Пасхе 2005 года строители полностью возвели центральный и четыре малых барабана храма, заменили кровлю над алтарем, карнизы и кокошники на фасадах здания, восстановили все окна. К 100-летнему юбилею храма в 2006 году, были полностью отреставрированы наружные фасады здания.
11 июня 2006 года Свято-Троицкий храм отпраздновал 100-летие со дня открытия. На Престольный праздник прибыло много гостей и паломников из станиц Кореновского района и г. Краснодара. Самым ярким даром к юбилею храма стала звонница из 8 колоколов, отлитых мастерами города Каменск-Уральского (ЗАО «Пятков и Ко») специально для храма. Дар сей был преподнесен храму от семьи руководителя Международного Промышленного Банка г. Москвы В.В. Пугачева. Таким образом, в день своего юбилея, храм впервые за долгие годы призвал станичников на службу своим новым колокольным голосом.
В 2006-2007 годах в процессе воссоздания храма приняли участие администрация Кореновского района, осуществившая финансирование строительства центрального купола храма. При поддержке предприятий района в 2008 г. начато восстановление утраченной части колокольни, отремонтирован верхний хор (2 этаж здания), заложена система орошения зеленых насаждений на территории.
Таким образом, Свято-Троицкий храм в ст. Платнировской Божиим Промыслом сохранился до нашего времени и признан памятником истории и культуры Краснодарского края. Он является для казаков символом возрождения казачества, а его воссоздание воспринимается и осознается всеми как восстановление исторической справедливости в отношении православной веры и Кубанского казачества.
В 2009 году продолжились работы по воссозданию колокольни храма: водружен колокол весом 3,3 тонны, продолжалось строительство шатра колокольни, воссоздание декоративных кирпичных элементов внешнего убранства колокольни. Жертвователем колокола стал директор детского оздоровительного центра «Кавказ» п. Лазаревское (на побережье Черного моря) Владимир Васильевич Каравайный.
В Праздник Живоначальной Троицы в 2010 году шатер колокольни был увенчан куполом и крестом. Таким образом, завершилось воссоздание колокольни.
16 октября 2010 года состоялось освящение и воздвижение Крестов на малые купола храма, начат разбор лесов.
Было бы ошибкой утверждать, что восстановление храма шло самой собой за большие деньги из краевого или районного кошельков. Но немало средств и сил вложили в храм и многие жители станицы. На протяжении всего времени реконструкции храма регулярно собирался попечительский совет, который рассматривал ход работ, подсчитывал поступление пожертвований от прихожан и предпринимателей станицы, решал, на какой вид работ нужнее направить деньги в данный момент. Средства выделяли и продолжают выделять многие предприниматели станицы и Кореновска. Свою лепту постоянно вносят и прихожане. Кто-то деньги дает, кто-то, засучив рукава, таскает камни и выносит мусор, убирает леса или благоустраивает территорию. Как и положено, много помогают храму местные казаки во главе с атаманом Платнировского сельского казачьего общества Владимиром Захаровичем Тихим. Приход храма сейчас составляет около 80 человек. Настоятелем храма в октябре 2012 года назначен иерей Димитрий Кошенков (ныне уже протоиерей). При Свято-Троицком храме работает воскресная учебно-воспитательная группа, в которой детям преподают Закон Божий, рисование, Божий мир, пение, прикладное творчество. К Великим праздникам дети готовят специальные выступления, ставят сценки, проводят выставки работ, праздничные чаепития.
А вот о том, что планируется сделать в храме, расскажет настоятель протоиерей Димитрий КОШЕНКОВ:
В год 110-летнего юбилея наш храм вступил в завершающую фазу реставрационных работ. Все здание изнутри оштукатурено и побелено, что позволило нам убрать, наконец-то, леса, мешавшие обзору помещения. Оказывается, храм такой огромный, просторный, светлый… Кажется, Божий Свет здесь воистину ощутим и душой, и глазом. Он и был таким при создании – белым изнутри, без росписи стен и сводов.
Сердечно благодарю всех, кто все эти долгие годы выделял средства, работал на восстановлении нашего храма. Уповаю на помощь Господню и надеюсь на наших спонсоров, помощников, чтобы к будущей зиме нам удалось смонтировать и пустить в эксплуатацию отопление в храме.
Подготовил Николай ПАЛЁНЫЙ. Фото автора и из архива храма.