план обучения пациентов в школе материнства
Роль сестринского персонала в школе материнства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели, задачи и основные направления работы школы материнства
Одним из важнейших направлений работы медицинских сестер, направленных на изменение отношения пациентов к своему здоровью и формирование чувства ответственности за него, является формирование у населения культуры здоровья путем выполнения обучающих функций в области гигиенического воспитания и пропаганды медицинских знаний.
Школа материнства – это одна из форм санитарно-просветительной работы медицинского персонала среди населения, которая заключается в коллективном (реже – индивидуальном) обучении беременных женщин, будущих отцов и молодых родителей правилам поведения в период беременности, особенностям ухода за ребенком, а также вопросам его воспитания с целью снижения риска возникновения патологии беременности, родов, послеродового периода и периода новорожденности.
Проводиться школы материнства могут в детской поликлинике, родильном доме, женской консультации на базе кабинета планирования семьи.
Помещения для проведения занятий в рамках школы материнства оснащаются всем необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с объемом проводимой деятельности.
К работе школы в рамках школы материнства привлекаются квалифицированные специалисты различных областей, имеющие соответствующий теме занятия сертификат специалиста и подготовленные к работе в области гигиенического воспитания и обучения.
Основные направления работы школы материнства:
Готовые работы на аналогичную тему
Основными целями и задачами школы материнства являются:
Деятельность медицинской сестры в школе материнства
Роль медицинской сестры в организации и работе школы материнства:
План обучения пациентов в школе материнства
Программа занятий с беременными в «Школе материнства»
Занятие 1
I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности
1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы
2. Женские и мужские половые клетки
3. Развитие внутриутробного плода
3.2. Первые признаки беременности
3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители
3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода
3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности
4. Факторы риска беременности
4.1. Что такое факторы риска?
4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка
4.3. Роль наследственности
4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода
4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)
4.6. Осложнения беременности
5. Медицинское наблюдение
5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию
5.2. Частота посещений врача акушера-гинеколога, акушерки
5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности
5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода
5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода
Занятие 2
II. Гигиенические правила в период беременности:
1. Изменение образа жизни
1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной
2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания
2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода
2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.)
3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.)
3.2. Одежда, обувь, белье
3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка
3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины
4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности
4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности
4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»)
5. Особенности психо-эмоционального состояния беременной
5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности
5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.
Занятие 3
III. Подготовка к «родам без страха»
1. Календарные сроки наступления родов
2. Предвестники родов
3. Подготовка к поступлению в родильный дом
4. Периоды родов и их продолжительность
5. Поведение во время родов
5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах
5.2. Роль партнерства в родах
5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций
5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов
5.5.Обучение приемам обезболивания родов
5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах
6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале
7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде
8. Контрацепция после родов
9. Законодательные права материнства.
Программа занятий врача педиатра с беременными в «Школе материнства»:
Занятие 1
1. Признаки доношенного ребенка
2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного
3. Гормональный криз у новорожденных
4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме
5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным
6. Техника прикладывания ребенка к груди
7. Советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома
Занятие 2
II. Уход за новорожденным в семье
2. Предметы ухода за ребенком
3. Правила ухода за ребенком
3.1. Туалет ребенка, его купание
3.2. Уход за кожей и пупочной ранкой
3.3. Свободное пеленание
4. Вскармливание новорожденного
4.1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка
4.2. Значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании
4.3. Питье новорожденного
4.4. Искусственное вскармливание.
5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка.
5.1. Недопустимость вредных привычек в семье (курение, алкоголь, прием наркотических и токсических веществ)
6. Советы и обучение выполнению медицинских рекомендаций
6.1. Приемы массажа и элементы гимнастики у новорожденного
6.2. Техника измерения температуры
6.3. Пользование очистительной клизмой и газоотводной трубкой
6.4. Пользование грелкой, применение согревающих компрессов
6.5. Подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения
Программа занятий с беременными в «Школе материнства»
Программа занятий с беременными в «Школе материнства»
Профилактическое направление признано приоритетным в здравоохранении. На основании приказа № 50 от 01.01.01г. Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях», созданные на базе женских консультаций «Школы материнства», активно проводят воспитание, обучение и выработку навыков правильного поведения в период беременности, родов, послеродового периода, вплоть до первого года жизни ребенка. Обучение направлено на повышение медицинской грамотности родителей, их общей гигиенической культуры.
Подготовка к родам и материнству может проводиться индивидуально и в группах. Наиболее плодотворными и эффективными являются занятия с семейными парами. Подготовка будущих отцов к рождению ребенка помогает во многих ситуациях избежать конфликтных отношений в период беременности женщины и после родов. Привлечение членов семьи к активной дородовой подготовке способствует изменению образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение желанного ребенка.
Подготовка осуществляется в соответствии с современными требованиями. Широко используется метод психопрофилактической подготовки. Этот метод применим ко всем беременным, противопоказаний к нему нет.
Наряду с семейной формой подготовки к деторождению продолжают широко использоваться и традиционные методы по психофизической подготовке беременных к родам, обучение их правилам личной гигиены, подготовке к будущим родам и уходу за ребенком в «Школе материнства».
«Школы материнства» должны иметь современное оснащение: телевизор, видеомагнитофон, аудиоаппаратуру. Активно должны использоваться демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства, предметы ухода за ребенком. Желательно иметь библиотеку и видеотеку по соответствующим оздоровительным тематикам. Видеотека предусматривает возможность самостоятельного просмотра видеокассет по гигиене беременных, семейной подготовке к родам, правилам грудного вскармливания, уходу за новорожденным, контрацепции после родов, с обязательным и приоритетным акцентом на естественных методах планирования семьи (ЕМПС).
К занятиям в «Школе материнства» должны привлекаться женщины уже с первого триместра беременности, желательно с будущими отцами или близкими родственниками. Для проведения занятий составляется предварительно проработанное расписание, где освещается та или иная тема, соответствующая определенным дням, время проведения. Это способствует активному привлечению будущих отцов или близких родственников к посещению занятий в зависимости от их свободного времени.
Для проведения занятий с беременными женщинами желательно формировать группы не более 10-15 человек, стараясь объединять с одинаковыми сроками беременности. Должна быть доступная информация о программах и времени проведения занятий.
ЗАНЯТИЙ С БЕРЕМЕННЫМ В «ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА»
ЗАНЯТИЕ 1. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности.
1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.
2. Женские и мужские половые клетки.
3. Развитие внутриутробного плода
— первые признаки беременности,
— развитее плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители,
— роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода,
— физические изменения в организме женщины, периоды беременности.
4. Факторы риска беременности
— характеристика факторов риска,
— влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка,
— алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как
вредный фактор риска патологии плода,
— влияние других неблагоприятных факторов на плод: производственных,
инфекционных, лекарственных, радиационных и др.
5. Медицинское наблюдение
— важность раннего обращения женщин в женскую консультацию,
— частота посещений врача акушера-гинеколога,
— необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования,
— знакомство с современными инструментальными методами наблюдения за
состоянием здоровья матери и плода,
— обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и
ЗАНЯТИЕ 2. Гигиенические правила в период беременности
1. Изменение образа жизни
— рекомендации по режиму труда,
— законодательные права беременной,
— сексуальность и беременность.
— понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания,
— роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода,
— особенности питания при патологических состояниях: ранний токсикоз, запоры,
гипертензия, заболевания почек и т. д.
— значение соблюдения чистоты тела: уход за кожей, зубами, молочными железами,
половыми органами и др.
— одежда, обувь, белье,
— роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка,
— использования природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.
4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности
— обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности,
— обучению умению расслабляться – «быстрый отдых».
5. Особенности психоэмоционального состояния беременной
— психологическая адаптация женщины к беременности,
— роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время
беременности, родов, после рождения ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3. Подготовка к «родам без страха»
1. Календарные сроки наступления родов.
2. Предвестники родов.
3 Подготовка к поступлению в родильный дом.
4. Периоды родов и их продолжительность
5. Поведение во время родов
— значение правильного и спокойного поведения женщин во время родов,
— роль партнерства в родах,
— доверие к медицинскому персоналу,
— обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов,
— обучение приемам обезболивания в родах,
— аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния
6. Первые часы после родов: значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.
7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.
8. Контрацепция после родов. Обучение естественным методам планирования семьи.
9. Законодательные права материнства.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВРАЧА ПЕДИАТРА С БЕРЕМЕННЫМИ
В «ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА»
ЗАНЯТИЕ 1. Ребенок родился
1. Признаки доношенного ребенка.
2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
3. Гормональный криз у новорожденных.
4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме.
5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным.
6. Техника прикладывания ребенка к груди.
7. Советы по подготовке белья для новорожденного.
ЗАНЯТИЕ 2. Уход за новорожденным в семье
1. Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье.
2. Предметы ухода за ребенком.
3. Правила ухода за ребенком
— туалет ребенка и его купание,
— уход за кожей и пупочной ранкой,
4. Вскармливание новорожденного
— роль грудного вскармливания в формировании здорового ребенка,
— значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании,
5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка
— недопустимость вредных привычек в семье: курение, алкоголь, прием наркотических и
6. Некоторые медицинские рекомендации
— приемы массажа и гимнастика у новорожденных,
— техника измерения температуры тела,
— использование очистительной клизмы и газоотводной трубки,
— использование грелки, применение согревающих компрессов,
— подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения.
Интерьер комнаты, зала, где проходят занятия, должен создавать у обучающихся психологический комфорт. Рекомендуется все обучающие материалы: набор рисунков, таблиц хранить в отдельных папках, альбомах. Плакатной настенной агрессивностью стараться пользоваться как можно реже.
Консультации психолога и юриста проводятся по мере необходимости.
Темы занятий в школе материнства
В нашей Школе мы рады видеть будущих мам и пап, бабушек и дедушек, которые настроены поддерживать и помогать будущим родителям словом и делом!
1. Психологические аспекты беременности.
Психология беременной женщины. Общение с ребенком во время беременности – основы гаптономии. Психологические особенности жизни семьи во время беременности. Двигательная активность, дыхательные техники, основы релаксации.
2. Приданое для малыша.
Составляем список всего необходимого вашему малышу с первых дней жизни. Критерии выбора одежды, средств ухода за младенцем, мебели, колясок, автомобильных кресел и т.д.
3. Собираемся в роддом.
Как выбрать роддом. Как правильно выбрать врача. Что взять собой в роддом (собираем необходимые вещи).
4. Акушер-гинеколог: роды и послеродовая реабилитация.
Особенности организма беременной женщины. Особенности питания в 3-м триместре. Предвестники родов. Периоды родов. Устройство роддома – приемное отделение, родильный блок, послеродовое отделение. Современные способы обезболивания в родах. Экстренные ситуации в родовспоможении. Кесарево сечение. Ранний и поздний послеродовой периоды. Контрацепция после родов.
5. Психологические аспекты родов.
Психологический комфорт в родах. Способы переживания схваток в первом периоде родов: дыхательные техники, движения, позиции, массаж и самомассаж в родах, релаксация, партнерское взаимодействие. Партнерские роды: плюсы и минусы присутствия на родах будущего отца ребенка. Правильное поведение мужчины, участвующего в партнерских родах. Психологическое сопровождение в родах.
6. Психология родов.
Эмоционально-психологические особенности 2-го (потужного) периода родов. Работа в потужном периоде: техники дыхания, развитие усилий. Профилактические средства для предотвращения разрывов в родах. Правильное поведение партнера на родах. Роды глазами ребенка. Первый контакт матери и ребенка. Механизмы импритинга. Бондинг. Холдинг. Профилактика послеродовой депрессии.
7. Грудное вскармливание.
Составляющие успешного грудного вскармливания. Приход молозива и молока. Первое прикладывание ребенка к груди. Техники кормления. Методы сохранения и поддержания лактации. Возможные трудности и пути их разрешения. Принадлежности для грудного вскармливания. Белье для кормящих мам.
9. Психология развития малыша от 0 до года.
Психология ребенка первого года жизни. Эмоциональный контакт матери и новорожденного. Отношения в семье после рождения малыша. Контакт малыша с членами семьи. Важные периоды в развитии ребенка. Функции родителей на каждом этапе развития малыша. Развивающие игры и игрушки.
Школа материнства
В УЗ «Быховская ЦРБ» работают 4 школы материнства на базе:
педиатрического отделения; педиатрического кабинета; акушерско – гинекологического отделения; женской консультации.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА
1 блок – информационный. Включает в себя акушерские и психологические аспекты. Женщинам предлагают темы мини-лекции по внутриутробному развитию и воспитанию ребенка, по периодам родов, грудному вскармливанию, уходу за новорожденным и др. Достаточное количество информации позволяет справляться со стрессовыми событиями.
2 блок – психологический. Формирование материнских и отцовских чувств (родительства); обсуждение психологических проблем, возникающих в период беременности.
3 блок – релаксационный. Обучение будущих родителей методом релаксации, дыхания, правильному поведению в родах.
ПРОГРАММА «ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА»
Цель:
Задачи:
Программа:
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе «Школы материнства» педиатрическое отделение.
Работа с детьми младшего и старшего школьного возрастов, подростками, матерями, находящимися по уходу за больными детьми.
ПЛАН
Работы школы материнства на 2021 г.
подготовка семьи к безопасному материнству
Занятие 1. Первый триместр беременности
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 2. Второй триместр беременности
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 3. Профилактика осложнений во время беременности
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 4. Третий триместр. Папа и будущий малыш
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 5. Основные периоды родов. Партнёрская поддержка
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 6. Послеродовый период. Грудное вскармливание
1 блок
2 блок
3 блок
Занятие 7. Новорождённый
1 блок
2 блок
3 блок
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе «Школы материнства»
ПРОГРАММА «ШКОЛА МАТЕРИНСТВА»
Цель:
Задачи:
Желаемый конечный результат:
Ответственные за работу школ материнства: заведующие отделений и старшие акушерки и медсестры.