писанные иконы на дереве
«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси
«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси
Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.
«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год
Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.
На чем писали иконы
Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).
Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.
В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.
Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.
Соборное творчество
Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).
При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.
Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.
После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).
Образ Спас Золотая Риза был написан
в XI веке специально для Руси.
Свое название икона получила из-за утраченного ныне
сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.
Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.
Какими красками писали иконы
Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.
Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты.
После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки
разводят в эмульсии на основе яичного желтка.
Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.
Почему поновляли иконы?
Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.
Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.
Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.
Каким должен был быть иконописец
Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.
Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.
Преподобный Алипий Печерский.
Стенная роспись В.М. Васнецова
в Свято-Владимирском соборе Киева
(1885–1895 гг.).
С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.
Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора. »
Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.
А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.
Живописные иконы, написанные маслом
В нашем магазине можно купить живописную икону, написанную маслом на липовой доске. Представляем большой каталог образцов работ наших иконописцев. Не смотря на то, что живописный стиль в иконописи появился сравнительно не давно – в 17-м веке, в настоящее время, такие иконы можно увидеть во многих храмах России. Они отличаются сочностью красок, глубиной перспективы, мягкостью переходов оттенков, реалистичностью образов, особой выразительностью эмоций и чувств. У нас можно купить готовую живописную икону, либо заказать написание иконы маслом по образцу. Делаем точные списки любых икон.
Живописная икона – что означает?
Часто люди говорят «живописная икона». Из опыта, можно сказать, что люди могут вкладывать в это понятие разный смысл:
Живописная икона – это рукописная или писаная иконописцем икона в особом «живописном» стиле.
Следует отметить, что в настоящее время часто можно увидеть в продаже печатные иконы, которые почему то названы «живописными». Это сильно вводит в заблуждение относительно, того, как же такие иконы сделаны – написаны вручную или напечатаны. Более правильно такие иконы можно назвать «печатные, с изображением в живописном стиле».
«Икона в живописном стиле»
Живописный стиль в иконописи – изображения, которые можно охарактеризовать следующим: реализм, эмоциональность, яркость, «живость» образов, точность пропорций, глубина перспективы.
Живописный стиль возник в России в 18-м веке. Это был период «впитывания» реалистических тенденций в искусстве, приходящих с запада. Петр Великий, большой сторонник реформ в западной манере организовал «Императорскую Академию Художеств». Это и послужило проникновением реализма во многие направления художественного искусства России, и отложило свой след в развитии русской иконописи.
С тех пор, также, «живописный» стиль носит в России и другое название – «академический», а «иконы в живописном стиле» называют еще «иконы в академическом стиле».
Предпосылки западных влияний в иконописи, можно было увидеть и на русских иконах, сделанных еще в 17-м веке. Тогда, под влиянием итальянского ренессанса, в иконописи сильно распространилось «фряжское» письмо (фрязь). При сохранении византийских канонов, фряжеский стиль сдвигал изображения в сторону большей правдивости, достоверности образов. По ощущениям смотрящего на такую икону, можно сказать так «вроде и византийский (канонический) стиль, а вроде и живописный».
Несмотря на то, что фряжеское письмо было своего рода родоначальником появившегося позднее живописного стиля, как самостоятельный стиль, в России, оно все же осталось, перейдя в отдельные иконописные школы и стало их основной особенностью: палехская, мастерская и другие.
Почему для написания используется масляные краски?
Кстати, можно написать икону в живописном стиле используя и темперу. Но здесь «реализм» все же теряется. Такая икона будет похожа по стилю на фряжеское письмо.
Каноны
В истории было множество попыток признать такие иконы не каноническими, т.е. призывалось не считать изображения святых, написанных в таком стиле, иконами. Однако время берет свое.
В настоящее время такие иконы полностью признаются Русской Православной Церковью. Во многих храмах и церквях, тем более уж очень известных и знаменитых, можно увидеть иконы в живописном стиле написанные маслом.
Некоторые иконы, особенно Божией Матери, можно увидеть только в живописном стиле, и в тоже время они являются чудотворными, например:
В иконе содержится глубокий смысл, и этот смысл – первооснова. И тут не важно, в каком стиле написано изображение – в аскетическом, рублевском или академическом. Если оно позволяет отобразить образ без ереси, соблюдая чистоту и глубину смысла – то главная задача иконы уже свершена – образ воспринят не только глазами телесными, но и глазами души.
На Афоне, в течение веков, формировалось свое письмо – «афонский» стиль иконописи, особенностью которого стало использование масляных красок и живописный (реалистичный) стиль изображения образов на иконах.
Живописный или канонический (иконописный, византийский) стиль – что выбрать?
Часто нас спрашивают «Какая икона лучше – в живописном или каноническом стиле?», «Какую лучше выбрать и что ценнее?».
Здесь нет однозначного ответа на этот вопрос.
В живописных иконах отображается реалистичность и эмоции и это сродни глубине, которую мы ищем на изображении, взирая на него. Эта глубина – как ощущение какой-то сути, прошедшей сквозь века, глаголившей нам истину из далекого прошлого.
В живописных иконах ощущается однозначность, в канонических – неоднозначность и безграничность – каждый раз глядя на икону, мы видим ее по новому, как будто наше видение постоянно дорисовывает этот образ, исходя из той благодати, которая нисходит на нас Свыше.
В общем, лучше выбирать то, что более трогает вашу душу, что чаще притягивает ваши телесные глаза, ведь, икона – это источник вдохновения души!
Как узнать старая икона или нет. 5 главных факторов
На скупки антиквариата часто приносят иконы, якобы 16–17 веков, которые на поверку оказываются совсем “юными”. А ведь возраст иконы — это один из важных факторов при ее оценке. При других равных исходных данных, чем старше икона, тем она считается дороже.
Рассказывают эксперты по антиквариату.
Фактор №1
Обратите внимание на то, нарисована икона или напечатана. На рубеже 19–20 веков начали печатать иконы на бумаге и металле, конечно же, не из любви к искусству, а для того, чтобы удешевить процесс. А чем дешевле процесс изготовления, тем дешевле и конечный продукт – икона. Иконописцу требовались недели, чтобы написать шедевр, а фабричный станок справлялся с этой задачей всего за несколько минут. Если у вас такая печатная икона, то она увидела мир не ранее, чем в конце 19 века.
Если икона печатная, нет смысла нести ее на скупку антиквариата. Такие иконы, как тогда, так и сейчас, стоят недорого. Они имеют духовную ценность, но не историческую или культурную, так что коллекционеры их не покупают.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Фактор №3
Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит. К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.
Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.
Фактор №4
На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.
Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.
Фактор №5
Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.
Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.
Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.