писания святых отцов и учителей церкви относящиеся к истолкованию православного богослужения
Святооте́ческая экзеге́за
Святооте́ческая экзеге́за, или патристическая, толкование Библии св.отцами и учителями Церкви.
В православной традиции отцами и учителями принято называть священномучеников, святителей и подвижников, в своих трудах наиболее полно выразивших сущность церковного*Предания. В большинстве своем это писатели древнехристианского и раннесредневекового времени, хотя к числу св.отцов относят и некоторых писателей последующих эпох. Святоотеческое наследие является основополагающим в области православной догматики, аскетики, *богослужения, каноники и библеистики.
Хронологически история Святоотеческой экзегезы делится на два больших периода: античный (1–5 вв.) и византийско-русский (6–19 вв.). В свою очередь, в античном периоде различают две эпохи: доникейскую, или раннехристианскую (конец 1– начало 4 в.), и классическую, или «золотой век» церк. письменности (начало 4 – начало 5 в.). Существуют и другие периодизации истории святоотеческой литературы. Так, например, архиепископ *Филарет (Гумилевский) насчитывает 5 ее периодов:
а) время Мужей Апостольских и апологетов (70–312),
б) время христологических споров (312–620),
в) время иконоборчества (620–850),
г) поздневизантийский период (850–1453),
д) время после падения Византии.
Следует отметить, что в православной традиции отцами Церкви называются святые писатели, а учителями – те, кто не был канонизирован. В католической же традиции отцами называют христианских писателей до 8 в., а последующие именуются учителями Церкви. Обычно в богословской и исторической науке термином «патристика» обозначают творения св. отцов и учителей античного периода. Ниже будет дан обзор Святоотеческой экзегезы именно этого времени, а о других периодах см. статьи: *Греческая библеистика; *Русская библеистика.
Отцы Церкви не были первыми толкователями Писания. В какой-то мере они использовали труды иудейских комментаторов (в частности, *Филона и *Иосифа Флавия) и экзегетические приемы античных авторов, толковавших древнюю греко-римскую литературу (см. об этом в труде *Хэтча «Влияние греческих идей и обычаев на христианскую Церковь»). Но главными источником Святоотеческой экзегезы был духовный опыт св. отцов, мысль которых была просвещена молитвой и подвигом.
Кроме непосредственно экзегетического, герменевтического, догматического и назидательного значения, наследие Святоотеческой экзегезы играет немалую роль и в текстологии Священного Писания. Библейские цитаты из творений отцов и учителей Церкви важны для изучения истории священного текста и его передачи, поскольку эти творения могут быть точно датированы и помогают установить древние варианты чтения. В библейской текстологии принято пользоваться критическими изданиями св.отцов, поскольку в прочих изданиях их цитаты часто перефразированы. Примером собрания ранних святоотеческих цитат является «Синопсис» Четвероевангелия *Аланда (1964). Однако полного собрания всех патристических цитат из Библии еще не существует. Даже 16-томный рукописный «Index Patristicus» английского богослова Уильяма Бэргона (181488), хранящийся в Британском музее, не может считаться исчерпывающим, хотя и содержит 86 489 цитат.
1. Доникейский период. Отцы и учители Церкви, жившие в период, непосредственно примыкающий к веку апостолов, именуются *Мужами Апостольскими, или Апостольскими отцами (конец 1– 1-я половина 2 в.). От них не дошло последовательных толкований библейских книг, но в полемике с язычеством, гностицизмом и *иудаизмом они затрагивали многие экзегетические проблемы. Их творения содержат древнейшие сведения о происхождении священных книг и их канонизации (свт.*Климент Римский, сщмч.*Игнатий Антиохийский, *Гегезипп, *Папий, сщмч.*Поликарп Смирнский и другие).
Полемический характер носили и писания апологетов 2–3 вв. (св.*Иустин Мученик, *Татиан, свт.*Феофил Антиохийский, свт.*Ириней Лионский и другие), которые боролись с гностицизмом, учением *Маркиона и другими ересями. Важные сведения о *каноне содержатся в уцелевших фрагментах апологета *Мелитона Сардийского.
Отдельным библейским темам посвящены труды *Климента Александрийского и сщмч.*Мефодия. Одним из первых комментаторов Писания, толкования которого дошли до нас, был свт.*Ипполит Римский. Основу научной (историко-филологической, текстуальной и богословской) Святоотеческой экзегезы заложил преемник Климента Александрийского *Ориген. От него ведет начало *критика библейская, и его труды оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Ориген был представителем *александрийской школы экзегезы, отдававшей первенство *аллегорическим методам толкования Библии. Напротив, *антиохийская школа экзегезы, основанная сщмч.*Лукианом, предпочитала историческое, буквальное толкование.
2. Классический период. В этот период антиохийское направление имело наибольшее число сторонников. Среди них *Диодор Тарсийский, *Евсевий Эмесский, *Полихроний Апамейский, свт.*Иоанн Златоуст, свт.*Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский, прп.*Исидор Пелусиот и другие. К той же школе относится и *Феодор Мопсуестский, богословские теории которого были позднее осуждены Церковью. По своим исходным установкам к антиохийской школе близки сирийские школы Нисибина и Эдессы (прп.*Ефрем Сирин, *Раббула и другие. Первый труд по введению в Священное Писание принадлежит сирийскому монаху *Адриану Антиохийскому, автору самого термина *«исагогика».
Классиком латинской Святоотеческой экзегезы считается блж.*Иероним, усвоивший филологические и критические методы Оригена. Элементы аллегорической экзегезы были введены на Западе свт.*Иларием Пиктавийским, свт.*Амвросием Медиоланским и *Евхерием Лионским. Итог античной латинской Святоотеческой экзегезы был подведен блж.*Августином, который предпринял попытку точно сформулировать правила библейской герменевтики.
3. Основные принципы Святоотеческой экзегезы. С начала 2 в. перед отцами и учителями Церкви встали две задачи: а) сформулировать догматические и нравственные истины христианства на языке своего времени и б) рецептировать элементы тогдашней греко-римской культуры для толкования церковного вероучения и Библии. Выполнению этих задач немало способствовали энциклопедические знания, которыми обладало большинство св.отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3–4 вв., они своим образованием значительно превосходили современных им языческих философов и писателей.
Несмотря на различие школ, методов, интерпретаций текста и частных мнений св. отцов, можно выделить 10 основных принципов, свойственных Святоотеческой экзегезе.
а) Вера в *боговдохновенность Библии является общим и незыблемым убеждением всех св. отцов. Уже первый по времени из Мужей Апостольских, свт. Климент Римский, называет Писание «истинными глаголами Духа Святого» (1-е Послание к Коринфянам 45).
б) *Богочеловеческий характер Священного Писания. Это понятие утвердилось в святоотеческой библеистике не сразу. Ранние церковные писатели еще склонялись к *вербализму. Но уже в 3 в. свт.*Дионисий Великий, сравнивая Ин. и Откр., недвусмысленно указал на роль священных писателей как авторов, со свойственными им особенностями языка и способами выражения. С 4 в. св. отцы более не сомневались в том, что Библия есть одновременно и Слово Божье, и слово человеческое. В частности, блж. Иероним замечал, что «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией», т.е. признавал зависимость литературной формы библейских книг от индивидуальных особенностей их авторов.
в) Библия как часть Священного Предания Церкви. Для Святоотеческой экзегезы Евангелие является церковной книгой по преимуществу, которой предшествует живое апостольское слово, восходящее к Самому Господу Иисусу. Так, отвергая спекуляции гностицизма, свт. Ириней Лионский ссылался на «предание, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемство пресвитеров» (Против ересей, III,2,2). От Иисуса Христа и апостолов Церковь принимает и авторитет Ветхого Завета. Для того чтобы отделить подлинное Предание от «преданий человеческих», необходимо, по учению св. отцов, ориентироваться на Библию. Свт. Кирилл Иерусалимский в связи с этим писал: «Не верь даже мне, когда говорю тебе просто, если не будешь иметь доказательств моих слов из Писания» (Огласительное поучение, IV, 17), а свт. Иоанн Златоуст в 4-й Беседе о Лазаре восклицает: «Хотя бы мертвый воскрес, хотя бы ангел сошел с неба – более всего должно верить Писанию».
г) *Единство Библии. На попытки иудаизма, гностицизма и Маркиона отсечь Новый Завет от Ветхого, Святоотеческая экзегеза отвечает исповеданием веры в единство Духа Божьего, вдохновившего авторов обоих Заветов. Различие Заветов, согласно св. отцам, обусловлено поступательным характером *истории спасения, в ходе которой христианская Церковь становится новым Народом Божьим. Ветхий Завет был преддверием, *прообразом, подготовительной ступенью к Откровению Богочеловечества. По словам блж. Августина, оба Завета связаны генетически и типологически. «Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий – раскрывается в Новом» (Беседа на 1Кор.6 ).
д) Христоцентризм Святоотеческой экзегезы. Отцы Церкви всегда руководствовались словами Христа Спасителя: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Это свидетельство св. отцы находили во всей Библии, от первых ее страниц до последних. Оно выражалось не только в описании жизни и учения Христа, но и в ветхозаветных пророчествах, прообразах, в приготовлении людей к приходу Избавителя.
е) Нераздельность познания Библии и духовной жизни. Все св. отцы учат, что чтение и изъяснение Слова Божьего требует молитвенного подвига и очищения сердца. Значительная часть патристических толкований есть запись бесед и проповедей, имевших целью пробудить и укрепить в людях веру и желание жить по вере (нередко эти беседы предназначались для готовящихся к крещению). Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными аспектами Писания: она была продолжением апостольского благовестия, хотя и не пренебрегала научной стороной экзегетики.
ж) *Полисемантизм Библии. Почти все св. отцы, к какой бы школе они ни принадлежали, настаивали на том, что библейский текст многопланов, что он имеет несколько смысловых измерений. Если одни толкователи делали ударение на иносказательном смысле, а другие – на прямом, это не значило, что они исключали другие семантические пласты Писания. В Беседе на 46 псалом свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: «Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле, чувственном и духовном».
з) *Жанры литературные и особенности *поэтики библейских книг отмечались преимущественно св. отцами классического периода, но еще Ориген определил литературную форму Песн. как «эпиталаму», т.е. брачный гимн. Блж. Иероним пытался связать библейскую поэзию с законами античной поэзии («Предисловие к Книге Иова»). Свт. Григорий Назианзин, будучи сам поэтом, отмечал в Библии наличие многообразных литературных приемов. Так, он подчеркивал, что «Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например: “говорит море” то-то и то-то (Исайя.23:4), и “бездна говорит: не во мне она” ( Иов.28:14 ); также “небеса” представлены “проповедующими славу Божию”» (Слово 30. О богословии).
и) Плюрализм святоотеческой исагогики. Отцы Церкви не догматизировали вопросы о датировке и *авторстве священных книг. На этот счет они высказывали самые разнообразные предположения. Например, если Ориген относил Книгу Иова к домоисеевой эпохе, то блж. Иероним приписывал ее самому Моисею. В *Синопсисе свт. Афанасия Великого сказано: «Начиная с книги Навина даже до книги Ездры, не вся теми написана суть, их же надписанию имут». Свт. Дионисий Великий сомневался в происхождении Ин. и Откр. от одного свящ. писателя. *Тертуллиан приписывал Евр. апостолу Варнаве, а Ориген считал его *атрибуцию вопросом открытым.
к) Применение научных данных и методов в библеистике также ведет свое начало со святоотеческого периода. Многие св. отцы и христианские писатели их времени обращались к историческим внебиблейским источникам, в т.ч. к трудам Филона Александрийского, Иосифа Флавия, греко-римских писателей (Евсевия Кесарийского, блж. Августина и других). Ориген и блж. Иероним использовали в библейской текстологии и филологии результаты античной науки. При освещении космогонических проблем, связанных с *Шестодневом, свт. Василий Великий и другие комментаторы обращались к исследованиям древних естествоиспытателей и философов.
Святоотеческая экзегеза стала источником для византийской и русской православной библеистики, а на Западе – для *схоластической средневековой экзегезы. Начиная с раннего Средневековья толкователи создавали обширные компиляции из патристических комментариев (см. статью *Катены). Многие элементы святоотеческой экзегезы вошли в христианское богослужение. Основные герменевтические принципы, выработанные в патристике, и поныне остаются фундаментом православного богословия, в т.ч. и *православной библеистики.
■ Начиная с 1843 МДА стала издавать «Творения Святых Отцев в русском переводе»; КДА с 1891 издавала «Библиотеку творений Св. Отцев и Учителей Церкви Западных». Подвижнические писания, собранные в «Добротолюбии», в пер. свт.*Феофана (Говорова), вышло несколько изданий в 5 томах с указателем (М.,1895–1913 3 ) и одно зарубежное. Кроме этих собраний, на рус. языке существует несколько антологий: прот. Благоразумов Н.В., Святоотеческая хрестоматия, М.,1895; *Ловягин Е.И., Избранные места из греческих писаний св. Отцев Церкви до IX в., СПб.,1884–1885, ч.1–2; Памятники византийской литературы IV-IX веков, под ред. Л. А. Фрейберг, М.,1968; Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков, под ред. М.Е.Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспарова, М.,1970; Писания Св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, СПб., т.1–3, 1855-1857; Писания Мужей Апостольских, пер. прот. П.Преображенского, СПб.,1895; Раннехристианские Отцы Церкви, Брюссель, 1978; Сочинения древних христианских апологетов, пер.П.Преображенского, СПб.,1895 2 ; Классическими западными изданиями отцов Церкви на языках оригиналов являются Греческая и Латинская Патрологии *Миня; «Сирийская патрология» под ред. Р.Граффена (Р.,1894–1926, t.1–3); «Греческие христианские писатели первых веков» («Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»), издание, начатое Берлинской Академией в 1897 (издание еще продолжается); «Христианские источники» («Sources chrétiennes»), выходящие в Париже с 1942 под редакцией А.Любака и *Даниелу (это критическое издание с франц. пер. еще продолжается). Перечень изданий, выходивших под редакцией *Гарнака и других исследователей, а также переводы на новые европейские языки см. в «Патрологии» Дж. Квастена (Quasten J., Patrology, vol.1–3, 1962–1966).
● *Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; его же, Византийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; его же, Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью, в кн.: Из истории культуры Средних веков и Возрождения, М.,1976; он же и Соколов В., Патристика, ФЭ, т.4; Библейская космогония по учению Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1898; Бычков В.В., Византийская эстетика, М.,1977; его же, Эстетика поздней античности II-III вв., М.,1981; Вильскер Л.Х., Сирийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; Гусев Д., Чтения по патрологии, Каз.,1895, вып.1; Добросмыслов Д., Мнения Отцев и Учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея, Каз.,1893; Дьяконов А.И., Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI веков, ХЧ, 1913, №4–5; Карсавин Л.П., Святые Отцы и Учители Церкви, Париж 1926 ; архим. Киприан (Керн), Золотой век святоотеческой письменности, Париж, 1966; свящ. Колоссовский П., Патристика, ЖМП, 1977, №5; *Корсунский И.Н., Новозаветное толкование Ветхого Завета, М., 1885; Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви, БТ, 1972, сб.8; Майоров Г.Г., Формирование средневековой философии. Латинская патристика, М.,1979; прот. Мейендорф И.Ф., Введение в святоотеческое богословие, Нью-Йорк, 1985 2 ; Н.И., Толкование ветхозаветных книг в период Мужей Апостольских, ЧОЛДП, 1893, кн.9; *Олесницкий А.А., Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1894; Писарев Л.И., Очерк из истории христианского вероучения патристического периода, Каз.,1915, т.1; прот. Поликарпов Д.В., Толкования Св. Отцев и Учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии, СПб.,1914, вып.1; Попов И.В., Конспект лекций по патрологии, Серг.Пос.,1916 3 ; *Протопопов В.И., Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св.Отцов и Учителей Церкви, Каз.,1896; Сагарда Н.И., Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV-V вв.), СПб.,1910; Скворцов К.И., Философия Отцов и Учителей Церкви, К.,1868; прот. Соколов П.И., История ветхозаветных писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно, М.,1886; *Фаррар Ф., Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церкви, пер. с англ., т.1–2, СПб.,1902–1903; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, т.1–3, СПб.,1859; прот. Флоровский Г., Восточные Отцы IV века, Париж, 1931; его же, Византийские Отцы V-VIII веков, Париж, 1933; Altaner B., Patrologie, Freiburg, 1958; Chadwick H., The Early Church, Grand Rapids (Mich.), 1968; Collins T.A., Patristic Exegesis, NCE, v.2, p.499–501; Frend W., The Early Church, Phil.,1966; Kelly J.N.D., Early Christian Doctrines, L.,1958; Margerie B., Introduction à l’histoire de l’exégèse, t.1, Les Pères grecs et orientaux, P.,1980; Wiles M., The Christian Fathers, L.,1966; прочую иностранную библиографию см. в указанных обобщающих трудах; см. также статьи: *Александрийская школа; *Антиохийская школа; *Эдесская школа и статьи об отцах и учителях Церкви, указанных в данной статье.
Отцы и учители Церкви
Отцы́ Це́ркви – почетное именование знаменитых деятелей Православной Церкви, которые совместили чистоту учения со святостью жизни, были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов, в творениях которых Церковь видит изъяснение своей веры (например, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.).
Отцы Церкви суть «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение» (свт. Филарет Черниговский).
Православное богословие не выделяет особую эпоху Отцов Церкви, не относит их деятельность лишь ко временам древности. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание».
Имя Учителя Церкви имеет два значения. Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»). Во-вторых, оно прилагается к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых (например, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Лактанций, Феодорит Кирский).
Литургическое богословие
Богословие литургическое является сравнительно новой наукой. Сперва оно возникло на Западе в связи с литургическим движением, которое было вызвано глубоким интересом к литургической традиции Православной Церкви. 1 Труды православных авторов по литургическому богословию стали появляться в первой половине XX в. Зачинателями в этой области были русские богословы в эмиграции, 2 которые начали работать над систематизацией «богословских идей, заключающихся в нашем богослужении ». 3
Столь позднее появление литургического богословия, как науки, вовсе не означает, что истолкованием богослужения и раскрытием его смысла и значения никто до этого времени не занимался. Не говоря о плеяде литургистов, которые специально занимались изучением православного богослужения, о пастырях Церкви, которые в беседах изъясняли богослужебные тексты в назидательных целях, и даже о святоотеческих творениях, донесших до наших дней литургические традиции Древней Церкви, мы должны признать, что сама литургическая жизнь Церкви с апостольской эпохи хранит в себе основы того, исследованием чего занимаются литургисты.
Церковь Христова как «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3,15 ), как «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1,23 ) с самого начала своего бытия содержит в себе все необходимое для осуществления своей благодатной миссии в мире сем. Но богатое сокровище, вверенное Церкви ее Божественным Основателем, не оставалось в ней бездейственным. Посредством благовестия свв.Апостолов ( Мф. 28, 19–20 ) и проповеди их преемников Церковь возвещала, во что и как она верует, «каков смысл и содержание вверенных ей истин Откровения». 4 Это в одинаковой степени относится и к миссионерской деятельности Церкви ( Мф. 28,19 ) и к устроению ее внутренней жизни ( Мф. 28,20 ). Иными словами, важнейшей задачей Церкви является призыв к воспринявшим возвещенные истины веры соделать последние правилом жизни своей. О том же говорит и св.ап.Павел, указывая, что Господь установил различные служения «для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4,12–13 ).
Созидание Тела, Глава Которого есть Христос, совершается не одним только благовестием, принятие которого полагает начало новой жизни уверовавших, жизни во Христе и со Христом. Чтобы быть живыми членами Тела Христова – Церкви, надлежит быть в тесном общении со Христом ( Ин. 15,1–5 ) и от Его полноты почерпать «благодать на благодать ( Ин. 1,16 ).
Созидание, о котором говорит св.Апостол, является непрерывным процессом, представляющим взаимодействие людей и все возращающей силы Божией ( 1Кор. 3,5–9 ). И только при условии тесного и согласного соработничества Богу можно становиться жилищем Духа Божия, святым храмом Божиим ( 1Кор. 3,16 ).
Средоточием этого благодатного процесса является богослужение, особенно Святая Евхаристия, которую именуют вечной актуализацией Церкви как Тела Христова, 5 а непосредственное активное участие в ней – проявлением подлинной евхаристической жизни. 6
Естественно, что апостольский взгляд на Евхаристию и связанное с нею учение воспринимались христианами должным образом и служили импульсом для развития евхаристического богословия, на что указывает утверждение св.Иринея Лионского о том, что христианское учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает учение. 8 Правда, существовавшее в Древней Церкви требование сохранять учение втайне не позволяло делать его доступным даже для оглашенных. Поэтому в писаниях древних учителей Церкви (II-III вв.), таких, как свв. Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский и др., уделяется не так много места разъяснению богослужения.
Определенный вклад в развитие литургической мысли был сделан св.Кириллом Иерусалимским (†386), который в своих тайноводственных поучениях раскрывает внутренний смысл и символическое значение священнодействий чина оглашения и таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 9 Особым символизмом отличается книга «О небесной иерархии», которая надписывается именем св.Дионисия Ареопагита. В ней разъясняются «тайнодействия» и «созерцательная сторона» Крещения, Литургии, освящения Мира, Хиротонии, монашеского посвящения» и богослужения, совершаемого «над благочестиво-усопшими». 10 Символическое объяснение богослужений содержится также в литургических творениях св.Софрония, патр.Иерусалимского (VII в.), 11 преп.Максима Исповедника (†662), 12 св.Германа, парт.Константинопольского (†740), 13 Николая Кавасилы, архиеп. Фессалоникийского (†1371), 14 блаж.Симеона, архиеп. Фессалоникийского (†1429). 15
Эти творения были известны русскому читателю в славянских переводах и поставляли обильный материал для составления книг о богослужении с назидательной целью. Наши ученые приложили много старания, чтобы перевести их на русский язык по лучшим оригинальным текстам и использовать их для своих литургических трудов. Правда, авторы первых серьезных работ по Литургике были написаны по славянским переводам и на славянском языке. К их числу относится труд митр.Гавриила (Петрова) « О служении и чинопоследованиях Православной грекороссийской Церкви», появившийся в 1792 г. В предисловии автор говорит, что он будет руководствоваться историческими свидетельствами о церковных «чиноположениях», а интересующихся «аллегорическими размышлениями» он отсылает к творениям балаж.Симеона, св.патр.Герамана и к другим «подобного содержания сочинениям». 16 Архиеп.Вениамин (Румовский), наоборот, на основании именно этих творений весьма подробно изъясняет богослужение, что видно из его «Новой скрижали». 17 Этот труд оказался весьма популярным. Пользуясь большим спросом в течение столетия, он выдержал 9 изданий на славянском языке и столько же изданий в русском переводе.
В 1804 г. был издан замечательный для своего времени научный труд под названием «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии», автором которого является выпускник Московской Духовной Академии, преподаватель греческого и латинского языков в Московском университете И.Дмитревский. 18 «Изъяснение», состоящее из трех частей, предваряется обширным «Предуведомленнием» и «Введением в Божественную Литургию». Само наименование труда указывает на три аспекта в изложении литургического материала, которых придерживается автор в своем исследовании.
В XIX в. для нужд духовной школы создаются основательно разработанные курсы по литургике. Среди них можно отметить работу прот.Д.Смолодовича – «Литургика или наука о богослужении» (К., 1861), 19 в которой говорится об истории богослужения, о священнослужителях, о книгах, суточных службах, службах минейных и триодных, о всех таинствах и некоторых чинах (венчания на царство, освящения храмов, пострижения в монашество и др.). Судя по объему курса, можно думать, что программа по Литургике была обширной, и поэтому автору приходилось говорить обо всем, но сжато.
Значительно большей полнотой отличается учебник, составленный архим.Гавриилом (Голосовым) – «Руководство по Литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь. 1886, 581с.), но и здесь ощущается недостаток исторических экскурсов и богословского синтеза. Главную задачу Литургики автор видит в изъяснении состава и содержания всех видов богослужения. Он также считает, что не следует оставлять без объяснения церковных служб «в смысле созерцательном, прообразовательном, духовном и таинственном», а также догматическом и нравственном. Кроме того, по его мнению, исследования о богослужении должны основываться на исторических данных. 20 Однако рамки семинарской программы не позволили ему последовательно выполнить эти требования.
Во второй половине XIX в. русские литургисты все чаще настаивают на необходимости исторического изучения богослужения. Об этом, в частности, говорил архиеп. Филарет (Гумилевский), подчеркивая важность исторических данных для литургических иследований. 21 Проф.А.Катанский также пользовался историческим методом в своем «Очерке по истории Литургии», где он прослеживает развитие этого богослужения с I по XIV вв., основываясь на исторических свидетельствах. 22
Но «принципиальным реформатором литургики» и «фактическим основоположником ее научного бытия» считают ученика Катанского, проф.И.Д.Мансветова, 23 который, по словам проф.Глубоковского, – «прочно аргументировал, что в литургических разысканиях надо выходить к первоначальному зерну, из которого постепенно развивалась вся дальнейшая богослужебная система то органическим возрастанием по внутренним импульсам, то механическим напластованием по случайным внешним причинам». 24 Его перу принадлежит капитальный научный труд «Церковный устав (Типик.). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церквах», (М.1885, 448), в котором сочетается «детальный анализ с широким синтезом». 25 Проф.А.А.Дмитриевский в своей рецензии на эту работу отметил, что будущий исследователь устава обязан считаться с нею как с первой в истории последнего и «не лишенною весьма серьезных достоинств». 26
Работа Мансветова по изучению литургических источников и их систематической обработке нашла достойного продолжателя в лице другого специалиста в области литургики проф.Н.Ф.Красносельцева. оставившего после себя ценный научный вклад. 27
Особенно прославился своими трудами по исторической литуркике ученик Красносельцева А.А.Дмитриевский, который под руководством первого написал кандидатскую работу «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.», а затем (в 1882г.) и магистерскую диссертацию на ту же тему. 28 Предприняв научные путешествия на Афон (1886 г.) и в другие места (1887–88гг.), Дмитриевский собрал богатейший рукописный материал, который лег в основу его громадного научного труда по описанию и изучению литургических манускриптов. 29 Подготавливая свой труд к изданию, А.Дмитриевский с неутомимой энергией продолжает научные поездки в каникулярное время для работы над рукописями в книгохранилищах Афона, Патмоса, Константинополя, Афин, Рима и др. Одновременно он знакомится со службами в храмах на св. местах, о чем пишет очерки, имеющие не только познавательную, но и научную ценность. 30
Неутомимый труженик на ниве исторической литургики, проф.Дмитриевский своим энтузиазмом вдохновлял многих своих последователей. У него было немало учеников, которые под его руководством писали кандидатские работы. 31 Среди них проф.прот.М.Лисицын, прот.М.Прилуцкий, который был и его преемником на кафедре литургики в Киевской Духовной Академии (1908–1912гг.) и др. 32
Большой вклад в литургическую науку внесли также проф.И.А.Карабинов и прот. К.Кекелидзе. 33
Особое место в истории литургики занимает проф.Киевской Духовной Академии И.Н.Скабалланович. В своей докторской диссертации «Толковой Типикон» он детально рассмотрел все части богослужения от их возникновения до нашего времени, дав им «исчерпывающее историко-критическое освещение. 34 «Толковый Типикон» был издан в трех выпусках, которые последоваетельно выходили в 1910, 1913 и в 1915гг. Затем стала издаваться серия его очерков под общим названием «Христианские праздники». 35 В каждой книге этого издания дается история праздника, объяснение стихир, канонов и др. частей службы. Все это сопровождается обильными примечаниями со ссылками на источники. Было выпущено всего шесть книг, в которых рассмотрены три Господских и три Богородичных праздника. Серия эта осталась незавершенной. И только через восемь десятилетий появилась работа о празднике Сретения Господня, которая в какой-то степени продолжает замысел Скабаллановича. 36
После некоторого перерыва, связанного с уходом из Киевской Академии, Дмитриевский вернулся к преподаванию литургики в качестве профессора Петроградского Богословского института. Среди студентов, интересовавшихся этой наукой, был и Н.Успенский, который под руководствами Дмитриевского написал кандидатскую работу о происхождении всенощного бдения. 37 Возглавив кафедру литургики в Ленинградской Духовной Академии, Н.Д.Успенский явился продолжателем дела Дмитриевского. Его магистерская диссертация о чине всенощного бдения свидетельствует о том, что он стоит на таких же научных позициях, какие отстаивал его учитель. 38 Его исследовательские интересы воплотились в ряд публикаций в «Богословских трудах». Наиболее значительные из них касаются вечерни, всенощного бдения, Литургии. 39
Подобно своему учителю, проф.Успенский руководил работами своих учеников, которые должны были использовать рукописные источники. 40
Одновременно, по согласованию с ним, в семидесятые годы лекции по литургике читал иером.Михаил Аранц, который защитил магистерскую диссертацию на тему «Богослужение часов по древним спискам Византийского Евхология» (Л., 1975, 325 с.машиноп.). На древних византийских рукописях основывались и его лекции по истории Типикона, историческому развитию Литургии, чинопоследованиям Таинств, суточному кругу богослужений. 41
Из этого краткого исторического экскурса видно, что русские литургисты, трудившиеся во второй половине XIX – начале XX вв., заложили прочный фундамент в развитие православной литургической науки. Собранные ими в изобилии богослужебные источники предоставили возможность научных исследований не только им самим, но и всем желающим углубиться в изучение богослужебных чинопоследований. По словам прот.А.Шмемана, своими трудами они расчистили дорогу «к подлинному литургическому богословию,… к возрастанию литургики в подлинно богословскую дисциплину». 42
Литургическое богословие должно заниматься раскрытием богословского смысла богослужения. Правда, литургика в общем всегда стремилась объяснить богослужение, но нередко это ограничивалось символизмом 43 или «ритуалистическим подходом.» 44 «Поэтому задача литургического богословия, – по утверждению прот.А.Шмемана, – состоит в том, чтобы дать объяснению богослужения и всего литургического предания Церкви богословский статут. Это значит, – поясняет он. – во-первых, найти и определить понятия и категории, которые способны выразить по возможности полно сущность литургического опыта Церкви; во-вторых, связать их с той системой понятий, которой богословие истолковывает веру и учение Церкви; и, наконец, в-третьих, отдельные данные литургического опыта представить как связное целое, как в конечном итоге «закон молитвы», соприродный Церкви и определяющий «Закон веры». 45
«Крины молитвенные» первого из них дают толкование седмичного круга служб. Кроме того здесь имеются три статьи по отдельным вопросам, которые освещаются на основе литургического материала. Он написал также ряд очерков о Литургии. 48 Патролог и литургист, архим.Киприан органично сочетает изучение святоотеческого наследия, выраженного в богословских творениях и в богослужебных текстах. Его лекции в Православном богословском институте в Париже полны ссылок на творения свв. Отцов и на церковные службы. Это, в частности, характерно для его лекций, которые он подготовил к печати еще в 1945 г. (были опубликованы лишь в 1964г, через 4 года после его смерти) под названием «Литургика. Гимнография и эортология». Здесь, указывая на цель литургических исследований, автор говорит, что в круг предметов, подлежащих систематизации богословских идей, входит все заключающееся в «церковных песнопениях, иконографических композициях, последовании праздников, таинств и вообще во всем церковно-служебном обиходе». 49 Особое внимание в своих лекциях он уделял Литургии. Курс лекций по этой теме лег в основу его большого труда, подготовленного к печати в 1946г. и изданного в 1947г. под названием «Евхаристия». Сам автор отмечает, что его труд «представляет собою историческое, богословское и практическое истолкование Божественной Литургии», каковое в свое время предпринял И.Дмитревский. 50 Так же, как и данный литургист, архим.Киприан пользовался толкованиями преп.Максима, патр.Германа, Николая Кавасилы и Симеона Солунского. Но при решении спорных научных вопросов он старался «искать ответа у всех литургических и исторических авторитетов, без различия их конфессиональной принадлежности,» 51 что подтверждается большим списком использованных им работ. 52 Труд состоит из двух отделов: в первом дается история Литургии и описание ее типов, а во втором – ее объяснение с практическими указаниями и богословским истолкованием Цель последних – раскрыть учение о Евхаристии, как таинстве, как жертве и как великом символическом действии. 53
Любовь к богослужению и глубокая евхаристичность, присущая архим.Киприану, 54 очевидно, вдохновила одного из его учеников заняться изучением литургических проблем. В результате появился посвященный его памяти труд прот.А.Шмемана «Введение в литургическое богословие», 55 в котором последний говорит сначала о задаче и методе этой науки, а затем останавливает свое внимание на проблемах Устава, его происхождения и развития вплоть до времени «византийского синтеза». Пользуясь работами русских литургистов, а такие многочисленными трудами западных авторов, изданных в 40-ые и 50-ые годы XX в., автор высказывает свое собственное (порой весьма смелое) мнение по этим проблемам. Правда, в своих окончательных выводах он осторожен и допускает иной взгляд на путь литургического развития и обнаруживает открытость к дискуссии. 56
С таким же искренним желанием раскрыть подлинный смысл церковных служб написана и его небольшая работа «Великий пост,» 63 в который на основании текста великопостных богослужений раскрывается глубокий смысл Поста и его значение в духовной жизни христиан.
Последние восемь лет своей жизни прот.А.Шмеман (†1983) работал над большим трудом о Литургии, 64 который, по его словам, представляет не ученое исследование, а ряд размышлений о Евхаристии на основании личного опыта. В двенадцати главах автор последовательно изъясняет Литургию как таинство евхаристического собрания, конечная цель которого «во вхождении Церкви на небо, исполнение ее за трапезой Христовой, в Его Царстве», согласно завещанию Самого Господа ( Лк. 22,29–30 ). 65 Остановливаясь на раскрытии представления о Евхаристии как «Таинства собрания», о.Александр, вслед за прот.Н.Афанасьевым, 66 настаивает на сослужении предстоятелю всех, а не только духовенства. Именно в этом, по его убеждению, выявляется соборный характер Евхаристии. 67 В главе о Евхаристии как о «Таинстве царства» проводится различие между изобразительным символизмом (западного происхождения), практически отвергающим связь с реальностью, и православным символизмом, который, наоборот, такую связь устанавливает, ибо в нем «сама реальность познается как прежде всего исполнение символа, а символ как исполнение реальности». 68 Под знаком соборности и реального символизма здесь рассматриваются все основные священнодействия Литургии. В конце своего труда, прот.А.Шмеман выражает убеждение в том, что подлинное возрождение Церкви начнется с возрождения евхаристического». 69
На этом беглый и далеко неполный обзор литургических трудов можно завершить. Но все же нужно отметить, что есть еще немало таких работ, которые раскрывали смысл и значение православного богослужения. К числу их, например, относится труд А.Н.Муравьева, изъясняющий всенощное бдение и Литургию, службы Великого Поста и Пасхи, Таинства, Праздники и некоторые чинопоследования, выдержавший 12 изданий. 70 Нельзя обойти молчанием двухтомное сочинение прот.Г.Дебольского, в котором рассматриваются праздники двунадесятые, в честь 67-ми икон Божией Матери, в дни памяти святых, службы недель Постной и Цветной Триоди и др. С 1837 по 1901гг. оно выдержало 10 изданий. 71 Надлежит упомянуть и объемистый сборник бесед свящ.Г.Дьяченко о богослужении. Хотя этот труд имеет компилятивный характер, но в нем скрупулезно собрано множество различных литургических сведений. 72
Еще недостаточно изучены литургические размышления св.прав.Иоанна Кронштадского, хотя уже имеются опыты систематизации его воззрений. 73
Есть и такие работы, которые хранятся в рукописях или в машинописи. Можно, например, назвать кандидатское сочинение Извекова И. «Октоих как нравоучительной памятник» (СПДА, 1906, 154 л. рукоп.) и размышления митр.Вениамина (Федченкова) на семь двунадесятых празников, на Пасху, на Обрезание Господне (б/м, б/г машинопись).
В числе изданных в XX в. работ должны быть упомянуты «Чтения по литургическому богословию» еп.Вениамина (Милова) 74 и «Церквоь Духа Святаго» прот.Н.Афанасьева. 75
В наших журналах содержится немало литургических статей, ознакомление с которыми тоже необходимо для объективного обзора истории и оценки развития литургической науки. 76
В поле зрения литургиста лолжны находится и труды представителей других Православных Церквей и инославных авторов. 77
Весь этот обширный материал необходимо изучть, тщательно исследовать, чтобы, с одной стороны, ясно представлять достижения православного литургического богословия, а, с другой, – иметь, возможность беспристрастно судить об изысканиях западных литургистов.
Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. Париж, 1961, с. 22–23.