Pisa для учителей что это такое

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Pisa для учителей что это такое. cover3d1 w600. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-cover3d1 w600. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка cover3d1 w600.

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Pisa для учителей что это такое. da95e00bebc414a85ab362a29512763d. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-da95e00bebc414a85ab362a29512763d. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка da95e00bebc414a85ab362a29512763d.

Pisa для учителей что это такое. c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13.

Pisa для учителей что это такое. fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка fc5afcd34bae14957324435a6a8771df.

Pisa для учителей что это такое. 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa.

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Pisa для учителей что это такое. cover3d1 w600. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-cover3d1 w600. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка cover3d1 w600.

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

PISA – приговор для российских школ?

Каждые три года по результатам PISA Россия опускается всё ниже в общем списке стран по качеству образования. Почему так происходит и стоит ли переживать по этому поводу? Мы сравнили мнения экспертов.

PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34-е.

Во всём виновата бедность?

В начале октября в Институте образования НИУ ВШЭ выступил почётный профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер – психолог по образованию, автор более двухсот книг и статей, много лет занимающийся изучением американского образования.

В интервью ВШЭ он заявил, что не нужно полагаться на результаты PISA. По его мнению, эти показатели зависят не от качества образования, а от качества жизни в стране. В США, как и в России, тесты PISA решают не слишком успешно:

Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

Проведённый Берлинером анализ результатов PISA показал, что если большая часть американских школьников действительно решает задания очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Такой разброс, по его мнению, зависит от ярко выраженного расслоения общества на бедных и богатых.

Pisa для учителей что это такое. PISA 2009 Mathematics StatPlanet. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-PISA 2009 Mathematics StatPlanet. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка PISA 2009 Mathematics StatPlanet.

Если верить Берлинеру, PISA показывает, что в России все плохо с социальным положением, а не со школьным образованием. И что для того, чтобы улучшить наше положение в списках, нужно думать не об учебных программах, а о социальной политике государства. Но немного сомнительно, что бедность – единственная причина плохих результатов.

Разумеется, социальные проблемы вроде недостаточного дохода семьи, неблагополучных отношений в семье или издевательства в школе влияют на способность ученика получать знания. Но с этим можно и нужно бороться, причём не только на государственном уровне, но и на уровне школ. Например, Дуг Лемов в своей книге «Мастерство учителя» пишет, что демография (место рождения и положение семьи) – это не приговор, и что многое зависит от таланта преподавателя. Он доказывает, что гениальный учитель с доской и мелом добьётся того, чего не добьются и 100 учителей с планшетами и компьютерными играми.

PISA – это вам не ЕГЭ

В ходе исследования изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни. Галина Ковалёва, координатор PISA в России, рассказывает, что международные тесты отличаются от знакомых нам ЕГЭ, и потому дети не всегда их понимают.

Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ.

Pisa для учителей что это такое. PISA TEST. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-PISA TEST. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка PISA TEST.

Как отмечает Ковалёва, наша проблема с PISA ещё и в том, что учителя отлично учат предмету, но не обращают внимания на то, как этот предмет понимают отдельные ученики. Кроме того, наша система образования противоположна финской (Финляндия традиционно входит в тройку лидеров PISA) – есть школы для одарённых, но почти никто не занимается с отстающими учениками. Финны, наоборот, позволяют способным ученикам заниматься самостоятельно, а отстающим стараются помочь.

Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Но именно PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Всё это Галина Ковалёва рассказывала перед проведением PISA-2012. Вопреки ожиданиям, мы не скатились в шестой десяток стран, а наоборот, немного улучшили показатели. Но до китайцев или финнов нам ещё далеко.

Учебники меняются, но долго

Министерство образования всё же реагирует на результаты PISA. Как рассказал заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин в интервью Edutainme, в новом учебном стандарте прописано, что во главу угла должны ставиться навыки: коммуникация, совместная работа, умение выстраивать свою деятельность.

Pisa для учителей что это такое. Pisatest. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-Pisatest. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка Pisatest.

Но эти изменения, как бы полезны они не были, немного запоздали – задания PISA-2015 требуют от школьников других навыков. Задания предполагается решать на компьютере, причём не только вбивать туда ответы к тесту, но и, например, рассматривать интерактивную модель и отвечать на вопросы по ней. Пентин комментирует ситуацию следующим образом:

Больше всего поразили задания нового типа, которые относятся к новому направлению в PISA — коллективное решение проблем. Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать.

Исследования PISA-2015 пройдут уже этой весной, меньше, чем через полгода. Они будут фокусироваться, в основном, на естественнонаучном направлении. Успеют ли наши школьники подготовиться к экзаменам? Смогут ли понять, что от них требуется? И, главное, кого мы будем винить и почему, если показатели опять упадут?

Показывают ли результаты PISA качество школьного образования или качество жизни? Вероятно, что истина лежит где-то посередине. Каждый школьник ежедневно сталкивается и со школой, и с собственной семьёй, и оба этих института, что несомненно, влияют на него. Поэтому, если мы хотим улучшить результаты в международных тестах, нужно работать на всех фронтах, а не только со школьными учителями.

Источник

«Международное исследование качества образования (PISA) как фактор развития компетенций педагога»

Pisa для учителей что это такое. presentation bg. Pisa для учителей что это такое фото. Pisa для учителей что это такое-presentation bg. картинка Pisa для учителей что это такое. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Международное исследование качества образования (PISA) как фактор развития компетенций педагога» Выполнил Родин В. Н.

Цель программы: Подготовка педагогических работников образовательных организаций к проектированию педагогической деятельности по диагностике и оценке качества образования и преодолению трудностей в достижении новых результатов образования.

Методика развития креативного мышления которая включает следующие шаги: выдвижение разных идей; выдвижение креативных идей; уточнение и совершенствование идей; оценка сильных и слабых сторон идей; отбор креативных идей.

Что Вы знаете об исследовании PISA? Что обозначает аббревиатура PISA? Почему в России проводится исследование PISA? Какие учащиеся участвуют в исследовании PISA? Что исследует PISA? Что является результатом исследования PISA? (флипчарт)

Что Вы знаете об исследовании PISA? Чтообозначает аббревиатураPISA? PISA (Programme for International StudentAssessment)международная программа по оценке образовательных достижений учащихся– это сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся в возрасте 15-ти лет.Исследованиепроводитсяпо инициативе ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития, илиOECD – Organisation for EconomicCooperationand Development). Почему в России проводитсяисследованиеPISA? Для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам. Какие учащиеся участвуют висследованииPISA? В ходе исследования оцениваются знания и умения учащихся в возрасте 15 лет ЧтоисследуетPISA? Функциональная грамотность: читательская, математическая и естественнонаучнаяграмотности,4 К др. Что является результатомисследованияPISA? Объективный и обоснованный рейтинг стран по качеству образования.

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Из государственной программы РФ «Развитие образования» (2018 – 2025 г.) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …

Постарайтесь мысленно разложить на чаши весов достоинства и недостатки, свойственные отечественной системе образования На сколько процентов вы убеждены в необходимости изменений в отечественной системе образования? Достоинства Фундаментальность Консерватизм Репродуктивность Дидактоцентризм Технологичность Объективность Авторитаризм Недостатки

Механизмы повышения качества общего образования в России Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века»: функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.

Новый взгляд на образование Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

Какой системы критериев оценки вы придерживаетесь в своей профессиональной деятельности? Позволяет ли эта система критериев управлять процессом достижения планируемых результатов? Количество допущенных ошибок в ответе ученика Успешное решение задач разного уровня трудности

Механизмы повышения качества общего образования в России Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.

18 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) Проводит: Организация экономического сотрудничества и развития – OECD Циклы исследования PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018, 2021 годы Основная цель: Оценка функциональной грамотности 15- летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Исследовательский вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Фокус: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия стран в результатах образования, оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Механизмы повышения качества общего образования в России Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является примером научно-педагогического исследования, основная задача которого — анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений, и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов. По мнению многих специалистов, именно это исследование оказало в последние годы наибольшее влияние на учительство мира.

Механизмы эффективного проведения мониторинга Добровольность участия регионов и образовательных организаций («мягкий мониторинг»). Доступность материалов. Научно-методическое сопровождение. Компьютерный формат материалов и процедур мониторинга. 4 4

Механизмы повышения качества общего образования в России Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей.

Тенденции изменения требований к качеству и эффективности работы учителей Изменение целевых установок (от контроля к управлению качеством). Увеличение характеристик заданий (выход за рамки предмета). Увеличение доли контекстных заданий (недостающие данные). Увеличение доли структурированных заданий (кейсы). Перевод заданий на электронные носители (выполнение на ПК). Введение интерактивных заданий. 62

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) Основная цель: Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания.

Понятие «функциональная грамотность» Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась, как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Особенности понятия: направленность на решение бытовых проблем; основа – базовый уровень навыков чтения и письма; цель – возможность решения стандартных стереотипных задач применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности.

Определение функциональной грамотности А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35

Модель оценки функциональной грамотности

Определение функциональной грамотности А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35

Методика развития креативного мышления Шаг 1 Выдвижение разных идей Учащийся предлагает несколько альтернативных решений проблемы

Я и PISA Что надо сделать, чтобы педагог был готов к проектированию своей профессиональной деятельности по подготовке учащихся к PISA? Надо изучить указ президента. Надо понять, что такое международные исследования. Надо понять, чем PISA отличаются от российских исследований. Научиться самому решать задачи PISA. Научиться учить других решать задачи PISA.

Методика развития креативного мышления Шаг 2 Выдвижение креативных идей Учащийся выбирает решение проблемы, которое было бы целесообразным, оригинальным, действенным, разумным, эффективным.

Что изменится в вашей работе, если. 1 2 3 4 5 изучить указ президента понять, что такое международные исследования понять, чемPISAотличаются от российских исследований научиться самому решать задачиPISA научиться учить других решать задачиPISA

Методика развития креативного мышления Шаг 3 Уточнение и совершенствование идеи Учащийся изменяет или адаптирует свое решение в направлении повышения целесообразности (то есть исходя из поставленной цели) и сохранения креативности (то есть разумности, действенности, эффективности)

Какими способами вы предлагаете решать эти задачи? 1 2 3 4 5 изучить указ президента понять, что такое международные исследования понять, чемPISAотличаются от российских исследований научиться самому решать задачиPISA научиться учить других решать задачиPISA

Возможные способы обеспечения готовности учителей к подготовке учащихся к PISA Внести изменения в учебники. Самообразование. Внести изменения в систему ВО. Внести изменения в стандарт. Курсы повышения квалификации. Внести изменения в рабочие программы.

Методика развития креативного мышления Шаг 4 Оценка сильных и слабых сторон идей Учащийся верно различает аргументы за и против каждой из отобранных альтернатив в решении проблемы

Методика развития креативного мышления Шаг 5 Отбор креативных идей Учащийся отбирает наиболее креативные (целесообразные, эффективные…) решения проблемы

Формы курсов ПК (+/-) РЕЕСТР дополнительных профессиональных программ повышения квалификации АСОУ ДПО

Курсы ПК, предлагаемые в реестре Очные (лекции) Очные (практикумы) Очно-заочные (самостоятельные, контрольные работы) Стажировка за рубежом Стажировка в российской школе Электронные Другие

Практическая работа 1 шаг («сбор» тем и определение их последовательности)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *