пиратские легенды и мифы
Корабли-призраки
Опустошив бутылочку рома под закусь из овощей, солонины и свежего хлеба, на меня обычно нападает этакое мечтательное состояние, в котором я вспоминаю былые легенды. И часто юные моряки просят рассказать меня историю о Корабле-Призраке.
Ибо в каждом море есть свой корабль. И нет муки более ужасной для его экипажа, чем не иметь возможности рассказать о судьбе, его постигшей.
Летучий Голландец
О «Летучем Голландце» и без меня рассказано достаточно; обмолвлюсь лишь что то были два разных корабля, по незнанию географии сухопутными крысами, слившихся в один. Первый из них пытался обойти Горн, второй — мыс, именованный в те времена мысом Бурь.
В числе причин их проклятья обычно называется воля небес, хотя в первом случае это незнание того, что в южном полушарии сезон штормов приходится на то время, пока в северном погода крайне мореходна, а во втором — попытка пройти Горн против ветра, что губительно и ныне.
Калеуче
Но есть и ещё кое-что: капитан Калеуче знает о всех сокровищах, какие только сокрыты на дне морском. Не раз охотники за золотом, проникшие на борт этого корабля посредством хитрости, смекалки и даже тайной магией, пытались дознаться у капитана о золоте — и капитан, уважая отвагу тех, кто не боится смерти и проклятий, с горькой усмешкой показывал им то, что они искали. Он также всегда предупреждал их, что у каждого сокровища есть ужасная цена. Какой бы ни была алчность человеческая, каждого из них ждала потеря, и боль от неё не было способно заглушить даже всё золото мира. А потом, испив эту чашу до дна, сломленный и терзаемый бывший храбрец однажды видел, как на горизонте в туман уходит Калеуче, а на его борту — всё то, что потерял человек, отправившийся искать потаенное золото. Стоит ли говорить, что за жизнь этого бедолаги теперь не дашь и пары монет?
Ледяной Корабль
Есть ли хорошее предзнаменование? Редко, но встречаются и такие корабли. Например, безымянный парусник, освещенный огнями на оконечностях рей, на клотике, бушприте и гакаборте — его невозможно не заметить, он приближается и вскоре вы видите как такие же огни зажигаются по всему вашему кораблю. Душа моряка в этот момент спокойна, ибо он знает — грозовой корабль-призрак поделился с ним удачей, и пусть будет шторм, пусть будет битва — корабль пройдет сквозь них и уцелеет.
Безымянные
Есть и другие корабли, чьи имена стёрты временем, и некоторые из них появляются лишь время от времени, а некоторые обречены спокон веков повторять свои последние часы, тревожа туристов и рождая слухи, вот только взойти к ним на борт ещё никому не удавалось.
А может быть видел он старинный клипер, под всеми парусами несущийся сквозь шторм (чего естественно не сделает ни один разумный капитан), исчезнувший словно его и не было всего лишь через пару мгновений.
А может быть видел он небо, озарённое багровым пламенем, и в облаках дыма два корабля борт о борт обменивались громовыми залпами прежде чем исчезнуть без следа.
Много мёртвых погребено в наших морях-океанах. И много кораблей-призраков бороздят их по воле не людей, но ветров и течений. Увидев их — держитесь подальше, они уже не принадлежат этому миру.
Пиратские легенды и мифы
Призрак Лемерского Залива.
В начале ХХ века, огибая злополучный мыс Горн, моряки итальянского торгового судна увидели мчавшийся к берегу трехмачтовый барк. Казалось, что корабль потерял управление и находится на грани катастрофы. Моряки поспешили ему на помощь. Этот благородный поступок обернулся для них трагедией. Корабль-призрак исчез, а итальянское судно наскочило на подводный риф и потерпело крушение. Едва моряки успели пересесть в спасательные шлюпки, как их корабль пошел ко дну. Учитывая это и многие другие донесения, правительство Аргентины снарядило специальную экспедицию. Небольшой военный корабль несколько дней бороздил воды в окрестностях мыса Горн и, не обнаружив парусника, взял курс на родину.
Все члены комиссии пришли к единодушному выводу, что слухи о загадочном барке – мистификация. Но тут впередсмотрящий доложил, что прямо по курсу – терпящее бедствие парусное судно. Все бросились на палубу, и в ярких лучах восходящего солнца увидели кренящийся на правый борт барк. Немедленно были спущены на воду шлюпки, и все члены комиссии вместе с экипажем направились к замеченному кораблю. Но как только шлюпки приблизились к барку, силуэт его исчез, оставив вместо себя лишь легкую дымку.
Выяснилось, что виной всему – лучи утреннего солнца, которые породили на море своеобразный оптический обман. Очертания скал в отраженных лучах создавали видимость брига, а поднявшиеся над ними высокие берега — парусов. Продольные расщелины в горах казались издалека мачтами, и возникала полная иллюзия несущегося под парусами барка. Видение это продолжалось ровно тридцать минут. Как только солнце поднималось в зенит, оно исчезало.
Так была развеяна легенда о корабле-призраке Лемерского пролива.
Вот легенда(весьма реальная и подтверждённая доказательствами) о том, откуда взялась песня «Пятнадцать человек на сундук мертвеца».
Тайну «сундука мертвеца» и пятнадцати пиратов удалось разгадать лишь в наше время и то по чистой случайности.
Английский географ-исследователь, страстный путешественник и коллекционер морских раковин Квентин Ван Марле предпринял небольшую морскую экспедицию по Карибскому морю в район Кубы. В его распоряжении был быстроходный катер, приспособленный для длительных прогулок по морю. Неожиданно мотор катера заглох, и все попытки завести его окончились неудачей. Осмотрев морской простор в бинокль, Марле увидел на горизонте узкую полоску суши. Соорудив примитивный парус и воспользовавшись благоприятным ветром, уже в сумерках Марле достиг небольшого острова. Ночь путешественник провёл в катере, предварительно сообщив свои координаты по рации службе спасения, а на рассвете решил обследовать остров.
Это оказался необитаемый, унылый клочок суши, площадью всего 200 мІ, каменистый, покрытый мелким кустарником, единственными обитателями которого были змеи и ящерицы, водившиеся здесь в огромном количестве.
Уже на борту спасательного судна Марле спросил капитана, как называется остров, на котором он провёл ночь. Ответ поверг Марле в изумление. остров назывался Сундук мертвеца!
Путешественник сразу понял, что в его руках находится ключ к раскрытию тайны песни из романа «Остров сокровищ».
Далее Марле предпринял архивные поиски, изучил историю пиратства в бассейне Карибского моря и подробные жизнеописания знаменитых пиратов. И, наконец, он отыскал документы, которые полностью подтвердили его догадку по части слов из пиратской песни.
Историками доказано, что сложившийся у нас под влиянием кинематографа стереотип пиратов в корне неверен. Запомните, нам скармливают настоящие мифы с экранов телевизоров, в то время как бывшие пираты, наверное, переворачиваются в гробу.
1. Наивные романтики и чернокопатели как те экскаваторы изрыли все средиземноморские острова, но ничего не нашли. Почему? Да потому что пираты никогда не закапывали то, что им удавалось добыть. Пираты не доверяли своим «коллегам», а потому никто и никогда не прятал сокровища, тем более на необитаемых островах.
2. Серьги у пиратов – это не более чем выдумка. Во многих современных кинокартинах пираты часто изображаются с серьгами в ушах. Это последствие картины Говарда Пэйла XIX века, который впервые нарисовал пиратов с серьгами. Но это не может быть правдой, так как в то время пиратов уже не было.
Но Произведём экскурс в историю: серьги изначально были мужским украшением и уходят глубоко в историю. В одни
периоды истории они возвращаются, в другие уходят. Начиная с периода Великих георафических открытий, серьги
были в большой моде. И вплоть до середины XVII века их можно увидеть на многих гравюрах и исторических реставраций
костюмов тех эпох. В высшем свете они естественно были из более дорогих металлов и камней. Но не отставали и
пираты от этой моды. В связи с довольно скудной одеждой джентельменов удач, это был способ ещё и выделиться.
Бывали случаи, что серьги были неким запасом «на чёрный день». Пираты довольно таки быстро спускали своё состояние и
частенько это было последней «разменной монетой».
3. Попугаев на кораблях пиратов тоже по определению быть не могло, так как при первой возможности такую птицу пустили бы в суп при нехватке пищи.
4. Нет никаких исторических подтверждений тому, что пираты, у которых не было глаза, использовали чёрную повязку.
5. Общепринято мнение, что на всех пиратских кораблях обязательно был флаг «Веселый Роджер». На самом деле, практически у каждого капитана пиратов был свой собственный флаг, который он водружали над своим кораблём. Что же кается «Роджера», то он был придуман в Голливуде уже в наше время.
Чему пират не рад? Легенды семи морей
Образ пирата, каким мы знаем его сегодня — сам по себе легенда. Или даже отчасти миф. Поскольку почти все самые яркие и залихватские аттрибуты пиратства: сундуки с золотыми монетами, карты спрятанных сокровищ, прогулка по доске, черная метка, пиратская треугольная шляпа с пером, деревянная нога и крюк вместо руки, повязка на глаз, серьга в ухе и попугай на плече — не более, чем вымысел писателей и художников девятнадцатого века. Хотя, повязку пираты, похоже, все-таки носили, но не по причине одноглазости и даже не в подражание Одину, а чтобы один глаз был всегда привычен к темноте — в трюме корабля, как-никак, было весьма темно.
И Веселого Роджера действительно частенько поднимали. Но далеко не всегда: флаги у пиратов были очень разные, у кого на что фантазии хватит. Кто-то рисовал роскошного дьявола с песочными часами в одной руке и копьем, нацеленным в алое сердце в другой, кто-то вообще ограничивался черным или красным полотнищем без рисунка. Кроме того, хороший пиратский корабль частенько имел в своем распоряжении несколько государственных флагов и менял их как перчатки: скажем, для защитной маскировки (не трогайте меня, я свой) или дабы послать преследователя по ложному следу (пусть думают, что это были наши враги, а не мы!)
И женщины на корабле очень даже попадались. Но, если они не были обычными корабельными шлюхами, то одевались достаточно скромно и по-мужски. Или даже старались походить на юношу настолько, насколько это возможно.
А еще пираты, конечно же, были очень суеверны. Как, впрочем, и все моряки. Так что всевозможные проклятья, живые мертвецы, подводные чудовища, кракены, драконы, левиафаны, летучие голландцы, русалки и сам морской дьявол были привычной повседневностью пирата.
Так называемый «золотой век пиратства» пришелся на семнадцатый-восемнадцатый век нашей эры, времена активной колонизации Америки и Индии. Но пираты процветали и успешно доставляли неприятности мирным гражданам едва ли не во все времена. И не только простым смертным, но и сильным мира сего, а иногда — даже богам. Например, однажды пленником тирренских пиратов стал древнегреческий бог виноделия Дионис.
Морские разбойники-чужеземцы (поскольку тирренами греки называли попросту чужаков, не-греков) взяли в плен юного сына Зевса и Семелы и, приняв его за отпрыска какого-нибудь царя или правителя, собирались обменять на богатый выкуп. Или же, в крайнем случае, выгодно продать в рабство. Но когда они попытались связать его — грубые веревки сами упали с рук прекрасного и невозмутимого бога. Глядя на это чудо, кормчий корабля пиратов заподозрил недоброе и стал убеждать сотоварищей поскорее высадить пленника на ближайший берег — пока тот не обрушил на их головы громы и молнии или не поднял на море бурю. Но пираты только посмеялись над суеверным кормчим: да никакой это не Зевс и не Посейдон! И сами боги послали нам такую отличную добычу!
Не мешкая, пираты натянули паруса и вознамерились отвезти богатого юношу куда-нибудь в Египет или на Кипр, где за него дадут хорошую цену. Но, внезапно, с черных парусов потекло сладкое вино, а мачты опутали тяжелые виноградные лозы и цветущий плющ. Потрясенные, пираты обмерли. Тут-то они пожалели о своей прежней дерзости и самонадеянности. Но было уже поздно: разгневанный бог обернулся грозным ужасающим львом, а на помощь себе призвал огромного косматого медведя. В страхе, пираты столпились вокруг кормчего, а когда же увидели, как лев напрыгнул на капитана и разорвал его — спасаясь от смерти, побросались в море.
Дионис пощадил лишь кормчего, позволив ему вернуться домой в целости и сохранности. Остальных же превратил в дельфинов, сделав вечными пленниками моря.
Легенда о кракене каким мы его знаем — головоногом моллюске, топящем корабли — возникла примерно в конце 18-го века. До этого кошмар моряков был известен скорее как чудовищная рыба или даже рыбокраб.
Древнеисландские саги рассказывают о подводных монстрах по имени Хафгуфа («морской туман») и Лингбак («вереско-спина»). Лингбак была величайшей в мире касаткой, но самым огромным морским чудовищем считалась Хафгуфа. Именно она могла проглатывать людей и даже целые корабли. Позднее, анонимный норвежский автор также описывает этих двух чудовищ, которых он считает гигантскими рыбами. По его словам, хафгуфу (которую позже станут именовать кракеном) видят всегда в одной и той же части Гренландского моря и определить ее размеры крайне трудно, но когда она показывается, то выглядит скорей как остров, чем живое существо. Также, он свидетельствует, что моряки всегда видят одних и тех же двух исполинских рыб, из чего делает предположение, что в природе их всего две особи и обе лишены возможности к размножению (что неминуемо вызывает ассоциации с библейским морским змеем Левиафаном). Хафгуфа питается, приманивая огромные стаи рыб к своей разинутой пасти. В качестве приманки она срыгивает часть пищи из своего желудка. Когда рыбы подплывают достаточно близко и в достаточных количествах, монстр захлопывает пасть и проглатывает добычу.
В 18-м столетии кракен стал кракеном — осьминогом с шипами на щупальцах, настолько огромным, что мог бы обхватить самый большой военный корабль и утащить его на дно. С тех пор его пугающий образ используется во множестве фантастических и приключенческих книг, в фильмах и видеоиграх. Именно он, по приказу Дэви Джонса, преследует капитана Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря».
Сам Дэви Джонс — это еще один персонаж пиратской мифологии, морской дьявол, который забирает души отъявленных мерзавцев на дно морское. Происхождение имени и образа Дэви Джонса точно не известно, однако существует несколько распространенных версий. По одной, это — призрак пирата Дэвида Джонса, державшего паб где-то на побережье Индийского океана и похищавшего моряков, по другой — близорукого и невезучего моряка Даффера Джонса, часто вываливавшего за борт по рассеянности, по третьей — библейского пророка Ионы, проглоченного китом (Дьявол Иона), ну и наконец, это может быть сам Сатана. Как бы то ни было, Дэви Джонс «запирает» души мертвых пиратов и моряков в своем «сундуке», который, по сути, не что иное, как эвфемизм для морского дна.
Вот как это описано в одном из вариантов знаменитой пиратской песни «Пятнадцать человек на сундук мертвеца»:
Вот тут-то и вынырнул чёрт Дэви Джонс,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Он вынырнул с чёрным большим ключом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
С ключом от каморки на дне морском,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Таращил глаза, как лесная сова,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И в хохоте жутком тряслась голова.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Сказал он: «Теперь вы пойдете со мной,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Вас всех схороню я в пучине морской».
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И он потащил их в подводный свой дом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
И запер в нём двери тем чёрным ключом.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
У Дэви Джонса есть и жена — злобная морская ведьма Матушка Кэри. На пару они поднимают шторма и топят корабли.
Фата Моргана — итальянское имя артуровской волшебницы Феи Морганы. В морских преданиях, она создавала волшебные замки в воздухе и ложные земли на горизонте, заманивая моряков и обрекая их на гибель. Именем феи и сейчас называется сложный комплекс причудливых видоизменяющихся миражей, чаще всего наблюдаемый на горизонте моря.
К фата-морганам относят и знаменитый Летучий Голландец — призрачный корабль, блуждающий по морям, появляясь из ниоткуда и исчезая в никуда.
Есть свой корабль-призрак и в фольклоре острова Чилоэ. Зовется он Калеуче.
Согласно чилийской легенде, Калеуче — большой и невероятно прекрасный белый корабль с тремя мачтами и пятью парусами на каждой из них, который курсирует у побережья острова Чилоэ по ночам. На корабле всегда ярко горят огни и слышны звуки веселого гулянья на борту. Однако корабль исчезает так же внезапно, как появляется, не оставив ни следа.
Считается, что Калеуче — живое существо, наделенное разумом и чувствами.
Призрачный корабль может передвигаться как по воде, так и под водой.
По одной из легенд, команда корабля — утопленники, которых затаскивают на борт призрака чилийские морские девы — Сирена и Пинкойя, а также их брат Пинкой. Оказавшись на борту, мертвецы могут продолжать существовать, как если бы и не умирали или ожили снова.
По другой версии, корабль-призрак используют колдуны, чтобы перевозить свои сокровища. Каждые три месяца они также отправляются на нем в путешествии, чтобы улучшить свои магические способности.
В общем, море испокон веков грозило пирату неизведанными ужасами и невообразимыми опасностями. Но когда и кого это останавливало? В конце концов, есть ром, три тысячи акул мне в глотку!
Пираты: мифы и реальность
Дорогие друзья,
кто уже прогулялся по берегу моря, наполнился духом свободы и жаждой приключений, приглашаю обсудить, какими мы привыкли считать пиратов и где кончаются мифы о них и начинается реальность.
Ссылка на прогулку по морскому побережью:
Вместо введения
Рассказывать о пиратах мне будут помогать мои новые друзья.
Обо всем по-порядку.
МИФ 1: Пират — одноглазый, с крюком вместо руки и деревянной ногой
Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались. Но корабельные медики — а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, — не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды — морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег. У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков — исторических подтверждений такого бодимода нет.
Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.
МИФ 2: Попугаи — вечные спутники пиратов
Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».
В XVII — начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно — пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.
Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) — их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.
МИФ 3: Пиратство — удел белых головорезов и беглых преступников
Экипаж пиратского судна — это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы. Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле. Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.
МИФ 4: Пираты — исключительно мужчины
Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.
МИФ 5: Пираты были одержимы золотом
Карта сокровищ с заветным красным крестиком — очередная фантазия, выросшая из «Острова сокровищ» Стивенсона. Реальные пираты высоко ценили мыло, провиант, навигационное оборудование и медикаменты, необходимые для выживания в море: золото золотом, но никто не хотел отправиться на корм рыбам. Если среди награбленного всё же попадалось пара песо, пираты сразу же спускали деньги в ближайшем порту на грог, напиток истинного корсара (а вовсе не чистый ром!), и безотказных барышень.
Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.
МИФ 6: Черная метка
МИФ 7: Пиратский корабль — галеон под «Весёлым Роджером»
Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому режиссеры берут размером — и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы — чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.
На вершине мачты обязательно развевался флаг — но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.
МИФ 8: Пираты были кровожадными головорезами
Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью. Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи. Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.
МИФ 9: Девиз пиратов — анархия и разбой
Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам — всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах — они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.
Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.
МИФ 10: Эпоха пиратов закончилась