песни о стеньке разине чему учит
Помогите пожалуйста с заданием Анализа поэтического текста Пушкина Песни о Степане Разине
Уже первая строчка этого пушкинского стихотворения дословно повторяет первый стих зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», неоднократно использованного в народной песне. Она начинается как бы издалека — с упоминания широкой реки, потом, приближаясь к месту действия, описывается лодка, затем плывущие на ней казаки, и, наконец, после этого вступления, говорится о главном персонаже, хозяине лодки — грозном Стеньке Разине. Поэт использовал многие элементы народной поэтики, в частности, постоянные эпитеты «мать родная», «волновая погода», «красная девица». Пушкин обращает особое внимание на звукопись, один из основных элементов художественности в устном творчестве. В первых, начальных стихах ударными в основном оказываются три звука: «О», «А», «Ы». Само звучание стиха живописует простор и раздолье. Стихотворение написано анапестом, иногда перемежающимся ямбом — размером, приближающим его к напевности русской «долгой» (протяжной) песни, не знающей рифм, но часто использующей звуковую однородность глагольных окончаний: воспоила. качала. выносила. не дремала. наделила. не дарили.
Плавная и широкая, несколько медлительная, величаво-эпическая заданность первой части сменяется во второй стремительным развитием действия: «вскочил», «подхватил», «бросил».
Особенностью русской народной песни Пушкин считал «лестницу чувств» — переход от одного настроения к другому. Этот прием использован им и здесь. Получилось широко, раздольно, свободно, но вместе с тем чувствуется «пиитический ужас» от жестокости, «бессмысленной и беспощадной», как несколько позже напишет Пушкин о русском бунте.
Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.
Из опыта анализа стихотворения А.С.Пушкина » Песни о Стеньке Разине»
« Самое поэтическое лицо русской истории»
(А.Пушкин о С.Разине)
(Из опыта анализа лирического произведения)
В поле нашего зрения-« Песни о Стеньке Разине» (1826 год) известного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Находясь в южной ссылке, Александр Сергеевич начинает записывать казацкие, в том числе разинские песни. Работа эта продолжается и в Михайловском. Разин интересует поэта,Пушкин называет его в письме к брату « самым поэтическим лицом в русской истории»( 1,стр.112). Что же так привлекло поэта в личности С.Разина, народного предводителя?
Пушкина, судя по всему, интересовала личность простого человека из народа, его психология, его характер.
Обратимся к творчеству поэта.1823 год, стих. « Сеятель»:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Каким здесь рисуется русское крестьянство?
Поэт представляет крестьян как « мирный народ», безропотно носящий свой «ярем», как стадо животных, которых « должно резать или стричь», которым « не нужен дар свободы».
Эта точка зрения, как показало время, была глубоко ошибочной.
И Пушкину, как показало время, это удалось.
Этот взгляд П.сохранил до конца жизни.Позднее, в 1834 году, в первой (черновой) редакции ст. « Путешествие из Москвы в Петербург» эта характеристика дополняется новыми чертами:«…Проворство и ловкость удивительны… Что может быть свободнее его обращения? Есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи. » ( 7, 636-637)В своем стремлении проникнуть в «душу» народа, понять его взгляды и потребности поэт не ограничился только непосредственным общением с крестьянами, он обратился к народной поэзии.Он не только слушал, но и записывал народные песни,заставлял Арину Родионовну рассказывать ему сказки.
Как поэт он хотел сам овладеть и поэтическим содержанием, и формой народного творчества. Как известно, А.С.Пушкин вполне достиг своей цели.
Широкую популярность в народном искусстве приобрел исторический факт гибели от руки Степана Тимофеевича Разина персидской княжны. Летом 1669 года казаки расположились на острове в Каспийском море. Здесь на них напал персидский флот под начальством Менеды –хана. Персам не повезло – они были разгромлены; Менеды – хан бежал; его сын и красавица дочь попали в плен. Очевидец восстания немец Страус ( по другим источникам Стрейс) рассказал, как во время одного из катаний на струге, разгоряченный вином атаман схватил свою пленницу и бросил в Волгу со словами: « Возьми, Волга – матушка! Много ты мне дала серебра и всякого добра, наделила честью и славой, а я тебя еще ничем не поблагодарил!» (3,стр. 27 )
Какие черты русского крестьянина, подмеченные ранее поэтом, раскрываются в первой песне? Внешне – проявление благородства:« Долг платежом красен». Как в языческие времена приносили в жертву самую красивую девушку, так поступает и Разин. Вот оно, «лукавство ума»! (7, 32).
Во второй песне С.Разин, смекнув, что речь идет о жизни или смерти, выбирает первое, лишившись шубы: « Дане было б шуму». Налицо « независимость в проявлении чувств и живописность выражения»! «Смелость и смышленость» крестьянина!
Есть что- то располагающее в словах героя из третьей песни:…Погодушка… зазывает меня, Стеньку Разина, погулять по морю, по синему».(ср. в « Сказке про царя Салтана». погулять, серых уток пострелять»).Что может быть свободнее такого заявления? « Есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи. » (7, 636 – 637)
Обратимся к анализу языка произведения. Какие приемы устной народной поэзии применяет здесь автор?
Напоминает ли пушкинское произведение народную историческую песню?
Поэт прекрасно « смастерил»свою« подделку», прекрасно владея и языком, и стилем, и всем духом народной песни. Надо думать, что для самого Пушкина это был своего рода экзамен, который поэт блестяще выдержал.
А есть ли отличие пушкинского произведения от народной песни?
В исторических песнях, в которых выражается отношение народак личности, Разин предстает сильным атаманом, народным героем, заступником обиженных.
Ни в одной песне А.С.Пушкина, которые мы сейчас рассматриваем, Разин не выглядит таковым:1 песня – безжалостно бросает в воду княжну. Обратим внимание, что Разин поступает здесь очень своенравно с человеком, находящимся к тому же в неволе. Пушкин осуждает своего героя.По воспоминаниям людей, близко знавших поэта, он признавался: « Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким Божеским законом, никакими общественными устоями…была бы гибельна, как для личности, так и для общества».(1, с.134)
3 песня – погодушка обещает ему(С.Разину) деньги, душу – девицу. Таким образом, будучи стилизованными под произведения народного творчества, «Песни..» Пушкина обошли социальные, заступнические мотивы, не возвели образ Разина до уровня бунтаря, исторически значимой личности.
Глубоко любя народные песни и как никто другой, проникая в их смысл и стиль, Пушкин при создании новых произведений предпочитал не повторять народ, а идти своим собственным путем.
«В этом отношении с народными сказками и песнями Пушкина не могут идти в сравнение ни самые лучшие из песен Дельвига, ни сказки Жуковского, ни « Конек – горбунок» Ершова, ни даже« Песня о купце Калашникове» Лермонтова»( С.Бонди.стр.102)
Но и в данном варианте « Песни…»были запрещены цензурой и при жизни поэта не публиковались.
Внимание поэта было привлечено и к другому историческому лицу – Емельяну Пугачеву, тоже очень близкому обобщенному образу русского крестьянина.Мы увидим в этом человеке и «веселое лукавство ума», и « насмешливость», и уже упоминавшийся « живописный способ выражаться». Об этом речь пойдет на следующих уроках, в процессе изучения романа «Капитанская дочка».
Словарь непонятных слов
Образ Степана Разина в литературе и живописи
Песни:А. Навроцкий « Утес Степана Разина» ( « Есть на Волге утес…»)
Д.Садовников « Из –за острова на стрежень»
Картины: Б.Кустодиев « Степан Разин»
В.Суриков « Степан Разин»
Поэзия : В.Хлебников « Уструг Разина». Поэма.
М.Цветаева « Стенька Разин».
Проза:Ян Стрейс « Три путешествия»
А.Чапыгин « Степан Разин».Роман.
С.Злобин« Степан Разин». Роман.
В. Шукшин « Я пришел дать вам волю». Роман.
Список использованной литературы
2.Бонди С.О Пушкине. Статьи и исследования. Изд. 2-е.- М.: худож. лит., 1983. 478 с.
Конспект урока родной (русской) литературы для 7 класса «Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Песни о Стеньке Разине.docx
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Выбранный для просмотра документ Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине (песня 1)..docx
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Тип урока: урок открытия знаний.
Цели урока: Образовательная: выявить связь творчества А. С. Пушкина с устным народным творчеством; выявить связь «песен» А. С. Пушкина с устным народным творчеством; рассмотреть в качестве примера «Песни о Стеньке Разине».
Развивающая: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного. Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.
Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.
Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.
Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.
Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.
С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.
Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.
Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.
Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.
Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Песня о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем место в действительности. В основе его лежит факт, который описал в воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, или Стрюйс (Struys, 1630—1694), голландский ремесленник и путешественник. С 1668 г. он служил парусным мастером в России, находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. В 1676 г. в Амстердаме он издал книгу «Три путешествия» (М. 1935), переведенную на многие языки мира. В 1824 г. в журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным. «. Мы видели его (С. Разина. — Авт.) на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние».
Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.
Уже первая строчка этого пушкинского стихотворения дословно повторяет первый стих зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», неоднократно использованного в народной песне. Она начинается как бы издалека — с упоминания широкой реки, потом, приближаясь к месту действия, описывается лодка, затем плывущие на ней казаки, и, наконец, после этого вступления, говорится о главном персонаже, хозяине лодки — грозном Стеньке Разине. Поэт использовал многие элементы народной поэтики, в частности, постоянные эпитеты «мать родная», «волновая погода», «красная девица». Пушкин обращает особое внимание на звукопись, один из основных элементов художественности в устном творчестве. В первых, начальных стихах ударными в основном оказываются три звука: «О», «А», «Ы». Само звучание стиха живописует простор и раздолье. Стихотворение написано анапестом, иногда перемежающимся ямбом — размером, приближающим его к напевности русской «долгой» (протяжной) песни, не знающей рифм, но часто использующей звуковую однородность глагольных окончаний: воспоила. качала. выносила. не дремала. наделила. не дарили.
Плавная и широкая, несколько медлительная, величаво-эпическая заданность первой части сменяется во второй стремительным развитием действия: «вскочил», «подхватил», «бросил».
Особенностью русской народной песни Пушкин считал «лестницу чувств» — переход от одного настроения к другому. Этот прием использован им и здесь. Получилось широко, раздольно, свободно, но вместе с тем чувствуется «пиитический ужас» от жестокости, «бессмысленной и беспощадной», как несколько позже напишет Пушкин о русском бунте.
Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.
Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.
Каждое стихотворение цикла добавляет новые черты в облик Разина. В первом — Стенька «грозен» и задумчив. Во втором — Разин находится в социально-бытовой ситуации, он находчив и сметлив. Он не привязан к материальным ценностям. => Разин — не разбойник, а бунтарь, поддерживаемый самой стихией.
6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.
· Выразительное чтение «Песни…»
Песни о Стеньке Разине
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», свойственного народной песне. Первая часть «Песен…» начинается с упоминания широкой реки, потом место действия приближается, описывается лодка и плывущие на ней казаки, и, наконец, говорится о главном персонаже – грозном Стеньке Разине. Назовите другие черты сходства поэтики народной песни и «Песни о Стеньке Разине» А.С. Пушкина, заполните вторую часть таблицы примерами.