Песчаная учительница чему учит

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Песчаная учительница чему учит. kopilka. Песчаная учительница чему учит фото. Песчаная учительница чему учит-kopilka. картинка Песчаная учительница чему учит. картинка kopilka.

Отзыв о рассказе А.Платонова «Песчаная учительница»

Песчаная учительница чему учит. otzyv platonov peschanaya uchitelnitsa. Песчаная учительница чему учит фото. Песчаная учительница чему учит-otzyv platonov peschanaya uchitelnitsa. картинка Песчаная учительница чему учит. картинка otzyv platonov peschanaya uchitelnitsa.Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» — молодая учительница Мария Нарышкина. После окончания учительских курсов ее направили работать в село Хошутово, которое находилось на границе степи и азиатской пустыни.

В селе Мария Никифоровна увидела, как люди борются с песками пустыни, которые методично засыпали все плоды их труда. Зимой к песчаным заносам добавлялись снежные бураны, и тогда жизнь в селе замирала.

Дети ходили в школу нерегулярно. Их родители были равнодушны к знаниям, которые преподавала молодая учительница. Эти знания никак не помогали им выживать в пустыне.

И тогда Мария Никифоровна решила научить жителей села бороться с песками и превратить пустыню в цветущую землю. Она собрала крестьян в школе и рассказала о своей задумке. Крестьяне одобрили ее идеи, но не поверили в успех этого дела.

Тогда учительница отправилась в округ и стала требовать помощи в ее начинаниях. Ей посоветовали самой взяться за это трудное дело и помогли только книгами. Но Мария Никифоровна оказалась человеком упорным и убедила крестьян заняться общественными работами по озеленению окружающих земель.

За два года вокруг села выросли ветрозащитные полосы из кустарника, который назывался шелюга. Эти полосы преградили путь пескам. А еще шелюга обеспечила жителей села работой. Ветки кустарника использовали как топливо, из них жители села научились плести корзины, ящики и даже мебель. Они стали жить гораздо лучше.

Но на третий год случилась беда. В район села пришли кочевники, которые вели за собой многочисленные стада животных. Эти животные за три дня уничтожили всю растительность вокруг села и выпили всю воду из колодцев.

Разгневанная учительница отправилась к вождю кочевников с требованием покинуть эти земли. Но вождь сказал, что если его люди уйдут в пустыню, они погибнут от голода. Тогда Мария Никифоровна поехала жаловаться в округ.

В округе ей предложили неожиданное решение – отправиться работать в дальнее село Сафутово, в котором селились кочевники, решившие вести оседлую жизнь. Марии Никифоровне предложили обучать кочевников бороться с песками так, как это делали жители Хошутово.

Ей пояснили, что с кочевниками, которые уничтожают зеленые посадки, можно бороться только путем привлечения их к оседлой жизни. И только отправившись в Сафутово, Мария Никифировна могла помочь тем крестьянам, которые страдали от кочевников.

Подумав, молодая учительница согласилась отправиться в Сафутово, и обещала вернуться через пятьдесят лет уже не по пескам, а по лесной дороге.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Песчаная учительница» заключается в том, что для ответственного человека долг перед обществом, перед другими людьми важнее всего остального. Мария Нарышкина была ответственным и инициативным человеком. Она обучила людей бороться с песками, и когда к этим людям пришла беда в лице кочевников, Мария Никифоровна решила пожертвовать своей личной жизнью ради блага тех, кому она помогала.

Рассказ учит быть упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. Героиня рассказа, учительница Мария Нарышкина помогла неграмотным крестьянам за два года превратить пустыню в плодородную землю.

Рассказ мне понравился своим позитивным настроем. Особенно выделяется в рассказе учительница — человек, любящий жизнь и людей, умеющий сделать жизнь лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Песчаная учительница»?

Не будь тороплив, но будь настойчив.
Терпение и труд все перетрут.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» и отзыв для читательского дневника (А.П. Платонов)

Многомудрый Литрекон представляет вниманию читателей краткий пересказ основных событий рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(430 слов) Рассказ «Песчаная учительница» начинается с описания жизни Марии Нарышкиной. Девушка родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её семьи не коснулись ужасы войны и революции. Отец не рассказывал Марии о происходящем, желая отгородить девочку от потрясений.

Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури.

Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом.

Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством.

Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти.

Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой.

Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых.

Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды.

Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить.

Нарышкина поехала в округ, чтобы доложить о произошедшем. Однако её ошеломили предложением покинуть Хошутово и отправиться в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.

Мария Никифоровна задумалась о своей судьбе, о трудной молодости и о будущем. Но в итоге молодая учительница согласилась отправиться в Сафуту, пообещав когда-то вернуться уже не по песку, а по лесной дороге.

Отзыв

(414 слов) Моё впечатление от рассказа «Песчаная учительница» весьма неоднозначно. С одной стороны, Мария помогла целому поселению, а также исполнила свой учительский долг. С другой стороны, жизнь молодой учительницы могла бы быть лучше, не будь она в глухой деревне, заваленной песком. Она приносит свою молодость в жертву благодетели, что, несомненно, является героическим поступком.

Мне понравилось то, какое решение приняла главная героиня в финале произведения. Это благородно и человечно. Но поступки заведующего и других «начальников» вызывают недоумение. Сначала они просто скептически отнеслись к идее Марии Никифоровны. Затем, увидев положительные результаты упорной работы молодой учительницы и крестьян, они предлагают Нарышкиной проделать такой же огромный труд в другом поселении. Заведующие могли бы привлечь добровольцев, могли бы обратиться в вышестоящие органы для финансирования работ с песком. Но они взвалили эту непосильную ношу на молодую учительницу, у которой один раз уже получилось спасти крестьян. Мое мнение об их поведении мешает мне полностью одобрить произведение: все-таки один в поле не воин, и люди не должны привыкать к тому, что есть какой-то праведник, взваливший на себя все их проблемы. Это несправедливо. Нежелание заведующих помочь реальными делами и изначальное неверие крестьян в успех замысла учительницы стали отягчающими обстоятельствами для реализации идеи Марии Нефедоровны. Однако ей удалось справиться с этим.

Что же этим хотел сказать автор? Главная мысль произведения «Песчаная учительница» заключена в понимании того, что для благополучной жизни необходимы усилия. Много лет жители села Хошутово боролись с последствиями песчаных бурь, но нужно было противостоять самому природному явлению. С приездом Марии Никифоровны их жизнь изменилась в лучшую сторону: осознав, что существование может быть радостным и безбедным, жители с охотой взялись за работу. Автор учит читателя искать причины недовольства своей жизнью и бороться с ними — трудиться ради определённого результата. Такова мораль произведения «Песчаная учительница», которое заставляет задуматься о том, что вместо жалоб и упреков каждый из нас мог бы подумать, как можно изменить ситуацию? Что нужно сделать именно ему?

Рассказ «Песчаная учительница» — это история лишь одного поселения и одной неравнодушной учительницы. Но если в России ещё тысячи сёл, находящихся на грани вымирания, то сколько найдётся в стране таких же отзывчивых и добродетельных учителей? Произведение Платонова затрагивает важные проблемы, которые актуальны и в наше время. На примере Марии Никифоровны автор показал, как важно помогать другим и как необходимо преодолевать трудности ради лучшей жизни. Рассказ «Песчаная учительница» поражает своей откровенностью в изображении бедственного положения крестьян, а также наталкивает на мысли о судьбе людей, которые жертвуют своим будущем ради благополучия нуждающихся. Это произведение вызывает двойственные чувства и призывает к неравнодушию. Таково моё отношение к рассказу «Песчаная учительница».

Источник

Кратко «Песчаная учительница» А. Платонов

⭐⭐⭐⭐⭐ «Песчаная учительница» менее 1 минуты и подробно по главам за 7 минут.

«Песчаная учительница» — жизнеутверждающее произведение Андрея Платонова, освещающее события после революции. В центре повествования двадцатилетняя Мария Нарышкина, учительница, преподающая науку выживания в сложных условиях пустыни русским поселенцам.

Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»

После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.

Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.

Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.

После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» подробно по главам

Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.

Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.

В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.

По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.

С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.

Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.

Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.

Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.

Песчаная учительница чему учит. Platonov Peschanaya uchitelnitsa. Песчаная учительница чему учит фото. Песчаная учительница чему учит-Platonov Peschanaya uchitelnitsa. картинка Песчаная учительница чему учит. картинка Platonov Peschanaya uchitelnitsa.

Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.

Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.

Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.

Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.

Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.

Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.

Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.

Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.

Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.

Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.

Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.

Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.

Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.

Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.

Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.

Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.

В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.

25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.

Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.

Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.

Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.

Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.

Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.

Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.

Кратко об истории создания произведения

Публицист, известный русский исследователь литературы и писатель Алексей Варламов утверждает, что сюжет рассказа основан на некоторых фрагментах биографии Марии Кашинцевой — жены А. Платонова. Девушка в период обучения в университете поехала в небольшое село в 1921 г. с целью ликвидации неграмотности. Произведение «Песчаная учительница» известным публицистом, журналистом, поэтом, писателем А. Платоновым было создано в 1927 г.

Источник

Кратко «Песчаная учительница» А. Платонов

⭐⭐⭐⭐⭐ «Песчаная учительница» менее 1 минуты и подробно по главам за 7 минут.

«Песчаная учительница» — жизнеутверждающее произведение Андрея Платонова, освещающее события после революции. В центре повествования двадцатилетняя Мария Нарышкина, учительница, преподающая науку выживания в сложных условиях пустыни русским поселенцам.

Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»

После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.

Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.

Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.

После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» подробно по главам

Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.

Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.

В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.

По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.

С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.

Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.

Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.

Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.

Песчаная учительница чему учит. Platonov Peschanaya uchitelnitsa. Песчаная учительница чему учит фото. Песчаная учительница чему учит-Platonov Peschanaya uchitelnitsa. картинка Песчаная учительница чему учит. картинка Platonov Peschanaya uchitelnitsa.

Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.

Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.

Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.

Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.

Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.

Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.

Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.

Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.

Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.

Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.

Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.

Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.

Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.

Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.

Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.

Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.

В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.

25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.

Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.

Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.

Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.

Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.

Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.

Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.

Кратко об истории создания произведения

Публицист, известный русский исследователь литературы и писатель Алексей Варламов утверждает, что сюжет рассказа основан на некоторых фрагментах биографии Марии Кашинцевой — жены А. Платонова. Девушка в период обучения в университете поехала в небольшое село в 1921 г. с целью ликвидации неграмотности. Произведение «Песчаная учительница» известным публицистом, журналистом, поэтом, писателем А. Платоновым было создано в 1927 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *