первобытное тело первобытный разум

Первобытное тело первобытный разум

первобытное тело первобытный разум. xKZ1J7PcmxG6USNE 9KX99Vei5yAeWLsSrkcELWqTOHTV5T YNn4 CSCvIss. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-xKZ1J7PcmxG6USNE 9KX99Vei5yAeWLsSrkcELWqTOHTV5T YNn4 CSCvIss. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка xKZ1J7PcmxG6USNE 9KX99Vei5yAeWLsSrkcELWqTOHTV5T YNn4 CSCvIss.

первобытное тело первобытный разум. BAC6L0QCaa1hnn45K1aBBlqfwbpp7aM8QXwXI8TWmA5aaFrwMmPwgbwyppMGzpQ8PJufXkCK. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-BAC6L0QCaa1hnn45K1aBBlqfwbpp7aM8QXwXI8TWmA5aaFrwMmPwgbwyppMGzpQ8PJufXkCK. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка BAC6L0QCaa1hnn45K1aBBlqfwbpp7aM8QXwXI8TWmA5aaFrwMmPwgbwyppMGzpQ8PJufXkCK.

Марк Сорокин запись закреплена

Ну, если с голодом разобрались, вернёмся к кето. У меня к вам два предложения на следующие переводы.
1. Nora Gedgaudas (Нора, 15 лет на кето), глава из книги «Первобытный сжигатель жира», где будет в популярно-научной форме разжевано почему от жира не жиреют. Можно от такого вопроса отшучиваться, но у вас будет конкретный текст, к которому вы сможете прибегать в случае атаки на ваши убеждения! В этой книге научпоп нормальный, а вот с рецептами и практикой не очень.
2. Leanne Vogel (Лена, 3 года на кето), глава из книги «Кето диета» глава 12 «План на неделю», где очень в практичной форме описан список продуктов к покупке и рецепты питания вот для совсем-совсем новичков. Такие на ленте часто появляются и было бы удобно тыкать носом в готовый документ.

На конференции (см шапку наверху ленты) Нора будет читать доклад «Развенчание мифов кетоза: принятие наиболее распространенных критических замечаний, связанных с питательным кетозом», а Ленок будет читать тему «Персонализация кето диеты».

Ну что, Лена или Нора? голосуйте в комментариях! Как только один из претендентов наберет 30 голосов, того и объявим победителем.

Источник

Первобытное тело первобытный разум

Дэвид Перлмуттер, Кристин Лоберг

Еда и мозг на практике. Программа для развития мозга, снижения веса и укрепления здоровья

Научный редактор Надежда Никольская

Издано с разрешения Hachette Book Group, Inc. и Andrew Nurnberg Literary Agency

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

This edition published by arrangement with Little, Brown, and Company, New York, USA. All rights reserved.

© David Perlmutter, MD, 2016

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

Эта книга является информационным изданием, а не руководством по самолечению. В ней представлена информация, которая стала итогом многолетней практической работы и клинических исследований, проведенных автором. Сведения, изложенные в ней, имеют общий характер и не заменяют осмотр или лечение компетентным врачом. Поэтому, прежде чем воспользоваться каким-либо советом из книги, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

Посвящается моей жене Лейзе. Благословение твоей любви – яркий луч света в моей жизни

Введение. Вы сделали правильный выбор

Вы хотите сбросить лишний вес без особых усилий? Иметь прекрасную внешность, отличный сон, сильную иммунную систему, острый ум? Жить без депрессий и тревожных состояний? Хотите быть уверенным в себе и своем благополучии?

Всё это прекрасные цели, и я готов биться об заклад, что вы надеетесь достичь их достаточно скоро. Люди, которые следовали моим рекомендациям, уже увидели результаты. Но следует помнить: серьезных достижений не бывает без тяжелой работы и жертв. Это не так просто – изменить типичный рацион, отказаться от хлеба, газированной воды, апельсинового сока, сахара, круп, булочек, консервов. На пищу без сахара и углеводов за один день не перейдешь. Для этого нужны усилия, но это возможно.

Моя книга «Еда и мозг»[1] помогла многим людям во всем мире улучшить здоровье – физическое, душевное и умственное. Следом за ней вышла книга «Кишечник и мозг»[2], в которой раскрывается важнейшая роль триллионов микробов, населяющих кишечник, в формировании физического здоровья человека. Пришло время объединить эти две большие работы в одну. Главная ее цель – показать вам, что жить можно значительно лучше, чем вы себе представляли. Здесь я познакомлю вас с пошаговой программой для развития мозга, снижения веса и укрепления здоровья.

В этой книге я развиваю рекомендации, которые давал в предыдущих, и предлагаю новые интересные сведения о преимуществах употребления в пищу большего количества жиров и клетчатки, меньшего – углеводов и белков, полного отказа от глютена (клейковины) и правильного поддержания микрофлоры кишечника. В ней есть советы по решению отдельных проблем с пищеварением, базовое двухнедельное меню, множество оригинальных рецептов блюд, а также рекомендации, выходящие за пределы диетологии. Здесь и гигиена сна, и умение справляться со стрессами, и физические упражнения, и пищевые добавки, и еще многое другое. Эта книга подробно рассказывает, как стать здоровым и счастливым.

Обоснование моих общих рекомендаций по питанию вы найдете в книгах «Еда и мозг» и «Кишечник и мозг», я советую вам прочесть их. Они ответят на вопрос, ПОЧЕМУ дело с питанием и здоровьем обстоит именно так. А книга «Еда и мозг на практике» расскажет, КАК воспользоваться этим знанием. Если вы уже читали мои работы, то многое из того, о чем говорится здесь, прозвучит для вас не в первый раз. Но это сделано намеренно. Лишнее напоминание укрепит вашу мотивацию к переменам и желание продолжить работу над собой.

Некоторые мои идеи казались новаторскими в 2012 году, когда я начинал писать книгу «Еда и мозг». Однако с того времени многие из них были проверены и подтверждены в научной литературе.

Совершенно новой темой, которой я не касался прежде, стало снижение веса. Хотя в прежних работах я не обещал читателям похудения, знаю от тысяч людей, которые приняли мои рекомендации из книг «Еда и мозг» и «Кишечник и мозг», что снижение веса стало одним из очень распространенных и быстрых результатов применения моей программы. Вы не будете ощущать себя сидящим на утомительной диете, не будете испытывать мучительное чувство голода, но лишние килограммы уйдут.

Некоторые из вас берут в руки эту книгу, исходя из предположения, что она всего лишь еще одно руководство по диетам и здоровому образу жизни, предлагающее испытание силы воли. Я с удовольствием готов разочаровать вас. Программа «Еда и мозг» – трамплин, который поможет вам двинуться вперед по пути здорового образа жизни и поддерживать его сколь угодно долго.

Еда – центральная часть моей программы, но важны и другие факторы, которые помогут достичь наилучших результатов: правильный режим питания, сна и физической активности; пропуск завтрака один-два раза в неделю; знание, какие пищевые добавки принимать, а от каких лучше отказаться; снижение стрессовой нагрузки; внимание к отношениям с людьми и забота о себе; умение встречать жизненные трудности с изяществом и легкостью; постановка целей по собственному развитию.

Часть I отвечает на вопросы «что?», «зачем?» и «как?». Я разъясню основные правила программы и предложу схему, которая поможет лучше выполнить мои рекомендации. Вы начнете с подготовительного этапа и оцените факторы риска, пройдете некоторые лабораторные тесты и создадите соответствующий настрой. Сами же шаги подразумевают следующее…

Шаг 1. Скорректировать питание и прием лекарств.

Шаг 2. Задействовать собственную стратегию поддержки.

Шаг 3. Научиться правильному планированию.

Часть II вооружит вас всеми необходимыми сведениями, чтобы четко следовать моей программе. От того, какие продукты и пищевые добавки употреблять, до того, как правильно организовать сон и физическую активность, а также как применять методики по снижению стрессовой нагрузки.

В части III вы найдете итоговые советы и рекомендации, меню легких закусок, типовой список необходимых продуктов, базовое двухнедельное меню и замечательные рецепты.

Прежде чем перейти к изложению научных данных, я хотел бы поделиться с вами кое-чем личным. С тех пор как в 2013 году вышла моя книга «Еда и мозг», произошло много важных событий. В 2015 году из-за болезни Альцгеймера ушел мой отец, блестящий нейрохирург. Я закрыл медицинскую практику и сосредоточился на распространении своих идей через СМИ и чтение лекций. Мне выпала честь сотрудничать с экспертами в разных областях клинической медицины и биомедицинских исследований, работы которых подкрепили мои рекомендации и выводы.

Источник

Из мрака дикости — к свету знаний. Каменный век

Авторврач Артемий Липилин. Научное сообщество Фанерозой.

Первым в 1901 году Нобелевскую премию получил ныне полностью забытый французский поэт Сюлли-Прюдом. Следующим, в 1902 году – один из столпов исторической мысли, немец Теодор Моммзен, трезвый слог которого похож на допрос беспристрастного следователя. Через год Моммзен уйдёт в мир иной, а вместе с ним и историческая наука, в том виде, который он представлял. На смену ему придут историки, которые будут исходить из собственного жизненного опыта. Например, Арнольд Тойнби – истый христианин, и Христос для него – альфа и омега человеческой цивилизации – и не важно, рассматривает ли Тойнби Южно-американский ареал, Поднебесную или древний Восток. Или наш Лев Гумилёв – трактует историю исходя из своего чудовищного лагерного опыта. История для него одна большая зона, откуда могут бежать только яростно агрессивные пассионарии. Пассионарность для него – это и походы Чингисхана, и объединение Московского княжества и расширение Римской империи. Но ни Тойнби, ни Гумилёв не грешат против фактов, то есть соблюдают принцип интеллектуальной честности. Постарается соблюсти принцип интеллектуальной честности и автор этого цикла. Вторым немаловажным принципом является принцип историзма – не будем упрекать героев за то, что они не знали, казалось бы, очевидных принципов и явлений, они жили и работали в контексте конкретных знаний и представлений.

первобытное тело первобытный разум. a21d7ee8f9d1e1796b94c7f6a11654c9. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-a21d7ee8f9d1e1796b94c7f6a11654c9. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка a21d7ee8f9d1e1796b94c7f6a11654c9.

Для начала определимся с границами и периодизацией истории первобытного мира (с этого важного момента будет начинаться значительная часть заметок об истории естествознания). История первобытной эры охватывает период от появления рода Homo (примерно 2 млн лет назад) до становления первых государств.

По своей продолжительности первобытная эпоха охватывает более 99% всей истории человечества. В истории первобытной эры в конце XX века было принято выделять три периода:

Становление первобытного общества: эпоха праобщины или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет назад до 50 – 40 тыс. лет назад).

Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 50 – 40 тыс. лет назад до 10-ого тысячелетия до н.э.)

Разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10-ого тысячелетия до 5-ого тысячелетия до н.э).

В наше время деление на «праобщины», «первобытные общины» и «классы» всё чаще считаются ретроспективными, и как говорит Дробышевский С.В., слишком абстрактными терминами. Однако, для понимания того, как становилась наука, мы всё же воспользуемся старым делением, по причине указанной в спойлере.

первобытное тело первобытный разум. image loader. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-image loader. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка image loader.

При редактировании данной статьи один из лидеров сообщества консультировался с учёным, антропологом Станиславом Владимировичем Дробышевским. Поскольку известно, что разделения на «классы» и «общества» устарели, вместо них чаще стали делить просто на эпохи. Однако, с таким подходом, внятно, невозможно проследить становление науки и рассмотреть границы превращения человека из «первобытного» в цивилизованного. Поиск литературы по новым историческим источникам нам ничего не дал. В литературе переход зачастую становится либо внезапным, либо создаются очередные гипотетические деления: первобытное общество, древнее общество, цивилизованное общесто и т. д. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы и обратились к антропологу, который ожидаемо подтвердил, что новой достоверной литературы по этому вопросу нет, ибо вся старая терминология является абстрактной, а адекватную новую не завели. Поэтому, рискуя получить тапками по голове за то, что мы, якобы злые коммунисты ( хотя многие из нас имеют социалистические, коммунистические, анархические вгляды, тем не менее мы не считаем, что это плохо и не вносим наши политические взгляды в науку, стараясь писать нейтрально. Это наши взгляды и судить за них нас никто не имеет права) и пользуемся советской литературой, которую некоторые не заслуженно любят ровнять с жёлтой прессой, мы воспользуемся старой терминологией исключительно для того, чтобы показать, как примерно возникала наука. Пусть это и плохой инструмент, но лучше иметь плохой инструмент в поле, чем поднять белый флаг над проблемой и остаться без инструмента.

первобытное тело первобытный разум. 6a68b31d69f6efcb90502090145ba063. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-6a68b31d69f6efcb90502090145ba063. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 6a68b31d69f6efcb90502090145ba063. первобытное тело первобытный разум. fcb32e5edb39aa2878195553812d6bd8. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-fcb32e5edb39aa2878195553812d6bd8. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка fcb32e5edb39aa2878195553812d6bd8. первобытное тело первобытный разум. 044885aa6b0fb228e3211c231f7022df. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-044885aa6b0fb228e3211c231f7022df. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 044885aa6b0fb228e3211c231f7022df.

Итак, по интересному стечению обстоятельств, о врачевании в первобытную эпоху человеческой истории мы знаем значительное больше, чем о естественно-научном знании.

Достоверные научные знания базируются на данных археологии, палеопатологии, данных посменных источников (хотя, первобытная эпоха является бесписьменным периодом в истории человечества и не оставила нам посменных источников, в силу неравномерности исторического развития, так как переход к классовому обществу происходил неравномерно и растянулся более чем на 5 тысяч лет. Это позволило народам, раньше создавшим цивилизации и овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные памятники о своих первобытных соседях) и данных этнографии – данные этнографических исследований о первобытных обществах весьма фрагментарны и базируются, в основном, на основании археологических исследований. В то же время исследования более поздних первобытных сообществ (апополитейные) письменной эры, развивающихся синхронно с классовыми обществами (синполитейных) даёт обширный этнографический материал и позволяет экстраполировать полученные данные на первобытные сообщества далёкого прошлого. И если данные палеопатологии являются просто констатацией фактов о том, чем и как часто болели наши предки, а данные анализа письменных источников и этнографических материалов позволяют лишь с некоторой долей достоверности реконструировать знания далёких предков человека о врачевании, то самым надёжным источником будут являться археологические данные. Таким образом, большая часть из приведённых материалов будет базироваться на археологических, палеоантропологических исследованиях.

Человек не успел окончательно выделиться из животного мира, а уже начал накапливать и, в каком-то смысле, систематизировать знания об окружающем мире. Археологические исследования показывают, что уже ближайшие предки рода Homo – австралопитеки, наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными, следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и трудовая практика древнейших людей позволяла им познавать целебные и токсичные свойства не только растений, но и частей животных, и всей окружающей их живой и неживой природы (минералов, вод и солнца) и использовать их для лечения своих недугов. Действительно, широко известен факт, что дикие животные в естественной среде обитания используют окружающие их растения и минеральное сырьё для лечения болезней. Знания об этом передаются путём научения из поколения в поколение.

Не отсюда ли начинает свою историю медицина? Практически от лишённых человеческого разума существ к вершинам современного знания – через живую передачу от учителя к ученику.

первобытное тело первобытный разум. image loader. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-image loader. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка image loader.Череп Дманиси 3444 — одно из древнейших свидетельств заботы о беспомощных соплеменниках

Примечательным в этом черепе является зарастание всех швов на черепе, выпадение практически всех зубов с зарастанием альвеол, т.е. задолго до смерти. Дикие животные, утратившие все зубы, никогда не выживают, так как соплеменники не склонны заботиться о них. Соответственно, обитателям стоянки из Дманиси была присуща забота о беспомощном ближнем. Казалось бы, беспомощный старик является не более чем обузой для первобытных людей.

Что же заставляло проявлять такую длительную заботу?

Пожилые и беспомощные люди стали не просто конкурентами за ограниченные ресурсы, но и хранителями бесценного опыта. В условиях, когда средний индивид доживает до 30 лет, редкий «старик» становится необычайно важным членом социума.

Забота об искалеченных соплеменниках – относительно распространённое явление для людей первобытной эры. Обитатели северного Ирака (около 50 тыс. лет назад) не один год заботились об индивиде Шанидар I – он перенёс травму лба и, вероятно, был глух. У него не было правой руки по локоть, вероятно, левого глаза, он хромал на правую ногу в результате перелома стопы, тем не менее он дожил до примерно 45 лет – весьма солидный по тем временам возраст – и погиб при обвале свода пещеры.

первобытное тело первобытный разум. c4a265eb3242252d24f29fe9b7137d89. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-c4a265eb3242252d24f29fe9b7137d89. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка c4a265eb3242252d24f29fe9b7137d89.Череп и кости верхней конечности индивида Шанидар I.

Еще старше шестидесятилетний мужчина Шанидар V, весьма нездоровый индивид, в довершение получивший травму лба и страдавший от артрита. Помимо него, есть ещё один известный инеандерталец из Ла Шапелль-о-Сен, который лишился за свою жизнь практически всех зубов.

первобытное тело первобытный разум. 7c7c5f7c58a6cac19b698909337f6101. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-7c7c5f7c58a6cac19b698909337f6101. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 7c7c5f7c58a6cac19b698909337f6101.Трехмерная реконструкция позвоночного столба неандертальца Ла Шапелль-о-Сен с признаками спондилита. Прекрасно видны следы болезни, которые приносили страдания данному индивиду.

Его рот едва открывался, позвонки поражены столь выраженным спондилитом (спондилёз инфекционной природы), что позвоночный столб практически потерял возможность сгибаться, причём часть из позвонков вследствие патологии, а не почтенного возраста – позднее это состояние было обозначено как болезнь Баструпа, которая возникает при значительных нагрузках на позвоночник во взрослом возрасте.

То же можно сказать о крупных суставах конечностей. Добавляли сложности и зажившие переломы рёбер, а костные разрастания вокруг наружного слухового прохода говорят о том, что, возможно, он тоже был глух. Именно этот набор патологий и породил представление о неандертальцах как о согбенных троглодитах.

первобытное тело первобытный разум. b756e64e15bcef6e80061d900d7c8481. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-b756e64e15bcef6e80061d900d7c8481. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка b756e64e15bcef6e80061d900d7c8481.Слепок черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен.

У другого «известного» неандертальца – Ла-Ферраси I – описан артроз крестцово-подвздошного сочленения.

Были и другие подобные. Вообще продолжать этот список можно ещё долго: Крапина 180, Кеббара 2, Шанидар 3, Киик-Коба 1 – но это говорит скорее о хорошем здоровье первобытных людей и тяжёлой первобытной жизни, чем о врачебных знаниях первобытных людей.

первобытное тело первобытный разум. 8639c89fb9e7481e32536f947c088f81. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-8639c89fb9e7481e32536f947c088f81. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 8639c89fb9e7481e32536f947c088f81.Реплика реконструкции черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен выполненная Kesh Corvus, мастером команды Фанерозой.

Кстати существует т.н. называемый палеопатологический парадокс: чем больше на костных останках следов заживших травм и прижизненных деформаций, тем более здоровым был человек при жизни: ведь, чтобы болезнь оставила видимые изменения, нужен большой отрезок времени. А если на скелете нет никаких следов, вероятнее всего, человек не обладал богатырским здоровьем – погиб от заболевания практически без сопротивления.

Тем не менее у учёных есть вполне достоверные знания о первобытном этапе медицинских знаний.

Как ни странно, одно из самых древних свидетельств о применении лекарственных средств относится не к предкам человека разумного, а человека неандертальского. Останки носят наименование Шанидар IV. Скелет принадлежал мужчине возрастом примерно 30 – 40 лет. Останки носят на себе следы бурной жизни, но последнюю точку поставила травма, полученная им скорее всего во время охоты. Неандертальский мужчина получил перелом одного из нижних рёбер (VII или VIII справа). По ребрам видно, что травма заживала, но что-то пошло не так, и первобытный охотник скончался. Вероятнее всего причиной этому послужила нагноившаяся гематома или, возможно, травма почки.

первобытное тело первобытный разум. 17b44396a7ec495e4f1a6f2bf90a2205. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-17b44396a7ec495e4f1a6f2bf90a2205. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 17b44396a7ec495e4f1a6f2bf90a2205.Останки индивида Шанидар IV и грот, где они были обнаружены.

Но самое интересное – это не то, от чего погиб неандерталец, а что было обнаружено в погребении. При микроскопическом исследовании проб грунта в нём было обнаружено 28 видов растений, в основном пыльцы. Причём эта пыльца образовывала скопления – так, как будто в могилу были положены пучки трав. Казалось бы, ну, и что в этом удивительного?

У неандертальцев был крайне примитивный погребальный обряд, тем не менее они могли положить в погребение букеты цветов. Но при палиопалинологическом (споро-пыльцевом анализе) было установлено, что непосредственно цветы принадлежали всего к семи видам: тысячелистнику, жёлтому солнечному васильку, крестовнику, гадючьему луку, алтею и эфедре. Все эти растения являются лекарственными и применяются примерно в одних и тех же случаях. Все они используются для снятии отёка, остановки кровотечения и обезболивания, в основном при заболеваниях почек. Современные курды, обитатели севера Ирака, и сейчас используют эти растения при заболеваниях почек.

Следующий интересный случай применения медицинских знаний относится уже к предкам человека разумного современного типа – возрастом приблизительно 14 тыс. лет.

первобытное тело первобытный разум. fcb8a20d020646ea1669f2870bbea4cd. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-fcb8a20d020646ea1669f2870bbea4cd. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка fcb8a20d020646ea1669f2870bbea4cd.Скелет человека из Рипаро Виллабруна. Скелет лежал на спине в узкой неглубокой яме. Источник: https://vk.com/wall13101842_2951

В 1988 году в итальянском гроте Рипаро Виллабруна обнаружен скелет мужчины возрастом примерно 25 лет. Жизнь явно не баловала этого индивида: диффузный пороз теменных и затылочных костей, и многочисленные отверстия в верхней стенке глазницы явно свидетельствуют о перенесённой в раннем возрасте анемии, вероятнее всего, из-за инфекционного или паразитарного заболевания.

Поясничные позвонка изношены и несут на себе признаки наличия грыж Шморля, поясничный гиперлордоз (изгиб вперёд) говорит о высоких нагрузках на позвоночник.

первобытное тело первобытный разум. ca3bb218937d9c0f1bb4982424f83034. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-ca3bb218937d9c0f1bb4982424f83034. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка ca3bb218937d9c0f1bb4982424f83034.Следы кариеса на зубах человека из человека из Рипаро Виллабруна. Источник: https://vk.com/wall13101842_2951

Но самое интересное – это следы кариеса на правом третьем моляре, «зубе мудрости». Кариес – заболевание весьма нехарактерное для охотников-собирателей и обнаружен всего несколько раз. Но и это не самое удивительное. Поверхность кариозной полости оказалось сильно исцарапанной: по результатам экспериментальных исследований, аналогичные изменения можно получить только при воздействии на зуб кремнёвой микропластинкой.А именно такие пластинки умели изготавливать соплеменники мужчины, создатели культуры эпиграветт.

Судя про трассологическому анализу, первобытный стоматолог старался максимально вычистить кариозную полость (остаётся только догадываться, что перенёс этот мужчина во время манипуляции). Царапины на наружной поверхности зуба сильно истёрты – значит, человек пользовался пролеченным зубом ещё довольно долго после операции. Кроме того, исследования содержимого «дупла» показали наличие вещества, похожего на пчелиный воск. Достоверно утверждать невозможно, но существует высокая вероятность того, что после санации кариозной полости дантист каменного века положил в больной зуб восковую пломбу.

первобытное тело первобытный разум. 4af11cc292680295ac7e6e69f93c2f84. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-4af11cc292680295ac7e6e69f93c2f84. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 4af11cc292680295ac7e6e69f93c2f84.Зуб человека из Рипаро Виллабруна со следами стоматологической операции.

Доказательством этой версии служит ещё то, что на боку погребённого скелета обнаружена маленькая кожаная поясная сумка. При жизни человек из Рипаро Виллабруна носил в ней ком непонятного вещества, которое могло быть смесью прополиса и охры, то есть вещества для самостоятельного обновления «пломбы».

первобытное тело первобытный разум. ed8a165edb47bf3c83d0959850406303. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-ed8a165edb47bf3c83d0959850406303. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка ed8a165edb47bf3c83d0959850406303.Реконструкция человека из Рипаро Виллабруна. Источник: https://vk.com/wall13101842_2951

Однако, эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были весьма ограничены. Первобытный человек не понимал связи многих явлений окружающей его природы. Его бессилие перед природой порождало иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве в период ранней родовой общины началось зарождение первых религиозных представлений, которые неизбежно отражались на природе врачевания.

Среди таких представлений можно выделить основные формы:

первобытное тело первобытный разум. ff2abe5371e19c3f706c85f47c13b3b5. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-ff2abe5371e19c3f706c85f47c13b3b5. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка ff2abe5371e19c3f706c85f47c13b3b5.Тотемный столб индейцев Тлинкитов

1. Тотемизм – вера человека в существование между его родом и определённым видом животного или растения тесной связи. Такое существо считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед. Тотемизм является отражением связи рода с естественной средой. Ранней родовой общине был свойственен зооморфный тотемизм. 2. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов. Сначала версия распространилась на орудия труда («удачливое» копье или полезные предметы обихода) – т.е. имела вполне материалистическую основу. Впоследствии фетиши стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов и получали идеалистическое толкование. Так, вероятно, появились талисманы и амулеты. 3. Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Предполагается, что такие представления связаны с ранними формами культа мёртвых предков. 4.Магия – стала вершиной развития представлений о мире у первобытных людей.

первобытное тело первобытный разум. 5fda0649875bccad72ed7790b3349aa1. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-5fda0649875bccad72ed7790b3349aa1. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 5fda0649875bccad72ed7790b3349aa1.Алэл — кетская кукла-фетиш

Это форма веры в способность человека воздействовать на материальную действительность посредством сверхъестественных манипуляций. В основе магического мышления лежит непонимание истинных связей событий и явлений природы. В своей работе «Золотая ветвь» Джеймс Джордж Фрэзер выделяет две формы магических воздействий: контагиозные – в основе которых лежит представление о том, что вещи бывшие в контакте друг с другом, способны продолжать взаимодействовать на расстоянии, и гомеопатический (или имитативный) – в основе которого лежит представление о способности взаимодействовать друг на друга подобных объектов – «подобное воздействует на подобное.»

первобытное тело первобытный разум. a2ed5028c4c8efd9d36c86f695e020b8. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-a2ed5028c4c8efd9d36c86f695e020b8. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка a2ed5028c4c8efd9d36c86f695e020b8.Бубен Большого шамана.

Среди многочисленных разновидностей магии появилась и лечебная магия – лечение болезней и травм, основанное на культовой практике. Окончательно первобытная культовая практика сформировалась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков. Культ отразился на представлении о причинах болезней: возникновение болезни понималось как результат вселения в тело больного духа умершего предка или духа болезни. Подобные толкования оказали влияние и на приёмы врачевания, целью которых стало удаление духа болезни из тела больного путём уговоров, а потом и методами насильственного «изгнания».

Особое значение в таком понимании болезни приобрело применение различного рода слабительных и рвотных средств, а также кровопускание. Но особое место в ряду практик изгнания духов приобрела трепанация черепа. Несомненные доказательства подобной процедуры существуют начиная с неолитических времён. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в разных местах Старого Света и носящие следы прижизненного хирургического вмешательства. Трепанация неолитического периода впервые была реконструирована в 1773 – 1774 гг, когда в Лионе доктор Прюньер демонстрировал несколько черепов из дольменов Ложери со следами прижизненной трепанации. Удивительно, что в большинстве случаев (более 70%!) трепанация заканчивалась успешно, о чём свидетельствует образование костной мозоли по периметру трепанационного отверстия.

первобытное тело первобытный разум. 6ff8c4bfed4ae8dd2f8452b56c4dd3d2. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-6ff8c4bfed4ae8dd2f8452b56c4dd3d2. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка 6ff8c4bfed4ae8dd2f8452b56c4dd3d2.Черепа со следами трепанации и последующего заживления. Среди методик трепанации можно выделить три основных: высверливание, выскабливание и пропиливание костей черепа. В зависимости от используемой методики будут зависеть форма и размеры отверстия. Это очень интересно, так как уровень развития человечества, уже на тот момент времени, показывал то, что человек умел лечить определённого рода болезни связанные с головой.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт племени. В то же время превратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания. В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Со временем это привело к появлению профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции: врачевание, судопроизводство и прочее.

первобытное тело первобытный разум. aad01fb37cfe222bc81559abc441a3e1. первобытное тело первобытный разум фото. первобытное тело первобытный разум-aad01fb37cfe222bc81559abc441a3e1. картинка первобытное тело первобытный разум. картинка aad01fb37cfe222bc81559abc441a3e1.В первобытном обществе шаман выполнял широкий круг функций от лекаря до хранителя религиозных и «юридических» знаний.

Окончательно разложение родоплеменного строя завершилось при переходе от присваивающего хозяйства – к производящему, то есть от перехода от охоты-собирательства к ведению сельского хозяйства, одомашниванию животных и сельскохозяйственных культур. Это потребовало организации постоянных поселений и ведения учёта и, как следствие, появления письменности.

Самым древним поселением постоянного типа – подобием города – считается Иерихон на территории современного Израиля. Возраст древнейшего поселения определяется как 12 – 10 тыс. лет до н.э. В ходе формирования общества скотоводов, межклассовые противоречия всё нарастали, что в конечном итоге привело к переходу от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Древнейшие цивилизации подобного типа сформировались в области плодородного полумесяца на территории передней Азии (долина Тигра и Евфрата), в долине Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ. О них и будет следующий рассказ.

Список использованной литературы

Алексеев В.П. Першиц А.И. «История первобытного общества: учебник для ВУЗов» 5-е издание. Изд-во Высшая школа М. 1999.

2. Бужилова А.П. «Homo sapiens. История болезни» изд-во «Языки славянской культуры» М. 2005.

3. Дробышевский С.В. «Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей» Изд-во АНФ М. 2018

4. Дробышевский С.В. «Достающее звено. Книга вторая. Люди. Изд-ва АСТ М. 2017

5. Дробышевский С.В. «Предшественники. Предки? Часть V: палеантропы» Изд-во ЛКИ М. 2010

6. Сорокина Т.С. «История медицины» 8-е издание. Издательский центр Акадания М. 2008

7. Фрэзер Д.Д. «Золотая ветвь» Изд-во АСТ М. 2011.

8. Элиаде Мирча «История веры и религиозный идей. От каменного века до элевсинских мистерий» Изд-во «Академический проект» М. 2014

9. Элиаде Мирча «Шаманизм. Архаические техники экстаза» Изд-во «Академический проект» М. 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *