периодичность прохождения гигиенического обучения работниками пищеблока дошкольного учреждения

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) приказываю:

1.1. Инструкцию о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1).

ГАРАНТ:

1.2. Форму «Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций» (приложение 2).

1.3. Образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку (приложение 3).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) до 1 сентября 2000 г. разработать и утвердить дифференцированные программы профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, указанных в п.1 настоящего приказа, а также необходимые методические материалы.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

Министр здвавоохранения
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.

Регистрационный N 2321

Утверждается Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.

Регистрационный N 2321

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 июля 2000 г. N 31, в «Российской газете» от 13 сентября 2000 г. N 177

Источник

Приложение N 1. Инструкция o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения

от 29 июня 2000 г. N 229

Инструкция
o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения
(утв. приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229)

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 17 марта 2020 г. N АКПИ20-92, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 июля 2020 г. N АПЛ20-170, пункт 1 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству в части, обязывающей лиц, получивших профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование, изучивших и прошедших аттестацию по программам разделов о гигиенических знаниях, при приёме на работу и ежегодно проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, если их деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания и питания дошкольников

1. Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязательная для лиц, впервые устраивающихся на работу, а также не прошедших очередную аттестацию, проводится:

— по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 4 часов;

— по заочной форме (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).

Профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться:

— на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников;

— непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 17 марта 2020 г. N АКПИ20-92, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 июля 2020 г. N АПЛ20-170, пункт 2 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству в части, обязывающей лиц, получивших профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование, изучивших и прошедших аттестацию по программам разделов о гигиенических знаниях, при приёме на работу и ежегодно проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, если их деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания и питания дошкольников

Решением Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N АКПИ18-501, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегим Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N АПЛ18-442, абзац первый пункта 2 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.

При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр госсанэпиднадзора уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию.

3. Руководитель организации, деятельность которой связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, составляет пофамильные списки лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, и направляет их не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующий центр госсанэпиднадзора одновременно с проектом плана этой подготовки. План после согласования утверждается руководителем организации.

Источник

Методика программы по профессиональному гигиеническому обучению воспитателей детских образовательных учреждений

Цель: сформировать у воспитателей детских образовательных учреждений представление:

— о санитарном законодательстве и санитарно-эпидемиологическом благополучии, ответственности за нарушения санитарного законодательства;

— о правах и обязанностях воспитателей детских образовательных учреждений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей;

— о воспитании (формировании) здорового образа жизни и организации мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний детском образовательном учреждении.

1. Знания слушателей:

— права и обязанности воспитателей ДОУ в области санитарно-эпидемиологического благополучия, ответственность за нарушения санитарного законодательства;

— организацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний в ДОУ.

2. Навыки слушателей:

— выполнять требования санитарных правил и нормативов при работе в детском образовательном учреждении;

— организовать и выполнять мероприятия по формированию здорового образа жизни, профилактике соматических, инфекционных и паразитарных заболеваний в детском образовательном учреждении.

Учебно-тематический план

Нормативно-правовое обеспечение деятельности детских образовательных учреждений в области санитарно-эпидемиологического благополучия

Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03

Гигиенические требования к участку, содержанию территории

Гигиенические требования к набору помещений ДОУ, групповой изоляции

Гигиенические требования к освещению, отоплению, вентиляции, водоснабжению и оборудованию ДОУ

Гигиенические требования к воспитанию (формированию) здорового образа жизни и организации мероприятий по профилактике соматических, инфекционных и паразитарных заболеваний

Оценка состояния здоровья детей. Гигиенические требования к режиму дня, организации питания, физического воспитания

Требования к приему детей, сотрудников, санитарному содержанию.

Организация мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний

Задание для самоподготовки: Подготовить перечень возможных факторов риска здоровья у детей, исходя из конкретных условий детского дошкольного учреждения и возможностей организации закаливающих процедур.

Рабочая программа

«Гигиеническое обучениевоспитателей детских образовательных учреждений»

(Методическое пособие для преподавателей)

Целевая аудитория: воспитатели: ДОУ.

Структура курса

Вводная часть:

-знакомство с аудиторией;

-обсуждение плана занятия

Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности детских образовательных учреждений в области санитарно-эпидемиологического благополучия

Цель: Ознакомить слушателей с основными положениями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правами и обязанностями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответственностью за нарушения санитарного законодательства.

Глава 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения- состояние здоровья населения, среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Обеспечивается посредством: профилактики заболеваний, выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни, мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 10. Обязанности граждан.

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологичский надзор должностных лиц;

— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей.

Статья 11.Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:-

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

— разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

— обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг.

— своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

— иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

— осуществлять гигиеническое обучение работников.

Глава III. Cанитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека.

Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение.

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

— при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей

2. ФЗ РФ №134 от 08.08.2001 г «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Статья 10.Меры, принимаемые должностными лицами органов государственного контроля (надзора) по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятия по контролю.

1. При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Статья 13. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю

1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Государственная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

1. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении заявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы: 1.Выполнять требования санитарного законодательства должны: а) Граждане; б). Индивидуальные предприниматели; в). Юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан: а) обязательно; б) по желанию; в) обязательно и регламентировано Законом РФ

Модуль 2. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений

Цель: Ознакомить слушателей с санитарно-эпидемиологическими требованиями к размещению, устройству и содержанию и оборудованию ДОУ

Ввод в эксплуатацию построенных или реконструированных ДОУ, а также функционирование действующих ДОУ разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

Требования к участку

Дошкольные образовательные учреждения следует размещать на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей.

Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.

На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:

— зона игровой территории (групповые площадки и общая физкультурная площадка)

— хозяйственная зона. Зона игровой территории включает в себя:

Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка. Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным,

Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Стационарное игровое оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей.

Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.

Групповые площадки ограждают кустарником.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.

Требования к зданию, набору помещений, групповой изоляции

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная.

Питание детей организуют в помещении групповой.

Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды.

В помещениях групповых (игровых) и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание.

Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

Туалетная для групп ясельного возраста оборудуется в одном помещении, где устанавливаются: 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальная раковина для персонала, шкаф для горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф.

В младшей дошкольной группе устанавливают 4 детских раковины и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза, 1 полотенцесушитель.

Требования к внутренней отделке помещений

Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Полы в помещениях групповых (игровых), размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и отапливаемыми. В основных помещениях в качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.

Требования к естественному и искусственному освещению помещений.

Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.

Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру.

Требования к отоплению и вентиляции.

Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин. до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Требования к водоснабжению и канализации

Для питья используются индивидуальные стаканы (кружки), которые после их использования убираются и моются в соответствии с ниже изложенными требованиями. За организацию питьевого режима в группе ответственность несет воспитатель.

Требования к оборудованию помещений

Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Оборудование и мебель при наличии неисправностей или дефектов не используются.

Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Шкафы для одежды и обуви следует закреплять и оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.

При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

— столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;

— для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;

— четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь:

Детей следует обеспечивать индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены

В туалетных устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря. Все стационарное оборудование должно быть надежно закреплено. В туалетных для детей ясельного возраста до 1,5 лет устанавливают стеллажи с ячейками для хранения горшков. Горшки должны быть промаркированы.

1. Площадь озеленения участка ДОУ должна быть: а) не нормируется; б) 10,0% от общей площади; в) 50,0% от общей площади.

За организацию питьевого режима в группе ответственность несет: а) воспитатель; б) пом. воспитателя; в) медработник.

Освещение вторым светом допускается: а) только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных; б) в приемных и групповых; в) в туалетных и спальнях.

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать: а) только в качестве дидактических пособий; б) для игр в группе; в) для игр на участке.

Модуль №3 Гигиенические требования к воспитанию (формированию) здорового образа жизни и организации мероприятий по профилактике соматических, инфекционных и паразитарных заболеваний

Цель: сформировать представление о воспитании (формировании) здорового образа жизни и организации мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний в детском образовательном учреждении.

Требования к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей.

Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию.

Оценка физического развития детей проводится 2 раза в год (осень, весна). Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, заболеваемости за год, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.

Для каждой возрастной группы детей составляют комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

Требования к организации режима дня и учебных занятий

Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

Требования к организации питания

Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации. Для профилактики дефицита витаминов и микронутриентов по назначению врача-педиатра (диетолога) допускается использовать биологически активные добавки (БАД) к пище, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированные в Федеральном реестре Минздрава РФ и предназначенные для использования в питании детей дошкольного возраста.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам.

В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых токсикоинфекций:

— не использовать остатки пищи от предыдущего приема и пищу, приготовленную накануне;

— не допускать изготовление простокваши-самокваса, творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом из непастеризованного молока, макарон по-флотски, макарон с рубленым яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, кондитерских изделий с кремом, кремов, морсов, форшмаков из сельди, изделий во фритюре, студней, паштетов, заливных блюд (мясные и рыбные).

В питании детей в ДОУ категорически запрещается использование: грибов, фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творога и сметаны, консервированного зеленого горошка без термической обработки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления в герметической упаковке; консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток. Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения.

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду.

Посуду и столовые приборы моют в 2-х или 3-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.

Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 град., ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.

Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе.

Столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками. Ежедневно в конце дня ведра промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

Требования к организации физического воспитания

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

— элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

— специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения

Перед поступлением ребенка в ДОУ в ЛПУ проводят профилактический осмотр его в соответствии с действующими нормативными документами.

При поступлении ребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп.

Врач наблюдает за ребенком в период адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.

Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование. Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. В зависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей или госпитализируется.

Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала

Все работники ДОУ проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Воспитатели ДОУ проходят следующие медицинские обследования:

— предварительные при поступлении на работу: осмотр терапевтом и дерматовенерологом, исследование крови на сифилис, бактериоскопическое исследования на ИППП, флюорографическое обследование органов грудной клетки, исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций, серологическое обследование на брюшной тиф, исследование кала на гельминтозы и протозоозы, соскоб на энтеробиоз;

Каждый работник ДОУ должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Работники, уклоняющиеся от медосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личной медицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.

При отсутствии сведений о профилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.

Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.

Не допускают или немедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционные заболевания работников.

Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия.

Столы в групповых помещениях промывают горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую простирывают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой.

Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.

Дезинфицирующие растворы (в темной посуде) и моющие средства хранят в местах, недоступных детям.

Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

При осложнении эпидемиологической ситуации в ДОУ, в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями госсанэпиднадзора.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моют в течение 15 мин. проточной водой (температура 37 град.) с мылом и затем высушивают на воздухе. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.

Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют. Постельное белье, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляют в мешках и хранят в шкафах.

Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.

По мере необходимости в ДОУ следует проводить дезинсекцию и дератизацию.

Профилактика контагиозных гельминтозов (энтеробиоз и гименолепидоз).

Для профилактики энтеробиоза и гименолепидоза проводят: выявление и лечение инвазированных, предупреждение передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучение обслуживающего персонала.

Выявление инвазированных контагиозными гельминтозами следует осуществлять одновременным обследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год.

При выявлении 20% и более инвазированных острицами проводят лечение всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России. При неблагополучной ситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

— ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

— пропылесосить или облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

— в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

— в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

— ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены;

— осуществлять надзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.

Заключительная дезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения. Одновременно производят замену песка в песочницах.

Требования к соблюдению санитарных правил

Руководитель учреждения обеспечивает:

— наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

— выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

— необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм;

— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

— наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

— своевременное прохождение периодических медицинских обследований всеми работниками ДОУ;

— организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

— выполнение постановлений, предписаний должностных лиц Росптребнадзора;

— условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

— проведение при необходимости мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

— наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

— организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

За нарушение санитарного законодательства руководитель и воспитатель ДОУ несут ответственность в порядке, установленном Федеральным законом О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения N 52-ФЗ от 30.03.99.

Вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет: а) не менее 4часа; б) 2 часа; в) 1 час.

2. При организации питания следует: а) учитывать возраст; б) состояние здоровья ребенка; в) учитывать аппетит ребенка.

3. Работа по физическому воспитанию проводится с учетом: а) состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем; б) роста детей; в) веса детей

Модуль №4 Экзамен (тестовый зачет)

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

2. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03

3. СанПиН 3.2.1333-03 « Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»

4. СП 3.1.3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»

Тестовые вопросы по программе профессионального гигиенического обучения воспитателей детских образовательных учреждений

Выполнять требования санитарного законодательства должны

б) индивидуальные предприниматели;

в) юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан

в) обязательно и регламентировано Законом РФ

а) в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий;

б) через туалетные комнаты;

д) в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий, не допускается через туалетные комнаты.

За организацию питьевого режима в группе ответственность несет

Откуда должен падать естественный свет на поверхность стола при занятии детей:

Можно ли Использование для освещения ещени одного помещения люминис люмин центных лампам и лампы лампам накаливания

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет:

Общ Общая продолжительность сна

При организации питания следует:

а) учитывать аппетит ребенка;

б) состояние здоровья ребенка;

в)соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.

Работа по физическому воспитанию проводится с учетом:

а) состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем;

Количество физкультурных занятий в неделю:

Температура воздуха в

групповой старшей группы:

Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят

а) один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств

Смену постельного белья, полотенец проводят

а) по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю;

Воспитатели проходят при поступлении на работу в ДОУ

а) медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию

б) собеседование у руководителя ДОУ;

в) стажировку в детском доме

Воспитатели ДОУ должны иметь

а) личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведениями о прохождении гигиенической подготовки и аттестации;

Выявление инвазированных контагиозными гельминтозами следует осуществлять

а) одновременным обследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год;

б) одновременным обследованием персонала ДОУ один раз в год

в) одновременным обследованием всех детей ДОУ один раз в год

Как часто должна проводиться смена песка в песочницах

а) ежегодно весной и при обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов;

б) ежегодно в сентябре;

При заболевании воспитатель обязан:

а) поставить в известность руководителя ДОУ, взять мед. книжку и обратиться в лечебно-профилактическое учреждение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *