педагогические теории обучения таблица

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ОБУЧЕНИЯ

педагогические теории обучения таблица. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. педагогические теории обучения таблица. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. педагогические теории обучения таблица. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. педагогические теории обучения таблица. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

педагогические теории обучения таблица. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

педагогические теории обучения таблица. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

педагогические теории обучения таблица. 640 1. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-640 1. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка 640 1.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

** доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

** ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования;

** тип образовательного заведения;

** психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся;

** степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.

Стратегическая образовательная технологияТактическая образовательная технология
ИсследовательскиепроцедурыИгровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ
Тренинговые процедурыТренинги разного типа
Процедуры самообученияИндивидуальная и групповая самостоятельная работа
ПрактикаЛабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность.

Критериями выбора тактических образовательных технологий являются:

**педагогическая квалификация педагогов (особенно игротехническая);

** специфика учебного материала;

** индивидуальные особенности обучающихся;

** материально-технические условия обучения;

** особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.

Процедуру выбор методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев в значительной степени можно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество.

Выбор тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.

Источник

Таблица «Технологии развивающего обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологии развивающего обучения

Критерии для сравнения

Технология Л.В. Занкова

Технология Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Теория развивающего обучения П.Я.Гальперина

общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом.

Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.

формирование хорошо организованных и упорядоченных внутренних умственных структур должно являться самой главной задачей школьного обучения.

1. Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.

2. Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.

3. Высокая скорость изучения материала.

4. Приоритетная роль теоретических знаний.

6. Важная роль повторения.

· высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);

· развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);

· осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;

· высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;

· высокая способность к поисковому планированию;

· воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;

· мотивация на успех;

1. Чем больше разных связей новых знаний с уже имеющимися в долговременной памяти может быть установлено, тем глубже и шире понимания нового материала.

2. Чем лучше развита и структурно организована умственная деятельность, тем дольше и прочнее сохранение материала в памяти.

3. Только хорошо структурно организованная, внутренне расчлененная система предъявления знаний может обеспечить гибкость и подвижность мышления.

· Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.

· Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.

· Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.

· Основные виды заданий — наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.

· Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.

· Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.

Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:

· дискуссии и игры для выявления проблем;

· исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);

· отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат ;

· минимум домашнего задания;

· исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.

Формирование умственных действий происходит не сразу, а через несколько этапов. Действие ребенка, прежде чем стать умственным, сокращенным, имеет переходные состояния.

1 этап. Он связан с предварительным ознакомлением с целью действия, создание необходимой мотивации у учащихся.

2 этап. Это этап составления схемы ориентировочной основы действия (учащимся показывают, как и в каком порядке выполнять действие).

3 этап. Организация “материальной“ предметной деятельности (работа с реальными предметами) или «материализованная деятельность» (работа с моделями, схемами, чертежами). В действии в развернутом виде представлены все входящие в него операции. Речь учителя, направляя действия ребенка с материалом, помогает ему выделить предметы, цели действия и методы достижения целей. И ребенок медленно, с осознанием всех входящих в действие операций действует с материалом сам.

4 этап. Овладение действием на уровне внешней речи. К этому этапу ребенок уже овладел действием с использованием предметов. Теперь он в состоянии перейти к стадии представления своих действий посредствам внешней речи, словесного анализа.

· Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);

· Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);

· Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);

· Чувства (эстетические, этические);

Развивающее обучение предполагает:

· вовлеченность ребенка в разные виды деятельности ;

· использование игр и дискуссий;

а) степень полноты ориентировочной основы действия (полная-

б) мера обобщенности (обобщенная-конкретная);

в) способ получения (самостоятельно или в готовом виде от зрителя).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Сравнительная таблица на тему: «Основные концепции обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сравнительная таблица основных концепций обучения.

Основные концепции обучения

Теория поэтапного формирования умственных действий

Программное обучение: 1) как процессе управления, 2) информационном процессе и 3) процессе индивидуализированном.

Программированное обучение учитывает законы научения: 1) закон эффекта (подкрепления) — если связь между S + R =удовольствие, то прочность связей нарастает, и наоборот. 2) закон упражнений — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее

Как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. проблемные задачи —поиск нового способа решения.

Опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека.

Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Основная задача педагога— организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Формируемые в процессе обучения ЗУН не могут быть усвоены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения какого-либо действия человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего следует сосредоточить внимание

Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.

И.М.Сеченова и И.П.Павлова С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин и Ю.К.Бабанский

И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др.

П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др

Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

В основе обучающая программа:1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его усвоению, 3) формы контроля усвоения.

Основные принципы : 1) дозированность учебного материала, 2) активная самостоятельная работа студента, 3) постоянный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования ИТ.

1. служит источником информации;

2. организует учебный процесс;

3. контролирует степень усвоения материала;

4. регулирует темп изучения предмета;

5. дает необходимые разъяснения;

6. предупреждает ошибки;

7. обеспечивает обратную связь: внутреннюю и внешнюю.

Задача— выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Суть состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, он ставит проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.

Цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решений.

Процесс овладения ЗУН последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Предъявление-

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогические воздействия на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Первоначально формируются навыки и умения, а затем уже знания. Цикл усвоения состоит из нескольких этапов: На 1-м этапе в результате изучения последовательности выполнения необходимого действия формируется ориентировочная основа его выполнения.

3-й этап- внешнеречевой. В его ходе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.

На 4-м этапе последовательность действия проговаривается без внешнеречевого сопровождения. 5-м (умственном) этапе в результате перехода действия во внутренний план вследствие понимания его смыслового значения и содержания.

Это учение, в котором происходит изменение ученика, его Я-концепции, Роджерс определял следующие условия:

1. Ученики решают проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно.

3. Педагог принимает ученика таким, как он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. 5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся.

Учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

Воспитатель должен побудить учащихся к нравственному выбору.

Типы концепции (по классификации)

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

Гуманистическая концепция обучения

Мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач.

Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Сокращение времени формирования навыков и умений за счет описания или показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их усовершенствования и оптимизации.

Внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком

ограничения данного подхода

Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

требует больших затрат времени;

применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых, препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

В меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков; требует больших затрат времени для усвоения нужного объема знаний.

Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся т.к. не творческой деятельности.

Специалист, образно говоря, много знает, но мало умеет. Дидактические возможности достаточно разработанной и отлаженной теории уже полностью реализованы.

Происходит существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, возникают сложности в разработке методического материала. У обучаемых формируются некоторые стереотипы мышления и моторных действий в ущерб развития их интеллектуального творчества.

Гипертрофия выше указанных черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

Параметр анализа компонента УД

Характеристика компонента УД – учебная задача

основная морфологическая единица учебной деятельности, основной целью которой является изменение самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» (Д.Б.Эльконин)

Булыгина Т.Б. Психология обучения. Арх-ск, 1999 с.60

(с указанием основания)

5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам :

1) задачи на воспроизведение знаний;

2) задачи на простые мыслительные операции;

3) задачи на сложные мыслительные операции;

4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

5) задачи на продуктивное мышление.

1)перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.)

2)мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);

3)имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющи­еся знания представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;

4)мнемические задачи (запомнить, вспомнить);

5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).

Гамезо М.В. Общая психология, М, 2002 С.220-222

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Фридман Л.М. Компоненты учебной задачи:

1.Предметная область- класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь.

2. Отношения, которые связывают эти объекты.

3. Требование задачи- указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения.

Педагогическая психология [электронный ресурс] http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch5_3.html Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Булыгина Т.Б. Психология обучения. Арх-ск, 1999 с.60

Методы и методики диагностики

Методы: включенного наблюдения, тестирование, опрос, открытый ответ, сбор сведений (материалов ученика).

Методики: «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Методика «Выбор учебных заданий».

Автор Н.В. Пророк [1, с.155].

Методика выбора задачи – «способа».

Автор А.К. Дусавицкий [1,с. 156]

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика [5, с.120].

ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О. В. Белова- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

Большая Энциклопедия психологических тестов А.Карелин М.: Педагогическое общество России, 2001.

Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.

Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. Решение учебных задач для старшеклассников становятся основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления [7,с.380]

Педагогическая психология [электронный ресурс] http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=14 Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Методы и условия формирования в образовательной среде

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

[электронный ресурс] http://www.detzdrav.com Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Методы и условия формирования в семейном воспитании

Факторы влияния семьи:

1. состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;

3. основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

Источник

Урок 1. Педагогические теории: от великой дидактики до современных теорий

педагогические теории обучения таблица. 1. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-1. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка 1.Педагогика является сложной системой, которая состоит из самостоятельных (конечно, относительно) дисциплин, взаимосвязанных друг с другом. Любая из этих дисциплин рассматривает образование со своей индивидуальной позиции и занимается изучением отдельных участков педагогической реальности.

Но во всей системе общей педагогики выделяется, в первую очередь, теория обучения, называемая дидактикой, и теория воспитания, которые исследуют закономерности педагогического характера в определённых сферах образования.

Дидактика занимается изучением обучения на теоретическом уровне, являющимся наиболее общим, и не акцентирует внимание на преподавании какого-либо конкретного предмета. В главной степени её интересуют движущие силы и функции образовательного процесса, а также его структура и логика. Дидактика занимается и формулированием принципов обучения, созданием разных способов построения его структуры, форм подачи учебного материала и его усвоения, а также форм взаимодействия учащихся и педагогов. Именно о дидактике и пойдёт речь далее.

Вместо введения

Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.

Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.

На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.

Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд «Великая дидактика», автором которого был Ян Коменский – именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.

Ян Коменский

педагогические теории обучения таблица. komensky. педагогические теории обучения таблица фото. педагогические теории обучения таблица-komensky. картинка педагогические теории обучения таблица. картинка komensky.Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.

Взгляд Коменского на педагогику

Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.

Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло – туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.

Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его истинному предназначению на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.

Этапы взросления человека

Представляя этапы взросления человека, Коменский всё так же опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.

Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:

Основой этого деления являются возрастные особенности:

Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.

Содержательная часть данного принципа последовательного обучения была представлена идеей всеобщей мудрости – «пансофии»: в любом возрасте могут быть объяты пансофические знания (на уровне возможного, естественно), на основе чего Коменский определял приблизительное содержание каждой из названных им школ и создавал для них учебники.

С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями – человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.

«Семь свободных искусств»

«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.

Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на мотивацию ученика, разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.

Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.

Педагогическая система Коменского

Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности – ещё одна неотъемлемая черта его системы.

Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.

Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.

Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.

Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.

Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.

Принципы дидактики Коменского

Ян Коменский – человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:

Принцип сознательности и активности – согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и осознанностью. Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;

Принцип наглядности обучения – здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;

Принцип постепенности и систематичности знаний – означает, что изучение любых знаний и наук должно быть только систематическим. Однако для этого ученики должны получать информацию в конкретной методической и логической последовательности.

Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:

Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после – к применению всего узнанного.

Принцип упражнений и прочного овладения навыками – говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.

Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:

Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.

Трансформация учения Коменского

Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения – объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.

Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья в обществе преобладали устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.

С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.

Современные теории образования

Ниже мы предлагаем вам в общих чертах ознакомиться с современными теориями образования, некоторые из которых могут послужить альтернативой дидактике, а некоторые в корне отличаются от неё.

Прогрессивизм

Прогрессивизм является теорией образования, возникшей в качестве реакции на традиционное образование, акцентировавшее внимание на методиках формального воздействия на ученика и зазубривании материала.

Основными идеями прогрессивизма была идея о самовыражении и развитии личности, идея о свободной деятельности детей, идея об учении посредством опыта, идея освоения навыков и умений для достижения важных для жизни целей, идея о максимальном использовании потенциала настоящего и идея о понимании и применении динамики постоянно меняющегося мира.

Гуманизм

Гуманизм возник из основ прогрессивизма, из которого и взял большинство своих идей. Для гуманистов ребёнок должен находиться в центре образовательного процесса, учитель не является абсолютным авторитетом, ученик всегда активен и вовлечён в процесс получения знаний. Кроме того, гуманизм включает в себя идеи о сотрудничестве и принципы демократии.

Одной из основ гуманизма было также и создание особой образовательной среды, в которой между учениками нет конкуренции, жёсткой дисциплины и боязни потерпеть неудачу. Целью гуманистов было избавиться от отношений вражды между учащимися и педагогами и сформировать такие взаимоотношения, в которых главенствуют доверие и чувство безопасности.

Перенниализм

Перенниализм можно назвать ответной реакцией на прогрессивизм, согласно воззрениям перенниалистов, разрушающий целостную систему образования. По их мнению, образование не должно способствовать приспособлению ученика к миру, но должно приспосабливать его к истине. Содержание учебной программы не должно зависеть от интересов учащихся, а должно базироваться только на том, что актуально в данный момент для общества.

Профессиональная педагогика здесь не является функцией образования, школа должна воспитывать, главным образом, интеллект, а образовательная система должна направлять человека к познанию вечной истины. Отсюда и основной уклон на изобразительное искусство, философию, естественные науки, математику, историю и языки.

Эссенциализм

Эссенциализм явился второй реакцией на прогрессивизм. Схожесть эссенциализма с перенниализмом в том, что прогрессивизм для него тоже является слишком мягкой системой. Эссенциалисты утверждали, что школа должна давать базовые знания, основой которых являлись основные искусства и предметы, способные привить мастерство и подготовить к жизни в обществе.

Начальная школа должна придерживаться школьной программы, культивирующей развитие навыков грамотности и арифметических вычислений. Акцент делался на математике, письме и чтении. В средней школе следует преподавать историю, математику, естественные науки, родной и иностранные языки и литературу. В целом программа эссенциалистов базируется на обучении молодого поколения только фундаментальным знаниям.

Реконструкционизм

Реконструкционизм был абсолютной противоположностью традиционной системе образования. Образование в нём было не просто передатчиком культуры, но главенствующим органом социальных реформ. Если построить образование правильно, то оно будет способно реконструировать социальный порядок.

Согласно реконструкционистам, традиционные школы могут только передавать социальные, политические и экономические пороки, являющиеся проблемой для общества. Человек находится перед угрозой самоуничтожения, и чтобы этого избежать, нужно в корне изменить систему образования. Образовательные методы должны основываться на принципах демократии, где во главе всего стоит природный интеллект большинства, который направлен на поиск решений проблем человечества и их практическое применение.

Футуризм

Футуризм возник значительно позже тех теорий, которые мы рассмотрели – если все они возникли в период с 30-х по 50-е годы XX века, то футуризм возник уже в 70-х. По мнению его сторонников, современная (на то время) система образования даже в самых лучших образовательных учреждениях является ошибочной и неэффективной, т.к. теории и методы, которые она использует, уже неактуальны, ведь общество успело перейти от индустриальной эры к супериндустриальной.

Итогом этого становится обучение нового поколения тому, что было важно, нужно и востребовано в прошлом, несмотря на то, что живёт оно в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Для выхода из этой ситуации необходимо создать супериндустриальную образовательную систему, ориентированную на будущее, которая сможет подготовить к жизни людей, способных ориентироваться в новых условиях, быстро на них реагировать и делать правильный выбор.

Бихевиоризм

Бихевиоризм оказался не только психологической теорией, но и сильнейшей системой образовательных воззрений. Он смог раздвинуть рамки психологических интересов до интересов педагогических.

С позиции бихевиоризма, образование является процессом поведенческой техники. По мнению его сторонников, среда, в которой живут люди, программирует их на определённое поведение. Люди награждаются за одни действия, но наказываются за другие. Действия, повлекшие за собой получение награды, будут повторяться, а противоположные станут гаситься. Это и формирует поведенческие паттерны личности.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что поведением людей можно манипулировать. И задачей образования является как раз создание таких условий среды, которые будут способствовать оптимальному поведению человека. Таким образом, образовательные учреждения должны рассматриваться как институты формирования культуры общества.

Педагогический анархизм

Педагогический анархизм берёт своё начало с публикации «Дешколинизированное общество» Ивана Иллича, ставшей реакцией на сотни неудачных попыток реформ в сфере образования. Подход его приверженцев к устройству общества базировался на отказе от любых образовательных учреждений по причине того, что они успели монополизировать все возможности и услуги образования, установив непомерно дорогие пути к его получению.

Школа считалась врагом достойной жизни, т.к. заставляла учащихся смотреть на имеющуюся образовательную систему, как на эталон, воспринимать не содержание, а форму, путать понятия «обучение» и «преподавание», переход из класса в класс с настоящим образованием, диплом с профессиональной пригодностью и т.д.

Анархисты призывали дезорганизовать школы, отменить принудительное образование, а ввести систему учительского субсидирования, посредством которого образовательные фонды будут направляться прямо по назначению – к заинтересованным людям. Также правильная образовательная система должна позволять тем, кто хочет, иметь доступ к любым источникам, позволять способным обучать найти желающих обучаться и позволять всем желающим предоставлять свои идеи и труды обществу.

Теории образования, о которых мы поговорили, сильно повлияли на образовательную форму вообще. Сегодня она достигла того уровня, где ведётся настоящая война за образование. Все теории образования стали основой множества педагогических экспериментов и литературы, достойной внимания и изучения. Но, как бы то ни было, именно Ян Коменский даже сейчас является тем единственным педагогом-философом, который смог увидеть в образовании и преподавании основу человеческого прогресса. По этой причине в следующем уроке мы более подробно поговорим об основных принципах дидактики и раскроем все их особенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *