педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения

ГОСы / 20 БИЛЕТ

Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения

Под профессиональной компетентностью понимают сово­купность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

Фазы профессионального становления:

Фаза оптации результатом, которой является профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).

Фаза одепта характеризуется освоением профессии, получением образования в той или иной области. В связи с вступлением России в Болонское соглашение вводится 2-х ступенчатая подготовка к профессии: бакалавриат и магистратура. На данной фазе происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, «умелости».3-5 лет.

Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.

Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т.е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.

Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.

Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.

Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт.

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профес­сией.

Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, са­моактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

.Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного вла­дения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мо­билизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

2.Возрастные особенности становления личности

Младенчество (0-1 год)

Ведущая деятельность: Общение со взрослым и манипулирование предметами

Кризисы становления: Кризис новорожденности

Основные психологические новообразования: Комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность

Раннее детство (1-3 года)

Основные потребности: Психофизиологические потребности и потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем

Ведущая деятельность: Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность

Кризисы становления: Кризис первого года жизни

Ранняя юность (15-18 лет)

Основные потребности: Потребности в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола

Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная деятельность

Кризисы становления: Кризис идентичности

Основные психологические новообразования: Обобщенная самооценка, самоуважение, личностное и профессиональное самоопределение, социально-профессиональная рефлексия, чувство одиночества, «Я»-концепция

Молодость (24-27 лет)

Основные потребности: Потребность в социальном и профессиональном росте и развитии карьеры

Ведущая деятельность: Нормативно одобряемая профессиональная деятельность

Кризисы становления: Кризис профессионального роста

Основные психологические новообразования: Социально-профессиональная самостоятельность, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия

Основные потребности: Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии

3. Перспективная и текущая подготовка преподавателя к занятиям. Планирование теоретического обучения. Перспективная подготовка преподав, к занятиям по предмету вкл.в себя: анализ пед.ситуации и хар-р содерж обуч. по дисциплине (анализ ГОС, уч.плана, уч.пр-мы); выявл. и конкретиз.целей и задач обуч., опред.видов деят-ти уч-ся в рамках изучения дисциплины; отбор материала и распред.его по занятиям, опред.целей занятий, выбор ФормОбуч, СредствОбуч и МетодовОбуч, ср-в и методов контроля за рез-тами обуч.уч-ся; раз-ка системы д/з, проектир.методич.сопровождения и матер-технич оснащ. занятий по предмету (нагляд.СО).

Перспектив-тем. плани-ние — это вид методич. деят-ти педагога, рез-том к-ой яв-ся заблаговрем. отбор и струк-ние содерж. обуч. для кажд. темы пр-мы, а также разр-ка методики провед. пед.процесса, т. е. разр-ка системы уроков (занятий). Персп.-тем. план, позвол-ет корректировать поурочное планир-ние изучения конкретных тем с позиций методики, видов сам/р уч-ся, межпредметных связей, уч.-методич. обесп. и пр.

В ПерспектТематПлан. система уроков фикс-ся указанием номеров Урок по теме, темы и образовательной цели каждого Урока, краткого их содержания (осн. вопросов). Цели уроков при перспект. подготовке к теме намеч-ся ориентировочно для определения места каждого Урока в системе Урока. Конкретная рабочая цель Урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, опред-ся непосред-но перед Уроком. В ПерспТемПлане отражаются также межпредметные связи материала темы и фиксируются осн. объекты матер.-технич. оснащ. по каждому Уроку. При отсутствии намеченных средств наглядности, оборудования, ТехнСредОбуч делаются пометки о необх-ти их приобретения, изготовления, ремонта.

ПерспектТемПлан яв-ся долговрем. док-том, рассчитанным на 4—5 лет, т.е. на все время действия учебной док-ции, на основе которой он составлялся.

Текущая подг-ка преподав, к Уроку закл-ся в анализе рез-тов предыдущ.занятия, осознании знач. и целей предстоящ. Урока, устан-нии объема уч.материала, нормировании врем. изучения уч.материала. После этого разраб-ся методика проведения Урока и изуч. материала, составляется план урока и конспект.

План урока (технологич. карта занятия) уч.-методич. док-т, разраб-емый преподавателем на кажд. учеб. занятие для обеспеч. эфф-ной реал-ции содерж. образ., целей обучения, воспитания и развития уч-ся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Источник

Тема 20. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения

1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) «душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;

6)»проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

7) способность сопереживания;

9)»глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;

10) решение нестандартных ситуаций;

11) высокая степень саморегуляции.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Еще в начале XX века П.Ф. Каптерев (Петр Федорович) выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии, в исследованиях Н.В. Кузьминой (Нина Васильевна) и ее школы, А.К. Марковой (Аэлита Капитоновна), С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика Виктор Абрамович), Л.М. Митиной (Лариса Максимовна) и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает:

1) тип направленности,

2) уровень способностей,

3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность. По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:

Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.

Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия1.

Н.Д. Левитов (Николай Дмитриевич) выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Очень важная, четвертая группа способностей была выделена Ф.Н. Гоноболиным, (ФЕДОР НИКАНОРОВИЧ) в которую вошли способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя3.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, (Вадим Андреевич) который и дал им соответствующие общие определения.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

1. обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

2. конструктивная и исследовательская;

3. организаторская и коммуникативная;

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Вопросы для самоконтроля

1. Как раскрывает Е.А. Климов качества человека, характерные для профессии типа «Человек – Человек»?

2. Какие стороны труда педагога рассматривает А.К. Маркова?

3. Перечислите педагогические способности.

4. Назовите основные функции в профессиональной деятельности педагога.

Источник

Тема 20. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения

1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) «душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;

6)»проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

7) способность сопереживания;

9)»глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;

10) решение нестандартных ситуаций;

11) высокая степень саморегуляции.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Еще в начале XX века П.Ф. Каптерев (Петр Федорович) выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии, в исследованиях Н.В. Кузьминой (Нина Васильевна) и ее школы, А.К. Марковой (Аэлита Капитоновна), С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика Виктор Абрамович), Л.М. Митиной (Лариса Максимовна) и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает:

1) тип направленности,

2) уровень способностей,

3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность. По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:

Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.

Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия1.

Н.Д. Левитов (Николай Дмитриевич) выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Очень важная, четвертая группа способностей была выделена Ф.Н. Гоноболиным, (ФЕДОР НИКАНОРОВИЧ) в которую вошли способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя3.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, (Вадим Андреевич) который и дал им соответствующие общие определения.

педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. edugr4. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-edugr4. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка edugr4.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

1. обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

2. конструктивная и исследовательская;

3. организаторская и коммуникативная;

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Вопросы для самоконтроля

1. Как раскрывает Е.А. Климов качества человека, характерные для профессии типа «Человек – Человек»?

2. Какие стороны труда педагога рассматривает А.К. Маркова?

3. Перечислите педагогические способности.

4. Назовите основные функции в профессиональной деятельности педагога.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Профессиональное становление и саморазвитие педагога. Пути овладения педагогической профессией.

педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:

1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров (среднее проф.обр, ВУЗ, послевузовское образов).

2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога.

4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога.

2. Профессиональное становление длительный процесс, путь длиною в жизнь.
Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала:

1 этап – этап выбора профессии (оптант);

2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент);

4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал);

5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер);

6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет);

7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник).

Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:

Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.

— изменение стиля обучения с учениками;

— расширение форм получения образования;

— развитие самоуправления и ученического и студенческого;

— увеличение прав учебного заведения.

В демократизации выделяют две тенденции:

1. Редоставление всем равных возможностей образования;

2. Удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).

Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт.

Государственный стандарт – те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования – это «Программа воспитания и обучения в детском саду»).

Интеграция – группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»).

Интенсификация – внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения.

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.

Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.

Основные составляющие самоопределения: самосознание, самопонимание (поиск своего «Я»), самоопределение в профессии:

1. Осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом).

2. Познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного).

3. Построение цели и планов в профессиональной деятельности.

4. Определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма).

5. Соотнесение своих возможностей с данной профессией.

педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. 640 1. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения фото. педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения-640 1. картинка педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. картинка 640 1.

6. Разарботка программы профессионально – личностного самосовершенствования.

7. Овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.

8. Определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.

Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.

Профессиональное становление и развитие педагога.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней.

Первый уровень – общее высшее образование – в течение 2 лет обучения. Обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по на профессионально-образовательных программах второго уровня. Желающие могут продолжить образование в трудовой сфере деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки, дающее среднее профессиональное образование. Желающие могут осуществить профессиональную подготовку на уровне квалификации младшего специалиста.

Второй уровень рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим экзамен и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации.

Подготовка педагога – исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность занимает еще 2 года обучения. Людям, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалифицированный сертификат по избранной специальности. Этот документ предоставляет право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школа, лицей, гимназий, колледж, ВУЗ).

4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках темы школы.

Саморазвитие – процесс активного последовательного, позитивного, качественного изменения личности, который является результатом ее собственных усилий.

Саморазвитие позволяет человеку раскрыть самого себя, свои собственные таланты.

Самосовершенствование – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых позитивных качеств и изменений, а атак же коррекцию своих недостатков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *