паруса в храме это
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Купол на парусах
Появление купола неизбежно влекло за собой изобретение новых строительных конструкций, потому что просто круглым сводом перекрывается только циркульное в плане здание, что-то вроде современного цирка. Однако купол можно поставить на арки. Тогда, как и крестовому своду, для размещения над квадратным помещением ему будет достаточно опоры всего на четыре столба или колонны. Между горизонтальным кругом подкупольного кольца и изгибами арок образуются четыре треугольника двоякой кривизны. Заложенные камнями кладки, они и принимают на себя вес и боковой распор сферического перекрытия. По сути, это фрагменты большого виртуального купола, так же как лотки и распалубки – фрагменты цилиндрического свода.
В архитектуре популярны морские метафоры. Базилика состоит из нефов – «кораблей», есть анкеры-якоря, крепящие металлические тяги, а эти треугольники стали называть парусами. «Купол на парусах» – один из важнейших элементов азбуки перекрытий. Если рассматривать росписи христианского храма, на этих элементах обязательно окажутся изображения евангелистов – Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Их как раз четверо, и они так же поддерживают Церковь, как паруса – купол.
Рис. 2.34. Храм Святой Софии Константинопольской. Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. 532–537 гг. Стамбул, Турция[66]
У парусов есть «родственники» – тромпы, конструкции попроще. Обычно это арочки, перекидываемые по диагонали от стены к стене, чтобы, например, над квадратным в плане помещением возвести еще одно – восьмигранное (в России восьмерик на четверике – любимая конструкция в храмах и колокольнях начиная с XVII века).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
II. Арка. Свод. Купол Книга вторая, повествующая о том, как сделать прочным потолок из небольших камней
II. Арка. Свод. Купол Книга вторая, повествующая о том, как сделать прочным потолок из небольших камней Секреты арки С тех пор, как люди отказались от шалашей и вигвамов и начали возводить дома с вертикальными стенами, вопрос, как сделать над ними крышу и потолок, стал
Каменный купол под куполом неба
Каменный купол под куполом неба Эволюция базилики увлекла нас далеко – на целое тысячелетие – вперед от той эпохи, когда восхищенные открывшимися технологическими возможностями римляне изобретали все новые и новые способы перекрытия своих сооружений. Помимо
Притвор, кокошники и Страшный суд: как понимать православный храм
Куда бы вы ни поехали в России, скорее всего, там будет храм. Огромный, величественный и похожий на дворец или маленький и скромный, а то и вовсе полуразрушенный. Во многих городках и деревнях это главная местная достопримечательность. В большинстве случаев храмы и церкви — единственные хорошо сохранившиеся образцы старинной русской архитектуры, а потому их посещение в путешествии почти неизбежно.
Чтобы при посещении храма получить более интересный и глубокий культурный опыт, помните, что каждый элемент фасада и внутреннего убранства имеет свою историю и свое символическое значение. По нашей просьбе искусствовед Мария Мороз объясняет, как «читать» храм, словно книгу, и как научиться отличать архитектурные стили разных эпох российской истории.
Из чего состоит храм
Все древнерусские храмы наследуют византийской традиции, а значит, все они относятся к крестово-купольным строениям. Разберемся, как это отражается в архитектуре. Внешне храм не похож на крест и может быть прямоугольным или квадратным. Крестовую структуру здания можно обнаружить, только оказавшись внутри: на четыре колонны в середине зала опираются своды, которые ведут к центральному куполу и в плане образуют крест.
Такая форма отличает православные храмы от католических. Дело в том, что романские и готические базилики унаследовали свою планировку от языческой античной традиции. Их строили в виде прямоугольника, к которому по бокам примыкали еще две вытянутых залы меньшего размера. А вот в Византии в VII–VIII веках желание быть непохожими на языческие ваяния было столь сильным, что в конце концов решили: надо менять саму структуру храма, сделать ее абсолютно новой.
Для христиан церковь служила образом распятия Христа, его жертвы ради спасения человечества, поэтому в основе планировки храма появился именно крест. В готической архитектуре крест тоже со временем возник в виде поперечной залы, образующей коридор перед алтарем (средокрестие). Но, например, в Италии, где готика не прижилась, вы не увидите крестообразных готических соборов.
Идея православного храма в том, что он должен отражать устройство мира, поэтому его фасад обращен к четырем сторонам света. В восточной стороне, там, где встает солнце, находится священное место — алтарь, а на западе, где свет «умирает», главный вход в храм.
Пространство внутри храма делится на несколько зон.
Идя от нартекса к алтарю, прихожане совершают условный путь от тьмы к свету, от сомнений и безверия к спасению души. Но в церкви символично движение не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном. Если основание храма — это образ земли, то купол символизирует Небо, а столбы и колонны, устремляющиеся к небесной сфере, уподобляются святым и подвижникам, ведь на них и держится церковь. Окна сообщают свет божественный миру земному и являются образом ангельских сил.
Что внутри храма
Внутри собор чаще всего полностью расписан фресками. Расположение каждой сцены и образа определяет канон. Разглядывая религиозные сюжеты на стенах, вы легко можете заметить, что на центральном куполе изображается Иисус Христос. Рядом с ним на барабане (это цилиндр, на котором возведен купол) пророки и апостолы. В парусах (своды, на которых стоит барабан) находятся четыре евангелиста, то есть авторы канонических евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это связано с тем, что верхняя часть храма символизирует царство Божье и мир небесный.
Нижняя часть храма земная, она рассказывает о сюжетах из жизни Христа, о мучениках, святителях и преподобных. На западной стене, наиболее удаленной от алтаря, у входа в храм, изображаются сцены Страшного суда. Они должны пугать верующих и побуждать их совершить маршрут к святилищу, а точнее к иконостасу, его преграждающему. В апсиде, она же алтарная часть, изображаются Богородица и апостолы, которые, как считается, незримо участвуют в таинстве причастия.
Как читать иконостас
Иконостас — это многоярусная преграда с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма и символизирующая границу между земным и небесным мирами. Сейчас, когда находимся в храме, мы обычно видим пятиярусный иконостас, иногда семиярусный, а раньше это была небольшая преграда из мрамора. Ее постепенное разрастание стало исключительно русским явлением. При этом каждый ряд имеет свое символическое значение.
В центре располагаются Царские врата. На них изображены сцены Благовещенья, когда архангел Гавриил сообщает Марии счастливую весть о скором рождении Христа, и образы четырех евангелистов. Врата символизируют вхождение в Царство Божие, которое стало возможным через Благовещенье и постижение Евангелия, записанного евангелистами.
Затем идут ряды, они же чины, иконостаса.
Какие бывают храмы
Снаружи храм может выглядеть по-разному. Собрать все типы церквей, которые были возведены русскими зодчими, никак не получится, ведь их очень много, поэтому остановимся на наиболее узнаваемых типажах.
Новгородская школа, XIII–XVI века
Церкви Великого Новгорода уникальны. Во-первых, они одни из древнейших, ведь смогли пережить татаро-монгольское иго (до Новгорода монгольское войско так и не добралось). Во-вторых, здесь долгие годы сохранялись местные традиции и отсутствовало влияние со стороны Москвы.
Особенности новгородского храма:
Значит ли это, что приемы новгородской школы больше нигде не использовались? Точно нет. Так, когда в начале ХХ века в моде был неорусский архитектурный стиль, зодчий Алексей Щусев построил в Москве Покровский собор, ставший центром Марфо-Мариинской обители. Многие элементы этой церкви были восприняты от новгородских и псковских церквей XII–XIV веков, например красивый декор на фасаде, выполненный скульптором Сергеем Коненковым.
Псковская школа, XIII–XVI века
Псков долгие годы находился в политической зависимости от Новгорода, поэтому местное зодчество продолжает новгородские традиции, например декоративное завершение фасада. Однако проявились и свои особенности:
Входя в состав централизованного государства, Псков, хоть и был «младшим братом» Новгорода, не испытал столь резкого перелома при насаждении новых архитектурных традиций. Даже в XVI и в XVII веках здесь продолжали работать местные школы, которые старались развивать архитектуру по-своему. Окончательно город попал под московское влияние лишь в начале XVIII столетия.
Московская школа, XV–XVI века
Московские храмы наследуют владимиро-суздальской школе. Отличный пример —Успенский собор в Московском Кремле. Для его постройки пригласили видного мастера из Италии Аристотеля Фиораванти, но не позволили строить так, как он привык у себя на родине. Вместо творческой свободы архитектору дали четкие указания: отправиться во Владимир, изучить тамошний Успенский собор и построить в Москве такой же.
Фиораванти отлично справился с этим заданием, и в итоге на территории Кремля мы можем видеть брата-близнеца владимирского храма. Стены московского собора имеют такие же полукруглые завершения внешних стен (закомары), пять глав, тонкие колонки на лопатках и архитектурно-колончатый пояс, обходящий вокруг здания.
Но что же тогда имеется типично московского в церквях XV века?
На самом деле московская школа на этом не заканчивается, ведь на рубеже XV–XVI веков становится уже не местным, а общерусским явлением в зодчестве. Укрепление экономики русского централизованного государства привело к невероятному по своей интенсивности развитию монументального строительства. В XVI веке в России было построено больше церквей, чем за предшествующие шесть столетий.
Для значимых городских центров возводились пятиглавые соборы, подобные Успенскому в Кремле, как, например, Успенский собор в Ростове или Софийский в Вологде. Когда же нужен был небольшой храм, его строили одноглавым, как церковь Исидора Блаженного в Ростове, и это явная дань уважения уже новгородским традициям с их тяготением к трехлистным фасадам и архитектурным планам в форме квадрата.
Параллельно процессу концентрации в Москве художественных сил со всех российских городов происходил еще один: с XVI века зодчие занимались активным поиском новых архитектурных форм. Они стремились создать сооружение, которое могло бы восприниматься и как скульптурный памятник. Иными словами, надо было создать такой храм, который был бы уже не простой церковью, но и монументом определенному событию в русской истории.
В тридцатых годах XVI века эти поиски вылились в грандиозный проект — возведение церкви Вознесения в подмосковном селе Коломенском, которое тогда было за границей Москвы. Считается, что храм был построен для моления о чадородии царской четы, Василия III и Елены Глинской, которые долгие годы были бездетными. Основание церкви было готово в год появления на свет будущего царя Ивана Грозного.
Что необычно в этой постройке, так это ее острое шатровое покрытие, которое делало здание уникальным в своем роде. Ведь такого типа завершения вообще не свойственны кирпичным церквям, шатры, скорее, можно встретить в деревянных храмах. Есть также версия, что эта форма навеяна военным зодчеством, так как похожие шатры использовались для боевых башен. Впрочем, каков бы ни был прототип церкви Вознесения, сама по себе она абсолютно самобытная, и подобных построек не найти в других странах.
После строительства церкви Вознесения каменное шатровое зодчество получило широкое распространение в России. Его развитие можно увидеть, например, в более сложной постройке собора Василия Блаженного или, наоборот, в упрощенной церкви Брусенского монастыря в Коломне.
Московская школа, XVII век
В середине XVII века строить шатровые церкви запретили. Точная причина до сих пор неясна, скорее всего, шатровая церковь казалась недостаточно каноничной. Но зодчие и заказчики уже успели так полюбить эту форму, что не готовы были совсем отказаться от нее. И тогда шатровыми начали строить не храмы, а только колокольни. При этом фасад церкви все равно претерпел некоторые изменения по сравнению с предыдущими столетиями.
Вот что это были за новшества:
В целом в это время намечалось активное развитие узорочья, где тон задавала семья Нарышкиных. Этот архитектурный стиль наиболее проявился в архитектуре следующего периода.
Московское («нарышкинское») барокко, XVIII век
Московское барокко практически не связано с итальянской версией этого направления. Оно было вполне самобытным и проявилось в строительстве небольших церквей при усадьбах знати, близкой к царскому двору. Это были ярусные постройки нового плана: нижний ярус обычно строился квадратным, а на нем возводили восьмиугольный объем. Такую конструкцию прозвали «восьмерик на четверике». Завершалась композиция барабаном и главкой.
Часто здание находилось на подклете (цокольном этаже) и было обнесено открытой галереей. Фасад таких построек всегда изобиловал разного рода украшениями, особенно в обрамлении окон и дверей. По карнизу обычно проходила полоса резных элементов, названных в народе «петушиными гребешками», а углы фасада укреплялись (фланкировались) колоннами классического типа. Отличный образец этого стиля представляет собой церковь Покрова в Филях. К основному объему квадратного плана примыкают с разных сторон полукруглые пристройки, отчего церковь больше похожа на дворец с парадными лестницами, чем на религиозное сооружение.
Наиболее праздничной версией московского барокко стал храм Знамения в селе Дубровицы. В нем впервые в истории русской религиозной архитектуры появился совсем европейский элемент: оформление фасада скульптурами, что ранее было просто немыслимо. Внутри вместо росписи лепные барельефы, выходящие в трехмерное пространство. А самое необычное — это купол, который закрыт кованой золоченой царской короной, настоящая метафора подчинения религиозного светскому, что и произошло при Петре I.
Храмы XIX и ХХ веков
На следующей стадии развития русского религиозного зодчества идет активное цитирование европейских архитектурных приемов. Например, колоннада Казанского собора в Петербурге навеяна площадью Святого Петра, а фасад, схожий с фасадом ватиканского собора, можно увидеть на Исаакиевском.
В это время многие русские зодчие отправлялись в Италию, чтобы вдохновиться ее произведениями архитектуры. Параллельно в Москве стали появляться проекты, которые всем своим обликом говорили о стремлении к русской самобытности. Речь идет о первой версии храма Христа Спасителя.
Изначально собор должны были возвести на Воробьевых горах, чтобы его было видно издалека, чем и обусловливался его грандиозный масштаб. Однако, поставленный на Волхонке, он стал, по словам исследователя русского искусства Михаила Алленова, символом «не красоты меры, а безмерности силы… в нем нагляднее всего выступает то свойство, которое в собственном смысле есть эклектика: смешение разнородного, чреватое нехудожественным произволом».
Храмы сегодня
Если при возведении церкви раньше призывали лучших архитекторов, иконописцев и художников, то сегодня самый распространенный вариант храма — типовой. Поэтому место зодчего теперь занимает инженер, а художника — маляр. Архитектура церквей наших дней считается одним из самых болезненных вопросов в градостроительстве, а все потому, что до сих пор «нет ни одного примера, который перерос бы идеи цитирования, копирования и заигрывания с историей».