памятник напротив исаакиевского собора кому
Памятник Николаю Первому у Исаакиевского собора
История памятника
Памятник Николаю Первому является одним из самых ярких скульптурных сооружений Санкт-Петербурга, расположенных перед Исаакиевским собором на одноименной площади. После кончины царя был поднят вопрос о том, чтобы увековечить его, поэтому его сын Александр Второй отдал распоряжение об установлении памятника.
Работу по созданию монумента поручили Огюсту Монферрану — архитектору из Франции, который также был автором таких проектов, как Александровская колонна, Исаакиевский собор и принимал участие в реставрации Царь-колокола.
Мастер не смог завершить дело, над которым трудился несколько лет, он ушел из жизни за год до открытия памятника. Работу над проектом продолжил скульптор Петр Карлович Клодт, который на тот момент уже был известен своими композициями в московском соборе Христа Спасителя, памятником князю Владимиру и многими другими. Мастер не просто руководил каждым этапом работ, он лично создавал образ царя.
Церемония открытия монумента состоялась на Исаакиевской площади в 1859 году. Общая скульптурная композиция включала потрясающие торшерные фонари, а первые несколько лет у памятника располагался часовой пост. По замыслу Монферрана монумент должен не просто отвечать всем требованиям, он должен стать неотъемлемой частью общего архитектурного ансамбля центра Санкт-Петербурга. Интересен тот факт, что памятник Петру I — Медный всадник, расположен точно напротив памятника Николая, их разделяет только Исаакиевский собор.
Описание памятника
Согласно рабочим наброскам архитектора, которые сохранились до наших дней, Клодт задумывал показать императора, сидящим на коне в спокойном состоянии, но отказался от этой мысли. Вместо этого памятник представлен во всем динамизме, в нем чувствуется вся сила гарцующего животного и солдатская выправка царя. Николай изображен в парадной форме гвардейца конного полка. Его фигура по-царски строга и спокойна, что придает памятнику не только грациозность, но и помпезность.
Памятник Николаю I, высота которого составляет 16 метров, представляет собой не просто величественное сооружение, это математически выверенная гармония каждой его части и тончайшая пластика скульптурных фрагментов. Общую картину дополняют искусно выполненные фонари, которые фланкируют монумент с четырех сторон.
Создание такой скульптуры на тот период была весьма сложная задача. В техническом плане еще не было придумано способа монтажа подобных композиций на двух точках опоры. Чтобы скульптура не рухнула рано или поздно, было принято решение усилить ее двумя подпорами из металла, вес каждой составляет 50 пудов. На изготовление памятника было потрачено в общей сложности семьсот пятьдесят тысяч рублей и 20 тонн металла. Сама фигура императора полностью отлита из бронзы.
Богато выполненный постамент, украшенный большим количеством фигур и горельефов (работы Н. А. Ромазанова и Р. К. Залемана) — просьба самого Александра Второго, который хотел, чтобы на памятнике были отмечены самые значимые датами из жизни его отца. Так, на пьедестале расположены горельефы с сюжетами восстания на Сенатской площади, обращение к народу во время холерного бунта на Сенной площади, церемония вручения ордена Сперанскому за издание сборника законов Российской империи, осмотр Веребьинского моста.
Кроме того, пьедестал украшают фигуры женщин с лицами его жены и дочерей. Согласно замыслу мастеров, они являются олицетворением четырех столпов, на которых было основано все правление царя – мудрость, сила, правосудие и вера. Между ними расположен герб Российской империи, который был утвержден именно в период его правления. Постамент выполнен из карельского кварцита, а также мрамора и гранита, привезенных из разных частей Европы: Италии, Финляндии и других городов.
Памятник в советское время
Очень многое из того, что напоминало о царском правлении, было уничтожено и продано. Памятники монархам демонтировались везде, не избежали этой участи и скульптуры обоих Александров и многие другие. Особенно разорительными в этом плане были 30-е годы, когда революционная идеология захватила не только умы, но и всю сущность людей. Но благодаря уникальности инженерного решения, скульптуру Николая удалось отстоять, снесена была лишь оригинальная ограда, которую восстановили уже после распада СССР.
Как добраться до памятника
Скульптурная композиция находится в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади. Чтобы добраться сюда можно воспользоваться метро и выйти на станции Адмиралтейская, повернуть налево, на пересечении с Малой Морской улицей, снова повернуть налево и спустя несколько минут перед вами откроется Исаакиевская площадь.
От станций «Гостиный двор» и «Невский проспект» необходимо пройти по одноименному проспекту в сторону Адмиралтейства. Также можно доехать на автобусе № 3, 22, 10 и 27, на троллейбусе № 22 и 5.
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I установлен на территории Исаакиевской площади в городе Санкт-Петербург. Открытие монумента произошло 25.07.1859 года. Разработкой изделия занимался О. Монтферран, а изображение коня создал П. К. Клодт, в свое создававший гениальные скульптуры лошадей.
Особенности памятника
Особенностью объекта архитектурного достояния считается монтаж фигур, точкой опоры которых считаются только ноги коня, а змея делает конструкцию крепкой и прочной, но функциюопорного элемента не выполняет.
Пьедестал разработан знаменитыми архитекторами и скульпторами. На изделии присутствуют украшения в виде женских фигур, напоминающих главных женщин из семьи императора. Кстати, цифра «1» в имени императора на монументе относится к арабским символам.
Горельефы отображают ключевые события, произошедшие во времена царствования Николая I, а именно, восстание декабристов, бунт на Сенной площади, а также церемонию открытияВеребьинского железнодорожного моста. Вокруг сооружения, высотой более 1600 см, размещены уникальные фонари, являющиеся местной достопримечательностью.
Русский царь и Конная гвардия
Полк Конной гвардии находился под руководством Николая I. Он располагался недалеко от актуального расположения памятника. Поэтому приняли решение об установке монумента наИсаакиевской площади. Царя изобразили в виде мужчины полководца в экипировке Конной гвардии.
Удачное расположение
Памятник Николаю I установили на одном уровне с Медным всадником. Оба объекта повернуты в одном направлении, а между ними расположился Исаакиевский собор. Местные жители придумалиинтересные высказывания. Например, «Дурак умного догоняет, но Исаакий мешает».
Советская власть и царское наследие
Произошли изменения законов. В 1930 году запланировали снос этого сооружения, так как власть СССР не одобряла памятники русским царям. Сохранить объект архитектуры получилосьблагодаря легенде об уникальности этого сооружения.
Существовало мнение, что баланс 2 фигур достигается благодаря расчету центра тяжести и наличию железной дроби внутри коня, но, в ходе реставрации, состоявшейся в 1980-х годах, этаверсия была опровергнута, так как в скульптуре дроби не было. Фигура на коне стоит благодаря прутам, размещенным в ногах коня.
Дочь императора отказалась жить в Мариинском дворце, так как памятник отцу был повернут спиной к окнам ее покоев.
Вечный муж, Театр на Васильевском
Никольский морской собор
Новая Голландия: переписываем историю
Эд Ширан оказался самым продаваемым исполнителем 2017
Аргентинская страсть в вихре карнавала
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 150 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 2300 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Пижама для шестерых
- 12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Остров заблудших душ
- 14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2300 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Суп из канарейки
- 12 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 100 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Лолита
- 16 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е
Максим Фадеев
- 15 апреля 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1500 ₽ Е
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I установлен на территории Исаакиевской площади в городе Санкт-Петербург. Открытие монумента произошло 25.07.1859 года. Разработкой изделия занимался О. Монтферран, а изображение коня создал П. К. Клодт, в свое создававший гениальные скульптуры лошадей.
Особенности памятника
Особенностью объекта архитектурного достояния считается монтаж фигур, точкой опоры которых считаются только ноги коня, а змея делает конструкцию крепкой и прочной, но функциюопорного элемента не выполняет.
Пьедестал разработан знаменитыми архитекторами и скульпторами. На изделии присутствуют украшения в виде женских фигур, напоминающих главных женщин из семьи императора. Кстати, цифра «1» в имени императора на монументе относится к арабским символам.
Горельефы отображают ключевые события, произошедшие во времена царствования Николая I, а именно, восстание декабристов, бунт на Сенной площади, а также церемонию открытияВеребьинского железнодорожного моста. Вокруг сооружения, высотой более 1600 см, размещены уникальные фонари, являющиеся местной достопримечательностью.
Русский царь и Конная гвардия
Полк Конной гвардии находился под руководством Николая I. Он располагался недалеко от актуального расположения памятника. Поэтому приняли решение об установке монумента наИсаакиевской площади. Царя изобразили в виде мужчины полководца в экипировке Конной гвардии.
Удачное расположение
Памятник Николаю I установили на одном уровне с Медным всадником. Оба объекта повернуты в одном направлении, а между ними расположился Исаакиевский собор. Местные жители придумалиинтересные высказывания. Например, «Дурак умного догоняет, но Исаакий мешает».
Советская власть и царское наследие
Произошли изменения законов. В 1930 году запланировали снос этого сооружения, так как власть СССР не одобряла памятники русским царям. Сохранить объект архитектуры получилосьблагодаря легенде об уникальности этого сооружения.
Существовало мнение, что баланс 2 фигур достигается благодаря расчету центра тяжести и наличию железной дроби внутри коня, но, в ходе реставрации, состоявшейся в 1980-х годах, этаверсия была опровергнута, так как в скульптуре дроби не было. Фигура на коне стоит благодаря прутам, размещенным в ногах коня.
Дочь императора отказалась жить в Мариинском дворце, так как памятник отцу был повернут спиной к окнам ее покоев.
Памятник «Николаю I» в Санкт-Петербурге
П амятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.
Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, «делал лошадей лучше чем сами жеребцы».
Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.
Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.
То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.
Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.
Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.
Чудо на лихом коне. ниже.
С памятником связана еще одна интересная история.
«Хулиганы», которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.
Более того, такое же слово отлито и на памятнике «Тысячелетия Руси» в Новгороде.
Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора «Повести временных лет». Символично, однако. ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.
Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же «народной» меткой? Впрочем, может быть все это только легенда.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади – чем уникален монумент в Санкт-Петербурге
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
На одной из самых красивых площадей Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге во всей красе возвышается памятник Николаю I – царственный всадник, устремившийся к златому куполу Исаакия. Возведенный по велению сына, Александра II, монумент возведен на одной линии с Медным всадником.
Память об отце
В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом был сооружён памятник Николаю I. Император был шефом расквартированного неподалеку Конногвардейского полка, поэтому для монумента выбрали данную площадь.
Работу над проектом памятника Николаю I на Исаакиевской площади император лично поручил придворному архитектору Огюсту Монферрану, который, приступив к работе в 1856 году, получил от государя два пожелания:
Создание монумента
К созданию монумента приступили через год после смерти императора. Александр лично контролировал ход работ, делая замечания.
Монферран умер, не дождавшись установки памятника на Исаакиевской площади, но успел создать проект, по которому всадник должен находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Конную статую высотой 6 метров создал скульптор Петр Карлович Клодт, который сначала изобразил Николая I на неподвижно стоящем коне.
Скульптура отражала характер государя, но не совпадала с замыслом Монферрана. В новом варианте скульптуры отразилось главное – стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. Изящество, легкость и стройность монумента подчеркивает неподвижно-торжественная суровая фигура всадника.
На создание памятника потратили 753000 серебром, на отливку статуи ушло 1300 пудов (21,3 тонны) металла. Многие современники считали, что скульптура перенасыщена деталями. Время показало, что масштабный монумент гармонично связан с простором огромной площади.
Необычная скульптурная композиция
Чтобы новый памятник привлекал внимание, он должен быть необычным, с чем и справился гениальный скульптор Клодт. Конной натурой послужил любимый жеребец государя – Амалатбек, мельчайшие детали которого реалистично изображены в скульптуре.
Образ императора
Император – в парадном мундире и каске, украшенной двуглавым орлом, изображен верхом на скачущем коне. Николай I – высокий, красивый и стройный, великолепный наездник и профессиональный военный, гордо и властно держится на коне. Лицо императора строго и бесстрастно.
Конная композиция воплощает тщеславие и желание Николая I быть похожим на знаменитого предка Петра Великого. Император поднимает коня на дыбы, но в отличие от Петра I, статуя опирается только на две точки опоры – задние ноги коня.
В момент открытия памятника Николаю I– 25 июня 1859 года – все ждали, когда у коня подломятся ноги, но Клодт отлично знал дело, за которое взялся. Копыта коня продолжаются металлическими столбами, идущими до основания памятника. Две точки опоры до сих пор вызывают дрожь у зрителей: ведь это первая в Европе подобная статуя.
Пьедестал
16-метровый памятник Николаю I представляет не цельную каменную глыбу, а конструкцию из разных пород. Многоярусный пьедестал в виде эллипса работы Монферрана составлен из 118 блоков малинового карельского кварцита и белого итальянского мрамора. Цоколь пьедестала – из темно-серого финляндского гранита.
Император приложил все усилия для укрепления империи. Он полжизни провел в походах, спал на раскладных кроватях и стремился навести в стране порядок так, как диктовало время.
Барельефы, оформляющие пьедестал, напоминают потомкам о событиях периода правления императора:
В каждой сцене главная фигура – император. На лицевой стороне пьедестала, под золоченым двуглавым орлом – бронзовая надпись: «Николаю I, императору всероссийскому, 1859 год».
С четырех сторон пьедестала – аллегорические женские фигуры, в которых видны черты лиц жены и дочерей Николая I:
Нижняя часть памятника украшена 4 торшерами и тремя ступенями. На каждом из торшеров – 3 двуглавых орла и 5 фонарей, самых красивых в городе.
В 1860 году между памятником Николаю I и Исаакиевским собором разбили сквер и установили бронзовую решетку из 20 звеньев.
Советское время и скульптура
В марте 1917 года во время «борьбы с царями и воспоминаниями о них» общественный деятель Пантелеев предлагал снести памятник, а на пьедестале водрузить монумент «декабристам».
В 1930 году предлагали заменить фигуру императора на коне Буденным или Фрунзе. Памятник отстояли: искусствоведы сумели убедить, что это инженерное сооружение стоит оставить потомкам.
В ночь на 18 июня 2011 года вандалы повредили наконечник копья, их задержали, памятник Николаю I отреставрировали, и конная статуя по-прежнему украшает Исаакиевскую площадь.
Видео: какие секреты раскрыла реставрация
кому стоит памятник около исаакиевского собора
Памятник царю Николаю I был открыт 25 июля 1859 года, вскоре после смерти государя, на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Автор проекта скульптуры – Огюст Монферран, над проектом коня работал Петр Клодт, пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.
Памятник Николаю I уникален с точки зрения инженерной находки: массивная скульптура высотой более 16 метров имеет всего две точки опоры – задние ноги коня. Технология отливки здесь использовалась та же, что и при отливке Медного всадника. Скульптурный портрет изображает императора в парадной форме Кавалергардского полка. С четырех сторон памятник окружают очень красиво выполненные фонари.
Пьедестал памятника также является произведением искусства скульптуры. Он украшен аллегорическими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия в виде женских образов. По легенде для этих фигур позировала сама жена Николая и три его дочери. Также на пьедестале расположены горельефы, запечатлевшие основные события периода властвования Николая I: восстание декабристов в 1825 году, подавление холерного бунта на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за составление первого свода законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва в 1851 году. Облицовка постамента состоит из нескольких видов мрамора, красного шокшинского порфира, красного финского и темно-серого сердобольского гранита.
В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер. Сейчас Исаакиевская площадь – одно из самых красивых мест Санкт-Петербурга.