память святых отцов первого вселенского собора
I ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
I Вселенский Собор. Икона XVII в. |
Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, почему также называется Никейским Собором
Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками [1]. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.
Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления этого император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.
Участники собора
Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. Святой царь Константин Великий в своей речи к Собору выражается: «Более 300». Святитель Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник Собора, святитель Евстафий Антиохийский, говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру «более 250». В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.
До нас не дошли протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом Соборе и его постановления известны достаточно хорошо и подробно из произведений и переписки его участников [2].
Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.
Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Сисиний Кизический, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.
Первый Вселенский Собор. Фреска XIV в., монастырь Высокие Дечаны (Косово, Сербия). |
Ход Собора
Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.
А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:
Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту Евсевий Кесарийский выступил с хитрым дипломатическим предложением, которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:
Замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющую место для еретического учения Ария.
Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом «единосущный» (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.
После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров. Вот эти дополнения, согласно Карташеву:
Результаты Собора
К сожалению, формально приняв правильную формулировку православной веры как бы извне, Церковь внутренне не была готова к ее признанию «своей» истиной. Поэтому за кажущимся торжеством Православия на I Вселенском Соборе, последовала такая острая антиникеевская реакция, что порой казалось Церковь не устоит и падет под натиском ереси. Понадобилось почти 70 лет, чтобы Церковь внутренне усвоила решение I Вселенского Собора, осознав, уточнив и дополнив его богословие.
Другие решения Собора
Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:
Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. [4].
По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.
Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Молитвословия
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же на́ш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся́ ны́ наста́вивый:// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8 (подобен: Яко начатки)
Апо́стол пропове́дание,/ и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́ще и́тины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе
Библия
Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями)
Как было описано выше, на Соборе было решено поручить Александрийской Церкви вычислять пасхалию. Касательно запрещения праздновать с иудеями, это было принято не на I Вселенском Соборе, а указано в Правилах Святых Апостолов (правило 7-е) и позднее подтверждено первым правилом Антиохийского поместного собора 341 г.
Заушение Ария
Эта история есть в житии свт. Николая Мирликийского, однако, подтверждения ей или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.
См. также
Литература
Использованные материалы
[3] В разных источниках имя также приводится как Вит или Виктор.
Память святых отец Первого Вселенского Собора
Память святых отец Первого Вселенского Собора
Отцы Церкви. Миниатюра, XII в
Первый Никейский Собор — Собор Церкви, созванный императором Константином Великим в июне 325 года в городе Никее. Он продолжался больше двух месяцев и стал Первым Вселенским Собором в истории христианства. Основной задачей Собора было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения.
Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Исуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
Первый Вселенский Собор, Святитель Никола спорит с нечестивым Арием. Греческая фреска, Афон
На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий, Спиридон Тримифийский, Никола Мирликийский, Александр Александрийский и другие.
Ложное учение Ария было опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой кафедре. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех век и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
Первый Вселенский Собор, Святитель Никола спорит с нечестивым Арием. Греческая фреска, Афон
«Днесь вернии память святых отец чтется… Мнози же от еретик исповедаша, яко Христос пострада и воскресе. А еже подобен Отцу, то никакоже, но многи хулы на Божество вещаше еретицы. Святии же отцы правоверное учение Церкви изъясниша, и веру утвердиша. Тем по господских праздницех, память святых отец празднуется» («Златоуст», слово 75 «Поучение на собор святых отец 318, сшедшихся на Ария еретика»).
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, выходным днем было признано воскресенье вместо субботы, выработано 20 канонов, определено было священникам быть женатыми, установлены были и многие другие правила.
Основными источниками о Никейском Соборе являются работы двух его участников: Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого, а также историков позднейшего времени: Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена, блаженного Феодорита Кирского. Источники называют различную численность участников Собора: принятое ныне число участников, 318 епископов, называли Иларий Пиктавийский, Василий Великий и Афанасий Великий. Запад был представлен по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров. На Соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, Феофил Готский из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.
«Видев же царь Церковь возмущену Арием, повеле созвати вся вселенские епископы, и скоро снидошася в Никею, идеже Арий приведен бысть со единомысленниками своими. И снидошася отовсюду епископи, триста и осьмнадесят, и седоша с царем. Приведоша же Ария и его други на собор, и повеле царь Константин первее Арию глаголати. И рече Арий, не искони Слово Божие бысть, ни тем видимая быша, ни подобен есть Сын Отцу, ни истинен естеством бысть» («Златоуст», слово 75 «Поучение на собор святых отец 318, сшедшихся на Ария еретика»).
Икона Первый Вселенский Собор. Новгород, XVI в
Как гласит церковное предание, святитель Никола чудотворец, слыша эти богохульные речи, не сдержался и ударил Ария по щеке, после чего был запрещен в священнослужении. Письменное свидетельство об этом случае находим в творениях митрополита Навпактского и Артского Дамаскина Студита (XVI век), который в своей книге «Θησαυρός» («Сокровище»), излагает сказание, что время Вселенского Собора (325) Никола «ударил по щеке» злочестивого Ария. Однако вскоре святым отцам было откровение о том, что святитель Никола поступил так по истинной ревности о правде Божией, после чего он был немедленно оправдан и возведен в прежнее свое достоинство.
Святые отцы Первого Вселенского Собора. Почитание
Память святых 318-ти богоносных отец Первого Вселенского Собора иже в Никеи совершается в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе.
Цитаты Святых Отцов на каждый день
«Украшай свою душу — и красоту ее
возлюбит Бог. »
(Святитель Иоанн Златоуст)
О храме
Подать записки
Служение
Расписание бесед и занятий
Информация
НЕ ПРОПУСТИТЕ.
Память отцов Первого Вселенского Собора
В Седьмую неделю по Пасхе Святая церковь празднует память отцов Первого Вселенского собора.
Особое воспоминание Первого Вселенского собора накануне недели Пятидесятницы обусловлено огромным значением этого события для всей церковной истории. В 325 году впервые за всю историю Церкви было проведено Собрание вселенского масштаба (Собор), на которое собрались епископы со всех концов православного мира. На этом Соборе была осуждена ересь арианства, терзавшая всю церковь и был выработан Символ веры.
Справедливости ради стоит отметить, что к тому времени Вселенский собор уже имел место в церковной истории. В середине I века в Иерусалиме прошел Собор святых апостолов, на котором обсуждалось вхождение язычников в церковь. На этом Соборе присутствовали все святые апостолы, и посему именно он может быть по праву назван Первым Вселенским. Однако, такое именование приобрело другое событие, также кардинально изменившее жизнь всей Церкви.
К началу IV века, после прихода к власти императора Константина в Римской империи наблюдается спад гонений. В 313 году Константином и его соправителем Лицинием в городе Медиолан (совр. Милан) заключается соглашение, которое вошло в историю как «Миланский эдикт о веротерпимости», согласно которому христианская церковь приобретает легальное положение в империи. И несмотря на то, что соглашение Лицинием будет нарушено и гонения в восточной части империи возобновятся, можно считать, что это время последних гонений на Церковь. В 324 году император Константин побеждает Лициния и становится единоличным императором всей Римской империи. К тому времени было известно о благоволении императора Константина к христианству. Чудесное явление Креста Господня перед сражением за Рим серьезно изменило отношение императора к гонимым христианам. С самого начала его правления наблюдается существенное изменение отношения власти к Церкви. Христиане выходят из катакомб, строятся соборы и храмы, Церкви дается множество привилегий.
Однако, к 324 году сама Церковь оказывается внутренне расколотой ересью арианства. Ситуация была настолько серьезной, что при посещении восточной столицы империи – Никомидии, император застает там уличные беспорядки, вызванные противостоянием православных и ариан. Причиной такого острого конфликта послужило распространение в восточной части Церкви, в Александрии, учения местного пресвитера Ария. В Церкви и ранее имели место ереси (новациан, маркиона и пр.), однако они имели локальный характер и довольно быстро осуждались епископскими соборами провинций, на которых возникали. Арианство же распространилось далеко за пределы Александрии. На момент начала Первого Вселенского собора из 300 епископов примерно 2/3 или были арианами, или сочувствовали арианству.
Сам Арий – ливиец по происхождению, – был пресвитером приходской церкви в одном из районов Александрии. Изначально Арий был близок кругам, исповедовавшим ересь Савелия Ливийского, но вскоре, вдохновленный подвигом свмч. Петра Александрийского, вернулся в Церковь и решил стать священником. Своими яркими проповедями и аскетической жизнью он снискал большую популярность среди жителей Александрии. После смерти александрийского епископа Ахилла, Арий едва не стал епископом Александрии, но в итоге был избран святитель Александр, который первым и поднял вопрос о взглядах Ария.
Вопрос происхождения взглядов Ария до сегодняшнего дня остается спорным. Скорее всего его учение является сочетанием нескольких еретических учений его времени (Павла Самосатского, Савелия Ливийского и Оригена). Главным вопросом его учения стало понимание Иисуса Христа как Сына Божия – второй ипостаси Святой Троицы. По мнению Ария, Христос не существовал до какого-то момента и был сотворен Богом-Отцом перед творением мира. Арий учил, что Христос является самым совершенным, самым высшим творением Бога-Отца. Т.е. о том, что Христос не является Богом.
Впервые публично о своих взглядах он заявил после проповеди свт. Александра Александрийского, в которой тот говорил о единстве Отца и Сына и Богочеловеческой природе Христа. В начале свт. Александр не обращал внимание на Ария, но после того, как взгляды последнего стали распространяться по городу, запретил ему публично высказывать свое учение. В ответ Арий начал кампанию по дискредитации свят. Александра. Он переманил на свою сторону 1/3 всего александрийского духовенства и вел активную агитацию верующих. Святитель Александр попытался увещевать Ария и заставить прекратить раскольнические действия. На что Арий ответил форменной травлей. Он распространял грязные слухи о свт. Александре, платил блудницам, чтобы те приходили к его двору и требовали от него платы за их посещение.
Но самых главных своих сторонников Арий нашел в восточной столице империи – Никомидии. Евсевий Никомидийский активно поддерживал Ария и длительное время не допускал его соборного осуждения. Свт. Александр составил окружное послание в защиту православного учения, а в 323 году собрал Собор в Александрии, на котором отлучил Ария от Церкви. Из Никомидии последовало требование отменить решение Собора и восстановить Ария в Церкви. К этому времени арианство активно распространилось не только в Египте, но и по всей восточной империи.
В этот момент в дело вмешивается император. Константин просит свят. Александра и Ария решить вопрос обоюдным миром, но вскоре видит, что ни одна из сторон уступать не намерена. Тогда он призывает своего советника по церковным вопросам епископа Осия Кордубского. Свт. Осий стал исповедником в Диоклетианово гонение. Свою кафедру Кордубы (совр. Кордова, провинция Испании) он занимал до смерти в 359 г. Он консультировал Константина в суде над донатистами, где произвел глубочайшее впечатление на императора своей духовностью и мудростью, и с тех пор стал его постоянным советником.
В Александрии Осий встретился со всеми сторонами и убедился в важности спора и в правоте свт. Александра. После чего свт. Осий посетил несколько малоазийских городов, где временно низложил нескольких епископов, активно поддержавших Ария, до рассмотрения их дела на более крупном Соборе.
После доклада о положении дел, Константин принимает решение созвать единый церковный Собор для рассмотрения проблемы арианства. В 325 году в город Никея стали съезжаться епископы со всех провинций империи. Транспорт и сопровождение до места проведения Собора, размещение и содержание епископов взял на себя лично император. Следует отметить, что многие епископы ехали на Собор не имея уверенности, что едут на собрание епископов, а не на новые испытания. Многие из них были исповедниками в годы гонений и имели телесные увечья. Император лично встречал каждого епископа, особо почтительно приветствуя исповедников веры.
На собор явились епископы и из-за пределов Римской империи. Присутствовали епископы из Сирии, Армении, Кавказа, Персии и Скифии. Всего на собор приехало более 300 епископов. Согласно Церковному Преданию на Соборе присутствовали 2 известных святых: свят. Спиридон Тримифунтский и свят. Николай Мир Ликийский. Церковные историки говорят об отсутствии сохранившихся документальных подтверждений их присутствия на Соборе, но, учитывая, что большинство делегатов прибыли на собор из Греции и Малой Азии – их присутствие на Соборе более чем вероятно.
Изначально было принято решение заключить Собор составлением единой исповедальной формулы для всех христиан – Символа веры, которая и составит орос (воззвание) Собора. Было проведено несколько заседаний, но ни на одном из них Символ веры не был принят. Арианская часть Собора и сочувствующие ей предлагали для принятия несколько редакций Символа веры, но православную часть Собора ни одна из этих редакций не устроила. Причин для такой неуступчивости было две: первая – ариане предлагали формулы, которые или можно толковать как в православном, так и в арианском ключе, или которые являются православными, но вовсе не касаются проблемы арианства; вторая – нельзя было принимать любую формулу, которая исходит от ариан.
Вскоре дискуссии свелись к вопросу об отношении природы Христа и Бога-Отца. Нужно было точное определение, которое исчерпывающе определит Божественную природу Христа и будет несовместимо с арианством.
По совету свят. Осия Кордубского для описания природы Спасителя, императором было предложено понятие «единосущна Отцу», т.е. Христос имел с Богом-Отцом одинаковую Божественную природу. Полная формулировка Никейского Символа веры в этой части выглядела так: «И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденнаго от Отца, Единороднаго, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле».
Само понятие единосущный (гр. ομοούσιος) сразу вызвало некоторые споры. Во-первых, это понятие было ранее осуждено на Антиохийском соборе 269 года при обличении ереси Павла Самосатского. Во-вторых, это было единственное слово из Символа Веры, которого нет в Священном Писании. Однако, несмотря на такие сомнения, большая часть епископов с готовностью подписала Орос Собора. Для латинской части Собора понятие «единосущный» разрешило многие богословские противоречия западной церкви. Для восточной церкви это понятие стало единственной возможностью разрешить трудности в понимании природы Христа и дать Ей наиболее точное определение.
Для ариан такое решение Собора, подкрепленное единодушием отцов и волей императора, стало катастрофой. В последней попытке как-то изменить ситуацию ими было предложено понятие όμοιούσιος – подобосущный. Однако подобие не есть единство. Само слово «подобосущный» в греческом отличается от «единосущный» наличием лишь одной буквы – йоты. Многие епископы, сохранившие арианские убеждения, подписывая орос Собора, пытались дописать эту небольшую черту в слово «единосущный», но были пойманы. По слову Священного Писания «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5, 18).
Вселенский собор в Никее являет собой подлинное чудо в истории Церкви. Никогда ранее подобных собраний епископов, действием Святого Духа принимающих судьбоносные решения в Церкви, не было. Чудесное обретение Символа веры стало свидетельством чуда Божия, проявившегося через явление соборности Церкви. Принятый собором Символ веры стал кратким изложением христианского учения, который поется за каждой Божественной Kитургией и необходим для знания каждым православным христианином.