отверстие в своде храма

Отверстие в своде храма

Голосники в древнерусском зодчестве — это глиняные горшки, вделанные в верхние части стен внутри древнерусских церквей и открывающиеся в храм своими круглыми отверстиями. Голосники, устраивавшиеся с целью усиления акустики здания, встречаются на русской почве с древнейшего времени (”София Новгородская” и другие) и перешли, вероятно, из византийской архитектуры. Особенное обилие голосников наблюдается в псковских церквях 15—16 веков, где ими подчас заняты сплошь полукруглые верхние части стен под сводами ветвей креста.
Иногда отверстия голосников образуют орнаментальную композицию. Не исключена возможность конструктивного происхождения голосников от сосудов, из которых в византийском зодчество иногда выкладывались своды — для облегчения их тяжести. Об этом свидетельствуют голосники, встречающиеся в парусах древнейших русских церквей. источник: http://www.rem-stroim.ru/?p=7149

Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.),

Наука, СПб, 1994 (стр.51-53)

ГОЛОСНИКИ

Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение этого приема в византийском зодчестве уже давно отмечено исследователями. 123) Хорошим примером может служить конструкция куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX-XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора. 124)

Такие же сосуды, уложенные на растворе, заполняли пазухи сводов под хорами в Успенском соборе того же монастыря. 132) С другой стороны, при раскопках церкви на усадьбе Художественного института в Киеве заметно преобладали обломки амфор. 133) В Спасской церкви Переяславля были найдены только одни амфоры. 134) Выбор типа голосников, вероятно, определялся наличием или отсутствием тех или иных сосудов. Но вполне возможно, что при этом учитывали еще и то, в какой конструкции данные голосники размещались. Так, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, где в пазухах сводов и в верхней части стен применялись сосуды местного производства, в парусах были заложены амфоры. 135) При раскопках собора на Протоке в Смоленске удалось установить, что в сводах центральной части здания преобладали амфоры, тогда как сосуды местного производства использовались в основном в боковых частях. 136)
Сосуды местного производства в разных строительных центрах Руси заметно различались как по форме, так и по тесту (рис. 43). В Смоленске, например, это были горшки, имевшие коричневато-серое тесто с примесью дресвы. Наружная поверхность их обычно пятнистая, «обварная». Голосники гродненских памятников тоже исполнены в спирально-ленточной технике без заглаживания внутренней поверхности, однако тесто здесь желтое или красное, а наружная поверхность покрыта довольно густым параллельно-линейным рисунком; на плечиках порой протянута полоска волнистого орнамента. В большинстве случаев сосуды-голосники имели вытянутое горло, чаще- прямое, но иногда с профилировкой. На днищах голосников встречаются знаки. В новгородских памятниках отмечено, что часто в кладке применяли обычные горшки, а не специально изготовленные для данной цели. Поэтому венчик новгородских голосников невысокий, как у обычных горшков. 137)

Примечания

123) Choisy A. L’art de batir cher les byzantins. Paris, 1883. P. 72.
124) Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la premier region de Constantinople. Paris, 1939. P. 46.
125) В.В. Стасов отмечал, что горшки применялись как для облегчения веса сводов, так и для улучшения звука (см.: Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3. С. 126; см. также: Полянский С. Новые соображения о так называемых голосниках в древних церквах // Вести. О-ва древнерусского искусства. М., 1874-1876. № 1-12; 1876. Отд. IV. С. 87). Об этом же писала В.Е. Гезе (см.: Гезе В.Е. Заметки о некоторых киевских древностях // ЗРАО. 1901. Т.12, вып. 1-1. С.193).
126) Уже Витрувий писал о медных сосудах, улучшавших акустику (см.: Витрувий. Указ. соч. С. 100).
127) Drocoun D. L’acoustique au Moyen Age // Archeologia. 1971. N 40. P. 29.
128) Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. C. 30.
129) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954. С. 98; см. также описание этих голосников в ст. «Коложская церковь» (Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 г. Гродно, 1866. С. 30-32).
130) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. С. 98.
131) Лашкарев П.А. Церковно-археологические очерки. Киев, 1898. С. 215.
132) Гезе В.Е. Указ. соч. // ЗРАО. 1901. Т. 12, вып. 1—2. С. 191.
133) Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. С. 426.
134) Каргер М.К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952—1953 гг. // СА. 1954. Т. 20. С. 16.
135) Холостенко Н.В. Памятник XI в. — собор Печерского монастыря // Строительство и архитектура (Киев). 1972. № 1. С. 32.
136) Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 322.
137) Покрышкин Н.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 27. Табл. XXIV

Кувшины-голосники как элементы церковной акустики

Звук в храме

(Е.Юсупова, //»Вода Живая»)

В церкви все немного не так, как в других местах: другой свет, запахи, иная одежда, поведение людей. Это то, что заметно с первого взгляда. Но есть и более глубоко спрятанные «странности». К их числу, например, относится акустика, которая во многом отличается от условий концертных залов.

отверстие в своде храма. e0bb482f1f60b3f92d856d46f21fae9a. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-e0bb482f1f60b3f92d856d46f21fae9a. картинка отверстие в своде храма. картинка e0bb482f1f60b3f92d856d46f21fae9a.Мы привыкли восхищаться акустикой больших соборов, под сводами которых пение хора звучит особенно объемно, таинственно… Но вот парадокс: «академические» музыканты, которым время от времени приходится играть в соборах (практика, принятая больше на Западе, но иногда встречающаяся и в России) не всегда разделяют это мнение.

Однажды знакомая скрипачка, выступавшая в католическом храме, поделилась впечатлением. По ее словам, играть было сложно: «Звуки длились слишком долго, сталкивались друг с другом, ни один не начинался из тишины». Может быть, ей просто не удалось найти правильную точку в зале (опытные музыканты знают, что каждое помещение имеет такое место, откуда играется лучше всего), но все равно условия исполнения музыки в церкви нельзя сравнивать с акустикой концертных залов — перестраиваться придется всегда.

В чем тут дело? Может, «церковная» акустика принципиально подходит только для исполнения духовных песнопений без сопровождения инструментов? Не совсем так. Ведь в католических храмах на службе часто звучит орган, а многие духовные произведения известных композиторов (например, кантаты и пассионы И. С.?Баха) написаны для достаточно большого инструментального состава. Давайте разберемся по порядку.

Реверберация или попросту эхо

Главное, что смутило мою знакомую, — долгое время звучания каждой ноты. В таких условиях звуки сливаются друг с другом и создают хаос. Однако то, что помешало скрипачке внятно исполнить произведение, на самом деле является продуманным свойством храмовой акустики.

Это свойство связано с более длительным, чем в концертных залах, временем реверберации. Под реверберацией понимается процесс постепенного уменьшения интенсивности звучания после прекращения звучания его источника. На слух она воспринимается как гулкость зала или гуляющее по помещению эхо.

Реверберация возникает в результате отражения звука от стен и измеряется временем слышимости эха после прекращения звучания. В концертных залах время реверберации, как правило, колеблется от одной до двух секунд. На стадионах она практически отсутствует, но поскольку там часто используются громкоговорители, может возникать искусственное эхо. В церкви длительность реверберации может достигать семи секунд. Именно поэтому скрипачке было сложно играть: она привыкла, что звук затухает почти сразу после того, как смычок отрывается от фструны, а он все длился и длился…

Для чего это сделано? Во?первых, такое время реверберации создает особые условия для звучания человеческого голоса. Чем дольше реверберация, тем легче петь. Эхо придает голосу «сочность», наполненность звучания, а без него певцу петь очень сложно: голос звучит механично и отрывисто.

Стены как музыкальный инструмент

Однако этим значение реверберации в храме не исчерпывается. Вспомните, как в больших соборах (особенно пустых) отдается эхом каждый шаг или случайный стук. Когда же вступает хор, его звучание начинает витать под сводами, отражаясь от купола и стен, наполняя пространство наложениями и отголосками. В концертном зале такого не услышишь: эхо там минимальное, ровно такой продолжительности, чтобы звучание не казалось слишком сухим.

Храмовое эхо придает звучанию оригинальность и особый колорит. Может быть, оно имеет и некий психологический эффект: благодаря эху создается впечатление большого воздушного пространства — микрокосма со своими звуковыми законами, отграниченного от внешнего мира и объединяющего молящихся.

Сами стены, принимая участие в формировании звучания, становятся в храме музыкальным инструментом. Интересно, что их роль не всегда сводится к отражению звука. В древности в стены церквей вмуровывали специальные голосники — особой формы пустотелые глиняные сосуды. Эти голосники играли роль резонаторов Гельмгольца, усиливая отдельные звуковые частоты спектра певческого голоса. Внешне голосники выглядят, как отверстия в верхней части храма, и часто создают особый декоративный эффект.

Традиция использования голосни-ков?резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Греции вместе с христианством. Голосники активно использовались еще в античных театрах под открытым небом, благодаря им все звуки, исходящие от сцены, были прекрасно слышны зрителям. В таких театрах число голосников иногда достигало тысячи, а располагались они под сиденьями.

Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси, они есть, например, и в Исаакиевском соборе нашего города. Голосники расположены во внутреннем куполе собора и позволяют слышать каждый звук, изданный под ним, на расстоянии 20 метров.

Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол. Благодаря своей форме он способен собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз. В некоторых храмах купол даже создает впечатление, что пение хора изливается на прихожан сверху вниз, как бы из горнего мира.

Еще у этой части храма есть способность влиять на восприятие тембра голоса. Высокий и широкий купол, как правило, усиливает низкие частоты, поэтому голоса диаконов и священников звучат особенно насыщенно.

В ногу со временем

Как же быть с исполнением светской музыки в храмах? Во многих церквях Европы созданы концертные залы с прекрасными акустическими условиями, а в России такой обычай не прижился. Правда, в Москве, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, наряду с официальными церковными мероприятиями проходят концерты духовной и светской музыки. Известен как концертная площадка и Смольный собор в Петербурге. Не стоит забывать, что, несмотря на общие закономерности «церковной акустики», каждый храм индивидуален, часто то, что невозможно исполнить в одном соборе, будет прекрасно звучать в другом.

Достижения современной науки важны не только при анализе акустики, сейчас они используются и для улучшения акустических свойств храмовых помещений. Например, в храме Христа Спасителя используется современная аппаратура. Такое же решение после длительных колебаний было принято в отношении Исаакиевского собора. Современные акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, вмонтированы в стены собора и почти не заметны на взгляд. Зато акустика собора стала еще лучше.

Источник

Статья «Исследование сосудов-голосников в храмах»

Разделы: Физика

Класс: 9

ГОЛОСНИКИ, небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые в стены или своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения, служат для усиления звука (как резонаторы) и для облегчения сводов.

Современный Энциклопедический словарь.

Введение

отверстие в своде храма. 1. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-1. картинка отверстие в своде храма. картинка 1.ревнерусское искусство на протяжении многих веков развивалось внутри церкви. П. А. Флоренский в работе «Храмовое действо как синтез искусств» подчеркивает неразрывность церковных искусств, подчиненных одной цели и общей идее. Церковное искусство было призвано служить Литургическому действу — богослужению, в котором участвовали все церковные искусства, — слово, музыка, иконопись, монументальные изобразительные искусства — мозаика, фрески, скульптура и зодчество.

Именно архитектура храма создавала для пения такие условия, при которых звук голоса приобретал силу и объемность, а голоса, сливаясь в куполе, возвращались вниз, усиленные эхом.Церковная акустика придавала голосам церковного хора особый объемный характер звучания, который нередко сравнивали с небесным, ангельским пением. Образующийся эффект эха создавал храмовую акустику объемного звучания, благодаря чему было ощущение особого храмового пространства.

Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси. При этом употреблялись сосуды двух типов: привозные греческие амфоры и горшки местного производства. Сосуды местного производства имели характер высоких горшков с вытянутым прямым горлом. Они сделаны из хорошо отмученной глины, сильно обожжены. В большинстве случаев в каждом памятнике были сосуды обоих типов.

Использование сосудов-голосников в храмах Киева

Каменная архитектура Киевской Руси развивалась в основном оборонном и культовом направлениях. Каменные оборонительные сооружения на Руси впервые появились вначале ХI в. в период правления Ярослава Мудрого. В 1044 г. Киев был обнесен каменными стенами.
С Х в. с принятием христианства на Руси византийскими и русскими мастерами стали возводиться каменные здания церквей и палат. Эти здания с толстыми стенами и массивными сводами выполнялись в традициях романской архитектуры. Характерной особенностью являлось использование византийской кладки: чередование бутовой кладки с плинфой – плоскими кирпичами, квадратными в плане.

отверстие в своде храма. 2. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-2. картинка отверстие в своде храма. картинка 2.ыдающимся памятником того времени являлся Софийский собор в Киеве (ХI в.). Арки, своды и купола собора выложены из кирпича-плинфы на известково-цемяночном растворе из извести, промытого речного песка и толченой керамики. В кирпичную кладку были заложены керамические горшки-голосники, повернутые горлом внутрь для улучшения акустики и снижения веса конструкций.

Благовещение в Руси-Украине было вторым Богородичным праздником после Успения, в честь которого в Киеве построена церковь в первом веке христианства. Князь Ярослав Мудрый на Золотых воротах в Киеве построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Надвратная церковь Золотых ворот воссоздана в виде четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают на фасаде. В архитектурном декоре фасадов Золотых ворот в Киеве использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек того периода. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. Для облегчения сводов Золотых ворот использовались кувшины-голосники, улучшавшие акустику.

Использование сосудов-голосников в кладке верхних частей зданий характерно не только для Киева; оно отмечено также в памятниках Переяславля, Волыни, Чернигова, Полоцка, Смоленска и Новгорода. Традиция эта продолжалась вплоть до самого монгольского вторжения, поскольку голосники выявлены даже в памятниках, относящихся уже к началу XIII в. В этих более поздних памятниках по-прежнему встречаются сосуды обоих типов или одного из них. Например, в церквах Овруча и Трубчевска найдены сосуды местного производства, а в Благовещенской и Пятницкой церквах Чернигова — амфоры.

Использование сосудов-голосников в храмах Чернигова.

Спасо-Преображенский собор, построенный в 1030 году – древнейший из сохранившихся православных храмов Руси. Был заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне («пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи»). Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры. Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики в качестве голосников использовались керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды.

отверстие в своде храма. 3. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-3. картинка отверстие в своде храма. картинка 3.олосники практически не применялись в галицком и владимиро-суздальском зодчестве. Во Владимире зодчие позаботились об акустике храма Успения богородицы, устроив в стенах резонаторы-голосники.
В Суздале обломки голосников были найдены лишь в развале строительных материалов Мономахова собора, т.е. памятника, явно исполненного руками южнорусских мастеров.


Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь.

отверстие в своде храма. 4. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-4. картинка отверстие в своде храма. картинка 4.Резные порталы Преображенского собора сделаны в стиле древнего владимиро-суздальского зодчества. Акустика в храме потрясающая. Для усиления акустики в паруса вмонтированы глиняные горшки. Акустика хорошая и потому, что иконостас был вывезен в Москву, стало больше объема. Этот иконостас находится сейчас в Спасо-Андрониковом монастыре в музее имени Андрея Рублева. В этом музее весь пятиярусный иконостас и большинство икон со столпов, кроме чудотворных Владимирской и Корсунской икон Божией Матери, которые находятся в сокровищнице Суздаля. Фрески и иконы поновлялись благодаря вкладам купцов и ремесленников и самого императора.
отверстие в своде храма. 6. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-6. картинка отверстие в своде храма. картинка 6.
Голосники: 1 — Успенский собор Киево-Печерского монастыря; 2 — церковь Василия в Овруче; 3 — Нижняя церковь в Гродно; 4 — церковь в Трубчевске; 5,6 — собор на Протоке в Смоленске; 7 — церковь Спаса-Нередицы в Новгороде; 8 — киевский Софийский собор

Использование сосудов-голосников в храмах Новгорода.

Расписывать стены Софийского собора в Новгороде художники начали почти сразу после его освящения в 1052 году. Правда, в то время они покрыли фресками лишь часть храма, в частности, к этому времени принято относить фреску «Константин и Елена», одну из немногих, сохранившихся от первоначальной росписи.

отверстие в своде храма. 7. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-7. картинка отверстие в своде храма. картинка 7.сновные работы живописцев по штукатурке развернулись в XII веке. Дважды, в 1108 (1109) и 1144 годах летопись сообщает о почине новгородских владык по украшению фресками главной церкви Новгорода. Художники, работавшие в храме, не только создали замечательные фресковые композиции, но и оставили нам свои автографы. Среди них есть часто повторяющееся имя «Стефан», процарапанное несколько раз на штукатурке храма, а также на одном из голосников – глиняном горшке, вмурованном в подкупольный свод церкви для улучшения акустики.

Использование сосудов-голосников в храмах Пскова.

Для периода политической самостоятельности Пскова (1348-1510) типичными становятся построенные по заказам горожан небольшие четырехстолпные церкви с одной главой на повышенных подпружных арках, которые обрастали со всех сторон со временем приделами, галереями, крыльцами, звонницами, создавая живописный, но гармонично уравновешенный ансамбль. Такова, например, церковь Николы со Усохи (1535). Типичным декоративным убранством барабанов глав псковских храмов является скромная «каменная кайма» в виде чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных арочным пояском. Вделанные во внутреннюю поверхность сводов голосники обеспечивали прекрасную акустику в храмах.

Псков. Добрывичи, Бежаницкий район.

Гдов. Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского.)

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

Использование сосудов-голосников в храмах Нижнего Новгорода.

отверстие в своде храма. 8. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-8. картинка отверстие в своде храма. картинка 8.центре Нижегородского Кремля в 1227 году был заложен Михайло-Архангельский собор. В 1631 году старое здание по царскому указу заменили новым, построенным в память победы Нижегородского ополчения в 1612 году. Величественное, торжественно-монументальное здание собора венчает восьмигранный шатер. Весной 1628г. года сюда прибыли каменных дел подмастерья.

Кирпич к началу работ закупили в Балахне и везли его в ладьях на пески-отмели прямо под Нижегородский кремль. На следующий 1629 год, ранней весной, по высокой паводковой воде балахнинец-промышленник Антон Васильев доставил в Нижний Новгород на своих ладьях сразу 86 тысяч кирпичей, необходимых по сметной росписи для завершения строительства. Тот же «кирпичник» на своих заводах в Балахне изготовил и большие глиняные корчаги-голосники, которые следовало поместить в кладку стен восьмерика, чтоб снять не редко возникавшее меж граней открытого во внутрь шатра эхо. Это была одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. От умелого расположения горшков-голосников на нужном уровне либо возникала удивительная акустика, либо помещение становилось негодным для церковного пения.

отверстие в своде храма. 1. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-1. картинка отверстие в своде храма. картинка 1.ревнерусские иконы дают богатый материал, касающийся русской хоровой культуры. Изображение хоров и руководителей хоров — головщиков на иконах восходит к XIV в. На иконах можно видеть хоры, написанные в разных местностях, — псковской, ростово-суздальской, новгородской. Одежда певцов обычно изображалась разноцветной, выдержанной в ярких тонах; черных ряс не встречается, рясы оторочены каймой по краям, часто кайма золотая, а на головах певцов — разноцветные шапочки разных форм, остроконечные и круглые.

Количество певцов в хорах различное — от четырех до десяти и более. Довольно часто на иконе изображаются одновременно два хора — левый и правый клиросы, которые стоят друг против друга, что указывает на антифонное пение хоров. Такие полухория состоят из пяти-шести человек. Во главе каждого из них свой головщик. Хоры размещаются в центре храма в наилучших акустических условиях.
Древнерусские храмы отличались поразительным акустическим совершенством. Высокие купола, голосники с объемной акустикой создавали эффект неземного, небесного звучания. Голоса певцов поднимались в высоту купола, тембры их смешивались и доносились сверху из купола слитно, объемно, звучно, отдаваясь эхом, как бы имитируя небесное ангельское пение.
Древнерусский храм был «небом на земле» для человека, который, входя в него, погружался в особый мир. Этому способствовала и архитектура — условия особой объемной акустики, и музыка, и живопись. Лики святых смотрели на верующих с икон и фресок то строго, то умильно. Человек слышал слова молитв, тексты Священного писания. Все, что окружало его в храме, было наполнено символическим и мистическим духом, в нем не было ничего случайного, все было упорядочено, все канонично соответствовало Уставу, богослужение шло в строгом последовании. Все, что окружало человека в храме, было подчинено одной идее и, гармонично сливаясь воедино, возносило человеческий дух ввысь. «Горé имеем сердца» (обратим сердца ввысь) — взывает священник на Литургии. Все это вместе с невыразимой силой действовало на внутренний мир человека. Атмосфера храма призвана была духовно наполнить человека, этой же цели служила и древнерусская музыка.

отверстие в своде храма. 8. отверстие в своде храма фото. отверстие в своде храма-8. картинка отверстие в своде храма. картинка 8.глубокой древности на берегах большого озера Неро, прозванного за илистое дно Тинным морем, возникло поселение племени мерян. В «Повести временных лет» поселение упоминается под 862 годом и называется Ростов. После бедствий Смуты и страшной эпидемии чумы 1654 года Ростов захудал и обезлюдел. Новое его возрождение связано с именем митрополита Ионы Сысоевича.

Ферапонтов монастырь.

В семнадцати километрах от Кириллова расположен выдающийся памятник древнерусского искусства — Ферапонтов монастырь, основанный в конце XIV в. монахом Ферапонтом, сподвижником и другом монаха Кирилла, основателя Кирилло-Белозерского монастыря. По сравнению с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтов воспринимается как камерный комплекс. Он не поражает ни размерами своей территории, ни масштабами сооружений.
Наибольшее художественное значение имеет дошедший до нас в хорошем состоянии собор Рождества Богородицы, возведенный в 1491 г. ростовскими мастерами на месте деревянной церкви. Находится он в центре монастыря. По своему типу собор восходит к московским храмам XV в. Объем здания кубический. Фасады расчленены лопатками, на которые опираются килевидные закомары.
Внутри собор невелик. На могучие столбы опираются арки, несущие барабан купола. В парусах сводов видны отверстия голосников — глиняных кувшинов, вставленных в своды для усиления акустики.

Использование сосудов-голосников в храмах Гродно.

Первые храмы и монастыри города Уфы.

Вскоре после начала возведения уфимского кремля в нем была построена каменная Соборная церковь, ее освятили в 1616 году.
Собор был уникальным, в течение последующих почти 200 лет он оставался единственным каменным храмом в крае, отличавшимся простотой постройки и изяществом. Для улучшения акустики в стены собора под сводами строители новгородско-псковской школы вмуровали голосники — глиняные горшки, обращенные отверстиями наружу, они служили резонаторами. Расположены голосники были на равном расстоянии друг от друга, в две линии, в шахматном порядке. На карниз стен опирался высокий каменный свод, который по углам на барабанах и в центре на кубе имел пятиглавие с коваными крестами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *