оценка умений и навыков приобретенных на практике
Отсет по производственной практике
ОТЧЕТ
по производственной практике (по профилю специальности)
обучающегося 32- шк. группы очной формы обучения
Заргарян Валерия Валериковна
Просмотр содержимого документа
«Отсет по производственной практике»
по производственной практике (по профилю специальности)
обучающегося 32- шк. группы очной формы обучения
Заргарян Валерия Валериковна
База практики: производственная практика была пройдена на базе МАОУ «Гимназия №2 г. Черняховска»
Сроки практики: 02.04.18г.-21.04.18г.
Выполнение плана практики. Какие отклонения от плана имели место, что сделано сверх плана, особенности практики: отклонений от плана практики не было, всё было сделано и сдано в срок. План производственной практики выполнен полностью: посещены консультации учителей – методистов; составлены конспекты уроков по русскому языку и математике; проведены уроки по русскому языку и математике; проведены анализы и самоанализы уроков; составлен план коррекции по совершенствованию подготовки и проведению уроков. За время прохождения производственной практики были проведены виды работ, такие как: проведение урока математики во 2 «А» классе; проведение урока математики в 3 «А» классе; проведение урока русского языка во 2 «А» классе; проведение урока русского языка в 4 «Б» классе; составление плана-конспектов уроков математики и русского языка; составление самоанализов проведённых уроков; составление анализов посещённых уроков.
Количество проведенных уроков, по предметам. За время прохождения практики всего было проведено 4 урока. 2 урока русского языка: во 2 «А» классе 13.04.2018г. по теме «Разделительный мягкий знак», а также в 4 «Б» классе 18.04.2018г по теме «Изменение склонений имени существительно».; 2 урока математики: во 2 «А» 04.04.2018г. по теме «Циферблат и римские цифры», а также в 3 «А» классе 09.04.2018г. по теме «Площадь прямоугольника». Уроки проведены успешно. Каждый урок был разработан по новым стандартам. Возникли трудности с разработкой план-конспектов уроков русского языка. Замечания: точнее ставить цель, задачи, планируемые УУД.
Какие основные дидактические задачи решались в период практики? Результаты практики. Основными задачами в период производственной практики были проведение уроков по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания и МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Закрепление и расширение знаний, полученных за время теоретического обучения, формирование необходимых ОК.2, 4, 5, 7 и ПК 1.1 – 1.5.
Как учитывался и использовался передовой опыт работы (элементы проблемного обучения, исследовательские методы работы, ТСО и др.)? Приведите конкретные примеры. Получили ли вы удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения? Мною были использован7ы игровые технологии на уроке математики «Площадь прямоугольника» проводимого 09.04.2018г. В течении всего урока обучающиеся были в роли строителей, а верные ответы, они прокладывали по кирпичику в заранее заготовленный домик. На втором уроке математики «Циферблат и римские цифры» проводимого 04.04.2018г. обучающиеся разделившись на 3 группы собирали часы с римским циферблатом.
Какие основные воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным детским коллективом для их решения? Воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к методикам преподавания русского языка и математики, к будущей профессии, стремление к совершенствованию профессионального мастерства, воспитание любви к детям. На каждом уроке реализовывались воспитательные задачи с помощью групповых и парных форм работы. при групповой работе формировалось уважительное отношение к одноклассникам способность к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности; при групповой работе формировалось уважительное отношение к одноклассникам способность к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Как реализовывался на практике индивидуальный подход к обучающимся? Индивидуальный подход к обучающимся реализовался на каждом уроке. При выполнении самостоятельной работы в тетрадях, была оказана помощь тем обучающимся, у которых возникали трудности при выполнении.
Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? В ходе практики получила практический опыт проведения уроков по предмету «математика» и «русский язык»; находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам; научилась анализировать и интерпретировать полученные результаты; определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; анализировать процесс и результаты проведения уроков, продолжила усовершенствование навыков работы с детьми.
Какие из профессиональных и общих компетенций вы освоили? Во время практики я начала осваивать следующие (ПК) профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
Во время практики я начала осваивать следующие (ОК) общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Освоение каких из профессиональных и общих компетенций вам даётся наиболее трудно? Освоение ПК и ОК одинаковы трудны. Наиболее трудными были:
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Данные ОК и ПК даются мне труднее чем остальные Я сделала вывод, что мне просто не хватает опыта работы. Со временем, я уверена, освоение всех ПК и ОК не будут доставлять никаких трудностей.
Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики. Практика прошла успешно, у меня остались лишь положительные впечатления. План педагогической практики выполнен полностью. Приобрела опыт проведения наиболее сложных и значимых школьных предметов, а также усовершенствовала навыки общения с обучающимися разной возрастной категории. Больше времени хотелось бы уделять практике, а не теории.
Дата «21» апреля 2018г.
Руководитель организации (базы практики) ____________/____________________/
Руководитель практики от организации (базы практики)________/______________/
Руководитель практики от колледжа ______________/________________________/
Руководитель практики от колледжа ______________/________________________/
Руководитель практики от колледжа ______________/________________________/
НАВЫКИ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ НА ПРАКТИКЕ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
Юридический институт
Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»
Специальность 40.05.03 «Судебная экспертиза»
ОТЧЁТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
КОЛЕДЕНКОВОЙ Анны Андреевны
Заведующий кафедры, к.ю.н., доцент
Борисов А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика места прохождения практики………………………………. 4
Виды работ, выполняемых на практике…………………………………………6 Навыки, приобретенные на практике……………………………………………7
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с учебным планом, я Коледенкова Анна Андреевна, студентка Юридического института, обучающаяся по специальности «Судебная экспертиза», по окончанию пятого курса, проходила преддипломную практику в технико-криминалистическом отделе криминалистики Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве в период с 18 мая по 12 июня 2020 года.
Целью производственной практики являются:
— приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности, в частности, в сфере инженерно-технических экспертиз;
— получение необходимых знаний и практических навыков, необходимых для выполнения дипломной работы;
— закрепление навыков, полученных в период научно-исследовательской работы;
— сбор, анализ и систематизация собранных эмпирических материалов в целях написания дипломной работы.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
— обобщение приобретённых в период обучение теоретических и практических знаний и закрепление их на практике;
— изучение уголовных дел в которых необходимо проведение судебных экспертиз, а также анализ на правильность проведения данных исследований;
— овладение методами работы, используемых организацией при участие в качестве специалиста в процессуальных действиях;
— применение полученных в процессе обучения знаний в области экспертной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В единую централизованную систему СК России входят: · центральный аппарат; · территориальные следственные органы (включая военные); · образовательные учреждения системы Следственного комитета Российской Федерации; · научные организации системы; · организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России. |
Технико-криминалистический отдел создан 15 июля 2015 года (отдел является прямым правопреемником экспертно-криминалистического отдела (ЭКО) управления криминалистики). ТКО является, наравне с отделом криминалистического сопровождения следствия (ОКСС) подразделением управления криминалистики ГСУ СК России по г. Москве. Адрес отдела: г. Москва, Орлово-Давыдовский пер., д.2/5 корп.3. В зону обслуживания входит вся территория города Москвы.
Основными задачами отдела являются:
-осуществление сбора и анализа данных по применению криминалистической техники; ведение дактилоскопической следотеки;
— организация работы по повышению профессионального уровня сотрудников ГСУ, как впервые назначенных на должность, так и имеющих значительный стаж работы;
— разработка и внедрение в следственную практику новых методик расследования, составление информационно-методических документов;
— организация работы с цифровыми носителями данных, изъятых в ходе расследования уголовных дел; производство исследований на полиграфе (в рамках расследований уголовных дел и кадровые проверки).
Экспертизы в рамках деятельности технико-криминалистического отдела не проводятся.
ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НА ПРАКТИКЕ
Так как в связи с Указом мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 «О режиме повышенной готовности» и введении режима «самоизоляции» возможности очно проходить практики не представлялось возможным. Руководителем практики в технико-криминалистическом отделе ГСУ СК РФ по городу Москве Старшим следователем-криминалистом ТКО полковником юстиции Разумовым Д.С. было принято решение о проведении занятий на платформе «ZOOM».
В результате чего мною были закреплены знания о структуре технико-криминалистического отдела управлении криминалистки Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, также была ознакомлена с законодательными и внутренними актами отдела.
По поручению руководителя практики я занималась изучением уголовных дел, научной литературы, судебных экспертиз, проверкой правильности выполнения почерковедческих, дактилоскопических и трасологических экспертиз, выполненных в рамках раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, выдвижением своих версий мотивов совершения преступлений.
Совместно с руководителем практики были составлены постановления о назначении судебных экспертиз.
Также мною была проведена работа с архивными материалами уголовных дел с целью изучения вопросов выносящимися на разрешение различных родов судебных экспертиз, проверки компетенции эксперта, критериев выбора экспертного учреждения, подготовки и упаковки материалов и объектов, направляемых на судебную экспертизу, оценки экспертного заключения.
НАВЫКИ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ НА ПРАКТИКЕ
По результатам прохождения практики я смогла закрепить теоретические знания, полученные в университете, а также приобрести новые знания, полученные в процессе проведения лекционного курса технико-криминалистическом отдела на платформе «ZOOM».
Также мною были закреплены следующие навыки:
— способность анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию по тематике исследования;
— осуществлять анализ и оценку следовой информации.
Все вышеперечисленно навыки помогли мне лучше разобраться в специфике деятельности судебного эксперта и в дальнейшем будут помогать при производстве учебных экспертиз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственная практика является основой для наиболее полного и точного изучения дисциплин специализации. Программа практики в технико-криминалистическом отделе управления криминалистики ГСУ СК РФ по городу Москве была закончена в срок и в процессе её прохождения были достигнуты все поставленные цели и задачи.
При выполнении производственной практики были получены новые знания и отработаны уже имеющиеся навыки в освоении будущей специальности, которые стали стимулом для активного изучения специфики работы судебным экспертом.
Помимо вышесказанного я смогла:
— обобщить и закрепить знания о выбранной теме дипломной работы;
— выполнить научно-исследовательскую работу.
По мимо этого по итогу прохождения практики я могу сделать вывод о том, что данный технико-криминалистический отдел Главного следственного управления по городу Москве занимается решением различного спектра задач и его сотрудники, в том числе мой непосредственный руководитель решают задачи по раскрытию, расследованию преступлений.
Характеристика студента с места практики
Характеристика на студента по месту практики по менеджменту
Характеристика на студентку с места практики в АООО «Симферопольское» по специальности «Менеджмент организации.
Студентка Новикова Ирина Андреевна проходила производственную практику в АООО «Симферопольское» с 19.01.09 по 13.02.09.
Она проявила себя как дисциплинированная, исполнительная и инициативная студентка; добросовестно и ответственно относилась к выполнению поручений.
В работе ее можно охарактеризовать как волевого, напористого, целеустремленного человека, обладающего необходимыми знаниями в своей области и быстро усваивающего новую информацию. Активно стремится к приобретению новых знаний и навыков. Внимательна к критике в адрес своей работы, способна делать необходимые выводы.
При выполнении производственной программы практики студентка интересовалась мнением опытных работников, а данные полученных ею необходимых консультаций использовала при написании отчета
По программе производственной практики ею были изучены и проанализированы все необходимые документы.
В процессе прохождения практики студентка получила новые практические навыки и закрепила имеющиеся у нее теоретические знания. Очень важно для студента получить правильную характеристику и резюме. От этого зависит его дальнейшая будущее. И если нужна помощь, вы сможете всегда создать бесплатное резюме здесь.
Руководитель практики от предприятия по месту практики главный бухгалтер.
Характеристика студента с места производственной практики пример, бухгалтера
Характеристика на студентку 4-го курса учетно-финансового факультета ЮФ «КАТУ» НАУ Иванову Диану Ибраимовну, проходившую практику в ЗАО «Н-Победа» Советского района АРК
Иванова Диана Ибраимовна проходила производственную практику в лице ассистента бухгалтера ЗАО «Н-Победа» с 03.03.08 по 14.03.08.
На протяжении всей практики студентка проявила себя с хорошей стороны. Соблюдала правила внутреннего распорядка дня, установленного в хозяйстве, не нарушила трудовую дисциплину. Добросовестно выполняла все порученные ей обязанности. Освоила полный цикл учетной работы в центральной бухгалтерии, вела учет и регистрацию бухгалтерских документов.
За период прохождения практики, студентка приобрела практические навыки ведения финансового и управленческого учета в производственных условиях.
Трудолюбива, пунктуальна, ответственна, аккуратна, целеустремленна.
Главный бухгалтер — руководитель по месту практики. Дата. Подпись. Печать.
Характеристика студента с места бухгалтерской практики
Характеристика студента с места практики главного бухгалтера ЗАО «Бурлюк» на студента 3 курса учетно-финансового факультета ЮФ «Крымский агротехнологический университет» НАУ Цуркана Сергея Валерьевича, по месту практики.
Студент явился на практику в положенный срок, работал с усердием, настойчиво добывал необходимую информацию. Тщательно изучал предоставленные данные, учетные регистры. Вникал в специфику ведения учета непосредственно на нашем предприятии.
Практикант показал глубокие теоретические знания по необходимым вопросам.
Хорошо усвоил на практике вопросы, отмеченные в индивидуальном плане практики.
Цуркан Сергей проявил себя как старательный студент и оставил хорошее впечатление.
Главный бухгалтер руководитель по месту практики.
Характеристика на студента проходившего производственную практику по экономике
Характеристика на студента V курса факультета экономики и менеджмента Бабаян Диана Юрьевна проходила производственную практику в СПК «Грузия» с 29 марта по 9 апреля 2010 года.
За время прохождения практики студентка проявила себя с лучшей стороны, зарекомендовав себя как скромный, тактичный, воспитанный, любознательный, активный, исполнительный и трудолюбивый человек.
В течение практики качественно и своевременно выполняла все задания, данные экономистом или бухгалтером предприятия.
Проявила большой интерес к нововведениям в вопросах организации труда и его оплаты, организации работы структурных подразделений.
Активно сотрудничала со специалистами предприятия, предоставленный материал освоила правильно и качественно.
Изучила необходимые документы: Устав СПК «Грузия», Коллективный договор предприятия, правила внутреннего распорядка, бизнес-план развития предприятия, основные законодательные акты о деятельности сельхозпредприятий.
Производственная практика показала Бабаян Д. Ю. как хорошего специалиста в будущем.
Руководитель практики от предприятия, Директор СПК «Грузия» ________________ Хаситашвили. В.И.
Характеристика студента с места прохождения производственной практики по агрономии
Характеристика Студентка Литвинова Наталья Константиновна занимала должность помощника бригадира.
За время прохождения практики проявила себя как ответственный, исполнительный, квалифицированный работник.
Наталья проявляла интерес к работе, вникала в суть технологических операций, тщательно и качественно выполняла все предложенные работы.
Изучила все особенности и задачи работы бригадира, проявила организаторские способности.
Подпись главного агронома Меркулова Т. В.
Характеристика с ветеринарной практики на студента
ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА
Студент-практикант Афанасьев О. Е приходил практику в АО «ДРУЖБА.. НАРОДОВ НОВА» птицекомбинат с 18.04.16г по 13.05.16г включительно. За этот период Афанасьев О. Е. проявил себя как грамотный, инициативный работник, который умеет использовать на практике знания, полученные в Прибрежненском аграрном колледже. Поручения ведущего ветеринарного врача птицекомбината выполнял быстро, аккуратно и добросовестно. При этом проявлял интерес к работе ведущего ветеринарного врача и врача патологоанатома.
Ознакомился с работой ветеринарного врача, врача патологоанатома и всей документацией с которой они работают (бланки, журналы и т. п.). Вовремя выполнял все поручения руководителя практики, четко придерживался правил внутреннего трудового распорядка.
Проявляет инициативу, коммуникабелен, берется за любые задания, четко и в определенные сроки выполняет их. По результатам выполнения отчитывается перед руководителем. Рабочее место организовано правильно.
С сотрудниками птицекомбината поддерживал дружеские отношения, не конфликтен. Легко входит в контакт с людьми, в любой ситуации был уважителен в общении с другими.
За время прохождения практики проявил себя как активный, внимательный, работолюбивый и ответственный работник.
Освоенные виды работ, качество, самостоятельность, интерес, инициатива.
Основной вид работы выполняемый Афанасьевым О. Е. заключался в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы на линии убоя цыплят-бройлеров. Так же он был задействован в проведении патологоанатомического вскрытия цыплят-бройлеров. Проявлял высокий интерес и инициативу к работе.
Трудовая дисциплина и соблюдение техники безопасности — Четко придерживался правил внутреннего трудового распорядка, правил по технике безопасности и правил пожарной безопасности.
Особые замечания и предложения руководителя практики — За время прохождения практики проявил себя как активный, внимательный, работолюбивый, и ответственный работник. В дальнейшем продолжать стремится к повышению своих приобретенных навыков и полученных практических и теоретических знаний.
Оценка практики — отлично.
Дата «13» ______мая______ 2016 г.
Руководитель практики от организации (должность) (подпись) (Фамилия И. О.), печать, дата.
Оценка качества профессиональной подготовки обучающихся при прохождении учебной и производственной практики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оценка качества профессиональной подготовки обучающихся при прохождении учебной и производственной практики
Внешняя экспертиза оценки качества образовательных услуг заинтересованных сторон к качеству подготовки обучающихся определяет следующие задачи:
-прогноз потребностей рынка труда в тех или иных профессиях и специальностях;
-определение необходимого качества овладения видами профессиональной деятельности;
-адаптацию современных студентов колледжа в конкурентной рыночной среде, т.е. в целом качественная подготовка компетентного, конкурентноспособного выпускника.
В целом проблема оценки качества образования состоит не только в диагностике результатов обучения каждого конкретного студента, но и в использовании тех или иных механизмов, инструментов оценочной деятельности в социально- адаптивной образовательной системе с ориентацией на запросы потребителя (заказчика услуг).
Интерактивные педагогические технологии в обучении позволяют оценить качество практической деятельности студентов, используя следующие современные механизмы (инструменты) оценки:
-анализ решения конкретной ситуации (возможно проблемной);
-формирование портфолио студента;
-тестовый контроль с использованием автоматизированных систем;
-формирование фонда КОС.
Рассмотрим каждый из них.
Результатом подготовки успешного студента является способность к социализации, формирование таких адаптивных качеств, как инициатива, сотрудничество, коммуникабельность, социально- психологических умений и навыков. Поэтому создание студенческого портфолио позволяет всесторонне оценить качество подготовки обучающихся и помогает ему в трудоустройстве [6]. Например, при трудоустройстве ребят на производственную практику (ООО «Серж», ООО «Пост-С», ООО «Рубеж», АО НМЗ «Искра» и т.д.) на первом собеседовании им предлагают пройти небольшой тест и задают вопросы по темам программы практики. Например:1).Перечислите этапы технологической последовательности ревизии ППК, 2).Какой датчик ПС дымовой или тепловой срабатывает быстрее при пожаре? 3). В чем преимущества системы ИСО перед системой СКУД при охране особо важных объектов? и т.д.). Кроме этого, в дальнейшем при приеме на работу потенциальный работодатель интересуется не только оценками в дипломе, но и достижениями студента в профессиональных олимпиадах, конкурсах, номинациях на престижные губернаторские, именные стипендии работодателей, его участии в соревнованиях : «Лучший по профессии», областных, региональных конкурсах профмастерства, чемпионате WorldSkills Russia в соответствующих компетенциях и других. Формирование студенческого портфолио за все курсы обучения в колледже позволит студенту в перспективе грамотно составить резюме и заявить себя профессионалом своего дела.
В соответствии с ФГОС СПО по профессии «Электромонтер ОПС» [7] учебная и производственная практики представляют собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика выполняет функцию интеграции компетенций для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Учебная практика способствует получению профессиональных умений и навыков, производственная практика обеспечивает непрерывность и последовательность освоения обучающимися будущей профессии и приобретение практического опыта.
Таким образом, применяемые механизмы ( инструменты) нами используются при всех видах контроля (текущем, рубежном, итоговом, при прохождении УП и ПП [8].
Список используемой литературы:
2. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография — Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001.
3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Коробецкий И.А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000.
4. Бутко Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
5. Ашлапова Т.В., Есенков Ю.В. Система внутреннего контроля // «Среднее профессиональное образование». № 11, 2003.
6. Назаров Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции // « Среднее профессиональное образование». № 5, 2007.
7.ФГОС СПО 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации» (в ред. Приказа Минобранауки РФ от 09.04.2015 № 389)
8. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Рос сийской Федерации //Бюллетень ЮНЕСКО / Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995.