отреставрировали собор парижской богоматери
«Нотр-Дам станет ближе к первоначальному облику»
Академик Дмитрий Швидковский считает собор Парижской Богоматери частью русской культуры. Полагает, что французы не обойдутся без консультаций наших специалистов. И надеется, что через три года люди увидят Нотр-Дам таким, каким он был до пожара. Об этом президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор Сорбонны рассказал «Известиям» накануне годовщины трагедии. 15 апреля 2019 года святыня христианского мира пострадала в огне.
— Прошел год. Были проведены все возможные экспертизы и расследования. У вас есть информация о том, что стало причиной пожара?
— Короткое замыкание при сварке. Работы велись на чердаке у башни.
— Кого-то наказали?
— Отстранили от работы директора по реставрации, рабочих, которые были там задействованы, и архитектора. Во Франции за каждым памятником закреплен главный архитектор охраны памятника.
Собор Парижской Богоматери, 15 апреля 2019 года
— Деньги на восстановление Нотр-Дама собирали всем миром. Вам известно, сколько удалось собрать?
— Миллиарды евро. И, конечно, они пойдут не только на восстановление поврежденных пожаром частей, но и на целостную реставрацию всего собора. Это очень важно для памятников такого уровня. Французская реставрационная наука придерживается той точки зрения, что нужно прежде всего сохранить образ здания.
— Кто и как контролирует расход средств?
— Насколько я знаю, это очень строго контролируется. Ведь деньги в основном перечисляли французские предприятия. Но главный вклад внесли корпорации. Один парфюмерный концерн перечислил более €100 млн.
— Когда у нас стали призывать пожертвовать на Нотр-Дам, поднялась волна противников этой благотворительности. Пошли разговоры, мол, почему надо помогать парижскому собору, когда у нас полно своих бедствующих церквей. Что вы думаете по этому поводу?
— Конечно, лучше было бы поддерживать и восстанавливать свои храмы, но все-таки собор Парижской Богоматери — памятник всемирного наследия, не только французский. Как афинский Парфенон или наш собор Василия Блаженного, это достояние всего человечества. Он, безусловно, входит и в русскую культуру. Изучается во всех наших архитектурно-строительных, искусствоведческих, исторических школах и университетах.
— Почему этот храм считают святыней?
— Чтобы храм стал святыней, требуется соответствующее отношение людей и определенные ритуалы. Собор Парижской Богоматери был не только религиозным, но и гражданским, политическим, культурным символом на протяжении всего своего существования.
Потрясающее событие описано в «Военных мемуарах» генерала де Голля. Когда Париж освободили от фашистов, он шел пешком по городу именно к этому собору. И на этом пути его встречали толпы горожан.
Кроме того, в Нотр-Даме хранился терновый венец Христа. Когда-то крестоносцы привезли его из Константинополя в подарок французскому королю. Во время пожара он находился в соборе. Но не пострадал. Сейчас венец находится в ризнице парижского архиепископа.
— Еще год назад наши специалисты были готовы выехать в Париж, чтобы помогать. Это удалось?
— Французы приглашали наших реставраторов, инженеров и архитекторов на консультации. Но в работах они не участвовали. Французская позиция такая: свои памятники мы должны реставрировать сами. Это национальный принцип. Согласитесь, было бы странно, если бы мы пригласили кого-то реставрировать храм Христа Спасителя или тем более Успенский собор Кремля. Хотя это, в общем, условности, но французы очень им подвержены, начиная с эпохи генерала де Голля. Голлизм не умер, это идеология: Франция превыше всего, в том числе в области искусства.
— Мнение каких российских экспертов понадобилось при реставрации?
— Это специалисты в области статики сооружений и материалов. Как должен выглядеть собор Парижской Богоматери, французы решат сами. А вот проблема, которую без наших специалистов вряд ли удастся решить, это насколько можно доверять камню, подвергшемуся действию огня. Дело в том, что там разные камни на ребрах сводов и в заполнении междуреберного пространства. Во втором случае они легкие, типа ракушечника, а ребра сделаны из твердого известняка.
Есть также опасения в отношении несущих конструкций. Это вопрос международной дискуссии с участием не только России, но и других стран.
— Стены стали хрупкими после пожара?
— Этого нельзя сказать в целом по собору. По разным его частям была разная температура, в ходе тушения где-то быстрее справились, где-то дольше горело. Особенно пострадало то, что было сделано не в Средние века, а при перестройках. Например, в XVIII веке в ходе Французской революции собор перестраивали под «храм разума». Материалы были хуже тех, что использовались в эпоху Средневековья.
В XIX веке в Нотр-Дам внесли довольно много металлических конструкций. Соборный шпиль на средокрестии не такой большой, но высокий, был чугунным, с деревянной основой. Соединение таких материалов характерно для XIX столетия. Именно эти конструкции загорелись год назад. Считается, что чугун уже нельзя восстановить. Сначала даже хотели объявить международный конкурс на воссоздание шпиля. Стали поступать предложения, большинство из них было вне реставрационного контекста, в духе актуального искусства. Кто-то из архитекторов предлагал, например, сделать стеклянный поток, спускающийся вниз и доходящий чуть ли не до земли. Всё это очень смутило заказчиков — правительство Франции и парижского архиепископа, и конкурс спустили на тормозах.
Служба в соборе 10 апреля 2020 года
— Так каким же будет Нотр-Дам после реставрации?
— На сегодняшний день предполагается восстанавливать облик, который был до пожара. Потому что это собор, который мы знали и любили. Он был создан опять же не в Средневековье, а мастером эпохи Наполеона III Эженом Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Я считаю его творение великим. Он восстанавливал то, что было уничтожено в эпоху революции Робеспьером. Например, изображения праотцев и пророков на фасаде Нотр-Дама. Библейских персонажей тогда приняли за королей Франции. Был выписан специальный декрет Конвента и в назидание потомству статуям отрубили головы. Они сохранились, находятся в музее Клюни в Париже. А Виолле-ле-Дюк сделал статуям новые головы.
Кстати, знаменитые химеры Нотр-Дама — это произведения эпохи позднего романтизма XIX века. Средневековая скульптура, которой снаружи оформляли здания, почти во всех памятниках в мире обновленная. Например, в Реймсском соборе детали декора оказались серьезно повреждены ветром, дождем, потеряли форму. Не может такая тонкая изысканная скульптура выдерживать климат Франции. Это не Греция. Если бы англичане не выломали из Парфенона скульптуры, они бы могли до сих пор там сохраниться.
— Как быстро идут работы?
— В общем, реставрация продвигается. Там, конечно, стоят леса, это еще не то пространство, которое было, но все-таки туда уже разрешили войти. 10 апреля прошла первая служба. В католическом мире была Страстная пятница. Символически отслужили полную мессу с литургией в этот важный для христиан день. Правда, было допущено мало людей, но из-за коронавируса, не из-за состояния собора.
— Крыша есть сейчас в Нотр-Даме?
— Временная, металлическая, деревянная очень опасна.
— Серьезно ли пострадали витражи?
— На мой взгляд, процентов двадцать все-таки утрачено. Больше пострадали боковые Розы. Центральная Роза практически не тронута.
Как их восстановят — вопрос открытый. Были предложения делать современные витражи. Но, скорее всего, их будут восстанавливать реставрационным путем.
Собор горел не один раз, витражи тоже менялись. Пока реставраторы не торопятся. Вопрос — что и в каком столетии было вставлено в эти витражи — нуждается в исследовании.
— Откуда вам известны такие подробности?
— Я дружу с некоторыми специалистами, консультантами по готической архитектуре. Это прежде всего французы, у них самые интересные готические сооружения.
— Как долго будут реставрировать собор?
— Никто не спешит, хотят сделать правильно и хорошо. Думаю, это займет еще два-три года как минимум. Тянуть специально никто не будет.
— В связи с коронавирусом там остановились работы?
— Французы смотрят на восстановление с оптимизмом или они считают, что прежний Нотр-Дам не вернуть?
— С абсолютным оптимизмом. Они считают, что собор выйдет из этой истории более адекватным первоначальному облику. Сейчас практически завершено проектирование реставрационных работ.
— Вы за что-нибудь переживаете в этой работе?
— Переживаю за шпиль. У меня нет определенной точки зрения, что с ним лучше сделать. Нужен ли он вообще, потому что это все-таки целиком XIX век. С другой стороны, все привыкли, что этот шпиль был. Наверное, он и будет. Подождем немного и увидим.
Дмитрий Швидковский — историк архитектуры, искусствовед. В 1982 году окончил Московский архитектурный институт. В 1993-м возглавил кафедру истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. С 1998 года — академик Российской академии художеств. С 2007-го — ректор МАРХИ. С 2019-го — президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Кавалер ордена Французской республики «За заслуги перед Францией» и «Звезда Италии» в ранге Командора. Автор монографий и научных трудов. Ведет специальные курсы в Оксфорде и Сорбонне.
Как выглядит Нотр-Дам через два года после пожара. Фоторепортаж
Президент Франции Эмманюэль Макрон посетил собор в четверг и подтвердил планы по его открытию для посетителей к 2024 году. «Мы видим, что за два года была проделана огромная работа», — сказал глава государства.
Ранее в апреле официальные лица заявляли, что на реконструкцию собора может уйти еще 15 или 20 лет. Но они обещали, что Нотр-Дам будет по крайней мере открыт для молитв к 2024 году
Настоятель собора Патрик Шове заявил AP: «Сегодня могу сказать, что собор спасен. Он хорошо защищен, и теперь мы можем провести огромную работу по реконструкции, которая не дестабилизирует все здание»
Нотр-Дам загорелся 15 апреля 2019 года. Пожар продолжался более 12 часов. В результате обрушились шпиль и треть крыши. В прокуратуре считают, что причиной возгорания могла стать неисправность электропроводки или непотушенная сигарета
Президент Франции сразу после пожара поставил целью открыть собор через пять лет. Именно в 2024 году в Париже должны пройти летние Олимпийские игры
Два года спустя: как возвращают к жизни Собора Парижской Богоматери
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Трагические события
Вечером 15 апреля 2019 г. на чердаке Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) началось возгорание. Языки огня очень быстро распространились на шпиль и крышу, после чего они рухнули. За 12 часов непрерывной работы сотни пожарных смогли остановить пламя, но при этом пришлось щедро заливать святыню водой. Как утверждают специалисты, многие элементы конструкции и предметы пострадали больше от воды и дыма, нежели от огня, но по-другому разбушевавшийся огонь остановить было нельзя, учитывая сколько тонн старого дерева находилось на сводах собора.
Также пострадал и близлежащий квартал, который покрылся не только копотью, но и каплями расплавленного свинца. Этим металлом был облицован шпиль, придуманный Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Именно использование свинца и вызывало горячие споры специалистов разных уровней при восстановлении прежнего облика собора, также из-за него пришлось задержать очистительные и ремонтные работы, ведь концентрация тяжелого металла на месте пожара превышала все допустимые нормы безопасности.
2. Неутешительные последствия пожара
Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 крыши Собора Парижской Богоматери. Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера, не говоря уже о сотнях тысяч тонн воды, обрушившихся на святыню во время тушения пожара. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды, как и главный орган, который все же еще можно восстановить. Все предметы, представляющую особую историческую ценность были извлечены из собора и отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.
Положение усугубили строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла и распутать сплавленные элементы конструкции стало непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев, ведь пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения. Задержку восстановительных работ вызвали также бурные обсуждения нового проекта и нагрянувшая пандемия.
3. Горячие споры и подготовка к реставрации
Пока ученые-историки, искусствоведы и архитекторы вели споры о том, в каком виде окажется Notre-Dame de Paris после восстановления, строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все, что могли, чтобы избежать новых разрушений. На данный момент они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменная наружная полуарка), создав временные арки. Также укреплены мощными деревянными подпорными конструкциями несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасает временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также закрыты оконные проемы.
Особое внимание хотелось бы уделить тому, как решался вопрос о восстановлении здания. Сторонники возврата прежних форм Собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство именитых архитекторов) очень долго не могли определиться воссоздавать храм в том виде, который он был воздвигнут в XII в. или остановиться на облике, созданном во время грандиозной реставрации, проведенной под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка в XIX в. Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841-1864 гг., является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на более свежем варианте.
Сторонники такого решения яростно отстаивали свою точку зрения перед теми, кто решил привнести различные изменения и придать более современный вид святыне (зеркала, воздушный, витражный, хрустальный шпиль, стеклянная крыша и т. д.). По сведениям редакции Novate.ru, лишь 25 марта 2021 г. Национальная комиссия по архитектуре и наследию Франции официально утвердила принцип «разумной реконструкции», основывающуюся на восстановлении исторического облика, который был до пожара.
4. Что уже сделано
К этому времени подходит к завершению технологический процесс заготовки и сушки древесины, которая понадобится на воссоздание нервюрного свода, нефов и стропил, поскольку решено было не применять современные материалы, а создавать все как было – из дерева.
Интересный факт: На данный момент срублено более 200 столетних дубов, необходимых для реконструкции. Причем деревья выбирали по всем регионам страны, чтобы показать национальное единство и сплоченность перед нагрянувшей бедой. Хотя не все жители Франции приветствуют такое безжалостное истребление многовековых деревьев, ведь по предварительным данным, всего понадобиться более тысячи дубов.
Перед архитекторами и плотниками поставлена архисложная задача — создание нервюрного свода идентичным тому, который был выложен средневековыми мастерами в XIII в. При этом предполагается, что современные плотники в восстановительных работах будут использовать лишь те инструменты, которыми пользовались их предшественники – топорами и долотом. После создания свода наступит черед установки новых стропил и крыши, которую все-таки покроют тонкими листами свинца, хотя этот материал и вызывает больше всего опасений.
Несмотря на то, что весь процесс реконструкции нацелен на воссоздание прежнего облика многолетнего символа страны, все же он не будет идентичен тому, что был до пожара. Филипп Вильнев – главный архитектор Парижа, ответственный за реконструкцию, сообщил, что некоторые детали и рисунки на витражах будут несколько отличаться от оригинала, но останутся близки к утраченным шедеврам. Само собой разумеется, что будут внедрены современные системы вентиляции, освещения и безопасности всех уровней, чтобы избежать повторения пожара.
5. Во сколько выльется реставрация
Также появились хорошие новости, подтверждающие, что власти Германии решили помочь в реставрации витражей, предоставляя финансовую поддержку и отправляя в Париж лучших специалистов в этом деле.
Хотелось бы надеяться, что попытки вернуть французскому народу его святыню действительно вдохнут достойную жизнь памятнику готического искусства, а не превратят в посмешище, как это сделали нерадивые и бездарные реставраторы, пытающиеся «спасти» культурное наследие человечества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Собор Парижской Богоматери через два года после пожара: «костыли» для стен, визит президента и свинцовое загрязнение
Реконструкция Нотр-Дама: для восстановления крыши планируют вырубить 1000 столетних дубов
15 апреля 2019 года парижский собор Нотр-Дам (собор Парижской Богоматери) охватил разрушительный пожар. Пламя обрушило шпиль и уничтожило крышу. Прошло два года, но один из самых знаменитых исторических и архитектурных памятников столицы Франции по-прежнему выглядит как строительная площадка. До его полной реставрации и возрождения все еще далеко.
В крыше по-прежнему зияет огромная дыра, и внутренняя часть собора ничем не защищена от капризов погоды. Правда, ожидается, что в ближайшее время будет установлен гигантский навес от дождя, чтобы хоть как-то уберечь хрупкую каменную резьбу, но пока что его еще нет.
Автор фото, Getty Images
Реставрация поврежденного пожаром собора Нотр-Дам еще очень далека до завершения. Руководители работ надеются, что в 2024 году там могут возобновиться службы, но и тогда рассчитывать на полное восстановление не приходится.
Однако, полностью масштаб разрушений становится понятен только внутри. На поврежденном полу все еще виден отпечаток, оставленный рухнувшим через проломленную крышу шпилем. И хотя некоторые шедевры Нотр-Дама, в том числе и знаменитую готическую розу XIII века, пламя пощадило, другим структурам повезло значительно меньше, и своды склепов, например, по-прежнему могут рухнуть в любой момент.
Сначала «костыли», потом восстановление
Автор фото, Getty Images
Шпиль собора не выдержал огня и рухнул. Он проломил крышу и оставил отпечаток на каменном полу.
Пока что до собственно реставрации дело еще не дошло. По словам технического директора реставрационной компании Le Bras Frères Дамьена Бриссона, пока что рабочие «подставляют собору костыли, подпирая самые слабые места, которых очень много».
Автор фото, Getty Images
Какие бы то ни было работы могли начаться только после того, как будет убран весь мусор. А его внутри собора скопилось огромное количество.
Дополнительная сложность заключалась еще и в том, что на день пожара в соборе уже были металлические строительные леса, установленные для проведения рутинной реставрации. Пламя было таким сильным, что они расплавились и рухнули на пол, превратившись в 200-тонную груду перекрученного металла, который тоже надо было как-то убрать.
Сейчас возведены новые леса, которые позволяют тщательно следить за состоянием сводов тех же склепов.
Всего через несколько дней после пожара президент Франции Эммануэль Макрон пообещал восстановить собор за пять лет. Два года уже прошло, крайний срок приближается, а когда же начнется основная стадия восстановления, пока не понятно.
Потребуется больше времени
Автор фото, Getty Images
Даже люди, непосредственно вовлеченные в процесс возрождения этой жемчужины Парижа, настроены несколько скептически. При этом директор всей программы реставрации Нотр-Дама, генерал Жан-Луи Жоржелен с некоторой осторожностью говорит, что все идет более-менее по плану: «Мы по-прежнему намерены открыть собор для верующих в 2024 году. Разумеется, полностью реставрация еще закончена не будет. Еще придется работать над внешними стенами и другими объектами. Но прежде всего мы должны закончить укрепление здания, а этого не произойдет раньше лета».
Сейчас точечными, специализированными работами занимаются более 200 специалистов по редким ремеслам и историки. Их деятельность оплачивается из 833 миллионов евро пожертвований, поступивших со всего мира.
Если для большинства из нас разрушенный Нотр-Дам является огромной исторической потерей, то для ректора собора, монсеньора Патрика Шовэ пожар стал огромным духовным потрясением. «Два года назад, когда я стоял и смотрел, как горит собор, я просто окаменел. Для меня это стало духовным, физическим и психологическим испытанием. Что можно чувствовать, глядя на то, как горит твой собор? Я ничего не мог поделать и целиком и полностью доверился пожарным. Прошло два года, но и теперь меня поддерживает только надежда».