отношения между родителями и детьми по поводу процесса обучения это
Взаимодействие семьи и школы
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.
В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.
Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
Для решения этих задач используются следующие средства:
Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
В работе с родителями решаются следующие основные задачи:
Взаимоотношения в триаде: ребенок, родитель, учитель.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Идрисова Гузель Саяхотдиновна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №30
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ТРИАДЕ: РЕБЕНОК, РОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ
Портит детей не то, что мы им уступаем,
а то, что мы уступаем им, только бы избежать конфликта.
Джон Грей «Дети дарованы свыше»
Развитие полноценной личности невозможно без влияния семьи и школы, поэтому на первом месте выступает единство родителей и учителей при осуществлении воспитательного и образовательного процесса. Благодаря этому можно воспитать полноценную, высоконравственную, культурную, творческую и социально зрелую личность.
Очень многие родители игнорируют связь между школой и семьей, где центр пересечения это ребёнок. При гармоничном сотрудничестве и взаимном дополнении этих систем результаты получаются великолепными. А значит, неплохо было бы родителям общаться с учителями не только на родительских собраниях, но и разговаривать с ними о личности ребёнка и обо всём, что они должны о нём знать. Разумеется, в первую очередь это касается особенностей физического и психологического состояния ребенка. А учителя, в свою очередь, используя свой педагогический опыт, смогли бы обратить их внимание на некоторые аспекты личности и поведения ребенка, которые родители, возможно, упустили из виду.
Ребенок проводит в школе почти полдня, общаясь со своими ровесниками и учителями, и это время не может пройти бесследно: кроме пополнения знаний ребенок осваивает особенности поведенческого характера, которые присутствуют в школьном коллективе. Это, безусловно, влияет на развитие характера ребенка, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Чем больше родители интересуются успехами своего ребёнка, тем ближе и сильнее их связь со школой и сотрудничество с учителями. Но существуют две крайности в этих взаимоотношениях. Первая крайность – это весь интерес и активность родителей сводятся к вопросу «ты сделал уроки?» и к посещению родительских собраний. Вторая крайность это «школоцентричность», где вся жизнь такой семьи вертится исключительно вокруг школьных нужд и школьной ответственности за детей.
«У нас сегодня кружок рисования», говорит мама. «По русскому языку нам поставили пятёрку», хвастается бабушка. «В этом году мы пишем ГИА», озабочен папа. В течение долгих лет все взрослые в семье говорят о школьных делах и проблемах своих детей во множественном числе. Если спросить их какие такие «мы» ходили на кружок рисования, получили пятёрку и будем писать ГИА, то взрослые, скорее всего, удивятся и даже растеряются, когда поймут, насколько сильно они отождествили себя с ребёнком и его школьными делами.
Нередко можно услышать, что мать или отец вечерами сидят рядом с ребёнком и делают с ним уроки, а в конце проверяют, всё ли он понял и выучил. При этом часто его заставляют переписать письменное домашнее задание и делать это до тех пор, пока родители не посчитают, что он достаточно хорошо с ним справился.
К сожалению, семейное окружение обычно полностью одобряет подобное поведение матери и её вмешательство в школьный процесс, поскольку путает его с заинтересованностью и желанием помочь ребёнку. Однако при таком отношении невозможно приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности.
Дело в том, что ответственность, которую человек берёт на себя, обычно вызывает ответный интерес и помогает ему с удовольствием и немалой отдачей делать своё дело. Когда другие люди берут на себя ответственность за учёбу ребёнка, а тот просто присутствует при этом процессе, совершенно естественно, что он очень быстро самоустраняется и перестаёт в нём участвовать. И через небольшой промежуток времени они начинают защищаться любыми способами: они утверждают, будто им ничего не задали на завтра, валяют «дурака», зевают, нарочно пишут каракули, проявляют равнодушие.
Родители сами создают сложности и проблемы, потому что путают сотрудничество и вмешательство. Сотрудничество это интерес и посильное участие родителей в делах школы и класса, в котором учится ребёнок, выражаемые деликатно и тактично. А вмешательство это агрессивное и совершенно бестактное вторжение в те вопросы, которые находятся полностью в компетенции учителя.
Родитель, любящий во всё вмешиваться, ставит в сложное положение и учителей, и своего ребёнка, поскольку всех порицает и резко критикует, уверен, будто уж он-то всё знает и во всём разбирается, и раздаёт советы направо и налево. Часто учителя, пытаясь защититься от такого напора, скрываются за стенами отчуждения, что никак не облегчает сближение и общение двух сторон.
У таких родителей много хороших побуждений и ожиданий. Они считают само собой разумеющимся фактом, что их дети очень способные, трудолюбивые и любят учиться. К сожалению, далеко не все ожидания и надежды родителей исполняются.
Разочарование приводит зачастую к конфликтам с учителями. У родителей очень крепкая эмоциональная связь со своим ребёнком, и поэтому ими часто движет непроизвольный внутренний порыв покрыть его шалости и проступки и оправдать недостатки. Вот и получается, что во всех сложностях и школьных неудачах ребёнка они обвиняют, прежде всего, учителей.
А ещё чаще обвинения звучат с обеих сторон. Их интерес к ребёнку тонет в бесплодном столкновении друг с другом, которая не приносит никакого положительного результата.
Где же проходит «граница» между вмешательством родителей в учебный процесс и их сотрудничеством с учителями и школой?
Родительское участие в делах школы может выражаться в следующем:
— активный интерес, проявляемый родителями в отношении деятельности их ребёнка, постоянная готовность прийти ему на помощь, солидарность, уважение его первенства и ответственности во всём, что касается уроков и школы;
— искреннее взаимное информирование родителей и учителей;
— добровольная помощь родителей школе и их деятельность через родительские комитеты;
— участие родителей в принятии решений тех проблем, которые непосредственно касаются их детей (проведение экскурсий и праздников, организация выезда в театры и т.д).
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»
казанцева мария
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»
Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Отношение родителейк занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, вариативность обучения, его дифференцированность, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
• Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить (условно)на четыре группы: информационно-аналитические, познавательные, информационные, досуговые.
а) основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях учреждения дополнительного образования, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся ансамбля, составляется банк данных (Приложение №1, 2). Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психологом Дома детского творчества в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций обучающихся.
В своей работе провожу диагностику и ребёнка, на предмет выявления его способностей и индивидуальных особенностей (слух, память, чувство ритма, мотивация, интересы, и семьи – кто инициатор обучения, какие ожидают получить результаты, особенности характеристики ребёнка, как могут помочь ребёнку в обучении. Сюда же относится анкетирование и диагностика. Основная роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые и индивидуальные консультации. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей: общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Девиз консультации – мы вместе против проблемы, но не против друг друга. Даю рекомендации по правилам организации рабочего места, форме одежды на занятиях, выработке оптимального режима дня и т. п. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем.
Следующая и, пожалуй, самая распространенная форма работы с родителями –это родительское собрание.
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительскоесобрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание)структурируется в соответствии со следующей повесткой:
• Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
• Полезная информация от специалистов (психолога, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
• Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
• Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.
Беседа с родителями обучающихся будет успешна,если:
— удалось избежать противостояния и конфронтации;
— удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
— удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
— обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.
б) познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Совместная работа по реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах освоения программы, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в хореографическом ансамбле «Сказка»детского дома творчества города Бийска через:
— проведение открытых учебных занятий с приглашением родителей обучающихся;
— совместная поездка с родителями и детьми на конкурс в Крым.
Следует отметить, что родители ансамбля «Сказка» мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия (Приложение №. 3).
в) наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это разработка и ведение сайта или странички, наглядная информация в виде стендов и уголков.
г) досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Одна из самых популярных, простых и востребованных (опять-таки в силу занятости родителей) форм работы с родителями – организация совместных досуговых мероприятий. Это совместные праздники, например, «День танца», совместные посещения с последующим обсуждением концертов, экскурсии, творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях. Концерт балет А. Адана «Жизель», – это неполный список мероприятий, доставляющих огромную радость от общения с прекрасным. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.
Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность ансамбля не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в ансамбль не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.
Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Родители принимают активное участие в жизни ансамбля. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.
В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями.Можно перечислить лишь некоторые из них:
• открытые занятия (приложение №3);
• тематические родительские собрания (приложения № 4, 5);
• индивидуальные и групповые консультации (приложения №1, 2);
• совместные праздники и конкурсы «Посвящение в балерины и тацовщики», «Праздник танца», и другие (приложение № 6).
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Хочется отметить, что даже не систематические коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделять достаточного внимания собственному ребёнку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ними.
Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, наших родителей интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.
Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителямиможно попросить их ответить на следующие вопросы:
• Какого мнения вы о нашем Доме и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваш ребёнок?
• Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
• Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
• Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
• Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
• Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
• С каким чувством переступает порог Дома ваш сын или дочь?
• Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
• Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Дома? Назовите их.
• Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
• Создаёт ли, по вашему мнению, Дом условия для самореализации вашего ребёнка?
• Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?
С целью изучения характера обучающихся,их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
• Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
• Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
• Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
• Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Доме, о жизни коллектива, который он посещает?
• Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Доме, хочет ли демонстрировать свои достижения?
• Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений обучающихся и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.
Предложения для обучающихся:
— Дом творчества для меня – это …
— Педагог для меня – это человек, который …
— Мои товарищи по коллективу – это …
— Занятия для меня – это …
Предложения для родителей:
— Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
— Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
В целях изучения традиций и обычаев семей обучающихся, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.
Для обучающихся:
— Мне нравится, когда…
— Мне не нравится, когда….
— Если у меня хорошие новости, то я…
— Если у меня, плохие новости, то я …
— Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:
— Я радуюсь, когда мой ребёнок….
— Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
— Я плачу, когда мой ребёнок….
— Я злюсь, когда ребёнок…
— Мне нравится, когда мой ребёнок…
— Мне не нравится, когда мой ребёнок…
— Я не верю, когда мой ребёнок…
— Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
— Если у моего ребенка хорошие новости, то…
— Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
— Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Вторая группа – традиционная. К ней относятся дни открытых дверей, родительские собрания, творческие мастерские, организация совместных досуговых мероприятий. Основной формой работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия педагога и родителей является родительское собрание. Однако проведение встреч в виде формальных отчётов и поучающих бесед зачастую родителей раздражают, поэтому поддержать интерес каждого родителя возможно тогда, когда на фоне общих дел родители видят деятельность своих детей. Именно поэтому провожу родительские собрания с детскими выступлениями.
Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.
Консультация «Работа с родителями» «Работа с родителями» Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от.
Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде.
Консультация «Как справиться со слезами ребенка при расставании с родителями» «Почему ты плачешь?» Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти.
Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников» Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников». Цель: познакомить родителей с новым средством обучения;.
Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.
Консультация для воспитателей ДОУ «Описание методов и приемов воспитания и обучения» Консультация для воспитателей ДОУ «Описание методов и приемов воспитания и обучения» Распространенной является классификация методов обучения.
Консультация «Этапы и приемы обучения дошкольников решению арифметических задач» Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаи-мосвязанных между собой этапов. Первый этап — подготовительный. Основная цель.
Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.
Работа с родителями. Мастер-класс с элементами сказкотерапии по теме «Стили семейного воспитания» Мастер – класс «Стили семейного воспитания». В нашем городе очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня,.