отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст

Взаимоотношения в классе. Диагностика и коррекция.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №128»

Взаимоотношения в классе.

Диагностика и коррекция

Учитель начальных классов

Борисова Алина Александровна

Г. Нижний Новгород, 2021 г.

Взаимоотношения в классе.

Взаимоотношения детей на протяжении учебы в школе развиваются и совершенствуются. Придя в первый класс, ребенок во многом оценивается учителем. Похвала или порицание педагога и его оценка принимается детьми как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

На следующих этапах обучения изменяются взаимоотношения в коллективе. Контакты с одноклассниками становятся более тесными. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами.

Взрослея, ребенок во взаимоотношениях с одноклассниками переходит на другую ступень, где у каждого ученика есть определенные взгляды, свои интересы и возможность высказывать свое мнение.

Многие дети общаются друг с другом, но есть и исключения. Бывают такие ситуации, что некоторых детей в классе считают изгоями, доходит дело даже издевательств. В силу своего характера, они уступают, приспосабливаются к тому, что им не нравится, закрывают глаза на хамство, потому что им не хочется поднимать лишнего шума.

Но взаимоотношения в классе, в первую очередь, должны быть товарищескими. Это коллектив, где отношения строятся на уважении личного достоинства другого человека, равенства, верности, честности, порядочности, готовности прийти на помощь.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, как в неравенстве материальных возможностей (некоторые подростки обладают особо престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, способов их реализации. Иногда эти группы ребят не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости.

Зачастую в тесно сформированных группировках учащихся есть свои лидеры, и ребята этой группы всецело находятся под их влиянием, признают авторитет. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для ученика, который не находится в центре внимания. Хорошо, когда лидер притягивает сверстников по причине возникновения интереса к делу, обсуждению событий и поступков в классе. Возникает взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость.

Причины неприятия ребенка коллективом.

Не любят дети, главным образом, соучеников, относящихся к двум категориям: с глубокой социокультурно – педагогической запущенностью и образцово – показательных, которых им без конца ставят в пример.

Первые сами отталкивают от себя одноклассников грубостью, лживостью, пренебрежительным отношением к одноклассникам и стремлением все вопросы решать дракой. Учителя все время их ругают и утверждают, что класс без этого ребенка «был бы просто замечательный». Дети это слышат и делают надлежащие выводы. Родители опасаются дурного влияния на своего ребенка и запрещают им общаться.

Что же касается вторых, то в изолированном положении виноваты учителя, классные руководители. Действует учитель из лучших побуждений, а результат для ребенка получается негативный. Происходит это потому, что нет чувства меры. Дети очень не любят, когда им без конца приводят кого-либо в пример. В конце концов, получается, что одно упоминание о примерных учениках приводит одноклассников в сильнейшее раздражение. Да и они не всегда бывают такими хорошими, какими видят их взрослые. Дети все замечают и видят необоснованность похвал.

Дом, в котором я живу.

Учащимся класса предлагается построить на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Эта диагностика помогает определить привязанности ребят.

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это…

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…

3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…

4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…

6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…

7. Ребята, которые мне неприятны, это…

8. Ребята, которых я избегаю, это…

Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку составляющих жизни коллектива (соответствующих блокам характеристик).

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.

19 – 38 очень низкий

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-бальной шкале, где:

5 – эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;

4 – проявляется часто;

2 – этого у нас нет;

1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана

1. Взаимоотношения в классном коллективе

1.1 Мы доброжелательны друг к другу.

1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в

учебе, повседневной жизни, в организации досуга.

1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями.

1.4 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.

1.5 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям.

2. Мотивированность классного коллектива

2.1 Мы стремимся получить хорошие знания.

2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность.

2.3 Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.

2.4 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе,

выполнение устава школы.

2.5 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.

3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива

3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.

3.2 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.

3.3 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.

4. Уровень развития ученического самоуправления

4.1 Мы являемся организаторами своей жизни в классе.

4.2 В классе есть органы самоуправления.

4.3 Я знаю, как выполнить свое поручение.

4.4 Мы сами планируем свои дела.

4.5 Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).

4.6 Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, ставя соответствующий смайлики:

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а. чаще хочется остаться дома

б. бывает по-разному

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

в. пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

б. бывает по-разному

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

9. У тебя много друзей в твоём классе?

10. Тебе нравится твой класс?

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Коррекция взаимоотношений в классе

Необходимость общения школьников со сверстниками.

Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поиски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.

Поэтому классному руководителю необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии.

Правила вербального общения с учениками.

Если учитель, классный руководитель хочет добиться благожелательной атмосферы в классе, ему надо быть очень осторожным со словами.

Во – первых, не надо позволять себе резких высказываний в чей – либо адрес. Дети моментально подхватят неосторожное слово и задразнят одноклассника.

Во – вторых, избегайте шуток, хоть в малейшей степени задевающих личность ученика. Шуткой даже самой невинной можно подорвать престиж ученика в классе и нажить в его лице смертельного врага.

В – третьих, никогда не надо вступать с ребенком в словесные баталии. Из них вы выйдите измотанным и без каких – либо стратегических преимуществ. А ваш оппонент станет героем класса. Лучше мягко прекратить разговор: «Давай обсудим это с тобой чуть позже».

В – четвертых, чего бы вам это ни стоило, не срывайтесь и не кричите, как бы ученики вас не рассердили. Стоит только раз сорваться, выйти из себя, и вы уже не сможете от этого удержаться в дальнейшем. Дети могут специально провоцировать на срыв. С детьми надо держаться спокойно и с достоинством. Детям надо дать понять, что учителя уважают их и считаются с их мнением. Неплохо выработать в классе определенные правила поведения и приучить детей к их соблюдению. В спокойной обстановке и взаимоотношения будут доброжелательнее.

В – пятых, улыбайтесь как можно чаще. Улыбка приносит успех в делах, укрепляет дружбу.

Таким образом, учитель должен создать и поддерживать в классе благоприятные взаимоотношения между учениками. Чтобы дети общались между собой, не было изгоев, чтобы класс был сплочен, и каждый ученик был готов придти другому на помощь.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Самостоятельная работа студентов, 2 курс (стр. 3 )

отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст. pandia next page. отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст фото. отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст-pandia next page. картинка отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст. 1517542285p2508. отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст фото. отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст-1517542285p2508. картинка отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя какой возраст. картинка 1517542285p2508.

В процессе изучения дисциплины «Направления социально-педагогической деятельности в социальных институтах» студентам в качестве самостоятельной работы даются следующие задания:

1.Примерный перечень тем для самостоятельной работы студентов по написанию эссе

1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обу­чение, образование, система образования и т. д.

2. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.

3. Социальная педагогика как часть социальной философии.

4. Детство как социальная проблема.

5. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности

6. Что значит социализация личности.

7. Важность самовоспитания в развитии личности.

8. о талантливых детях.

9. Блонского «Очерки детской сексуальности».

10. Что значит профессионализм социального педагога.

11. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях.

12. Организация социального педагога в реабилитационных центрах.

13. Воспитание детей в семье верующих и социальное влияние.

14. Кризис современной системы образования.

15. Работа социального педагога с «семьей риска».

2. Конспектирование первоисточников:

1. Андреева по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие. – М., 1999.

3. Темы для рефератов

Образовательные программы для детей дошкольного возраста

1. Письменно ответить на следующие вопросы:

· Проанализировать различные подходы к определению понятия «Образовательные программы»

· Дать характеристику научным основам образовательных программ.

· Проанализировать парциальные программы.

2. Индивидуальные домашние задания (текущий контроль)

Составить проект (примерные темы проектных работ: Образование человека в городе будущего, Два разных мира – мальчики и девочки, Какой быть детскому саду будущего?, Кодекс чести и др). Подготовить мероприятия для проведения в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Составьте дидактическую конструкцию «Классификация программ дошкольного образования».

Образовательные программы начальной школы

1. Письменно ответить на следующие вопросы:

1. Проанализировать различные подходы к определению понятия «Образовательные программы» (использовать учебники различных авторов на выбор студента).

2. Дать характеристику научным основам образовательных программ.

3. Проанализировать развивающие программы начальной школы (на выбор студента).

2. Индивидуальные домашние задания (текущий контроль)

Подготовить воспитательное мероприятие для проведения в образовательных учреждениях для детей младшего школьного возраста.

2. Составьте дидактическую конструкцию «Классификация программ начальной школы».

3. Дайте характеристику традиционных и развивающих программ начальной школы.

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1. Рекомендации студентам

При подготовке к семинарским занятиям необходимо опираться на литературу последних лет: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, словари, справочники и т. д. желательно пользоваться литературой, предложенной преподавателем. Прежде чем искать ответы на вопрос в книгах следует попытаться выработать собственную позицию по данной теме. Для понимания сложного текста необходимо прочитать его несколько раз, сделать выписки, выводы из прочитанного и критически осмыслить. Для углубленного понимания специальной литературы важно систематически использовать справочники и словари. При подготовке сообщения необходимо конспектировать проработанную литературу.

2. Задания для самостоятельной работы (творческая работа)

Письменно ответить на следующие вопросы:

1) Перечислите условия успешного преодоления кризиса подросткового возраста.

2) Предложите рекомендации по повышению учебной мотивации подростков.

3) Перечислите основные правила работы психолога с «трудными» подростками.

3. Задания для самостоятельной работы (решение задач)

Задание 1. Прочитайте.

Задание 2. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора.

1.Отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя.

2.Уход от общения со взрослыми, так как отношения в общении воспринимаются ребёнком как не равные.

3.Складывающиеся убеждения во многом зависят от ближайшего окружения ребёнка, в частности от сверстников, с которыми он общается.

4.Для ученика характерен высокий уровень самосознания, в результате чего он начинает заниматься самовоспитанием.

5.Внимание основывается на непосредственном интересе, произвольное внимание развито слабо.

6.Мышление формируется теоретическое, критичное.

7.Мышление преобладает наглядное, логическое мышление только начинает

8.Появление стремления к самовоспитанию воли.

9.Внимание и восприятие избирательны.

Задание 3. Определите, о каких возрастах идёт речь в каждом описании.

1.Внимание в этом возрасте непроизвольное. Ребёнку трудно заставить себя быть внимательным. Требуются внешние стимулы для поддержания внимания.

2.Для этого возраста характерна избирательность внимания. Если ребёнку интересно, то он может долго и сосредоточенно работать даже со сложным материалом. Но всё-таки внимание легко может быть нарушено.

Сформулируйте рекомендации учителю по поддержанию внимания в каждом из этих возрастов.

Задание 4. Выберите предложения, характеризующие нравственные понятия и представления подростков.

2.Подростки в основном правильно понимают суть нравственных качеств.

3.Подростки преувеличенно трактуют значение некоторых нравственных качеств.

4.Подростки не уважают традиций своего народа, потому что слушают иностранную музыку и подражают западной моде.

6.Упрямство подростков имеет психологические причины.

7.Сквернословием подростки пытаются повысить свой статус среди сверстников.

Задание 5. Прочитайте.

Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал секцию баскетбола, а недавно перешёл в лыжную. Долго ли он будет посещать секцию? От чего это будет зависеть?

Задание 6. Прочитайте.

Мама очень хотела, чтобы её сын занимался спортом. Сын сказал, что будет ходить только один месяц. Что делать маме?

Задание 7. Прочитайте.

Стройная и худая Маша (13 лет) просит маму купить ей бюстгальтер. Мама считает, что дочери это ещё ни к чему. Стоит ли поддаваться на уговоры? Почему?

Задание 8. Прочитайте.

— Что же ты не слушаешь?

— Я слушаю, но отвлекаюсь!

Почему так происходит?

Задание 9. Прочитайте.

У подростка (мальчика) позднее половое созревание. Среди ребят он самый маленький. Отразится ли это на психическом развитии мальчика? Как помочь подростку?

Задание 10. Прочитайте

— Чтобы в девять был дома!

— Чтобы этого Колю я больше не видела! (По Волкову.)

Как вы оцениваете такое общение с подростком? Как это отразится на взаимоотношениях? Как должно измениться отношение взрослых к подростку?

Задание 11. Прочитайте.

Подросток грубит, кривляется, обижает младших, ведёт себя непристойно. Как себя вести с таким учеником? Почему так?

Задание 12. Прочитайте.

Вася хочет поиграть с Олей. Вася дёргает Олю за косу. Та, не раздумывая, даёт сдачи. В ход идут все известные сторонам средства общения. Вопли, визг, тычки. Кого наказать? Почему?

Задание 13. Часто в 11-12 лет подростки заявляют, что не будут с этими девчонками (мальчишками) в одной команде. Стоит ли идти на поводу?

Задание 14. О чём говорят случаи неподчинения подростков?

Задание 15. Прочитайте.

Урок в 7 классе учитель построил так.

1.Устный опрос у доски (один человек отвечает, остальные слушают)

3.Самостоятельное чтение параграфа учебника.

4.Краткая беседа по прочитанному.

Оцените эффективность урока. Насколько учтены особенности подросткового возраста? Какие изменения в урок вы бы внесли? Докажите их обоснованность.

Задание 16. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления (в личностной сфере, нравственных понятиях и представлениях, взаимоотношениях)?

Задание 17. Опишите трудности, с которыми сталкивается подросток. Объясните их психологические причины. Как помочь подростку в преодолении этих трудностей?

Задание 18. Перед вами сочинение учащегося.

«Меня зовут Коля. Вполне нормальный человек. Можно назвать умным, начитанным, судя по отзывам одноклассников и друзей. Моё общение с окружающими зависит от настроения. Охотно учусь тому, что меня интересует. Дела обычно довожу до конца. В семье и классе с моим мнением считаются. Увлекаюсь компьютерной техникой, парусным спортом, хоккеем. Практически на любой жизненный вопрос имею своё мнение. В споре меня трудно переубедить, но если я чувствую правоту собеседника,

этот вопрос отпадает. В общем, человека нельзя узнать по листку бумаги».

Можно ли сказать, что этот ученик вступил в подростковый возраст? По каким признакам вы это установили?

Задание 19. Прочитайте.

Володя, ученик 7 класса, не проявлял интереса к уроку географии. Учительница принимала всевозможные меры воздействия на него, но отношение к предмет осталось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог просидеть спокойно, сосредоточившись на чём-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса. На замечания учительницы во время урока Володя без стеснения говорил:

— Оказывается, география не такая уж скучная.

Характерна ли данная ситуация для подросткового возраста? Поясните своё мнение, опираясь на знания особенностей учебной деятельности подростка.

Катя (15 лет) пишет: «Учёбу я в школе бросила. Сижу дома в полной растерянности. Может я не умею заводить друзей? Может никто не хочет со мной дружить? Просто я маленького роста и не похожа на девушку. Все надо мной смеются. По-моему, мои дела не очень хороши. В чём причина такого состояния Кати? Связано ли оно с подростковым возрастом?

Родители пишут, что у них с Витей (15 лет) постоянные конфликты: «Мы даём ему некоторую самостоятельность, но договариваемся, чтобы он обязательно позвонил в определённое время, вернулся домой не позднее такого-то часа. Он же не выполняет условий нашего соглашения, нарушает их постоянно. На время мы лишаем его «свободы». Но потом всё повторяется снова. Он что же, не понимает, что делает себе вред?» Чем можно объяснить такое поведение подростка? Какой вариант отношения родителей к подростку в данном случае является лучшим и почему?

Задание 23. Прочитайте.

Учительница вошла в класс. Начала урок. Чётко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счёл нужным отвечать. Небрежно сказал:

— Я сегодня отвечать не буду.

— Не готов, да и настроение не располагает.

Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учительница вызывает другого, но и он в тон первому произносит:

Называются фамилии ещё пятерых учеников, и все они отказываются отвечать. Учительница испытала обиду и душевную боль от этих выходок учеников. Потребовалось очень большое самообладание, чтобы не сорваться и довести урок до конца. Какие возрастные особенности взаимоотношений в коллективе не учла учительница?

4.Тематика контрольных работ (по психологии подросткового возраста) для студентов ОЗО

1.Подростковый возраст как переломный, переходный, критический, пубертатный период развития.

2.Социально-историческая природа подросткового возраста.

3.Теории подросткового возраста.

4.Культурно-психологичексая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера.

5.Теория рекапитуляции Ст. Холла.

7.Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.

8.Особенности общения подростка

9.Социальная ситуация развития подростка.

10. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

11. Основные новообразования подросткового возраста.

12. Общение подростка со сверстниками.

13. Дружба в подростковом возрасте.

14. Особенности общения подростка со взрослыми.

15. Влияние стиля общения родителей на личностное развитие подростка.

16. Особенности общения подростка с учителями.

17. Проблема «кризиса» подросткового возраста в психологии.

18. Особенности развития психических процессов подростка

19. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

20. Проблема мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.

21. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

22. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста.

23. Самооценка подростка и ее особенности.

24. Самовоспитание в подростковом возрасте.

25. Подростковые реакции и увлечения:

26. Акцентуация характера в подростковом возрасте.

27. Эмоциональные особенности подростков

28. Эмоциональная неустойчивость и проблема подростковых суицидов.

29. Отклоняющееся поведение подростков.

30. Подростковые субкультуры и их влияние на становление личности подростков.

31. Подростки и нетрадиционные религии (секты).

32. Причины правонарушений подростков.

33. Психосексуальное развитие в подростковом возрасте.

34. Причины употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.

35. Курение, употребление алкоголя в подростковом возрасте.

36. Употребление алкоголя, наркотиков в подростковом возрасте.

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается решение психологических задач.

В конце изучения дисциплины студенты должны разработать и представить преподавателю контрольную работу «Рекомендации для родителей по условию преодоления кризисов одного года и трех лет».

1. Задания для самостоятельной работы (решение психологических задач)

1.Саша (2г.7мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил, для того чтобы Саша нормально говорил.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Сашей?

2.Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.

Чем можно объяснить такое явление?

Дайте психологическое обоснование.

3. Представим ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились.

Как будет проходить психическое развитие детей?

Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества?

4. Студентка педагогического вуза выполняла курсовую работу на тему «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей группе много было детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надо одевать вещи. Их родители и воспитатели считали, что эти дети или лентяи или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собиравшихся идти гулять. Студентка предложила следующее. Она нарисовала каждую вещь на большом плакате, расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в лучшую сторону.

Почему плакат с рисунками дал такой положительный эффект.

5. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность и почему?

Лена (3г.5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3г.6 мес.), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

6. Как мне трудно со своим сыном Колей (4г). Мне кажется, он любознателен не в меру. Он уже считает, читает и пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать. А ему только 4 года. Может быть это ненормально. Что же мне с ним делать?

Раннее развитие – что это?

Как воспитывать такого ребенка?

7.Одна родительница вспоминает: «Я на своих родителей очень ненавидела зато, что они чрезмерно опекали меня. А сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы». Далее с вызовом добавила: «Я и со своим сыном буду обращаться также. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу».

Прокомментируйте высказывание мамы?

Какие факторы, влияющие на ребенка не используются мамой?

Какие возможные последствия подобного воспитания?

8. Воспитательница подготовительной группы М. И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала их эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха», и т. д.. Да при этом еще прибавляла: «ты всегда…», «вечно ты…», «ты вообще…» и т. д.

Другая воспитательница Ю. Н. видела в своих воспитанников одаренных мальчиков и девочек. И если даже что-то у них не получалось, она старалась подчеркнуть сообразительность, ум, догадливость и т. д., даже если до успеха было далеко.

Дайте психологический анализ действий воспитателей.

9. Мишу (5 лет) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка – сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Наблюдая со стороны, трудно было определить, что он любит, что вызывает интерес и т. д.

Миша был идеально послушен. Скажут «иди», – идет, «садись», садится. А не скажут, так и будет стоять. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, они от его послушности были в восторге. Их беспокоило только одно, Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно.

Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабаушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот.

— Что вы!- ужаснулись бабушки.

— Но ему скоро в школу.

— Ну и что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.

Прокомментируйте этот случай. Как называется такой стиль воспитания?

Какие важные факторы психического развития в этом эпизоде не задействованы?

Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка.

Ваши советы подобным родителям.

10 Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают.

Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети?

Назовите возможные причины.

10. Исследования показывают, что ребенок в окружении красного или ярко-оранжевого цвета в первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1,5 часа он перевозбужден, а через 5 часов становится раздражительным и агрессивным.

Что необходимо предпринять, чтобы ребенок пришел в относительно спокойное состояние?

11. Наблюдения показывают, что в 2-4 года наиболее приятны нежно-розоаве, желтоватые и голубые оттенки.

Означает ли это, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу?

Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей.

Назовите возможные причины.

13.Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2г.10мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь бабушке ей на самом деле хотелось. В другой раз попробовали настоять на своем. Но она опять расплакалась, повторяя: «Не хочу, не пойду»».

Что случилось с девочкой? Объясните причину.

Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

14. Андрюша (6 лет 5мес.), закатив истерику, еще помнит, что делает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоции захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю.

Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез.

Чем объяснить подобное поведение Анрюши?

Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать.

Ваши действия в этой ситуации.

15. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Вторая мам в воспитании Нины (4г.5мес.) старается создать ситуации, где бы дочь могла сама себе выбирать игрушки, еде, одежду. Например она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое».

Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка?

Что является движущей силой психического развития ребенка?

16.Наблюдения показывают, что коэффициенты эгоцентрической речи ребенка возрастают:

А) когда в семье господствует авторитет взрослого авторитет принуждения;

Б) когда в среде сверстников отсутствуют дискуссии и споры;

В) когда ребенок предоставлен сам себе.

Дайте психологическое объяснение этим случаям.

17. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова: это поощряет его к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Как взрослый должен повторять слова ребенка: как тот произносит или как надо взрослому?

18. У каждого человека есть жизненное пространство, которое он подсознательно ощущает частью себя.

Надо ли у ребенка воспитывать ощущение собственного угла?

19. Дима и Митя однояйцовые близнецы и общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи.

Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную?

20. Наташе 5 лет 10 мес. Тетя предложила ей такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной — птичка лишняя, по две — дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.

Какие особенности мышления дошкольника проявились в данной ситуации?

2. Задание для творческой работы

Задание: провести сравнительный анализ психического развития ребенка согласно данным периодизациям.

3. Задания для домашней контрольной работы:

В конце изучения дисциплины студенты должны разработать и представить преподавателю домашнюю контрольную работу «Рекомендации для родителей по условию преодоления кризиса одного года, трех лет».

4. Тематика контрольных работ для студентов ОЗО

1. Особенности пренатального развития.

2. Особенности психофизиологического и психического развития в период новорожденности.

3. Социальная ситуация развития и новообразования новорожденного.

4. Особенности психофизиологического развития в период младенчества.

5. Особенности психического развития в период младенчества.

6. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

7. Значение ведущего типа деятельности и развитие психологических новообразований в период младенчества.

8. Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в раннем детстве.

9. Развитие речи в период раннего детства.

10. Развитие познавательных процессов в раннем детстве.

11. Развитие личности в раннем детстве.

12. Кризис трех лет и условия его преодоления.

13. Анатомо-физиологические особенности ребенка в дошкольном возрасте.

14. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте.

15. Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка.

16. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.

17. Различные виды деятельности дошкольника. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

18. Предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте. Условия и основные уровни развития учебной деятельности.

19. Развитие ощущения и восприятия в дошкольном возрасте.

20. Развитие внимания. Организация и поддержка внимания дошкольников.

21. Развитие памяти. Воспитание памяти в дошкольном возрасте.

22. Развитие мышления и речи дошкольника.

23. Развитие воображения. Индивидуальные особенности воображения дошкольника.

24. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте. Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника.

25. Развитие мотивационной сферы.

26. Эмоции и чувства дошкольников, условия их развития.

27. Развитие волевой сферы в дошкольном возрасте.

28. Проявления темперамента и его развитие у детей дошкольного возраста.

29. Дисгармоничное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *