отношение фамусовского общества к смыслу слова ум

Сочинение на тему: Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

­Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким интеллектом. Что же подразумевается под понятием “глупцы” и так ли глупы персонажи комедии, как их рисует Грибоедов?

У Фамусова и ему подобных свое понимание ума. Идеалом для него является некий Максим Петрович, который всего добился

У Чацкого на такой случай один ответ: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Такие, как Фамусов, предпочитают служить “лицам, а не делу” и рекомендуют всем так поступать. Для них умные люди – те, кто сумели приспособиться и добиться высокого положения в обществе, то есть извлечь для себя выгоду. Умные – те, кто смогли удачно жениться или выйти замуж за богатого и состоявшегося во всех отношения жениха.

В этом и заключается вся разница между “умными людьми” Фамусова и Чацким. Одинокий герой Грибоедова показан лишним на этом празднике жизни. Ведь для него ум – это то, что связано с передовыми взглядами, просвещением, стремлением искать блага не для себя, а для отчизны.

Подводя итог, можно сказать, что “ум” в этой комедии – понятие противоречивое, вызывающее частые споры. Каждый понимает “ум” по-своему, поэтому было бы ошибочным одних называть “глупцами”, а других “здравомыслящими”. Как гласит мудрая латинская пословица: “Сколько людей, столько и мнений”.

Related posts:

Источник

Отношение фамусовского общества к смыслу слова ум

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. um v ponimanii chatskogo. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-um v ponimanii chatskogo. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка um v ponimanii chatskogo.

­Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким интеллектом. Что же подразумевается под понятием «глупцы» и так ли глупы персонажи комедии, как их рисует Грибоедов?

На самом деле, в этом произведении противоборствуют «две правды», две жизненные позиции и две разновидности ума. Чацкий, несомненно, призывает всех к учению, чтению отечественных книг, правильной речи, благовоспитанности и сохранению духовной свободы. Но людям, привыкшим бить челом перед теми, кто выше по чину, употреблять в своей речи иностранные словечки и гордиться этим, писать безграмотно и при этом занимать хорошие посты благодаря хорошим связям, таких принципов, какие несет с собой Чацкий, не понять.

У Фамусова и ему подобных свое понимание ума. Идеалом для него является некий Максим Петрович, который всего добился своим умением приспосабливаться. По словам Фамусова «он не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах», но при этом умел, когда надо «сгибаться вперегиб» перед людьми более высокого ранга. У Чацкого на такой случай один ответ: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Такие, как Фамусов, предпочитают служить «лицам, а не делу» и рекомендуют всем так поступать. Для них умные люди – те, кто сумели приспособиться и добиться высокого положения в обществе, то есть извлечь для себя выгоду. Умные – те, кто смогли удачно жениться или выйти замуж за богатого и состоявшегося во всех отношения жениха. В этом и заключается вся разница между «умными людьми» Фамусова и Чацким. Одинокий герой Грибоедова показан лишним на этом празднике жизни. Ведь для него ум – это то, что связано с передовыми взглядами, просвещением, стремлением искать блага не для себя, а для отчизны.

Подводя итог, можно сказать, что «ум» в этой комедии – понятие противоречивое, вызывающее частые споры. Каждый понимает «ум» по-своему, поэтому было бы ошибочным одних называть «глупцами», а других «здравомыслящими». Как гласит мудрая латинская пословица: «Сколько людей, столько и мнений».

Источник

Помогите заполнить таблицу по произведению Грибоедова «Горе от ума»

Нужны цитаты Чацкого и Фамусовского общества об отношении
1. к народу и крепостному праву
2. к идеалам
3. к просвещению
4. к службе
5. к иностранному
7. к браку, к любви
8. смысл слова «ум»

То есть на каждый пункт по 2 цитаты. Пмогите плиз, очень надо!
Заранее спасибо)))))))

«Век нынешний» и «век минувший» по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

1)Чацкий 2)Фамусовсое общество
ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ, ЧИНАМ, КАРЬЕРЕ:
1)»Чины людьми даются, а люди могут обнануться.»
Сперва насмешливо, а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов, которые требуют рабской покорности, лицемерия и приспособленчества.

2)Фамусов:». Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.»
Молчалин:» Ну, право, что бы вам в Москве у насслужить?
И награжденья брать и весело пожить?»
ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ:
1)Фамусов о Чацком (с ужасом)
«Опасный человек! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!»
Называет крепостников-помещиков «знатными негодяями»,одни из которых «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей»,которые затем были все «распроданы по одиночке».Мечтает избавить русский народ от рабства.

2)Хлестакова:» И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев. «
Скалозуб:». Ученостью меня не обморочишь. «
Фамусов:». Ученье- вот чума, ученость- вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений»
КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ:
1)»Есть люди важные, слыли за дураков.
. но призваны всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны, хоть куда. «
(Предполагают, что эти строки посящены Александру 1)
Ум в понимание Чацкого- это просвещение, передовые взгляды, стремление искать блага не для себя, а для Отчизны. Для Фамусова- это ум бунтовщика,» карбонария».Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие (в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство).

2)Софья (о Чацком)
«Ум эдакий ли ум семейство осчастливит. «
ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру, добиться чина, жить богато, жениться выгодно-«дойти до степеней известных».Это практический, житейский, изворотливый ум.

Источник

Сравнительная характеристика (таблица) Чацкого и фамусовского общества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки. »;

«Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

Амуры и Зефиры все

«От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку»;

Хлёстова об арапке:

«Представь: их как зверей выводят напоказ,

Я слышала, там…город есть турецкий…»;

«В работу вас, на поселенье вас.

За грош меня продать готовы»

Отношение к московским нравам и времяпровождению

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?»;

«Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары»

«На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодёжь,

На юношей – сынков и внучат.

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички? – Как их возьмёт задор,

Засудят об делах, что слово – приговор…

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их … беда!

Спаси нас Боже. Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и … разойдутся.

А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь.

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва»

Отношение к идеалам

«Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;

«Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Они тотчас: разбой! пожар!

и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

Упал он больно, встал здорово»;

«Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

Отношение к образованию

«А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;

«Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!»

но для него этот вопрос не решён окончательно)

Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится»;

«Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам»;

«Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;

«И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений»;

«Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Фёдор, мой племянник»;

«Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

А книги сохранят так: для больших оказий»;

«… уж коли зло пресечь;

забрать все книги бы да сжечь»;

«Нет-с, книги книгам рознь.

А если б, между нами,

Был ценсором назначен я,

Хотя животные, а всё-таки цари»

Отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;

«Кто служит делу, а не лицам…»;

«Не служит, то есть в том пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;

«Когда в делах, я от веселья прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа»

«Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»;

«Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине…»;

«При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли,

Ну как не порадеть родному человечку. »;

«Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно»;

«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?»

Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»;

«Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме. – Здесь нынче тон каков

На съездах на больших,

по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?»;

«Несчастные! Должны ль упрёки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

(о московских модницах, копирующих иностранную моду);

«Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой»

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев…»

«А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!»;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно для иностранных…»

Отношение к богатству и чинам

«У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;

«Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…»;

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

«Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами…»;

«Что за тузы в Москве живут и умирают!»;

Фамусов о Скалозубе:

«…Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал.

Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;

«Будь плохенький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Чиновные и должностные –

Все ей друзья и все родные…»;

«Ведь надобно ж зависеть от других»

Отношение к кумовству, протекции

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;

«Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных…»

«Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;

«Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли,

Ну как не порадеть родному человечку. »

Отношение к любви, браку, счастью

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мысли были всем, и всем его делам

Душою – вы? вам угожденье?

Сам это чувствую, сказать я не могу;

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу»;

«Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»

«Грех не беда! Молва не хороша!»;

«Ну, люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне.

А я … одна лишь я любви до смерти трушу!

А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;

«И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…»

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?»;

«А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма…»

«В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь»

Отношение к смыслу слова «ум»

«И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший»;

Чацкий о Молчалине:

«А чем не муж? Ума в нём только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума не доставало?»;

«Как платья, волосы, так и умы коротки. »

«Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?»;

«Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви…»;

«Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;

«Да умный человек не может быть не плутом…»

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. a loader. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-a loader. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-386948

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. 12ca 000988a9 e32712b1. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-12ca 000988a9 e32712b1. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. placeholder. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум фото. отношение фамусовского общества к смыслу слова ум-placeholder. картинка отношение фамусовского общества к смыслу слова ум. картинка placeholder.

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *